В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Сценарий активизирующего общения: "Весеннее путешествие кораблика"

Сценарий активизирующего общения: "Весеннее путешествие кораблика"

Наталья Александровна
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345 голосов:20просмотров: 6017 комментариев: 6
Краткое описание
Данный сценарий активизирующего общения рассчитан на детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Цель: развивать связную речь детей.
Основные задачи:
-активизировать словарь детей по теме: «Ранняя весна»
  —    учить детей составлять предложения с использованием приставочных глаголов
  —    закреплять умения детей подбирать прилагательные  и согласовывать их с существительными в роде, числе и падеже
  —    учить детей использовать знания, полученные на занятиях по ознакомлению с природой
  —    обучать детей составлять рассказы по сюжетным картинкам
  —    развивать память, внимание, логическое мышление
  —    воспитывать любовь к живой природе
Описание
Сладковская Наталья Александровна,
учитель-логопед 
Государственное Бюджетное Образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 1913

 Сценарий активизирующего общения  для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
  
 «Весеннее путешествие кораблика»
  
  
 Цель:
-стимулировать связную речь посредством погружения в "весеннюю сказку"
 
 Программные задачи:
  — актуализировать словарь детей по теме: «Ранняя весна»;
  —    учить детей составлять предложения с использованием приставочных глаголов;
  —    закреплять умения детей подбирать прилагательные  и согласовывать их с существительными в роде, числе и падеже;
  —    учить детей использовать знания, полученные на занятиях по ознакомлению с природой;
  —    обучать детей составлять рассказы по сюжетным картинкам;
  —    развивать память, внимание, логическое мышление;
  —    воспитывать любовь к живой природе.
  
 Оборудование:
  Бумажный кораблик, «письма »для каждого ребёнка- задание  на листе, серия картинок, султанчики, аудиозапись
  
 Компетентность детей старшего дошкольного возраста:
 Знания: времен года, их последовательности, беседы о приметах и изменениях в весенней природе, экскурсия в парк ранней весной, цикл наблюдений «Снег  весной – какой он?», «Куда бежит ручеёк?». 
 Наблюдения за таянием снега.
Наблюдения за перелётными птицами.
Чтение детской художественной литературы:
С. Погореловский  «Весенний разговор», Г. Люшнин «Капелька», Н. Сладков «Медведь и солнце»
Разучивание стихотворений к  празднику 8 марта.
Игры:  «Времена года»,  «Лужица и мороз» , «Кому нужна талая вода?»
Знакомство детей с загадками, пословицами и поговорками о весне.
Слушание аудиозаписей: П.И. Чайковский  «Подснежник», Сен-Санс «Аквариум»
Разучивание «Весенней песенки», «Веснянок-закличек»
Игра «Ручейки»
Продуктивная деятельность:  Аппликация «Подснежники», Рисование «Цветы для бабушки», Коллективная работа «Весна идёт -весне дорогу!».
Ценность: воспитание любви к родной природе.
 
Смысл:  чувствовать сопричастность  к миру прекрасного.
 
Развивающая среда: ноутбук, телевизор, видеоролик, предметные картинки.
 
Методические приемы: беседа,  вопросы к детям, просмотр фильма, слайд
   
 Ход :
I. Учитель-логопед: -Ребята, я шла на работу и на пороге увидела этот кораблик. Я взяла его, потому что в нём  конверт, на котором  написано: «Ребятам 3 группы». Прочтём,  что там. В письме:  Ребята! Помогите мне, пожалуйста. Я никак не могу к вам прийти. От кого же может быть это письмо? (Самые различные предположения детей.)   Нет, так мы не узнаем. Смотрите, а на ваших стульчиках  тоже лежат письма. Но так как мы не умеем ещё читать, их «подписали» особенно. Вот догадайтесь, кому  это письмо!  Это моё. Потому что на нём  жёлтый треугольник, такой же, как на моём шкафчике.
— Смотрите внимательно и займите свои места.
II.    Дети занимают свои места. 
Учитель-логопед: Кто написал вам  письма?     Дети: — Письмо от весны, потому что весной солнышко начинает припекать, пригревать.     
-Письмо написала  весна, потому что весной солнышко согревает землю, снег тает и по земле бегут ручейки…….(Ответы всех детей)   
 Картинки:
 -Солнышко,
— Деревья с почками,
-Снеговик тает,
-   Кораблик плывёт по ручейку,
-Птички поют ,
-Сосульки тают,
— Проталины,
-Подснежники,
-Мальчик сажает дерево,
— Мальчик прикрепляет скворечник к дереву,
— Скворец в скворечнике,
-Медведица с медвежатами, 
 НЕВЕСЕННИЕ КАРТИНКИ:
— Девочка катается на санках,
-Дети катаются на санках, лыжах, коньках,
-Медведь спит в берлоге.
Примерные ответы детей:  
   — Это прислала зима, потому что зимой много снега, можно кататься  на лыжах, санках. А весной снег уже тает.
III. – А красивые картинки нам прислала весна? –Почему? (Они не цветные, не раскрашенные).
-А можем мы их прямо сейчас раскрасить? –Нет. У нас нет карандашей или фломастеров, мы не за столами.
-Но мы можем раскрасить наши картинки СЛОВАМИ. Солнышко какое?
Подснежники какие? Ручеёк какой?...
-От кого же нам надо спасать весну? (Предположения детей). Нет, её не пускает зима. Поэтому и «письма зимние».
IV. –А как к нам попал кораблик? Как он вообще передвигается? –Он плавает. –А  по чему он может плавать (По речке, по пруду, по воде, по ручейку.)- он к нам приплыл по ручейку.
— Мы с вами сейчас изобразим ручейки. Мы будем внимательно слушать музыку и постараемся под неё двигаться, как капельки, как ручейки.
Детям раздаются голубые ленточки. Все выходят на ковёр.
Звучит музыка, то быстро, то медленно, дети двигаются под музыку.
V. Посмотрите внимательно: обозначения теперь на ваших столах, занимайте свои места.
-Давайте подумаем, какой путь проделал наш кораблик по ручейку.
Выложите путь ручейка. У вас на столах картинки и фломастер, нарисуйте ручеёк.
-Мой ручеёк начался  в лесу, выбежал  из леса, пробежал  по опушке, перебежал через поле, выбежал в город и добежал до нашего детского сада.
-А мой ручеёк начинается в поле,…… –А мой начинается в городе….
VI. А какой путь на самом деле проделал наш ручеёк,  мы узнаем из стихотворения, которое прочитает Василиса («Апрель» С. Пшеничных)(На экране ролик "Ручей-бегущая вода"):
Быстрый маленький ручей
По лесу петляет,
На опушку выбегает,
Хвостиком виляет.
Вот он поле пересёк,
Вот нырнул под мостик,
Невозможно ручеёк
Ухватить за хвостик.
По городу он пробежал
И в детский садик к нам попал.
На доске выкладываются картинки, путь ручейка.
Лес (В лесу медведица.) Опушка леса (подснежники) Поле (Грачи.) Детский сад.
VII.Вот наш ручеёк  пробегал по лесу. Что или кого он там увидел?
Кто хочет рассказать?
Рассказ «Медведица».
-Долго длилась зима. Наконец наступила долгожданная весна. Медведица проснулась, голодная, тощая. Всю зиму она сладко спала, посасывала лапу. Медведица вылезла из берлоги и пошла в глубь леса искать еду. Медведица поела почек и вернулась к медвежатам.
-Что «увидел» ручеёк на опушке?
-По опушкам лесов, на солнечных полянах ранней весной расцветают подснежники. Снег ещё не растаял в глубоких оврагах. А под деревьями цветут, белым и голубым ковром расстилаются нежные цветы. Это подснежники-первые весенние цветы нашего леса.
— А кого он встретил в поле?- Это грачи. 
Рассказ:
Грачи-вестники весны. Они на крыльях весну приносят. Грачи-первые птицы, которые возвращаются из тёплых краёв. Эти чёрные важные птицы ходят по полю, любят ходить за трактором и собирать червячков.
VIII. -А теперь давайте напишем ответ весне. В ответ мы ей подарим нашу весеннюю картину (выносится коллективная работа). И посвятим весне письмо: 
Мы сделали «весеннюю картину». На ней весёлое солнышко светит и согревает землю. По земле побежали ручейки. Один, самый смелый и быстрый, ручеёк добежал до нашего детского сада. Ваня и Соня пускают кораблик. Он донесёт наш привет Весне. Здравствуй, Весна! Мы ждём тебя!
 Используемая литература:
  — Агранович З.Е В помощь логопедам и родителям: Сб. домашних заданий для преодоления недоразвития речи у дошкольников. – СПб., 2004
 -Волина В. Учимся играя. -  М., 1994 
  — Лопухина И.С. Логопедия,550 занимательных упражнений для развития речи. – М., 1995
  Развивающие сказки.Нагляд.метод.пособие; Нищева Н.В. ;  Детство-Пресс ;2011

 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Сценарий активизирующего общения для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием реч1.docx Скачать

Сценарий активизирующего общения для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.


«Весеннее путешествие ручейка»



Цель:

  • развивать связную речь


Программные задачи:

  • активизировать словарь детей по теме: «Ранняя весна»

  • учить детей составлять предложения с использованием приставочных глаголов

  • закреплять умения детей подбирать прилагательные и согласовывать их с существительными в роде, числе и падеже

  • учить детей использовать знания, полученные на занятиях по ознакомлению с природой

  • обучать детей составлять рассказы по сюжетным картинкам

  • развивать память, внимание, логическое мышление

  • воспитывать любовь к живой природе




Оборудование:

    • кораблик, «письма »для каждого ребёнка- задание на листе, серия картинок, султанчики, аудиозапись




Компетентность детей старшего дошкольного возраста:


Цикл наблюдений «Снег весной – какой он?», «Куда бежит ручеёк?».

Наблюдения за таянием снега.

Наблюдения за перелётными птицами.

Чтение детской художественной литературы:

С. Погореловский «Весенний разговор», Г. Люшнин «Капелька», Н. Сладков «Медведь и солнце»

Разучивание стихотворений к празднику 8 марта.

Д/И «Времена года», «Лужица и мороз»

«Кому нужна талая вода?»

Знакомство детей с загадками, пословицами и поговорками о весне.

Слушание аудиозаписей: П.И. Чайковский «Подснежник», Сен-Санс «Аквариум»

Разучивание «Весенней песенки», «Веснянок-закличек»

Игра «Ручейки»

Продуктивная деятельность: Аппликация «Подснежники», Рисование «Цветы для бабушки», Коллективная работа «Весна идёт -весне дорогу!».





Ход занятия:

  1. Учитель-логопед: -Ребята, я шла на работу и на пороге увидела этот кораблик. Я взяла его, потому что в нём конверт, на котором написано: «Ребятам 3 группы». Прочтём, что там. В письме: Ребята! Помогите мне, пожалуйста. Я никак не могу к вам прийти. От кого же может быть это письмо? (Самые различные предположения детей.) Нет, так мы не узнаем. Смотрите, а на ваших стульчиках тоже лежат письма. Но так как мы не умеем ещё читать, их «подписали» особенно. Вот догадайтесь, кому это письмо! Это моё. Потому что на нём жёлтый треугольник, такой же, как на моём шкафчике.

- Смотрите внимательно и займите свои места.

  1. Дети занимают свои места.

Учитель-логопед: Кто написал вам письма? Дети: - Письмо от весны, потому что весной солнышко начинает припекать, пригревать.

-Письмо написала весна, потому что весной солнышко согревает землю, снег тает и по земле бегут ручейки…….(Ответы всех детей)

Картинки:


-Солнышко,

- Деревья с почками,

-Снеговик тает,

- Кораблик плывёт по ручейку,

-Птички поют ,

-Сосульки тают,

- Проталины,

-Подснежники,

-Мальчик сажает дерево,

- Мальчик прикрепляет скворечник к дереву,

- Скворец в скворечнике,

-Медведица с медвежатами,


НЕВЕСЕННИЕ КАРТИНКИ:

- Девочка катается на санках,

-Дети катаются на санках, лыжах, коньках,

-Медведь спит в берлоге.


- Это прислала зима, потому что зимой много снега, можно кататься на лыжах, санках. А весной снег уже тает.

III. – А красивые картинки нам прислала весна? –Почему? (Они не цветные, не раскрашенные).

-А можем мы их прямо сейчас раскрасить? –Нет. У нас нет карандашей или фломастеров, мы не за столами.

-Но мы можем раскрасить наши картинки СЛОВАМИ. Солнышко какое?

Подснежники какие? Ручеёк какой?...

-От кого же нам надо спасать весну? (Предположения детей). Нет, её не пускает зима. Поэтому и «письма зимние».

IV. –А как к нам попал кораблик? Как он вообще передвигается? –Он плавает. –А по чему он может плавать (По речке, по пруду, по воде, по ручейку.)- он к нам приплыл по ручейку.

- Мы с вами сейчас изобразим ручейки. Мы будем внимательно слушать музыку и постараемся под неё двигаться, как капельки, как ручейки.

Детям раздаются голубые ленточки. Все выходят на ковёр.

Звучит музыка, то быстро, то медленно, дети двигаются под музыку.

V. Посмотрите внимательно: обозначения теперь на ваших столах, занимайте свои места.

-Давайте подумаем, какой путь проделал наш кораблик по ручейку.

Выложите путь ручейка. У вас на столах картинки и фломастер, нарисуйте ручеёк.

-Мой ручеёк начался в лесу, выбежал из леса, пробежал по опушке, перебежал через поле, выбежал в город и добежал до нашего детского сада.

-А мой ручеёк начинается в поле,….. –А мой начинается в городе….

VI. А какой путь на самом деле проделал наш ручеёк, мы узнаем из стихотворения, которое прочитает Василиса («Апрель» С. Пшеничных):

Быстрый маленький ручей

По лесу петляет,

На опушку выбегает,

Хвостиком виляет.

Вот он поле пересёк,

Вот нырнул под мостик,

Невозможно ручеёк

Ухватить за хвостик.

По городу он пробежал

И в детский садик к нам попал.

На доске выкладываются картинки, путь ручейка.

Лес (В лесу медведица.) Опушка леса (подснежники) Поле (Грачи.) Детский сад.

VII.Вот наш ручеёк пробегал по лесу. Что или кого он там увидел?

Кто хочет рассказать?

Рассказ «Медведица».

-Долго длилась зима. Наконец наступила долгожданная весна. Медведица проснулась, голодная, тощая. Всю зиму она сладко спала, посасывала лапу. Медведица вылезла из берлоги и пошла в глубь леса искать еду. Медведица поела почек и вернулась к медвежатам.

-Что «увидел» ручеёк на опушке?

-По опушкам лесов, на солнечных полянах ранней весной расцветают подснежники. Снег ещё не растаял в глубоких оврагах. А под деревьями цветут, белым и голубым ковром расстилаются нежные цветы. Это подснежники-первые весенние цветы нашего леса.

- А кого он встретил в поле?- Это грачи.

Рассказ:

Грачи-вестники весны. Они на крыльях весну приносят. Грачи-первые птицы, которые возвращаются из тёплых краёв. Эти чёрные важные птицы ходят по полю, любят ходить за трактором и собирать червячков.

VIII. -А теперь давайте напишем ответ весне. В ответ мы ей подарим нашу весеннюю картину (выносится коллективная работа). И посвятим весне письмо:

Мы сделали «весеннюю картину». На ней весёлое солнышко светит и согревает землю. По земле побежали ручейки. Один, самый смелый и быстрый, ручеёк добежал до нашего детского сада. Ваня и Соня пускают кораблик. Он донесёт наш привет Весне. Здравствуй, Весна! Мы ждём тебя!





Обсуждение материала
Нонна Леонидовна
21.09.2011 21:28
Интересно даже само название: активизирующее общение. Мы же привыкли по-старому, а теперь изменились требования! Спасибо большое за подсказку. С удовольствием использую в своей работе.
елена соколова
23.09.2011 18:18
Сценарий  очень понравился! Всё последовательно, интересно, занимательно. Задания построены так, что материал тщательно прорабатывается. Очень хорошая помощь для начинающего специалиста.  Большое спасибо!
Марина Пуговкина
24.09.2011 13:02
Полностью с вами согласна, уважаемый начинающий специалист.
Екатерина Хохич
23.09.2011 22:01
Очень симпатичный сценарий. Здорово что есть образцы рассказов. Картинки подобрать не сложно. Спасибо!
Марина Пуговкина
24.09.2011 13:00
Интересный материал для ознакомления детей с признаками весны. Грамотно построена структура образовательной деятельности, которая основана на интересе детей. Прослеживается отлично  спланированная  коррекционная работа по развитию связной речи.  Спасибо за этот материал!
Марина Пуговкина
24.09.2011 13:08
Здорово еще и то, что  само общение педагога с детьми  на протяжении всего образовательного процесса идет легко  и  по нарастающей. Занятие не заканчивается сухо, а имеет выход и продолжение, которое  оставляет у  детей свои впечатления и мысли. А это очень важно!
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос