Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе по теме "М.М. Пришвин "Выскочка""
Урок: литературное чтение – 4 класс
Тема: М. М. Пришвин «Выскочка»
Цели урока:
-
Познакомить детей с рассказом М. М. Пришвина «Выскочка»
-
Развивать навыки чтения
-
Развивать воображение, внимание, память
-
Учить анализировать поступки и характеры героев, определять главную мысль произведения
-
Расширять читательский кругозор, развивать читательскую активность
-
Воспитывать любовь к природе, к Родине.
Оборудование: презентация, выставка книг, карточки с названием кадров.
Ход урока:
-
Организационный момент
приветствие, психологический настрой
-
Постановка цели урока (слайд 1).
тема: «Природа и мы»
рассказ М. Пришвина «Выскочка»
-
Вступительное слово учителя. Биография М. М. Пришвина (слайд 2).
Родился М. Пришвин 23 января 1873 года в Елецком районе Орловской губернии в небогатой купеческой семье. В семье было семеро детей. Ранее детство будущего писателя прошло в фамильном имении Хрущёво – Левшино. (слайд 3). Что такое прекрасное мальчик понял рано благодаря своей тётке Марии, которая была очень музыкальна и прекрасно образована.
Пришвин получил хорошее образование. Впоследствии он работал агрономом и сельским учителем, библиотекарем и учёным-природоведом, а так же военным журналистом во время первой мировой войны. Пришвин много путешествовал, охотился, фотографировал. (слайд 4). Но главным делом его жизни стала литература. Хотя серьёзно писать он начал в 30 лет. (слайд 5).
С юных лет Пришвин задумывался о смысле жизни. На многие вопросы он нашёл ответы в природе. Из под пера писателя выходят книги «Кладовая солнца» (слайд 6) , «Кощеева цепь», «Корабельная чаша», «Желанная книга» и т. д. В его рассказах часто встречаются герои, которые любят и понимают природу. В его рассказах ведут диалог не только люди, но и животные. Пришвин был влюблён в природу своей Родины: в её красоту, в леса, поля, реки, горы. (слайд 7)
Сам Пришвин писал:
Итак, я нашел для себя любимое дело: искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека. Так я и понимаю природу, как зеркало души человека: и зверю, и птице, и траве, и облаку человек даёт свой образ и смысл».
(запомните эти слова, они помогут нам определить главную мысль рассказа, который мы будем изучать сегодня).
-
Ребята, вы обратили внимание на фотографии Пришвина. Рядом с ним часто его четвероногие друзья – собаки. Может быть, в одной из них, после чтения рассказа вы узнаете главную героиню.
-
Разминка перед чтением. (слайд 8), (слайд 9), (слайд 10).
- дыхательная гимнастика;
- долгоговорка;
- чтение по треугольнику.
-
Предварительная работа перед чтением
-
Обратите внимание на заглавие рассказа. Кого называют в народе выскочкой?
(слайд 11). Это тот человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял общественное положение не по заслугам. (из «Толкового словаря» Ожегова).
-
Прогноз. По названию произведения, иллюстрации и ключевым словам определите о чём будет рассказ? (слайд 12).
-
Словарная работа. (слайд 13)
Полено – кусок распиленного бревна для растопки
бдительность – постоянное настороженное внимание.
выводок – птенцы или детеныши млекопитающих, которые живут вместе с матерью.
с заскоком и с пыльцой в голове – не умная, глуповатая.
поскакала дуром – не по порядку, как попало, не думая.
улучила – нашла подходящее время.
срам – стыд, позор.
-
Включите «мысленный экран»
-
Чтение рассказа. (сначала учитель, затем дети).
-
Беседа по выявлению первичного восприятия.
-
Оправдался ли ваш прогноз?
-
Поделитесь своими впечатлениями от прочитанного.
-
Игра «Монтируем фильм». (Рассказ разбит на отдельные кадры, но они перепутались. Вам нужно восстановить хронологическую последовательность). – карточки на каждую парту. (слайд 14).
-
Кто не допустил ни одной ошибки?
-
Какой кадр самый остросюжетный? Почему?
-
Анализ прочитанного.
-
Кого автор называет выскочкой и почему?
-
Кто является главными героями рассказа?
-
Охарактеризуйте охотничью собаку Вьюшку. (подтвердите текстом)
-
Как автор относиться к Вьюшке? (докажите примерами из текста)
-
Как сорока хотела отобрать косточку у собаки?
-
Почему ей это не удалось?
-
Как Выскочка лишилась хвоста?
-
Вам жалко её? Почему?
-
Кто виноват в несчастье Выскочки?
-
Что вы можете сказать о Выскочке?
-
Как, по-вашему, автор относится к Выскочке?
-
Почему эта история заканчивается именно так?
-
Можно ли сравнить поведение птицы с поведением человека? (слайд 15)
(сам Пришвин говорил: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю».)
Попробуйте самостоятельно сделать вывод.
-
(слайд 16) Все ли пословицы подходят к прочитанному рассказу, найдите одну лишнюю.
Поспешишь – людей насмешишь.
Дружный табун и волков не боится.
Один и камень не поднимет, а миром и гору перенесём.
И лес шумит дружней, когда деревьев много.
Где тонко, там и рвётся.
Одна пчела не много мёду натаскает.
Один якал, якал, да и заплакал.
-
Какая пословица, по вашему мнению, наиболее подходит к рассказу?
-
Выставка книг. (слайд 17) «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять Родину».
-
Эти и другие умные мысли вы можете найти и в других произведениях М. Пришвина.
-
Итог урока.
-
Чему учит нас этот рассказ?
-
Что нового вы узнали на уроке? (слайд 18)
-
Это выдуманный сюжет или такое могло случиться в жизни, чему автор стал свидетелем?
-
Домашнее задание (слайд 19)
- подробный пересказ рассказа
или
- рассказ о поведении любого животного, которое вы наблюдали сами
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО