"Лес - природное сообщество"
Ростовская область
г. Донецк
МОУ СОШ №3
Учитель: Ступаченко М.В.
Окружающий мир. (2 класс)
Тема: «Лес -природное сообщество»
Цели: - дать представление о природе лесной полосы. Углубить знания детей
об обитателях леса: растениях и животных, об их взаимосвязи.
- развивать речь детей, умение мыслить, делать простейшие выводы.
- воспитывать любовь к природе, потребность в её охране, соблюдения
правил поведения в лесу.
Ход урока.
-
Организация класса.
-
Сообщение темы урока.
Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы отправимся в путешествие. А куда мы отправимся, вы узнаете, услышав волшебные звуки (Аудиозапись «Голоса птиц»)
- А скажите-ка, дети милые, где так птицы поют – заливаются? (в лесу)
Правильно. Мы отправляемся в лес. Вы будете туристами, а я вашим экскурсоводом и тема «Лес - природное сообщество».
Прежде чем зайти в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу (ответы можно сопровождать картинками)
- нельзя в лесу шуметь, громко говорить, включать музыку;
- нельзя обламывать ветки деревьев и кустарников;
- нельзя пугать лесных животных, брать их домой;
- нельзя в лесу разводить огонь, жечь костры.
3. Знакомство с растительным миром.
Я довольна тем, что вы, ребята, хорошо знаете Правила поведения в лесу. Можно дальше продолжать наш путь. Вот мы и пришли в лес. (Выставляется картинка «Смешанный лес») Оглянитесь внимательно вокруг.
- Как вы думаете, в какой лес мы попали? (смешанный)
- Почему он так называется? (наряду с хвойными растениями в нём растут и лиственные)
- А чем хвойные деревья отличаются от лиственных? (у хвойных растениях только иголки, зимой и летом одним зелёным цветом, а у лиственных деревьях листочки и осенью они опадают )
- Назовите хвойные деревья (ель, сосна, туя, пихта) и лиственные (клён, берёза, тополь, ива,….)
- А какие ещё леса, кроме смешанных, вы знаете? (хвойные, где растут только хвойные деревья и лиственные, где растут только лиственные растения)
- Так что такое ЛЕС? В научной литературе звучит такое определение: ЛЕС- ЭТО СООБЩЕСТВО РАСТЕНИЙ ИЗ ДЕРЕВЬЕВ, КУСТАРНИКОВ, ТРАВ, МХОВ, ЛИШАЙНИКОВ, ГРИБОВ.
- Дети, как вы понимаете лексическое значение слова СООБЩЕСТВО? (живут растения между собой дружно, близко)
4. РАБОТА НАД НОВОЙ ТЕМОЙ.
а) Работа с картой.
- Любой турист, отправляясь в путешествие берёт с собой карту или компас. Компас я забыла, а вот карту прихватила с собой. Мы должны на карте найти лесную зону.
А каким же цветом указана
Та сторонушка, зона дивная?
Кто на карте её отыщет
Да покажет всю без остаточка?
(Лесная зона находится южнее тундры, но севернее зоны степей. )
- А теперь надеваем рюкзаки и отправляемся в путешествие, чтобы познакомиться с жизнью леса.
(Звучит музыка, учитель читает отрывок из стихотворения С. Смирнова «Лес»)
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовой?
Что там шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таиться?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
В лесу растёт множество разнообразных растений. Но все они взаимосвязаны между собой и каждое из них занимает свою нишу или место. В лесу царит строгий порядок. Растения располагаются на лесных этажах. Учёные называют их ярусами. На верхнем ярусе живут деревья, они самые высокие. Еще ниже – кустарники, потом – травы. Самый нижний ярус образуют мхи и лишайники. Попробуем нарисовать в тетрадях лесные этажи – ярусы.
РАСТЕНИЯ ЛЕСА
Деревья
Кустарники
Травы
Мхи и лишайники
- Я убедилась, что вы знаете, как располагаются растения в лесу. Деревья получают много света. Другим растениям его требуется меньше, поэтому они могут жить в тени. Давайте внимательно посмотрим под ноги. Что ещё мы можем увидеть в лесу. (Грибы)
Да. Грибы – это особая группа живых существ. Они не относятся ни к растениям, ни к животным. Как вы думаете, из каких частей состоят грибы. (Смотрят на картинку). (Грибы, которые мы видим, состоят из шляпки и ножки)
- А знаете, как называются по-другому белые тонкие нити, которые тянутся в разные стороны (Грибницы)
- Грибницы срастаются с корнями деревьев и помогают им всасывать из почвы полезные вещества. Поэтому лесу очень нужны грибы. Хотите, наберём лукошко грибов. Но сначала вспомним правила их сбора.
- Нельзя собирать грибы, которые не знаешь.
-Чтобы не повредить грибницу, грибы срезать ножом.
- Нельзя сбивать ногами несъедобные грибы. Мы, помним, что они нужны лесу.
- Молодцы. Вы хорошо знаете правила сбора грибов. Теперь давайте наберём лукошко. Помните, что нам нужны только съедобные грибы. А все ли грибы можно собирать я сейчас узнаю.
(Дети называют грибы и говорят можно ли их употреблять)
В тёмной шапке набекрень
Ножка толстая, как пень,
И красив он, и велик –
А зовётся …. (боровик) - Можно
Не спорю, не белый
Я, братцы, попроще
Расту я обычно
В берёзовой роще. (подберёзовик) – Можно
Они похожи, как сестрички,
Съедобны рыжие …..(лисички) – Можно
Растёт на белой ножке
На шляпке есть горошки
А люди говорят,
Что в нём опасный яд. (мухомор) - Нельзя
Притаилась на полянке
Злая, белая……(поганка) - Нельзя
-Посмотрите, лукошко наше полное съедобными грибами. С вами, дети, можно идти в лес по грибы. Продолжаем путешествие по лесу.
5. ЗНАКОМСТВО С ЖИВОТНЫМИ ЛЕСА.
Кто ещё может нам встретиться в лесу? (животные) В лесу обитает множество разнообразных животных: это птицы, звери, насекомые. Давайте вспомним их.
ЖИВОТНЫЕ
птицы насекомые
звери
сова, дятел….
муравьи……
растительноядные хищники всеядные
лось … волк…. медведь…
Как вы думаете, какие из животных – растительноядные, хищники или всеядные- более приспособлены к жизни в природе? Почему?(Конечно, всеядные. Им легче найти подходящую пищу) Животные в лесу живут ни где попало, а в определённых местах, даже на разной высоте. В норах, в чаще, в кустах, в дуплах ит.д.
6. ЗНАКОМСТВО С ЖИВОТНЫМИ Красной Книги.
- Кто может угрожать животным леса? Несмотря на широкий выбор пищи и мест обитания, в связи с вырубкой лесов и загрязнением рек многие животные сильно истреблены и находятся на грани гибели. Они занесены в Красную книгу, и охота на них запрещена.
Блестящим предсказывателем погоды зарекомендовал себя БУРУНДУК. Он водится в таёжных лесах Дальнего Востока и Сибири.
Шёрстка у зверька желтоватая, брюшко белое, на спине чередуются чёрные и жёлтые полосы.
Охотники-сибиряки почему-то зовут бурундука кузьмой. О нём часто рассказывается в сибирских сказках как о запасливом хозяине. Он заготавливает с осени до 8 килограммов кедровых орехов и другую лесную продукцию – жёлуди, плоды, семена хвойных и лиственных деревьев.
Зимой же спит беспробудно в своей норе под корнями деревьев. А когда первые весенние лучи пригреют его жилище. Зверёк пробуждается, но не бродит в поисках пищи по лесу, как медведь, а вскрывает свою кладовую и питается заготовленными лесными продуктами.
Охотники заметили, что этот подвижный и игривый маленький зверёк удивительно чутко реагирует на изменения погоды. В ясный, солнечный день он вдруг начинает волноваться и резко посвистывать, а то сядет на камень или пенек, и жалобно закрывает, поглядывает на дерево и жалобно кричит: «Трум!» Это значит, скоро небо затянется тучами и пойдёт дождь. Если кузьма начинает посвистывать утром, то погода изменится к вечеру. И это точно – бурундучьи прогнозы безошибочны.
(Учитель показывает другие картинки животных, занесённых в Красную книгу)
В Красную книгу занесены: зубр, олень, бобёр, соболь, глухарь ……..
ИГРА «РАРЕШАЕТСЯ - ЗАПРЕЩАЕТСЯ»
- Любоваться красотой (разрешается)
- Птичьи гнёзда разорять (запрещается)
- Жизнь животных наблюдать (разрешается)
- А охотиться на них (запрещается)
- В лесу деревья вырубать (запрещается)
- А природу охранять (запрещается)
7. ПРОВЕРКА ВОСПРИЯТИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Теперь настала пора нам возвращаться из леса. Но вот беда. Мы так углубились в лес для того, чтобы понаблюдать за растениями и животными, что теперь затрудняемся найти дорогу назад. Ведь компас мы с собой не взяли. Как найти дорогу по природным признакам? (Ветви деревьев гуще с южной стороны, реже с северной. Мох на стволах деревьев расположен на северной стороне. Южная сторона муравейника более пологая) Я вами очень довольна, вы меня порадовали, что зная стороны горизонта мы можем возвратиться домой.
(Играет музыка)
Вот мы оказались в школе, в родном классе. А ведь в нашем родном крае есть леса. Сейчас мы поиграем в игру – тест. Я буду называть различных животных и растения. Если они живут в лесах, хлопните.
Животные: Лось, верблюд, медведь, слон, соболь, енот, белка, зубр, зебра, лиса, заяц, куница.
Растения: ель, сосна, берёза, кактус, клён, осина, ковыль, дуб, верблюжья колючка.
Я очень рада вашим ответам. Самым эрудированным и активным туристам поставлю положительные отметки.
Список используемой литературы:
И. В. Цветкова «Экология для начальной школы»
Ярославль «Академия Развития» 1997 г.
И.Н. Верзилин «Лесные встречи»
«Начальная школа» №3 1981г.
А. А. Плешаков «Экология для младших школьников»
Москва «Просвещение» 1995 г.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Сохранение и укрепление здоровья младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО