Царство Грибы. Общая характеристика.
обучающиеся должны
Называть: представителей царства грибов различных групп, части гриба.
Объяснять: почему грибы занимают особое место в группе эукариотических организмов.
Знать: признаки отличия и сходства грибов с растениями, животными; способы размножения грибов; отличия плесневого гриба мукора от пеницилла; роль грибов в природе; способ питания грибов.
на этапах проведения урока используется персональный компьютер, проектор, цифровой микроскоп марки Digital Blue.
Автор: Соловьева Ольга Геннадьевна
Место проживания: г.Волгоград
Учебное заведение: МОУ гимназия №6
Предмет: биология
Учебник, по которому ведется обучение: Пономарева И.Н., Кучменко В.С, Симонова Л.В. 6 класс. Биология: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2009-2011
Тема: «Царство Грибы. Общая характеристика».
Тип урока: урока изучения нового учебного материала
Класс:6
Продолжительность: 1 урок -40 минут
Технологии: информационно-коммуникативные (видеофрагменты)
Конспект урока
Цель урока: ознакомить обучающихся с общей характеристикой грибов, питанием и со строением клеток плесневых грибов.
Задачи: дать представление о строении, размножении грибов и их роли в природе и жизни человека, продолжить формировать цитологические понятия, умение работать с лабораторным оборудованием, научной литературой, в парах, развивать умение использовать информационно-комуникативные технологии для получения учебной информации.
В рамках компетентностного подхода планируемый результат.
В результате изучения темы обучающиеся должны
Называть: представителей царства грибов различных групп, части гриба.
Объяснять: почему грибы занимают особое место в группе эукариотических организмов.
Знать: признаки отличия и сходства грибов с растениями, животными; способы размножения грибов; отличия плесневого гриба мукора от пеницилла; роль грибов в природе; способ питания грибов.
Оборудование: персональный компьютер, проектор, цифровой микроскоп марки Digital Blue, микропрепарат плесневого гриба, таблица «Грибы», муляжи грибов.
Этапы урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
III. Изучение нового учебного материала
IV. Закрепление материала урока.
V. Рефлексивная деятельность.
VI. Информация о домашнем задании.
Ход урока
Перед началом урока проверить исправность техники, подключение к сети Интернет, наличие лабораторного оборудования.
I. Организационный момент.
Слова приветствия учителя: «Добрый день, ребята».
Прозвенел опять звонок,
Начинаем мы урок.
Биология, друзья,
Очень даже нужная!
II. Актуализация знаний.
Вопросы:
«Какая наука изучает клетку?».
Ответ: цитология.
«Какие типы клеток вам известны?»
Примерный ответ: растительная клетка, бактериальная, животная и клетка гриба.
Демонстрация с помощью цифрового микроскопа растительной клетки (готовый микропрепарат «Строение клетки»). Микропрепарат – временный, изготовлен одним из учеников накануне урока по индивидуальному заданию.
Вспомните и назовите отличительные признаки клеток растений и животных. Ученики перечисляют признаки растительной и животной клетки.
Работа с таблицей «Бактерии». Обучающиеся показывают и называют основные части бактериальной клетки.
Вопрос: «Какая наука изучает растения? Бактерии? Грибы?» (зоологию можно не спрашивать, т.к. этот раздел биологии изучается в 7 класс).
Учитель: «Сегодня мы соприкоснемся с наукой микологией, изучающей грибы».
Демонстрация фрагмента видео «Царство Грибы» http://youtu.be/YmlpdIrNsOE (время просмотра — 2 минуты).
Отметить признаки растений и признаки животных у грибов.
признаки растений у грибов:
· размножение спорами
· клеточная стенка
· неподвижность в вегетативном состоянии
· поглощение пищи осмотическим путем
· синтез витаминов
признаки животных:
· наличие углевода хитина в клеточной стенке
· отсутствие в клетке хлоропластов и фотосинтезирующих пигментов
· накопление гликогена как запасного вещества
· гетеротрофность
· образование мочевины как продукта обмена веществ и выделение её
Остановиться на собственных признаках грибов. Показать на таблице гифы грибов.
Изучение групп грибов по способу питания. Обучающиеся делятся на 4 группы. Каждая группа получает задание: ознакомиться с характеристикой данной группы и подготовить краткое сообщение. Для ознакомления используются карточки с текстом и видеофрагмент. Выход на сайт http:// olgasol18.narod2.ru/razdeli_biologii/botanika_/ (2 минуты). Перед уроком проверить подключение к Интернету.
1группа изучает особенности грибов- сапрофитов, 2 группа — паразитов, 3 — симбионтов, 4 группа – хищников.
Время работы с текстом и просмотр фрагмента – 2 минуты.
Затем обучающиеся слушают сообщения представителей групп (по 1 представителю от группы).
Далее учитель сообщает, что есть необычные по строению грибы и называет плесневые грибы.
Выполнение лабораторной работы «Рассматривание под микроскопом плесневого грибы мукора». Сначала обучающиеся знакомятся с инструктивной карточкой к лабораторной работе. Затем помещают готовый микропрепарат на предметный столик светового микроскопа и рассматривают его. С помощью проектора учитель выводит изображение объекта с цифрового микроскопа на экран. Микропрепарат рассматривается при увеличении цифрового микроскопа х 60 и х 200. Ученики сверяют изображение объекта своих микроскопов с изображением, полученным с помощью цифрового микроскопа.
Изучение роли грибов в природе и жизни человека. Просмотр видеофрагмента http://youtu.be/s6aSzDlhbXw (2 минуты).
IV. Закрепление материала урока.
Оформление лабораторной работы в рабочих тетрадях.
Рассматривание нескольких микропрепаратов, изготовленных обучающимися с помощью цифрового микроскопа. Индивидуальная беседа с обучающимися по ходу рассматривания микропрепаратов.
В это время остальные ученики работают в рабочей тетради – оформляют лабораторную работу.
V. Рефлексивная деятельность.
С помощью смайликов ученики оценивают свою деятельность на уроке.
VI. Информация о домашнем задании.
1.Общее задание.
Ознакомится с материалом учебника, §53 «Царство Грибы. Общая характеристика».
2.Индивидуальное задание на выбор:
а) подготовить презентацию «В царстве грибов»;
б) устное сообщение «Грибы-рекордсмены» (необычные грибы);
в) сообщение о плесневых грибах;
г) галерея грибника. Рисунки съедобных и ядовитых грибов с приложением- пояснением (краткое описание);
д)сказка собственного сочинения по теме урока.
Список использованных источников
1.Беккер Э.Э. Физиология и биохимия грибов, изд-во Московского университета, 1988
2.Митникова Н.В., Грибы у дома, издательство: "Сельская новь", Москва, 1991
3.Черепанова Н.П., Пшедецкая Л.И., Грибы, издательство: Лениздат, 1990
http://youtu.be/YmlpdIrNsOE
http://youtu.be/s6aSzDlhbXw
Урок по теме «Общая характеристика грибов »
Автор: Соловьева Ольга Геннадьевна
Место проживания: г.Волгоград
Учебное заведение: МОУ гимназия №6
Предмет: биология
Учебник, по которому ведется обучение: Пономарева И.Н., Кучменко В.С, Симонова Л.В. 6 класс. Биология: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2009-2011
Тема: «Царство Грибы. Общая характеристика».
Тип урока: урока изучения нового учебного материала
Класс:6
Продолжительность: 1 урок -40 минут
Технологии: информационно-коммуникативные (видеофрагменты)
Конспект урока
Цель урока: ознакомить обучающихся с общей характеристикой грибов, питанием и со строением клеток плесневых грибов.
Задачи: дать представление о строении, размножении грибов и их роли в природе и жизни человека, продолжить формировать цитологические понятия, умение работать с лабораторным оборудованием, научной литературой, в парах, развивать умение использовать информационно-комуникативные технологии для получения учебной информации.
В рамках компетентностного подхода планируемый результат.
В результате изучения темы обучающиеся должны
Называть: представителей царства грибов различных групп, части гриба.
Объяснять: почему грибы занимают особое место в группе эукариотических организмов.
Знать: признаки отличия и сходства грибов с растениями, животными; способы размножения грибов; отличия плесневого гриба мукора от пеницилла; роль грибов в природе; способ питания грибов.
Оборудование: персональный компьютер, проектор, цифровой микроскоп марки Digital Blue, микропрепарат плесневого гриба, таблица «Грибы», муляжи грибов.
Этапы урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
III. Изучение нового учебного материала
IV. Закрепление материала урока.
V. Рефлексивная деятельность.
VI. Информация о домашнем задании.
Ход урока
Перед началом урока проверить исправность техники, подключение к сети Интернет, наличие лабораторного оборудования.
I. Организационный момент.
Слова приветствия учителя: «Добрый день, ребята».
Прозвенел опять звонок,
Начинаем мы урок.
Биология, друзья,
Очень даже нужная!
II. Актуализация знаний.
Вопросы:
«Какая наука изучает клетку?».
Ответ: цитология.
«Какие типы клеток вам известны?»
Примерный ответ: растительная клетка, бактериальная, животная и клетка гриба.
Демонстрация с помощью цифрового микроскопа растительной клетки (готовый микропрепарат «Строение клетки»). Микропрепарат – временный, изготовлен одним из учеников накануне урока по индивидуальному заданию.
Вспомните и назовите отличительные признаки клеток растений и животных. Ученики перечисляют признаки растительной и животной клетки.
Работа с таблицей «Бактерии». Обучающиеся показывают и называют основные части бактериальной клетки.
Вопрос: «Какая наука изучает растения? Бактерии? Грибы?» (зоологию можно не спрашивать, т.к. этот раздел биологии изучается в 7 класс).
Учитель: «Сегодня мы соприкоснемся с наукой микологией, изучающей грибы».
Демонстрация фрагмента видео «Царство Грибы» http://youtu.be/YmlpdIrNsOE (время просмотра - 2 минуты).
Отметить признаки растений и признаки животных у грибов.
признаки растений у грибов:
-
размножение спорами
-
клеточная стенка
-
неподвижность в вегетативном состоянии
-
поглощение пищи осмотическим путем
-
синтез витаминов
признаки животных:
-
наличие углевода хитина в клеточной стенке
-
отсутствие в клетке хлоропластов и фотосинтезирующих пигментов
-
накопление гликогена как запасного вещества
-
гетеротрофность
-
образование мочевины как продукта обмена веществ и выделение её
Остановиться на собственных признаках грибов. Показать на таблице гифы грибов.
Изучение групп грибов по способу питания. Обучающиеся делятся на 4 группы. Каждая группа получает задание: ознакомиться с характеристикой данной группы и подготовить краткое сообщение. Для ознакомления используются карточки с текстом и видеофрагмент. Выход на сайт http:// olgasol18.narod2.ru/razdeli_biologii/botanika_/ (2 минуты). Перед уроком проверить подключение к Интернету.
1группа изучает особенности грибов- сапрофитов, 2 группа - паразитов, 3 - симбионтов, 4 группа – хищников.
Время работы с текстом и просмотр фрагмента – 2 минуты.
Затем обучающиеся слушают сообщения представителей групп (по 1 представителю от группы).
Далее учитель сообщает, что есть необычные по строению грибы и называет плесневые грибы.
Выполнение лабораторной работы «Рассматривание под микроскопом плесневого грибы мукора». Сначала обучающиеся знакомятся с инструктивной карточкой к лабораторной работе. Затем помещают готовый микропрепарат на предметный столик светового микроскопа и рассматривают его. С помощью проектора учитель выводит изображение объекта с цифрового микроскопа на экран. Микропрепарат рассматривается при увеличении цифрового микроскопа х 60 и х 200. Ученики сверяют изображение объекта своих микроскопов с изображением, полученным с помощью цифрового микроскопа.
Изучение роли грибов в природе и жизни человека. Просмотр видеофрагмента http://youtu.be/s6aSzDlhbXw (2 минуты).
IV. Закрепление материала урока.
Оформление лабораторной работы в рабочих тетрадях.
Рассматривание нескольких микропрепаратов, изготовленных обучающимися с помощью цифрового микроскопа. Индивидуальная беседа с обучающимися по ходу рассматривания микропрепаратов.
В это время остальные ученики работают в рабочей тетради – оформляют лабораторную работу.
V. Рефлексивная деятельность.
С помощью смайликов ученики оценивают свою деятельность на уроке.
VI. Информация о домашнем задании.
1.Общее задание.
Ознакомится с материалом учебника , §53 «Царство Грибы. Общая характеристика».
2.Индивидуальное задание на выбор:
а) подготовить презентацию «В царстве грибов»;
б) устное сообщение «Грибы-рекордсмены» (необычные грибы);
в) сообщение о плесневых грибах;
г) галерея грибника. Рисунки съедобных и ядовитых грибов с приложением- пояснением (краткое описание);
д)сказка собственного сочинения по теме урока.
Список использованных источников
1.Беккер Э.Э. Физиология и биохимия грибов, изд-во Московского университета, 1988
2.Митникова Н.В., Грибы у дома ,издательство: "Сельская новь", Москва, 1991
3.Черепанова Н.П., Пшедецкая Л.И., Грибы, издательство: Лениздат, 1990
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»