Эссе ‘’Моя педагогическая философия’’
Екатерина Пашкова
Тип материала: другое, конкурсная работа (Моя педагогическая философия)
Рейтинг: голосов:1просмотров: 2419
Тип материала: другое, конкурсная работа (Моя педагогическая философия)
Рейтинг: голосов:1просмотров: 2419
Описание
Пишу я диктовку. Она не простая,
Давно её жизнь диктовать начала.
За каждым поступком стоит запятая,
И очередь точки ещё не дошла…
И жизнь призывает меня к продолженью
Того, что я делаю век напролёт.
Дано ли подняться мне выше ступенью
В училище строгом её через год?
Р.Гамзатов
Школьное детство – это маленький волшебный островок, где каждый прожитый день наполнен необычными тайнами и загадками. И мечта маленького жителя такого острова – окунуться в таинственный мир открытий. Наши дети взрослеют быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по-своему каждый ребёнок. Поэтому преподавание должно быть построено так, чтобы оно захватывало не только ум, но развивало бы и чувства ребёнка.
Педагогика всерьёз начинается с ученика. И я задаю себе вопрос: как воспитывать личность? Судьбами литературных героев? Жизненными примерами? Несомненно. Но этого мало. Личность воспитывается ещё и личностью – той, которая ведёт урок. Человек – с призванием учителя – по большому счёту должен состояться, не где-нибудь, а в самой школе. Я за школу, где каждый день что-то происходит. Хотя порой бывает трудно принять что-то неожиданное, непредвиденное, в душе по-своему благодаришь случай, дающий возможность что-то изменить, перестроить.
Обучение и воспитание на моих уроках – неразрывное целое. Ничего лишнего – всё нужно, всё важно.
Основной метод обучения – совместное решение учебно-исследовательских задач, главное увлечь ребят, вызвать творческую активность, развить самостоятельное мышление учащихся, создать условия для свободного общения детей.
Я уверена, что урок должен быть целенаправленным, подводить учащихся к определённым выводам – надо тактично, без нажима донести до детей нужную мысль. Лучше, чтобы дети не замечали воспитательных намерений и приёмов учителя, а учились сами делать нужные выводы. Важно научить ребёнка самостоятельно добывать знания.
Успех в образовательном процессе достигается планированием всей системы уроков и внеурочных мероприятий. Но соотношение между планом и импровизацией настолько гибкое, что всегда есть возможность отодвинуть план и многое, если не всё, начать по-другому. Даже хорошо продуманный урок, от которого и на шаг не хочется отступить, во многом не предсказуем.
Главное подмечать все положительные качества в ребёнке, показывать сильные стороны каждого всему коллективу.
Дети должны воспитываться в атмосфере творческого поиска, жить по закону красоты. Через импровизацию они включаются в активную драматическую деятельность, расширяют эстетический кругозор, создают творческие модели и проекты.
Им даётся полная свобода, так как у творчества нет границ. Девиз такого учения: ‘’Дерзайте, пытайтесь – это даст вам веру в себя; на её основании вы будете строить свою практическую деятельность – свою жизнь.’’ Мои ученики ставят много интересных спектаклей, инсценировок, сказок. ‘’Театр’’ – направлен на проявление способностей учащихся к перевоплощению, к проектированию в игровом режиме своих отношений с людьми, к созданию своего образа ‘’Я’’.
Предлагая ту или иную тему, нужно учитывать, что важно для ребёнка в данный момент, с каким внутренним чувством, настроением и пониманием воспримут её первоклассники, второклассники, третьеклассники, четвероклассники.
Развивать у ребят доброту сердца, чуткость души, действенную любовь ко всему прекрасному, художественный вкус, творческое воображение и творческую активность, дать им первые ориентировки в эстетической и художественной культуре – одна из трудных задач. Оказать помощь в её решении может литература, музыка, изобразительное искусство.
Детям предлагается самим попробовать себя в роли художника, музыканта, поэта. Они рисуют пейзаж родной природы. Звучанием флейт и клавиш пытаются оживить свой рисунок. Сочиняют стихи и музыку.
Глаз, воспитанный на наблюдении многообразия форм, на изучении красочных сочетаний в природе, будет более восприимчив к красоте искусства. Чем больше опыт наблюдения, тем глубже восприятие произведений искусства.
Впечатления – это сила, устанавливающая погоду в духовном мире ребёнка, и потому нужно, чтобы они были добрыми и возвышающими. Какие у ребёнка создаются впечатления, в организованном нами воспитательном процессе, — от этого будет зависеть направленность его личностных ориентаций, мыслей и поведения.
Ребёнок овладевает самой сутью языка – возможностью отразить мир и выразить чувства в самых точных и ярких словах, какие он только может найти. Вот одно из стихотворений моей ученицы Константиновой Леры:
Все люди должны быть в ответе
За то, чтобы жизнь продолжалась
На нашей прекрасной планете.
Чтоб всюду сады зеленели.
И птицы песни нам пели,
Чтоб рыбы в морях обитали,
И звери в лесах проживали.
Задумайтесь, люди над этим-
Природа в руках человека.
Пусть каждый посадит цветочек,
И в сердце получит росточек.
Тогда никакая беда
Земле не грозит никогда!
В калейдоскопе детских впечатлений всегда отыщется такое, что западает в душу и странным образом волнует. Важно всколыхнуть сознание ребёнка острым чувством слова. Встревоженная душа. Лишь она способна поднять нас на высоту неразгаданных, но пробуждающихся чувств.
Дети приобщаются к процессу созидания самих себя. Я хочу научить своих учеников, что главное – возрастание в человеке человеческого. Специфика возраста, большая эмоциональность ребят заставляют активно использовать такие формы уроков, как урок- концерт, урок-экскурсия, с большим желанием ребята занимаются проектной деятельностью (созданы проекты: ‘’Наша жизнь’’, ‘’Изучение родословной’’, ‘’Моя школа’’, ‘’Мои одноклассники’’, ‘’Мой город’’, ‘’Братья меньшие’’, ‘’Мы заняты разным делом’’, ‘’День Победы’’, …).
Развитие в ребёнке эмоциональных, творческих способностей работа очень сложная. Одному учителю с ней справиться невозможно. Поэтому я работаю в союзе с родителями и педагогами дополнительного образования.
.
Учащиеся постоянно находятся в атмосфере разнообразных видов творческого труда, что развивает их способности. Только охват всей жизни ребят общим интересным делом может создать хорошо организованный детский коллектив. Дети вместе с учителями создают свои литературно-музыкальные сценарии. Совместный поиск позволяет ребятам почувствовать себя соавторами и исследователями.
В чём же заключается педагогическое руководство, какова роль учителя в воспитательном процессе, построенном на самодеятельности детей.
Задача педагога – постоянно поддерживать в ученическом коллективе увлечённость трудом, зажигать искорки творчества и добиваться, чтобы они ярко горели таким огоньком. Урок общения требует активности от каждого. Речевое развитие… Это хорошо, это важно. Но есть ведь ещё и речевое воспитание – добрым словом, если учитель – творец живой души, то и средства нужны живые: душевные.
Наивно ожидать цыплёнка из яйца, не согретого теплом. В этом общении все чувствуют себя равными, каждый является, прежде всего не учеником, а человеком. Каждый час такого общения приносит нам всё новые и новые открытия. Но самое ценное то, что мы открываем друг в друге.
Большое внимание мы уделяем детским праздникам. Праздники в начальной школе – неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса.
Совместная подготовка к праздникам и их проведение не только сплачивают детей, но и учат общению. Именно здесь ребёнок раскрывается с новой стороны, проявляет свои таланты.
Проведение праздников оказывает положительное влияние и на родителей. Родители – наши главные помощники (они делают костюмы, помогают с оформлением и т. д.). При проведении праздников всегда задействованы все дети класса.
Способствовать взрослению Ребёнка с его развивающимися силами – значит, делать его детство радостным, увлекательным, эмоционально насыщенным.
Пишу я диктовку. Она не простая,
Давно её жизнь диктовать начала.
За каждым поступком стоит запятая,
И очередь точки ещё не дошла…
И жизнь призывает меня к продолженью
Того, что я делаю век напролёт.
Дано ли подняться мне выше ступенью
В училище строгом её через год?
Р.Гамзатов
Школьное детство – это маленький волшебный островок, где каждый прожитый день наполнен необычными тайнами и загадками. И мечта маленького жителя такого острова – окунуться в таинственный мир открытий. Наши дети взрослеют быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по-своему каждый ребёнок. Поэтому преподавание должно быть построено так, чтобы оно захватывало не только ум, но развивало бы и чувства ребёнка.
Педагогика всерьёз начинается с ученика. И я задаю себе вопрос: как воспитывать личность? Судьбами литературных героев? Жизненными примерами? Несомненно. Но этого мало. Личность воспитывается ещё и личностью – той, которая ведёт урок. Человек – с призванием учителя – по большому счёту должен состояться, не где-нибудь, а в самой школе. Я за школу, где каждый день что-то происходит. Хотя порой бывает трудно принять что-то неожиданное, непредвиденное, в душе по-своему благодаришь случай, дающий возможность что-то изменить, перестроить.
Обучение и воспитание на моих уроках – неразрывное целое. Ничего лишнего – всё нужно, всё важно.
Основной метод обучения – совместное решение учебно-исследовательских задач, главное увлечь ребят, вызвать творческую активность, развить самостоятельное мышление учащихся, создать условия для свободного общения детей.
Я уверена, что урок должен быть целенаправленным, подводить учащихся к определённым выводам – надо тактично, без нажима донести до детей нужную мысль. Лучше, чтобы дети не замечали воспитательных намерений и приёмов учителя, а учились сами делать нужные выводы. Важно научить ребёнка самостоятельно добывать знания.
Успех в образовательном процессе достигается планированием всей системы уроков и внеурочных мероприятий. Но соотношение между планом и импровизацией настолько гибкое, что всегда есть возможность отодвинуть план и многое, если не всё, начать по-другому. Даже хорошо продуманный урок, от которого и на шаг не хочется отступить, во многом не предсказуем.
Главное подмечать все положительные качества в ребёнке, показывать сильные стороны каждого всему коллективу.
Дети должны воспитываться в атмосфере творческого поиска, жить по закону красоты. Через импровизацию они включаются в активную драматическую деятельность, расширяют эстетический кругозор, создают творческие модели и проекты.
Им даётся полная свобода, так как у творчества нет границ. Девиз такого учения: ‘’Дерзайте, пытайтесь – это даст вам веру в себя; на её основании вы будете строить свою практическую деятельность – свою жизнь.’’ Мои ученики ставят много интересных спектаклей, инсценировок, сказок. ‘’Театр’’ – направлен на проявление способностей учащихся к перевоплощению, к проектированию в игровом режиме своих отношений с людьми, к созданию своего образа ‘’Я’’.
Предлагая ту или иную тему, нужно учитывать, что важно для ребёнка в данный момент, с каким внутренним чувством, настроением и пониманием воспримут её первоклассники, второклассники, третьеклассники, четвероклассники.
Развивать у ребят доброту сердца, чуткость души, действенную любовь ко всему прекрасному, художественный вкус, творческое воображение и творческую активность, дать им первые ориентировки в эстетической и художественной культуре – одна из трудных задач. Оказать помощь в её решении может литература, музыка, изобразительное искусство.
Детям предлагается самим попробовать себя в роли художника, музыканта, поэта. Они рисуют пейзаж родной природы. Звучанием флейт и клавиш пытаются оживить свой рисунок. Сочиняют стихи и музыку.
Глаз, воспитанный на наблюдении многообразия форм, на изучении красочных сочетаний в природе, будет более восприимчив к красоте искусства. Чем больше опыт наблюдения, тем глубже восприятие произведений искусства.
Впечатления – это сила, устанавливающая погоду в духовном мире ребёнка, и потому нужно, чтобы они были добрыми и возвышающими. Какие у ребёнка создаются впечатления, в организованном нами воспитательном процессе, — от этого будет зависеть направленность его личностных ориентаций, мыслей и поведения.
Ребёнок овладевает самой сутью языка – возможностью отразить мир и выразить чувства в самых точных и ярких словах, какие он только может найти. Вот одно из стихотворений моей ученицы Константиновой Леры:
Все люди должны быть в ответе
За то, чтобы жизнь продолжалась
На нашей прекрасной планете.
Чтоб всюду сады зеленели.
И птицы песни нам пели,
Чтоб рыбы в морях обитали,
И звери в лесах проживали.
Задумайтесь, люди над этим-
Природа в руках человека.
Пусть каждый посадит цветочек,
И в сердце получит росточек.
Тогда никакая беда
Земле не грозит никогда!
В калейдоскопе детских впечатлений всегда отыщется такое, что западает в душу и странным образом волнует. Важно всколыхнуть сознание ребёнка острым чувством слова. Встревоженная душа. Лишь она способна поднять нас на высоту неразгаданных, но пробуждающихся чувств.
Дети приобщаются к процессу созидания самих себя. Я хочу научить своих учеников, что главное – возрастание в человеке человеческого. Специфика возраста, большая эмоциональность ребят заставляют активно использовать такие формы уроков, как урок- концерт, урок-экскурсия, с большим желанием ребята занимаются проектной деятельностью (созданы проекты: ‘’Наша жизнь’’, ‘’Изучение родословной’’, ‘’Моя школа’’, ‘’Мои одноклассники’’, ‘’Мой город’’, ‘’Братья меньшие’’, ‘’Мы заняты разным делом’’, ‘’День Победы’’, …).
Развитие в ребёнке эмоциональных, творческих способностей работа очень сложная. Одному учителю с ней справиться невозможно. Поэтому я работаю в союзе с родителями и педагогами дополнительного образования.
.
Учащиеся постоянно находятся в атмосфере разнообразных видов творческого труда, что развивает их способности. Только охват всей жизни ребят общим интересным делом может создать хорошо организованный детский коллектив. Дети вместе с учителями создают свои литературно-музыкальные сценарии. Совместный поиск позволяет ребятам почувствовать себя соавторами и исследователями.
В чём же заключается педагогическое руководство, какова роль учителя в воспитательном процессе, построенном на самодеятельности детей.
Задача педагога – постоянно поддерживать в ученическом коллективе увлечённость трудом, зажигать искорки творчества и добиваться, чтобы они ярко горели таким огоньком. Урок общения требует активности от каждого. Речевое развитие… Это хорошо, это важно. Но есть ведь ещё и речевое воспитание – добрым словом, если учитель – творец живой души, то и средства нужны живые: душевные.
Наивно ожидать цыплёнка из яйца, не согретого теплом. В этом общении все чувствуют себя равными, каждый является, прежде всего не учеником, а человеком. Каждый час такого общения приносит нам всё новые и новые открытия. Но самое ценное то, что мы открываем друг в друге.
Большое внимание мы уделяем детским праздникам. Праздники в начальной школе – неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса.
Совместная подготовка к праздникам и их проведение не только сплачивают детей, но и учат общению. Именно здесь ребёнок раскрывается с новой стороны, проявляет свои таланты.
Проведение праздников оказывает положительное влияние и на родителей. Родители – наши главные помощники (они делают костюмы, помогают с оформлением и т. д.). При проведении праздников всегда задействованы все дети класса.
Способствовать взрослению Ребёнка с его развивающимися силами – значит, делать его детство радостным, увлекательным, эмоционально насыщенным.
07 сентября 2011
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности»
- Международный вебинар «Методические подходы к конструированию заданий и оцениванию математической грамотности обучающихся в рамках реализации ФООП»