Обобщение знаний о глаголе
Краткое описание
Обобщение и систематизация знаний, полученных при изучении темы.
Описание
Урок русского языка в 4 классе
Тема урока: «Обобщение знаний о глаголе»
Учитель: Апалеева Р.А.
Вид урока: урок-семинар.
Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний.
Цели и задачи:
· обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении темы;
· привить любовь к русскому языку через нестандартные форму урока;
· научить детей общаться, взаимодействовать друг с другом, развивать умения и навыки общения.
Оборудование: оформление доски, словари, карточки с заданиями, задания для творческой работы.
В о п р о с ы (даются заранее):
1. Происхождение слова глагол.
2. Роль глагола в речи.
· Глагол – необыкновенная часть речи. Чем она необыкновенна?
Проведите исследование.
· Удивительные свойства русского языка. Что это за свойства?
· Многозначность глаголов.
· Глаголы – синонимы.
· Глаголы звучания и света.
3. Постоянные и непостоянные признаки глаголов.
4. Все ли глаголы могут употребляться в 1-м лице единственного числа.
Ход урока:
1. Сообщение цели урока.
Глагол – самая огнепышущая,
Самая живая часть речи. А.Югов.
С л о в о у ч и т е л я.
— Прочитайте эпиграф к уроку и объясните, как понимаете его.
2. Работа по теме урока.
1. На первый вопрос отвечают обучающиеся 1-й группы.
Дети рассказывают, что термин глагол – это перевод с латинского - verbum, что значит слово, речь. В словаре Даля это слово означает:
а) слово, речь;
б) часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние.
Слово – исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои, дар говорить.
2. На второй вопрос отвечают обучающиеся второй группы.
Необыкновенная часть речи глагол тем, что обозначает действие. По частоте употребления глаголами являются: мочь, сказать, говорить, знать, видеть, стать. (Ребята должны провести исследование по словарю и художественному тексту.)
Обучающиеся с помощью приставок образуют новые глаголы от слова говорить (2 мин.)
При проверке называют глагол, объясняют его значение, указывают на разнообразие приставок, с помощью которых увеличивается количество глаголов в нашем языке. Далее к слову говорить подбирают синонимы.
1. Инсценировка отрывка из стихотворения Г.Гюйко:
За столом сказала мама:
Хватит языком болтать!
А сынишка осторожно:
А болтать ногами можно?
— Объясните значение словосочетаний болтать языком, болтать ногами.
— Подберите словосочетания с глаголом держать, чтобы глагол имел разные значения; а затем подобрать к нему синонимы. (Обучающиеся пользуются толковыми словарями.)
В ы в о д. Чем больше синонимов знает человек, тем точнее он выражает свои мысли.
Физкультминутка.
— Прочитайте стихотворение И.Токмаковой:
Зябн…т осинка
Дрож…т на ветру
Стын…т на солнышке
Мёрзн…т в жару.
З а д а н и я.
1) Назовите глаголы-синонимы.
2) Вставьте гласные в окончания глаголов, обоснуйте (используются карточки с окончаниями глаголов).
3) Что вы можете сказать об этом предложении?
4) Расставьте знаки. (Следует синтаксический разбор предложения, составление схемы предложения:
[ , , , ].)
2. Назовите слова с безударными гласными в корне.
3. Запишите стихотворение по памяти.
(Взаимопроверка в парах.)
Физкультминутка.
4. Наблюдение за глаголами.
С л о в о у ч и т е л я.
— Нас всюду окружают звуки. Просыпаемся мы от заливистого звона будильника. В дождливый день крупные капли барабанят по крыше и по стеклам. А сколько новых звуков мы слышим в лесу?!
— Какие звуки мы слышим в лесу?
— Прочитайте стихотворение Ф.И.Тютчева «Море и утёс»:
И бунту…т, и клокоч…т,
Хлещ…т, свищ…т и рев…т,
И до звезд допрянуть хочет,
До незыблемых высот.
З а д а н и я:
1. Какую картину вы представили, расскажите.
2. С помощью какой части речи Ф.И.Тютчеву удалось передать картину бушующего моря. Почему?
3. Найдите значение слов по толковому словарю (работа в группах).
1-я группа – клокочет.
2-я группа – допрянуть (сл. Даля, с.472)
3-я группа – незыблемых.
4. Спишите стихотворение, вставляя пропущенные орфограммы.
5. Проверьте написание личных окончаний глаголов.
6. Подчеркните глаголы звучания.
7. Что интересного вы можете рассказать о глаголе хочет?
5. Далее 3-я группа отвечает на вопрос о постоянных и непостоянных признаках глаголов, обосновывает написание, класс дополняет.
6. Инсценирование.
Ученики одной из групп подготовили сценку.
Два мальчика-спортсмена шли с тренировки и разговаривали:
— В этом году на соревнованиях области я обязательно победю…, нет побежу…,- замялся Гена.
— Эх ты, ещё не знаешь, как сказать, а хочешь победить, — засмеялся Игорь.
— А как же сказать правильно? Подумайте! (Работа в группах.)
В ы в о д. Глагол победить в 1-м лице не употребляется. Так же в 1-м лице не употребляются: убедить, дерзить, бороздить, пылесосить, шелестеть. Однако ситуация не безвыходная. Можно сказать: одержать победу, буду пылесосить, чищу пылесосом.
С л о в о у ч и т е л я.
— Запишите предложение, раскрыв скобки.
Я (убедить) товарища.
3. Творческая работа.
На доске написаны глаголы: светит, греет, появляется, пригревает, пробуждается, зеленеет, распускается, щебечут, ходят, суетятся, выползают, благоустраивают.
З а д а н и е.
1. Напишите сочинение-миниатюру.
2. Определите тему будущего текста.
3. Озаглавьте.
( Чтение и анализ 2-3 сочинений).
4. Подведение итогов урока.
Тема урока: «Обобщение знаний о глаголе»
Учитель: Апалеева Р.А.
Вид урока: урок-семинар.
Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний.
Цели и задачи:
· обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении темы;
· привить любовь к русскому языку через нестандартные форму урока;
· научить детей общаться, взаимодействовать друг с другом, развивать умения и навыки общения.
Оборудование: оформление доски, словари, карточки с заданиями, задания для творческой работы.
В о п р о с ы (даются заранее):
1. Происхождение слова глагол.
2. Роль глагола в речи.
· Глагол – необыкновенная часть речи. Чем она необыкновенна?
Проведите исследование.
· Удивительные свойства русского языка. Что это за свойства?
· Многозначность глаголов.
· Глаголы – синонимы.
· Глаголы звучания и света.
3. Постоянные и непостоянные признаки глаголов.
4. Все ли глаголы могут употребляться в 1-м лице единственного числа.
Ход урока:
1. Сообщение цели урока.
Глагол – самая огнепышущая,
Самая живая часть речи. А.Югов.
С л о в о у ч и т е л я.
— Прочитайте эпиграф к уроку и объясните, как понимаете его.
2. Работа по теме урока.
1. На первый вопрос отвечают обучающиеся 1-й группы.
Дети рассказывают, что термин глагол – это перевод с латинского - verbum, что значит слово, речь. В словаре Даля это слово означает:
а) слово, речь;
б) часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние.
Слово – исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои, дар говорить.
2. На второй вопрос отвечают обучающиеся второй группы.
Необыкновенная часть речи глагол тем, что обозначает действие. По частоте употребления глаголами являются: мочь, сказать, говорить, знать, видеть, стать. (Ребята должны провести исследование по словарю и художественному тексту.)
Обучающиеся с помощью приставок образуют новые глаголы от слова говорить (2 мин.)
При проверке называют глагол, объясняют его значение, указывают на разнообразие приставок, с помощью которых увеличивается количество глаголов в нашем языке. Далее к слову говорить подбирают синонимы.
1. Инсценировка отрывка из стихотворения Г.Гюйко:
За столом сказала мама:
Хватит языком болтать!
А сынишка осторожно:
А болтать ногами можно?
— Объясните значение словосочетаний болтать языком, болтать ногами.
— Подберите словосочетания с глаголом держать, чтобы глагол имел разные значения; а затем подобрать к нему синонимы. (Обучающиеся пользуются толковыми словарями.)
В ы в о д. Чем больше синонимов знает человек, тем точнее он выражает свои мысли.
Физкультминутка.
— Прочитайте стихотворение И.Токмаковой:
Зябн…т осинка
Дрож…т на ветру
Стын…т на солнышке
Мёрзн…т в жару.
З а д а н и я.
1) Назовите глаголы-синонимы.
2) Вставьте гласные в окончания глаголов, обоснуйте (используются карточки с окончаниями глаголов).
3) Что вы можете сказать об этом предложении?
4) Расставьте знаки. (Следует синтаксический разбор предложения, составление схемы предложения:
[ , , , ].)
2. Назовите слова с безударными гласными в корне.
3. Запишите стихотворение по памяти.
(Взаимопроверка в парах.)
Физкультминутка.
4. Наблюдение за глаголами.
С л о в о у ч и т е л я.
— Нас всюду окружают звуки. Просыпаемся мы от заливистого звона будильника. В дождливый день крупные капли барабанят по крыше и по стеклам. А сколько новых звуков мы слышим в лесу?!
— Какие звуки мы слышим в лесу?
— Прочитайте стихотворение Ф.И.Тютчева «Море и утёс»:
И бунту…т, и клокоч…т,
Хлещ…т, свищ…т и рев…т,
И до звезд допрянуть хочет,
До незыблемых высот.
З а д а н и я:
1. Какую картину вы представили, расскажите.
2. С помощью какой части речи Ф.И.Тютчеву удалось передать картину бушующего моря. Почему?
3. Найдите значение слов по толковому словарю (работа в группах).
1-я группа – клокочет.
2-я группа – допрянуть (сл. Даля, с.472)
3-я группа – незыблемых.
4. Спишите стихотворение, вставляя пропущенные орфограммы.
5. Проверьте написание личных окончаний глаголов.
6. Подчеркните глаголы звучания.
7. Что интересного вы можете рассказать о глаголе хочет?
5. Далее 3-я группа отвечает на вопрос о постоянных и непостоянных признаках глаголов, обосновывает написание, класс дополняет.
6. Инсценирование.
Ученики одной из групп подготовили сценку.
Два мальчика-спортсмена шли с тренировки и разговаривали:
— В этом году на соревнованиях области я обязательно победю…, нет побежу…,- замялся Гена.
— Эх ты, ещё не знаешь, как сказать, а хочешь победить, — засмеялся Игорь.
— А как же сказать правильно? Подумайте! (Работа в группах.)
В ы в о д. Глагол победить в 1-м лице не употребляется. Так же в 1-м лице не употребляются: убедить, дерзить, бороздить, пылесосить, шелестеть. Однако ситуация не безвыходная. Можно сказать: одержать победу, буду пылесосить, чищу пылесосом.
С л о в о у ч и т е л я.
— Запишите предложение, раскрыв скобки.
Я (убедить) товарища.
3. Творческая работа.
На доске написаны глаголы: светит, греет, появляется, пригревает, пробуждается, зеленеет, распускается, щебечут, ходят, суетятся, выползают, благоустраивают.
З а д а н и е.
1. Напишите сочинение-миниатюру.
2. Определите тему будущего текста.
3. Озаглавьте.
( Чтение и анализ 2-3 сочинений).
4. Подведение итогов урока.
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Рабочие программы, тематическое планирование
Русский язык
4 класс
28 сентября 2011
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Международный вебинар «Современная концепция дошкольного детства: от «зоны ближайшего развития» к «пространству детской реализации» (ПДР)»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Подготовка к всероссийским итоговым проверочным работам обучающихся 4 классов в условиях реализации ФГОС НОО