В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Инструкционно-технологическая карта «Разборка-сборка колесного тормозного механизма автомобиля ГАЗ-53А»

Инструкционно-технологическая карта «Разборка-сборка колесного тормозного механизма автомобиля ГАЗ-53А»

Владимир Баранов
Тип материала: Электронный образовательный ресурс (ЭОР)
просмотров: 12463 комментариев: 2
Краткое описание
1 Инструкционно-технологическая карта
«Разборка-сборка колесного тормозного механизма автомобиля ГАЗ-53А»    
УП.01.02.  Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей
по профессии СПО 23.01.03  Автомеханик, 1 курс.  
Цель занятия:
Обучение практическим приемам разборочно-сборочных работ с изучением деталей тормозной системы.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
ИТК-1. УП (28).docx Скачать

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Уч. мет\uchmet_120_60.gif













Инструкционно-технологическая карта

«Разборка-сборка колесного тормозного механизма автомобиля ГАЗ-53А»

УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей

по профессии СПО 23.01.03 Автомеханик











Составил: Баранов Владимир Ильич мастер производственного обучения













Седельниково, Омской области, 2017

Министерство образования Омской области БПОУ «Седельниковский агропромышленный техникум»

План занятия П/О

Группа 11 Профессия Автомеханик Мастер Баранов В.И.

УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей.

Тема: Разборка и сборка автомобиля с целью изучения устройства автомобиля.

Тема занятия: Разборочно-сборочные работы с изучением деталей тормозной системы.

Тип занятия: Формирования и совершенствования трудовых умений и навыков.

Вид занятия: Комбинированное.

Время: 6 часов.

Цель занятия:

Обучение практическим приемам разборочно-сборочных работ с изучением деталей тормозной системы.

Задачи занятия:

Обучающие:

Формирование и усвоение приемов проведения разборочно-сборочных работ тормозной системы.

Формирование у студентов профессиональных навыков при выполнении разборочно-сборочных работ тормозной системы.

Развивающие:


Формирование у студентов умения оценивать свой уровень знаний и стремление его повышать, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

Развитие навыков самостоятельной работы, внимания, координации движений, умения осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.


Воспитательные:


Воспитание у студентов аккуратности, трудолюбия, бережного отношения к оборудованию и инструментам, работать в коллективе и команде.

Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, пробуждение эмоционального интереса к выполнению работ.

Дидактические задачи:

Закрепить полученные знания, приемы, умения и навыки по выполнению разборочно-сборочных работ с изучением деталей тормозной системы.

В ходе занятия у студентов формируются 

Профессиональные компетенции:

ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.


Литература:

Ламака Ф.И. Лабораторно-практические работы по устройству грузовых автомобилей : учеб. пособие для нач. проф. образования / Ф.И.Ламака. — 8-е изд., стер. — М. : Издательский центр Академия≫, 2013. — 224 с.

Кузнецов А.С. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: в 2 ч. – учебник для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.

Кузнецов А.С. Слесарь по ремонту автомобилей (моторист): учеб. пособие для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.

Автомеханик / сост. А.А. Ханников. – 2-е изд. – Минск: Современная школа, 2010.

Виноградов В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Основные и вспомогательные технологические процессы: Лабораторный практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Виноградов, О.В. Храмцова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

Петросов В.В. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.В. Петросов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Карагодин В.И. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.И. Карагодин, Н.Н. Митрохин. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Коробейчик А.В. к-68 Ремонт автомобилей / Серия «Библиотека автомобилиста». Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

Коробейчик А.В. К-66 Ремонт автомобилей. Практический курс / Серия «Библиотека автомобилиста». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

Чумаченко Ю.Т., Рассанов Б.Б. Автомобильный практикум: Учебное пособие к выполнению лабораторно-практических работ. Изд. 2-е, доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.

Тема «Тормозная система автомобиля ГАЗ-5ЗА»


Цель задания — изучить на практике принцип действия всех механизмов тормозной системы автомобиля ГАЗ-53А, приобрести первоначальные навыки в разборке-сборке агрегатов тормозных систем, регулировке тормозных механизмов, тормозных кранов, а также регулировке свободного хода педали.


Иллюстративный материал — учебные плакаты, рис. 1—3.

Монтажное оборудование, приспособления и инструменты —

колесные тормозные механизмы (передние и задние), установленные на балках автомобиля ГАЗ-53А, главный тормозной цилиндр, гидровакуумный усилитель автомобиля ГАЗ-53А; компрессор, двухсекционные тормозные краны и регулятор давления автомобилей ЗИЛ-130 и КамАЗ-5320, предохранительный клапан

автомобиля ЗИЛ-130, стояночные тормоза в сборе, установленные на коробках передач автомобилей ЗИЛ-130 и ГАЗ-53А, разрезы агрегатов, съемник колец, съемник для снятия тормозных колодок, тиски, комплект инструментов, проволока, шплинты, ключи гаечные 11, 38, 41 мм, коловорот, ключ специальный, шплинтодер, выколотка из мягких металлов (медь, бронза), крючок для снятия и установки пружины, щипцы для снятия чеки пальцев, оправка, обжимка для чек, щупы 0,1, 0,4 и 0,6 мм.



1. Изучить тормозную систему автомобиля ГАЗ-53А (или ГАЗ-53-12) (см. рис. 1—3), включающую в себя колесный тормозной механизм, стояночный тормоз, главный тормозной цилиндр и гидровакуумный усилитель.












Рис. 1. Колесный тормозной механизм (а) и колесный тормозной цилиндр (б) автомобиля ГАЗ-53А:

1колодка; 2, 11 — пружины; 3 колесный тормозной цилиндр; 4 регулировочный

эксцентрик; 5 — скоба; 6 — тормозной щит; 7 — палец; 8 — эксцентриковая втулка; 9перепускной клапан; 10, 14 — резиновые колпаки; 12 манжета; 13поршень; 15 — сухарь; 16корпус





1 2 3 4 5 6 7 8 3 4 5 6 7 8





а б


Рис. 2. Колесные тормозные цилиндры гидропривода тормозных механизмов:

а — двухпоршневой; б — однопоршневой; 1 — перепускной клапан; 2 — пробка;

3 — толкатель; 4 — резиновый чехол; 5 — корпус цилиндра; 6 — поршень; 7 —

резиновая манжета; 8 — пружина


























Рис. 3. Колесный тормозной механизм автомобиля ГАЗ-53А:

1 — опорные пальцы; 2 — эксцентриковые шайбы; 3 — фрикционные накладки

колодок; 4 — направляющие скобы; 5 — регулировочный эксцентрик; 6 — опорный

диск; 7 — колесный цилиндр; 8, 9 — пружины; 10 — корпус колесного цилиндра; 11 — манжета; 12 — защитный колпак; 13 — перепускной клапан; 14 — поршень; 15 — сухарь; 16 — контргайки (стрелками показано их затягивание)





2. Разобрать колесный тормозной механизм переднего колеса автомобиля ГАЗ-53А в следующем порядке:

вывернуть три винта крепления колесного тормозного барабана к ступице колеса и снять его;

закрепить поршни колесного цилиндра от выпадения (стянуть проволокой);

вынуть конец стягивающей пружины из отверстия колодки с помощью тонкой отвертки;

отвернуть контргайки опорных пальцев колодок со стороны тормозного щита, снять опорные пальцы, эксцентриковые шайбы, пластину;

снять тормозные колодки, резиновые защитные чехлы, нажимные сухари с концов корпуса колесного цилиндра. Вывернуть из корпуса цилиндра перепускной клапан, извлечь поршни, манжеты, разжимную пружину.


3. Собрать колесный тормозной механизм автомобиля ГАЗ-53А, соблюдая последовательность выполнения операций, обратную разборке. Опорные пальцы устанавливать метками внутрь.

Помнить, что колесные тормозные цилиндры гидроприводов тормозных механизмов (см. рис. 2) передних и задних колес различаются только размерами.


4. Выполнить полную регулировку колесного тормозного механизма автомобиля ГАЗ-53А (см. рис. 3) следующим образом:

вращая тормозной барабан по ходу движения автомобиля повернуть опорный палец передней колодки против часовой стрелки до взаимного касания колодки и тормозного барабана, после чего палец поворачивать в обратную сторону до наступления момента

свободного вращения тормозного барабана;

повернуть опорный палец задней колодки по часовой стрелке, выполняя те же операции, что и при регулировке передней колодки. Опорные пальцы передней и задней колодок должны быть повернуты на одинаковый угол;

поворачивая подпружиненные болты регулировочных эксцентриков, выполнить частичную регулировку тормозного механизма (при вращении тормозного барабана), подводя накладки колодок к барабану для обеспечения минимального зазора между ними и выполняя такие же операции, как и при полной регулировке.




Контрольные вопросы

1. В какой последовательности разбирают тормозной механизм автомобиля ГАЗ-53А?

2. Как извлечь из главного тормозного цилиндра сдвоенный впускной-выпускной клапан?

3. Каким должен быть свободный ход тормозной педали на автомобиле ГАЗ-53А и чем он регулируется?

4. Как проверить, что произошло открывание компенсационного отверстия в цилиндре при растормаживании?











Инструкционно-технологическая карта № 1

Разборка-сборка колесного тормозного механизма автомобиля ГАЗ-53А

Последовательность

операций

Инструмент,

приспособление

Технические условия

и указания

1. Снятие колесного тормозного механизма

1. Вывернуть винты крепления

тормозного барабана к ступице колеса

Отвертка


2. Снять барабан



3. Закрепить поршни колесного тормозного цилиндра от выпадения

Проволока, пассатижи


4. Снять пружину, стягивающую

колодки

Отвертка или

длинный стержень


5. Отвернуть контргайки опорных пальцев колодок

Ключ гаечный

24 мм


6. Вынуть опорные пальцы,

Эксцентриковые шайбы, пластину опорных пальцев



7. Снять тормозные колодки



2. Разборка и снятие колесного тормозного цилиндра

1. Снять с колесного тормозного цилиндра сухари и защитные резиновые колпаки

Пассатижи, отвертка


2. Извлечь из корпуса колесного тормозного цилиндра поршни, манжеты, разжимную пружину



3. Вывернуть из корпуса перепускной клапан

Ключ гаечный

11 мм


4. Вывернуть болты крепления

защитного экрана и корпуса колесного

тормозного цилиндра

Ключ гаечный

12 мм


5. Снять защитный экран и корпус колесного тормозного цилиндра



3. Сборка и установка колесного тормозного цилиндра

1. Установить защитный экран и корпус колесного тормозного цилиндра на тормозной щит



2. Завернуть болты крепления защитного экрана и корпуса цилиндра

Ключ гаечный

12 мм


3. Завернуть в корпус цилиндра перепускной клапан

Ключ гаечный

11 мм


4. Установить в корпус цилиндра поочередно разжимную пружину,

манжеты, поршни



5. Установить на колесный цилиндр резиновые защитные колпаки и сухари



4. Установка колесного тормозного механизма

1. Установить опорные пальцы колодок в пластину



2. Установить на опорные пальцы эксцентриковые шайбы



3. Надеть колодки на опорные пальцы и установить их в отверстия

тормозного щита


Накладка передней

колодки должна быть

длиннее

4. Навернуть контргайки

на опорные пальцы

Ключ гаечный

24 мм

Опорные пальцы повернуть так, чтобы

метки были рядом

5. Установить стягивающую пружину

Пассатижи, отвертка


6. Надеть барабан на ступицу



7. Завернуть винты крепления барабана

Отвертка

Винты крепления расположены

по окружности

неравномерно


























9


Обсуждение материала
Светлана Львова
27.01.2018 14:29
Владимир,  добрый день.
Доработайте Ваш материал согласно Требований Портала Учмет. Подробнее я отправила Вам личным сообщением.
С уважением, Львова С.А.
Владимир Баранов
27.01.2018 17:26
Здравствуйте! Готово, спасибо.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров