Обучающая настольная игра "Игры Олонхо"
В статье рассматриваются вопросы использования обучающей настольной игры в работе с дошкольниками в детском саду для детей от 5 до 7 лет. При использовании этой игры ставятся следующие цели и задачи: расширение и углубление представления детей об эпосе Олонхо; формировать у ребенка национальное самосознание, достоинство и патриотическое чувство на основе пропаганды этнической игры. Усвоив и переиграв дети начинают самостоятельно строить пересказ, который становиться более точным, последовательным и полным.
детей старшего дошкольного возраста.
Героические эпосы любого народа сосредоточивают представления о прошлом и будущем, отражают мироощущение, чаяния и мечты народа о мирной жизни на земле. В якутском героическом эпосе-олонхо – «Во всей своей величавой красе воспета радость жизни, радость победы, радость торжества идей человечества – детей Солнца.»
Изучение героического эпоса олонхо, показывает, что народ всегда стремится воспитать подрастающее поколение физически и нравственно сильным, развитым продолжателем рода человеческого.
Педагогика олонхо – система народных методов и приемов, традиций воспитания человека; национальная культура, отраженная в художественной форме.
В дошкольном детстве происходит освоение языка, норм и ценностных ориентаций национальной культуры. В семье и дошкольных учреждениях национальная культура становится средой, где происходит естественное духовное и нравственное развитие ребенка. Педагогика олонхо включает основные факторы народного воспитания, выделенные доктором педагогических наук, профессором Г.Н. Волковым: природу (среда), игру, слово, действие (труд), общение (во всех видах деятельности), пример-идеал, традицию, быт, искусство народа.
Дошкольный возраст благоприятен для начала обучения языку, культуре, различным новым знаниям. 5-6 лет – это сенситивный период для овладения языками, в это время ребенок более восприимчив к овладению ими. Дети очень заинтересованы, говорят по-якутски, поют, рассказывают стихи, любят играть в национальные игры и так далее. Главной задачей педагога – вызвать интерес к таким занятиям.
Для привлечения интереса выбрала занятие в форме настольной игры. Учитывая, что сам текст олонхо создан народом, он трудно воспринимается детьми. Поэтому использовала наглядный иллюстрированный материал с развивающей средой «Олонхо дойдута» («Игры в Олонхо»), для восприятия и усвоения детей содержания олонхо.
Перед занятием в настольные игры проводится предварительная работа. Сначала рассказываю детям о том, что такое олонхо, объясняю новые слова: олонхо, абаасы (чудище), айыы (боги), три мира. Только после этого мы приступаем вместе с детьми играть в настольную игру «Олонхо дойдута» («Игры в олонхо»).
Таким образом, наглядный иллюстрированный материал в форме настольной игры, помогает детям понять и воспроизвести смысл олонхо, а с другой стороны – развивает умственные способности. Усвоив и переиграв дети начинают самостоятельно строить пересказ, который становиться более точным, последовательным и полным.
На основе пропаганды этнической игры, у ребенка формируется национальное самосознание, достоинство и патриотическое чувство.
Занятие в настольную игру «Олонхо дойдута» («Игры в олонхо»)
Олонхо возникло в древнейшие времена, когда якуты жили еще родами и племенами, оно фантастически отображает жизнь древнейших племен. Героический эпос отображает борьбу племени айыы, за честь и справедливость, за общие интересы торжества справедливость, уважение и любовь к старшим, любовь к женщинам и детям, благородство и героизм богатырей «айыы айма5а» («родственников богов») в борьбе за свобду и любовь к родному очагу.
Олонхо
Венцом устного народного творчества якутов является героический эпос олонхо, которым мы, народ саха, очень гордимся.
В нем рассказывается о белых (добрых) божествах Верхнего мира, о людях, населяющих Срединный мир и о злых абасы, богатырях Нижнего мира. Олонхо имеет древнее происхождение. Исполняет олонхо сказитель-олнхосут.
Верхний мир.
Давным-давно создателем был сотворен Верхний мир – светозарная полуденная страна, улыбчивый мир с освежающе голубым воздухом и ведущими вверх молочными ступеньками.
Юрюнг Ар Тойон.
Верхним миром правил седовласый, седобородый старец-господин Юрюнг Ар Тойон с островерхной шапкой из трех соболей.
Адьына Сиэр Тойон.
Это госпожа-жена Юрюнг Ар Тойона верная Адьына Сиэр Хотун.
Жители Верхнего мира.
Они имели девять великих ойунов-шаманов, восемь белых намысын удаганок-шаманок, несметное количество друзей и родственников.
Средний мир.
С высоко поднимающимися солнцем, гладкошироким, цветистым, был создан-сотворен Срединный мир.
Племя-народ саха.
Здесь разродилось три племени, расцвело четыре племени айы – уранхай-саха.
Саха Сарын Тойон, Сабына Бай Хотун.
Там, на Сайдалыкы эбэ, жили-поживали отец-господин-прародитель народа айы Саха Сарын Тойон, мать-госпожа-прародительница – Сабыйа Бай Хотун.
Кюн Дьирибинэ.
Отец-господин-прародитель племени саха Саха Сарын Тойон, мать-госпожа-прародительница Сабыйа Бай Хотун имели единственного сына. Звали его богатырь Кюн Дьирибинэ, «Солнцезарный», имеющий богатырского, сивой масти коня Кеня Кегеччер.
Туйарыма Куо.
Вместе с ним росла его сестра – светлоликая, лучезарная, с девятисаженной косой, Туйарыма Куо – девушка красоты невиданной, доброты неслыханной.
Нижний мир.
С непримиримо-негостиприимно сумрачными метельными небесами, мутными, как недоваренная уха, с бушующими темными вихрями в бедственной топи подземной тьмы был сотворен Нижний мир.
Богатырь абасы.
В этой стране жил имеющий посреди лица вместо глаза кусок мяса тварь одноглазая, с пастью бездонной, подобной пещере, с одной ноздрей на длинном носу, редкозубый Уот Усутакы.
Девушка абасы Кыскыйдан Куо.
Сестра его – хвост из дымокура, рваная пола из лохмотьев, хищные когти – Кыскыйдан Куо.
Богатырь абасы похищает луноликую Туйарыма Куо.
Неизвергающий огонь из поганой пасти богатырь абасы Уот Усутакы схватил луноликую, с девятисаженной косой Туйарыма Куо, опоясовщись ею же, бросил ее поперек коня, и в мгновение ока скрылся в Нижнем мире.
Буря.
В этот миг на землю пала смертоносная круговерть вихрей, вскипел туман белой пеленой непроглядной, закружились девять бедоностных смерчей.
Погоня.
На спасение луноликой Туйарымы Куо бросился ее любимый брат Кюн Дьирибинэ. Но он попал в ловко расставленные сети сына абасы. Козни колдовские оказались сильнее.
Юрюнг Уолан.
На помощь луноликой Туйарымы Куо спешит прославленный юноша-богатырь Юрюнг Уолан на Мотыльково-белом коне, летающем поверх изгороди столбовой трех-жердой.
Гибель Юрюнг Уолана.
Не удалось богатырю Юрюнг Уолану вызволить Туйарыма Куо. Гибнет он в подземном мире. Распалась кость его тонкая, не выдержав чар колдовских.
Нюргун Ботур.
На защиту племени айы уранхай-саха и Срединного мира из Верхнего мира Юрюнг Ар Тойон спускает тонкостанного, пятисаженного в талии, шестисаженного в плечах богатыря-исполина Нюргун Ботура Стремительного. Вызволить луноликую Туйарыма Куо из беды теперь должен он.
Нюргун Ботур устремляется в Нижний мир.
Богатырьский конь Вороной в мгновение ока даставляет Нюргун Ботура Стремительного в сумрачный Нижний мир.
Поединок.
Защитник племени айы Нюргун Ботур Стремительный и предводитель рода абасы Уот Усутакы встретились в смертельном поединке.
Яростная схватка.
Богатыри-исполины из непримиримо враждебных миров дерутся смертным боем, топча мерзлую землю по колено, превратив ее в месиво.
Великий переполох.
Три великих мира содрогнулись, затрещали, готовые рухнуть. Не осталось ни травы, ни деревьев вокруг. Земля стонала по их богатырскими пятами.
Противостояние богатырей.
Тридцать дней и тридцать ночей бились они на равных в дикой драке, жестоком раздоре. Однако наступил миг, когда пыл их умерился, ярость ослабла, силы иссякли. От битвы смертельной устали они, не в силах продолжать дальше. Так и стояли они, обессилев, в изнеможении, опираясь друг о друга лбами.
Мольба о помощи.
Когда стало совсем в немноготу, Нюргун Ботур призвал на помощь старшую сестру свою Айы Умсур удаганку, а Уот Усутакы – сестрицу младшую Кыс Кыскыйдан.
Белая Айы Умсур удаганка.
Вызволить из беды брата спустилась на землю из Верхнего мира Айы Умсур удаганка, спасительница восьми небес, озаряя небо сверкающей бахромой наряда, ударяя в бубен, и протянула Нюргун Ботуру волшебную плетку, нараспев выговаривая колдовские дом-дом слова.
Победа.
Взяв ее, Нюргун Ботур нанес сокрушительные удары сыну абасы Уот Усутакы. Окропил живой водой брата Юрюнг Уолана, оживил. Луноликую Туйарыма Куо вместе с 39 богатырями айы вызволил из тьмы подземной.
Возвращение.
Прославленный юноша-богатырь Юрюнг Уолан на Матыльково-белом коне вернулся в благословленное лоно матушки-земли вместе с невестой своей, луноликой Туйарыма Куо, достойной подругой жизни.
Свадебный пир.
Сказывают, девять дней и ночей продолжался свадебный пир.
Неиссякаемое изобилие и благодать установились на земле.
Радость трех родов Саха была великая.
Указано, предписано было на том пиру славном расплодиться потомству уранхай-саха племени.
Уруй-туску! Уруй-айхал! Слава! Слава! Слава!
Обучающая Настольная игра «Олоңхо ооньуута»
(«Игры Олонхо»)
Автор: Ильина Мираида Климентовна, педагог дополнительного образования, руководитель изостудии «Мичээр» МДОУ-ЦРР-Д/с №1 «Сардаана» г. Покровск.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИГРЫ:
1. Расширять и углублять представления детей об эпосе Олонхо;
2. Продолжать знакомить с тремя мирами и его жителями, героями и об их подвигах;
3. Формировать у ребенка национальное самосознание, достоинство и патриотическое чувство на основе пропаганды этнической игры.
В игре:
• Игровое поле
• Фишки
• Кубик
ОПИСАНИЕ ИГРЫ
Игра предназначена для детей 5-7 лет. В игре участвуют от 2-х до 5-и игроков. Правила игры очень просты. Фишки игроков устанавливаются на «СТАРТ». Очередность ходов определяется жребием. Фишка игрока передвигается в соответствии с выпавшими на кубике очками. Дойдя до цифры 5(красного цвета) игрок переходит назад по стрелке на цифру 4, если дойдет до цифр 8,10,15,17(синего цвета), тогда игрок пропускает ход, а дойдя до цифр 22,24,36,38(красного цвета) игрок переходит по стрелке в перед.
Победителем становится тот игрок, который первым сумеет дойти до финала.
«Олонхо», как средство нравственного воспитания
детей старшего дошкольного возраста.
Героические эпосы любого народа сосредоточивают представления о прошлом и будущем, отражают мироощущение, чаяния и мечты народа о мирной жизни на земле. В якутском героическом эпосе-олонхо – «Во всей своей величавой красе воспета радость жизни, радость победы, радость торжества идей человечества – детей Солнца.»
Изучение героического эпоса олонхо, показывает, что народ всегда стремится воспитать подрастающее поколение физически и нравственно сильным, развитым продолжателем рода человеческого.
Педагогика олонхо – система народных методов и приемов, традиций воспитания человека; национальная культура, отраженная в художественной форме.
В дошкольном детстве происходит освоение языка, норм и ценностных ориентаций национальной культуры. В семье и дошкольных учреждениях национальная культура становится средой, где происходит естественное духовное и нравственное развитие ребенка. Педагогика олонхо включает основные факторы народного воспитания, выделенные доктором педагогических наук, профессором Г.Н. Волковым: природу (среда), игру, слово, действие (труд), общение (во всех видах деятельности), пример-идеал, традицию, быт, искусство народа.
Дошкольный возраст благоприятен для начала обучения языку, культуре, различным новым знаниям. 5-6 лет – это сенситивный период для овладения языками, в это время ребенок более восприимчив к овладению ими. Дети очень заинтересованы, говорят по-якутски, поют, рассказывают стихи, любят играть в национальные игры и так далее. Главной задачей педагога – вызвать интерес к таким занятиям.
Для привлечения интереса выбрала занятие в форме настольной игры. Учитывая, что сам текст олонхо создан народом, он трудно воспринимается детьми. Поэтому использовала наглядный иллюстрированный материал с развивающей средой «Олонхо дойдута» («Игры в Олонхо»), для восприятия и усвоения детей содержания олонхо.
Перед занятием в настольные игры проводится предварительная работа. Сначала рассказываю детям о том, что такое олонхо, объясняю новые слова: олонхо, абаасы (чудище), айыы (боги), три мира. Только после этого мы приступаем вместе с детьми играть в настольную игру «Олонхо дойдута» («Игры в олонхо»).
Таким образом, наглядный иллюстрированный материал в форме настольной игры, помогает детям понять и воспроизвести смысл олонхо, а с другой стороны – развивает умственные способности. Усвоив и переиграв дети начинают самостоятельно строить пересказ, который становиться более точным, последовательным и полным.
На основе пропаганды этнической игры, у ребенка формируется национальное самосознание, достоинство и патриотическое чувство.
Занятие в настольную игру «Олонхо дойдута» («Игры в олонхо»)
Олонхо возникло в древнейшие времена, когда якуты жили еще родами и племенами, оно фантастически отображает жизнь древнейших племен. Героический эпос отображает борьбу племени айыы, за честь и справедливость, за общие интересы торжества справедливость, уважение и любовь к старшим, любовь к женщинам и детям, благородство и героизм богатырей «айыы айма5а» («родственников богов») в борьбе за свобду и любовь к родному очагу.
Олонхо
Венцом устного народного творчества якутов является героический эпос олонхо, которым мы, народ саха, очень гордимся.
В нем рассказывается о белых (добрых) божествах Верхнего мира, о людях, населяющих Срединный мир и о злых абасы, богатырях Нижнего мира. Олонхо имеет древнее происхождение. Исполняет олонхо сказитель-олнхосут.
Верхний мир.
Давным-давно создателем был сотворен Верхний мир – светозарная полуденная страна, улыбчивый мир с освежающе голубым воздухом и ведущими вверх молочными ступеньками.
Юрюнг Ар Тойон.
Верхним миром правил седовласый, седобородый старец-господин Юрюнг Ар Тойон с островерхной шапкой из трех соболей.
Адьына Сиэр Тойон.
Это госпожа-жена Юрюнг Ар Тойона верная Адьына Сиэр Хотун.
Жители Верхнего мира.
Они имели девять великих ойунов-шаманов, восемь белых намысын удаганок-шаманок, несметное количество друзей и родственников.
Средний мир.
С высоко поднимающимися солнцем, гладкошироким, цветистым, был создан-сотворен Срединный мир.
Племя-народ саха.
Здесь разродилось три племени, расцвело четыре племени айы – уранхай-саха.
Саха Сарын Тойон, Сабына Бай Хотун.
Там, на Сайдалыкы эбэ, жили-поживали отец-господин-прародитель народа айы Саха Сарын Тойон, мать-госпожа-прародительница – Сабыйа Бай Хотун.
Кюн Дьирибинэ.
Отец-господин-прародитель племени саха Саха Сарын Тойон, мать-госпожа-прародительница Сабыйа Бай Хотун имели единственного сына. Звали его богатырь Кюн Дьирибинэ, «Солнцезарный», имеющий богатырского, сивой масти коня Кеня Кегеччер.
Туйарыма Куо.
Вместе с ним росла его сестра – светлоликая, лучезарная, с девятисаженной косой, Туйарыма Куо – девушка красоты невиданной, доброты неслыханной.
Нижний мир.
С непримиримо-негостиприимно сумрачными метельными небесами, мутными, как недоваренная уха, с бушующими темными вихрями в бедственной топи подземной тьмы был сотворен Нижний мир.
Богатырь абасы.
В этой стране жил имеющий посреди лица вместо глаза кусок мяса тварь одноглазая, с пастью бездонной, подобной пещере, с одной ноздрей на длинном носу, редкозубый Уот Усутакы.
Девушка абасы Кыскыйдан Куо.
Сестра его – хвост из дымокура, рваная пола из лохмотьев, хищные когти – Кыскыйдан Куо.
Богатырь абасы похищает луноликую Туйарыма Куо.
Неизвергающий огонь из поганой пасти богатырь абасы Уот Усутакы схватил луноликую, с девятисаженной косой Туйарыма Куо, опоясовщись ею же, бросил ее поперек коня, и в мгновение ока скрылся в Нижнем мире.
Буря.
В этот миг на землю пала смертоносная круговерть вихрей, вскипел туман белой пеленой непроглядной, закружились девять бедоностных смерчей.
Погоня.
На спасение луноликой Туйарымы Куо бросился ее любимый брат Кюн Дьирибинэ. Но он попал в ловко расставленные сети сына абасы. Козни колдовские оказались сильнее.
Юрюнг Уолан.
На помощь луноликой Туйарымы Куо спешит прославленный юноша-богатырь Юрюнг Уолан на Мотыльково-белом коне, летающем поверх изгороди столбовой трех-жердой.
Гибель Юрюнг Уолана.
Не удалось богатырю Юрюнг Уолану вызволить Туйарыма Куо. Гибнет он в подземном мире. Распалась кость его тонкая, не выдержав чар колдовских.
Нюргун Ботур.
На защиту племени айы уранхай-саха и Срединного мира из Верхнего мира Юрюнг Ар Тойон спускает тонкостанного, пятисаженного в талии, шестисаженного в плечах богатыря-исполина Нюргун Ботура Стремительного. Вызволить луноликую Туйарыма Куо из беды теперь должен он.
Нюргун Ботур устремляется в Нижний мир.
Богатырьский конь Вороной в мгновение ока даставляет Нюргун Ботура Стремительного в сумрачный Нижний мир.
Поединок.
Защитник племени айы Нюргун Ботур Стремительный и предводитель рода абасы Уот Усутакы встретились в смертельном поединке.
Яростная схватка.
Богатыри-исполины из непримиримо враждебных миров дерутся смертным боем, топча мерзлую землю по колено, превратив ее в месиво.
Великий переполох.
Три великих мира содрогнулись, затрещали, готовые рухнуть. Не осталось ни травы, ни деревьев вокруг. Земля стонала по их богатырскими пятами.
Противостояние богатырей.
Тридцать дней и тридцать ночей бились они на равных в дикой драке, жестоком раздоре. Однако наступил миг, когда пыл их умерился, ярость ослабла, силы иссякли. От битвы смертельной устали они, не в силах продолжать дальше. Так и стояли они, обессилев, в изнеможении, опираясь друг о друга лбами.
Мольба о помощи.
Когда стало совсем в немноготу, Нюргун Ботур призвал на помощь старшую сестру свою Айы Умсур удаганку, а Уот Усутакы – сестрицу младшую Кыс Кыскыйдан.
Белая Айы Умсур удаганка.
Вызволить из беды брата спустилась на землю из Верхнего мира Айы Умсур удаганка, спасительница восьми небес, озаряя небо сверкающей бахромой наряда, ударяя в бубен, и протянула Нюргун Ботуру волшебную плетку, нараспев выговаривая колдовские дом-дом слова.
Победа.
Взяв ее, Нюргун Ботур нанес сокрушительные удары сыну абасы Уот Усутакы. Окропил живой водой брата Юрюнг Уолана, оживил. Луноликую Туйарыма Куо вместе с 39 богатырями айы вызволил из тьмы подземной.
Возвращение.
Прославленный юноша-богатырь Юрюнг Уолан на Матыльково-белом коне вернулся в благословленное лоно матушки-земли вместе с невестой своей, луноликой Туйарыма Куо, достойной подругой жизни.
Свадебный пир.
Сказывают, девять дней и ночей продолжался свадебный пир.
Неиссякаемое изобилие и благодать установились на земле.
Радость трех родов Саха была великая.
Указано, предписано было на том пиру славном расплодиться потомству уранхай-саха племени.
Уруй-туску! Уруй-айхал! Слава!Слава! Слава!
Обучающая Настольная игра «Олоңхо ооньуута»
(«Игры Олонхо»)
Автор: Ильина Мираида Климентовна, педагог дополнительного образования, руководитель изостудии «Мичээр» МДОУ-ЦРР-Д/с №1 «Сардаана» г. Покровск.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИГРЫ:
-
Расширять и углублять представления детей об эпосе Олонхо;
-
Продолжать знакомить с тремя мирами и его жителями, героями и об их подвигах;
-
Формировать у ребенка национальное самосознание, достоинство и патриотическое чувство на основе пропаганды этнической игры.
В игре:
-
Игровое поле
-
Фишки
-
Кубик
ОПИСАНИЕ ИГРЫ
Игра предназначена для детей 5-7 лет. В игре участвуют от 2-х до 5-и игроков. Правила игры очень просты. Фишки игроков устанавливаются на «СТАРТ». Очередность ходов определяется жребием. Фишка игрока передвигается в соответствии с выпавшими на кубике очками. Дойдя до цифры 5(красного цвета) игрок переходит назад по стрелке на цифру 4, если дойдет до цифр 8,10,15,17(синего цвета), тогда игрок пропускает ход, а дойдя до цифр 22,24,36,38(красного цвета) игрок переходит по стрелке в перед.
Победителем становится тот игрок, который первым сумеет дойти до финала.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Развитие поисково-исследовательской активности ребёнка в семейном воспитании как одна из главных образовательных задач ФГОС ДО»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Вебинар «Автодидактические игры как средство развития детской самостоятельности и активности в соответствии с ФГОС ДО»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»