Программа факультатива по русскому языку для 5 класса "Фонетика - это интересно"
Для того, чтобы быстро и легко понимать друг друга, нужно правильно говорить.
Существуют нормы, правила произношения, которые учитывают закономерности звуковой стороны языка.
К концу 5 класса по Программе М.М. Разумовской учащиеся должны овладеть следующими умениями:
• по фонетике и графике: определять звуки речи, различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы; свободно пользоваться алфавитом, в частности в работе со словарями;
• по орфоэпии: правильно произносить: гласные, согласные и их сочетания в составе слов; названия букв алфавита; употребительные слова изученных частей речи, в том числе термины русского языка;
Но, как правило, на уроках не все дети одинаково усваивают этот сложный материал.
Углубленное изучение звуков речи формирует у детей возможность выражать всё разнообразие наших мыслей и чувств.
Данный факультатив имеет большое познавательное и воспитательное значение.
Занятия способствуют развитию любви к русскому языку, уважение к народу – творцу языка.
Факультатив «Фонетика – это интересно» имеет большое практическое значение. Занимаясь фонетикой, учащиеся повышают культуру речи, развивают умение грамотно писать, правильно произносить слова. Кроме того, учащиеся овладевают умением пользоваться словарями, справочной литературой. На факультативном занятии обогащается словарный запас школьников. Факультатив способствует формированию у школьников интереса к работе исследователей языка и закладывает у них профессиональный интерес к занятиям лингвистикой.
Факультатив объединяет группу учащихся 5 класса, проявивших сознательное желание дополнительно познакомиться с этим разделом языка.
Факультатив рассчитан на 35 часов.
Дидактическая цель: создание условий для формирования коммуникативной, языковой компетенций учащихся через усвоение понятия о звуках и буквах, слогах, развитие умения отличать звуки и буквы, ударные и безударные слоги, правильного произношения: гласных, согласных и их сочетаний в составе слов, что будет способствовать воспитанию любви к русскому языку, уважения к народу – творцу языка.
Программа факультатива
1.Введение. Для чего нужно изучать фонетику? (1ч.)
2.Звуки и слоги – две самые краткие фонетические единицы.(5ч.)
3.Что нужно, чтобы речь зазвучала?(5)
4.Имеет ли звук значение?(3)
5.Практические занятия «Говорите правильно»(4ч.)
6.Коротко о благозвучии.(1ч.)
7.Практические занятия «Говорим и пишем»(4ч.)
8.Слушаем художественный текст.(5ч.)
9.«Приглашаем Вас в театр!»(5ч.)
10. Заключительное занятие: подведем итоги.(2ч.)
Методические рекомендации:
С 1 по 18 занятие – исследовательские - в форме бесед, соревнований, путешествий, экскурсий.
С 19 по 28 – игровые - в форме игр, сочинений стихов, рассказов, сказок.
С 29 по 33 – творческие — в форме создания творческих работ.
34-35 – выставка творческих работ.
Ожидаемый результат:
1. Умение определять звуки речи.
2. Различение ударных и безударных слогов;
3. Различение звуков и букв;
4. Правильное произношение гласных, согласных и их сочетаний в составе слов;
Алтайский край
Павловский район
Муниципальное образовательное учреждение «Колыванская средняя общеобразовательная школа»
Факультативное занятие по русскому языку для учащихся 5 класса
Фонетика – это интересно
Учитель русского языка и литературы
Соколова О.А.
Пояснительная записка
Для того, чтобы быстро и легко понимать друг друга, нужно правильно говорить.
Существуют нормы, правила произношения, которые учитывают закономерности звуковой стороны языка.
К концу 5 класса по Программе М.М. Разумовской учащиеся должны овладеть следующими умениями:
-
по фонетике и графике: определять звуки речи, различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы; свободно пользоваться алфавитом, в частности в работе со словарями;
-
по орфоэпии: правильно произносить: гласные, согласные и их сочетания в составе слов; названия букв алфавита; употребительные слова изученных частей речи, в том числе термины русского языка;
Но, как правило, на уроках не все дети одинаково усваивают этот сложный материал.
Углубленное изучение звуков речи формирует у детей возможность выражать всё разнообразие наших мыслей и чувств.
Данный факультатив имеет большое познавательное и воспитательное значение.
Занятия способствуют развитию любви к русскому языку, уважение к народу – творцу языка.
Факультатив «Фонетика – это интересно» имеет большое практическое значение. Занимаясь фонетикой, учащиеся повышают культуру речи, развивают умение грамотно писать, правильно произносить слова. Кроме того, учащиеся овладевают умением пользоваться словарями, справочной литературой. На факультативном занятии обогащается словарный запас школьников. Факультатив способствует формированию у школьников интереса к работе исследователей языка и закладывает у них профессиональный интерес к занятиям лингвистикой.
Факультатив объединяет группу учащихся 5 класса, проявивших сознательное желание дополнительно познакомиться с этим разделом языка.
Факультатив рассчитан на 35 часов.
Дидактическая цель: создание условий для формирования коммуникативной, языковой компетенций учащихся через усвоение понятия о звуках и буквах, слогах, развитие умения отличать звуки и буквы, ударные и безударные слоги, правильного произношения: гласных, согласных
<- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
Из выше сказанного стоит особо выделить, что в рамках факультатива формируются не только знания, но и развивается информационная составляющая образовательного процесса и как следствие информационная компетентность.
Основываясь на всем выше сказанном, хочу подчеркнуть что работа на мой взгляд актуальна. и учитывает все требования современного процесса модернизации общества. И что особенно важно учитывает социальный заказ общества.
С уважением Д.А. Соколов
аспирант кафедры межкультурных коммуникаций
СПБГУВК
С уважением Скокова Э.Э.
С уважением Бойко Н.В.
Большое спасибо, обязательно возьму ваш факультатив себе на заметку для будущего 5 класса. С уважением Степанова И.И.