Элективный курс" Законы математики на уроках физики"
Краткое описание
Программа представляет собой дифференциацию содержания учебного материала по направлениям — повышение удельного веса задач, в том числе олимпиадных и задач вступительных экзаменов технических вузов, а также задач заочной физико-технической школы МФТИ; интеграцию тем с элементами высшей математики с опорой на умения и навыки учащихся в программировании.
Описание
Элективный курс
по физике для учащихся 9 классов
«Законы математики на уроках физики».
Пояснительная записка.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Программа элективного курса «Законы математики на уроках физики» составлен на основе обязательного минимума содержания физического образования, концентрической программы для общеобразовательных школ и включает в себя отдельные элементы программы для классов с углубленным изучением физики.
Программа курса по физике содержит, с одной стороны, материал по более углубленному изучению излагаемых в школьном программе избранных разделов, с другой — предполагает изучение таких вопросов физики, которые не входят в школьный курс, однако необходимы для решения задач повышенного уровня. Включение дополнительных вопросов преследует две взаимосвязанные цели. С одной стороны, это создание в совокупности с основными разделами курса базы для удовлетворения интересов и развития способностей учащихся, имеющих склонность к физике, с другой восполнение содержательных пробелов основного курса, что придает содержанию курса необходимую целостность.
Программа представляет собой дифференциацию содержания учебного материала по направлениям — повышение удельного веса задач, в том числе олимпиадных и задач вступительных экзаменов технических вузов, а также задач заочной физико-технической школы МФТИ; интеграция тем с элементами высшей математики; опора на умения и навыки учащихся в программировании
Цели курса:
- создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности;
- овладение конкретными физическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
- развитие физических, интеллектуальных способностей учащихся, обобщенных умственных умений.
Задачи курса:
- развить физическую интуицию, выработать определенную технику, чтобы быстро улавливать физическое содержание задачи и справиться с предложенными экзаменационными заданиями;
- обучить учащихся обобщенным методам решения вычислительных, графических, качественных задач как действенному средству формирования физических знаний и учебных умений;
- способствовать развитию мышления учащихся, их познавательной активности и самостоятельности, формированию современного понимания науки;
— способствовать интеллектуальному развитию учащихся, которое обеспечит переход от обучения к самообразованию.
В результате изучения курса учащиеся должны:
1) понимать сущность метода научного познания окружающего мира:
§ приводить примеры опытов, обосновывающих научные представления и законы: относительность механического движения; принцип относительности Галилея; непрерывный и хаотический характер движения частиц вещества; существование двух видов (знаков)электрического заряда; закон Кулона;
§ приводить примеры опытов, позволяющих проверить законы и их следствия, подтвердить теоретические представления о природе физических явлений: закон Всемирного тяготения; закон сохранения импульса; звук — механическая волна; первый закон термодинамики;
§ используя теоретические модели, объяснять физические явления: независимость ускорения от массы тел при их свободном падении; затухание механических колебаний маятников (пружинного и математического) и электромагнитных колебаний в контуре; возможность услышать звуковой сигнал от источника, скрыто-то за препятствием: необходимость теплопередачи для осуществления изотермического процесса; нагревание газа при ею быстром сжатии и охлаждении; повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде; электризация тел при контакте; взаимодействие двух параллельных проводников с током; зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения;
§ указывать границы применимости научных моделей, законов и теорий: второго закона Ньютона; закона Гука; закона сохранения импульса; закона сохранения механической энергии; механики Ньютона (классической механики); представление тела материальной точкой; модели идеального газа; прямо пропорциональной зависимости энергии, теплового движения частиц вещества от абсолютной температуры;.
§ выдвигать на основе наблюдений и измерений гипотезы о связи физических величин, планировать и проводить исследования по проверке этих гипотез;
2) владеть понятиями и законами физики:
§ раскрывать смысл физических законов и принципов: принципы относительности, близкодействия, суперпозиции.: соответствия; законы Ньютона, всемирною тяготения, Гука, сохранения импульса и энергии, термодинамики,;
Элективный курс позволяет воспитывать дух сотрудничества в процессе совместного решения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованности высказанной позиции; позволяет использовать приобретенные знания и умения для решения практических жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.
Анализ решений, разбор задач и вопросов позволит глубже понять сущность явлений и процессов. При этом возникает устойчивая обратная связь «учитель ученик». у ученика появляется стимул к поиску, инициативе, умению выдвигать обоснованную гипотезу, развивается речь, закрепляются вычислительные навыки, умение работать со справочной и научно-популярной литературой.
В ходе изучения данного элективного курса особое внимание обращается на развитие умений учащихся решать вычислительные. графические, качественные и экспериментальные задачи; использовать на практике межпредметные связи.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся и ориентирована на развитие логического мышления, умений и творческих способностей учащихся. По окончанию курса проводится олимпиада по физике и математике (предлагается выполнить самостоятельно дома), с дальнейшей защитой на последнем занятие.
Календарно – поурочное планирование:
Литература:
1.Кирик Л.А. Физика 7 Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, «Илекса», Москва ,2005 г.
2.Кирик Л.А. Физика 8 Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, «Илекса», Москва ,2005 г.
3.Кирик Л.А. Физика 9 Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, «Илекса», Москва ,2005 г.
4.Атоносян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Юдина И.И. «Геометрия 7-9», «Просвещение»,2010г
по физике для учащихся 9 классов
«Законы математики на уроках физики».
Пояснительная записка.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Программа элективного курса «Законы математики на уроках физики» составлен на основе обязательного минимума содержания физического образования, концентрической программы для общеобразовательных школ и включает в себя отдельные элементы программы для классов с углубленным изучением физики.
Программа курса по физике содержит, с одной стороны, материал по более углубленному изучению излагаемых в школьном программе избранных разделов, с другой — предполагает изучение таких вопросов физики, которые не входят в школьный курс, однако необходимы для решения задач повышенного уровня. Включение дополнительных вопросов преследует две взаимосвязанные цели. С одной стороны, это создание в совокупности с основными разделами курса базы для удовлетворения интересов и развития способностей учащихся, имеющих склонность к физике, с другой восполнение содержательных пробелов основного курса, что придает содержанию курса необходимую целостность.
Программа представляет собой дифференциацию содержания учебного материала по направлениям — повышение удельного веса задач, в том числе олимпиадных и задач вступительных экзаменов технических вузов, а также задач заочной физико-технической школы МФТИ; интеграция тем с элементами высшей математики; опора на умения и навыки учащихся в программировании
Цели курса:
- создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности;
- овладение конкретными физическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
- развитие физических, интеллектуальных способностей учащихся, обобщенных умственных умений.
Задачи курса:
- развить физическую интуицию, выработать определенную технику, чтобы быстро улавливать физическое содержание задачи и справиться с предложенными экзаменационными заданиями;
- обучить учащихся обобщенным методам решения вычислительных, графических, качественных задач как действенному средству формирования физических знаний и учебных умений;
- способствовать развитию мышления учащихся, их познавательной активности и самостоятельности, формированию современного понимания науки;
— способствовать интеллектуальному развитию учащихся, которое обеспечит переход от обучения к самообразованию.
В результате изучения курса учащиеся должны:
1) понимать сущность метода научного познания окружающего мира:
§ приводить примеры опытов, обосновывающих научные представления и законы: относительность механического движения; принцип относительности Галилея; непрерывный и хаотический характер движения частиц вещества; существование двух видов (знаков)электрического заряда; закон Кулона;
§ приводить примеры опытов, позволяющих проверить законы и их следствия, подтвердить теоретические представления о природе физических явлений: закон Всемирного тяготения; закон сохранения импульса; звук — механическая волна; первый закон термодинамики;
§ используя теоретические модели, объяснять физические явления: независимость ускорения от массы тел при их свободном падении; затухание механических колебаний маятников (пружинного и математического) и электромагнитных колебаний в контуре; возможность услышать звуковой сигнал от источника, скрыто-то за препятствием: необходимость теплопередачи для осуществления изотермического процесса; нагревание газа при ею быстром сжатии и охлаждении; повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде; электризация тел при контакте; взаимодействие двух параллельных проводников с током; зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения;
§ указывать границы применимости научных моделей, законов и теорий: второго закона Ньютона; закона Гука; закона сохранения импульса; закона сохранения механической энергии; механики Ньютона (классической механики); представление тела материальной точкой; модели идеального газа; прямо пропорциональной зависимости энергии, теплового движения частиц вещества от абсолютной температуры;.
§ выдвигать на основе наблюдений и измерений гипотезы о связи физических величин, планировать и проводить исследования по проверке этих гипотез;
2) владеть понятиями и законами физики:
§ раскрывать смысл физических законов и принципов: принципы относительности, близкодействия, суперпозиции.: соответствия; законы Ньютона, всемирною тяготения, Гука, сохранения импульса и энергии, термодинамики,;
- вычислять: скорость и путь при равноускоренном прямолинейном движении; высоту подъема тела, брошенного вертикально; ускорение тела по заданным силам, действующим на тело, и его массе; скорости тел после неупругого столкновения по заданным скоростям и массам сталкивающихся тел; скорость тела, используя закон сохранения механической энергии; период колебаний математического маятника, груза на пружине, установившуюся температуру, используя уравнение теплового баланса; изменение внутренней энергии вещества при теплопередаче и совершении работы;
- определять; характер прямолинейного движения по графикам; период, частоту, амплитуду, фазу колебаний по уравнениям гармонических колебаний;
- описывать преобразования энергии при: свободном падении тел; движении тел с учетом трения; свободных колебаниях математического и пружинного маятников; изменении агрегатного состояния вещества;
Элективный курс позволяет воспитывать дух сотрудничества в процессе совместного решения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованности высказанной позиции; позволяет использовать приобретенные знания и умения для решения практических жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.
Анализ решений, разбор задач и вопросов позволит глубже понять сущность явлений и процессов. При этом возникает устойчивая обратная связь «учитель ученик». у ученика появляется стимул к поиску, инициативе, умению выдвигать обоснованную гипотезу, развивается речь, закрепляются вычислительные навыки, умение работать со справочной и научно-популярной литературой.
В ходе изучения данного элективного курса особое внимание обращается на развитие умений учащихся решать вычислительные. графические, качественные и экспериментальные задачи; использовать на практике межпредметные связи.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся и ориентирована на развитие логического мышления, умений и творческих способностей учащихся. По окончанию курса проводится олимпиада по физике и математике (предлагается выполнить самостоятельно дома), с дальнейшей защитой на последнем занятие.
Календарно – поурочное планирование:
Номер темы | Кол-во часов | Тема | Содержание |
Законы алгебры (15 часов). | |||
1. | 1 | Линейная функция и её график. Тождественные преобразования. | Тепловые явления. Построение графика tоС(t), tоС(Q). Расчет величин по данным графика. |
2. | 1 | Линейная функция и её график. Тождественные преобразования. | Плавление. Парообразование. Построение графика tоС(t), tоС(Q). Расчет величин по данным графика. |
3. | 1 | Линейная функция и её график. | Прямолинейное равномерное движение. Законы движения ?(t), х(t) и их графики. Переход из одной системы координат в другую. Чтение графика. |
4. | 2 | Линейная функция и её график. | Прямолинейное равнопеременное движение. Законы движения а(t), ?(t), х(t) и их графики Переход из одной системы координат в другую. Чтение графика. |
5. | 1 | Квадратичная функция и её график. | Прямолинейное равнопеременное движение. Закон движения х(t) и его графики |
6. | 1 | Система уравнений | Нахождение времени и места встречи материальных точек. Метод замещения. |
7. | 1 | Система уравнений | Относительность движения. Метод сложения и деления. |
8. | 1 | Средняя скорость. | Нахождение средней скорости (задачи разных уровней сложности). |
9. | 1 | Запись числа в стандартном виде. Действия с числами, содержащими степень. | Расчет диаметра, объёма, массы молекул, атомов. Расчёт количества заряженных частиц (электронов, протонов) по массе заряда и массе одной частицы. |
10. | 2 | Запись числа в стандартном виде. Действия с числами, содержащими степень. | Закон всемирного тяготения. Расчет первой космической скорости. Расчет масс небесных тел по радиусу и плотности. Расчёт ускорения свободного падения на других небесных телах. |
11. | 1 | Прямая и обратная зависимость. | Решение задач с изменяющимися параметрами. |
12. | 1 | Пропорция. | Правило равновесия рычага. |
13. | 1 | Столбчатые, круговые диаграммы. | Решение задач с применением диаграмм. Кинематика, тепловая физика. Закон сохранения энергии. |
Законы геометрии (18 часов). | |||
14. | 1 | Метод координат. | Прямолинейное равномерное движение. |
15. | 1 | Метод координат. | Прямолинейное равноускоренное движение по горизонтали. |
16. | 1 | Метод координат. | Прямолинейное равноускоренное движение по вертикали. |
17. | 1 | Метод координат. | Прямолинейное ускоренное движение по вертикали для двух одновременно движущихся тел. |
18. | 1 | Координаты точки пересечения графиков. | Нахождение времени и места встречи материальных точек графическим методом |
19. | 1 | Вектор и его проекция. Теорема Пифагора | Применение теоремы Пифагора при нахождении перемещения в ХоY . |
20. | 1 | Вектор и его проекция. | Движение тела по горизонтали (или вертикали)под действием нескольких сил |
21. | 1 | Вектор и его проекция. Функции синуса и косинуса. | Движение тела по горизонтали под действием нескольких сил, где сила тяги приложена под неким углом к горизонту. |
22. | 1 | Вектор и его проекция. Функции синуса и косинуса. | Движение тела по наклонной плоскости под действием нескольких сил. |
23. | 1 | Теорема косинусов. Сложение, вычитание векторов. | Применение теоремы косинусов в кинематике. Относительность движения. |
24. | 1 | Фигуры в пространстве. Объём шара, куба, призмы, цилиндра. | Нахождение веса тела, выталкивающей силы, импульса тела. |
25. | 1 | Фигуры на плоскости. Площадь круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, ромба. | Нахождение давления, веса тел, опирающихся на плоскую поверхность. |
26. | 1 | Функции синуса, косинуса и их графики. | Гармонические колебания. Нахождение периода, частоты, амплитуды при помощи графика. Закон гармонических колебаний. |
27. | 1 | Функции синуса, косинуса и их графики. | Вид волны. Волны механические и электромагнитные. Нахождение длины волны.. |
28. | 2 | Признаки равенства треугольников. Вертикальные, накрестлежащие углы. | Построение изображения в прямом зеркале. Построение изображения (предмета) в собирающей и рассеивающей линзах. |
29. | 1 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольников. Средняя линия. Построение призмы, конуса. | Нахождение ширины, глубины тени. |
30. | 1 | Вертикальные и накрест лежащие углы. Синус, косинус и тангенс острого угла. | Закон преломления света в плоскопараллельных пластинах. |
Проверка знаний. | |||
31. | 1 | Олимпиада по физике и математике. | Проверка знаний. |
Литература:
1.Кирик Л.А. Физика 7 Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, «Илекса», Москва ,2005 г.
2.Кирик Л.А. Физика 8 Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, «Илекса», Москва ,2005 г.
3.Кирик Л.А. Физика 9 Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, «Илекса», Москва ,2005 г.
4.Атоносян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Юдина И.И. «Геометрия 7-9», «Просвещение»,2010г
01 сентября 2011
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Формирование читательской грамотности младших школьников средствами цифровой образовательной среды»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ
Автор заявил название своего материала как программа, но она должна включать в себя не только пояснительную записку, календарно-тематическое планирование и литературу, но и содержание элективного курса с подробным изложением каждого занятия, дидактические материалы в виде задач, заданий, тестов и т.д., задания для внеаудиторной самостоятельной работы и олимпиады, обозначенной в календарно-тематическом планировании.
Программа элективного курса должна быть представлена таким образом, чтобы с ее помощью можно было сразу проводить занятия такого курса, а не дорабатывать ее самостоятельно. Фактически, представленный материал – это календарно - тематическое планирование. Ничего не сказано о форме проведения занятий.
Автор не раскрывает заявленную «дифференциацию содержания учебного материала по направлениям», она не прослеживается. Хотелось бы подробнее рассмотреть интеграцию с навыками программирования, также прописанную в пояснительной записке.
Характерной особенностью курса и физики, и математики является умение решать задачи, а не просто изучить теорию. Поэтому в программе необходимо отразить задачи, объединяющие в себе знания тем обоих дисциплин.
Для представления документа на страницах портала, он должен быть более тщательно проверен, не допускать грамматических, пунктуационных ошибок и опечаток.
Программа нуждается в доработке и дополнениях.
Думаю, что поставленная цель при изучении курса будет достигнута: созданы условия для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности; учащиеся в ходе занятий овладеют конкретными физическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; учащиеся получат как развитие физических, интеллектуальных способностей, обобщенных умственных умений, так и зачатки научно-исследовательских навыков, проектной деятельностью.