Программа элективного курса по биологии « Антропогенетика»
Краткое описание
Предлагаемый материал направлен на углубление знаний учащихся по генетике человека. Элективный курс предназначен для учащихся 10, 11-х классов, рассчитан на 17 часов. Данный курс имеет существенное образовательное значение для учащихся и его можно рассматривать как помощь при подготовке для поступления в высшие учебные заведения.
Описание
элективный курс по биологии "антропогенетика"
пояснительная записка.
Материалом для курса является блок «Основы генетики», изучаемый в 9,10,11 классах.
Генетика человека должна ответить на многочисленные вопросы, касающиеся генетических последствий загрязнения окружающей среды. Загрязнение мутагенами окружающей среды – обратная сторона научно – технического прогресса человечества и влияет на генетическую программу человека.
Генетика человека, быстро развиваясь в последние десятилетия, дала ответы на многие из давно интересовавших людей вопросы, например:
От чего зависит пол ребёнка?
Почему дети похожи на родителей?
Какие признаки и заболевания наследуются, а какие — нет?
Почему люди так не похожи друг на друга, почему вредны близкородственные связи?
Интерес к генетике человека обусловлен несколькими причинами.
В — первых, это естественное стремление человека познать самого себя.
Во- вторых, после того как были побеждены многие инфекционные болезни-чума, холера, оспа и др.,- увеличилась относительная доля наследственных болезней.
В-третьих, после того, как были поняты природа мутаций и их значение в наследственности, стало ясно, что мутации могут быть вызваны факторами внешней среды, на которые ранее не обращали должного внимания. Началось интенсивное изучение воздействия на наследственность излучений и химических веществ. С каждым годом в быту, сельском хозяйстве, пищевой, косметической, фармакологической промышленности и других областях деятельности применяется всё больше химических соединений, среди которых используется немало мутагенов.
Генетика человека — является теоретической основой медицины, раскрывает биологические основы наследственных заболеваний. Знание генетической природы заболеваний позволяет вовремя поставить точный диагноз и осуществить нужное лечение.
Предлагаемый материал направлен на углубление знаний учащихся по генетике человека. Элективный курс предназначен для учащихся 10,11-х классов, рассчитан на 17 часов. Данный курс имеет существенное образовательное значение для учащихся и его можно рассматривать как помощь при подготовке для поступления в высшие учебные заведения.
Цель: Создание условий для формирования и развития у обучающихся:
-Интеллектуальных и практических умений в области генетики человека;
-Интереса к своей родословной, родословным замечательных людей в истории человечества;
-Умения применять знания в практической жизни;
— Творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
1.Применять законы Менделя, Моргана, Харди-Вайнберга, к генетике человека ирешать генетические задачи на менделирующие признаки.
2.Составлять родословную своей семьи.
3.Определять по родословной характер наследования признака и составлять прогноз на вероятность его проявления у будущих поколений
4.Назвать возможные генотипы людей с группами крови I; II; III; IV и, исходя из этих генотипов, решать генетические задачи.
5.Использовать знания о типах наследования сцеплённых с полом генов человека при решении генетических задач.
6.Оценить генетические последствия загрязнения окружающей среды, смешения генофондов ранее изолированных популяций.
Формы деятельности обучающихся:
1.Решение генетических задач.
2.Анализ родословных писателей, исторических деятелей.
3.Проект “Родословная моей семьи”.
4.Самостоятельное заполнение таблиц.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ТЕМА № 1 Генетика пола
Хромосомное определение пола. Вероятность рождения особей женского и мужского пола. Решение задач.
ТЕМА № 2 Менделирующие признаки человека.
Законы Менделя. Признаки человека, наследуемые по Менделю. Решение задач.
ТЕМА № 3 Аутосомно – доминантное наследование.
Признаки человека, связанные с данным типом наследования. Брахидактилия, полидактилия, арахнодактилия, эпилепсия, ожирение, близорукость, гипертония, облысение, резус(+0 фактор, слепота. Решение задач.
ТЕМА № 4 Неполное доминирование
Кодоминативность. Серповидноклеточная анемия, анофтальмия. Решение задач
ТЕМА № 5 Аутосомно – рецессивное наследование
Признаки человека, связанные с данным типом наследования: повышенная волосатость тела, рыжие волосы, альбинизм, врождённая глухонемота, сахарный диабет, отсутствие потовых желез, резус(-) кровь, амавродическое слабоумие. Опасность близкородственных браков. Решение задач.
ТЕМА № 6 Наследование, сцепленное с полом.
Сцепленные гены. Закон Моргана. Гены, сцепленные с полом. Х – сцепленное рецессивное наследование. Х – сцепленное доминантное наследование. У – сцепленное наследование. Решение задач.
ТЕМА № 7 Признаки человека, обусловленные множественными аллелями
Наследование групп крови у человека, цвета кожи, роста. Решение задач.
ТЕМА № 8 Близнецовый метод
Суть метода. Монозиготные и дизиготные близнецы. Роль среды и наследственности в развитии признаков.
ТЕМА № 9 Генеалогический метод
Суть метода. История генеалогии. Генеалогическое древо английской коровы Виктории, А.С. Пушкина, В.М. Шукшина, И.С. Баха, С.В. Ковалевской. Схема составления родословной. Решение задач. Практическая работа «Генеалогия моей семьи»
ТЕМА № 10 Биохимический метод
Суть метода. Наследственные болезни обмена веществ. Необходимость ранней диагностики заболеваний. Решение задач.
ТЕМА № 11 Цитогенетический метод
Суть метода. Болезнь Дауна, Клайнфельтера, Шершевского – Тернера. Решение задач.
ТЕМА № 12 Популяционно – статистический метод
Суть метода. Закон Харди – Вайенберга. Решение задач.
ТЕМА № 13 Значение генетики для медицины. Лечение и предупреждение наследственных заболеваний человека
Значение генетики для медицины и Здравоохранения. Прогнозирование появления наследственных болезней человека. Ранняя диагностика наследственных заболеваний. Создание живых вакцин. Синтез генов.
ТЕМА № 14 Медико–генетическое консультирование
Повод для обращения в генетическую консультацию. Пренатальная диагностика. Генная терапия. Евгеника. Решение задач.
ТЕМА № 15 Генная инженерия
Задачи генной инженерии, методы. Клонирование. Этические и юридические проблемы клонирования человека.
ТЕМА № 16 Генетические последствия загрязнения окружающей среды
Патологические мутации. Влияние ионизирующего излучения, радиации, химических веществ. Генетически модифицированные продукты.
ТЕМА № 17 Итоговое занятие.
Заседание круглого стола.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ :
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ :
1. Беркинблит М.Б. и др. Почти 200 задач по генетике. – Мирос, 1992.
2. Киреева Н.М. Биология для поступающих в вузы (способы решения задач по генетике). – В-д: учитель,2000.
3. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: справочное пособие для старшеклассников. – М.: АСТ-Пресс школа, 2002.
4. Дубинин Н.П. Генетика и человек. Кн. Для внеклассного чтения 9 – 10 кл.-М.: Просвещение,1978.
5. Медведев Н.Н. Беседы по биологии Минск: Высш. Шк.,1976.
6. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии – М: Просвещение,1993.
7. Полканов Ф.М. Мы и её величество ДНК. – М.: Детская литература, 1968.
8. Тарасенко Н.Д. и др. Что вы знаете о своей наследственности? 2-е издание. – Новосибирск: наука, Сиб. Отд-ие, 1991.
пояснительная записка.
Материалом для курса является блок «Основы генетики», изучаемый в 9,10,11 классах.
Генетика человека должна ответить на многочисленные вопросы, касающиеся генетических последствий загрязнения окружающей среды. Загрязнение мутагенами окружающей среды – обратная сторона научно – технического прогресса человечества и влияет на генетическую программу человека.
Генетика человека, быстро развиваясь в последние десятилетия, дала ответы на многие из давно интересовавших людей вопросы, например:
От чего зависит пол ребёнка?
Почему дети похожи на родителей?
Какие признаки и заболевания наследуются, а какие — нет?
Почему люди так не похожи друг на друга, почему вредны близкородственные связи?
Интерес к генетике человека обусловлен несколькими причинами.
В — первых, это естественное стремление человека познать самого себя.
Во- вторых, после того как были побеждены многие инфекционные болезни-чума, холера, оспа и др.,- увеличилась относительная доля наследственных болезней.
В-третьих, после того, как были поняты природа мутаций и их значение в наследственности, стало ясно, что мутации могут быть вызваны факторами внешней среды, на которые ранее не обращали должного внимания. Началось интенсивное изучение воздействия на наследственность излучений и химических веществ. С каждым годом в быту, сельском хозяйстве, пищевой, косметической, фармакологической промышленности и других областях деятельности применяется всё больше химических соединений, среди которых используется немало мутагенов.
Генетика человека — является теоретической основой медицины, раскрывает биологические основы наследственных заболеваний. Знание генетической природы заболеваний позволяет вовремя поставить точный диагноз и осуществить нужное лечение.
Предлагаемый материал направлен на углубление знаний учащихся по генетике человека. Элективный курс предназначен для учащихся 10,11-х классов, рассчитан на 17 часов. Данный курс имеет существенное образовательное значение для учащихся и его можно рассматривать как помощь при подготовке для поступления в высшие учебные заведения.
Цель: Создание условий для формирования и развития у обучающихся:
-Интеллектуальных и практических умений в области генетики человека;
-Интереса к своей родословной, родословным замечательных людей в истории человечества;
-Умения применять знания в практической жизни;
— Творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
1.Применять законы Менделя, Моргана, Харди-Вайнберга, к генетике человека ирешать генетические задачи на менделирующие признаки.
2.Составлять родословную своей семьи.
3.Определять по родословной характер наследования признака и составлять прогноз на вероятность его проявления у будущих поколений
4.Назвать возможные генотипы людей с группами крови I; II; III; IV и, исходя из этих генотипов, решать генетические задачи.
5.Использовать знания о типах наследования сцеплённых с полом генов человека при решении генетических задач.
6.Оценить генетические последствия загрязнения окружающей среды, смешения генофондов ранее изолированных популяций.
Формы деятельности обучающихся:
1.Решение генетических задач.
2.Анализ родословных писателей, исторических деятелей.
3.Проект “Родословная моей семьи”.
4.Самостоятельное заполнение таблиц.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
тема | Количество часов | Форма обучения |
Генетика пола | 1 | Лекция. Работа в группах |
Менделирующие признаки человека | 1 | Лекция. Беседа. |
Типы наследования | 4 | Работа в группах. Доклады. Лекция. |
Множественные аллели | 1 | Лекция. |
Методы изучения наследственности человека | 5 | Работа в группах. Практическая работа. |
Значение генетики для медицины | 2 | Дискуссия. Доклады. |
Генная инженерия | 1 | Лекция. Рефераты. |
Генетические последствия загрязнения окружающей среды | 1 | Сообщения. Дискуссия |
Итоговое занятие | 1 | Круглый стол |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ТЕМА № 1 Генетика пола
Хромосомное определение пола. Вероятность рождения особей женского и мужского пола. Решение задач.
ТЕМА № 2 Менделирующие признаки человека.
Законы Менделя. Признаки человека, наследуемые по Менделю. Решение задач.
ТЕМА № 3 Аутосомно – доминантное наследование.
Признаки человека, связанные с данным типом наследования. Брахидактилия, полидактилия, арахнодактилия, эпилепсия, ожирение, близорукость, гипертония, облысение, резус(+0 фактор, слепота. Решение задач.
ТЕМА № 4 Неполное доминирование
Кодоминативность. Серповидноклеточная анемия, анофтальмия. Решение задач
ТЕМА № 5 Аутосомно – рецессивное наследование
Признаки человека, связанные с данным типом наследования: повышенная волосатость тела, рыжие волосы, альбинизм, врождённая глухонемота, сахарный диабет, отсутствие потовых желез, резус(-) кровь, амавродическое слабоумие. Опасность близкородственных браков. Решение задач.
ТЕМА № 6 Наследование, сцепленное с полом.
Сцепленные гены. Закон Моргана. Гены, сцепленные с полом. Х – сцепленное рецессивное наследование. Х – сцепленное доминантное наследование. У – сцепленное наследование. Решение задач.
ТЕМА № 7 Признаки человека, обусловленные множественными аллелями
Наследование групп крови у человека, цвета кожи, роста. Решение задач.
ТЕМА № 8 Близнецовый метод
Суть метода. Монозиготные и дизиготные близнецы. Роль среды и наследственности в развитии признаков.
ТЕМА № 9 Генеалогический метод
Суть метода. История генеалогии. Генеалогическое древо английской коровы Виктории, А.С. Пушкина, В.М. Шукшина, И.С. Баха, С.В. Ковалевской. Схема составления родословной. Решение задач. Практическая работа «Генеалогия моей семьи»
ТЕМА № 10 Биохимический метод
Суть метода. Наследственные болезни обмена веществ. Необходимость ранней диагностики заболеваний. Решение задач.
ТЕМА № 11 Цитогенетический метод
Суть метода. Болезнь Дауна, Клайнфельтера, Шершевского – Тернера. Решение задач.
ТЕМА № 12 Популяционно – статистический метод
Суть метода. Закон Харди – Вайенберга. Решение задач.
ТЕМА № 13 Значение генетики для медицины. Лечение и предупреждение наследственных заболеваний человека
Значение генетики для медицины и Здравоохранения. Прогнозирование появления наследственных болезней человека. Ранняя диагностика наследственных заболеваний. Создание живых вакцин. Синтез генов.
ТЕМА № 14 Медико–генетическое консультирование
Повод для обращения в генетическую консультацию. Пренатальная диагностика. Генная терапия. Евгеника. Решение задач.
ТЕМА № 15 Генная инженерия
Задачи генной инженерии, методы. Клонирование. Этические и юридические проблемы клонирования человека.
ТЕМА № 16 Генетические последствия загрязнения окружающей среды
Патологические мутации. Влияние ионизирующего излучения, радиации, химических веществ. Генетически модифицированные продукты.
ТЕМА № 17 Итоговое занятие.
Заседание круглого стола.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ :
- Анастасова Л.П. Самостоятельная работа учащихся по общей биологии: Пособие для учителя – М.: Просвещение, 1989
- Ауэрбах Ш. Генетика. – М.: Атомиздат, 1968
- Киреева Н.М. Биология для поступающих в ВУЗы – В.- д.: Учитель, 2000
- Бочков Н.П. Медицинская генетика. – М.: Медицина, 1984
- Дубинин Н.П. Горизонты генетики. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1970
- Дубинин Н.П. Генетика и человек. Книга для внеклассного чтения – М.: Просвещение, 1978
- Киселева З.С., Мягкова А.Н. Методика преподавания факультативного курса по генетике. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1979
- Лалаянц И.Э. Стволовые клетки и клонирование. – газета «Биология», № 30, 2003
- Медицинская генетика. Под ред. Н.П. Бочкова. – М.: Мастерство, 2001
- Петросова Р.А. и др. Дидактический материал по общей биологии: пособие для учителей биологии – М.: Рауб-Цитадель, 1997
- Пименов А.В. Уроки биологии в 10-11 классе. – Ярославль: Академия развития, 2001
- Приходченко Н.Н., Шкурат Т.П. Основы генетики человека. – Ростов- на Дону: Феникс, 1997
- Эфроимсон В.П. Введение в медицинскую генетику. – М.: Медицина, 1968
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ :
1. Беркинблит М.Б. и др. Почти 200 задач по генетике. – Мирос, 1992.
2. Киреева Н.М. Биология для поступающих в вузы (способы решения задач по генетике). – В-д: учитель,2000.
3. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: справочное пособие для старшеклассников. – М.: АСТ-Пресс школа, 2002.
4. Дубинин Н.П. Генетика и человек. Кн. Для внеклассного чтения 9 – 10 кл.-М.: Просвещение,1978.
5. Медведев Н.Н. Беседы по биологии Минск: Высш. Шк.,1976.
6. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии – М: Просвещение,1993.
7. Полканов Ф.М. Мы и её величество ДНК. – М.: Детская литература, 1968.
8. Тарасенко Н.Д. и др. Что вы знаете о своей наследственности? 2-е издание. – Новосибирск: наука, Сиб. Отд-ие, 1991.
31 августа 2011
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Методические подходы к конструированию заданий и оцениванию математической грамотности обучающихся в рамках реализации ФООП»
- Вебинар «Оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»