Программа элективного курса «Глобальные проблемы современности»
Элективный курс « Глобальные проблемы современности».
Авторская программа
Ступиной Оксаны Анатольевны и Рычковой Марины Павловны.
Интегрированный курс (география-обществознание) рассчитан на 34 часа, предназначен для учащихся 10 класса и включает в себя теоретические и практические занятия.
Цели курса:
-
формирование на основе научного материала экологической культуры личности
-
формирование системы практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды
-
актуализация знаний понятийно-терминологического аппарата общественных наук, приобретение навыков свободного оперирования ими в устной и письменной речи;
-
овладение системой знаний, формирующих целостную картину мира и жизни человека в нём;
-
овладение системой знаний, позволяющих cформулировать личностное отношение к проблемам современного мира.
-
освоение способов учебно-познавательной и проектной деятельности, знакомство с научным инструментарием и методами познания
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
-причины, особенности и последствия глобальных проблем современности
-типологию глобальных проблем и их характеристику
-современные подходы к решению глобальных проблем современности
-специфику проявления глобальных проблем в отдельных странах
-виды международных организаций, занимающихся решением глобальных проблем;
уметь:
- работать с дополнительной литературой;
- принимать участие в дискуссии;
-анализировать статистические данные;
- проводить лабораторные работы;
- применять полученные знания на практике
Содержание курса.
Тема 1. Глобализация.
Глобализация как тенденция современного мирового развития. Периоды глобализации. Взаимоотношения человека и общества в условиях НТР. Особенности глобализации на современном этапе: позитивные и негативные тенденции. Глобальные проблемы как порождение глобализации. Антиглобализм.
Тема 2. Глобальные проблемы современности.
Причины возникновения глобальных проблем. Особенности глобальных проблем. Виды глобальных проблем. Пути решения глобальных проблем в современном мире.
Тема 3. Проблема войны и мира.
Исторический аспект проблемы. Мировые войны и локальные конфликты. Холодная война и гонка вооружений. Ядерная зима. Мировая торговля оружием. Горячие точки планеты.
Межэтнические и межконфессиональные конфликты. Новое политическое мышление. Безъядерные зоны. Пацифизм.
Практическая работа « Анализ статистических данных. Конфликты человечества».
Тема 4. Проблема « Север- Юг».
Параметры отсталости. Колониализм. Модель «золотого миллиарда». Закон культурного отставания У. Огсборна. Трудовая миграция. Исламизация стран Запада. Страны третьего мира и урегулирование геополитических проблем.
Практическая работа. «Анализ соотношения реального ВВП на душу населения в богатых и бедных странах».
Тема 5. Экологическая проблема.
Коэволюция. Парниковый эффект. Озоновые дыры. Трансграничный перенос. Экологическое варварство. Экологический мониторинг. Экологическое право. Климатический патруль в средней общеобразовательной школе.
Тема 6. Энергетическая проблема.
Минеральные ресурсы и их рациональное использование. Возобновляемые источники энергии. Гидроэнергетика. Лесные ресурсы. Вторичные ресурсы. Экологические проблемы ядерной энергии. Энергетическая безопасность. Проблемы утилизации. Деятельность международной организации « Spare». Работа климатического патруля в общеобразовательной школе.
Тема 7. Продовольственная проблема.
Регионы и зоны критической продовольственной ситуации. Природно-ресурсные аспекты решения продовольственной проблемы. Факторы падения плодородия почв. Экологические последствия «мясной революции». Типы питания по Кэриелу. Мировая программа по борьбе с голодом.
Тема 8. Освоение космоса и мирового океана.
Проблемы освоения ресурсов океана и космоса. Морское хозяйство. Океанологический туризм. Морская среда как арена военной активности. Международное сотрудничество. Конвенция ООН по морскому праву «Хартия морей». Космическое землеведение и космическое производство. Международные космические станции. Космический туризм.
Тема 9. Демографическая проблема.
Принципы теории роста и развития. Мальтузианство. Демографический «взрыв» в странах третьего мира и «нулевой прирост» в странах Европы. Урбанизация. Коэффициенты рождаемости и смертности. Коэффициент фертильности. Возрастные когорты. Старение нации. Долгожительство. Соотношение полов. Качество жизни. Здоровый образ жизни. Демографическая ситуация в России. Международная продовольственная ассоциация.
Тема 10. Международный терроризм.
Хронология терроризма. Виды терроризма. Соотношение типов и мотивов терроризма. Поведение жертв террора. Терроризм в международном праве. Социальная безопасность.
Тема 11. Проблема здравоохранения.
Понятие и показатели здоровья. Режим труда и отдыха. Эпидемии. СПИД. Алкоголизм. Табакокурение. Санитарное просвещение населения. Система здравоохранения в России.
Социологический опрос на тему: «Здоровый образ жизни».
Тема 12. Проблема падения нравственности.
Нравственность. Философия гуманизма. Духовность и религиозность. Интеллектуальный потенциал нации. Проблема «утечки умов». Нарушение законности и рост преступности. Реформы в образовании. Построение гражданского общества. Снижение социальной напряженности. Влияние СМИ на нравственное самосознание. Разрушение исторической памяти. Проблемы патриотизма. Массовая культура. Сквернословие. Суицид. Жестокость и насилие. Интернет и компьютерная зависимость. Проблемы детей - социальных сирот.
Тема 13. Международное регулирование глобальных проблем.
Международное право. Международное гуманитарное право. Международные организации, занимающиеся решением глобальных проблем. ООН. ЮНЕП. МАГАТЭ. ВОЗ. Монреальский протокол. Киотский протокол. Римский клуб. Концепция пределов роста.
Тематическое планирование.
№п/п |
Тема занятия |
Кол-во час |
Форма занятия |
Форма контроля |
1. |
Глобализация |
1 |
лекция |
конспект |
2. |
Глобальные проблемы современности |
1 |
видеолекция |
презентация |
3. |
Проблема войны и мира |
3 |
Работа со справочной литературой Работа со СМИ |
Практическая работа |
4. |
Проблема «Север-Юг» |
3 |
Работа со справочной литературой Работа со СМИ |
Практическая работа |
5. |
Экологическая проблема |
3 |
Видеолекция Деловая игра Заседание климатического патруля |
Круглый стол Составление диаграммы |
6. |
Энергетическая проблема |
3 |
Встреча с руководителем Мосгорэнерго. Совместное заседание с членами климатического патруля. Экскурсия с музей гидроэнергетики в Угличе |
Семинар Составление диаграммы |
7. |
Продовольственная проблема |
2 |
Анализ статистических данных Экскурсия на комбинат «Московский» |
Дискуссия Отчет об экскурсии |
8. |
Освоение космоса и мирового океана |
2 |
Видеолекция Встреча с представителями ГКНПЦ им. М.В.Хруничева Встреча с представителями института Океанологии им. П.П.Ширшова |
Устные сообщения |
9. |
Демографическая проблема |
3 |
Анализ статистических данных |
семинар |
10. |
Международный терроризм |
3 |
Работа со СМИ |
Круглый стол презентация |
11. |
Проблема здравоохранения |
3 |
Встреча с работниками департамента по здравоохранению |
Социологический опрос |
12. |
Проблема падения нравственности |
4 |
Встреча с руководителем волонтёрской организации «Отказник» |
Социальный проект |
13. |
Международное регулирование глобальных проблем. |
3 |
Работа с источниками |
конференция |
|
Итого: |
34 часа |
|
|
Литература:
-
Загладин В.В. Фролов И.Т. Глобальные проблемы современности: научный и социальный аспекты. Москва, 1981.
-
Ильясов Ф.Н. Терроризм от социальных оснований до поведения жертв. Москва. 2007.
-
Капица С.П. Глобальная демографическая революция и будущее человечества // Новая и новейшая история, №4, 2004.
-
Лавров С.Б. Глобальная география. Москва, 2001
-
Максаковский В.П. Новое в мире: цифры и факты. Москва, 2007.
-
Нижников С.А. Глобальные проблемы современности. Москва. 2006.
-
Рейман Л.Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении // Вопросы философии, № 3, 2001.
-
Римашевская Н.М. Социально-экономические и демографические проблемы современной России // Вестник РАН, том 74,№3,2004.
-
Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества. Москва, 1994.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
Удачно представлено содержание каждой темы, но, используя только эту программу, преподавателю придется самостоятельно искать много дополнительного материала в виду отсутствия учебника. Программа нуждается в пояснительной записке и приложениях, где будут отражены необходимые дидактические материалы. Там хотелось бы увидеть темы презентаций, которые должны разработать учащиеся, ссылки на видеоматериал, статистические данные, для которых нужно делать анализ, материалы для деловой игры, вопросы к социологическому опросу.
Авторы не всегда последовательны в своих начинаниях, в умениях для учащихся прописано: проводить лабораторные работы, но далее при планировании не упоминается о них. Говорится только о практических работах, для которых также необходим какой-либо дополнительный материал.
Проблемы, затронутые в программе, являются злободневными уже много лет, написано множество книг по этим вопросам, но литературу, на которую опирается курс, завершает 2007 год, можно бы и новее найти издания, с более современным видением рассматриваемой проблемы. Отсутствуют ссылки на Интернет, ни в одной глобальной проблеме не затрагивается связь с быстроразвивающимися информационными технологиями.
Программу элективного курса можно использовать с дополнениями.
В обществознании само понятие" факторы глобализации" предусматривает связь с информационными технологиями, так что выделять его отдельно считаю неуместным.
Не подскажете, сколько находится материал на сайте на проверке? А то уже и комментарии появились, а материал ещё не утверждён.