Правописание НЕ с наречиями
Уметь: находить наречия в словосочетаниях, предложениях, текстах; писать слитно или раздельно НЕ с наречиями;
объяснять слитное или раздельное написание наречий с НЕ
Тема: Правописание НЕ с наречиями
Цель: отработка умения правильного написания НЕ с наречиями
Тип урока: усвоение новых знаний
Ход урока
Организационный момент
- Работа с руководством для учащихся
Тема урока: Правописание НЕ с наречиями (1 час)
Цели и задачи урока
| Деятельность на уроке
| Виды контроля
| Внеаудиторная деятельность
|
Знать: условия слитного и раздельного написания НЕ с наречиями
Уметь: находить наречия в словосочетаниях, предложениях, текстах; писать слитно или раздельно НЕ с наречиями; объяснять слитное или раздельное написание наречий с НЕ | Диагностика. Выполнение теста.
Цель: показать, в какой степени усвоен ранее изученный материал Повторение правописания НЕ с прилагательными Цель: формирование быстрого и полного усвоения новой темы Синтаксический разбор предложения, записанного на доске Усвоение нового материала В.В. Бабайцева, Т 5-9, стр. 128 § 118 Д.Э. Розенталь. Русский язык. Стр. 158, 160 Закрепление полученных знаний | Проверка работ учителем
Проверка фронтальная Взаимопроверка Проверка индивидуальная | 1. § 118
2. ◘ |
3. ☼ Составить словарный диктант по теме «Правописание НЕ с наречиями (не менее 25 словосочетаний)
(задания 1-3 на «5»)
Учитель: Ребята, прочитайте тему, цели и задачи нашего урока. Определите, сколько часов на изучение темы урока нам дается.
(учащиеся читают руководство к уроку)
Эти цели урока я поставила для вас, а вы, ребята, с какой целью пришли сегодня на урок?
Ученик: Мы пришли сегодня на урок для того, чтобы узнать что-то новое, научиться чему-то новому.
Учитель: А сейчас вы выполните тесты. С какой целью вы будете выполнять данный тест? Об этом вы узнаете из нашего руководства к уроку.
Ученик: Тест выполняется с целью демонстрации степени усвоения ранее изученного материала
Тест по теме «Наречие»
- Если наречие присоединяется к глаголу, то оно обозначает
Б) признак действия
В) признак другого признака
2. К какой смысловой группе относится наречие НЕДАВНО
А) наречие образа действия
Б) наречие времени
В) наречие места
Г) наречие причины
3. Какие наречия могут иметь степени сравнения:
А) все наречия
Б) наречия на –о(-е), образованные от качественных имен прилагательных
В) наречия, образованные от относительных имен прилагательных
Учитель: Повторим правописания НЕ с прилагательными. Запишите под диктовку словосочетания и объясните правила слитного и раздельного написания НЕ с прилагательными
-Неисследованная местность, говорил неправду, немигающий взгляд
-Еще не сделанные чертежи, не проверив работу
-Не широкая, а узкая дорожка
-Неширокая, а рыбная река
Ученик: В последнем словосочетании противительный союз А не обеспечивает раздельное написание НЕ с прилагательным, так как слова НЕШИРОКАЯ и РЫБНАЯ не являются синонимами
Усвоение новых знаний
Учитель: По учебнику В.В. Бабайцевой прочитайте § 118 и скажите, что нового вы узнали из параграфа.
Ученик: Нет, ничего нового мы не узнали. Практически написание НЕ с наречиями совпадает с правилом о написании НЕ с прилагательными
Учитель: Прочитайте теперь материалы учебного пособия Д.Э. Розенталя «Русский язык».
Ученик: В учебном пособии Д.Э. Розенталя говорится о еще и том, что частица НЕ пишется слитно с наречиями при наличии пояснительных слов, обозначающих определенную степень качества: очень, весьма, слишком, почти, крайне, совершенно. Например: Он говорит совершенно непонятно. Такое совпадение почти невероятно.
Ученик: Частица НЕ пишется раздельно с наречиями и словами состояния в сравнительной степени, в роли сказуемого в безличных предложениях. Например: Двигался не быстрее, говорил не громче; не надо, не нужно, не жаль, не страшно.
Учитель: Самым сложным с точки зрения распознавания является употребление слова СОВСЕМ, вспомним известную загадку:
Летела стая совсем не/большая, сколько в ней было птиц и каких? (семь сов)
Ученик: Совсем в значении «совершенно, очень» (усиление признака) требует слитного написания. Например: Совсем неинтересно.
Совсем в значении «отнюдь, никоим образом, вовсе? (ничуть)» требует раздельного написания. Например: Совсем не легко птицам зимой. Взлететь совсем не высоко.
Закрепление полученных знаний
1. Подобрать к наречиям низко, плохо, тихо, медленно, мало сначала синонимы с приставкой НЕ, затем антонимы
Образец: близко – недалеко, далеко
— Чем будет в данных наречиях НЕ? Составить с любыми двумя наречиями с приставкой НЕ- предложения.
2. Добавьте в предложения подходящие по смыслу наречия меры или степени. Повлияет ли оно на написание НЕ с наречиями.
Он вошел неслышно. Зашить неаккуратно. Выполнить небрежно. Говорить неискренне. Мне неприятно говорить об этом. Вы поступили неосторожно.
Слова для справок: почти, очень, слишком, крайне, в высшей степени, совершенно.
3. Произвести синтаксический разбор предложения, записанного на доске:
Я не/торопливо бр… жу по бер… гу не/большой ст… пной реч… ки, ост… вляя за собой след на мокрой траве.
Рефлексия. Подведение итогов урока.
Что нового вы узнали сегодня на уроке. Какие задачи вы поставите себе при выполнении домашнего задания.
Домашнее задание: напишите лингвистическую сказку
Литература
1.В.В. Бабайцева. Русский язык.6-7 / М.: Дрофа, 2001
2.Э.В. Марзоева. Шоу-мастер: методические рекомендации по организации профильной смены. / Владивосток: Океан, 2007
3.А.И. Савенков. Одаренный ребенок в массовой школе / М.: Сентябрь, 2001
Урок развития речи в 7 классе
Тема: Правописание НЕ с наречиями
Цель: отработка умения правильного написания НЕ с наречиями
Тип урока: усвоение новых знаний
Ход урока
Организационный момент
-
Работа с руководством для учащихся
Руководство для учащихся
Тема урока: Правописание НЕ с наречиями (1 час)
Цели и задачи урока |
Деятельность на уроке |
Виды контроля |
Внеаудиторная деятельность |
Знать: условия слитного и раздельного написания НЕ с наречиями Уметь: находить наречия в словосочетаниях, предложениях, текстах; писать слитно или раздельно НЕ с наречиями; объяснять слитное или раздельное написание наречий с НЕ |
Диагностика. Выполнение теста. Цель: показать, в какой степени усвоен ранее изученный материал Повторение правописания НЕ с прилагательными Цель: формирование быстрого и полного усвоения новой темы Синтаксический разбор предложения, записанного на доске Усвоение нового материала В.В. Бабайцева, Т 5-9, стр. 128 § 118 Д.Э. Розенталь. Русский язык. Стр. 158, 160 Закрепление полученных знаний |
Проверка работ учителем Проверка фронтальная Взаимопроверка Проверка индивидуальная |
(задания 1-3 на «5») |
Учитель: Ребята, прочитайте тему, цели и задачи нашего урока. Определите, сколько часов на изучение темы урока нам дается.
(учащиеся читают руководство к уроку)
Эти цели урока я поставила для вас, а вы, ребята, с какой целью пришли сегодня на урок?
Ученик: Мы пришли сегодня на урок для того, чтобы узнать что-то новое, научиться чему-то новому.
Учитель: А сейчас вы выполните тесты. С какой целью вы будете выполнять данный тест? Об этом вы узнаете из нашего руководства к уроку.
Ученик: Тест выполняется с целью демонстрации степени усвоения ранее изученного материала
Тест по теме «Наречие»
-
Если наречие присоединяется к глаголу, то оно обозначает
А) признак предмета
Б) признак действия
В) признак другого признака
2. К какой смысловой группе относится наречие НЕДАВНО
А) наречие образа действия
Б) наречие времени
В) наречие места
Г) наречие причины
3. Какие наречия могут иметь степени сравнения:
А) все наречия
Б) наречия на –о(-е), образованные от качественных имен прилагательных
В) наречия, образованные от относительных имен прилагательных
Учитель: Повторим правописания НЕ с прилагательными. Запишите под диктовку словосочетания и объясните правила слитного и раздельного написания НЕ с прилагательными
-Неисследованная местность, говорил неправду, немигающий взгляд
-Еще не сделанные чертежи, не проверив работу
-Не широкая, а узкая дорожка
-Неширокая, а рыбная река
Ученик: В последнем словосочетании противительный союз А не обеспечивает раздельное написание НЕ с прилагательным, так как слова НЕШИРОКАЯ и РЫБНАЯ не являются синонимами
Усвоение новых знаний
Учитель: По учебнику В.В. Бабайцевой прочитайте § 118 и скажите, что нового вы узнали из параграфа.
Ученик: Нет, ничего нового мы не узнали. Практически написание НЕ с наречиями совпадает с правилом о написании НЕ с прилагательными
Учитель: Прочитайте теперь материалы учебного пособия Д.Э. Розенталя «Русский язык».
Ученик: В учебном пособии Д.Э. Розенталя говорится о еще и том, что частица НЕ пишется слитно с наречиями при наличии пояснительных слов, обозначающих определенную степень качества: очень, весьма, слишком, почти, крайне, совершенно. Например: Он говорит совершенно непонятно. Такое совпадение почти невероятно.
Ученик: Частица НЕ пишется раздельно с наречиями и словами состояния в сравнительной степени, в роли сказуемого в безличных предложениях. Например: Двигался не быстрее, говорил не громче; не надо, не нужно, не жаль, не страшно.
Учитель: Самым сложным с точки зрения распознавания является употребление слова СОВСЕМ, вспомним известную загадку:
Летела стая совсем не/большая, сколько в ней было птиц и каких? (семь сов)
Ученик: Совсем в значении «совершенно, очень» (усиление признака) требует слитного написания. Например: Совсем неинтересно.
Совсем в значении «отнюдь, никоим образом, вовсе? (ничуть)» требует раздельного написания. Например: Совсем не легко птицам зимой. Взлететь совсем не высоко.
Закрепление полученных знаний
1. Подобрать к наречиям низко, плохо, тихо, медленно, мало сначала синонимы с приставкой НЕ, затем антонимы
Образец: близко – недалеко, далеко
- Чем будет в данных наречиях НЕ? Составить с любыми двумя наречиями с приставкой НЕ- предложения.
2. Добавьте в предложения подходящие по смыслу наречия меры или степени. Повлияет ли оно на написание НЕ с наречиями.
Он вошел неслышно. Зашить неаккуратно. Выполнить небрежно. Говорить неискренне. Мне неприятно говорить об этом. Вы поступили неосторожно.
Слова для справок: почти, очень, слишком, крайне, в высшей степени, совершенно.
3. Произвести синтаксический разбор предложения, записанного на доске:
Я не/торопливо бр..жу по бер..гу не/большой ст..пной реч..ки, ост..вляя за собой след на мокрой траве.
Рефлексия. Подведение итогов урока.
Что нового вы узнали сегодня на уроке. Какие задачи вы поставите себе при выполнении домашнего задания.
Домашнее задание: напишите лингвистическую сказку
Литература
-
В.В. Бабайцева. Русский язык.6-7 / М.: Дрофа, 2001
-
Э.В. Марзоева. Шоу-мастер: методические рекомендации по организации профильной смены. / Владивосток: Океан, 2007
-
А.И. Савенков. Одаренный ребенок в массовой школе / М.: Сентябрь, 2001
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС