Эссе «Моя педагогическая философия»
Екатерина Пашкова
Тип материала: другое, конкурсная работа (Моя педагогическая философия)
просмотров: 1927
Тип материала: другое, конкурсная работа (Моя педагогическая философия)
просмотров: 1927
Описание
30 лет педагогического труда… Много это или мало!? Мало, потому что воспринимаешь эти годы как одно мгновение. Много, потому что каждый год – это радость открытий и новизны, победы и поражения, надежды и разочарования, и сама жизнь…
У меня никогда не было сомнений в выборе профессии. Я очень рано определила для себя, что буду учителем. На мой выбор повлияли и мои наставники. С большой теплотой вспоминаю свою первую учительницу Южакову Нину Константиновну, заслуженного учителя РФ. Это она воспитывала в своих учениках ответственность, самостоятельность и стремление к творчеству. А учителем-филологом я стала благодаря моей любимой учительнице русского языка и литературы Горячевой Валентине Ивановне. Я до сих пор помню ее уроки литературы в старших классах по творчеству Достоевского, Есенина, Маяковского; её спокойную, но очень убедительную речь; её доброе ко мне отношение. А еще, я считаю, где-то на генетическом уровне уготовано мне было стать учителем: мои дед и бабушка были учителями. И сейчас, оглядываясь назад, понимаю, что в профессии я состоялась.
Учительская судьба зависит от самого первого урока, когда ты остаешься один на один с классом, который от тебя ждет чего-то необычного, следит за каждым твоим жестом, словом, движением. Как важно этот первый урок провести так, чтобы тебе поверили, потянулись к тебе, заинтересовались тобой как личностью. В этот первый урок ты не имеешь права на ошибку. И если в перемену по коридору побежит шепот: «Она классная!» — это успех. Именно такое задание давала себе я, молодая учительница, входя на свой первый в жизни урок тридцать лет назад.
Как сейчас помню: это был урок русского языка в 7 классе. Мне повезло, потому что достался замечательный класс, прекрасные дети. Мы стали друзьями. Мою строгость они понимали и никогда не пользовались моим хорошим к ним отношением. Наоборот, старались всегда ответить блестяще и получить от меня похвалу.
Каких учителей любят дети? Добрых и чутких, внимательных и отзывчивых. Только когда налажен с детьми контакт и взаимопонимание, будут и дисциплина, и знания, и творчество. Мое первое правило — пойми ученика.
Второе мое правило – учи всех, но не забывай о каждом. Какие разные дети приходят к нам: спокойные и озорные, тихони и задиры, умные послушные очкарики и непоседы, сильные и слабые. Задача учителя – в каждом ребенке найти что-то хорошее и взращивать это, не жалеть похвалы за пусть маленькое, но продвижение вперед к лучшему. Каждый ребенок должен чувствовать, что он мне не безразличен, что я в нем заинтересована, что у него все получится, что на уроке у меня ему просто отсидеться не придется. Как важно сохранить в ребенке желание учиться, познавать новое, быть любознательным! Я всегда очень тщательно готовлюсь к урокам литературы, которые прежде всего должны воспитывать, пробуждать сокровенные чувства, нравственные переживания. Готовясь к урокам, я стараюсь подобрать такие слова (цитаты из текста, заранее подготовленные афоризмы, строчки из стихотворений и т.д.), которые предназначены тому или иному ученику. Читая их, ученик должен понять, что это я говорю для него, хотя фамилию я не называю. Еще в юности мне запали в душу строчки Л.Ошанина:
Литература – это исповедь.
Под видом исповеди – проповедь.
Для тех, кого мы любим – заповедь.
Для тех, кто ненавистен – отповедь.
Третье мое правило – дай шанс исправить ошибку. Ошибаются все. Я всегда говорю своим ученикам: «Не бойтесь ошибаться. Бойтесь не захотеть исправить». И они исправляются. Как же я люблю смотреть на ребятишек, увлеченных уроком, самостоятельной работой, творческим поиском! Человек красив в созидательном труде.
Четвертое правило – поговори по душам. Дорогого стоит доверие учеников. Как часто бывает: прозвенел звонок, закончился урок, а дети вокруг твоего стола собрались. Потом разбежались, и только один всё кругами ходит, мнётся, робеет. Чувствую…, сказать чего-то хочет. Как важно заметить, не отмахнуться, а то больше и не придет. Согласитесь, не к каждому учителю идут для душевной беседы. Вот сегодня, например. Лето. Школьные коридоры опустели. Непривычно тихо. Дверь в класс тихонько открывается: «А я к Вам». Такие беседы на всю жизнь в душу западают. Пройдут годы. Станут взрослыми людьми мои ученики, разлетятся кто куда. Но нет-нет да раздастся телефонный звонок, и опять услышу я в трубке знакомый голос.
Ведь прописные истины говорю, а вот понимание этого приходит не сразу. Вроде бы как просто следовать этим правилам, только не каждый учитель их постигает. А если постигнет, то ключ от детских душ на всю жизнь у него останется.
И пятое моё правило – учись всю жизнь. В нашем учительском труде это особенно необходимо. Ученики очень хорошо чувствуют учителя, шагающего в ногу со временем, тянутся к нему, он им интересен. Слова Стивенсона «Мир скучен для скучных людей» являются моим жизненным кредо. Мне не скучно жить, мне интересно общаться с детьми, мне радостно каждый день постигать новое. А завтра я опять открою дверь класса и скажу: «Здравствуйте, дети! Начнём работать!»
У меня никогда не было сомнений в выборе профессии. Я очень рано определила для себя, что буду учителем. На мой выбор повлияли и мои наставники. С большой теплотой вспоминаю свою первую учительницу Южакову Нину Константиновну, заслуженного учителя РФ. Это она воспитывала в своих учениках ответственность, самостоятельность и стремление к творчеству. А учителем-филологом я стала благодаря моей любимой учительнице русского языка и литературы Горячевой Валентине Ивановне. Я до сих пор помню ее уроки литературы в старших классах по творчеству Достоевского, Есенина, Маяковского; её спокойную, но очень убедительную речь; её доброе ко мне отношение. А еще, я считаю, где-то на генетическом уровне уготовано мне было стать учителем: мои дед и бабушка были учителями. И сейчас, оглядываясь назад, понимаю, что в профессии я состоялась.
Учительская судьба зависит от самого первого урока, когда ты остаешься один на один с классом, который от тебя ждет чего-то необычного, следит за каждым твоим жестом, словом, движением. Как важно этот первый урок провести так, чтобы тебе поверили, потянулись к тебе, заинтересовались тобой как личностью. В этот первый урок ты не имеешь права на ошибку. И если в перемену по коридору побежит шепот: «Она классная!» — это успех. Именно такое задание давала себе я, молодая учительница, входя на свой первый в жизни урок тридцать лет назад.
Как сейчас помню: это был урок русского языка в 7 классе. Мне повезло, потому что достался замечательный класс, прекрасные дети. Мы стали друзьями. Мою строгость они понимали и никогда не пользовались моим хорошим к ним отношением. Наоборот, старались всегда ответить блестяще и получить от меня похвалу.
Каких учителей любят дети? Добрых и чутких, внимательных и отзывчивых. Только когда налажен с детьми контакт и взаимопонимание, будут и дисциплина, и знания, и творчество. Мое первое правило — пойми ученика.
Второе мое правило – учи всех, но не забывай о каждом. Какие разные дети приходят к нам: спокойные и озорные, тихони и задиры, умные послушные очкарики и непоседы, сильные и слабые. Задача учителя – в каждом ребенке найти что-то хорошее и взращивать это, не жалеть похвалы за пусть маленькое, но продвижение вперед к лучшему. Каждый ребенок должен чувствовать, что он мне не безразличен, что я в нем заинтересована, что у него все получится, что на уроке у меня ему просто отсидеться не придется. Как важно сохранить в ребенке желание учиться, познавать новое, быть любознательным! Я всегда очень тщательно готовлюсь к урокам литературы, которые прежде всего должны воспитывать, пробуждать сокровенные чувства, нравственные переживания. Готовясь к урокам, я стараюсь подобрать такие слова (цитаты из текста, заранее подготовленные афоризмы, строчки из стихотворений и т.д.), которые предназначены тому или иному ученику. Читая их, ученик должен понять, что это я говорю для него, хотя фамилию я не называю. Еще в юности мне запали в душу строчки Л.Ошанина:
Литература – это исповедь.
Под видом исповеди – проповедь.
Для тех, кого мы любим – заповедь.
Для тех, кто ненавистен – отповедь.
Третье мое правило – дай шанс исправить ошибку. Ошибаются все. Я всегда говорю своим ученикам: «Не бойтесь ошибаться. Бойтесь не захотеть исправить». И они исправляются. Как же я люблю смотреть на ребятишек, увлеченных уроком, самостоятельной работой, творческим поиском! Человек красив в созидательном труде.
Четвертое правило – поговори по душам. Дорогого стоит доверие учеников. Как часто бывает: прозвенел звонок, закончился урок, а дети вокруг твоего стола собрались. Потом разбежались, и только один всё кругами ходит, мнётся, робеет. Чувствую…, сказать чего-то хочет. Как важно заметить, не отмахнуться, а то больше и не придет. Согласитесь, не к каждому учителю идут для душевной беседы. Вот сегодня, например. Лето. Школьные коридоры опустели. Непривычно тихо. Дверь в класс тихонько открывается: «А я к Вам». Такие беседы на всю жизнь в душу западают. Пройдут годы. Станут взрослыми людьми мои ученики, разлетятся кто куда. Но нет-нет да раздастся телефонный звонок, и опять услышу я в трубке знакомый голос.
Ведь прописные истины говорю, а вот понимание этого приходит не сразу. Вроде бы как просто следовать этим правилам, только не каждый учитель их постигает. А если постигнет, то ключ от детских душ на всю жизнь у него останется.
И пятое моё правило – учись всю жизнь. В нашем учительском труде это особенно необходимо. Ученики очень хорошо чувствуют учителя, шагающего в ногу со временем, тянутся к нему, он им интересен. Слова Стивенсона «Мир скучен для скучных людей» являются моим жизненным кредо. Мне не скучно жить, мне интересно общаться с детьми, мне радостно каждый день постигать новое. А завтра я опять открою дверь класса и скажу: «Здравствуйте, дети! Начнём работать!»
07 сентября 2011
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Методические подходы к конструированию заданий и оцениванию математической грамотности обучающихся в рамках реализации ФООП»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности»