Развитие учительского потенциала в Проекте:« Наша новая школа»
Краткое описание
« Наша новая школа»-Национальная образовательная инициатива
Главным, из пяти направлений, названо развитие потенциала учительских кадров.
Главным, из пяти направлений, названо развитие потенциала учительских кадров.
Описание
«Наша новая школа»
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», направленна на модернизацию и развитие системы общего образования страны.
Об этом сообщил Президент России Дмитрий Медведев 5 ноября 2008 г. в Послании Федеральному Собранию. Как отметил Президент, если во второй половине прошлого века российская образовательная система была признана во всем мире, то в настоящее время она «оставляет желать лучшего». «С передовых позиций мы откатились», – признал глава государства и подчеркнул, что слабость образовательной системы – это угроза конкурентоспособности страны в целом.
«Ключевая роль в школе принадлежит учителю, и нам необходимо разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. И, что еще более важно, для пополнения школ новым поколением учителей», – считает глава государства. В этой связи Президент России заявил о том, что полностью поддерживает предложение образовательного сообщества об объявлении 2010 года в России Годом учителя. «Мы сделаем все, чтобы учитель стал уважаемой фигурой в обществе, – пообещал Президент страны. – Но и педагоги должны уважительно относиться к ученикам, должны помогать им становиться самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми».
Президентская инициатива «Наша новая школа» включает пять ключевых направлений
— обновление образовательных стандартов;
— система поддержки талантливых детей;
— развитие учительского потенциала;
— современная школьная инфраструктура;
— здоровье школьников
Главным, из пяти направлений, названо развитие потенциала учительских кадров. Создание сети педагогических мастерских, развитие системы повышения квалификации, — это часть предложений, которые рассматриваются сейчас в рамках проекта.
Значительным ресурсом для развития педагогов должны стать новые квалификационные характеристики. Среди обязательных требований — все учителя должны владеть современными информационными технологиями. "Особую роль на современном этапе играет компьютеризация учебного процесса. Достижение всеобщей компьютерной грамотности педагогов пока тормозится, и чаще всего по причине отсутствия доступа учителей к компьютерной технике в школе. Это одна из ключевых проблем.
Все учителя обязаны будут владеть компьютером!
Мы должны получить новые стандарты образования, современные стандарты, основанные на требованиях жизни в ХХI столетии,. Мы должны получить новых учителей и новых учеников (в переносном смысле этого слова), то есть подготовленных учителей, независимо от их возраста, которые любят свое дело и хотят работать в школе, несмотря на трудность работы в школе; и учеников, которые и физически, и морально готовы к тому, чтобы получать очень сложное образование.
Школа должна быть современной, она не должна быть ветхой в прямом смысле этого слова. Невозможно больше учить детей в бараках, да еще и опасных иногда. И не только потому, что там некомфортно, просто у человека, который получает образование в таких условиях, возникает ощущение, что это образование ничего не стоит. Наоборот, когда в школе есть все, что нужно для обучения, ценность образования выглядит иначе.
На первом месте должно быть развитие ребенка, которое и позволит ученику добывать знания, вырабатывать умения и навыки.
Раньше учитель просто учил. Потом стали говорить: учить учиться. В новой школе мы должны прививать страсть к учению.
Но нельзя ждать, пока новая педагогика придет в школу в готовом виде.
Нужна общая смена приоритетов: развитие — на первое место. Если мы со старым багажом войдем в новую школу, мы ее завалим
Почему мы говорим прежде всего об учителе? Ответ понятен. Знания может передать и магнитофон, культуру же — только человек, а для многих из детей — только учитель, наиболее развитый, наиболее образованный, наиболее гуманный человек в окружении ребенка.
Но как обеспечить разделение по интересам (дифференциацию?). Это нетрудно сделать в большой школе, где много параллелей. А в маленькой школе, где по одному классу? Среди первостепенных, актуальных задач проекта — «обеспечение психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося», «поиск и поддержка талантливых детей и их сопровождение», «выявление и развитие способностей каждого ребенка». В современных условиях возникает сомнение в возможности их эффективного решения, так как во многих образовательных учреждениях сокращаются ставки специалистов, обеспечивающих комплексное, в том числе психологическое, сопровождение обучающихся.
…. Построим новую школу, войдем в нее.
Дмитрий Медведев обратил внимание на одну из основных проблем российского образования — низкий престиж учителя. «Хотелось бы, чтобы Год учителя в России был не только формальностью, а действительно обратил внимание общества и государства к персоне учителя, чтобы поднималось качество образования, а значит, и престиж страны», —, Год учителя в России должен способствовать повышению престижа профессии в целом, посредством моральных и финансовых мер, предпринимаемых государством.
В пример система образования в Финляндии. «качество образования одно из самых высоких в мире. Престиж учителя там настолько высок, что при поступлении в пединститут конкурс 10 человек на место, на вакансию директора школы претендовало 106 человек»,. Престиж учителя не поднять только за один год, необходим системный подход к этой проблеме.
В российские школы необходимо привлечь новое поколение учителей — эта мысль также прозвучала в послании Дмитрия Медведева. Необходимо больше внимания уделять повышению квалификации учителей, «Идет новое поколение детей, совершенно другие, чем прежде, с ними работать по-старому, с базой, которую мы получали в институтах 15—20 лет назад, даже десять, просто нельзя». Проблема учителя — забота государства
Острейшей проблемой современной школы является все возрастающий разрыв между учителем и учеником, связанный с тем, что современные дети быстрее овладевают информационно-коммуникационными технологиями, уходят в безбрежное море Интернета и пользуются гораздо более широким доступом к современным информационным ресурсам. Современный учитель, к сожалению, не имеет на это ни времени, ни средств.
Естественно новая школа требует и новых учителей.
Отдельная задача — привлечение в школу учителей, имеющих базовое непедагогическое образование. Прохождение ими психолого-педагогической подготовки, освоение новых образовательных технологий позволит раскрыться перед детьми не только в роли людей, имеющих богатый профессиональный опыт, но и постепенно освоить азы педагогического труда, научиться слышать и понимать детей, адекватно выбирать приемы и методы педагогической работы. Работа таких педагогов должна быть обеспечена также консультационной поддержкой вузов и институтов повышения квалификации.
Еще одним стимулом качественного педагогического труда должна стать новая аттестация педагогических и управленческих кадров. Центральное место должны занимать профессиональные педагогические компетентности, являющиеся основой для обновления процедур аттестации педагогических кадров.
Педагоги, завершающие педагогическую деятельность в связи с выходом на пенсию, должны иметь возможность получить достойное пенсионное обеспечение. Кроме того, лучшие педагоги после выхода на пенсию могут быть привлечены к работе в качестве воспитателей, организаторов самостоятельной и внеклассной работы, консультантов для молодых учителей и учащихся
Роль учителя в системе образования
С каких бы позиций не подходили мы к вопросу о роли учительства признаем ее ключевой
Всё начинается с учителя
Большинство учителей, работающих в школе, это усталые (пенсионного и ближе к пенсионному возрасту) люди, отягощённые массой нерешённых проблем широкого спектра (жильё, материальный достаток, невозможность получения бесплатного и санаторного лечения и др.). Ценности, багаж знаний, набор методических средств и приёмов большинства учителей соответствует другой эпохе и часто вступают в противоречие с требованиями сегодняшнего дня. С возрастом адаптироваться к происходящим экономическим и социально-политическим изменениям в обществе становится всё труднее. Эта приводит к повышению конфликтности в школьных коллективах.
Необходимы действия, способные кардинально изменить положение с обновлением педагогических кадров:
1. Прежде всего, это достойная зарплата и достойная пенсия, возможность приобретения жилья в рамках ипотечного кредитования.
2. Нужна система переподготовки кадров, покидающих школу, но способных работать ещё в другой сфере. Эти гарантии создадут привлекательность профессии, возможность увидеть перспективы. Забота о старшем поколении учителей, и гарантии прав для начинающих создают необходимую динамику в смене поколений учителей, в конечном счёте, это отразится на качестве образования, воспитания, подготовки к жизни.
3. Возможно, необходимо законодательное ограничение предельного педагогического стажа, после которого не рекомендовалось бы продолжать педагогическую деятельность, причём этот стаж можно было бы ограничить 20-25 годами. Ключ к решению проблем образования, успеха модернизации - обновление поколения учителей, привлечение молодёжи, которая ближе новому поколению учеников по взглядам на жизнь, имеет другой вектор педагогической деятельности: от "отчуждённой педагогики" к личностно-ориентированной
ПРЕДЛАГАЕТСЯ: внести в соответствующие государственные органы, проект учреждения почетного звания "заслуженный директор школы Российской Федерации", звания не ведомственного, а федерального уровня, — по аналогии с почетным званием "заслуженный деятель искусств", которым награждались не артисты, а режиссеры, дирижеры, балетмейстеры, выдающиеся организаторы театрального дела.
ПРЕДЛАГАЕТСЯ: сформулировать предложение о возможности награждения российскими орденами отдельных выдающихся учителей, именно учителей, кто входит в класс на урок к ученикам, пусть будет тоже лимит, но — орден! И есть орден, название которого точно отражает значение труда учителя: "За заслуги перед Отечеством"…
Переход к Новой школе предполагается выстроить в рамках следующих этапов:
· 2009 год: разработка и утверждение концепции ННШ;
· 2010 год — организация сети экспериментальных площадок;
· 2012 год — создание инновационной сети школ;
2017 год — переход на ННШ как массовую
Готов ли учитель?..
Проект "Образование" — это не только информатизация, проект- в первую очередь, — новые требования и новый взгляд на древнейшую профессию — педагог. А готовы ли учителя к современному взгляду на свою профессию, готовы ли они изменить свое мировоззрение, свои принципы, чтобы вывести учеников, страну на новый виток развития?
В постсоветское время был резко подорван авторитет учителя (средства СМИ в этом сыграли не последнюю роль) Изменилось отношение общества к нашей профессии. Хорошо, что сейчас государство пытается поднять статус учительства. В эту профессию должны идти люди с призванием. В современной школе нужны молодые умные педагоги. К сожалению "старая гвардия" уже исчерпала свои возможности. Их богатый опыт и знание предмета уже не воспринимается учениками на трансляционном уровне, а интерактивные технологии многим "не по зубам.
Молодыми, умными и с призванием можно обеспечить, в лучшем случае, сотню экспериментальных школ по всей России, а как быть с остальными МОУ. Молодой и умный не пойдет в школу на 7000 рублей, а устроится куда-нибудь на 30000 руб. Без жуткого надзора сверху, пачек отчетов и постоянных проверок.
Условия необходимо приводить к мировым уровням: зарплата от 2000 Евро, нагрузка половина рабочего дня, в классе максимум 20 человек, каждые 5 лет оплачиваемый годовой отпуск на повышение квалификации + льготы. И конечно, учитывая колоссальный накопленный инновационный опыт, нужно его передавать учителям. Новые регалии — это преподаватель широкого профиля, хотя бы разбирающийся в разных областях искусства и культуры и в смежных профессиях. Хороший учитель — прежде всего хороший ученик. И конечно прекращение даже попыток унижения человеческого достоинства преподавателей.
«Совершенно очевидно, что роль учителя и престиж преподавательской работы будет только возрастать, – убежден Дмитрий Медведев. – Уверен, что энтузиазм и неравнодушие, чуткое и бережное отношение к своим питомцам, верность славным традициям отечественного образования будут и впредь отличать российский педагогический корпус».
Новой школы еще нет. Мы все вместе должны ее построить. Войдем в новую школу — не будущую, а ту, что из сегодня вырастает в завтра.
…Новая школа закладывает гарантии обновления. Построим новую школу, войдем в нее.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», направленна на модернизацию и развитие системы общего образования страны.
Об этом сообщил Президент России Дмитрий Медведев 5 ноября 2008 г. в Послании Федеральному Собранию. Как отметил Президент, если во второй половине прошлого века российская образовательная система была признана во всем мире, то в настоящее время она «оставляет желать лучшего». «С передовых позиций мы откатились», – признал глава государства и подчеркнул, что слабость образовательной системы – это угроза конкурентоспособности страны в целом.
«Ключевая роль в школе принадлежит учителю, и нам необходимо разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. И, что еще более важно, для пополнения школ новым поколением учителей», – считает глава государства. В этой связи Президент России заявил о том, что полностью поддерживает предложение образовательного сообщества об объявлении 2010 года в России Годом учителя. «Мы сделаем все, чтобы учитель стал уважаемой фигурой в обществе, – пообещал Президент страны. – Но и педагоги должны уважительно относиться к ученикам, должны помогать им становиться самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми».
Президентская инициатива «Наша новая школа» включает пять ключевых направлений
— обновление образовательных стандартов;
— система поддержки талантливых детей;
— развитие учительского потенциала;
— современная школьная инфраструктура;
— здоровье школьников
Главным, из пяти направлений, названо развитие потенциала учительских кадров. Создание сети педагогических мастерских, развитие системы повышения квалификации, — это часть предложений, которые рассматриваются сейчас в рамках проекта.
Значительным ресурсом для развития педагогов должны стать новые квалификационные характеристики. Среди обязательных требований — все учителя должны владеть современными информационными технологиями. "Особую роль на современном этапе играет компьютеризация учебного процесса. Достижение всеобщей компьютерной грамотности педагогов пока тормозится, и чаще всего по причине отсутствия доступа учителей к компьютерной технике в школе. Это одна из ключевых проблем.
Все учителя обязаны будут владеть компьютером!
Мы должны получить новые стандарты образования, современные стандарты, основанные на требованиях жизни в ХХI столетии,. Мы должны получить новых учителей и новых учеников (в переносном смысле этого слова), то есть подготовленных учителей, независимо от их возраста, которые любят свое дело и хотят работать в школе, несмотря на трудность работы в школе; и учеников, которые и физически, и морально готовы к тому, чтобы получать очень сложное образование.
Школа должна быть современной, она не должна быть ветхой в прямом смысле этого слова. Невозможно больше учить детей в бараках, да еще и опасных иногда. И не только потому, что там некомфортно, просто у человека, который получает образование в таких условиях, возникает ощущение, что это образование ничего не стоит. Наоборот, когда в школе есть все, что нужно для обучения, ценность образования выглядит иначе.
На первом месте должно быть развитие ребенка, которое и позволит ученику добывать знания, вырабатывать умения и навыки.
Раньше учитель просто учил. Потом стали говорить: учить учиться. В новой школе мы должны прививать страсть к учению.
Но нельзя ждать, пока новая педагогика придет в школу в готовом виде.
Нужна общая смена приоритетов: развитие — на первое место. Если мы со старым багажом войдем в новую школу, мы ее завалим
Почему мы говорим прежде всего об учителе? Ответ понятен. Знания может передать и магнитофон, культуру же — только человек, а для многих из детей — только учитель, наиболее развитый, наиболее образованный, наиболее гуманный человек в окружении ребенка.
Но как обеспечить разделение по интересам (дифференциацию?). Это нетрудно сделать в большой школе, где много параллелей. А в маленькой школе, где по одному классу? Среди первостепенных, актуальных задач проекта — «обеспечение психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося», «поиск и поддержка талантливых детей и их сопровождение», «выявление и развитие способностей каждого ребенка». В современных условиях возникает сомнение в возможности их эффективного решения, так как во многих образовательных учреждениях сокращаются ставки специалистов, обеспечивающих комплексное, в том числе психологическое, сопровождение обучающихся.
…. Построим новую школу, войдем в нее.
Дмитрий Медведев обратил внимание на одну из основных проблем российского образования — низкий престиж учителя. «Хотелось бы, чтобы Год учителя в России был не только формальностью, а действительно обратил внимание общества и государства к персоне учителя, чтобы поднималось качество образования, а значит, и престиж страны», —, Год учителя в России должен способствовать повышению престижа профессии в целом, посредством моральных и финансовых мер, предпринимаемых государством.
В пример система образования в Финляндии. «качество образования одно из самых высоких в мире. Престиж учителя там настолько высок, что при поступлении в пединститут конкурс 10 человек на место, на вакансию директора школы претендовало 106 человек»,. Престиж учителя не поднять только за один год, необходим системный подход к этой проблеме.
В российские школы необходимо привлечь новое поколение учителей — эта мысль также прозвучала в послании Дмитрия Медведева. Необходимо больше внимания уделять повышению квалификации учителей, «Идет новое поколение детей, совершенно другие, чем прежде, с ними работать по-старому, с базой, которую мы получали в институтах 15—20 лет назад, даже десять, просто нельзя». Проблема учителя — забота государства
Острейшей проблемой современной школы является все возрастающий разрыв между учителем и учеником, связанный с тем, что современные дети быстрее овладевают информационно-коммуникационными технологиями, уходят в безбрежное море Интернета и пользуются гораздо более широким доступом к современным информационным ресурсам. Современный учитель, к сожалению, не имеет на это ни времени, ни средств.
Естественно новая школа требует и новых учителей.
Отдельная задача — привлечение в школу учителей, имеющих базовое непедагогическое образование. Прохождение ими психолого-педагогической подготовки, освоение новых образовательных технологий позволит раскрыться перед детьми не только в роли людей, имеющих богатый профессиональный опыт, но и постепенно освоить азы педагогического труда, научиться слышать и понимать детей, адекватно выбирать приемы и методы педагогической работы. Работа таких педагогов должна быть обеспечена также консультационной поддержкой вузов и институтов повышения квалификации.
Еще одним стимулом качественного педагогического труда должна стать новая аттестация педагогических и управленческих кадров. Центральное место должны занимать профессиональные педагогические компетентности, являющиеся основой для обновления процедур аттестации педагогических кадров.
Педагоги, завершающие педагогическую деятельность в связи с выходом на пенсию, должны иметь возможность получить достойное пенсионное обеспечение. Кроме того, лучшие педагоги после выхода на пенсию могут быть привлечены к работе в качестве воспитателей, организаторов самостоятельной и внеклассной работы, консультантов для молодых учителей и учащихся
Роль учителя в системе образования
С каких бы позиций не подходили мы к вопросу о роли учительства признаем ее ключевой
Всё начинается с учителя
Большинство учителей, работающих в школе, это усталые (пенсионного и ближе к пенсионному возрасту) люди, отягощённые массой нерешённых проблем широкого спектра (жильё, материальный достаток, невозможность получения бесплатного и санаторного лечения и др.). Ценности, багаж знаний, набор методических средств и приёмов большинства учителей соответствует другой эпохе и часто вступают в противоречие с требованиями сегодняшнего дня. С возрастом адаптироваться к происходящим экономическим и социально-политическим изменениям в обществе становится всё труднее. Эта приводит к повышению конфликтности в школьных коллективах.
Необходимы действия, способные кардинально изменить положение с обновлением педагогических кадров:
1. Прежде всего, это достойная зарплата и достойная пенсия, возможность приобретения жилья в рамках ипотечного кредитования.
2. Нужна система переподготовки кадров, покидающих школу, но способных работать ещё в другой сфере. Эти гарантии создадут привлекательность профессии, возможность увидеть перспективы. Забота о старшем поколении учителей, и гарантии прав для начинающих создают необходимую динамику в смене поколений учителей, в конечном счёте, это отразится на качестве образования, воспитания, подготовки к жизни.
3. Возможно, необходимо законодательное ограничение предельного педагогического стажа, после которого не рекомендовалось бы продолжать педагогическую деятельность, причём этот стаж можно было бы ограничить 20-25 годами. Ключ к решению проблем образования, успеха модернизации - обновление поколения учителей, привлечение молодёжи, которая ближе новому поколению учеников по взглядам на жизнь, имеет другой вектор педагогической деятельности: от "отчуждённой педагогики" к личностно-ориентированной
ПРЕДЛАГАЕТСЯ: внести в соответствующие государственные органы, проект учреждения почетного звания "заслуженный директор школы Российской Федерации", звания не ведомственного, а федерального уровня, — по аналогии с почетным званием "заслуженный деятель искусств", которым награждались не артисты, а режиссеры, дирижеры, балетмейстеры, выдающиеся организаторы театрального дела.
ПРЕДЛАГАЕТСЯ: сформулировать предложение о возможности награждения российскими орденами отдельных выдающихся учителей, именно учителей, кто входит в класс на урок к ученикам, пусть будет тоже лимит, но — орден! И есть орден, название которого точно отражает значение труда учителя: "За заслуги перед Отечеством"…
Переход к Новой школе предполагается выстроить в рамках следующих этапов:
· 2009 год: разработка и утверждение концепции ННШ;
· 2010 год — организация сети экспериментальных площадок;
· 2012 год — создание инновационной сети школ;
2017 год — переход на ННШ как массовую
Готов ли учитель?..
Проект "Образование" — это не только информатизация, проект- в первую очередь, — новые требования и новый взгляд на древнейшую профессию — педагог. А готовы ли учителя к современному взгляду на свою профессию, готовы ли они изменить свое мировоззрение, свои принципы, чтобы вывести учеников, страну на новый виток развития?
В постсоветское время был резко подорван авторитет учителя (средства СМИ в этом сыграли не последнюю роль) Изменилось отношение общества к нашей профессии. Хорошо, что сейчас государство пытается поднять статус учительства. В эту профессию должны идти люди с призванием. В современной школе нужны молодые умные педагоги. К сожалению "старая гвардия" уже исчерпала свои возможности. Их богатый опыт и знание предмета уже не воспринимается учениками на трансляционном уровне, а интерактивные технологии многим "не по зубам.
Молодыми, умными и с призванием можно обеспечить, в лучшем случае, сотню экспериментальных школ по всей России, а как быть с остальными МОУ. Молодой и умный не пойдет в школу на 7000 рублей, а устроится куда-нибудь на 30000 руб. Без жуткого надзора сверху, пачек отчетов и постоянных проверок.
Условия необходимо приводить к мировым уровням: зарплата от 2000 Евро, нагрузка половина рабочего дня, в классе максимум 20 человек, каждые 5 лет оплачиваемый годовой отпуск на повышение квалификации + льготы. И конечно, учитывая колоссальный накопленный инновационный опыт, нужно его передавать учителям. Новые регалии — это преподаватель широкого профиля, хотя бы разбирающийся в разных областях искусства и культуры и в смежных профессиях. Хороший учитель — прежде всего хороший ученик. И конечно прекращение даже попыток унижения человеческого достоинства преподавателей.
«Совершенно очевидно, что роль учителя и престиж преподавательской работы будет только возрастать, – убежден Дмитрий Медведев. – Уверен, что энтузиазм и неравнодушие, чуткое и бережное отношение к своим питомцам, верность славным традициям отечественного образования будут и впредь отличать российский педагогический корпус».
Новой школы еще нет. Мы все вместе должны ее построить. Войдем в новую школу — не будущую, а ту, что из сегодня вырастает в завтра.
…Новая школа закладывает гарантии обновления. Построим новую школу, войдем в нее.
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Администрация
Информационно-справочные материалы
04 сентября 2011
Файлы
Презентация Наша новая школа .pptx
Скачать
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Методические подходы к конструированию заданий и оцениванию математической грамотности обучающихся в рамках реализации ФООП»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности»