Планета загадок - Земля
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью данного курса является расширение знаний, полученных детьми при изучении школьного курса «Окружающий мир», создание условий для пробуждения в детях интереса к более глубокому познанию живой и неживой природы, к исследованию «живой» планеты Земля.
Для достижения цели программы необходимо решить следующие задачи:
-
Развитие интереса к познанию мира природы;
-
Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы;
-
Становление осознания уникальности, неповторимости и невосполнимости любого природного объекта, признанию самоценности Природы;
-
Воспитание ответственного отношения к природе, жизни;
-
Формирование у детей культуры отношения к растениям, животным.
Программа рассчитана на 34 занятия (1ч. в неделю). В ней выделено тем, а также введение и заключение.
Программа составлена на основе авторской программы кружка «Юный эколог» Ю.Н.Александровой, Л.Д.Ласкиной, Н.В.Николаевой и содержании документальных фильмов компании ВВС – «Силы природы», «Живая планета» (в 4ч.), «Планета Земля» (в 5ч.). В содержании курса интегрированы знания из различных областей географии, геологии, биологии, экологии и метеорологии.
Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:
-
Земля – единая экосистема;
-
Уникальная ценность погодных явлений и природных существ вне зависимости от формы проявления;
Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребёнка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создаёт на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, парная, звеньевая.
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание проектов, изготовление поделок, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, театрализованные представления, составление памяток.
Ожидаемый результат:
Показатели в личностной сфере ребёнка:
-
Интерес к познанию мира природы;
-
Потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
-
Осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального.
Учащиеся должны знать:
-
Планета Земля – наш большой дом;
-
Солнце – источник жизни на Земле;
-
Неживое и живое в природе;
-
Виды основных погодных явлений (гроза, ураган, лавина и т.д.)
-
Виды глобальных природных катаклизмов: цунами, землетрясения, наводнения;
-
Основные климатические пояса Земли;
-
Основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (на отдельных примерах);
-
Самоценность любого организма;
-
Многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
-
Основные виды растений и животных различных экосистем и климатических зон;
-
Позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе.
Учащиеся должны уметь:
-
Выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
-
Составлять экологические модели, трофические цепи;
-
Доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта;
-
Предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
-
Применять теоретические знания при обращении с живыми организмами;
-
Наблюдать предметы и явления природы и погоды по предложенному плану или схеме;
-
Оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
-
Оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;
-
Проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;
-
Выражать своё отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления сказок, мини-сочинений и т.п.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата |
№ п/п |
Перечень разделов и тем |
Кол-во часов |
Краткое содержание |
Формы и методы |
Формы подведения итогов |
|
|
Введение. |
4 |
Теория – 3ч., практика – 1ч. |
|
|
|
1. |
Вводное занятие. |
1 |
Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении уроков, при проведении наблюдений в природе, при проведении экскурсий. Беседа о целях предмета. |
Беседа. |
Инструктаж, представление программы на родительском собрании. |
|
2. |
История Земли. Окаменелости. |
1 |
Работа со схемами «Движение плит», рассказ о рождении планеты. Земная кора – понятие. Работа с картой мира и зарисовка схемы строения планеты. Что такое «окаменелости»? Рисунки детей, анализ нескольких работ. |
Беседа, работа с картой. Обсуждение рисунков. |
Рисунок «Репортаж из прошлого Земли» |
|
3. |
Причина смены времён года. Климатические пояса Земли. |
1 |
Работа с виртуальной моделью «Вращение Земли вокруг Солнца». Работа со схемой «Угол падения солнечных лучей на Землю», работа с картой «Климатические пояса мира». |
Диалог, работа в парах. Работа с атласом мира. |
Составление схемы «Регуляр-ные изменения». |
|
4. |
Наблюдения в природе. |
1 |
Сравнение времён года в разных географических поясах Земли. |
Групповая работа. |
Составление опорных слов для каждого пояса. |
|
|
Силы природы. Погода. |
5 |
Теория – 4ч., практика – 1ч. |
|
|
|
5. |
Торнадо, смерчи и ураганы. |
1 |
Просмотр видеоряда, обсуждение и сравнение разных видов ветров. |
Диалог, обсуждение. |
Зарисовка состояния объектов неживой природы. |
|
6. |
Ливни, наводнения. Песчаные бури и грозы |
1 |
Выявление взаимосвязи между климатическим поясом и погодными условиями. Сравнение погодных явлений |
Диалог, работа в группах. |
Составление опорных схем «Причины….» |
|
7. |
Снежные бури и лавины. |
1 |
Работа с виртуальной моделью «Лавина», установление причин схода лавин. Разбор понятия «Ледяной шторм» - сходство и различия с морским штормом. |
Работа парная, фронтальная. |
Создание мини-проектов «Спасение» |
|
8. |
Цунами. Землетрясения. |
1 |
Изучение причин возникновений цунами и землетрясений. Работа с картой мира, определение самых сейсмоопасных районов в мире. Изучение последствий этих явлений. |
Работа с атласом мира, просмотр видеофрагментов. |
Игра с картами-схемами «Что сначала, что потом?» |
|
9. |
Наблюдения за сезон-ными явлениями в неживой природе. |
1 |
Наблюдаем осеннее небо. Находим признаки осени. Строим предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1 – 2 недели. |
Диалог. |
Зарисовать свои предположения. |
|
|
Живая планета. |
23 |
Теория – 15ч., практика – 8ч. |
|
|
|
10. |
Ледяные миры. Северный. |
1 |
Полярные времена года. Выживание на холоде. Животный и растительные миры. |
Просмотр видеофильма. Работа с картой природных зон. |
Игра «Кто где живёт?» |
|
11. |
Ледяные миры. Южный. |
1 |
Ледяной материк. Сравнение животного мира Арктики и Антарктики. |
Сообщения детей. Просмотр видеоматериалов. |
Составление цепи питания. |
|
12. |
Великие равнины. |
1 |
Понятие «равнина». Луга и пастбища. Жизнь стадами, семейными группами. Покровительственная окраска и другая приспособленность хищников. Птицы-падальщики. |
Работа с картой климатических поясов. Беседа. Рассматривание иллюстраций. |
Составление пищевых цепочек. |
|
13. |
Море трав. |
1 |
Просмотр видео материалов. |
Оформление альбома «Живот-ные Африки» |
|
|
14. |
Пресная вода. |
1 |
Обитатели пресных вод. Рыбы, амфибии. |
Работа с картой. Сообщения детей. |
Географическая игра «Покажи на карте» |
|
15. |
Сладкая свежая вода. |
1 |
Обитатели берегов рек и озёр. Водоплавающие млекопитающие, околоводные птицы. |
Диалог. Работа с иллюстрациями и видеофрагментами. |
Игра «Кто больше назовёт?» |
|
16. |
Пещеры. |
1 |
Самый неизведанный рубеж нашей планеты. Колонии насекомых и пещерных животных. |
Просмотр видеоматериалов. Сообщения детей. |
Мини-проект «Пещерные тайны» |
|
17. |
Пустыни. |
1 |
1/7 часть всей суши – пустыни. Жаркие и холодные пустыни. Оазис. Жители жаркой пустыни. Приспосабливаемость к перепадам температур и засухе. Насекомые-хищники. |
Беседа. Работа с картой полушарий. Сообщения детей. |
Составление пищевых цепочек. |
|
18. |
Выжженные пустыни. |
1 |
Зависимость циклов жизни от осадков. Важность растений для сухих районов. Увеличение пустынь вдвое за последние 100 лет. |
Видеофрагменты. Работа с экологической литературой. |
Проекты «Нет продвижению пустынь!» |
|
19. |
Джунгли. |
1 |
Оранжерея нашей планеты, где обитает больше половины биологических видов. Приспособленность животных и растений. |
Диалог. Работа с картой полушарий. |
Рисунок «Удивительные животные» |
|
20. |
1 |
Растительный и животный мир. Краски джунглей. |
Просмотр видеоматериалов. Работа с экологи-ческой литерат-ой. |
Составление атласа-определителя «Мир джунглей» |
|
|
21. |
Сезонные леса. |
1 |
Самые величественные из живых существ – деревья. Некоторые из них являются самыми крупными живыми организмами на Земле. Лиственные и хвойные деревья, растущие в сезонных областях нашей планеты, образуют самые обширные леса на Земле. |
Беседа. Сообщения детей. Робота с фото и видеоматериалами. |
Игра «Узнай по описанию» |
|
22. |
Небо над нами. |
1 |
Игра-викторина «День птиц» |
Викторина. |
Рисунок «Удивительные птицы» |
|
23. |
Горы. |
1 |
5% поверхности Земли – горы. Горные цепи. Жизнь в горном климате. |
Беседа. Работа с картой полушарий. |
Составление цепи питания. |
|
24. |
1 |
Животный и растительный мир гор. Одинаковые привычки животных, живущих в различных географических точках. |
Практическая работа. |
Составление альбома «Горы» |
|
|
25. |
Мелководные моря. |
1 |
Понятие «мелководное море». Поверхность морей, глубина, континентальный шельф, коралловые рифы. |
Работа с картой океанов, иллюстрациями. |
Мини-сочинение «Почему у рыб нет пальцев?» |
|
26. |
Побережья. |
1 |
Понятие «берег». Различные виды берегов. Приливы и отливы, приспосабливаемость животных. Особое строение клюва и лап прибрежных птиц. |
Работа с чучелами и видеофраг-ментами. |
Игра «Чей клюв?» |
|
27. |
Глубины океанов. |
1 |
Приспособленность животных, обитающих на дне. Светящиеся в темноте. |
Сообщения детей. Беседа. |
Моделирование цепи питания. |
|
28. |
1 |
Глубоководные хищники и их жертвы. |
Видеозанятие. |
Рисунок «Жители морских глубин» |
|
|
29. |
Нетронутые уголки. |
1 |
Последние нетронутые уголки дикой природы. |
Диалог, рассказ учителя. |
Географическая игра «Найди и покажи» |
|
30. |
1 |
Жизнь редких и исчезающих видов животных. |
Видеозанятие. |
Игра «Кто где живёт?» |
|
|
31. |
Новые миры. |
1 |
Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. |
Работа с фото и видеоматериалами. |
Мини-сочинеие «Защитим себя» |
|
32. |
1 |
Будущее за микроорганизмами. Кто выживет после ядерной войны? |
Диалог. |
Мини-проект «До и после….» |
|
|
|
Заключение. |
2 |
Теория – 1ч., практика – 1ч. |
|
|
|
33. |
Брейн-ринг «В мире животных» |
1 |
Игра. Редкие и исчезающие виды. |
Игра. |
Награждение победителей. |
|
34. |
Начни с себя! |
1 |
Акция с выступлением детей по воспитанию экологически сообразного поведения в природе. Работа с экознаками, выставка творческих работ. |
Выступление детей. |
Подведение итогов. Задания на лето. |
Список литературы, CD-ROM, DVD :
-
Александрова Ю.Н., Ласкина Л.Д., Николаева Н.В. Юный эколог. 1 – 4 классы: программа кружка, разработки занятий, методические рекомендации – Волгоград: Учитель, 2010.
-
Большая детская энциклопедия животных. – М.: АСТ, 2008.
-
Брайт М., Клейборн А. Детская энциклопедия животных. – М.: Эксмо, 2009.
-
Вильчек Г. Большая детская энциклопедия. Птицы и звери – М.: Аванта+, 2009.
-
Животные нашей планеты. Еженедельное издание. – М.: Де Агостини, 2008– 2009.
-
Зверев А.Т. Экология. Учебник для 3 класса. – М.: Дом педагогики, 1999.
-
Зверев А.Т. Экология. Учебник для 4 класса. – М.: Дом педагогики, 1999.
-
Зверев А.Т. Экологические игры. – М.: ОНИКС 21 век, 2002.
-
Люри Д. Большая детская энциклопедия. География. Т.3. – М.: Аванта+, 2010.
-
Огуреева Г.Н. Большая детская энциклопедия. Ботаника. Т.43. – М.: Аванта+, 2010.
-
Пайп Д. Планета Земля. Детская энциклопедия. – М.: Эксмо, 2009.
-
Рассоха-Дисс М.С. Загадки океана. Детская иллюстрированная энциклопедия. – Украина. Белгород: Ранок, 2010.
-
Ростоцкая А. Большая детская энциклопедия. Геология. Т.4. – М.: Аванта+, 2010.
-
Станкевич Т.А. Атлас. Природа России. – М.: Росмэн, 2008.
-
Шаповалова Е.В. Человек и природа. Иллюстрированная детская энциклопедия. – Украина. Белгород: Ранок, 2009.
-
Энциклопедия. Открой мир вокруг себя. Вып. 1, 3, 4, 7, 8, 11, 14, 16, 18, 19, 24, 25, 27, 28, 29, 30, 32, 33, 34, 36-39. – М.: Де Агостини, 2010 – 2011.
-
CD-ROM Большая детская энциклопедия. – М.: Новый диск, 2004.
-
CD-ROM Вильчек Г. Большая детская энциклопедия. Птицы и звери – М.: Аванта+, 2009.
-
CD-ROM О.В.Смолянский Наша планета. Серия «Почемучка». – М.: 1С, 2010.
-
DVD Голубая планета. В 4ч. Серия «DVD коллекция ВВС». – М.: ЗАО «СОЮЗ Видео»,2008
-
DVD Живая планета. В 4ч. Серия «DVD коллекция ВВС: Живая природа». – М.: ЗАО «СОЮЗ Видео»,2008
-
DVD Земля: мощь планеты. В 3ч. Серия «DVD коллекция ВВС: Загадки природы». – М.: ЗАО «СОЮЗ Видео»,2007
-
DVD Планета Земля какой вы её ещё не видели. Серия «DVD коллекция ВВС: Живая природа». В 5ч. – М.: ЗАО «СОЮЗ Видео», 2009.
-
DVD Силы природы. Серия «DVD коллекция ВВС». – М.: ЗАО «СОЮЗ Видео», 2005.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Подготовка к всероссийским итоговым проверочным работам обучающихся 4 классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО