Контроль знаний как средство развития логического мышления школьников
В.П. Березина,
учитель высшей категории.
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.
Жизнь ставит перед нами порой довольно острые задачи и проблемы. Глубокомыслящему, интеллектуально развитому человеку жить не проще, чем тому, кто не утруждает свой разум. Но тем и велик человек, что он всегда стремится к познанию. Как сделать процесс обучения доступным и увлекательным, эффективным и творческим? Каждый учитель ищет и находит ответ на этот вопрос по-своему. И я, как и мои коллеги, сталкиваюсь с этой проблемой.
Сегодня, к примеру, говорят о катастрофическом падении интереса к русскому языку. Думается, что выход из этого положения в поисках и использовании нетрадиционных форм и методов обучения, направленных на освоение всех богатств родного языка, изучение основ которого закладывается в начальных классах. Использовала в своей работе различные методы и приемы: уроки для родителей, проверку теоретических и практических навыков детей, путем привлечения к этой работе родительского комитета. Результат улучшился, но не настолько, чтобы его можно было назвать хорошим. Вспомнились слова К.Д. Ушинского: «Как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным».
Л.В. Занков своим опытом работы доказал, что при низком уровне познания учащимся трудно справиться с учебными задачами. А в результате интерес к учению падает. Поэтому младших школьников надо не только включать в поиск решения проблемных ситуаций, но и обучать их рациональным способам и методам умственной работы (сравнения, анализ, синтез и т.д.). Путем специально подобранных упражнений я стремлюсь развивать и совершенствовать логическое мышление детей, приучать их к самостоятельному использованию тех или иных способов в различных ситуациях. В этом направлении и был проведен зачет по теме «Имя существительное» 3 кл. (1 - 4) (см. приложение 1). Он явился средством активизации знаний учащихся и выработки определенных умений. Такая форма контроля, включающая задания теоретического и практического плана, является более объективным средством оценки знаний, а также стимулом в учебе. Для подведения итогов были приглашены родители, имеющие педагогическое образование. Это способствовало объективности оценки. Каков принцип подбора материала к зачету? Руководствовалась тем, что школьная программа требует репродуктивного уровня усвоения, т.е. воспроизведение информации по памяти при выполнении типовых упражнений. Перечисленные в программе учебные элементы должны быть усвоены так, чтобы ученик умел самостоятельно выполнять задания средней трудности, воспроизводить информацию без подсказки. Такой уровень подготовки оценивается при зачете 10 баллами и соответствует оценке «3». На его основе сформированы повышенные уровни овладения темой 13 баллов – оценка «4», 14 баллов – «5».
Учащиеся получили право выбирать тот уровень, который соответствует их умениям, навыкам, способностям. Конечно, многие дети на первом этапе переоценили свои способности, но я не пыталась переубеждать их, т.к. после проведения первого зачета был выявлен их реальный уровень. Каждый этап предполагает конкретную степень трудности. Но это не означает, что одним ученикам предлагается больший объем материала, а другим меньший (он одинаков для всех). Просто одни ученики усваивает тему глубже, что позволяет им не теряться в обилии информации. А другие, в силу своих способностей, опираются только на то, что предусмотрено минимальным стандартом. Была выработана очень простая и удобная схема контроля, позволяющая мне видеть результат труда.
№ п/п |
Ф.И. уч-ся |
Номер задания |
Оценка |
|||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
|||
1 |
Асирян С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
3 |
2 |
Белоконь Ж. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
4 |
3 |
Березуцкий А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
Аналогичная работа проведена и по другим частям речи (см. приложение №2, №3), по чтению в 4 кл. (см. приложение 4). Но работа над зачетом занимает много времени, а каждая минута учебного процесса дорога. Поэтому я нередко практикую применение тестов. Этот вид задания освобождает учеников от большой суммарной нагрузки (см. приложение 5). Это является и одной из наиболее интересных форм развивающего обучения. Ребенок может направлять свои усилия на те предметы, которые ему наиболее интересны, где он может ярче раскрыть свои способности. Положительно в применении тестов то, что ими можно пользоваться несколько раз, меняя при необходимости варианты. Кроме того, параллельно с заданиями тестового опроса можно проводить различные виды работ:
Приведу примеры: в начале урока русского языка провожу разминку (2-3 мин.):
-
Запишите три слова по составу такие же как слово: повозка.
-
В конце урока природоведения предлагаю индивидуальную работу с учащимися (для этого использую выборочные задания):
-
Какое животное обладает самым громким голосом?
а) крокодил; б) слон; в) лось.
-
Где у кузнечика ухо?
а) на ноге; б) на голове.
-
Какая самая высокая трава на земле?
а) бамбук; б) камыш; в) кипарис.
С этими заданиями возможна работа по само- или взаимоконтролю. Это зависит от цели. Но следует помнить о том, что любое тестирование проводится с определенной целью. К примеру, на уроке внеклассного чтения мы призваны научить детей любить книгу и понимать прочитанное.
Для этого я использую такие задания:
-
Тема: Н. Носов «Незнайка».
Выбери имена жителей «Цветочного города»:
Винтик, Знайка, Пилюлькин, Половинкин, Дуремар.
-
Тема: Г.Х. Андерсен. Сказки.
Выбери из набора слов те, которые подходят к сказкам:
а) «Снежная королева» (солнце, снег, стекло, гроза, дружба);
б) «Принцесса на горошине» (тюфяк, карета, ливень, река);
в) «Дюймовочка» (нора, мышь, луна, крыло);
г) «Огниво» (собака, дупло, ветер, зонтик).
При составлении теста руководствуюсь таким понятием как валидность (полнота по объему по структурам и по уровню).
При начальном этапе работы лучше предложить ребятам тест, в каждом задании которого нужно выбрать только один правильный ответ. Затем возможен переход к более сложному, где дети должны выбрать несколько правильных ответов из предлагаемых вариантов.
Вот примеры тестовых заданий по группам:
I группа: 1. Укажите лишнее слово (по признакам части речи):
а) шум, б) шумный, в) синева, г) чудо, д) вкус.
II группа: 1. Укажи среди данных слов только имена прилагательные:
а) красный; б) краснота; в) красненький;
г) краснеет; д) красноватый.
III группа: 1. Подбери слова к схеме.
После отработки всех групп я перешла к составлению контрольных тестов, имея в виду цель – развитие логического мышления учащихся.
Контрольный тест обычно содержит от 12 до 15 заданий. У каждого ребенка есть свой экземпляр. В начале урока на доске даю образец выполнения. В течение 2-3 минут провожу анализ. Затем ученики переходят к самостоятельной работе. Может ли возникнуть возможность списывания? Время строго регламентировано, поэтому, если ребенок не сконцентрирует внимание на своей работе и затратит более 2 минут на 1 задание, тест он не выполнит. После того, как работы сданы, прокомментирую итоги выполнения.
Определяю коэффициент усвоения по количеству правильно выполненных заданий. Если k = 70% - это оценка «3», k = 90-100% - это оценка «5». А если коэффициент ниже 70 процентов, значит, учащийся материал не усвоил, и мне необходимо найти путь исправления недочетов.
Приведу пример контрольного теста по теме «Местоимение».
ТЕСТЫ 4 КЛАСС
Тема: «Местоимение».
-
Что такое местоимение?
а) часть слова; б) часть речи.
-
Чем отличаются личные местоимения от имени существительного?
а) называют предмет;
б) указывают на предмет;
в) отвечают на те же вопросы.
-
В каком числе местоимения 3-го лица изменяются по родам?
а) во множественном; б) в единственном.
-
Местоимения с предлогом пишутся:
а) раздельно; б) слитно.
-
Бывают ли в личных местоимениях приставки?
а) да; б) нет.
-
У местоимений какого лица после предлогов пишется буква «н»?
а) 1-го лица; б) 2-го лица; в) 3-го лица.
-
Выпишите только местоимения:
а) ты;
б) за;
в) от;
г) вас;
д) перед;
е) через.
-
Чтобы определить начальную форму местоимений, нужно поставить его:
а) в именительном падеже единственного числа;
б) в именительном падеже множественного числа.
-
Выпишите местоимения только третьего лица:
а) ей;
б) им;
в) нами;
г) о них;
д) о тебе;
е) его;
ж) ей.
-
Выпишите местоимения только второго числа:
а) тебя;
б) его;
в) вам;
г) им;
д) о вас;
е) тобой.
-
В предложении местоимения чаще всего могут быть:
а) подлежащими; б) сказуемыми.
-
Укажите предложения, в которых подлежащее не является именем существительным:
а) Мы учимся плавать.
б) Костя хорошо плавает.
-
Укажите словосочетание, которое состоит из глагола и личного местоимения:
а) Играла с кем? (с ним);
б) Подошел к чему? (к берегу);
в) На площадке какой? (детской).
Для того, чтобы видеть недочеты в работе каждого ребенка, результат я выписываю в таблицу, которая выглядит так:
№ п/п |
Фамилия, имя |
Всего заданий |
Выполнено верно |
Допущены ошибки в задании |
% |
Оценка |
1. |
Манаков С. |
13 |
11 |
№10, №13 |
85 |
4 |
и т.д. |
|
|
|
|
|
|
После проведения тестирования по основным темам русского языка в 4 классе (см. приложения № 6, № 7) ребята стали просить меня проводить тестирование и по другим предметам (см. приложение № 8). Мои ученики хотели сами высчитывать процент усвоения и выставлять себе оценку. Эта работа заинтересовала детей. Они сами пытались составить небольшие тестовые задания. Удавшиеся работы мы обсуждаем в классе. Так, результатом совместного творчества с учетом развития логического мышления стал тест по математике (см. приложение № 9).
За многие годы работы я обратила внимание на то, что дети, которые хорошо подготовлены к школе, теряют интерес к учению, т.к. задания они выполняют быстро и требуют другого уровневого подхода. Профессор С.П. Баранов утверждает, что дополнительные сведения на уроке не затрудняют восприятие детей, а лишь способствуют усвоению программного материала за счет создания интереса к учению, повышенного познавательной активностью, развитию логического мышления. Но работу нужно организовать так, чтобы каждый ребенок на уроке чувствовал себя комфортно. Для этого я хочу предложить тестовые задания, которые дети могут использовать как дополнительные во время урока.
Задание 1.
-
Какая птица может ходить по дну водоема?
а) воробей – 3;
б) оляпка – 4;
в) сорока – 5.
Для проверки выбора ответа решите цепочку примеров:
8 |
- 6 |
|
+7 |
|
- 6 |
|
+5 |
|
- 4 |
? |
-
Сколько слогов в слове «оляпка»?
а) один; б) три; в) два.
-
Какая схема подходит к слову «оляпка»?
а)
б)
в)
Справка:
Оляпка – певчая птичка бурого цвета с белой грудкой. Она может нырять и бегать по дну водоема, цепляясь за неровности дна, камешки. На дне ловит насекомых, червей и мальков рыб. Пойманную добычу птичка всегда выносит на берег и съедает. Перья у оляпки не намокают, т.к. они обильно смазаны жиром. Спасаясь от врагов, оляпка ныряет в воду.
Задание 2.
-
Из какой сказки слова: « а дорога - далека, а корзинка – нелегка. Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок»?
а) «Три медведя» – 8;
б) «Маша и медведь» – 6;
в) «Медведь» – 4.
Для проверки примеров реши цепочки:
-
-4
+5
- 7
8
?
-1
+3
-6
-
Какие виды медведей обитают в нашей стране?
а) белые; б) бурые; в) черные.
Справка:
На большей части нашей территории обитают бурые медведи. Бурый медведь – животное спокойное, нет в нем ни злобы, ни хитрости. Вот почему он часто является одним из персонажей сказок. В лесу надо быть осторожным. Если вы встретились с медведем, то лучше дать о себе знать заранее, а не в последний момент. Отпугивает медведя громкий звук.
Задание 3.
-
Какая птица выводит птенцов зимой?
а) Дятел – 7; б) клест – 8; в) аист – 6.
- 6 =
8 + =
6 - 5 =
5 + =
-
Какая схема подходит к слову «клест»?
а)
б)
в)
Справка.
Клест – небольшая, немного крупнее воробья, ярко окрашенная птичка. Встречается она в еловых лесах. Питается семенами шишек елей, сосен, ясеня, иногда употребляет ягоды и семена трав.
Задание 4.
-
Скажите, какой инструмент столяру важней?
а) ножницы – 7; б) пила – 4; в) лопата – 8.
Для проверки ответа воспользуйтесь решением цепочки примеров:
-
8
10
- 5
- 6
+
- 2
+ 2
-
=
-
В слове «столяр» ударение падает:
а) на 1слог; б) на 2 слог.
Задание 5.
-
Медведь позвал к себе гостей: лису, ежа и белку, и в дар ему преподнесли горчицу, вилку, ложку.
Что подарил медведю еж?
а) горчица – 8; б) вилка – 5; в) ложка – 6.
Для проверки ответа воспользуйтесь решением цепочки примеров:
Белка 7 + 3 - 8 + 7 - 4
Лиса + 2 - 9 + 8 - 5 = 4
-
Сколько звуков в слове «еж»?
а) 1; б) 2; в) 3.
Если предметом текущего контроля и оценки знаний и умений является материал, изученный в ходе нескольких уроков, то контроль за четверть и год предполагает проверку более обширного материала, прорабатываемого в течение указанных периодов.
Данный тест можно использовать для итогового контроля по русскому языку в 1 классе, а также при повторении в 1-й четверти 2-го класса (программа 1-3).
Тема «Звуки и буквы».
Инструкция. Обведи кружком правильный ответ.
-
Найди слово, в котором первый слог ударный.
а) мороз; б) зима; в) ветер; г) сугроб.
-
Найди букву, которой нет в данных словах:
а, и, у, о, я, й, е, у, э, ы.
-
Какое слово подходит к данной схеме?
а) дорожка; б) лягушка; в) кисонька; г) речушка.
-
Отметь слово, в котором звуков больше чем букв:
а) ягодка; б) дятел; в) земля; г) поляна.
-
В каком слове звуков меньше, чем букв?
а) ель; б) лес; в) апрель; г) зайка.
-
Отметь кружком буквы, которые обозначают два звука?
я, а, и, о, у, е, э, ы, ю.
Тема: «Слово».
Раздел 2 изучает: 1) слова, отвечающие на вопрос «кто?», «что?», «какой?», «какие?», «какое?», «какая?», «что делает?», «что делал?».
Постановка вопросов к словам. 2) Большая буква в именах собственных.
Инструкция. Обведи кружком номер правильного ответа.
Тест.
-
Какие из данных слов обозначают предметы?
а) сова; б) бегать; в) стена; г) звериный.
-
Найди слова, обозначающие признаки предметов:
а) работа; б) идет; в) вкусные; г) кричат.
-
Отметь имена, которыми называют и мальчиков и девочек:
а) Женя; б) Ира; в) Валя; г) Миша.
-
Найди слово с разделительным мягким знаком:
а) коньки; б) платье; в) окуньки; г) большие.
-
Какое слово лишнее? (с учетом части речи)
а) яблоко; б) сад; в) вкусные; г) дерево.
-
В каком слове ударение поставлено неверно:
а) магазин; б) арбуз; в) портфель.
Вся работа, проделанная мною в данном направлении, содействовала обогащению и расширению знаний учащихся, развитию логического мышления и кругозора.
Мозг ребенка подобен полю, на котором опытный фермер может осуществить задуманное им.
Надо иметь в виду, что младшие школьники в состоянии усвоить, причем в обобщенной форме, довольно сложный материал, если до конца раскрыть резервы логического мышления ребенка и на этой основе сделать обучение более эффективным и творческим.
Приложение 1.
З А Ч Е Т
по русскому языку
3 класс (1 - 4).
Тема: Имя существительное.
Расскажите об имени существительном по плану:
-
Чем имя существительное отличается от глагола, от имени прилагательного? Докажи.
-
Какие имена существительные отвечают на вопрос «кто?», какие – на вопрос «что?». Приведи пример.
-
Какого рода бывают имена существительные? приведи пример.
-
Как узнать род имени существительного? Приведи пример.
-
Как изменяются имена существительные? Докажи.
-
Запиши 5 имен существительных и разбери их по составу.
-
Запиши 3 предложения, вставляя нужные по смыслу слова.
В нашем городе протекает река _______________.
Мою учительницу зовут ______________________.
У меня дома есть кошка _____________________.
-
К данным словам подбери однокоренные слова с шипящим на конце:
Тихий - ________, Сторожить - _______, Багажный - ______,
Ночевать - ________, Овощной - _______, Ржаной - ________.
-
Поставь существительное в единственном числе, подчеркни звонкие согласные в конце слова:
Столбы, рукава, шарфы, обозы, луга, прутья.
-
Просклоняй слова: река, окно, стол.
-
Запиши три имени существительных, имеющих несколько значений.
-
Запиши три имени существительных, близких по значению словам:
Увидели –
Маленький –
Непременно –
-
Запиши три имени существительных, противоположных по значению словам:
Дальний –
Храбрый –
Сладкий –
-
Выпиши и разбери имена существительные по схеме:
Имя существительное |
Род |
Число |
Падеж |
|
|
|
|
Апрель дышит весенним теплом.
Приложение 2.
З А Ч Е Т
по русскому языку 3 класс (1 – 4).
Тема: «Глагол».
-
Что такое глагол? Приведи пример.
-
Как изменяются глаголы?
-
Каким членом предложения глаголы бывают чаще всего?
-
Какой смысл приобретает глагол, если перед ним стоит «не»?
-
Как пишется «не» с глаголом?
-
Как изменяются глаголы прошедшего времени? Приведи пример.
-
На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы? Приведи пример.
-
У каких глаголов время и число определить нельзя? На какие вопросы они отвечают?
-
Как отличить глагол прошедшего и настоящего времени? Приведи пример.
-
Спиши предложения, дополняя их по смыслу близкими глаголами:
Ветер дует ________________.
Дождь идет _______________.
Снег падает ________________.
-
Выпиши только глаголы, вставляя, где нужно, твердый знак (ъ):
Об__яснить, под__ем, в__едут, об__едки, с__ездить, от__езд,
об__явление, в__ход, под__счет.
-
Подбери однокоренныесуществительные и прилагательные к
данным глаголам:
морозит - ______________, _______________
цветет - ______________, _______________
сторожить - ___________, _______________
-
Составь предложение, включив в него глаголы неопределенной
формы.
-
Выпиши глаголы и разбери по схеме:
Глагол |
Вопрос |
Время |
Число |
|
|
|
|
Наш класс ходил в лес. Там мы собирали лекарственные
растения. Собранные травы ребята сдадут в аптеку. На
фабрике из них сделают лекарства.
-
Запиши две загадки (пословицы) с глаголом «не».
-
Выпиши слова в таблицу:
Слово |
Член предложения |
Часть речи |
Род |
Число |
|
|
|
|
|
Прошла холодная длинная зима.
Приложение 3
З А Ч Е Т
по русскому языку 3 класс (1 –4)
Тема: Имя прилагательное.
-
Что такое имя прилагательное? Приведи примеры.
-
На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
-
Что обозначает имя прилагательное?
-
Как изменяются имена прилагательные? Докажи на примере.
-
Как узнать число имен прилагательных? Пример.
-
Какие прилагательные изменяются по родам? Как узнать род имен прилагательных? Докажи.
-
С какой частью речи связано имя прилагательное в предложении?
-
Запиши предложение с именем прилагательным и укажи его связь с именем существительным.
-
Разобрать по составу: желтенький листок, радостное известие.
-
Какие окончания имеют прилагательные мужского, женского, среднего рода? Докажи на примере.
-
На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского рода? Напиши имя существительное мужского рода и имя прилагательное. Выдели окончания.
-
На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода?
-
На какой вопрос отвечают имена прилагательные среднего рода. Допиши окончания прилагательных. Определи род.
Весел___ игра, весел___ день, весел___ лето.
14.Допиши прилагательные, противоположные по смыслу:
Робкий - _______________, ловкий - ______________.
15.Допиши прилагательные, близкие по смыслу:
Быстрый - _____________, Большой - ______________.
16.Дай полный ответ. Прилагательные подчеркнуть.
а) Каково яблоко по форме, цвету, вкусу, запаху?
б) Каков огурец по форме, цвету?
17.Выпиши имена прилагательные и разбери по схеме:
Имя прилагательное |
Род |
Число |
|
|
|
Заглянуло жаркое лето в старый сад, развесило на ветвях румяные яблоки.
Приложение 4
З А Ч Е Т
по чтению (4 класс)
А.И. Куприн «белый пудель»
глава I (стр. 3 – 6)
-
Кличка белого пуделя? (Арто)
-
Как звали мальчика? (Сергей)
-
Сколько ему лет? (12)
-
Как звали старшего члена труппы? (Мартын Лодыжкин)
-
На каком музыкальном инструменте играл дедушка? (Шарманка)
глава II (стр. 1-6)
-
Какая стояла погода? (Жара)
-
Каких необычных людей встречал старик в Батуми? (Эфиопы)
-
Чем расплатилась барыня с артистами? (Дырявым гривенником)
-
Что сделал с монетой Лодыжкин? (Выбросил)
глава III (стр. 12 –27)
-
Кто был виновником суматохи? (Николай Аполлонович)
-
От чего кричал Трилли? (Не хотел пить лекарство)
-
Что его успокоило? (Встреча с артистами)
-
Какие трюки выполнял Сергей? (Жонглировал, ходил на руках, делал «лягушку»)
-
Какие трюки выполнял Арто? (танцевал, переворачивался)
-
За что прогнали артистов со двора? (Они не продали собаку)
глава IV (стр. 28 – 30)
-
Сколько денег предложил дворник за собаку? (300 целковых)
-
Профессия барина Обольникова? (Инженер)
-
Какого цвета был пиджак у дедушки? (Коричневого)
глава V (стр. 31 – 39)
-
Кому отдал старик:
а) самую большую краюху хлеба? (Сергею)
б) поменьше? (Пуделю)
в) самую маленькую? (Себе взял)
-
Чем заманил дворник собаку? (Колбасой)
-
В каком городе дед утерял свой паспорт? (Таганрог)
-
Настоящее имя старика? (Иван Дудкин)
Приложение 5
Т Е С Т Ы
4 класс
Тема: повторение изученного в 3 классе.
-
Имя существительное изменяется:
а) по числам; б) по родам; в) по падежам.
-
Имя прилагательное обозначает:
а) действие предмета; б) признак предмета; в) предмет.
-
Глагол изменяется:
а) по числам; б) по временам; в) по падежам; г) по родам.
-
Приставка:
а) часть речи; б) часть слова; в) часть предложения.
-
Разделительный твердый знак (ъ) пишется:
а) после приставок;
б) после приставок, которые оканчиваются на согласную;
в) после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед буквами е, ё, я.
-
Укажи существительные женского рода:
а) дерево, поле, окно;
б) пустая, пень, стол;
в) ночь, дочь, мышь.
-
Подбери к данной схеме слово:
а) пришкольный; б) водосток; в) побежали.
-
Выпиши глаголы прошедшего времени:
а) отдыхали; б) пишу; в) идет; г) нарисую.
-
В каком словосочетании существительное «кот» стоит в творительном падеже?
а) кормил кота; б) играл с котом; в) принес коту.
-
В каких словах допущена ошибка?
а) чудестный; б) опастный; в) звездный; г) вкусный;
д) здраствуй; е) сердце.
Приложение 6
Т Е С Т
по русскому языку (4 класс)
Тема: «Глагол».
-
Как изменяются глаголы прошедшего времени единственного числа?
а) по лицам; б) по родам; в) по числам; г) не изменяются.
-
Как изменяются глаголы в неопределенной форме?
а) по лицам; б) по числам; в) по родам; г) не изменяются.
-
Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы:
а) что делаю? б) что сделал? в) что делать? г) что сделать?
-
Что называется спряжением?
а) изменение по лицам и числам;
б) изменение породам и числам.
-
Как определить лицо и число глагола?
а) по местоимению;
б) по местоимению и окончанию;
в) по вопросу.
-
Выпиши глаголы прошедшего времени:
а) утащить; б) увидела; в) начинает; г) покраснел; д) прошло.
-
Выпиши в столбик глаголы 1-го, а затем 2-го спряжения:
читает ходит называет
спорит танцует
-
Выпиши глаголы:
1 лица а) бежит б) идешь в) молчу
2 лица читаете верят поем
3 лица пишем съешь наступает
-
Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени?
а) по лицам; б) по родам; в) по числам; г) не изменяются.
-
Подбери слова к схеме:
а) длинные; б) восходящее; в) поверили; г) освещало.
Приложение 7
Т Е С Т Ы
4 класс
Тема: Имя существительное.
-
Что такое имя существительное?
Часть речи, которая обозначает:
а) предмет; б) признаки; в) действие предмета.
-
Как изменяются имена существительные?
а) по числам; б) по падежам; в) по родам;
г) по временам; д) по лицам.
-
На конце каких существительных после шипящих пишется мягкий знак?
а) мужского рода; б) женского рода; в) среднего рода.
-
Что такое склонение?
Изменение существительного:
а) по числам; б) по родам; в) по падежам.
-
Каким членом предложения являются существительные в именительном падеже?
а) подлежащим; б) сказуемым; в) второстепенным членом.
-
Выпиши имена существительные женского рода:
а) луч__; б) печ__; в) врач__; г) рож__; д) мыш__; е) багаж__.
-
Выпиши несклоняемые имена существительные:
а) радио; б) музыка; в) автобус; г) метро; д) шапка.
-
Определи склонение имен существительных:
зима, лето, осень, день, год, минута, яблоня, сирень, поле
-
Какие из данных существительных будут иметь в дательном падеже окончание «и»?
речка, поезд, рожь, лошадь, луч, лиса
-
Какие из данных существительных будут иметь в предложном падеже окончание «е»?
метель, молодежь, дедушка, друг, сестра
-
Выпиши слова, которые имеют разные значения. Назови эти другие значения.
молния, класс, береза, ключ
Приложение 8
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ
Тема: «Насекомые и птицы весной».
-
Какие насекомые появляются весной первыми?
а) бабочки; б) муравьи; в) стрекозы; г) мухи;
д) комары; е) божьи коровки.
-
Какие насекомые собирают сладкий сок – нектар с цветущих растений?
а) пчелы; б) муравьи; в) стрекозы; г) бабочки.
-
Почему весной к нам возвращаются перелетные птицы?
а) потому, что в теплых краях в это время наступает зима;
б) потому, что в наших краях становится тепло, и для них опять появляется много корма.
-
Для какой птицы люди строят весной домики?
а) грача; б) воробья; в) дрозда; г) жаворонка; д) скворца; е) галки.
-
Какое выражение правильно?
а) первыми к нам прилетают грачи, затем скворцы, а потом жаворонки;
б) первыми к нам прилетают скворцы, затем грачи, а потом жаворонки;
в) грачи, жаворонки, скворцы прилетают к нам одновременно.
-
Где находится гнездо жаворонка?
а) на дереве; б) в поле или на лугу;
в) под крышами домов и на балконах.
-
Какая перелетная птица не строит собственного гнезда?
а) дрозд; б) зяблик; в) пеночка; г) чайка; д) стриж; е) кукушка.
-
Сделав в мастерской скворечник, школьники прибили его к высокому дереву летком на солнечную сторону. Все ли правильно сделали ребята?
а) правильно;
б) скворечник нельзя прибивать летком на солнечную сторону;
в) скворечник нельзя прибивать к дереву, его надо привязать.
-
Под буквой «А» укажи насекомых, под буквой «Б» – птиц.
бабочка, окунь, ласточка, паук, улитка, сокол, моль, аист, цапля, попугай, рак, оса, крот, крыса, овца, гусь, кузнечик, утка, щука, майский жук
Приложение 9
Т Е С Т
по математике (4 класс)
-
Чтобы найти площадь прямоугольника нужно:
а) найти сумму дли сторон;
б) произведение всех сторон;
в) длину умножить на ширину.
-
Докажи справедливость:
а) 1428 : 42 = 2856 : 84
б) 5408 – 936 = 5208 – 936.
-
Укажи верное неравенство:
а) 296 ∙ 80 > 296 ∙ 10 + 296 ∙ 8
б) 134 ∙ 19 < 134 ∙ 9 ∙ 10
в) 478 ∙ 24 > 478 ∙ (3∙ 9)
г) 476 ∙ 36 = 476 ∙ (9 ∙ 4)
-
Выбери верное высказывание:
а) частное чисел 7851 и 3 меньше их разности;
б) частное чисел 3806 и 1 меньше их суммы;
в) произведение чисел 3805 и 5 меньше их частного
-
Найди верное решение:
«В международном пробеге участвовало 350 машин. Экипаж каждой машины состоял из 3 спортсменов. 105 машин не дошли до финиша. Сколько спортсменов прибыли к финишу?»
а) 350 – 3 ∙ 105
б) 3 ∙ (350 – 105)
в) 3 ∙ (350 + 105)
-
Укажи правильное решение, пользуясь чертежом:
98 км/ч
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
? |
1200 км
а) 1200 ∙ 6 – 98
б) (1200 – 98 ∙ 6) : 6
в) 98 ∙ 6 + 1200 : 6
-
Пользуясь таблицей, выбери правильное решение:
Скорость |
Время |
Расстояние |
? |
17 ч. |
510 км |
а) 510 ∙ 17
б) 510 : 17
в) (510 + 17) : 2
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности»
- Международный вебинар «Методические подходы к конструированию заданий и оцениванию математической грамотности обучающихся в рамках реализации ФООП»