Воспитание детей на примерах верности супружескому долгу. Маргарита Михайловна Тучкова. (Памятник любви на Бородинском поле)
Краткое описание
На примере жизни семьи Маргариты Михайловны и Александра Алексеевича Тучковых прививать учащимся навыки добродетели и праведной жизни, учить их бескорыстию, любви к людям, способность быть верным семейному долгу.
Описание
Зайцева Евгения Борисовна
Высшая квалификационная категория
Г. Можайск, Московская область
МОУ СОШ № 3
Духовное краеведение
Л.Шевченко «Духовное краеведение Подмосковья»
Цель: *воспитание интереса к истории и культуре своего народа, чувства гордости за свой народ, за его прошлое.
*Образовательная – познакомить учащихся с замечательной русской женщиной Маргаритой Михайловной Тучковой, жизнь которой по промыслу Божию была связана с Бородинским полем Можайского уезда. На примере ее нелегкой судьбе объяснить такие понятия как «высочайший духовный подвиг», «любовь к мужу», «верность семье», «бескорыстное служение людям» и подвести учащихся к самостоятельному объяснению понятия «жертвенная любовь».
*Воспитательная – на примере жизни семьи Маргариты Михайловны и Александра Алексеевича Тучковых прививать учащимся навыки добродетели и праведной жизни, учить их бескорыстию, любви к людям, способность быть верным семейному долгу.
*Познавательная – пробуждать у учащихся желание узнать о жителях своего края, замечательных делах наших предков, истории своего родного края. Основные понятия:Духовные ценности. Великомученица Екатерина. Язычество. Мудрость. Культура. Чудотворная икона.
Урок-праздник требует предварительной подготовки( учащиеся готовят сообщения по плану, предложенному учителем).
Вступительное слово учителя:
Дорогие ребята!
Сегодня наш урок будет посвящен памяти Маргариты Михайловны Тучковой, вдове генерала Александра Алексеевича Тучкова, погибшего в сражении за Багратионовы флеши во время Бородинского сражения в Отечественной войне 1812 г.
Историю любви героя войны 1812 года генерала Александра Тучкова и его жены Маргариты современники называли «любовью века».
(См. слайд № 1 и 2.)
Они были вместе всего шесть лет. После гибели Александра в Бородинском сражении Маргарита основала Спасо-Бородинский монастырь и стала первой его игуменьей.
Вопрос: Из сообщения одноклассника вы узнаете о детстве Маргариты Михайловны. Какие черты ее характера проявлялись уже в детстве?
1 ученик: детство Маргариты Михайловны.( см. слайд №1).
Сведений о ее детстве немного. Известно, что родилась она 2 января 1781 года. Отец ее, Михаил Петрович Нарышкин( из этого древнего и славного боярского роад некогда вышла царица Наталья Кирилловна, мать Петра Великого), и мать ее, Варвара Алексеевна(рожденная княжна Волконская), были очень известны и любимы в обществе.
Близкие девочки отмечали ее стремление ко всему высокому и прекрасному, особенно она любила музыку и была одарена замечательным голосом. Юная Маргарита получила блестящее домашнее образование, в совершенстве владела несколькими иностранными языками . серьезно интересовалась естественными науками: ботаникой, анатомией, медициной, имела широкие познания в области географии и логики, много читала и размышляла. За чтением она просиживала целые часы, но зато если ее внимание не было поглощено чем-нибудь особенным, ей было трудно, почти невозможно, оставаться долго на одном месте.
Также девушка отличалась особой набожностью: по всем праздникам бывала в церкви, говела. Мать называла ее "моя монашенка", отец осуждал за
чрезмерное рвение, говоря, что он "терпеть не может, когда люди из такой среды выбиваются и щеголяют своей оригинальностью. Негоже светской девушке все каноны править наряду с монашками".
Учитель:Еще в детстве Маргарита Михайловна проявляла душевную чистоту, любовь к богу, была православным человеком.
Вопрос: Какие испытания выпали долю юной девушки? Как Вы думаете, что помогло ей выстоять?
2 ученик: Юная Маргарита была высокая и очень стройная, но черты ее лица были неправильные, красота ее состояла в живом выражении зеленоватых глаз и поразительной белизне лица.
У Маргариты Михайловны было три брата и четыре младшие сестры, но она была, кажется, любимицей своих родителей. С шестнадцати лет ее начали вывозить в свет. К ней посватался молодой человек, который был известен в московском обществе блестящей служебной карьерой и изяществом светских приемов. Девушка была еще совершенным ребенком: ее понятия о замужестве были до такой степени не ясны, что ее нисколько не пугала мысль выйти за человека, которого она едва знала, к тому же он отлично говорил по французски, был умен и красив, и на этих основаниях ей показалось, что ее жених обладает всеми возможными, нравственными совершенствами. Но жених оказался порочным. Молодая девушка, вынесшая из семейной среды детское неведение и незапятнанную чистоту понятий, пришла в столкновение с самым грубым развратом, страх и отчаяние овладели ею. Положение ее было тем тягостнее, что она скрывала его от родителей, которые слишком жестоко упрекнули бы себя в ее несчастии. Она была одна без помощи, без друга, без поддержки. Что могло бы случиться с ней в замужестве с порочным мужем, но по промыслу Божию она встречает молодого полковника Ревельского полка Александра Алексеевича Тучкова . Их представили друг другу на одном из светских приёмов. Постепенно знакомство переросло в нежную дружбу.
Родители узнав, о проделках мужа своей дочери потребовали развод. Маргарита Михайловна получила позволение возвратиться, под именем девицы Нарышкиной, в родительский дом. Она вернулась в семейный круг, но многое изменилось: она узнала горе, и она полюбила. Александр Тучков разделял ее чувство, и не замедлил посвататься .
Свадьба состоялась лишь в1806 году: родители Нарышкиной долго не давали согласия на второй брак своей дочери. Маргарита Михайловна, словно предчувствуя недолговечность своего семейного счастья, добилась Монаршего разрешения быть рядом с мужем в действующей армии.
На прошении Тучковой рукой императора Александра I начертано:
«Командующему 4 корпуса генерал-лейтенанту князю Багратиону
Князь Петр Иванович! Маргарита Тучкова взяла с меня полную и обильную дань удивления и восторга. Какая страсть, какая воля!
Она предпочла покинуть сферу созерцательности, тепла и покоя. Пусть Тучковы будут вместе. Они ставят себя и чувства свои на публичное испытание самым страшным — войной.
Любовь есть сила. Богом даруемая. Мне ли стоять плотиной против мужества духовного дерзновения!
28 января 1808 г. АлександрI»
С.-Петербург.»
В тыловых формированиях Ревельского пехотного полка она мужественно разделяла с мужем все неудобства и опасности военной жизни, принимала участие в сражениях при Гейльсберге и Фриндланде. В 1808 началась русско-шведская война, и вновь Тучкова вызвалась сопровождать супруга в шведском походе. Нередко она находилась рядом с мужем верхом на коне, переодетая в платье денщика. Главнокомандующий русской армией в своих донесениях из Финляндии о военных успехах русских войск упомянул и об Маргарите Тучковой . «Я не встречал, — писал он, — людей с такой ненасытною жаждою, с такими огромными требованиями на любовь и жизнь… Солдаты называют ее своим ангелом-хранителем». В 1811 у Тучковых родился сын, но недолгим было их счастье.
Учитель:Найдите определение «Промысл Божий», с.210 учебника.
3 ученик: Сон Маргариты Тучковой. В одну из ночей Маргарите приснился сон, будто она находится в незнакомом городе, а на стенах домов написано слово — Бородино. К ней входят отец и брат и говорят: "Муж твой пал со шпагой в руках на полях Бородина". Маргарита испуганно закричала и проснулась. Александр Тучков успокоил жену и приказал принести карту. Не найдя на ней Бородино оба успокоились, отмахнувшись от дурного наваждения. Кто мог тогда подумать, что неизвестное село Бородино войдет в историю России.
Вопрос:Какую христианскую добродетель проявляли защитники Отечества в Бородинском сражении?
4 ученик: Гибель Александра Тучкова. В июне 1812 года полчища Наполеона вторглись в Россию и генерал Тучков получил приказ выступить к Смоленску. Маргарита сопровождала мужа во всех военных походах и только рождение сына Николая заставило её расстаться с Александром. Судьбе было угодно, чтобы Александр Тучков (вместе с двумя своими
братьями) оказался участником Бородинского сражения. В бою под Семеновским, ведя солдат в атаку он был убит картечью.
"Тело его не досталось в добычу неприятелю. Множество ядер и бомб, каким — то шипящим облаком, обрушилось на то место, где лежал убиенный, взрыло, взбуравило землю и взброшенными глыбами погребло тело генерала" — так писал Федор Николаевич Глинка о гибели Тучкова в своих "Очерках Бородинского сражения".
(См.слайд №3)
Учитель: См. с.208-209 (отрывок о Бородинском сражении), учебник.
Вопрос: Какую традицию исполняли воины перед сражением?
Ответ: Молились перед сражением Смоленской иконе Богоматери. Она сопровождала русские полки.Икону носили по всему лагерю для укрепления мужества в сердцах воинов.( С. 209, учебник).
5 ученик: Маргарита Михайловна на Бородинском поле. Первого сентября 1812 года страшный сон Маргариты Михайловны стал явью. Она узнала о гибели своего мужа. После этого она поспешила на Бородинское поле, где оставались еще непогребенными павшие войны. И вот, ночью, в кромешной тьме вместе с сопровождавшим ее монахом, державшим в руках зажженный факел, несчастная женщина бродила по полю, усеянному мертвыми телами, разыскивая убитого мужа. Но ей так и не было суждено найти его тела, и тогда Маргарита выстроила на месте гибели Александра небольшую часовню. Впоследствии, она построила здесь храм во имя Спаса Нерукотворного. Это был первый памятник на Бородинском поле, возведенный "для вечного поминовения воинов, на сем месте убиенных". Приезжая из Москвы в Бородино, чтобы следить за его возведением Тучкова останавливалась в небольшом домике, построенном напротив храма.
( см. фото № 4).
Вопрос: Почему храм на месте гибели Александра Тучкова был назван Спасо-Бородинский?
Ответ: с.209, учебник.
В 1826 г. Маргариту Михайловну постигло новое горе — умер ее единственный сын Николай. Вдова похоронила его в бородинском Спасском храме. Лишившись любимых, она решила навсегда поселиться здесь. Постепенно дом Тучковой стал центром колонии, где жили женщины, в основном вдовы погибших на полях сражений. (См. фото № 5)
6 ученик: Создание Спасо-Бородинского монастыря. В 1833 г. поселение было утверждено как Спасо-Бородинская общежительная пустынь. Спустя три года Тучкова приняла малое пострижение и стала инокиней Меланией. И вот, в начале 1838 года община была преобразована в
Спасо-Бородинский общежительный монастырь. 28 июня 1840 г. состоялось пострижение инокини Мелании в мантию с именем Мария, а на следующий день она была возведена в сан игуменьи. Имя Марии было выбрано в память о происшествии, случившемся с ней в день второй свадьбы: навстречу новобрачной бежал юродивый с криком: «Мария, Мария, возьми посох!»
(см.фото № 6)
Игуменье Марии принадлежит инициатива проведения ежегодных Бородинских торжеств и круглосуточного поминовения русских воинов, которое совершалось в монастыре. На территории обители были воссозданы укрепления одной из Багратионовых флешей. Мемориальный характер носит и посвящение монастырского собора Владимирской иконе Божией Матери, ведь само Бородинское сражение происходило в день церковного празднования Сретения Владимирской иконы – 26 августа.
До последних дней жизни игуменья Мария жила в доме напротив усыпальницы мужа и сына. Словно предчувствуя кончину, незадолго до смерти, она сожгла письма мужа к ней, не желая, что бы их читали чужие люди. Игуменья Мария скончалась 29 апреля 1852 года. После ее смерти в доме все было оставлено нетронутым. В таком состоянии дом находился до 1930 года, когда монастырь был закрыт и подвергся разорению. В январе 1942 г. в ходе боев дом сгорел. И только в 1984 г. были начаты работы по его восстановлению. 16 августа 1992 г. была возрождена община Спасо-Бородинского женского монастыря, а 12 мая 1994 г. состоялось открытие Дома-музея игуменьи.
(См.фото № 7, 8)
Летом 1837 года будущий наследник императора Александр Николаевич со своим окружением посетили Маргариту Тучкову, они были потрясены вечной скорбью вдовы о погибших на Бородинском поле. После их посещенияв 1839 году в честь 25- летия победы над Наполеоном на Бородинском поле был поставлен памятник погибшим за Россию. На памятнике – следующая надпись: «Отступили с честью, чтобы вернее победить».
Когда торжественно открывали памятник, Николай I поблагодарил вдову генерала Тучкова и представил ее иностранным представителям:
"Это почтенная вдова, которая опередила меня и воздвигла памятник неподражаемый", – и показал на Спасо-Бородинский монастырь.
Заключительное слово учителя:Уважаемые исследователи! Сегодня маршрут духовного краеведения был особенно приятным для нас. Ведь мы с вами
вспомнили жизнь замечательных людей: Маргариты Михайловны и Александра Алексеевича Тучковых. Их жизнь связана с нашей малой Родиной – священным городом русских – Можайском, легендарным Бородинским полем. Своей жизнью, своим подвигом они учат нас праведности в делах, смирению, любви к людям. Жизнь Маргариты Михайловны – это величественный гимн любви и верности, самоотверженное служение долгу и безграничное самопожертвование.
Награда этим людям наша с Вами память о них, уважение традиций нашего православного народа.
8-10 класс
45 минут
Зайцева Евгения Борисовна
Высшая квалификационная категория
Г. Можайск, Московская область
МОУ СОШ № 3
Духовное краеведение
Л.Шевченко «Духовное краеведение Подмосковья»
Цель: *воспитание интереса к истории и культуре своего народа, чувства гордости за свой народ, за его прошлое.
*Образовательная – познакомить учащихся с замечательной русской женщиной Маргаритой Михайловной Тучковой, жизнь которой по промыслу Божию была связана с Бородинским полем Можайского уезда. На примере ее нелегкой судьбе объяснить такие понятия как «высочайший духовный подвиг», «любовь к мужу», «верность семье», «бескорыстное служение людям» и подвести учащихся к самостоятельному объяснению понятия «жертвенная любовь».
*Воспитательная – на примере жизни семьи Маргариты Михайловны и Александра Алексеевича Тучковых прививать учащимся навыки добродетели и праведной жизни, учить их бескорыстию, любви к людям, способность быть верным семейному долгу.
*Познавательная – пробуждать у учащихся желание узнать о жителях своего края, замечательных делах наших предков, истории своего родного края. Основные понятия:Духовные ценности. Великомученица Екатерина. Язычество. Мудрость. Культура. Чудотворная икона.
- Оборудование:Учебное пособие «Духовное краеведение Подмосковья» (автор Л.Л. Шевченко, под ред. Антоновой Л.Н., М. – 2005-2007 года); жизнеописание игуменииСпасо-Бородинского монастыря Марии(Тучковой). Письма свт.Филарета Московского к ней., М., — 2003 год; Жизнеописание Игумении Марии ( Тучковой )., Спасо-Бородинский женский монастырь., 2002 г.; Тучкова // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.); Интернет – источники; презентация по уроку.
Урок-праздник требует предварительной подготовки( учащиеся готовят сообщения по плану, предложенному учителем).
Вступительное слово учителя:
Дорогие ребята!
Сегодня наш урок будет посвящен памяти Маргариты Михайловны Тучковой, вдове генерала Александра Алексеевича Тучкова, погибшего в сражении за Багратионовы флеши во время Бородинского сражения в Отечественной войне 1812 г.
Историю любви героя войны 1812 года генерала Александра Тучкова и его жены Маргариты современники называли «любовью века».
(См. слайд № 1 и 2.)
Они были вместе всего шесть лет. После гибели Александра в Бородинском сражении Маргарита основала Спасо-Бородинский монастырь и стала первой его игуменьей.
Вопрос: Из сообщения одноклассника вы узнаете о детстве Маргариты Михайловны. Какие черты ее характера проявлялись уже в детстве?
1 ученик: детство Маргариты Михайловны.( см. слайд №1).
Сведений о ее детстве немного. Известно, что родилась она 2 января 1781 года. Отец ее, Михаил Петрович Нарышкин( из этого древнего и славного боярского роад некогда вышла царица Наталья Кирилловна, мать Петра Великого), и мать ее, Варвара Алексеевна(рожденная княжна Волконская), были очень известны и любимы в обществе.
Близкие девочки отмечали ее стремление ко всему высокому и прекрасному, особенно она любила музыку и была одарена замечательным голосом. Юная Маргарита получила блестящее домашнее образование, в совершенстве владела несколькими иностранными языками . серьезно интересовалась естественными науками: ботаникой, анатомией, медициной, имела широкие познания в области географии и логики, много читала и размышляла. За чтением она просиживала целые часы, но зато если ее внимание не было поглощено чем-нибудь особенным, ей было трудно, почти невозможно, оставаться долго на одном месте.
Также девушка отличалась особой набожностью: по всем праздникам бывала в церкви, говела. Мать называла ее "моя монашенка", отец осуждал за
чрезмерное рвение, говоря, что он "терпеть не может, когда люди из такой среды выбиваются и щеголяют своей оригинальностью. Негоже светской девушке все каноны править наряду с монашками".
Учитель:Еще в детстве Маргарита Михайловна проявляла душевную чистоту, любовь к богу, была православным человеком.
Вопрос: Какие испытания выпали долю юной девушки? Как Вы думаете, что помогло ей выстоять?
2 ученик: Юная Маргарита была высокая и очень стройная, но черты ее лица были неправильные, красота ее состояла в живом выражении зеленоватых глаз и поразительной белизне лица.
У Маргариты Михайловны было три брата и четыре младшие сестры, но она была, кажется, любимицей своих родителей. С шестнадцати лет ее начали вывозить в свет. К ней посватался молодой человек, который был известен в московском обществе блестящей служебной карьерой и изяществом светских приемов. Девушка была еще совершенным ребенком: ее понятия о замужестве были до такой степени не ясны, что ее нисколько не пугала мысль выйти за человека, которого она едва знала, к тому же он отлично говорил по французски, был умен и красив, и на этих основаниях ей показалось, что ее жених обладает всеми возможными, нравственными совершенствами. Но жених оказался порочным. Молодая девушка, вынесшая из семейной среды детское неведение и незапятнанную чистоту понятий, пришла в столкновение с самым грубым развратом, страх и отчаяние овладели ею. Положение ее было тем тягостнее, что она скрывала его от родителей, которые слишком жестоко упрекнули бы себя в ее несчастии. Она была одна без помощи, без друга, без поддержки. Что могло бы случиться с ней в замужестве с порочным мужем, но по промыслу Божию она встречает молодого полковника Ревельского полка Александра Алексеевича Тучкова . Их представили друг другу на одном из светских приёмов. Постепенно знакомство переросло в нежную дружбу.
Родители узнав, о проделках мужа своей дочери потребовали развод. Маргарита Михайловна получила позволение возвратиться, под именем девицы Нарышкиной, в родительский дом. Она вернулась в семейный круг, но многое изменилось: она узнала горе, и она полюбила. Александр Тучков разделял ее чувство, и не замедлил посвататься .
Свадьба состоялась лишь в1806 году: родители Нарышкиной долго не давали согласия на второй брак своей дочери. Маргарита Михайловна, словно предчувствуя недолговечность своего семейного счастья, добилась Монаршего разрешения быть рядом с мужем в действующей армии.
На прошении Тучковой рукой императора Александра I начертано:
«Командующему 4 корпуса генерал-лейтенанту князю Багратиону
Князь Петр Иванович! Маргарита Тучкова взяла с меня полную и обильную дань удивления и восторга. Какая страсть, какая воля!
Она предпочла покинуть сферу созерцательности, тепла и покоя. Пусть Тучковы будут вместе. Они ставят себя и чувства свои на публичное испытание самым страшным — войной.
Любовь есть сила. Богом даруемая. Мне ли стоять плотиной против мужества духовного дерзновения!
28 января 1808 г. АлександрI»
С.-Петербург.»
В тыловых формированиях Ревельского пехотного полка она мужественно разделяла с мужем все неудобства и опасности военной жизни, принимала участие в сражениях при Гейльсберге и Фриндланде. В 1808 началась русско-шведская война, и вновь Тучкова вызвалась сопровождать супруга в шведском походе. Нередко она находилась рядом с мужем верхом на коне, переодетая в платье денщика. Главнокомандующий русской армией в своих донесениях из Финляндии о военных успехах русских войск упомянул и об Маргарите Тучковой . «Я не встречал, — писал он, — людей с такой ненасытною жаждою, с такими огромными требованиями на любовь и жизнь… Солдаты называют ее своим ангелом-хранителем». В 1811 у Тучковых родился сын, но недолгим было их счастье.
Учитель:Найдите определение «Промысл Божий», с.210 учебника.
3 ученик: Сон Маргариты Тучковой. В одну из ночей Маргарите приснился сон, будто она находится в незнакомом городе, а на стенах домов написано слово — Бородино. К ней входят отец и брат и говорят: "Муж твой пал со шпагой в руках на полях Бородина". Маргарита испуганно закричала и проснулась. Александр Тучков успокоил жену и приказал принести карту. Не найдя на ней Бородино оба успокоились, отмахнувшись от дурного наваждения. Кто мог тогда подумать, что неизвестное село Бородино войдет в историю России.
Вопрос:Какую христианскую добродетель проявляли защитники Отечества в Бородинском сражении?
4 ученик: Гибель Александра Тучкова. В июне 1812 года полчища Наполеона вторглись в Россию и генерал Тучков получил приказ выступить к Смоленску. Маргарита сопровождала мужа во всех военных походах и только рождение сына Николая заставило её расстаться с Александром. Судьбе было угодно, чтобы Александр Тучков (вместе с двумя своими
братьями) оказался участником Бородинского сражения. В бою под Семеновским, ведя солдат в атаку он был убит картечью.
"Тело его не досталось в добычу неприятелю. Множество ядер и бомб, каким — то шипящим облаком, обрушилось на то место, где лежал убиенный, взрыло, взбуравило землю и взброшенными глыбами погребло тело генерала" — так писал Федор Николаевич Глинка о гибели Тучкова в своих "Очерках Бородинского сражения".
(См.слайд №3)
Учитель: См. с.208-209 (отрывок о Бородинском сражении), учебник.
Вопрос: Какую традицию исполняли воины перед сражением?
Ответ: Молились перед сражением Смоленской иконе Богоматери. Она сопровождала русские полки.Икону носили по всему лагерю для укрепления мужества в сердцах воинов.( С. 209, учебник).
5 ученик: Маргарита Михайловна на Бородинском поле. Первого сентября 1812 года страшный сон Маргариты Михайловны стал явью. Она узнала о гибели своего мужа. После этого она поспешила на Бородинское поле, где оставались еще непогребенными павшие войны. И вот, ночью, в кромешной тьме вместе с сопровождавшим ее монахом, державшим в руках зажженный факел, несчастная женщина бродила по полю, усеянному мертвыми телами, разыскивая убитого мужа. Но ей так и не было суждено найти его тела, и тогда Маргарита выстроила на месте гибели Александра небольшую часовню. Впоследствии, она построила здесь храм во имя Спаса Нерукотворного. Это был первый памятник на Бородинском поле, возведенный "для вечного поминовения воинов, на сем месте убиенных". Приезжая из Москвы в Бородино, чтобы следить за его возведением Тучкова останавливалась в небольшом домике, построенном напротив храма.
( см. фото № 4).
Вопрос: Почему храм на месте гибели Александра Тучкова был назван Спасо-Бородинский?
Ответ: с.209, учебник.
В 1826 г. Маргариту Михайловну постигло новое горе — умер ее единственный сын Николай. Вдова похоронила его в бородинском Спасском храме. Лишившись любимых, она решила навсегда поселиться здесь. Постепенно дом Тучковой стал центром колонии, где жили женщины, в основном вдовы погибших на полях сражений. (См. фото № 5)
6 ученик: Создание Спасо-Бородинского монастыря. В 1833 г. поселение было утверждено как Спасо-Бородинская общежительная пустынь. Спустя три года Тучкова приняла малое пострижение и стала инокиней Меланией. И вот, в начале 1838 года община была преобразована в
Спасо-Бородинский общежительный монастырь. 28 июня 1840 г. состоялось пострижение инокини Мелании в мантию с именем Мария, а на следующий день она была возведена в сан игуменьи. Имя Марии было выбрано в память о происшествии, случившемся с ней в день второй свадьбы: навстречу новобрачной бежал юродивый с криком: «Мария, Мария, возьми посох!»
(см.фото № 6)
Игуменье Марии принадлежит инициатива проведения ежегодных Бородинских торжеств и круглосуточного поминовения русских воинов, которое совершалось в монастыре. На территории обители были воссозданы укрепления одной из Багратионовых флешей. Мемориальный характер носит и посвящение монастырского собора Владимирской иконе Божией Матери, ведь само Бородинское сражение происходило в день церковного празднования Сретения Владимирской иконы – 26 августа.
До последних дней жизни игуменья Мария жила в доме напротив усыпальницы мужа и сына. Словно предчувствуя кончину, незадолго до смерти, она сожгла письма мужа к ней, не желая, что бы их читали чужие люди. Игуменья Мария скончалась 29 апреля 1852 года. После ее смерти в доме все было оставлено нетронутым. В таком состоянии дом находился до 1930 года, когда монастырь был закрыт и подвергся разорению. В январе 1942 г. в ходе боев дом сгорел. И только в 1984 г. были начаты работы по его восстановлению. 16 августа 1992 г. была возрождена община Спасо-Бородинского женского монастыря, а 12 мая 1994 г. состоялось открытие Дома-музея игуменьи.
(См.фото № 7, 8)
Летом 1837 года будущий наследник императора Александр Николаевич со своим окружением посетили Маргариту Тучкову, они были потрясены вечной скорбью вдовы о погибших на Бородинском поле. После их посещенияв 1839 году в честь 25- летия победы над Наполеоном на Бородинском поле был поставлен памятник погибшим за Россию. На памятнике – следующая надпись: «Отступили с честью, чтобы вернее победить».
Когда торжественно открывали памятник, Николай I поблагодарил вдову генерала Тучкова и представил ее иностранным представителям:
"Это почтенная вдова, которая опередила меня и воздвигла памятник неподражаемый", – и показал на Спасо-Бородинский монастырь.
Заключительное слово учителя:Уважаемые исследователи! Сегодня маршрут духовного краеведения был особенно приятным для нас. Ведь мы с вами
вспомнили жизнь замечательных людей: Маргариты Михайловны и Александра Алексеевича Тучковых. Их жизнь связана с нашей малой Родиной – священным городом русских – Можайском, легендарным Бородинским полем. Своей жизнью, своим подвигом они учат нас праведности в делах, смирению, любви к людям. Жизнь Маргариты Михайловны – это величественный гимн любви и верности, самоотверженное служение долгу и безграничное самопожертвование.
Награда этим людям наша с Вами память о них, уважение традиций нашего православного народа.
8-10 класс
45 минут
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Рабочие программы, тематическое планирование
География
8 класс
19 сентября 2011
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»