Морфологический разбор имени прилагательного.
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
В 4 КЛАССЕ ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «ШКОЛА 2100»
ТЕМА УРОКА
«МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР
ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ»
Провела учитель
начальных классов
Железнякова Ф.В.
г. Альметьевск
Цель урока:
1.Формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных.
2.Развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи.
3.Обобщить знания детей в разборе имён прилагательных как части речи, в согласовании с именем существительным.
4.Учить быстро ориентироваться в тексте теста.
5.Воспитывать чувство восхищения к многообразию русского языка.
Оборудование:
Таблицы, тесты и карточки на каждого ученика.
Ход урока:
I. Организация урока.
II. Минутка чистописания.(безотрывное письмо)
ааяяее
ёёёёёёёё_________________________________________________________
Что мы с вами написали? Кто догадался?
Вывесить таблицу.
Таблица №1.
М.р (какой?) |
Ж.р (какая?) |
Ср.р (какое?) |
Мн.ч.(какие?) |
-ой, ый, ий |
-ая, яя |
-ое, ее |
-ые, ие |
III. Сообщение темы урока.
На доске три карточки красного цвета с пропущенными окончаниями. Дописать правильно окончания прилагательных, используя таблицу №1.
Русск… воины |
Прилежн… ученица |
Осенн… небо |
Подобрать к каждой карточке красного цвета по три подходящих по смыслу прилагательных, расположенных на жёлтых карточках.
смелый |
робкий |
смышленый |
близко |
облачный |
серый |
толковый |
хмурый |
бесстрашный |
умный |
отважный |
пасмурно |
смекалистый |
(Проверка : зачитывают составленные словосочетания. Почему вы изменяли окончания прилагательных ? )
IV. Языковая разминка.
Восстанови предложение из слов:
(что?) месяц, (где?) над лесом,(какой?) молодой, (что делал?)висел, (как?)низко.
а) Запиши составленное предложение.
б) Подчеркни все орфограммы.
в) Синтаксический разбор предложения, схема.
г) Морфологический разбор существительного : над лесом.
д) Разбор по составу прилагательного : молодой.
е) Фонетический разбор слов (по вариантам): висел, низко.
ж) Выпишите словосочетание существительного с прилагательным. В чём они согласованы?
Таблица №2.
СХЕМА МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО.
Например: (на ) голубом (небе) – каком?, Н.ф голубой, Прилагат, ср.р., ед.ч., П.п., второстепенный член предложения (определение) |
V. Первичное закрепление.
Отгадайте загадку.
Художницу нашу знает весь свет,
Раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какое? Какая? Какие?
О какой художнице идет разговор на нашем уроке? Расскажите правило.
Таблица №3.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ 1.Обозначает признак предмета. 2.Отвечает на вопросы: Какой? Какое? Какая? Какие? 3.Имеет связь с именем существительным. 4. Изменяется по числам и родам. 5. Имеет синонимы и антонимы. |
VI . Найдите ошибки в тексте.
Мальчик Боря на доске написал такое:
Плывет лодка по реке серое, большое,
А на лодке плывут веселая друзья,
И ведут они с собой забавная игра.
Что же это за игра?
Вам я не скажу,
Лучше дальше вам слова ещё я напишу.
В небе звёзды яркая светят и горят.
Мальчик Боря отошёл, ещё раз он всё прочёл,
Но ошибок не нашел.
Почему же Боря не нашел ошибок? Чего он не знает? Что такое согласование? А как нужно правильно писать окончания прилагательных? Запомни такое правило.
«Не хочешь остаться с носом, проверяй окончания вопросом.»
Выпишите из стихотворения словосочетания с ошибками и исправьте на правильные(по цепочке).
VII. Задание на логику.
У каждого на парте лежит стихотворение «Шурка». Прочитайте, определите части речи у подчеркнутых слов.
Шурка.
Я смотрю в избе мой брат,
У него шинель до пят.
Он с запиской отпускной
К нам пришел на выходной.
Шурка- слесарь в мастерской.
Он такой степенный,
Представительный такой,
Прямо как военный.
Проверка. Вывод: эти слова являются исключением из правила о прилагательных, то есть имеют окончания имен прилагательных, а сами в предложении бывают другой частью речи.
VIII. Закрепление изученного на уроке.
Один ученик работает по карточке.
Солнечным днём на л…сной проталинке по…вились жёлтые головки мать-и-мачехи.
Выписать словосочетания существительного с прилагательным и сделать морфологический разбор имён прилагательных. Вставить пропущенные буквы.
Другие ученики работают с тестом.
Тест прилагается.
Т Е С Т «Имя прилагательное»
ласка - чудеса - грусть - болтовня - длина -
тёмный - сильный- робкий-
Горяч__ вода, каменн__ здание, интересн__ рассказы, сильн__ ветер, горяч__ солнце, весенн__ погода. |
Работа с тестом выполняется определенное время. Ученики , которые не успели, доделывают дома.
IX. Наблюдение над многозначностью имён прилагательных.
В русском языке имена существительные занимают первое место по количеству, глаголы - второе место, прилагательные -третье место.
Имена прилагательные употребляются в словосочетаниях как в прямом значении, так и в переносном.
Например: (на доске)Замени прилагательные синонимами в прямом значении
а)
золотые нивы-
золотой работник-
золотая бабушка-
золотая пора каникул-
б)
холодный чай-
холодный приём-
холодные отношения-
Подберите антонимы к прилагательным.
в)
Очень много словосочетаний в переносном значении используются в речи, как устойчивые словосочетания. Закончите данные сочетания:
Голодный как …, хитрый как…, трусливый как…, здоровый как…, упрямый как…, изворотливый как…, надутый как…, болтливый как…,грязный как…, немой как…
X. Итог.
Игра «Кто больше задаст друг другу вопросов об имени прилагательном ?» (соревнуются мальчики и девочки)
XI. Домашнее задание:
Дописать тест, выучить правила.
Спасибо за урок. Молодцы! (оценки активным учащимся).
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Подготовка к всероссийским итоговым проверочным работам обучающихся 4 классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО