Планирование геометрия 7кл (2ч-68ч в год) Л.С. Атанасян
Тип материала: Планирование
Рейтинг: голосов:17просмотров: 6118 комментариев: 2
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена для учащихся 7 класса по геометрии в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике (с учётом авторской программы, составитель: Бурмистрова Т.А, основного общего образования по математике и скорректирована на её основе программа: «Геометрия 7-9» авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина. 2008 Г.)
Цели обучения математики в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Программа направлена на достижение следующих целей:
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений;
-
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;
-
развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
В курсе геометрии 7-го класса расширяются сведения о геометрических фигурах. На начальном этапе основное внимание уделяется двум аспектам: понятию равенства геометрических фигур (отрезков и углов) и свойствами измерения отрезков и углов. Главное место занимают признаки равенства треугольников. Формируются умения выделять равенство трех соответствующих элементов данных треугольников и делать ссылки на изученные признаки. Особое внимание уделяется доказательству параллельности прямых с использованием соответствующих признаков. Теорема о сумме углов треугольника позволяет получить важные следствия, что существенно расширяет класс решаемых задач. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.
Программой отводится на изучение геометрии по 2 урока в неделю , что составляет 68 часов в учебном году. Из них контрольных работ 5 часов, которые распределены по разделам следующим образом: «Начальные геометрические сведения» 1 час, «Треугольники» 1 час, «Параллельные прямые» 1 час, «Соотношения между сторонами и углами треугольника» 2 часа и 1 час отведен на итоговую административную контрольную работу.
Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения геометрических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.
Домашнее задание описано на блок уроков. По ходу работы, в зависимости от темпа прохождение материала номера заданий распределяются по урокам так, что по окончании изучения блока все задания выполнены учащимися в обязательном порядке.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса геометрии 7-го класса учащиеся должны уметь:
-
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
-
распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники и их частные виды), различать их взаимное расположение;
-
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
-
вычислять значения геометрических величин (длин отрезков, градусную меру углов);
-
решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат;
-
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
-
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
-
использовать приобретенные знания, умения, навыки в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
-
решения практических задач;
-
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Тематическое распределение количества часов
№ п/п |
Разделы, темы |
Количество часов |
|
Примерная или авторская программа |
Рабочая программа |
||
1 |
Начальные геометрические сведения |
10 |
10 |
2 |
Треугольники |
17 |
17 |
3 |
Параллельные прямые |
13 |
13 |
4 |
Соотношения между сторонами и углами треугольника |
18 |
18 |
5 |
Повторение. Решение задач. |
10 |
10 |
|
Контрольные работы |
5 |
5 |
|
ИТОГО |
68 |
68 |
Основное содержание обучения
1.Начальные геометрические сведения.
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.
Основная цель- систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.
В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений учащимися путем обобщения очевидных или известных из курса математики 1-6 классов геометрических факторов. Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде Необходимые исходные положения , на основе которых изучается свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме. Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения. Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.
2.Треугольники.
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства.
Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Основная цель- ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач- на построение с помощью циркуля и линейки.
Признаки равенства треугольников является основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников- обоснование их равенства с помощью какого-то признака- следствия,
вытекающие из равенства треугольников. Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательственных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно использовать задачи с готовыми чертежами.
3.Параллельные прямые
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
Основная цель- ввести одно из важнейших понятий – понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельности прямых. Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными ), широко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии.
4.Соотношения между сторонами и углами треугольника
Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.
Основная цель – рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.
В данной теме доказывается одна из важных теорем геометрии – теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по угла м (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный) , а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников. Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы о том , что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль , в частности используется в задачах на построение.
При решении задач на построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда , когда это оговорено условием задачи.
5.Повторение. Решение задач.
Литература
-
Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б., Позняк Э. Г., Юдина И. И. Геометрия 7-9. – М.: Просвещение, 2006
-
Зив Б. Г., Мейлер В. М. Дидактические материалы по геометрии за 7 класс. – М.: Просвещение, 2005.
-
Иченская М. А. Самостоятельные и контрольные работы к учебнику Л. С. Атанасяна 7-9 классы. – Волгоград: Учитель, 2006.
-
Универсальные поурочные разработки по геометрии: 7 класс.-2-е изд.,перераб. И доп.-М.: ВАКО,2010-304с.
-
Программы общеобразовательных учреждений Геометрия 7-9 классы. Москва./Просвещение/ 2008.
-
Геометрия,7-9:учебн. Для общеобразоват.учреждений/Л.С.Атанасян,В.Ф.Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.-16-е изд.-М.:-Просвещение,2006.-384с.:ил.
-
Мультимедиа Открытая математика /планиметрия./ версия 2.6
Средства обучения:
1.Зив Б. Г., Мейлер В. М. Дидактические материалы по геометрии за 7 класс. – М.: Просвещение, 2005.
2. Мультимедиа Открытая математика /планиметрия./ версия 2.6
3. Иченская М. А. Самостоятельные и контрольные работы к учебнику Л. С. Атанасяна 7-9 классы. – Волгоград: Учитель, 2006.
Согласовано Согласовано
Протокол заседания МОУ от__________№_________ Заместитель директора по УВР
Подпись руководителя МООУ___________/__________/ Подпись__________/___________/
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Содержание учебного материала |
Кол-во час. |
Дата проведения |
Оборудование |
|||||
Планируемая |
Фактическая |
||||||||
7А |
7Б |
7В |
7А |
7Б |
7В |
Глава I. Начальные геометрические сведения - 10
1. |
Прямая и отрезок |
1 |
|
|
|
|
|
|
Мультимедиа |
||
2 |
Луч и угол |
1 |
|
|
|
|
|
|
Мультимедиа |
||
3. |
Сравнения отрезков и углов |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
||
4 |
Измерение отрезков |
1 |
|
|
|
|
|
|
Мультимедиа |
||
5. |
Решение задач по теме «Измерение отрезков». |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
||
6. |
Измерение углов. |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
||
7. |
Смежные и вертикальные углы |
1 |
|
|
|
|
|
|
Мультимедиа |
||
8. |
Перпендикулярные прямые |
1 |
|
|
|
|
|
|
Мультимедиа |
||
9. |
Решение задач. Подготовка к контрольной работе. |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
||
10. |
Контрольная работа №1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
||
Глава II. Треугольник - 17 |
|||||||||||
11. |
Треугольник. Анализ контрольной работы. |
1 |
|
|
|
|
|
|
Мультимедиа |
||
12. |
Первый признаки равенства треугольников |
1 |
|
|
|
|
|
|
Мультимедиа |
||
13. |
Решение задач на применение первого признака равенства треугольников |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
||
14. |
Медианы, биссектрисы и высоты треугольников |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
||
15. |
Свойства равнобедренного треугольника |
1 |
|
|
|
|
|
|
Мультимедиа |
||
16. |
Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник» |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
||
17. |
Второй признак равенства треугольников |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
||
18. |
Решение задач на применение второго признака равенства треугольников |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
||
19. |
Третий признак равенства треугольников |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
||
20. |
Решение задач на применение признаков равенства треугольников |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
||
21. |
Окружность |
1 |
|
|
|
|
|
|
Мультимедиа |
||
22. |
Примеры задач на построение |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
||
23. |
Решение задач на построение |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
||
24. |
Решение задач на применение признаков равенства треугольников |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
||
25. |
Решение задач. |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
||
26 |
Решение задач. Подготовка к контрольной работе. |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
||
27. |
Контрольная работа № 2 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
||
Глава III. Параллельные прямые - 13 |
|||||||||||
28 |
Определение параллельных прямых. Анализ контрольной работы. |
1 |
|
|
|
|
|
|
Мультимедиа |
||
29. |
Признаки параллельности двух прямых |
1 |
|
|
|
|
|
|
Мультимедиа |
||
30. |
Практические способы построения параллельных прямых |
1 |
|
|
|
|
|
|
Мультимедиа |
||
31. |
Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых» |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
||
32. |
Об аксиомах геометрии |
1 |
|
|
|
|
|
|
Мультимедиа |
||
33. |
Аксиома параллельных прямых |
1 |
|
|
|
|
|
|
Мультимедиа |
||
34. |
Свойства параллельных прямых |
1 |
|
|
|
|
|
|
Мультимедиа |
||
35. |
Решение задач по теме «Параллельные прямые» |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
||
36. |
Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
||
37. |
Решение задач с использованием свойств параллельных прямых |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
||
38. |
Решение задач |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
||
39. |
Подготовка к контрольной работе |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
||
40. |
Контрольная работа № 3 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
||
Глава IV. Соотношение между сторонами и углами треугольника - 18 |
|||||||||||
41. |
Теорема о сумме углов треугольника. Анализ контрольной работы. |
1 |
|
|
|
|
|
|
Мультимедиа |
||
42. |
Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники |
1 |
|
|
|
|
|
|
Мультимедиа |
||
43. |
Соотношение между сторонами и углами треугольника |
1 |
|
|
|
|
|
|
Мультимедиа |
||
44. |
Неравенство треугольников |
1 |
|
|
|
|
|
|
Мультимедиа |
||
45. |
Решение задач по теме «соотношение между сторонами и углами треугольника» |
1 |
|
|
|
|
|
|
Мультимедиа |
||
46. |
Контрольная работа № 4 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
||
47. |
Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства. Анализ контрольной работы. |
1 |
|
|
|
|
|
|
Мультимедиа |
||
48. |
Решение задач на применение свойств прямоугольного треугольника |
1 |
|
|
|
|
|
|
Мультимедиа |
||
49. |
Признаки равенства прямоугольных треугольников |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
||
50. |
Прямоугольный треугольник. Решение задач |
1 |
|
|
|
|
|
|
Мультимедиа |
||
51. |
Расстояние от точки до прямой. |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
||
52. |
Расстояние между параллельными прямыми |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
||
53. |
Построение треугольника по трем элементам |
1 |
|
|
|
|
|
|
Мультимедиа |
||
54. |
Построение треугольника по трем элементам. Решение задач |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
||
55. |
Решение задач на построение (задача1, 2) |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
||
56. |
Решение задач на построение (задача 3) |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
||
57. |
Решение задач. Подготовка к контрольной работе |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
||
58. |
Контрольная работа №5 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
||
Повторение - 10 |
|||||||||||
59. |
Повторение по теме «Начальные геометрические сведения».Анализ контрольной работы. |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
||
60. |
Решение задач по теме «Начальные геометрические сведения» |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
||
61. |
Повторение по теме « Признаки равенства прямоугольных треугольников. » |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
||
62. |
Решение задач по теме « Признаки равенства прямоугольных треугольников. Равнобедренный треугольник» |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
||
63. |
Повторение по теме «Измерение отрезков и углов.» |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
||
64. |
Повторение по теме «Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник.» |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
||
65. |
Повторение по теме «Параллельные прямые.» |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
||
66. |
Решение задач по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника» |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
||
67. |
Повторение по теме «Задачи на построение» |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
||
68. |
Контрольная работа № 6 (итоговая) |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Психология профессионального образования: общая характеристика
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
В пояснительной записке имеется указание на выполнение домашнего задания, но выполнить его не представляется возможным из-за скудности описания по главам, полного отсутствия конкретного материала.
Содержание дисциплины должно быть расписано более подробно по урокам. В противном случае пропадает цель создания рабочей программы. Отсутствие выравнивания по ширине делает текст содержания небрежным, создает отталкивающие впечатление.
Календарно-тематическое планирование больше похоже на незаполненный отчет для администрации (методиста). Помещенные материалы на портале должны быть представлены в общем виде, ни кому не интересно когда именно был урок в 7Б, а когда в 7В. Остались за кадром названия мультимедиа.
Список литературы напечатан без соблюдения правил, два раза напечатан один и тот же базовый учебник, в первом случае без номера издания. Непонятно, почему мультимедиа записано в литературе, объединять материал на дисках и бумажном носителе можно другим сочетанием – информационные источники.
В документе отсутствуют приложения, дидактические материалы, что делает планирование неполным. Программы пишутся для того, чтобы ими можно было сразу пользоваться, но данный документ можно применять только как планирование по темам.
Автору хочется пожелать более подробно разобраться в проблеме создания Рабочих программ и планирования, ознакомиться с рекомендациями по публикации материалов на страницах портала.