В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Успей до повышения цен! 25 и 26 декабря 2024 г. Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

планирование для 6 класса

планирование для 6 класса

Инна Бондаренко
Тип материала: Планирование
Рейтинг: 12345 голосов:9просмотров: 4063

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
6 кл. Планирование.doc Скачать

Рабочая программа по курсу «Всеобщая история. История средних веков»

6 класс

Пояснительная записка


Предлагаемая программа ориентированна на учебник Е.В.Агибаловаой, Г.М.Донского «История средних веков» и является частью учебно-методического комплекта по истории Средних веков.

Программа курса охватывает период с конца V по XV в., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые, так или иначе вошли в современную цивилизацию.

Задача курса – показать самобытные черты Средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем, чтобы помочь ученикам не судить с высока о давно ушедших веках, и стремиться их понять, с уважением относится не только к своим, но и к чужим традициям.

Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам Средневековья, и особенностям развития каждого региона, а также проследить динамику исторического развития и выделить в рамках Средневековья его основные этапы. Хотя курс включает историю Европы, Азии, Африки и Америки, однако основное внимание уделено истории Европы. Там, где это возможно, акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России.


В основные цели курса входит:

- сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;

- осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;

- охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и культуре;

- показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировой религии – христианства и ислама.

В ходе изучения курса имеется возможность вести работу по формированию у учащихся:

- умения связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;

- умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;

- умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;

- умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;

- умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;

- умения самостоятельно анализировать исторические источники, как письменные, так и вещественные и изобразительные;

- умения работать с исторической картой;

- умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.

Программа рассчитана на 27 часов, календарно-тематическое планирование составлено на 27 часов, из них 3 часа из резервного времени на повторительно-обобщенные уроки по разделам, которые проводятся по усмотрению учителя.























Календарно-тематическое планирование по истории Средних веков



Раздел, тема

Кол-во часов

Обязательный минимум содержания образования

Элементы дополнительного со-держания

Основные понятия

Знания, умения

Измерительные формы контроля

Домаш-нее задание

Дата

Проведе-ния

пл/факт


1

Введение

Хронологические рамки Средневековья. Понятие «Средние века»


Средневековье дикость, варварство, цивилизация, исторические источники

Устанавливать историческую связь между периодами

Показывать преемственность

Текущий

(беседы)


Стр.6-11













2

Великое переселение народов и образование Германских королевств

Великое переселении народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки.

Расселение франков занятие, общественное устройство

Образование варварских королевств.

Великое переселение народов, христианство, арианство, варварские королевства, «Салическая правда»

486г, 568г,732г

Умения сравнения, построения, аналогий, обобщения и систематизация исторических данных

Анализировать документ, оперировать понятиями

Устный опрос, игра

§1,

Зад. в Р.Т., словарь, документы



3

Христианская церковь в раннее Средневековье

Религия в жизни средневекового человека

Христиа-низация Европы.

Аврелий Августин.Иоанн Златоуст.

Вероучения, догматы, отцы церкви, Символ Веры, Евангелие, ересь, Библия, белое духовенство, монашество, иерархия, панство

Усвоение новых понятий умение ими оперировать

Установление причинно-следственных связей, закономерностей

тестирование

§2,

зад. в Р.Т.,

новые слова, схема



4

Франкское государство в VI – IX вв.






Франкская империя и ее распад. Личность Карла Великого.


Майордом, магнаты, бенефиций, феодал, империя, реформа, усобица

800г, 843 г

Развивать понятийное мышление, формировать понимание причинно-следственных связей возникновения, расцвета и причины распада государства

Устный опрос, инт. разминка, карты

§3, вопр., зад., слова, схема



5

Среди невзгод и опасностей

Образование государств в Восточной и Западной Европе

Политическая раздробленность.

Ранние славянские государства. Просветители славян - Кирилл и Мефодий.

Норманские завоевания

Феодальная раздробленность, домен, династия, руны, сага, феодал, викинги, феодальные владения

Развивать умение классифицировать, обобщать

Самоконтроль в сочетании с умениями наблюдения, слушания, осмысления, чтения

Текущий, карта, карточки

(тесты)

§4, 8, зад. в Р.Т.

рассказ «Викинги, воины завоевания», рисунки, вопросы к тексту, опережающее задание «Вспомни достижения античной культуры»



6

Культура раннего средневековья

Средневековая культура


Античное наследие, «семь свободных искусств», «Каролингское возрождение», анализ, христианская Европа

V- Xвв

Формирование ярких представлений о культуре

Формирование обобщенного представления, установление причинно-следственных связей

Викторина, текст с ошибками, установи соответствие

§5, зад.в Р.Т



7

Византия - славянский мир. Культура Византии

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство Византийская культура

Императоры Византии

Василевс,532г, кодекс Юстиниана, греческий огонь, торговый путь «из варяг в греки» Христианский храм, неф, апсида, алтарь, базилика, крестово-купольный храм, парус, канон, мозаика, фреска, иконопись, икона

Причины сохранения и расцвета империи. Место императора Умение анализировать произведения искусства, выделять особенное и сравнить с культурой Западной Европы.

Умение анализировать исторические источники, осмысливать и оценивать исторические явления

Зад. в Р.Т., карточки, кроссворд

§ 6-7 зад., документ, зад. в Р.Т.



8

Рождение новой религии Мир ислама

Арабские племена: расселение, занятия..

Возникновение ислама. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе..


Бедуин, ислам, пророк, хиджра, мусульманин, Коран, Кааба, Мекка, мечеть, минарет, сунна, шариат.

Халиф, хамироат, экспансия шииты, сунниты, имам, эмиры

Умение анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия события. возникновение новой религии. Уметь составлять план и хронологическую таблицу, работать с документами

Экспресс опрос

§9-10, зад. в Р.Т.



9


Раннее средневековье


(п.о. урок)

За счет резервного времени

(Зачет тестирование, вопросы и задания, практические. задания, ист. диктант)
















10

Крестьяне и сеньоры

Феодальные отношения в странах Европы. Феодальное землевладение.Феодальные повинности


Сословия, синьор, вассал, зависимые крестьяне

Феодализм, феодальное общество

Феодальное государство

ПЭР

Умение связно пересказать текст учебника, отделить главное от второстепенного

Определить предпосылки, сущность и последствия, явления (складывание феодальных отношений)

Тест


§12 Зад., схема понятие +тв. зад.



11

Рыцарство

Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения



Рыцарство, турнир, герб, средневековый замок, рыцарская культура, кодекс рыцарской чести, куртуазность

Умение самостоятельно анализировать исторические источники письменные, изобразительные, вещественные

Умение полемизировать и отстаивать свои взгляды

Ролевая игра

Защита творческой работы

§11

Тв. задание «Один день из жизни рыцаря» и др.



12

Средневековая деревня

Крестьяне и синьоры. Жизнь, быт и труд крестьян.

Аграрное производство


Свободные и зависимые крестьяне, трехполье, община, натуральное хозяйство

Крестьянская повинность, барщина, оброк

Уметь выделить основные черты феодального общества

Уметь выделить главное в тексте учебника

Участвовать в беседе, в сети дискуссий

Устный опрос по Р.Т. игра или тест

к §12-14

§12,

Зад. в Р.Т. выучить новые слова рассказ жизни и быта крестьян



13

Возникновение и расцвет средневековых Ремесло и торговля городов

Средневековый город. Жизнь и быт горожан Сословия средневекового города

Ремесло и торговля. Цехи и гильдии


Сословия средневекового города, бюргеры, буржуа, патрициат, бургомистр, мэр Мастер, подмастерье, цех, братство, гильдия, ярмарка, меняла, банк, шедевр

Устанавливать причинно-следственные связи, умение анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия

Учиться решать проблемные и познавательные задачи

Устный опрос

Решение исторических задач

§13-14?? и зад. Р.Т. новые слова + составление рассказа



14

Католическая церковь Борьба с еретиками

Роль церкви в обществе. Монастыри и монахи.

Религия в жизни средневекового человека

Католицизм и православие

Фома Аквинский

Таинства, индульгенция, католическая церковь, клюнийская реформа, отлучение от церкви, конклав, еретик, инквизиция, ересь 1054г

Устанавливать причинно-следственные связи (раскола и ереси)

Четко формулировать понятия

Определять роль и место христианской церкви в жизни общества

Защита сообщений

Игра

Аукцион понятий

§15,

краткие сообщения по плану урока

новые понятия



15

Крестовые походы

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества.

Католицизм право-славие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиреней-ском полуострове.

Крестовые походы, крестоносцы, духовно-рыцарские ордена

1096-1099гг

1147-1149гг

1189-1192гг

1202-1204гг

Уметь работать с учебником, уметь составлять таблицу

Работать с исторической картой

Уметь выявлять синхронность и последовательность исторических событий и явлений

Проверка составление таблицы +тест по §16-18

§16 закончить составление таблицы



16

Франция – долгий путь к единству

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции.


Генеральные штаты

Сословно-представительная монархия 1302г

Уметь анализировать материал

Определять предпосылки, сущность и последствия исторических событий (объединение Франции)

Проверка схемы и таблицы + диктант понятий

§17, ?? зад. в Р.Т. ответы на ?

причины(объединение Франции)+ схематические таблицы



17

Англия: от нормандского завоевания к парламенту

Особенности сословно-представительные монархии в Англии. .Великая Хартия Вольностей. Парламент


Парламент, сословное представительство, централизованное государство

1265г

Великая Хартия вольности

Умение сравнивать исторические явления в различных странах

Выделять сходство и различие

Умение оперировать терминами и понятиями

Экспресс-опрос

§18, ??

зад. в Р.Т.



18

Усиление власти князей в Германии

Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV- XV

веках.


Возникновение Швейцарского Союза, «Золотая булла», курфюрст, рейхстаг

Умение сравнивать явления в различных странах

Выделять сходства и различия

Вести беседу, дискуссию

Оперировать понятиями

интеллектуальная разминка

зачет по §19, 20, 21

§23, ??

1-2,

4-5

выписать даты и понятия,



19

Культура Западной Европы

в XI-XIII вв

Средневековая культура

Романский и готический стиль


Рационализм, схоластика, логика, коллегия

Романский стиль, крипта, портал, готический стиль, стрельчатая арка

Мистика

Развивать умение соотносить знания с эпохой, видеть в частном общее и наоборот

Устанавливать причинно-следственные связи между событиями

Проверка

Кроссворд

Экспресс опрос

(можно тест)

§27-30

составить кроссворд к теме «Средневековая культура»



20

Расцвет средневековья


П.о. урок

За счет резервного времени

I Итоговый контроль по главе


II Понятийный экспресс опрос

III Игра «Вспомни и назови»

IV Игра «Клуб «Неоновый попугай»
















21

Столетие бедствий

Кризис европейского сословного общества в XIV- XV веках. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера..


Амнистия, раб. законодательство, раввин, ростовщичество, гетто, Жакерия «Черная смерть»

1358г, 1381г

Развивать общеучебные умения

Связанно пересказывать текст учебника, отделять главное от второстепенного

Выделять предпосылки, анализируя материал, сущность и последствия явлений и процессов, сравнивать исторические события

Устный опрос, проверка таблица

§20 вопр. и зад. Р.Т. сравнительная таблица

«Жак.», «Восстание Уота Тайлера»



22

Самая долгая война в истории


Столетняя война: причины и итоги.


Арбалет, тактика, национальная независимость Централизация, Реконкиста, компромисс, аутодафе, фанатизм, абсолютизм, династия, уния

Уметь определять причины, характер и значение феодальных войн

Уметь определять роль личности в истории

Проверка таблицы

инсценировка «Орлеанской девы-дафин»

блиц опрос

игра «крестики-нолики»

§19, 22 вопросы+законченная таблица «Итоги воны для Англии»

подготовка инсценировки рассказа



23

Трудный путь к торжеству королевской власти








Образование централизованных государств в Европе. Война Алой и Белой розы. Кризис католической церкви. Папы и императоры.


Централизация, компромисс, аутодафе, фанатизм, абсолютизм, династия, уния

Уметь на основе сравнения раскрыть общее и особенное в процессе завершения объединения и управления в европейских государствах

Проверка тестов, устный опрос в форме игры

§21 зад.в Р.Т. даты и новые понятия составить тест по 2-3? к пункту



24

Польша и Чехия: время расцвета

Гуситское движение в Чехии


Сейм, гуситы, латники, табориты, умеренные

Ян Гус

Ян Жижка

Уметь выявлять причины

Определять направление движения, последствия войн

Выделять причины способствующие подъему экономики и развития государственности

Проверка таблицы

Блиц опрос

§25 выучить даты понятия, схемы, таблицы



25

Полумесяц против креста


Падение византийской империи


Османы, янычары, султаны, церковная уния

1438-1439гг

1453г

Уметь устанавливать причинно-следственные связи и закономерности, системное понимание событий, связанных с падением Византии, усилением Османской империи

интеллектуальная разминка

блиц опрос

§ 26 новые даты, карты с.271 ?? к ней

рассказ «Падение Византии»



26

Культура и государства Азии, Африки и Америки



Страны Востока, Африки и Азии в Средние века


Раджа, каста, брахманизм, индуизм, буддизм, крест, война шэньши, хан, нукер, курултай, урус, хорезмшах


Умение выделять общее и особенное в политическом и экономическом развитии стран Востока

Индия – Китай

Империя Чингисхана и держава Тимура

Отчеты групп

Проверка кроссворда

§30-34 груп. зад.

новые слова, даты

составление кроссворда



27

Итоговое повторение






Игра «Счастливый случай», «Блиц-опрос», «В какой стране», «Путешествие по городам Средневековья», «Связь событий», «Было или не было?»



















Рабочая программа по курсу История России с древнейших времен по конца XVI века ( 6 клаcc)

Пояснительная записка

Календарно-тематическое планирование написано по Примерной программе основного общего образования по истории.

Программа включает материал по истории России с древнейших времен до конца XVI в. и рассчитана на 38 часов, включая модуль « Народы и государства на территории нашей страны в древности» из резервных часов. Но этот модуль может изучаться и в 5 классе по усмотрению учителя. Этот модуль может быть иным в часовом выражении. Стандарт 2004 года устанавливает хронологические рамки курс истории в 6 классе по XV веком. Учебники 6 класса включают материал по XVI век и для удобства учителя и учеников тематическое планирование составлено по XVI век. Учитель вправе последний раздел: Московское государство в XVI в. (5часов) изучать в начале 7 класса.

Повторительно-обобщающие итоговые уроки по разделам также предлагаются на усмотрение учителя , в зависимости от возможностей и учебного времени.

3 часа предлагается на изучение краеведческого материала по пройденному периоду.(на усмотрение учителя. Возможен вариант изучения краеведческого материала целым курсом в 9 классе)

К учебнику А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. - М, Просвещение, 2005.


Основные цели курса


- Выработки у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;

- Развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др).

- Формирование ценностных ориентаций и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;

- Развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;

- Изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине, чувство сопричастности со всем происходящим в городе, крае, стране.


Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть после изучения курса.

- Работать с исторической картой, читать ее, использовать как источники знаний;

- Определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;

- Изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;

- Анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики;

- Давать оценку отдельным явлениям культуры;

- Составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе простого плана);

- Составлять характеристику исторических деятелей;

- Участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.










Календарно-тематическое планирование по истории России с древности до конца XVI века 6 класс



Раздел, тема

Кол-во часов

Обязательный минимум содержания образования

Элементы дополнительного содержания


Основные понятия

Знания, умения

Измерительные формы контроля

Домашнее задание

Дата проведения

Пл/факт

1

Введение

История России –как часть всемирной истории. Что изучает история Отечества. Источники знаний о прошлом


Краткая характеристика курса.

История России как часть всемирной истории.

Археология, культурный слой.

Вспомогательные исторические дисциплины

Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

беседа

ведение

записи


2.

Народы и государства на территории нашей страны в древности

Заселение Евразии

.1ч.

Великое переселение народов .Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования..


Первобытное общество, родовая, соседская община, государство, народ. Кобанская, срубная, абашевская культуры, хозяйственные уклады: скотоводческо-кочевой, оседло-земледельческий






Умение работать с дополнительной, энциклопедической литературой на разных носителях информации

подготовка информации, кратких сообщений на заданную тему



3.

Города-государства Северного Причерноморья.

2

Скифское царство и упадок Причерноморских государств.

Тюркские народы и их государства на территории нашей Родины.

Жители лесной полосы Восточной Европы.


Города-государства..Греческие колонии Северного Причерноморья-Ольвия, Херсонес, Пантикопей, Фанагория и др. дань, плуг, тюрки, финно-угры, хазары, скифы.

Умение работать с дополнительной, энциклопедической литературой на разных носителях информации

подготовка информации, кратких сообщений на заданную тему



4.

Язычество

1

Славянские языческие боги. Языческие праздники


Перун, Дажбог, Волос, Хорс и др.

Праздники- Новый год, Святки, Масленица.,

Ивана Купала (22июня), Пробуждение земли( 22 марта), праздник жатвы(22 сентября). Семейные обряды, погребальные обычаи.


Умение работать с дополнительной, энциклопедической литературой на разных носителях информации

подготовка информации, кратких сообщений на заданную тему



5.

Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.

1

X век –распрост-ранение христиан-ства под влиянием Византии на Руси. XIII век –укорене-ние ислама в Средней Азии, позднее в Золотой Орде. XVI-XIX века распростра-нение среди народов Север-ного Кавказа и Черноморского побережья.

Иудаизм-VIII- IX вв. государствен-ная религия Ха-зарского каганата.


Иисус Христос, Библия, Коран, Мухаммед, Аллах,Яхве, Толмуд.

Умение работать с дополнительной, энциклопедической литературой на разных носителях информации

подготовка информации, кратких сообщений на заданную тему



6

Восточные славяне и их соседи в древности

Восточные славяне и их соседи

«Повесть временных лет « о начале Руси.

Индоевропейская группа народов, славянская языковая семья, род, родовая община, племя, кочевники, дань, народное ополчение

Умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи

Умение работать по карте, заполнять контурные карты

Блиц-опрос проверка карты

§1-2 историческая карта, документ стр.13


7

Занятия, верования и общественный строй Восточных славян






Занятия, быт, верования, общественный строй


Род, родовая община, племя, союз племен, соседская община («мир»), князь, дружина, бояре, вече, вотчина, натуральное хозяйство, холопы, закупы, «люди» смерды, язычество, святки

Умения и навыки работать с исторической картой

Правильно отвечать на поставленные вопросы

Устанавливать причинно-следственные связи: род. община→изменения в орудиях труда→соседская община→неравенство→государство

тестирование+защита индивидуальной творческой работы

§1, схема+тв. работа+кроссворд к теме (на выбор)



Русь в IX первой половине XII в.

7 часов

8

Формирование Древнерусского государства

Формирование Древнерусского государства

Новгород

Киев

Первые Рюриковичи. Русь и Византия.

Государство, варяги, княжеская власть, дружина, бояре, полюдье, уроки, погосты

Основные теории возникновения государства у Восточных славян

Умение устанавливать причинно-следственные связи

Выделять главное в тексте учебника

Умение работать с картой

Развивать умение составления схем

Проверка схемы исторические диктанты

§3, док., вопросы, зад., составление схем «социально-политический строй Руси»

карта


9

Первые русские князья

Население деревень и городов.

Княжеская власть


Рюрик, Олег, Аскольд, Дир, Игорь, Ольга, Святослав

862г, 882г, 904г, 945г

Продолжать развивать умение работать с исторической картой

Составление схем

Учатся сравнивать, анализировать, делать выводы

Проверка кроссворда+карта

Блиц-опрос (или тест)

§4, состав. схемы «Первые русские князья»+составить кросс.+карта


10

Правление князя Владимира и крещение Руси

Крещение Руси


Крещение Руси

988г

христианство

Умение сравнивать (языческая религия славян и христианство)

Умение выделять причины, ход. значение исторического события (принятие христианства)

Проверка таблиц

Устно о Владимире Красно солнышко

§5, сост. Таблиц

причины, значение принятия христианства (подготовить сообщение о Ярославе Мудром)


11

Расцвет Древнерусского государства

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда»


Феодальные усобицы, вира, видок, тиун, послух, гривна, «Русская правда»

Уметь определять предпосылки для расцвета государства

Уметь раскрыть социальную сущность «Русской правды»

Анализ документа

карточки

§6, ??, анализ документов


12

Жители Древней Руси

Население деревень и городов


Народность, общество, дружина, духовенство, митрополит, вотчина, закуп, рядович, хоромы

Уметь описать экономико-социальное положение, быт, нравы различных категорий жителей Древней Руси

Учиться работать в группах

Зачет (тестирование, вопросы и задания, практические задания, исторический диктант)


13

Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого (начало распада)

Княжеские усобицы. Владимир Мономах

Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.

Междукняжеские усобицы. Любечский съезд князей.

Правление Владимира Мономаха

«Устав»

«Поучение детям»

Умение раскрыть причины княжеских междоусобиц - ослабление строя

Уметь определять роль личности в истории (Владимир Мономах)

Блиц-опрос карточки

§9 п.1,2, ?? документы


14

Культура и быт Древней Руси

Культура и быт Древней Руси


Летопись, проповедь, фольклор, былина

Устное народное творчество Нестор, «П.В.Л.»

Уметь выделять главное (истоки и особенности древнерусской культуры)

Ценностное ориентирование древнерусского общества

обсуждение, сообщения, кроссворды

§7, 8 сообщения кроссворды по теме (закончить таблицу)


15

Русь Древняя

П.О. урок

За счет резервно-го време-ни



Зачет (тестирование, вопросы и задания, практическое задание, исторический диктант)



Русь во второй половине XII-XIII вв.

8 часов

16

Начало раздробленности Древнерусского государства

Политическая раздробленность Руси. Экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения Князья и бояре. Свободное и зависимое население.


Феодальная раздробленность, удельные княжества

Уметь определять социально-экономические и политические причины раздробленности

Выделять последствия раздробленности

Развивать умение работы с картой

Сводить знания в таблицы

Проверка карты, проверка таблицы, устный блиц-опрос

§9 до конца вопросы, карты, закончить таблицу «причины феодальной раздробленности» составить +и- феодальной раздробленности


17-

18

Главные политические центры Руси

Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Владимиро-Суздальская земля, Великий Новгород

Галицко-Волынская земля

Русь и Степь)

Идея единства русских земель в период раздробленности . «Слово о полку Игореве»

Раздробленность, удел, упадок Киева, междоусобные войны

Образование самостоятельных княжеств и земель

Последствия феодальной раздробленности

Уметь выделять общее и особенное в социально-экономическом, политическом, культурном развитии удельных земель

Уметь работать в группе

Защиты групповых работ

§10-11 работа по группам, составление по схеме (ист. доп. литературу, карту)


19

Монгольское нашествие на Русь

Чингис-хан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Нашествие Батыя на Русь, сопротивление завоевателям


Монголо-татары, имена: Чингисхан, Батый,

1223г, 1237-1238гг, 1239-1240гг

Уметь работать по карте

Определять причины завоевательных походов монголо-татар

Уметь заполнять таблицы: дата, поход, захват территорий


§12 ?? карта сочинение «Борьба русского народа с иноземными захватчиками»


20

Борьба русских земель против экспансии Запада

Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище

Ливонский орден.

1240, 1242гг

Рыцарский Орден, крестовый поход, крестоносцы

Владимир Невский

Невская битва

Ледовое побоище

Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, причинно-следственные связи, роль личности

Устный блиц-опрос карточки сообщения

§13 картосхемы сообщения Александр Невский


21

Русь и Орда

Русь и Орда

Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.

Баскак, иго, ярлык, агрессия, эксплуатация, ордынское владычество

Уметь определять сущность и последствия монголо-татарского ига

Уметь вычерчивать схему в ходе изложения учителем и самостоятельного чтения текста

Работать с документами

Устные ответы на вопросы проверка таблиц схема на карточках

§14 ??, зад., таб., последствия т-м ига: потери, приобретения


22

Русь и Литва

Обособление Юго-Западной Руси

Русь и Великие княжества Литовские в XI-XV вв.


Уния

Уметь работать с картой

Уметь составлять хронологическую таблицу опираясь на текст учебника, изложения учителя, карты

интеллектуальная разминка устные ответы на вопросы

§15 вопросы и задания карта


23

Культура русских земель

Развитие культуры


Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ

«Слово о полку Игореве»

Уметь выделять общее и особенное в произведения культуры каждого удельного княжества

Учатся сравнивать, анализировать исторические источники (картины, документы)

Делать выводы

Участвовать в беседе

викторина

§16 вопросы задания документы иллюстрации учебника


24

Повторительно-обобщающий урок по теме «Политическая раздробленность на Руси»


За счет резервного времени



Тесты «кому принадлежат слова», «О каком событии идет речь»

Театрализовано разыграть историческое событие

«Исторические ошибки»



Образование единого русского государства

7 часов

25

Предпосылки объединения русских земель, усиление московского княжества

Москва – центр собирания русских земель. Восстановление хозяйства на Руси. Горда и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы.


Порядок наследования престола

Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение.

Уметь анализировать историческую карту: определять территории крупнейших княжеств и территории , утраченные Русью

Выделять предпосылки объединения русских земель

Причина возвышения Московского княжества

Устные ответы опрос карточки причины предпосылки сообщение «Иван Калита»

§17 ??и зад., характеристика правления Ивана Калиты


26

Москва – центр борьбы с ордынским игом

Куликовская битва. Дмитрий Донской.


Сергей Радонежский

Дмитрий Донской

Куликовская битва, полк рать

Уметь выделять главное

Выводить «уроки» из события

Определять роль личности с истории

«Исторический футбол» + сообщения +проверка картосхем

§18 картосхема Д. Донской проблема «уроки Куликовской битвы»


27

Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV вв.

Московские княжество и его политика. Иван III, ВасилийIII


Предпосылки объединения единого государства, политика московских князей.

Междоусобные войны

Уметь кратко излагать исторический материал

Уметь развернуто излагать исторический материал

Вести дискуссию

Блиц-опрос карточки

§19 карта ответ на ??


28

Создание единого русского государства и конец ордынского ига

Объединение русских земель, конец зависимости русских от орды. Распад Золотой Орды


Предпосылки образования единого государства

Централизованное гос-во, служивые люди, дворяне, поместье

Ханство

«Стояние на Угре»

Уметь устанавливать причинно-следственные связи: изменения в жизни страны→ уметь выделять исторические закономерности

Решать проблемные и познавательные задачи

Устный развернутый ответ на ?? пробл. задание на карте

§20 предпосылки выучить ?? и зад. к §


29

Московское государство в конце XV начале XVI вв. Основные социальные слои

Завершение объединения русских земель. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси.

Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 года. Традиционный характер экономики.

Многонациональный состав населения страны.

Местничество

Вотчинно-поместные землевладения и положение крестьян.

Феодально-зависимые крестьяне, судебник, пожилое, привилегии, служилое казачество, Юрьев день

Умение определять изменения в социально-экономическом развитии

Сравнивать, находить общее, различия, обобщать и делать выводы

Карта, схема устный опрос карточки с индив. заданием

§21 работа по карте задание даты слова схема


30

Церковь и государство в XV начале XVI вв.

Церковь в Русском государстве

Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.

..

Становление русской автокефальной церкви. Ереси. Нестяжатели, иосифляне

Теория «Москва.- Третий Рим»

Уметь определять причины изменения в положении русской православной церкви

Причины появления ереси

Устный опрос карточки с инд. заданием

§22 задания новые слова записи


31

Русская культура в конце XV начале XVI вв.

Русская культура в конце XV начале XVI вв.


«Сказания о князьях Владимирских», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», «Хождение за три моря», «Троица»

Афанасий Никитин, Феофан Грек, Андрей Рублев

Умение выделять главное

Сравнивать с культурой начала XV в.

Давать характеристику описательную произведениям искусств

Учиться писать краткие сообщения

сообщения, викторина

Записи сообщения развернутый план (возможно заполненная таблица)


32

Образование единого государства

п.о. урок

За счет 1ч резервного времени

Кроссворд, карточки с заданиями

Игровое поле «Интеллектуальный лабиринт»



Московское государство в XVI в.

5 часов

33

Иван Грозный начало правления

Условия развития страны в XVI веке : территория, население, харак-тер экономики. Становление централизованного государства и самодержавной власти. Иван Грозный. Реформы 50-60 годовXVI века. Земские соборы


Избранная рада, централизованное гос-во, Земский собор, приказы, стрельцы, дворяне, губа, судебник, царь, сословная монархия

Уметь устанавливать причинно-следственные связи, выявление исторической закономерности

Роль личности в истории

Умение кратко и развернуто давать ответы, оперировать понятиями

сообщения, таблица, индивидуальное задание, карточки, устный опрос

§23 таблица «Реформа избранной Рады» даты новые слова сообщения


34

Внешняя политика Ивана IV

Московские государства и Великое княжество Литовское. Расширение территории государства

Завоевание Поволжья и Западной Сибири

Ливонская война


Ливонская война, засечная черта, наемник, казаки, Речь Посполитая

Уметь выбирать главное при составлении хронологической таблицы

Видеть причинно-следственные связи

Уметь оперировать терминами и понятиями

Проверка хроника таблица «Внешнее положение» устно

Блиц-опрос

§24 ?? хронологическая таблица карта сообщения


35

Усиление власти Ивана Грозного

Опричнина


Опричнина, заимщина, приказы, террор, самодержавие

Уметь выделить главную суть явления (процесса)

Причинно-следственные связи, итоги (последствия)

Уметь анализировать исторические источники, осмысление их

Давать оценки историческим явлениям

Решение познавательных задач по карточкам

Устный блиц-опрос

§25 ?? карта новые слова


36

Россия в конце правления Ивана IV

Централизованное государство; сословно представительная монархия

Церковный Собор


Сословно-представительная монархия, острог, заповедные лета

Уметь работать в группах

Анализировать источники

Сравнивать, осмысливать и оценивать исторические явления

Оперировать терминами и понятиями слушать товарищей вести дискуссию

Проверка записей тест

творческое задание по группам «Суд над Иваном IV


37

Культура и быт в XVI в.

Развитие культуры в XVI в.

Публицистика. «Сказание о князьях Владимирских».Летописные своды. Начало русского книгопечатанья. Иван Федоров Зодчество. Строительство шатровых храмов.

Влияние централизации на культурную жизнь страны. Дионисий. Быт и нравы. «Домострой»

Печатник

иконостас

Изучать, сравнивать, анализировать, описывать, давать характеристику произведениям искусства

Писать краткие сообщения

сообщения кроссворды блиц-опрос

сообщение кроссворд или викторина


38


1ч п.о. урок: исторические задачи, тесты, даты, названия городов, древне-русские термины



Краеведение

39

Родной край в глубо-кой древности VII-XIIвв


8






40

Татаро-монголы в нашем крае в XII-XVвв


9






41

Край в составе

русского централизованного государства


10







Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос