В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Эссе "Моя педагогическая философия"

Эссе "Моя педагогическая философия"

Екатерина Пашкова
Тип материала: другое, конкурсная работа (Моя педагогическая философия)
просмотров: 20616
Описание
Тема сама по себе интересная. Хочется думать и рассуждать. Говорят, опыт приходит с годами. Полностью согласна с этим мнением. А я работаю в школе  сравнительно недавно. Но, все-таки, постараюсь поделиться своими мыслями о профессии учителя, раскрыть смысл своей педагогической философии.
 Каждый человек должен оставить о себе память. Память своими делами. Люди каждой профессии своим трудом оставляют о себе память. Одни тяжким трудом обрабатывают землю, другие строят дома и дороги, третьи сажают деревья, украшая город парками и скверами, да мало ли нужных профессий. Мир стремительно изменяется, одни государства перестают существовать, образуются новые. Так и с профессиями. Одни безвозвратно теряются, заменяются новыми, которые постепенно становятся привычными, но есть профессии вечные, не подвластные времени, без них не может существовать ни одно государство. Одна из таких профессий – учитель. Как сказал философ  И.  Ильин: « Учитель  в тебе, во мне, в нас». И, наверное, более ёмко и точно сказать невозможно! У человека любой профессии  обязательно были учителя, с их помощью он становился тем, кем он стал. Как измерить работу учителя? Ведь он не строит дома, не выращивает урожай, а соприкасается с тонкой материей, которая называется человек, которая наиболее хрупкая и ранимая, особенно в детстве. Учитель – это духовный наставник. Каждый день, заходя в класс, учитель должен заботиться обо всём и входить в класс с улыбкой на лице. А где же взять силы для этого?  В самой себе, в детских глазах, смотрящих на тебя и  выражающих целую гамму чувств. Каким же должен быть учитель?
 Я – педагог начального образования. И это — главный педагог в жизни ребёнка. Всё зависит от начала учебной жизни малыша: и его  интерес в дальнейшем к учёбе и его любовь, не побоюсь этого слова, к школе вообще. Именно я должна заложить тот фундамент знаний, на котором в дальнейшем будет построен храм. Я выбрала профессию учителя начальных классов.  Профессию учителя нельзя назвать лёгкой. Она требует от человека много душевных сил, терпения и энергии. И когда человек становится взрослым, то он обязательно вспоминает свою первую учительницу. Ту, которая учила его строить из букв слова, учила писать чисто и красиво — кто потом позаботится об их почерке? И, возможно, она будет учить его детей, а, может, и внуков. Первоклассники дарят ей по праздникам охапки цветов, но получить маленький букет цветов и услышать слова благодарности от бывших учеников ей будет приятно вдвойне. 
Я с самого детства мечтала стать учителем. Сначала я играла  с игрушками, потом с подругами. Мы собирались вместе и  играли в школу, меняясь ролями учитель — ученик.  В первом классе учитель предложила нам ответить на вопросы анкеты, один из вопросов которой был о выборе будущей профессии. Конечно, я ответила, что хотела бы стать учителем. И сейчас, оглядываясь назад, могу заметить, что также на мой выбор профессии оказали сильное влияние два  человека. Это моя бабушка, Андреева Зоя Семёновна, и моя первая учительница, Иванова Ирина Васильевна. Мне хотелось бы немного рассказать о них. Ведь именно благодаря их влиянию, наверное, ещё в детстве и стали закладываться основы моей  будущей  «педагогической философии». Хотя  даже слов таких я, естественно, ещё не знала. Моя бабушка, Зоя Семеновна, преподавала в школе трудовое обучение для девочек (учила их кройке и шитью) и занималась с детьми в группе продлённого дня. Мне нравилось приходить к ней в школу, играть с младшими детьми, читать им сказки, оказывать помощь при выполнении домашнего задания. Все люди вкладывают разный смысл в слово  «учитель». Для кого-то учитель-это преподаватель учебного предмета, а для меня учитель-это, прежде всего, воспитатель, наставник подрастающего поколения, способный всегда прийти на помощь своему ученику. Моя бабушка старалась найти путь к сердцу каждого малыша, помочь  найти свой путь в жизни, и порой это было очень нелегко. Но она никогда не сдавалась и всегда шла вперед с гордо поднятой головой, несмотря на трудности и огорчения. Я всегда с удовольствием помогала бабушке в  её нелёгком деле воспитания детей. На школьных каникулах я работала в пришкольном лагере вожатой. И  я считаю, что с выбором профессии моя бабушка не ошиблась. Прошло много лет, но бабушку до сих пор помнят её воспитанники, поддерживают с ней тёплые отношения, поздравляют с Днем рождения. И бабушка – счастлива, что она — Учитель! Неизмеримо велика роль учителя в нашей жизни и в жизни всего общества. Именно учитель вводит нас в мир знаний, дарит нам первую встречу с прекрасным! Свою любовь и тепло своего сердца отдаёт нам учитель. Мне хочется рассказать и о своей первой учительнице Ирине Васильевне. Ирина Васильевна вошла в мою жизнь прочно  заняла в ней одно из главных мест. Я, как и мои  одноклассники, спешили на занятия, как на праздник. Приходили за полчаса до начала занятий. Встречали её, нашу любимую учительницу. Начинался  урок. Мы затихали в ожидании чуда. И  оно случалось! Теперь я понимаю, что «чудо» было тщательно и грамотно подготовлено. Ведь сколько надо вложить труда и знаний, чтобы держать в постоянном, заинтересованном напряжении целый класс! Каждый педагог знает, если детям не будет интересно учиться, то трудно добиться хороших результатов. Ирина Васильевна, казалось бы, играя, учила нас читать и писать, рисовать, петь и даже танцевать. Она умела наказать, но не обидеть. А это  имеет огромное значение для развития ребёнка как личности. Ребёнок раним  и беззащитен! И совершенно невозможно дождаться хороших результатов от ребёнка, обиженного учителем. «Наказать, не унизив» — это был её девиз.  А как она воспитывала джентльменов из наших мальчишек! Они всегда помнили, что надо уступить девочкам место и пропустить их вперёд. Казалось бы, мелочь, но теперь я понимаю, как это важно! Мальчишки и девчонки всегда дружески относились друг к другу до окончания школы. А наши туристические походы!  Мы отправлялись на «гору» или шли в дендрарий. В пути Ирина Васильевна рассказывала нам о деревьях, травах, цветах, говорила о необходимости беречь всё живое. Она учила нас трепетно относиться к природе! Я до сих пор вспоминаю экскурсию в дендрарий осенью! Закрываю глаза и вижу, как Ирина Васильевна  обращает наше внимание на дивную красоту осени. И я слышу и  сейчас, как она читает нам стихи А. С. Пушкина: «Унылая пора — очей очарованье!». И мы, её ученики, вдруг понимаем, да, действительно, очарованье! Именно с тех пор нет для меня времени года красивее осени! И это понимание красоты заложено в мою душу первым учителем. И какие славные чаепития были у нас по праздникам! Обязательно с самоваром! Мы пели песни, читали стихи, танцевали. Всем было весело и хорошо!  Конечно, не всё было гладко в нашей жизни. Случались и неприятности и недоразумения. Но Ирина Васильевна всегда умело поправляла и направляла нас.  Учила, что такое хорошо и плохо. И сейчас я хочу сказать, что ребята из нашего класса окончили школу и почти все продолжили образование. С одноклассниками я поддерживаю до сих пор тёплые отношения. Я считаю, в этом  большая заслуга первого учителя. Именно она заложила основу наших знаний, привила нам вкус к учёбе. И общество получило нужных людей. 
Я считаю, что мне в жизни повезло встретиться с истинными педагогами, то есть с людьми, фанатично преданными своему делу. С благодарностью вспоминаю свою  учительницу математики Молодцову Марину Геннадиевну, которая привила мне любовь и интерес к математике.
 Чтобы работать с малышами — нужно жить их детской жизнью, фантазировать вместе с ними, заботиться об их здоровье. И только тогда в классе будет порядок, взаимопонимание и взаимоуважение. И я могу быть интересна детям тем, что именно я поведу их по пути знаний, щедро делясь с ними своим интеллектом. Я разовью в них любовь к прекрасному: музыке, стихам, искусству. Научу их любить жизнь во всех её проявлениях и ненавидеть зло. И особенно мне хотелось бы воспитать своих учеников неравнодушными людьми.  Чтобы они не прошли мимо чужого горя, а всегда старались помочь тем, кто рядом. Это так нам сейчас необходимо. Я думаю, что детям интересно с теми, кому интересны сами дети! 
 С любовью и осторожностью, учитывая достоинства и недостатки своих учеников, я учу их «разумному, доброму, вечному». Это очень нелегко! Сегодняшние дети — продукт общества. И, несмотря на возраст, понимают, что очень многое зависит от материального благосостояния. И именно я, педагог, должна донести до них, внедрить в их сознание мысли о необходимости учиться как можно лучше. Сегодня дети уже не хотят быть космонавтами, полярниками. Они хотят быть олигархами, хотят быть даже  «Сашами Белыми», то есть бандитами. Это всё гримасы нашего времени. А моя задача — научить  видеть красоту окружающего мира. Я всегда говорю детям о том, что красота рядом с нами. Посмотрите вон на то дерево или цветок и вам станет веселей и уйдёт плохое настроение. Абсолютно в каждом ребёнке есть «дремлющий позитив», который я должна разбудить. Беда наших российских  школ  в том,  что слишком велико количество учеников в классах. Представьте, что если бы было бы по пятнадцать человек в классе, то насколько легче и качественнее было бы обучение!  Но, увы! Как педагог я считаю, нет необучаемых учеников, есть неумелые учителя и нерадивые родители. Именно тандем – учитель-родители-залог успеха ученика. Без воспитательной работы родителей труд учителя не будет плодотворным и действенным. Ведь дети все разные: один ребёнок тихий и робкий, а другого, наоборот, на месте не удержишь! Педагог должен «уравновесить» коллектив класса! Добиться этого не всегда легко, но непременно надо! Иначе не будет коллектива! Дети должны чувствовать, что они одно целое. Каждый зависит от всех и все от каждого! Далеко не каждый ребёнок, в силу природных данных, может быть отличником. Да и нужно ли этого требовать? Главное, вырастить в ребёнке человека! Порядочного человека! И над этим работают педагог  и  родители! Результат зависит от единства наших действий.    
  По моему мнению, быть педагогом — это не просто быть хорошим учителем и воспитателем. Это значит быть человеком, способным увлечь других людей своими идеями, способным побудить их к получению знаний, то есть к дальнейшему развитию и самосовершенствованию. Один из важнейших моментов обучения — это создание на занятиях условий для активного взаимодействия между учениками, условий для сотрудничества и взаимоподдержки. Я думаю, что педагогическая философия- это точная и чёткая система взглядов учителя на возможности своей профессии, состоящая из целей, задач, методов и приёмов обучения и воспитания. Моя педагогическая философия заключена в моей профессиональной деятельности, в том, как именно я понимаю и отношусь к своей педагогической деятельности.
Детям необходимо тепло, забота, поддержка, и если учитель даёт всё это ребёнку, связь с ним становится многолетней. Я считаю, что учитель-друг по отношению к ребёнку. Сократ сравнивал учителя с дождевой  каплей. Ведь как дождь раскрывает потенциал каждого зерна, так и учитель — открывает и воспитывает личность ученика. 
Для осуществления поставленных целей в своей педагогической работе я активно применяю информационно-коммуникативные технологии, так как современный урок невозможно представить без технических средств обучения. Поэтом, сейчас важна информационно- технологическая компетенция учителя. Но, никакой, даже самый современный компьютер не заменит учителя, его эмоционального слова. 
Полностью согласна со словами К. Д. Ушинского « Люди, сильные в теории, но беспомощные на практике, мало на что пригодны». Поэтому стараюсь, чтобы мои ученики имели прочные знания не только по предмету,  но и могли применить их на практике. В своей профессиональной деятельности руководствуюсь правилом, что учитель должен научить учиться. Таким образом, учитель должен быть наставником, тьютером. А этого может достичь лишь учитель, обладающий педагогическим мастерством.  В этом также заключена моя педагогическая философия – я стремлюсь стать мастером своего дела.  Учитель, как мастер своего дела, должен в совершенстве владеть педагогическими  технологиями, знаниями и способностями, коммуникативностью. Разделяю мнение К. Д. Ушинского: «Педагог живёт до тех пор, пока он учится» поэтому любой учитель-это всегда ученик.  Как сказал В. А. Сухомлинский: « Чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей сияющее солнца знаний».  В современных условиях, чтобы соответствовать постоянно изменяющимся потребностям общества, нужно настойчиво искать новую информацию, профессионально её использовать. Я, как педагог, нахожусь в постоянном профессиональном поиске своего   «я» в профессии. Можно выделить следующие составляющие моей педагогической философии:
1.    Это приоритет главных человечески ценностей: доброты, любви, справедливости, честности, требовательности, толерантности.
2.    Постоянный творческий поиск, самовоспитание и саморазвитие.
3.    Следование в профессии девизу «научить – учиться», помня заповедь Сократа: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светиться». 
Учитель, для меня, это — не профессия, это – образ жизни. Наверное, это и есть моя педагогическая  философия. Эту профессию должны выбирать люди любящие детей, как сказал М. Горький: «Детей должны воспитывать люди, которые по природе своей тяготеют к этому делу, требующему великой любви к ребятишкам, великого терпения и чуткой осторожности в обращении с будущими строителями нового мира».
 Я ещё молодой педагог, и больше всего я боюсь разочароваться в своей профессии! Но думаю, что если  это и произойдёт, то нескоро. Профессию я выбрала по душе, и она мне по силам. Хотя, бывают неудачи и огорчения. Я стараюсь относиться к ним позитивно. Глядя на моих учеников, я хочу им сказать словами великого А.С. Пушкина: «Друзья, мои, прекрасен наш союз! Он как душа, неразделим и вечен!»
Список использованной литературы:
1.    Сочинения И  Ильина //Религиозный смысл философии. //Париж, 1925.
2.    Ушинский К.Д. //Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 5//Сост. С.Ф. Егоров. — М.: Педагогика, 1990. — 528 с.
3.    Статья  А.М. Горького// "О старом и новом" ("Известия", 1927, № 250, 30 октября
4.    Пушкин А. С. 19 октября: // Пушкин А. С. Полное  собрание сочинений// Друзья мои, прекрасен наш союз.
5.    Платон //«Апология Сократа»// 2006г., 189 с.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров