Формирование понятия "текст"
Краткое описание
Конспект группового занятия.
Цель: формировать понятие о тексте как единице речи
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- учить находить и выделять основные признаки текста: единство смысла, наличие границ предложений и их место в тексте;
- совершенствовать связную речь, употреблять в речи простые распространенные предложения;
- формировать умения слушать и слышать собеседника;
Коррекционно-развивающие:
- развивать внимание, мышление, память
- развивать навыки коллективной и индивидуальной формы учебно-практической деятельности;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать дружеские взаимоотношения;
- воспитывать культуру речи.
Цель: формировать понятие о тексте как единице речи
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- учить находить и выделять основные признаки текста: единство смысла, наличие границ предложений и их место в тексте;
- совершенствовать связную речь, употреблять в речи простые распространенные предложения;
- формировать умения слушать и слышать собеседника;
Коррекционно-развивающие:
- развивать внимание, мышление, память
- развивать навыки коллективной и индивидуальной формы учебно-практической деятельности;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать дружеские взаимоотношения;
- воспитывать культуру речи.
Описание
Тема: Формирование понятия «текст».
Цель: формировать понятие о тексте как единице речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
— учить находить и выделять основные признаки текста: единство смысла, наличие границ предложений и их место в тексте;
— совершенствовать связную речь, употреблять в речи простые распространенные предложения;
— формировать умения слушать и слышать собеседника;
Коррекционно-развивающие:
— развивать внимание, мышление, память
— развивать навыки коллективной и индивидуальной формы учебно-практической деятельности;
Коррекционно-воспитательные:
— воспитывать дружеские взаимоотношения;
— воспитывать культуру речи.
Оборудование:
сюжетная картинка «Кошка с котятами», предметные картинки — кораллы, кларнет, ворона, счеты.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На уроке и в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
II. Речевая зарядка
— Разучим знакомую многим скороговорку. Прочитайте и повторите по одному: Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
— О каком качестве идет речь?
— Почему нельзя воровать?
— Что вы сейчас повторяете?
— Почему вы так решили?
— Какие звуки повторяются в скороговорке чаще всего?
— Назовите слова со звуками [р] и [л].
III. Сообщение темы урока.
— Сегодня мы поговорим о том, что такое текст, выясним, какими признаками он должен обладать. Научимся отличать текст от набора предложений.
IV. Актуализация знаний по теме урока.
— Прочитайте записи на доске:
1) Наш класс очень дружный. Много цветов стоит на окнах. Катя любит молоко. Я пойду на выставку.
2) Мне нравится учиться в школе. Каждый день мы узнаем новое. На уроках очень интересно. У меня много друзей.
— Определите, где написан текст? Докажите это.
— О чем говорится в предложениях под цифрой «один»?
— О чем говорится в записи под цифрой «два»?
— Кто сможет придумать название к первой записи? Ко второй?
— Итак, во втором случае записан текст. Все предложения в нем связаны по смыслу.
— Какое заглавие вы придумали ко второй записи?
— Итак, мы можем сделать следующие выводы:
1) В тексте все предложения связаны по смыслу.
2) К тексту можно придумать заглавие.
V. Развитие логико-грамматических конструкций.
— Для того чтобы составлять текст, нужно уметь отбирать нужные, точные слова.
— Какие слова называются антонимами?
— Отгадайте загадки и подберите к словам-отгадкам антонимы:
Этому мальчишке
доверять нельзя никак.
Что ни скажет язычишко -
Все неправда, все не так.
(Врун)
Он привык всегда, везде
думать только о себе.
(Эгоист)
Все расскажет про ребят:
Кто дерется, кто кричит.
Только про саму себя
Не расскажет, промолчит.
(Ябеда)
Ах, как часто нужно нам
С кем-то поделиться!
Кто привык везде скупиться?
Кто твердит всегда: «Не дам!»?
(Жадина)
Я красавец, я силач,
Я умелец, я лихач,
Я отличник, я всезнайка,
А зовут меня...
(Зазнайка)
— Какие отрицательные качества характера нужно преодолевать?
— Почему в загадке использовали слово «язычишко»?
— Какие положительные качества характера помогают дружбе?
— Прочитайте пословицу три раза, логическое ударение ставьте на выделенное слово.
— Понаблюдайте, меняется ли смысл пословицы?
— Выберите тот вариант, который передает правильный смысл пословицы.
1) Друзья познаются в беде.
2) Друзья познаются в беде.
3) Друзья познаются в беде.
— Каким словом можно заменить слово «познаются»?
VI. Физминутка.
— Прослушай стихотворение «Лентяй», выполните вместе со мной следующие упражнения:
Две руки хлопают,
Две ноги топают,
Два локотка вращаются.
Два глаза закрываются. (Дети выполняют соответствующие движения)
Мой дружок такой лентяй, (Школьники разводят руки в стороны)
Только отдых подавай! (Ученики приседают, руки кладут под голову.)
— Подберите слово-антоним, нравятся ли вам лентяи?
VII. Выделение предложений из сплошного текста.
— Прочитайте текст.
Ворона Кара.
Была у нас ворона Кара она клювом листала книгу ворона считала на счетах Кара ловко снимала кольцо со столбика.
— Получился рассказ?
— Почему?
— Что такое счеты?
— Что значит, ворона считала на счетах?
— Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?
— Как еще можно показать границы предложения?
— Что такое граница?
— С какой буквы начинается предложение?
— Прочитайте еще раз выразительно рассказ.
— Покажите голосом начало и конец каждого предложения.
— Докажите, что вы прочитали текст.
— Что мы узнали о тексте? Сделайте вывод.
— Все предложения в тексте имеют границы (начало и конец).
VIII. Работа с деформированным текстом
— Прочитайте предложения.
Я дала Мурке молока. У нашей Мурки усы. У нее мягкие лапки, теплая шубка. Кошка сыта, она спит.
— Можно ли это назвать текстом? Почему?
— Что нужно сделать, чтобы из данных предложений получился текст?
— Обозначьте цифрами порядок предложений в тексте.
— Прочитайте предложения в нужной последовательности.
— Докажите, что вы составили текст.
— Какой вывод можно сделать после проделанной вами работы? В тексте все предложения связаны по смыслу и располагаются последовательно.
— Как располагаются предложения в тексте?
— Можно ли в таком виде записать текст?
— Как пишется первое предложение в тексте? (С красной строки.)
— Слово красное в славянских языках обозначало красивый, хороший.
— В древних книгах (и в современных тоже) первую букву первого предложения абзаца, текста красиво оформляли.
— Красная строка показывает законченную часть текста.
— Какой заголовок можно придумать к получившемуся тексту?
— Спишите текст.
Наша Мурка
У нашей Мурки усы. У нее мягкие лапки, теплая шубка. Я дала Мурке молока. Кошка сыта, она спит.
IX. Итог занятия
— Что такое текст?
— Работали ли вы с текстами на других уроках?
— Какие тексты вы можете назвать?
— Будут ли текстами скороговорки, поговорки? Почему? Что нового о тексте вы сегодня узнали?
— Какие выводы сделали?
1. В тексте все предложения связаны по смыслу.
2. К тексту можно придумать заглавие.
3. Все предложения имеют границы (начало и конец).
4. Предложения в тексте располагаются последовательно.
X. Домашнее задание
— Составьте текст о своем любимом животном.
XI. Оценка деятельности учащихся.
<lock aspectratio=«t» v:ext=«edit»>
Цель: формировать понятие о тексте как единице речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
— учить находить и выделять основные признаки текста: единство смысла, наличие границ предложений и их место в тексте;
— совершенствовать связную речь, употреблять в речи простые распространенные предложения;
— формировать умения слушать и слышать собеседника;
Коррекционно-развивающие:
— развивать внимание, мышление, память
— развивать навыки коллективной и индивидуальной формы учебно-практической деятельности;
Коррекционно-воспитательные:
— воспитывать дружеские взаимоотношения;
— воспитывать культуру речи.
Оборудование:
сюжетная картинка «Кошка с котятами», предметные картинки — кораллы, кларнет, ворона, счеты.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На уроке и в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
II. Речевая зарядка
— Разучим знакомую многим скороговорку. Прочитайте и повторите по одному: Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
— О каком качестве идет речь?
— Почему нельзя воровать?
— Что вы сейчас повторяете?
— Почему вы так решили?
— Какие звуки повторяются в скороговорке чаще всего?
— Назовите слова со звуками [р] и [л].
III. Сообщение темы урока.
— Сегодня мы поговорим о том, что такое текст, выясним, какими признаками он должен обладать. Научимся отличать текст от набора предложений.
IV. Актуализация знаний по теме урока.
— Прочитайте записи на доске:
1) Наш класс очень дружный. Много цветов стоит на окнах. Катя любит молоко. Я пойду на выставку.
2) Мне нравится учиться в школе. Каждый день мы узнаем новое. На уроках очень интересно. У меня много друзей.
— Определите, где написан текст? Докажите это.
— О чем говорится в предложениях под цифрой «один»?
— О чем говорится в записи под цифрой «два»?
— Кто сможет придумать название к первой записи? Ко второй?
— Итак, во втором случае записан текст. Все предложения в нем связаны по смыслу.
— Какое заглавие вы придумали ко второй записи?
— Итак, мы можем сделать следующие выводы:
1) В тексте все предложения связаны по смыслу.
2) К тексту можно придумать заглавие.
V. Развитие логико-грамматических конструкций.
— Для того чтобы составлять текст, нужно уметь отбирать нужные, точные слова.
— Какие слова называются антонимами?
— Отгадайте загадки и подберите к словам-отгадкам антонимы:
Этому мальчишке
доверять нельзя никак.
Что ни скажет язычишко -
Все неправда, все не так.
(Врун)
Он привык всегда, везде
думать только о себе.
(Эгоист)
Все расскажет про ребят:
Кто дерется, кто кричит.
Только про саму себя
Не расскажет, промолчит.
(Ябеда)
Ах, как часто нужно нам
С кем-то поделиться!
Кто привык везде скупиться?
Кто твердит всегда: «Не дам!»?
(Жадина)
Я красавец, я силач,
Я умелец, я лихач,
Я отличник, я всезнайка,
А зовут меня...
(Зазнайка)
— Какие отрицательные качества характера нужно преодолевать?
— Почему в загадке использовали слово «язычишко»?
— Какие положительные качества характера помогают дружбе?
— Прочитайте пословицу три раза, логическое ударение ставьте на выделенное слово.
— Понаблюдайте, меняется ли смысл пословицы?
— Выберите тот вариант, который передает правильный смысл пословицы.
1) Друзья познаются в беде.
2) Друзья познаются в беде.
3) Друзья познаются в беде.
— Каким словом можно заменить слово «познаются»?
VI. Физминутка.
— Прослушай стихотворение «Лентяй», выполните вместе со мной следующие упражнения:
Две руки хлопают,
Две ноги топают,
Два локотка вращаются.
Два глаза закрываются. (Дети выполняют соответствующие движения)
Мой дружок такой лентяй, (Школьники разводят руки в стороны)
Только отдых подавай! (Ученики приседают, руки кладут под голову.)
— Подберите слово-антоним, нравятся ли вам лентяи?
VII. Выделение предложений из сплошного текста.
— Прочитайте текст.
Ворона Кара.
Была у нас ворона Кара она клювом листала книгу ворона считала на счетах Кара ловко снимала кольцо со столбика.
— Получился рассказ?
— Почему?
— Что такое счеты?
— Что значит, ворона считала на счетах?
— Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?
— Как еще можно показать границы предложения?
— Что такое граница?
— С какой буквы начинается предложение?
— Прочитайте еще раз выразительно рассказ.
— Покажите голосом начало и конец каждого предложения.
— Докажите, что вы прочитали текст.
— Что мы узнали о тексте? Сделайте вывод.
— Все предложения в тексте имеют границы (начало и конец).
VIII. Работа с деформированным текстом
— Прочитайте предложения.
Я дала Мурке молока. У нашей Мурки усы. У нее мягкие лапки, теплая шубка. Кошка сыта, она спит.
— Можно ли это назвать текстом? Почему?
— Что нужно сделать, чтобы из данных предложений получился текст?
— Обозначьте цифрами порядок предложений в тексте.
— Прочитайте предложения в нужной последовательности.
— Докажите, что вы составили текст.
— Какой вывод можно сделать после проделанной вами работы? В тексте все предложения связаны по смыслу и располагаются последовательно.
— Как располагаются предложения в тексте?
— Можно ли в таком виде записать текст?
— Как пишется первое предложение в тексте? (С красной строки.)
— Слово красное в славянских языках обозначало красивый, хороший.
— В древних книгах (и в современных тоже) первую букву первого предложения абзаца, текста красиво оформляли.
— Красная строка показывает законченную часть текста.
— Какой заголовок можно придумать к получившемуся тексту?
— Спишите текст.
Наша Мурка
У нашей Мурки усы. У нее мягкие лапки, теплая шубка. Я дала Мурке молока. Кошка сыта, она спит.
IX. Итог занятия
— Что такое текст?
— Работали ли вы с текстами на других уроках?
— Какие тексты вы можете назвать?
— Будут ли текстами скороговорки, поговорки? Почему? Что нового о тексте вы сегодня узнали?
— Какие выводы сделали?
1. В тексте все предложения связаны по смыслу.
2. К тексту можно придумать заглавие.
3. Все предложения имеют границы (начало и конец).
4. Предложения в тексте располагаются последовательно.
X. Домашнее задание
— Составьте текст о своем любимом животном.
XI. Оценка деятельности учащихся.
<lock aspectratio=«t» v:ext=«edit»>
09 сентября 2011
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»