Эссе "Безопасность – атмосфера моего урока"
Екатерина Пашкова
Тип материала: другое, конкурсная работа (Моя педагогическая философия)
просмотров: 2497
Тип материала: другое, конкурсная работа (Моя педагогическая философия)
просмотров: 2497
Описание
… почва, на которой взращивается
мастерство педагога, — в самом ребенке.
В.А. Сухомлинский
Идет урок в 5 классе по математике. Я вдохновенно начинаю с пословицы о солнце, настраивая ребят на работу. Искорки в глазах, лес рук, ответы, которые радуют своей чистотой и открытостью...
Но мальчик с последней парты скептически изрекает, прерывая нашу идиллию: «Какую ерунду вы говорите! Какие благопожелания солнцу?! Оно само по себе, мы сами по себе! Давайте начинать урок!» Дзи-и-инь!!! Струна оборвалась, так и не сыграв мелодию. И день стал серый: исчезло солнышко, которому мы в это утро говорили добрые слова. И никому не хотелось больше говорить о себе, о тех чувствах, которыми мы встречали новый день.
— Что же ты хочешь? — собравшись после неожиданного замечания, спросила я.
— Решать! Я не хочу ничего обсуждать, рассуждать. Я хочу только решать.
Урок вошел в свое привычное русло: решения, ответы, выполнение заданий… ради оценки. Они все в конце урока ждали оценку за свои правильные ответы. Я их хвалила, а внутри меня были пустота, недовольство собой (ведь души их захлопнулись, как створки раковины, не успев до конца раскрыться). Я не смогла найти «ниточку», которая связала бы меня с моим учеником, а казалось, что я знаю его. Мы находились в одном классе, на одном уроке, но порознь.
«Как вернуть веру в себя, доверие к учителю и интерес к учебе тем, кто все уже потерял? Что нужно изменить, чтобы школа, учеба, уроки были и для детей, и для учителей осмысленным, творческим, интенсивным и любимым делом? Как сделать так, чтобы дети не становились неуспевающими? Чтобы трудности, возникающие в учебном процессе, не отвращали детей от школы, не делали учеников и учителей врагами, а были предметом для совместного творчества?» — извечные вопросы педагогов.
Педагог может ожидать внимания от учеников их социальной, познавательной, творческой активности только в том случае, если они воспринимают учебу как интересный процесс, созвучный их собственным потребностям, а желание учиться у детей есть всегда.
Мы все понимаем: надо помочь ученику, надо сделать «шаг навстречу», надо создать такие условия, чтобы ребенок образовывался, развивался.
Школа для детей, в первую очередь, должна стать надежным и безопасным местом. Ведь в ситуации угрозы, стресса проблема выживания воспринимается как приоритетная, и на нее уходят основные силы организма, а сил на творчество не остается. Следовательно, если мы хотим добиваться от учащихся творческих достижений или творческого решения проблемы следует избегать стрессовых ситуаций, провоцирующих чувство страха.
Что я делаю для создания безопасного пространства на уроках?
Переступая порог класса, я мысленно говорю себе: «Не навреди!
Останавливайся! Оглядывайся! Осмысливай то, что ты делаешь!» Ведь каждый ребенок — это свой мир, своя «планета». И «наши планеты» не должны разрушаться от столкновения друг с другом.
Я — помощник, друг, сотрудник, который пришел помочь, а не уличить в том, что кто-то не написал домашнее задание или не выучил правило. Поэтому у меня есть листок «SOS», в которых ребята записывают перед уроком свои вопросы, честно пишут, кто не сделал задание и не готов отвечать, сами назначают время сдачи неподготовленного материала, просят, чтобы его на уроке не спрашивали (болит голова, нет настроения и т.д.). Листок помогает не создавать напряжения на уроке и спокойно поработать с учениками после уроков, выяснить пробелы в подготовке, чтобы не ждать в «мертвой тишине» ответа: он не готов, и ему самому стыдно, а назидания учителя и «неуд» в журнале его унижают. Ведь ученик — это личность, субъект, и строить с ним отношения надо на равных, помогать преодолевать те трудности, с которыми в попытке овладеть знаниями сталкивается ученик. И я хочу, чтобы дети меня не боялись, а доверяли, раскрывались. Для этого сама стараюсь быть искренней в словах и делах, я стараюсь оправдать те высокие доверия, которое оказали мне дети, вверяя свои головы и сердца.
Помню, как однажды зимой девочка принесла в класс кота-подростка.
— Наталья Юрьевна, возьмите котика к себе домой. Посмотрите, у него ушки отморожены, бедненький. А какой он красивый! — уговаривала она меня.
Я не люблю кошек, и поэтому стала предлагать варианты решения судьбы этого несчастного котенка.
— Возьмите себе, ведь он пропадет. Вы же добрая, — последние слова прозвучали так, что я поняла: отступать дальше некуда.
Если я сейчас откажусь, то мир, в котором мы говорили на уроках рассыплется, как карточный домик. Я не могла этого допустить: в лживом мире учителя ребенок не будет безопасен. Учитель должен сочувствовать, сопереживать, принимать чувства и позиции своих учеников, признавать их право на ошибку. Это вызывает у детей чувство доверия, снижает напряжение, устраняет психологический барьер в общении, вызывает стремление к собственному раскрытию.
Открытое, доброе общение на уроке, обращение только по именам, за ответ, за любой ответ — это атмосфера моего урока. Ведь ученик должен быть абсолютно уверен, что проявление инициативы или любознательности ему ничем не грозит, что даже если у него ничего не получается, он не пострадает. Когда растущему человеку будет позволено быть любимым и не чувствовать вину за свое мнение, отношения, чувства, расходящиеся с общепринятыми или отличными от «как у всех», тогда и возникает возможность восхождения человека к себе — лучшему.
Коллектив класса должен тоже поддерживать друг друга. Мы выработали правила общения на уроке, правила обсуждения ответов, работа в парах, группами позволяет помочь слабым ученикам подготовить ответ, поделиться мнениями, коллективно работать. А оценка, поставленная самому себе, не вызывает огорчения.
— Что сегодня будет на уроке? Что спросит учитель? — со страхом спрашивает себя ребенок. И неожиданный вопрос или задание приводят его в замешательство. Я стараюсь в начале урока снять это эмоциональное напряжение, посвящаю их в свои планы, предлагаю определить свои собственные, реально достижимые цели, обсуждаем, как можно поработать по теме, выбираем упражнения, вид работы, срок подготовки задания, домашнее задание тоже предлагаю на выбор. Такая работа проходит спокойно, не вызывая стрессов у ребят.
«Движение вперед происходит, как правило, маленькими шагами, и каждый шаг вперед возможен благодаря ощущению безопасности, когда мы вступаем в неведомое с надежного «плацдарма»… (А.Маслоу)
И это движение вперед будет идти быстрее, если ученики будут успешны в школе. Освободившись, прежде всего от деления учеников на плохих и хороших, мы можем помочь проявиться личностным качествам ребенка, так как он поймет, что на него смотрят как на целостного человека, а не просто как на отличника по математике и двоечника по географии.
… почва, на которой взращивается
мастерство педагога, — в самом ребенке.
В.А. Сухомлинский
Идет урок в 5 классе по математике. Я вдохновенно начинаю с пословицы о солнце, настраивая ребят на работу. Искорки в глазах, лес рук, ответы, которые радуют своей чистотой и открытостью...
Но мальчик с последней парты скептически изрекает, прерывая нашу идиллию: «Какую ерунду вы говорите! Какие благопожелания солнцу?! Оно само по себе, мы сами по себе! Давайте начинать урок!» Дзи-и-инь!!! Струна оборвалась, так и не сыграв мелодию. И день стал серый: исчезло солнышко, которому мы в это утро говорили добрые слова. И никому не хотелось больше говорить о себе, о тех чувствах, которыми мы встречали новый день.
— Что же ты хочешь? — собравшись после неожиданного замечания, спросила я.
— Решать! Я не хочу ничего обсуждать, рассуждать. Я хочу только решать.
Урок вошел в свое привычное русло: решения, ответы, выполнение заданий… ради оценки. Они все в конце урока ждали оценку за свои правильные ответы. Я их хвалила, а внутри меня были пустота, недовольство собой (ведь души их захлопнулись, как створки раковины, не успев до конца раскрыться). Я не смогла найти «ниточку», которая связала бы меня с моим учеником, а казалось, что я знаю его. Мы находились в одном классе, на одном уроке, но порознь.
«Как вернуть веру в себя, доверие к учителю и интерес к учебе тем, кто все уже потерял? Что нужно изменить, чтобы школа, учеба, уроки были и для детей, и для учителей осмысленным, творческим, интенсивным и любимым делом? Как сделать так, чтобы дети не становились неуспевающими? Чтобы трудности, возникающие в учебном процессе, не отвращали детей от школы, не делали учеников и учителей врагами, а были предметом для совместного творчества?» — извечные вопросы педагогов.
Педагог может ожидать внимания от учеников их социальной, познавательной, творческой активности только в том случае, если они воспринимают учебу как интересный процесс, созвучный их собственным потребностям, а желание учиться у детей есть всегда.
Мы все понимаем: надо помочь ученику, надо сделать «шаг навстречу», надо создать такие условия, чтобы ребенок образовывался, развивался.
Школа для детей, в первую очередь, должна стать надежным и безопасным местом. Ведь в ситуации угрозы, стресса проблема выживания воспринимается как приоритетная, и на нее уходят основные силы организма, а сил на творчество не остается. Следовательно, если мы хотим добиваться от учащихся творческих достижений или творческого решения проблемы следует избегать стрессовых ситуаций, провоцирующих чувство страха.
Что я делаю для создания безопасного пространства на уроках?
Переступая порог класса, я мысленно говорю себе: «Не навреди!
Останавливайся! Оглядывайся! Осмысливай то, что ты делаешь!» Ведь каждый ребенок — это свой мир, своя «планета». И «наши планеты» не должны разрушаться от столкновения друг с другом.
Я — помощник, друг, сотрудник, который пришел помочь, а не уличить в том, что кто-то не написал домашнее задание или не выучил правило. Поэтому у меня есть листок «SOS», в которых ребята записывают перед уроком свои вопросы, честно пишут, кто не сделал задание и не готов отвечать, сами назначают время сдачи неподготовленного материала, просят, чтобы его на уроке не спрашивали (болит голова, нет настроения и т.д.). Листок помогает не создавать напряжения на уроке и спокойно поработать с учениками после уроков, выяснить пробелы в подготовке, чтобы не ждать в «мертвой тишине» ответа: он не готов, и ему самому стыдно, а назидания учителя и «неуд» в журнале его унижают. Ведь ученик — это личность, субъект, и строить с ним отношения надо на равных, помогать преодолевать те трудности, с которыми в попытке овладеть знаниями сталкивается ученик. И я хочу, чтобы дети меня не боялись, а доверяли, раскрывались. Для этого сама стараюсь быть искренней в словах и делах, я стараюсь оправдать те высокие доверия, которое оказали мне дети, вверяя свои головы и сердца.
Помню, как однажды зимой девочка принесла в класс кота-подростка.
— Наталья Юрьевна, возьмите котика к себе домой. Посмотрите, у него ушки отморожены, бедненький. А какой он красивый! — уговаривала она меня.
Я не люблю кошек, и поэтому стала предлагать варианты решения судьбы этого несчастного котенка.
— Возьмите себе, ведь он пропадет. Вы же добрая, — последние слова прозвучали так, что я поняла: отступать дальше некуда.
Если я сейчас откажусь, то мир, в котором мы говорили на уроках рассыплется, как карточный домик. Я не могла этого допустить: в лживом мире учителя ребенок не будет безопасен. Учитель должен сочувствовать, сопереживать, принимать чувства и позиции своих учеников, признавать их право на ошибку. Это вызывает у детей чувство доверия, снижает напряжение, устраняет психологический барьер в общении, вызывает стремление к собственному раскрытию.
Открытое, доброе общение на уроке, обращение только по именам, за ответ, за любой ответ — это атмосфера моего урока. Ведь ученик должен быть абсолютно уверен, что проявление инициативы или любознательности ему ничем не грозит, что даже если у него ничего не получается, он не пострадает. Когда растущему человеку будет позволено быть любимым и не чувствовать вину за свое мнение, отношения, чувства, расходящиеся с общепринятыми или отличными от «как у всех», тогда и возникает возможность восхождения человека к себе — лучшему.
Коллектив класса должен тоже поддерживать друг друга. Мы выработали правила общения на уроке, правила обсуждения ответов, работа в парах, группами позволяет помочь слабым ученикам подготовить ответ, поделиться мнениями, коллективно работать. А оценка, поставленная самому себе, не вызывает огорчения.
— Что сегодня будет на уроке? Что спросит учитель? — со страхом спрашивает себя ребенок. И неожиданный вопрос или задание приводят его в замешательство. Я стараюсь в начале урока снять это эмоциональное напряжение, посвящаю их в свои планы, предлагаю определить свои собственные, реально достижимые цели, обсуждаем, как можно поработать по теме, выбираем упражнения, вид работы, срок подготовки задания, домашнее задание тоже предлагаю на выбор. Такая работа проходит спокойно, не вызывая стрессов у ребят.
«Движение вперед происходит, как правило, маленькими шагами, и каждый шаг вперед возможен благодаря ощущению безопасности, когда мы вступаем в неведомое с надежного «плацдарма»… (А.Маслоу)
И это движение вперед будет идти быстрее, если ученики будут успешны в школе. Освободившись, прежде всего от деления учеников на плохих и хороших, мы можем помочь проявиться личностным качествам ребенка, так как он поймет, что на него смотрят как на целостного человека, а не просто как на отличника по математике и двоечника по географии.
07 сентября 2011
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Международный вебинар «Методические подходы к конструированию заданий и оцениванию математической грамотности обучающихся в рамках реализации ФООП»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Вебинар «Оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности»