планирование для 6 класса
Рабочая программа по курсу «Всеобщая история. История средних веков»
6 класс
Пояснительная записка
Предлагаемая программа ориентированна на учебник Е.В.Агибаловаой, Г.М.Донского «История средних веков» и является частью учебно-методического комплекта по истории Средних веков.
Программа курса охватывает период с конца V по XV в., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые, так или иначе вошли в современную цивилизацию.
Задача курса – показать самобытные черты Средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем, чтобы помочь ученикам не судить с высока о давно ушедших веках, и стремиться их понять, с уважением относится не только к своим, но и к чужим традициям.
Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам Средневековья, и особенностям развития каждого региона, а также проследить динамику исторического развития и выделить в рамках Средневековья его основные этапы. Хотя курс включает историю Европы, Азии, Африки и Америки, однако основное внимание уделено истории Европы. Там, где это возможно, акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России.
В основные цели курса входит:
- сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
- осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;
- охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и культуре;
- показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировой религии – христианства и ислама.
В ходе изучения курса имеется возможность вести работу по формированию у учащихся:
- умения связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
- умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
- умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
- умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
- умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;
- умения самостоятельно анализировать исторические источники, как письменные, так и вещественные и изобразительные;
- умения работать с исторической картой;
- умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.
Программа рассчитана на 27 часов, календарно-тематическое планирование составлено на 27 часов, из них 3 часа из резервного времени на повторительно-обобщенные уроки по разделам, которые проводятся по усмотрению учителя.
Календарно-тематическое планирование по истории Средних веков
№ |
Раздел, тема |
Кол-во часов |
Обязательный минимум содержания образования |
Элементы дополнительного со-держания |
Основные понятия |
Знания, умения |
Измерительные формы контроля |
Домаш-нее задание |
Дата Проведе-ния пл/факт |
|
|||||||||
1 |
Введение |
1ч |
Хронологические рамки Средневековья. Понятие «Средние века» |
|
Средневековье дикость, варварство, цивилизация, исторические источники |
Устанавливать историческую связь между периодами Показывать преемственность |
Текущий (беседы) |
Стр.6-11 |
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
2 |
Великое переселение народов и образование Германских королевств |
1ч |
Великое переселении народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Расселение франков занятие, общественное устройство |
Образование варварских королевств. |
Великое переселение народов, христианство, арианство, варварские королевства, «Салическая правда» 486г, 568г,732г |
Умения сравнения, построения, аналогий, обобщения и систематизация исторических данных Анализировать документ, оперировать понятиями |
Устный опрос, игра |
§1, Зад. в Р.Т., словарь, документы |
|
|
|||||||||
3 |
Христианская церковь в раннее Средневековье |
1ч |
Религия в жизни средневекового человека |
Христиа-низация Европы. Аврелий Августин.Иоанн Златоуст. |
Вероучения, догматы, отцы церкви, Символ Веры, Евангелие, ересь, Библия, белое духовенство, монашество, иерархия, панство |
Усвоение новых понятий умение ими оперировать Установление причинно-следственных связей, закономерностей |
тестирование |
§2, зад. в Р.Т., новые слова, схема |
|
|
|||||||||
4 |
Франкское государство в VI – IX вв. |
1ч |
Франкская империя и ее распад. Личность Карла Великого. |
|
Майордом, магнаты, бенефиций, феодал, империя, реформа, усобица 800г, 843 г |
Развивать понятийное мышление, формировать понимание причинно-следственных связей возникновения, расцвета и причины распада государства |
Устный опрос, инт. разминка, карты |
§3, вопр., зад., слова, схема |
|
|
|||||||||
5 |
Среди невзгод и опасностей |
1ч |
Образование государств в Восточной и Западной Европе Политическая раздробленность. Ранние славянские государства. Просветители славян - Кирилл и Мефодий. |
Норманские завоевания |
Феодальная раздробленность, домен, династия, руны, сага, феодал, викинги, феодальные владения |
Развивать умение классифицировать, обобщать Самоконтроль в сочетании с умениями наблюдения, слушания, осмысления, чтения |
Текущий, карта, карточки (тесты) |
§4, 8, зад. в Р.Т. рассказ «Викинги, воины завоевания», рисунки, вопросы к тексту, опережающее задание «Вспомни достижения античной культуры» |
|
|
|||||||||
6 |
Культура раннего средневековья |
1ч |
Средневековая культура |
|
Античное наследие, «семь свободных искусств», «Каролингское возрождение», анализ, христианская Европа V- Xвв |
Формирование ярких представлений о культуре Формирование обобщенного представления, установление причинно-следственных связей |
Викторина, текст с ошибками, установи соответствие |
§5, зад.в Р.Т |
|
|
|||||||||
7 |
Византия - славянский мир. Культура Византии |
1ч |
Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство Византийская культура |
Императоры Византии |
Василевс,532г, кодекс Юстиниана, греческий огонь, торговый путь «из варяг в греки» Христианский храм, неф, апсида, алтарь, базилика, крестово-купольный храм, парус, канон, мозаика, фреска, иконопись, икона |
Причины сохранения и расцвета империи. Место императора Умение анализировать произведения искусства, выделять особенное и сравнить с культурой Западной Европы. Умение анализировать исторические источники, осмысливать и оценивать исторические явления |
Зад. в Р.Т., карточки, кроссворд |
§ 6-7 зад., документ, зад. в Р.Т. |
|
|
|||||||||
8 |
Рождение новой религии Мир ислама |
1ч |
Арабские племена: расселение, занятия.. Возникновение ислама. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.. |
|
Бедуин, ислам, пророк, хиджра, мусульманин, Коран, Кааба, Мекка, мечеть, минарет, сунна, шариат. Халиф, хамироат, экспансия шииты, сунниты, имам, эмиры |
Умение анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия события. возникновение новой религии. Уметь составлять план и хронологическую таблицу, работать с документами |
Экспресс опрос |
§9-10, зад. в Р.Т. |
|
|
|||||||||
9 |
Раннее средневековье |
1ч |
|
(п.о. урок) 1ч За счет резервного времени |
(Зачет тестирование, вопросы и задания, практические. задания, ист. диктант) |
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
10 |
Крестьяне и сеньоры |
1ч |
Феодальные отношения в странах Европы. Феодальное землевладение.Феодальные повинности |
|
Сословия, синьор, вассал, зависимые крестьяне Феодализм, феодальное общество Феодальное государство ПЭР |
Умение связно пересказать текст учебника, отделить главное от второстепенного Определить предпосылки, сущность и последствия, явления (складывание феодальных отношений) |
Тест |
§12 Зад., схема понятие +тв. зад. |
|
|
|||||||||
11 |
Рыцарство |
1ч |
Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения |
|
Рыцарство, турнир, герб, средневековый замок, рыцарская культура, кодекс рыцарской чести, куртуазность |
Умение самостоятельно анализировать исторические источники письменные, изобразительные, вещественные Умение полемизировать и отстаивать свои взгляды |
Ролевая игра Защита творческой работы |
§11 Тв. задание «Один день из жизни рыцаря» и др. |
|
|
|||||||||
12 |
Средневековая деревня |
1ч |
Крестьяне и синьоры. Жизнь, быт и труд крестьян. Аграрное производство |
|
Свободные и зависимые крестьяне, трехполье, община, натуральное хозяйство Крестьянская повинность, барщина, оброк |
Уметь выделить основные черты феодального общества Уметь выделить главное в тексте учебника Участвовать в беседе, в сети дискуссий |
Устный опрос по Р.Т. игра или тест к §12-14 |
§12, Зад. в Р.Т. выучить новые слова рассказ жизни и быта крестьян |
|
|
|||||||||
13 |
Возникновение и расцвет средневековых Ремесло и торговля городов |
1ч |
Средневековый город. Жизнь и быт горожан Сословия средневекового города Ремесло и торговля. Цехи и гильдии |
|
Сословия средневекового города, бюргеры, буржуа, патрициат, бургомистр, мэр Мастер, подмастерье, цех, братство, гильдия, ярмарка, меняла, банк, шедевр |
Устанавливать причинно-следственные связи, умение анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия Учиться решать проблемные и познавательные задачи |
Устный опрос Решение исторических задач |
§13-14?? и зад. Р.Т. новые слова + составление рассказа |
|
|
|||||||||
14 |
Католическая церковь Борьба с еретиками |
1ч |
Роль церкви в обществе. Монастыри и монахи. Религия в жизни средневекового человека Католицизм и православие |
Фома Аквинский |
Таинства, индульгенция, католическая церковь, клюнийская реформа, отлучение от церкви, конклав, еретик, инквизиция, ересь 1054г |
Устанавливать причинно-следственные связи (раскола и ереси) Четко формулировать понятия Определять роль и место христианской церкви в жизни общества |
Защита сообщений Игра Аукцион понятий |
§15, краткие сообщения по плану урока новые понятия |
|
|
|||||||||
15 |
Крестовые походы |
1ч |
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. |
Католицизм право-славие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиреней-ском полуострове. |
Крестовые походы, крестоносцы, духовно-рыцарские ордена 1096-1099гг 1147-1149гг 1189-1192гг 1202-1204гг |
Уметь работать с учебником, уметь составлять таблицу Работать с исторической картой Уметь выявлять синхронность и последовательность исторических событий и явлений |
Проверка составление таблицы +тест по §16-18 |
§16 закончить составление таблицы |
|
|
|||||||||
16 |
Франция – долгий путь к единству |
1ч |
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. |
|
Генеральные штаты Сословно-представительная монархия 1302г |
Уметь анализировать материал Определять предпосылки, сущность и последствия исторических событий (объединение Франции) |
Проверка схемы и таблицы + диктант понятий |
§17, ?? зад. в Р.Т. ответы на ? причины(объединение Франции)+ схематические таблицы |
|
|
|||||||||
17 |
Англия: от нормандского завоевания к парламенту |
1ч |
Особенности сословно-представительные монархии в Англии. .Великая Хартия Вольностей. Парламент |
|
Парламент, сословное представительство, централизованное государство 1265г Великая Хартия вольности |
Умение сравнивать исторические явления в различных странах Выделять сходство и различие Умение оперировать терминами и понятиями |
Экспресс-опрос |
§18, ?? зад. в Р.Т. |
|
|
|||||||||
18 |
Усиление власти князей в Германии |
1ч |
Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV- XV веках. |
|
Возникновение Швейцарского Союза, «Золотая булла», курфюрст, рейхстаг |
Умение сравнивать явления в различных странах Выделять сходства и различия Вести беседу, дискуссию Оперировать понятиями |
интеллектуальная разминка зачет по §19, 20, 21 |
§23, ?? 1-2, 4-5 выписать даты и понятия, |
|
|
|||||||||
19 |
Культура Западной Европы в XI-XIII вв |
1ч |
Средневековая культура Романский и готический стиль |
|
Рационализм, схоластика, логика, коллегия Романский стиль, крипта, портал, готический стиль, стрельчатая арка Мистика |
Развивать умение соотносить знания с эпохой, видеть в частном общее и наоборот Устанавливать причинно-следственные связи между событиями |
Проверка Кроссворд Экспресс опрос (можно тест) |
§27-30 составить кроссворд к теме «Средневековая культура» |
|
|
|||||||||
20 |
Расцвет средневековья |
1ч |
|
П.о. урок За счет резервного времени |
I Итоговый контроль по главе II Понятийный экспресс опрос III Игра «Вспомни и назови» IV Игра «Клуб «Неоновый попугай» |
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
21 |
Столетие бедствий |
1ч |
Кризис европейского сословного общества в XIV- XV веках. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.. |
|
Амнистия, раб. законодательство, раввин, ростовщичество, гетто, Жакерия «Черная смерть» 1358г, 1381г |
Развивать общеучебные умения Связанно пересказывать текст учебника, отделять главное от второстепенного Выделять предпосылки, анализируя материал, сущность и последствия явлений и процессов, сравнивать исторические события |
Устный опрос, проверка таблица |
§20 вопр. и зад. Р.Т. сравнительная таблица «Жак.», «Восстание Уота Тайлера» |
|
|
|||||||||
22 |
Самая долгая война в истории |
1ч |
Столетняя война: причины и итоги. |
|
Арбалет, тактика, национальная независимость Централизация, Реконкиста, компромисс, аутодафе, фанатизм, абсолютизм, династия, уния |
Уметь определять причины, характер и значение феодальных войн Уметь определять роль личности в истории |
Проверка таблицы инсценировка «Орлеанской девы-дафин» блиц опрос игра «крестики-нолики» |
§19, 22 вопросы+законченная таблица «Итоги воны для Англии» подготовка инсценировки рассказа |
|
|
|||||||||
23 |
Трудный путь к торжеству королевской власти |
1ч |
Образование централизованных государств в Европе. Война Алой и Белой розы. Кризис католической церкви. Папы и императоры. |
|
Централизация, компромисс, аутодафе, фанатизм, абсолютизм, династия, уния |
Уметь на основе сравнения раскрыть общее и особенное в процессе завершения объединения и управления в европейских государствах |
Проверка тестов, устный опрос в форме игры |
§21 зад.в Р.Т. даты и новые понятия составить тест по 2-3? к пункту |
|
|
|||||||||
24 |
Польша и Чехия: время расцвета |
1ч |
Гуситское движение в Чехии |
|
Сейм, гуситы, латники, табориты, умеренные Ян Гус Ян Жижка |
Уметь выявлять причины Определять направление движения, последствия войн Выделять причины способствующие подъему экономики и развития государственности |
Проверка таблицы Блиц опрос |
§25 выучить даты понятия, схемы, таблицы |
|
|
|||||||||
25 |
Полумесяц против креста |
|
Падение византийской империи |
|
Османы, янычары, султаны, церковная уния 1438-1439гг 1453г |
Уметь устанавливать причинно-следственные связи и закономерности, системное понимание событий, связанных с падением Византии, усилением Османской империи |
интеллектуальная разминка блиц опрос |
§ 26 новые даты, карты с.271 ?? к ней рассказ «Падение Византии» |
|
|
|||||||||
26 |
Культура и государства Азии, Африки и Америки |
1ч |
Страны Востока, Африки и Азии в Средние века |
|
Раджа, каста, брахманизм, индуизм, буддизм, крест, война шэньши, хан, нукер, курултай, урус, хорезмшах |
Умение выделять общее и особенное в политическом и экономическом развитии стран Востока Индия – Китай Империя Чингисхана и держава Тимура |
Отчеты групп Проверка кроссворда |
§30-34 груп. зад. новые слова, даты составление кроссворда |
|
|
|||||||||
27 |
Итоговое повторение |
|
|
|
|
|
Игра «Счастливый случай», «Блиц-опрос», «В какой стране», «Путешествие по городам Средневековья», «Связь событий», «Было или не было?» |
|
|
|
Рабочая программа по курсу История России с древнейших времен по конца XVI века ( 6 клаcc)
Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование написано по Примерной программе основного общего образования по истории.
Программа включает материал по истории России с древнейших времен до конца XVI в. и рассчитана на 38 часов, включая модуль « Народы и государства на территории нашей страны в древности» из резервных часов. Но этот модуль может изучаться и в 5 классе по усмотрению учителя. Этот модуль может быть иным в часовом выражении. Стандарт 2004 года устанавливает хронологические рамки курс истории в 6 классе по XV веком. Учебники 6 класса включают материал по XVI век и для удобства учителя и учеников тематическое планирование составлено по XVI век. Учитель вправе последний раздел: Московское государство в XVI в. (5часов) изучать в начале 7 класса.
Повторительно-обобщающие итоговые уроки по разделам также предлагаются на усмотрение учителя , в зависимости от возможностей и учебного времени.
3 часа предлагается на изучение краеведческого материала по пройденному периоду.(на усмотрение учителя. Возможен вариант изучения краеведческого материала целым курсом в 9 классе)
К учебнику А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. - М, Просвещение, 2005.
Основные цели курса
- Выработки у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;
- Развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др).
- Формирование ценностных ориентаций и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
- Развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;
- Изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине, чувство сопричастности со всем происходящим в городе, крае, стране.
Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть после изучения курса.
- Работать с исторической картой, читать ее, использовать как источники знаний;
- Определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;
- Изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;
- Анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики;
- Давать оценку отдельным явлениям культуры;
- Составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе простого плана);
- Составлять характеристику исторических деятелей;
- Участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.
Календарно-тематическое планирование по истории России с древности до конца XVI века 6 класс
№ |
Раздел, тема |
Кол-во часов |
Обязательный минимум содержания образования |
Элементы дополнительного содержания |
Основные понятия |
Знания, умения |
Измерительные формы контроля |
Домашнее задание |
Дата проведения Пл/факт |
1 |
Введение |
1ч |
История России –как часть всемирной истории. Что изучает история Отечества. Источники знаний о прошлом |
|
Краткая характеристика курса. История России как часть всемирной истории. Археология, культурный слой. Вспомогательные исторические дисциплины |
Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач |
беседа |
ведение записи |
|
2. |
Народы и государства на территории нашей страны в древности Заселение Евразии |
.1ч. |
Великое переселение народов .Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования.. |
|
Первобытное общество, родовая, соседская община, государство, народ. Кобанская, срубная, абашевская культуры, хозяйственные уклады: скотоводческо-кочевой, оседло-земледельческий |
Умение работать с дополнительной, энциклопедической литературой на разных носителях информации |
подготовка информации, кратких сообщений на заданную тему |
|
|
3. |
Города-государства Северного Причерноморья. |
2 |
Скифское царство и упадок Причерноморских государств. Тюркские народы и их государства на территории нашей Родины. Жители лесной полосы Восточной Европы. |
|
Города-государства..Греческие колонии Северного Причерноморья-Ольвия, Херсонес, Пантикопей, Фанагория и др. дань, плуг, тюрки, финно-угры, хазары, скифы. |
Умение работать с дополнительной, энциклопедической литературой на разных носителях информации |
подготовка информации, кратких сообщений на заданную тему |
|
|
4. |
Язычество |
1 |
Славянские языческие боги. Языческие праздники |
|
Перун, Дажбог, Волос, Хорс и др. Праздники- Новый год, Святки, Масленица., Ивана Купала (22июня), Пробуждение земли( 22 марта), праздник жатвы(22 сентября). Семейные обряды, погребальные обычаи. |
Умение работать с дополнительной, энциклопедической литературой на разных носителях информации |
подготовка информации, кратких сообщений на заданную тему |
|
|
5. |
Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности. |
1 |
X век –распрост-ранение христиан-ства под влиянием Византии на Руси. XIII век –укорене-ние ислама в Средней Азии, позднее в Золотой Орде. XVI-XIX века распростра-нение среди народов Север-ного Кавказа и Черноморского побережья. Иудаизм-VIII- IX вв. государствен-ная религия Ха-зарского каганата. |
|
Иисус Христос, Библия, Коран, Мухаммед, Аллах,Яхве, Толмуд. |
Умение работать с дополнительной, энциклопедической литературой на разных носителях информации |
подготовка информации, кратких сообщений на заданную тему |
|
|
6 |
Восточные славяне и их соседи в древности |
1ч |
Восточные славяне и их соседи |
«Повесть временных лет « о начале Руси. |
Индоевропейская группа народов, славянская языковая семья, род, родовая община, племя, кочевники, дань, народное ополчение |
Умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи Умение работать по карте, заполнять контурные карты |
Блиц-опрос проверка карты |
§1-2 историческая карта, документ стр.13 |
|
7 |
Занятия, верования и общественный строй Восточных славян |
|
Занятия, быт, верования, общественный строй |
|
Род, родовая община, племя, союз племен, соседская община («мир»), князь, дружина, бояре, вече, вотчина, натуральное хозяйство, холопы, закупы, «люди» смерды, язычество, святки |
Умения и навыки работать с исторической картой Правильно отвечать на поставленные вопросы Устанавливать причинно-следственные связи: род. община→изменения в орудиях труда→соседская община→неравенство→государство |
тестирование+защита индивидуальной творческой работы |
§1, схема+тв. работа+кроссворд к теме (на выбор) |
|
Русь в IX первой половине XII в. 7 часов |
|||||||||
8 |
Формирование Древнерусского государства |
1ч |
Формирование Древнерусского государства Новгород Киев |
Первые Рюриковичи. Русь и Византия. |
Государство, варяги, княжеская власть, дружина, бояре, полюдье, уроки, погосты Основные теории возникновения государства у Восточных славян |
Умение устанавливать причинно-следственные связи Выделять главное в тексте учебника Умение работать с картой Развивать умение составления схем |
Проверка схемы исторические диктанты |
§3, док., вопросы, зад., составление схем «социально-политический строй Руси» карта |
|
9 |
Первые русские князья |
1ч |
Население деревень и городов. Княжеская власть |
|
Рюрик, Олег, Аскольд, Дир, Игорь, Ольга, Святослав 862г, 882г, 904г, 945г |
Продолжать развивать умение работать с исторической картой Составление схем Учатся сравнивать, анализировать, делать выводы |
Проверка кроссворда+карта Блиц-опрос (или тест) |
§4, состав. схемы «Первые русские князья»+составить кросс.+карта |
|
10 |
Правление князя Владимира и крещение Руси |
1ч |
Крещение Руси |
|
Крещение Руси 988г христианство |
Умение сравнивать (языческая религия славян и христианство) Умение выделять причины, ход. значение исторического события (принятие христианства) |
Проверка таблиц Устно о Владимире Красно солнышко |
§5, сост. Таблиц причины, значение принятия христианства (подготовить сообщение о Ярославе Мудром) |
|
11 |
Расцвет Древнерусского государства |
1ч |
Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда» |
|
Феодальные усобицы, вира, видок, тиун, послух, гривна, «Русская правда» |
Уметь определять предпосылки для расцвета государства Уметь раскрыть социальную сущность «Русской правды» |
Анализ документа карточки |
§6, ??, анализ документов |
|
12 |
Жители Древней Руси |
1ч |
Население деревень и городов |
|
Народность, общество, дружина, духовенство, митрополит, вотчина, закуп, рядович, хоромы |
Уметь описать экономико-социальное положение, быт, нравы различных категорий жителей Древней Руси Учиться работать в группах |
Зачет (тестирование, вопросы и задания, практические задания, исторический диктант) |
|
|
13 |
Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого (начало распада) |
1ч |
Княжеские усобицы. Владимир Мономах |
Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства. |
Междукняжеские усобицы. Любечский съезд князей. Правление Владимира Мономаха «Устав» «Поучение детям» |
Умение раскрыть причины княжеских междоусобиц - ослабление строя Уметь определять роль личности в истории (Владимир Мономах) |
Блиц-опрос карточки |
§9 п.1,2, ?? документы |
|
14 |
Культура и быт Древней Руси |
1ч |
Культура и быт Древней Руси |
|
Летопись, проповедь, фольклор, былина Устное народное творчество Нестор, «П.В.Л.» |
Уметь выделять главное (истоки и особенности древнерусской культуры) Ценностное ориентирование древнерусского общества |
обсуждение, сообщения, кроссворды |
§7, 8 сообщения кроссворды по теме (закончить таблицу) |
|
15 |
Русь Древняя |
1ч |
П.О. урок |
За счет резервно-го време-ни |
|
|
Зачет (тестирование, вопросы и задания, практическое задание, исторический диктант) |
|
|
Русь во второй половине XII-XIII вв. 8 часов |
|||||||||
16 |
Начало раздробленности Древнерусского государства |
1ч |
Политическая раздробленность Руси. Экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения Князья и бояре. Свободное и зависимое население. |
|
Феодальная раздробленность, удельные княжества |
Уметь определять социально-экономические и политические причины раздробленности Выделять последствия раздробленности Развивать умение работы с картой Сводить знания в таблицы |
Проверка карты, проверка таблицы, устный блиц-опрос |
§9 до конца вопросы, карты, закончить таблицу «причины феодальной раздробленности» составить +и- феодальной раздробленности |
|
17- 18 |
Главные политические центры Руси |
1ч |
Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Владимиро-Суздальская земля, Великий Новгород Галицко-Волынская земля Русь и Степь) |
Идея единства русских земель в период раздробленности . «Слово о полку Игореве» |
Раздробленность, удел, упадок Киева, междоусобные войны Образование самостоятельных княжеств и земель Последствия феодальной раздробленности |
Уметь выделять общее и особенное в социально-экономическом, политическом, культурном развитии удельных земель Уметь работать в группе |
Защиты групповых работ |
§10-11 работа по группам, составление по схеме (ист. доп. литературу, карту) |
|
19 |
Монгольское нашествие на Русь |
1ч |
Чингис-хан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Нашествие Батыя на Русь, сопротивление завоевателям |
|
Монголо-татары, имена: Чингисхан, Батый, 1223г, 1237-1238гг, 1239-1240гг |
Уметь работать по карте Определять причины завоевательных походов монголо-татар Уметь заполнять таблицы: дата, поход, захват территорий |
|
§12 ?? карта сочинение «Борьба русского народа с иноземными захватчиками» |
|
20 |
Борьба русских земель против экспансии Запада |
1ч |
Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище |
Ливонский орден. |
1240, 1242гг Рыцарский Орден, крестовый поход, крестоносцы Владимир Невский Невская битва Ледовое побоище |
Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, причинно-следственные связи, роль личности |
Устный блиц-опрос карточки сообщения |
§13 картосхемы сообщения Александр Невский |
|
21 |
Русь и Орда |
1ч |
Русь и Орда |
Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны. |
Баскак, иго, ярлык, агрессия, эксплуатация, ордынское владычество |
Уметь определять сущность и последствия монголо-татарского ига Уметь вычерчивать схему в ходе изложения учителем и самостоятельного чтения текста Работать с документами |
Устные ответы на вопросы проверка таблиц схема на карточках |
§14 ??, зад., таб., последствия т-м ига: потери, приобретения |
|
22 |
Русь и Литва |
1ч |
Обособление Юго-Западной Руси Русь и Великие княжества Литовские в XI-XV вв. |
|
Уния |
Уметь работать с картой Уметь составлять хронологическую таблицу опираясь на текст учебника, изложения учителя, карты |
интеллектуальная разминка устные ответы на вопросы |
§15 вопросы и задания карта |
|
23 |
Культура русских земель |
1ч |
Развитие культуры |
|
Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ «Слово о полку Игореве» |
Уметь выделять общее и особенное в произведения культуры каждого удельного княжества Учатся сравнивать, анализировать исторические источники (картины, документы) Делать выводы Участвовать в беседе |
викторина |
§16 вопросы задания документы иллюстрации учебника |
|
24 |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Политическая раздробленность на Руси» |
1ч |
|
За счет резервного времени |
|
|
Тесты «кому принадлежат слова», «О каком событии идет речь» Театрализовано разыграть историческое событие «Исторические ошибки» |
|
|
Образование единого русского государства 7 часов |
|||||||||
25 |
Предпосылки объединения русских земель, усиление московского княжества |
1ч |
Москва – центр собирания русских земель. Восстановление хозяйства на Руси. Горда и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. |
|
Порядок наследования престола Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. |
Уметь анализировать историческую карту: определять территории крупнейших княжеств и территории , утраченные Русью Выделять предпосылки объединения русских земель Причина возвышения Московского княжества |
Устные ответы опрос карточки причины предпосылки сообщение «Иван Калита» |
§17 ??и зад., характеристика правления Ивана Калиты |
|
26 |
Москва – центр борьбы с ордынским игом |
1ч |
Куликовская битва. Дмитрий Донской. |
|
Сергей Радонежский Дмитрий Донской Куликовская битва, полк рать |
Уметь выделять главное Выводить «уроки» из события Определять роль личности с истории |
«Исторический футбол» + сообщения +проверка картосхем |
§18 картосхема Д. Донской проблема «уроки Куликовской битвы» |
|
27 |
Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV вв. |
1ч |
Московские княжество и его политика. Иван III, ВасилийIII |
|
Предпосылки объединения единого государства, политика московских князей. Междоусобные войны |
Уметь кратко излагать исторический материал Уметь развернуто излагать исторический материал Вести дискуссию |
Блиц-опрос карточки |
§19 карта ответ на ?? |
|
28 |
Создание единого русского государства и конец ордынского ига |
1ч |
Объединение русских земель, конец зависимости русских от орды. Распад Золотой Орды |
|
Предпосылки образования единого государства Централизованное гос-во, служивые люди, дворяне, поместье Ханство «Стояние на Угре» |
Уметь устанавливать причинно-следственные связи: изменения в жизни страны→ уметь выделять исторические закономерности Решать проблемные и познавательные задачи |
Устный развернутый ответ на ?? пробл. задание на карте |
§20 предпосылки выучить ?? и зад. к § |
|
29 |
Московское государство в конце XV начале XVI вв. Основные социальные слои |
1ч |
Завершение объединения русских земель. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 года. Традиционный характер экономики. |
Многонациональный состав населения страны. Местничество |
Вотчинно-поместные землевладения и положение крестьян. Феодально-зависимые крестьяне, судебник, пожилое, привилегии, служилое казачество, Юрьев день |
Умение определять изменения в социально-экономическом развитии Сравнивать, находить общее, различия, обобщать и делать выводы |
Карта, схема устный опрос карточки с индив. заданием |
§21 работа по карте задание даты слова схема |
|
30 |
Церковь и государство в XV начале XVI вв. |
1ч |
Церковь в Русском государстве Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский. |
.. |
Становление русской автокефальной церкви. Ереси. Нестяжатели, иосифляне Теория «Москва.- Третий Рим» |
Уметь определять причины изменения в положении русской православной церкви Причины появления ереси |
Устный опрос карточки с инд. заданием |
§22 задания новые слова записи |
|
31 |
Русская культура в конце XV начале XVI вв. |
1ч |
Русская культура в конце XV начале XVI вв. |
|
«Сказания о князьях Владимирских», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», «Хождение за три моря», «Троица» Афанасий Никитин, Феофан Грек, Андрей Рублев |
Умение выделять главное Сравнивать с культурой начала XV в. Давать характеристику описательную произведениям искусств Учиться писать краткие сообщения |
сообщения, викторина |
Записи сообщения развернутый план (возможно заполненная таблица) |
|
32 |
Образование единого государства |
1ч |
п.о. урок |
За счет 1ч резервного времени |
Кроссворд, карточки с заданиями Игровое поле «Интеллектуальный лабиринт» |
||||
Московское государство в XVI в. 5 часов |
|||||||||
33 |
Иван Грозный начало правления |
1ч |
Условия развития страны в XVI веке : территория, население, харак-тер экономики. Становление централизованного государства и самодержавной власти. Иван Грозный. Реформы 50-60 годовXVI века. Земские соборы |
|
Избранная рада, централизованное гос-во, Земский собор, приказы, стрельцы, дворяне, губа, судебник, царь, сословная монархия |
Уметь устанавливать причинно-следственные связи, выявление исторической закономерности Роль личности в истории Умение кратко и развернуто давать ответы, оперировать понятиями |
сообщения, таблица, индивидуальное задание, карточки, устный опрос |
§23 таблица «Реформа избранной Рады» даты новые слова сообщения |
|
34 |
Внешняя политика Ивана IV |
1ч |
Московские государства и Великое княжество Литовское. Расширение территории государства Завоевание Поволжья и Западной Сибири Ливонская война |
|
Ливонская война, засечная черта, наемник, казаки, Речь Посполитая |
Уметь выбирать главное при составлении хронологической таблицы Видеть причинно-следственные связи Уметь оперировать терминами и понятиями |
Проверка хроника таблица «Внешнее положение» устно Блиц-опрос |
§24 ?? хронологическая таблица карта сообщения |
|
35 |
Усиление власти Ивана Грозного |
1ч |
Опричнина |
|
Опричнина, заимщина, приказы, террор, самодержавие |
Уметь выделить главную суть явления (процесса) Причинно-следственные связи, итоги (последствия) Уметь анализировать исторические источники, осмысление их Давать оценки историческим явлениям |
Решение познавательных задач по карточкам Устный блиц-опрос |
§25 ?? карта новые слова |
|
36 |
Россия в конце правления Ивана IV |
1ч |
Централизованное государство; сословно представительная монархия Церковный Собор |
|
Сословно-представительная монархия, острог, заповедные лета |
Уметь работать в группах Анализировать источники Сравнивать, осмысливать и оценивать исторические явления Оперировать терминами и понятиями слушать товарищей вести дискуссию |
Проверка записей тест |
творческое задание по группам «Суд над Иваном IV |
|
37 |
Культура и быт в XVI в. |
1ч |
Развитие культуры в XVI в. Публицистика. «Сказание о князьях Владимирских».Летописные своды. Начало русского книгопечатанья. Иван Федоров Зодчество. Строительство шатровых храмов. |
Влияние централизации на культурную жизнь страны. Дионисий. Быт и нравы. «Домострой» |
Печатник иконостас |
Изучать, сравнивать, анализировать, описывать, давать характеристику произведениям искусства Писать краткие сообщения |
сообщения кроссворды блиц-опрос |
сообщение кроссворд или викторина |
|
38 |
1ч п.о. урок: исторические задачи, тесты, даты, названия городов, древне-русские термины |
||||||||
Краеведение |
|||||||||
39 |
Родной край в глубо-кой древности VII-XIIвв |
1ч |
|
8 |
|
|
|
|
|
40 |
Татаро-монголы в нашем крае в XII-XVвв |
1ч |
|
9 |
|
|
|
|
|
41 |
Край в составе русского централизованного государства |
1ч |
|
10 |
|
|
|
|
|
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»