Обособленное определение
(8 класс)
Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №2 г.Ейска МО Ейский район
Старченко Елена Германовна
_________________________________________________________________ _____
Логика урока:
Мотивация – актуализация ведущих знаний и способов действий – конструирование образца применения знаний в стандартных и измененных ситуациях – самостоятельное применение знаний – контроль и самоконтроль- коррекция – рефлексия
Тип урока: урок закрепления знаний и способов деятельности
Цели урока:
• закрепление и обобщение знаний об обособленном определении, закрепление практического навыка постановки знаков препинания при обособленном определении, повторение орфографического материала;
• воспитание любви к родному краю, бережного отношения к историческому прошлому, нравственных чувств и убеждений – уважение к подвигам героев Великой Отечественной войны;
• развитие творческих способностей учащихся, навыков самоконтроля и самопроверки, рецензирования, взаимопроверки.
Оборудование урока: компьютер, учебник русского языка (8 класс) под редакцией Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской
Ход урока:
I. Оргмомент: сообщение темы и цели урока.
II. Основная часть
1. Актуализация знаний.
Сегодня у нас урок необычный, мы отправляемся в кругосветное путешествие, в результате которого сможем повторить и закрепить ранее приобретенные знания по теме «Обособленные определения».
Для того чтобы нас легко могли отыскать, мы с вами будем заполнять в наших рабочих тетрадях, которые сегодня окажутся тетрадями бортпроводников, все маршруты нашего следования.
Для начала записываем сегодняшнее число, классная работа и тему урока « Обособленные определения».
А вот и первое испытание. Давайте поможем звездам, которые будут нам освещать ночью путь, и поработаем в роли исследователей.
Дома вы все повторяли вопрос, который встречается на экзамене в вариантах ГИА — виды подчинительной связи слов в словосочетаниях.
У вас у всех на партах лежат исследовательские листы, в которых вам необходимо, определяя вид подчинительной связи в словосочетаниях, построить новое созвездие, по которому мы будем ориентироваться во время путешествия. Ну что, все готовы?!
1 | у красивого дома |
2 | крыша сарая |
3 | долго думать |
4 | бежать к другу |
5 | ее дом |
6 | мечтающая девочка |
7 | писать ручкой |
8 | начинал писать |
— Ребята, что за созвездие у нас получилось?
— Что ж отправляемся в наше путешествие.
Посмотрите, наш корабль не может отправится в путешествие, ему что-то мешает. Что же это может быть?
Ответы учащихся, которые приходят к выводу о том, что сегодня на уроке мы еще не проверяли домашнее задание.
Проверка домашнего задания.
— Какие случаи обособления были представлены в домашней работе? (Предложения с обособленным несогласованным определением, стоящим после определяемого слова; предложения с обособленным определением, выраженным одиночным прилагательным, стоящим после определяемого слова; предложения с определением, относящимся к определяемому слову, выраженным причастным оборотом).
— Вспомнимте другие случаи обособления определений. (Если относятся к личному местоимению, обособляются всегда; если имеют добавочное обстоятельственное значение).
— Назовите признаки обособления второстепенных членов со значением добавочного сообщения. (Смысловые – вносят дополнительное значение, приближаются к сказуемому, придаточному предложению; грамматические – являются второстепенными членами; интонационные – произносятся с особой, выделительной интонацией; пунктуационные – выделяются с обеих сторон запятыми).
Что ж отправляемся в путешествие и первая наша станция называется « Закрепляйка».
- Возьмите листы с предложениями, которые лежат на столах.
— Какой темой объединены предложения? (Тема памяти, минувшей войны).
— И это естественно, ведь летом 2008 года мы будем отмечать 65-ю годовщину победы в Курской битве, память о которой священна для нашей страны.
Задание: конструирование предложений. Заменить сочетания «который + глагол» обособленным определением, выраженным причастным оборотом. В каком предложении нельзя произвести замену? Почему?
• Музей – диорама, который возвели в живописном уголке Белгорода на берегу Везелицы, посвящен исторической победе наших войск на Курской дуге.
• В эту битву, которая не имеет себе равных, были втянуты с обеих сторон огромные силы.
• Разгром гитлеровских группировок в районе Белгорода, Орла, Курска, который создал благоприятные условия для развертывания наступлений, стал важным этапом на пути к победе.
• Храм святых апостолов Петра и Павла, который построили в Прохоровке на народные пожертвования, — символ вечной памяти защитникам Родины.
• Битву под Курском, в которой участвовало свыше четырёх миллионов солдат и офицеров, по праву называют величайшей танковой битвой периода второй мировой войны.
— Переделайте устно СПП в синонимичные им простые с обособленным определением. Какое предложение нельзя переделать, почему? Сравните, какие из данных предложений чаще встречаются в книжной речи, а какие в разговорной? Почему?
Вывод: обособленные конструкции характерны для книжно-письменной речи. Они делают речь богаче, выразительнее, создают образ, точно и кратко выражают мысль.
Подходит к концу наше путешествие. Пора нам возвращаться на нашу конечную станцию. А чтобы мы смогли на нее вернуться, нам необходимо подкрепиться, поэтому наша следующая станция называется
«Подкрепляйка»
Вам предлагается по данной картинке составить небольшой текст, употребив обособленные определения.
— Ребята, скажите, а какая здесь ситуация обыгрывается?
Что ж, пора возвращаться на нашу конечную станцию. Однако, прежде чем возвратиться на нее, давайте вспомним, как вы работали на уроке.
III. Подведение итогов.
Рефлексия. На доске – плакат с рисунком горы знаний, к вершине которой стремились сегодня ребята.
— Оцените свои знания по теме и свою деятельность на уроке.
Как вам работалось? Легко? Интересно?
Кто испытывал затруднения?
Учащиеся помещают фигурки с изображением человечков на «гору знаний» (плакат на доске) и тем самым дают самооценку своей работы.
IV. Домашнее задание у вас будет разноуровневым:
1. Традиционное: $ 48, таблица в справочной тетради упр.300
2. Творческое: вы живете в городе или сельской местности? А может быть, зимой в городе, а летом – в селе? Согласны ли вы с тем, что «городской житель редко встречается с землей?»
Напишите сочинение-рассуждение в форме ответа писателю, употребив как можно больше обособленных определений.
Я благодарю всех за работу на уроке. Урок окончен. До свидания.
Учебное занятие по закреплению полученных знаний и способов деятельности по теме: «Обособленные определения»
(8 класс)
Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №2 г.Ейска МО Ейский район
Старченко Елена Германовна
______________________________________________________________________
Логика урока:
Мотивация – актуализация ведущих знаний и способов действий – конструирование образца применения знаний в стандартных и измененных ситуациях – самостоятельное применение знаний – контроль и самоконтроль- коррекция – рефлексия
Тип урока: урок закрепления знаний и способов деятельности
Цели урока:
-
закрепление и обобщение знаний об обособленном определении, закрепление практического навыка постановки знаков препинания при обособленном определении, повторение орфографического материала;
-
воспитание любви к родному краю, бережного отношения к историческому прошлому, нравственных чувств и убеждений – уважение к подвигам героев Великой Отечественной войны;
-
развитие творческих способностей учащихся, навыков самоконтроля и самопроверки, рецензирования, взаимопроверки.
Оборудование урока: компьютер, учебник русского языка (8 класс) под редакцией Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской
Ход урока:
-
Оргмомент: сообщение темы и цели урока.
-
Основная часть
-
Актуализация знаний.
Сегодня у нас урок необычный, мы отправляемся в кругосветное путешествие, в результате которого сможем повторить и закрепить ранее приобретенные знания по теме «Обособленные определения».
Для того чтобы нас легко могли отыскать, мы с вами будем заполнять в наших рабочих тетрадях, которые сегодня окажутся тетрадями бортпроводников, все маршруты нашего следования.
Для начала записываем сегодняшнее число, классная работа и тему урока « Обособленные определения».
А вот и первое испытание. Давайте поможем звездам, которые будут нам освещать ночью путь, и поработаем в роли исследователей.
Дома вы все повторяли вопрос, который встречается на экзамене в вариантах ГИА - виды подчинительной связи слов в словосочетаниях.
У вас у всех на партах лежат исследовательские листы, в которых вам необходимо, определяя вид подчинительной связи в словосочетаниях, построить новое созвездие, по которому мы будем ориентироваться во время путешествия. Ну что, все готовы?!
1 2
3 4 5 6 7 8
1 |
у красивого дома |
2 |
крыша сарая |
3 |
долго думать |
4 |
бежать к другу |
5 |
ее дом |
6 |
мечтающая девочка |
7 |
писать ручкой |
8 |
начинал писать |
- Ребята, что за созвездие у нас получилось?
- Что ж отправляемся в наше путешествие.
Посмотрите, наш корабль не может отправится в путешествие, ему что-то мешает. Что же это может быть?
Ответы учащихся, которые приходят к выводу о том, что сегодня на уроке мы еще не проверяли домашнее задание.
Проверка домашнего задания.
- Какие случаи обособления были представлены в домашней работе? (Предложения с обособленным несогласованным определением, стоящим после определяемого слова; предложения с обособленным определением, выраженным одиночным прилагательным, стоящим после определяемого слова; предложения с определением, относящимся к определяемому слову, выраженным причастным оборотом).
- Вспомнимте другие случаи обособления определений. (Если относятся к личному местоимению, обособляются всегда; если имеют добавочное обстоятельственное значение).
- Назовите признаки обособления второстепенных членов со значением добавочного сообщения. (Смысловые – вносят дополнительное значение, приближаются к сказуемому, придаточному предложению; грамматические – являются второстепенными членами; интонационные – произносятся с особой, выделительной интонацией; пунктуационные – выделяются с обеих сторон запятыми).
Что ж отправляемся в путешествие и первая наша станция называется « Закрепляйка».
- Возьмите листы с предложениями, которые лежат на столах.
- Какой темой объединены предложения? (Тема памяти, минувшей войны).
- И это естественно, ведь летом 2008 года мы будем отмечать 65-ю годовщину победы в Курской битве, память о которой священна для нашей страны.
Задание: конструирование предложений. Заменить сочетания «который + глагол» обособленным определением, выраженным причастным оборотом. В каком предложении нельзя произвести замену? Почему?
-
Музей – диорама, который возвели в живописном уголке Белгорода на берегу Везелицы, посвящен исторической победе наших войск на Курской дуге.
-
В эту битву, которая не имеет себе равных, были втянуты с обеих сторон огромные силы.
-
Разгром гитлеровских группировок в районе Белгорода, Орла, Курска, который создал благоприятные условия для развертывания наступлений, стал важным этапом на пути к победе.
-
Храм святых апостолов Петра и Павла, который построили в Прохоровке на народные пожертвования, - символ вечной памяти защитникам Родины.
-
Битву под Курском, в которой участвовало свыше четырёх миллионов солдат и офицеров, по праву называют величайшей танковой битвой периода второй мировой войны.
- Переделайте устно СПП в синонимичные им простые с обособленным определением. Какое предложение нельзя переделать, почему? Сравните, какие из данных предложений чаще встречаются в книжной речи, а какие в разговорной? Почему?
Вывод: обособленные конструкции характерны для книжно-письменной речи. Они делают речь богаче, выразительнее, создают образ, точно и кратко выражают мысль.
Подходит к концу наше путешествие. Пора нам возвращаться на нашу конечную станцию. А чтобы мы смогли на нее вернуться, нам необходимо подкрепиться, поэтому наша следующая станция называется
«Подкрепляйка»
Вам предлагается по данной картинке составить небольшой текст, употребив обособленные определения.
- Ребята, скажите, а какая здесь ситуация обыгрывается?
Что ж, пора возвращаться на нашу конечную станцию. Однако, прежде чем возвратиться на нее, давайте вспомним, как вы работали на уроке.
-
Подведение итогов.
Рефлексия. На доске – плакат с рисунком горы знаний, к вершине которой стремились сегодня ребята.
- Оцените свои знания по теме и свою деятельность на уроке.
Как вам работалось? Легко? Интересно?
Кто испытывал затруднения?
Учащиеся помещают фигурки с изображением человечков на «гору знаний» (плакат на доске) и тем самым дают самооценку своей работы.
-
Домашнее задание у вас будет разноуровневым:
1. Традиционное: $ 48, таблица в справочной тетради упр.300
2. Творческое: вы живете в городе или сельской местности? А может быть, зимой в городе, а летом – в селе? Согласны ли вы с тем, что «городской житель редко встречается с землей?»
Напишите сочинение-рассуждение в форме ответа писателю, употребив как можно больше обособленных определений.
Я благодарю всех за работу на уроке. Урок окончен. До свидания.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»