Формирование правового сознания у старших дошкольников.
Краткое описание
Материал из опыта работы с детьми подготовительной группы за 2008/2009 учебный год.
Описание
Формирование правового сознания у старших дошкольников
(методические рекомендации)
Воспитатель
Логинова С.И.
г.Петрозаводск
МДОУ "Детский сад №3"
Одной из важных и актуальных социальных проблем сегодня является обеспечение и защита прав человека и, в частности, защита прав детей.
Начинать знакомить детей с правами надо уже с детского сада. Учитывая, что в первую очередь семья ответственна за ребенка, за соблюдение его прав, необходимо проводить работу по ознакомлению с правами не только с детьми, но с родителями воспитанников.
Задачи:
Ознакомление старших дошкольников с правами ребенка проходит на занятиях, которые проводятся один раз в месяц. Продолжительность занятия 25-30 минут. Большое значение имеет подготовительная работа (сотворчество детей и родителей, поисково-исследовательская деятельность и др.). Обязательным элементом занятий является рабочая тетрадь «Я и моя семья».
Для того, чтобы у детей сформировались необходимые представления о своих правах, закрепить знания, этот материал может быть включен в другие занятия (ознакомление с окружающим миром, ознакомление с художественной литературой и развитие речи, изодеятельность, ручной труд, конструирование). Предусматривается проведение бесед, чтение детской литературы, использование ИКТ, ТСО, помогающих расширить и уточнить представления детей о правах. Очень важно дать возможность детям применить полученные знания в практической деятельности – творческих и развивающих играх, попытаться использовать знание прав в общении с другими детьми, в праздника, развлечениях.
Прогнозируемый результат:
В процессе работы важно, чтобы дошкольники усвоили ключевые понятия: семья, благополучная семья, забота, сочувствие, чувство защищенности, проявлять почтение,, уважение, второе и третье поколение.
Предложенная работа поможет дошкольникам:
· Сформировать свое собственное мнение. Не бояться его высказывать.
· Научит слушать и слышать другого человека, уважать его мнение.
Родителям же важно понять, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания.
Предметно-развивающая среда по теме:
Для оценки результативности работы применяется входной, текущий и итоговый контроль.
Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений дошкольников и их родителей в начале всей работы или перед изучением той или иной темы. Формы оценки: диагностическое анкетирование детей «Моё имя» (приложение) и родителей «Знаете ли вы права ребенка?» (приложение); игра «Наши права и обязанности» (приложение).
Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала. Формы оценки: творческие задания, наблюдения, игра «Наши права и обязанности».
Итоговый контроль может иметь различные формы: диагностическое анкетирование детей «Моё имя» и родителей «Знаете ли вы права ребенка?», работа в тетради «Я и моя семья», выставки, фотоальбом, игра «Наши права и обязанности». Итоговый контроль проводится по окончании изучении темы и всего материала.
Сравнительный анализ позволит сделать вывод о достигнутых результатах и внести необходимые коррективы в работу.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета для родителей
«Знаете ли вы права ребенка?»
Уважаемые родители!
В настоящее время остро стоит проблема защиты прав ребенка. Просим вас честно ответить на вопросы анкеты.
– Трудовой кодекс РФ
– Конституция РФ
– Семейный кодекс РФ
– Закон РФ «Об образовании»
– Уголовный кодекс РФ
– Нет.
– Не всегда.
– У всех дети как дети, а ты…
– А как ты считаешь?
– Ну что за друзья у тебя?
– Давай подумаем…
– И в кого ты такой уродился?
– Я в твои годы…
– Какой ты молодец! (Какая ты умница!)
Приложение
Право на индивидуальность.
Интервью «ЭТО Я!»
Право на имя.
Анкета для детей.
«Моё имя»
Анкетирование проводится в начале работы над темой «Я и моё имя» и в конце. Сравнительный анализ позволит сделать вывод о достигнутых результатах и внести необходимые коррективы в работу.
Проективная методика с детьми (для того, чтобы понять, кто из взрослых в семье пользуется наибольшим /наименьшим) авторитетом у ребенка.
Анкета для детей.
«Моя семья»
Для того чтобы понять. Кто из взрослых в семье пользуется наибольшим (или наименьшим) авторитетом у ребенка.
– У тебя два билета в цирк. Кого бы ты взял(а) с собой на представление?
– Твоя семья идет в гости, но один человек заболел и должен остаться. Кто это?
– Ты строишь из конструктора дом. У тебя не получается. Кого ты позовешь на помощь?
– Ты потерял(а) что-то очень дорогое для себя. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности?
– У тебя болит зуб, и ты должен(а) идти к зубному врачу. С кем ты пойдешь к врачу?
Обработка результатов педагогической работы с помощью дидактической игры «Наши права и обязанности».
Игра состоит из набора картинок, соответствующих правам и обязанностям детей. Ребенку предлагается разложить картинки по группам – «наши права» и «наши обязанности». При этом ребенок должен уметь назвать то или иное право и обязанность.
Все ответы фиксируются в таблицу.
Список детской художественной литературы:
· Андерсен Г.Х. Гадкий утёнок.
· Берестов В. Как хорошо уметь читать.
· Востряков И. Быть здоровым – здорово!
· Гайдар А. Чук и Гек.
· Катаев В. Цветик – семицветик.
· Маршак С. Двенадцать месяцев.
· Маршак С. Кот и лодыри.
· Маршак С. Кошкин дом.
· Маршак С. Почта.
· Маршак С. Рассказ о неизвестном герое.
· Манакова М. Правила безопасности для малышей.
· Михалков С. Дядя Стёпа.
· Михалков С. Три поросенка.
· Носов Н. Бобик в гостях у Барбоса.
· Носов Н. Приключение Незнайки и его друзей.
· Носов Н. Фантазёры.
· Осеева В. Просто старушка.
· Осеева В. Сыновья.
· Перро Ш. Золушка.
· Пушкин А. Сказки.
· Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья.
· Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина.
· Толстой Л. Старик сажал яблони.
· Толстой Л. Старый дед и внучек.
· Толстой Л. Филиппок.
· Чуковский К. Марусеньке копеечку.
· Ты и твоя Родина (для дошкольного возраста).
Читая литературные произведения, надо обязательно обращать внимание детей на хорошие дела и поступки главных героев. Знакомство с правами человека на материале сказок нужно проводить очень осторожно – ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев.
В пособиях: Шорыгиной Т.А. «Беседы о правах ребенка» и Давыдовой О.И., Вялковой С.М. «Беседы об ответственности и правах ребенка» много рассказов и сказок, которые можно использовать в своей работе с детьми.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
(методические рекомендации)
Воспитатель
Логинова С.И.
г.Петрозаводск
МДОУ "Детский сад №3"
Одной из важных и актуальных социальных проблем сегодня является обеспечение и защита прав человека и, в частности, защита прав детей.
Начинать знакомить детей с правами надо уже с детского сада. Учитывая, что в первую очередь семья ответственна за ребенка, за соблюдение его прав, необходимо проводить работу по ознакомлению с правами не только с детьми, но с родителями воспитанников.
Задачи:
- Вести правовое просвещение родителей, содействовать защите прав и достоинств детей.
- Ознакомление детей и родителей с Конвенцией ООН о правах ребенка.
Ознакомление старших дошкольников с правами ребенка проходит на занятиях, которые проводятся один раз в месяц. Продолжительность занятия 25-30 минут. Большое значение имеет подготовительная работа (сотворчество детей и родителей, поисково-исследовательская деятельность и др.). Обязательным элементом занятий является рабочая тетрадь «Я и моя семья».
Для того, чтобы у детей сформировались необходимые представления о своих правах, закрепить знания, этот материал может быть включен в другие занятия (ознакомление с окружающим миром, ознакомление с художественной литературой и развитие речи, изодеятельность, ручной труд, конструирование). Предусматривается проведение бесед, чтение детской литературы, использование ИКТ, ТСО, помогающих расширить и уточнить представления детей о правах. Очень важно дать возможность детям применить полученные знания в практической деятельности – творческих и развивающих играх, попытаться использовать знание прав в общении с другими детьми, в праздника, развлечениях.
Прогнозируемый результат:
В процессе работы важно, чтобы дошкольники усвоили ключевые понятия: семья, благополучная семья, забота, сочувствие, чувство защищенности, проявлять почтение,, уважение, второе и третье поколение.
Предложенная работа поможет дошкольникам:
· Сформировать свое собственное мнение. Не бояться его высказывать.
· Научит слушать и слышать другого человека, уважать его мнение.
Родителям же важно понять, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания.
Сроки. | Содержание работы. |
Сентябрь | Совместное творчество детей и родителей — рисунок «Школа». Родительское собрание: «Ваш ребенок скоро пойдет в школу». (С выступлением учителя начальных классов). Анкетирование родителей — входное «Знаете ли вы права ребенка?» (приложение). |
Октябрь | Занятие: «Наши права». Интервью детей «Это я!» (приложение). Создание фотоальбома «Это мы!» (Фото и рассказы детей о себе). Занятие: «Я самый-самый!». Информационный стенд для родителей «Я ребенок и я имею право!». Праздник Осени с чаепитием и конкурсами для родителей и детей. |
Ноябрь | Анкетирование детей «Моё имя» в начале работы по теме «Имя» и в конце (приложение). Совместная поисково-исследовательская деятельность родителей и детей «Что означает моё имя?» Занятие: «По-разному зовутся дети». Совместное творчество детей и родителей «Имя моего ребенка». Рисование «Моё имя» или «Моя визитная карточка». Беседы: «Наши фамилии», «Великие тезки», «Имена в названии улиц». Психологические словесные игры: «Обзывалки», «Назови ласково». Сюжетно-ролевая игра «Проверка документов на границе». Рисование «Вот какая красивая моя мама». Изготовление поздравлений ко дню Матери. Составление творческих рассказов о своей маме. Праздник мам. |
Декабрь | Занятие «Я – гражданин России». Совместное творчество детей и родителей: «Флаг моей семьи» Коллективная работа «Герб нашего детского сада». Рисование «Герб моей группы». Родительское собрание «Права ребенка – это права взрослого». (С выступлением юриста и выступлениями детей). Беседы: «Как мы отдыхаем всей семьёй», «Расскажи о своей семье», «Как твоя семья готовится к Новому году?». Изготовление открыток и сувениров в подарок родным и близким к Новому году. Новогодний праздник. |
Январь | Занятие «Моя семья». Совместное творчество детей и родителей: «Герб моей семьи». Анкетирование детей, для того чтобы понять, кто из взрослых в семье пользуется наибольшим (или наименьшим) авторитетом у ребенка (приложение). |
Февраль | Занятие «Право на любовь». Изготовление «Валентинок» в подарок родным. Изготовление книжки – раскладушки «На что похожа любовь?» (используются рисунки детей). Развлечение для детей «День святого Валентина». Рисование: «Мой любимый дедушка», «Моя любимая бабушка». Изготовление поздравлений для пап, дедушек и братьев к 23 февраля. Разучивание песен и стихов о маме, папе, дедушке, бабушке, сестрах, братьях. |
Март | Изготовление поздравлений для мам, бабушек и сестер к 8 марта. Праздник Мам. Занятие: «Без семьи нет счастья». Совместная поисково-исследовательская деятельность и творчество детей и родителей: «Генеалогическое древо семьи». |
Апрель | Беседа «Традиции моей семьи». «Семья глазами ребенка» (буклет с высказываниями детей – что такое семья?). Анкетирование родителей — итоговое «Знаете ли вы права ребенка?». |
Май | Детско-родительская гостиная. Выпускной бал. |
Предметно-развивающая среда по теме:
- Тетрадь «Я и моя семья».
- Фотографии на тему: «Это я!».
- Иллюстрации на тему: «Семья», «Символы России».
- Символы «Права ребенка».
- Дидактические игры: «Наши права и обязанности», «Фоторобот», «Генеалогическое древо», «Семья», «Профессии».
- Дидактическое пособие «Права ребенка».
- Комплект сюжетных картин «Ребенку о его правах» (ООО «Издательство Скритории 2003»)
- Зеркала.
- Рисунки детей «Моя семья», «Моё имя», портреты членов семьи, «Герб нашей группы».
- Изделия совместного творчества детей и родителей из природного материала «Имя моего ребенка».
- Аудиозаписи гимна РФ, песни о членах семьи.
- Детская художественная литература.
- Конвенция ООН о правах ребенка, Конституция РФ.
- Материал для продуктивной деятельности (карандаши, фломастеры, бумага, клей и др.)
Для оценки результативности работы применяется входной, текущий и итоговый контроль.
Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений дошкольников и их родителей в начале всей работы или перед изучением той или иной темы. Формы оценки: диагностическое анкетирование детей «Моё имя» (приложение) и родителей «Знаете ли вы права ребенка?» (приложение); игра «Наши права и обязанности» (приложение).
Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала. Формы оценки: творческие задания, наблюдения, игра «Наши права и обязанности».
Итоговый контроль может иметь различные формы: диагностическое анкетирование детей «Моё имя» и родителей «Знаете ли вы права ребенка?», работа в тетради «Я и моя семья», выставки, фотоальбом, игра «Наши права и обязанности». Итоговый контроль проводится по окончании изучении темы и всего материала.
Сравнительный анализ позволит сделать вывод о достигнутых результатах и внести необходимые коррективы в работу.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета для родителей
«Знаете ли вы права ребенка?»
Уважаемые родители!
В настоящее время остро стоит проблема защиты прав ребенка. Просим вас честно ответить на вопросы анкеты.
- Знакомы ли Вы с какими-либо правовыми документами, устанавливающими или освещающими права маленького ребенка? Если «да», то с какими?
- Какими, по вашему мнению, правами обладает ребенок, перечислите:
- Обозначьте названия документов, которые, по Вашему мнению, могут содержать информацию о правах ребенка:
– Трудовой кодекс РФ
– Конституция РФ
– Семейный кодекс РФ
– Закон РФ «Об образовании»
– Уголовный кодекс РФ
- Как Вы считаете, является ли наказание (любое) нарушением прав ребенка? (Подчеркните.)
– Нет.
– Не всегда.
- Закончите фразу: «Наказание происходит потому, что …»
- Отметьте фразы, которые Вы наиболее часто употребляете при общении с ребенком:
– У всех дети как дети, а ты…
– А как ты считаешь?
– Ну что за друзья у тебя?
– Давай подумаем…
– И в кого ты такой уродился?
– Я в твои годы…
– Какой ты молодец! (Какая ты умница!)
- Какие наказания или меры воздействия, с Вашей точки зрения, не противоречат правам ребенка и могут быть использованы воспитателями в группе?
Приложение
Право на индивидуальность.
Интервью «ЭТО Я!»
- Меня зовут.
- Больше всего мне нравится в себе …
- Я бы хотел быть …
- Моя любимая игра …
- Я чувствую себя счастливым, когда …
- Я чувствую печаль, когда …
- Я хочу стать …
Право на имя.
Анкета для детей.
«Моё имя»
- Назови свое И.Ф.О.
- Что означает твое имя?
- Каким образом пришло к тебе?
- Нравится ли тебе твоё имя?
- Кто такие тёзки? Есть ли они у тебя?
Анкетирование проводится в начале работы над темой «Я и моё имя» и в конце. Сравнительный анализ позволит сделать вывод о достигнутых результатах и внести необходимые коррективы в работу.
Вопрос. | Начало работы. | Конец работы. |
Назови своё И.Ф.О. | | |
Что означает твоё имя? | | |
Каким образом пришло к тебе? | | |
Нравится ли тебе твоё имя? | | |
Кто такие тёзки? Есть ли они у тебя? | | |
Проективная методика с детьми (для того, чтобы понять, кто из взрослых в семье пользуется наибольшим /наименьшим) авторитетом у ребенка.
Анкета для детей.
«Моя семья»
Для того чтобы понять. Кто из взрослых в семье пользуется наибольшим (или наименьшим) авторитетом у ребенка.
– У тебя два билета в цирк. Кого бы ты взял(а) с собой на представление?
– Твоя семья идет в гости, но один человек заболел и должен остаться. Кто это?
– Ты строишь из конструктора дом. У тебя не получается. Кого ты позовешь на помощь?
– Ты потерял(а) что-то очень дорогое для себя. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности?
– У тебя болит зуб, и ты должен(а) идти к зубному врачу. С кем ты пойдешь к врачу?
Обработка результатов педагогической работы с помощью дидактической игры «Наши права и обязанности».
Игра состоит из набора картинок, соответствующих правам и обязанностям детей. Ребенку предлагается разложить картинки по группам – «наши права» и «наши обязанности». При этом ребенок должен уметь назвать то или иное право и обязанность.
Все ответы фиксируются в таблицу.
ФИ ребенка. | Знания детей. | |||||||
Права | Обязанности | |||||||
На семью. | На образова ние. | На мед. обслужи вание. | На отдых. | Помо гать маме. | Помогать младшим. | Дежур ство. | Полить цветы. | |
| + | + | - | + | + | + | + | + |
Список детской художественной литературы:
· Андерсен Г.Х. Гадкий утёнок.
· Берестов В. Как хорошо уметь читать.
· Востряков И. Быть здоровым – здорово!
· Гайдар А. Чук и Гек.
· Катаев В. Цветик – семицветик.
· Маршак С. Двенадцать месяцев.
· Маршак С. Кот и лодыри.
· Маршак С. Кошкин дом.
· Маршак С. Почта.
· Маршак С. Рассказ о неизвестном герое.
· Манакова М. Правила безопасности для малышей.
· Михалков С. Дядя Стёпа.
· Михалков С. Три поросенка.
· Носов Н. Бобик в гостях у Барбоса.
· Носов Н. Приключение Незнайки и его друзей.
· Носов Н. Фантазёры.
· Осеева В. Просто старушка.
· Осеева В. Сыновья.
· Перро Ш. Золушка.
· Пушкин А. Сказки.
· Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья.
· Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина.
· Толстой Л. Старик сажал яблони.
· Толстой Л. Старый дед и внучек.
· Толстой Л. Филиппок.
· Чуковский К. Марусеньке копеечку.
· Ты и твоя Родина (для дошкольного возраста).
Читая литературные произведения, надо обязательно обращать внимание детей на хорошие дела и поступки главных героев. Знакомство с правами человека на материале сказок нужно проводить очень осторожно – ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев.
В пособиях: Шорыгиной Т.А. «Беседы о правах ребенка» и Давыдовой О.И., Вялковой С.М. «Беседы об ответственности и правах ребенка» много рассказов и сказок, которые можно использовать в своей работе с детьми.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
- Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5 – 7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009 (Вместе с детьми).
- Голицына Н.С., Огнева Л.Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.
- Доронова Т.Н. и др. – Защита прав и достоинств маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада: пособие для работников дошк. образов. учреждений – М.: Просвещение, 2006.
- Жукова Р.А. Правовое воспитание. Старшая и подготовительная группы. Разработки занятий. — Изд. 2-е переработанное. /Сост. – Волгоград: ИТД «Корифей».
- Имя вашего ребенка. – СПб.; ООО «Виктория плюс», 2007
- Имена, именины, именинники. – СПб.; ООО «Виктория плюс», 2007.
- Калинина Л.В. Изучаем права вместе с любимыми персонажами. — «Ребенок в детском саду».- №3.- 2008 С.39 – 45.
- Копытова Н.Н. Правовое образование в ДОУ — М.: ТЦ Сфера, 2007 (Библиотека руководителя ДОУ).
- Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина… Практическое пособие для работников ДОУ, — М.: АРКТИ, 2003 (Развитие и воспитание дошкольника).
- Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. – М.: РИОР, 2007
- Конституция Российской Федерации. Государственный гимн Российской Федерации. – М.: Юрайт-Издат, 2008 (Правовая библиотека).
- Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М.: Просвещение, 1990.
- Колокольчик №39 – 2007 («Чудо – осень», «Урок России») — учебно-методический и литературно-музыкальный журнал для педагогов, воспитателей и родителей.
- МячинаЛ.К., и др. Маленьким детям – большие права: Учебно-методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
- МячинаЛ.К., ЗотоваЛ.М., ДаниловаО.А. Мои права: Рабочая тетрадь у учебно-методическому пособию «Маленьким детям – большие права».
- Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. Литературный и музыкально-игровой материал: Учеб. – метод. Пособие. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. (Воспитание и доп. Образование детей).
- Соловьева Е.В., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Степина Н.М. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. (Развитие и воспитание дошкольника)
- Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №9 сентябрь – 2008
- Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. (Серия «Малышам о Родине»)
- Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. (Серия «Малышам о Родине»)
- Фарафонова И.И., Пасякина Л.В., Сухова Е.Г., Комова Т.М. Права ребенка (семейные проекты) – журнал «Ребенок в детском саду».- №3.- 2008 С.39 – 45.
- Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка. - Методическое пособие для занятий с детьми 5 – 10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008 (вместе с детьми).
- Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей 3-6 лет). – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004.
Размещено в
разделе:
Дошкольное образование
Воспитатель
Планирование работы
Для всех программ
Подготовительная группа
26 августа 2011
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»