Игры – упражнения для детей с нарушением зрения
Описание
Игры – упражнения для детей с нарушением зрения.
Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение — есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром.
Развитие зрительного восприятия и двигательной сферы ребенка тесно связано с момента его рождения. Исследования В.П.Зинченко и А.Г.Рузской показали, что если в первые месяцы жизни ребенка движения рук и ног учат его видеть предметы, фиксировать его внимание на движущемся объекте, то к 5-6 месяцам соотношение зрения и двигательной сферы изменяется. Глаз начинает играть ведущую роль в формировании движений, коррекции их точности и направленности.
Именно поэтому двигательная сфера детей с нарушением зрения чаще запаздывает в развитии, в координации движений, их точности, т.к. нарушенное зрение не обеспечивает ребенку необходимый контроль над движениями. При этом у детей с нарушением зрения наблюдаются некоторые специфические особенности развития двигательной сферы. У них чаще, чем у нормально видящих, можно наблюдать отсутствие самоконтроля, саморегуляции движений. А это, естественно, не может не сказаться на координации, согласованности действия рук и глаз.
Нарушение зрения отрицательно влияет на овладение детьми движениями, ориентировкой в пространстве, сказывается на общем физическом развитии детей и состоянии здоровья.
Для детей с нарушениями зрения характерна нескоординированность зрительно-двигательных функций, нарушение микроориентирования и ослабленность тонуса различных групп мышц.
Коррекционно – развивающая среда в нашем детском саду является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с патологией. Для целенаправленного формирования двигательных навыков и активизации самостоятельной двигательной деятельности детей в группах компенсирующей направленности (с нарушением зрения) созданы специальные условия – уголки «коррекции движений», где находятся спорткомплекс «Ростан», спортивный инвентарь и другие атрибуты, которые способствуют не только физическому развитию, но имеют и коррекционную направленность.
Многообразие зрительной патологии предопределяет необходимость дифференцированного подхода к выбору учебных и лечебных мероприятий для каждого ребенка. Поэтому, наряду с традиционным оборудованием мы, активно используем в своей работе физкультурные пособия и нестандартное оборудование, рекомендованные лабораторией содержания и методов обучения детей с нарушением зрения ИКП РАО и опыт других образовательных учреждений компенсирующего вида. Данное оборудование несложное, недорогое, но вносит в каждое занятие элемент необычности, вызывает интерес детей, желание поиграть с новыми для них атрибутами. Использование этих пособий и оборудования увеличивает количество упражнений для разных групп мышц, а также позволяет применять дифференцированный метод работы с ребятами, имеющими различную зрительную патологию, подготовить их к выполнению других, более сложных движений, упражнений, заданий.
Мы предлагаем вашему вниманию игры-упражнения для детей с нарушением зрения с использованием нестандартного оборудования.
«Сенсорная ширма».
Тренажер (двусторонний) изготовлен из ткани размером 1.7*5,5м. По длине ширмы на разной высоте имеются отверстия – мишени различной геометрической формы, обработанные по контуру лентами разных цветов. В нижней части имеются продольные разрезы — ворота для подлезания. Тренажер способствует развитию сенсорного восприятия, активизирует зрительные функции, координирует работу глаза и руки, развивает ловкость и точность движений.
Игровые упражнения:
«Ты мне — я тебе». Перебрасывание мячей в парах, командах через ширму.
«Меткий стрелок», «Попади в цель». Метание мячей, мешочков (из разных исходных положений) через отверстия – мишени.
«Гусеница», «Пролезь в воротца». Подлезание в продольные разрезы – ворота
Тренажер «Сетка» - развивает зрительное восприятие, пространственную ориентировку, тонкую моторику, которая способствует развитию речи, повышению ё работоспособности коры головного мозга. Используется садовая пластмассовая сетка с крупными ячейками высотой 1.20 м. Данный тренажер используется как на занятиях физической культуры, так и на общеразвивающих и коррекционных занятиях специалистов.
Игровые упражнения:
-перебрасывание мяча через сетку;
— подлезание под сетку;
-прикрепление прищепок разных цветов на ячейки сетки;
— прикрепление тематических карточек и других материалов на ячейки сетки в разных ее частях.
«Тренажер «Сетка».
Тренажер «Сетка» - развивает зрительное восприятие, пространственную ориентировку, тонкую моторику, которая способствует развитию речи, повышению ё работоспособности коры головного мозга. Используется садовая пластмассовая сетка с крупными ячейками высотой 1.20 м. Данный тренажер используется как на занятиях физической культуры, так и на общеразвивающих и коррекционных занятиях специалистов.
Игровые упражнения:
-перебрасывание мяча через сетку;
— подлезание под сетку;
-прикрепление прищепок разных цветов на ячейки сетки;
— прикрепление тематических карточек и других материалов на ячейки сетки в разных ее частях.
«Гимнастический каток».
Упражнения с гимнастическим катком обеспечивают физическое развитие, способствуют развитию зрительного восприятия, пространственной ориентировки, укреплению мышечного аппарата глаз, активизируют зрение.
Игровые упражнения:
— прокатывание гимнастического катка по полу из разных исходных положений: «упор присев», ходьба «гусиным шагом» и т.д.;
— прокатывание гимнастического катка по горизонтальной и вертикальной плоскости по зрительным ориентирам;
— прокатывание гимнастического катка по поверхности собственного тела.
«Гамачок».
В двухцветном полотнище (одна сторона красная, другая — желтая) вырезаны два круглых отверстия диаметром 25 см, а в середине между ними на веревочке прикреплен пластмассовый шарик. Играют вдвоем; движением (взмахом) рук гамачок поднимается, шарик забрасывается в отверстие «противника», попавший получает выигрышное очко. В этой игре происходит сочетание педагогических и коррекционных задач: формирование движений и развитие зрительных функций.
«Подъемный кран».
В игре используется шнур длиной 5 м, продетый через баскетбольное кольцо или перекладину шведской стенки. К одному концу шнура прикреплен пластмассовый шар, а к другому — палочка для наматывания шнура. Принцип игры заключается в том, что ребенок, стоя неподвижно, перебирает руками палочку — шнур наматывается и за счет этого шарик поднимается вверх. Эта игра хороша для детей со сходящимся косоглазием.
«Попади в цель».
В игре используются разноцветные контейнеры для хранения игрушек разной величины, расположенные на вертикальной и горизонтальной поверхности. Для метания используются мячи, шары, мешочки с песком. Игра развивает меткость, глазомер, зрительно-моторную координацию, обогащает зрительно-сенсорный опыт.
«Цветные кольца».
На высоте 1,50м-1,70м на противоположных стенах зала закрепляет шнур с нанизанными на него разноцветными кольцами разной величины. С помощью гимнастической палки дети переводят кольца на другую сторону зала, согласно полученному игровому заданию. Данная игра способствует активизации зрительных функций, развитию зрительно-моторной координации, обогащению зрительно-сенсорного опыта. Рекомендуется для детей со сходящимся косоглазием.
«Собери пирамидку».
Детям предлагается собрать пирамидку на вертикально закрепленном шнуре, закрепляя кольца пирамидки прищепками. Данная игра способствует стимуляции изолированных движений и укреплению силы пальцев рук, скоординированности движений глаза и руки.
Настенные зрительные тренажёры.
Для стимуляции, активизации и развития зрения, укрепления и восстановления работы мышц глаза на стенах, потолке в групповых комнатах, кабинете тифлопедагога, расположены зрительные тренажёры.
Восстановлению и укреплению глазодвигательных мышц глаза, развитию прослеживающих функций взора, снятию напряжения с глаз способствует зрительный тренажер, взятый на вооружение у В.Ф.Базарного. Кроме того, дети могут самостоятельно проводить указкой по линиям тренажёра и тогда ещё формируется скоординированность действий глаза и руки – зрительно-моторная координация.
«Бегущие огоньки» – световая и цветовая стимуляция (раздражающее воздействие на колбачки зрительного аппарата, которые отвечают за видение днём, за восприятие и различение цвета).
Использование нестандартного оборудования и пособий способствует комплексному физическому воспитанию и закреплению достижений коррекционно-восстановительной работы, вызывает интерес и эмоциональный отклик у детей, что в свою очередь способствует оздоровлению, реабилитации и социальной адаптации детей с нарушением зрения.
Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение — есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром.
Развитие зрительного восприятия и двигательной сферы ребенка тесно связано с момента его рождения. Исследования В.П.Зинченко и А.Г.Рузской показали, что если в первые месяцы жизни ребенка движения рук и ног учат его видеть предметы, фиксировать его внимание на движущемся объекте, то к 5-6 месяцам соотношение зрения и двигательной сферы изменяется. Глаз начинает играть ведущую роль в формировании движений, коррекции их точности и направленности.
Именно поэтому двигательная сфера детей с нарушением зрения чаще запаздывает в развитии, в координации движений, их точности, т.к. нарушенное зрение не обеспечивает ребенку необходимый контроль над движениями. При этом у детей с нарушением зрения наблюдаются некоторые специфические особенности развития двигательной сферы. У них чаще, чем у нормально видящих, можно наблюдать отсутствие самоконтроля, саморегуляции движений. А это, естественно, не может не сказаться на координации, согласованности действия рук и глаз.
Нарушение зрения отрицательно влияет на овладение детьми движениями, ориентировкой в пространстве, сказывается на общем физическом развитии детей и состоянии здоровья.
Для детей с нарушениями зрения характерна нескоординированность зрительно-двигательных функций, нарушение микроориентирования и ослабленность тонуса различных групп мышц.
Коррекционно – развивающая среда в нашем детском саду является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с патологией. Для целенаправленного формирования двигательных навыков и активизации самостоятельной двигательной деятельности детей в группах компенсирующей направленности (с нарушением зрения) созданы специальные условия – уголки «коррекции движений», где находятся спорткомплекс «Ростан», спортивный инвентарь и другие атрибуты, которые способствуют не только физическому развитию, но имеют и коррекционную направленность.
Многообразие зрительной патологии предопределяет необходимость дифференцированного подхода к выбору учебных и лечебных мероприятий для каждого ребенка. Поэтому, наряду с традиционным оборудованием мы, активно используем в своей работе физкультурные пособия и нестандартное оборудование, рекомендованные лабораторией содержания и методов обучения детей с нарушением зрения ИКП РАО и опыт других образовательных учреждений компенсирующего вида. Данное оборудование несложное, недорогое, но вносит в каждое занятие элемент необычности, вызывает интерес детей, желание поиграть с новыми для них атрибутами. Использование этих пособий и оборудования увеличивает количество упражнений для разных групп мышц, а также позволяет применять дифференцированный метод работы с ребятами, имеющими различную зрительную патологию, подготовить их к выполнению других, более сложных движений, упражнений, заданий.
Мы предлагаем вашему вниманию игры-упражнения для детей с нарушением зрения с использованием нестандартного оборудования.
«Сенсорная ширма».
Тренажер (двусторонний) изготовлен из ткани размером 1.7*5,5м. По длине ширмы на разной высоте имеются отверстия – мишени различной геометрической формы, обработанные по контуру лентами разных цветов. В нижней части имеются продольные разрезы — ворота для подлезания. Тренажер способствует развитию сенсорного восприятия, активизирует зрительные функции, координирует работу глаза и руки, развивает ловкость и точность движений.
Игровые упражнения:
«Ты мне — я тебе». Перебрасывание мячей в парах, командах через ширму.
«Меткий стрелок», «Попади в цель». Метание мячей, мешочков (из разных исходных положений) через отверстия – мишени.
«Гусеница», «Пролезь в воротца». Подлезание в продольные разрезы – ворота
Тренажер «Сетка» - развивает зрительное восприятие, пространственную ориентировку, тонкую моторику, которая способствует развитию речи, повышению ё работоспособности коры головного мозга. Используется садовая пластмассовая сетка с крупными ячейками высотой 1.20 м. Данный тренажер используется как на занятиях физической культуры, так и на общеразвивающих и коррекционных занятиях специалистов.
Игровые упражнения:
-перебрасывание мяча через сетку;
— подлезание под сетку;
-прикрепление прищепок разных цветов на ячейки сетки;
— прикрепление тематических карточек и других материалов на ячейки сетки в разных ее частях.
«Тренажер «Сетка».
Тренажер «Сетка» - развивает зрительное восприятие, пространственную ориентировку, тонкую моторику, которая способствует развитию речи, повышению ё работоспособности коры головного мозга. Используется садовая пластмассовая сетка с крупными ячейками высотой 1.20 м. Данный тренажер используется как на занятиях физической культуры, так и на общеразвивающих и коррекционных занятиях специалистов.
Игровые упражнения:
-перебрасывание мяча через сетку;
— подлезание под сетку;
-прикрепление прищепок разных цветов на ячейки сетки;
— прикрепление тематических карточек и других материалов на ячейки сетки в разных ее частях.
«Гимнастический каток».
Упражнения с гимнастическим катком обеспечивают физическое развитие, способствуют развитию зрительного восприятия, пространственной ориентировки, укреплению мышечного аппарата глаз, активизируют зрение.
Игровые упражнения:
— прокатывание гимнастического катка по полу из разных исходных положений: «упор присев», ходьба «гусиным шагом» и т.д.;
— прокатывание гимнастического катка по горизонтальной и вертикальной плоскости по зрительным ориентирам;
— прокатывание гимнастического катка по поверхности собственного тела.
«Гамачок».
В двухцветном полотнище (одна сторона красная, другая — желтая) вырезаны два круглых отверстия диаметром 25 см, а в середине между ними на веревочке прикреплен пластмассовый шарик. Играют вдвоем; движением (взмахом) рук гамачок поднимается, шарик забрасывается в отверстие «противника», попавший получает выигрышное очко. В этой игре происходит сочетание педагогических и коррекционных задач: формирование движений и развитие зрительных функций.
«Подъемный кран».
В игре используется шнур длиной 5 м, продетый через баскетбольное кольцо или перекладину шведской стенки. К одному концу шнура прикреплен пластмассовый шар, а к другому — палочка для наматывания шнура. Принцип игры заключается в том, что ребенок, стоя неподвижно, перебирает руками палочку — шнур наматывается и за счет этого шарик поднимается вверх. Эта игра хороша для детей со сходящимся косоглазием.
«Попади в цель».
В игре используются разноцветные контейнеры для хранения игрушек разной величины, расположенные на вертикальной и горизонтальной поверхности. Для метания используются мячи, шары, мешочки с песком. Игра развивает меткость, глазомер, зрительно-моторную координацию, обогащает зрительно-сенсорный опыт.
«Цветные кольца».
На высоте 1,50м-1,70м на противоположных стенах зала закрепляет шнур с нанизанными на него разноцветными кольцами разной величины. С помощью гимнастической палки дети переводят кольца на другую сторону зала, согласно полученному игровому заданию. Данная игра способствует активизации зрительных функций, развитию зрительно-моторной координации, обогащению зрительно-сенсорного опыта. Рекомендуется для детей со сходящимся косоглазием.
«Собери пирамидку».
Детям предлагается собрать пирамидку на вертикально закрепленном шнуре, закрепляя кольца пирамидки прищепками. Данная игра способствует стимуляции изолированных движений и укреплению силы пальцев рук, скоординированности движений глаза и руки.
Настенные зрительные тренажёры.
Для стимуляции, активизации и развития зрения, укрепления и восстановления работы мышц глаза на стенах, потолке в групповых комнатах, кабинете тифлопедагога, расположены зрительные тренажёры.
Восстановлению и укреплению глазодвигательных мышц глаза, развитию прослеживающих функций взора, снятию напряжения с глаз способствует зрительный тренажер, взятый на вооружение у В.Ф.Базарного. Кроме того, дети могут самостоятельно проводить указкой по линиям тренажёра и тогда ещё формируется скоординированность действий глаза и руки – зрительно-моторная координация.
«Бегущие огоньки» – световая и цветовая стимуляция (раздражающее воздействие на колбачки зрительного аппарата, которые отвечают за видение днём, за восприятие и различение цвета).
Использование нестандартного оборудования и пособий способствует комплексному физическому воспитанию и закреплению достижений коррекционно-восстановительной работы, вызывает интерес и эмоциональный отклик у детей, что в свою очередь способствует оздоровлению, реабилитации и социальной адаптации детей с нарушением зрения.
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Администрация
Информационно-справочные материалы
12 сентября 2011
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Вебинар «Оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Международный вебинар «Методические подходы к конструированию заданий и оцениванию математической грамотности обучающихся в рамках реализации ФООП»