В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Формирование правового сознания у старших дошкольников.

Формирование правового сознания у старших дошкольников.

Светлана Логинова
Тип материала: Планирование
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 5287
Краткое описание
Материал из опыта работы с детьми подготовительной группы за 2008/2009 учебный год.
Описание
Формирование правового сознания у старших дошкольников
 (методические рекомендации)
 
 

Воспитатель 
Логинова С.И.
г.Петрозаводск
МДОУ "Детский сад №3"
  
Одной из важных и актуальных социальных проблем сегодня является обеспечение и защита прав человека и, в частности, защита прав детей.
  
Начинать знакомить детей с правами надо  уже с детского сада. Учитывая, что в первую очередь семья ответственна за ребенка, за соблюдение его прав, необходимо проводить работу по ознакомлению с правами не только с детьми, но с родителями воспитанников.  
  
Задачи:
  • Вести правовое просвещение родителей, содействовать защите прав и достоинств детей.
  • Ознакомление детей и родителей с Конвенцией ООН о правах ребенка.
  
Ознакомление старших дошкольников с правами ребенка проходит на занятиях, которые проводятся  один раз в месяц. Продолжительность занятия 25-30 минут. Большое значение имеет подготовительная работа (сотворчество детей и родителей, поисково-исследовательская деятельность и др.). Обязательным элементом занятий является рабочая тетрадь «Я и моя семья». 
Для того, чтобы у детей сформировались необходимые представления о своих правах, закрепить знания, этот материал может быть включен в другие занятия (ознакомление с окружающим миром, ознакомление с художественной литературой и развитие речи, изодеятельность, ручной труд, конструирование). Предусматривается проведение бесед, чтение детской литературы, использование ИКТ, ТСО, помогающих расширить и  уточнить представления детей о правах. Очень важно дать возможность детям применить полученные знания в практической деятельности – творческих и развивающих играх, попытаться использовать знание прав в общении с другими детьми, в праздника, развлечениях.
Прогнозируемый результат:
В процессе работы важно, чтобы дошкольники усвоили ключевые понятия: семья, благополучная семья,  забота, сочувствие, чувство защищенности, проявлять почтение,, уважение, второе и третье поколение.
Предложенная работа поможет дошкольникам:
· Сформировать свое собственное мнение. Не бояться его высказывать.
· Научит слушать и слышать другого человека, уважать его мнение.
Родителям же важно понять, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания.
  
  
 Сроки.
 
 Содержание работы.
 
 Сентябрь
 
              Совместное творчество детей и родителей — рисунок «Школа».
             Родительское собрание: «Ваш ребенок скоро пойдет в школу». (С выступлением учителя начальных классов).
    Анкетирование родителей — входное «Знаете ли вы права ребенка?» (приложение).
  
 
 Октябрь
 
                Занятие: «Наши права».
         Интервью детей «Это я!» (приложение).
     Создание фотоальбома «Это мы!» (Фото и рассказы детей о себе).
     Занятие: «Я самый-самый!».
     Информационный стенд для родителей «Я ребенок и я имею право!».
     Праздник Осени с чаепитием и конкурсами для родителей и детей.
  
 
 Ноябрь
 
      Анкетирование детей «Моё имя» в начале работы по теме «Имя» и в конце (приложение). 
     Совместная поисково-исследовательская деятельность родителей и детей «Что означает моё имя?»
    Занятие: «По-разному зовутся дети».
     Совместное творчество детей и родителей «Имя моего ребенка».
     Рисование «Моё имя» или «Моя визитная карточка».
     Беседы: «Наши фамилии», «Великие тезки», «Имена в названии улиц».
     Психологические словесные игры: «Обзывалки», «Назови ласково».
     Сюжетно-ролевая игра «Проверка документов на границе».
     Рисование «Вот какая красивая моя мама».
     Изготовление поздравлений ко дню Матери.
     Составление творческих рассказов о своей маме.
     Праздник мам.
  
 
 Декабрь
 
      Занятие «Я – гражданин  России».
     Совместное творчество детей и родителей: «Флаг моей семьи»
     Коллективная работа «Герб нашего детского сада».
     Рисование «Герб моей группы».
     Родительское собрание «Права ребенка – это права взрослого». (С выступлением юриста и выступлениями детей).
     Беседы: «Как мы отдыхаем всей семьёй», «Расскажи о своей семье», «Как твоя семья готовится к Новому году?».
     Изготовление открыток и сувениров в подарок родным и близким к Новому году.
     Новогодний праздник.
  
 
 Январь
 
      Занятие «Моя семья».
     Совместное творчество детей и родителей: «Герб моей семьи».
     Анкетирование детей,  для того чтобы понять, кто из взрослых в семье пользуется наибольшим (или наименьшим) авторитетом у ребенка (приложение).
 
 Февраль
 
     Занятие «Право на любовь».
     Изготовление «Валентинок» в подарок родным.
    Изготовление книжки – раскладушки «На что похожа любовь?» (используются рисунки детей).
     Развлечение для детей «День святого Валентина».
     Рисование: «Мой любимый дедушка», «Моя любимая бабушка».
     Изготовление поздравлений для пап,  дедушек и братьев к 23 февраля.
     Разучивание песен и стихов о маме, папе, дедушке, бабушке, сестрах, братьях.
  
 
 Март
 
      Изготовление поздравлений для мам, бабушек и сестер к 8 марта.
     Праздник Мам.
     Занятие: «Без семьи нет счастья».
     Совместная поисково-исследовательская деятельность и творчество детей и родителей: «Генеалогическое древо семьи».
  
 
 Апрель
 
      Беседа «Традиции моей семьи».
     «Семья глазами ребенка» (буклет с высказываниями детей – что такое семья?).
     Анкетирование родителей   — итоговое «Знаете ли вы права ребенка?».
 
 Май
 
      Детско-родительская гостиная.
     Выпускной бал.
  
 
  
 Предметно-развивающая среда по теме:
  • Тетрадь «Я и моя семья».
  • Фотографии на тему: «Это я!».
  • Иллюстрации на тему: «Семья», «Символы России».
  • Символы «Права ребенка».
  • Дидактические игры: «Наши права и обязанности», «Фоторобот», «Генеалогическое древо», «Семья», «Профессии».
  • Дидактическое пособие «Права ребенка».
  • Комплект сюжетных картин «Ребенку о его правах» (ООО «Издательство Скритории 2003»)
  • Зеркала.
  • Рисунки детей «Моя семья», «Моё имя», портреты членов семьи, «Герб нашей группы».
  • Изделия совместного творчества детей и родителей из природного материала  «Имя моего ребенка».
  • Аудиозаписи гимна РФ, песни о членах семьи.
  • Детская художественная литература.
  • Конвенция ООН о правах ребенка, Конституция РФ.
  • Материал для продуктивной деятельности (карандаши, фломастеры, бумага, клей и др.)
  
Для оценки результативности работы применяется входной, текущий и итоговый контроль.
 Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений дошкольников и их родителей в начале всей работы или перед изучением той или иной темы. Формы оценки: диагностическое анкетирование детей «Моё имя» (приложение) и родителей «Знаете ли вы права ребенка?» (приложение); игра «Наши права и обязанности» (приложение).
 Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала. Формы оценки: творческие задания, наблюдения, игра «Наши права и обязанности». 
 Итоговый контроль может иметь различные формы: диагностическое анкетирование детей «Моё имя» и родителей «Знаете ли вы права ребенка?», работа в тетради «Я и моя семья», выставки, фотоальбом, игра «Наши права и обязанности». Итоговый контроль проводится по окончании изучении темы и всего материала.
Сравнительный анализ позволит сделать вывод о достигнутых результатах и внести необходимые коррективы в работу.
  
       
 

 ПРИЛОЖЕНИЕ
  
 Анкета для родителей
 «Знаете ли вы права ребенка?»
Уважаемые родители!
В настоящее время остро стоит проблема защиты прав ребенка. Просим вас честно ответить на вопросы анкеты.
  1. Знакомы ли Вы с какими-либо правовыми документами, устанавливающими или освещающими права маленького ребенка? Если «да», то с какими? 
  2. Какими, по вашему мнению, правами обладает ребенок, перечислите:
  3. Обозначьте названия документов, которые, по Вашему мнению, могут содержать информацию о правах ребенка:
 – Конвенция о правах ребенка
– Трудовой кодекс РФ
– Конституция РФ
– Семейный кодекс РФ
– Закон РФ «Об образовании»
– Уголовный кодекс РФ
  1. Как Вы считаете, является ли наказание (любое) нарушением прав ребенка? (Подчеркните.)
 – Да.
– Нет.
– Не всегда.
  1. Закончите фразу: «Наказание происходит потому, что …»  
  2. Отметьте фразы, которые Вы наиболее часто употребляете при общении с ребенком:
 – Сколько раз тебе повторять?
– У всех дети как дети, а ты…
– А как ты считаешь?
– Ну что за друзья у тебя?
– Давай подумаем…
– И в кого ты такой уродился?
– Я в твои годы…
– Какой ты молодец! (Какая ты умница!)
  1. Какие наказания или меры воздействия, с Вашей точки зрения, не противоречат правам ребенка и могут быть использованы воспитателями в группе?  
  
Приложение 
 Право на индивидуальность.
 Интервью «ЭТО Я!»
  1. Меня зовут.
  2. Больше всего мне нравится в себе …
  3. Я бы хотел быть …
  4. Моя любимая игра …
  5.  Я чувствую себя счастливым, когда …
  6. Я чувствую печаль, когда …
  7.  Я хочу стать …
Интервью берет воспитатель индивидуально у каждого ребенка. Дети приносят свои фото на тему «Это я!». Каждый ребенок совместно с воспитателем составляет свою страничку в фотоальбом (выбирают цвет картона, размещают своё фото и рассказ на картонке, приклеивают). Эта работа проводится во второй половине дня, в свободное от занятий время. Когда все дети проделают эту работу, получится фотоальбом «Это мы!». Альбом хранится в группе, дети в свободной деятельности смотрят его. Презентация фотоальбома родителям — на одном из семейных праздников в группе.
  
  
 Право на имя.
 Анкета для детей.  
 «Моё имя»  
  1. Назови свое И.Ф.О.
  2. Что означает твое имя? 
  3. Каким образом пришло к тебе? 
  4. Нравится ли тебе твоё имя?
  5. Кто такие тёзки? Есть ли они у тебя?
  
 Анкетирование проводится в начале работы над темой «Я и моё имя» и в конце. Сравнительный анализ позволит сделать вывод о достигнутых результатах и внести необходимые коррективы в работу.
  
  
 Вопрос.
 
 Начало работы.
 
 Конец работы.
 
 Назови своё И.Ф.О.
 
  
 
  
 
 Что означает твоё имя?
 
  
 
  
 
 Каким образом пришло к тебе?
 
  
 
  
 
 Нравится ли тебе твоё имя?
 
  
 
  
 
 Кто такие тёзки? Есть ли они у тебя?
 
  
 
  
 
  
  
  
Проективная методика с детьми (для того, чтобы понять, кто из взрослых в семье пользуется наибольшим /наименьшим) авторитетом у ребенка.
 Анкета для детей.
 «Моя семья»
Для того чтобы понять. Кто из взрослых в семье пользуется наибольшим (или наименьшим) авторитетом у ребенка.
– У тебя два билета в цирк. Кого бы ты взял(а) с собой на представление?
– Твоя семья идет в гости, но один человек заболел и должен остаться.  Кто это?
– Ты строишь из конструктора дом. У тебя не получается. Кого ты позовешь на помощь?
– Ты потерял(а) что-то очень дорогое для себя. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности?
– У тебя болит зуб, и ты должен(а) идти к зубному врачу. С кем ты пойдешь к врачу?
Обработка результатов педагогической работы с помощью дидактической игры «Наши права и обязанности».
Игра состоит из набора картинок, соответствующих правам и обязанностям детей. Ребенку предлагается разложить картинки по группам – «наши права» и «наши обязанности». При этом ребенок должен уметь назвать то или иное право и обязанность.
Все ответы фиксируются в таблицу.
  
   
  
ФИ ребенка.
 
 Знания детей.
 
 Права
 
 Обязанности
 
 На семью.
 
 На образова
ние.
 
 На мед. обслужи
вание.
 
 На отдых.
 
 Помо
гать маме.
 
 Помогать младшим.
 
 Дежур
ство.
  
 
 Полить цветы.
 
 
  1. ….
 
 +
 
 +
 
 -
 
 +
 
 +
 
 +
 
 +
 
 +
 
  
  
 Список детской художественной литературы:
·  Андерсен Г.Х. Гадкий утёнок.
·  Берестов В. Как хорошо уметь читать.
·  Востряков И. Быть здоровым – здорово!
·  Гайдар А. Чук и Гек.
·  Катаев В. Цветик – семицветик.
·  Маршак С. Двенадцать месяцев.
·  Маршак С. Кот и лодыри.
·  Маршак С. Кошкин дом.
·  Маршак С. Почта.
·  Маршак С. Рассказ о неизвестном герое.
·  Манакова М. Правила безопасности для малышей.
·  Михалков С. Дядя Стёпа.
·  Михалков С. Три поросенка.
·  Носов Н. Бобик в гостях у Барбоса.
·  Носов Н. Приключение Незнайки и его друзей.
·  Носов Н. Фантазёры.
·  Осеева В. Просто старушка.
·  Осеева В. Сыновья.
·  Перро Ш. Золушка.
·  Пушкин А. Сказки.
·  Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья.
·  Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина.
·  Толстой Л. Старик сажал яблони.
·  Толстой Л. Старый дед и внучек.
·  Толстой Л. Филиппок.
·  Чуковский К. Марусеньке копеечку.
·   Ты и твоя Родина (для дошкольного возраста).
Читая литературные произведения, надо обязательно обращать внимание детей на хорошие дела и поступки главных героев. Знакомство с правами человека на материале сказок нужно проводить очень осторожно – ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев.
В пособиях: Шорыгиной Т.А. «Беседы о правах ребенка» и Давыдовой О.И., Вялковой С.М. «Беседы об ответственности и правах ребенка» много рассказов и сказок, которые можно использовать в своей работе с детьми.
  
 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
  
  1. Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5 – 7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009 (Вместе с детьми).
  2.  Голицына Н.С., Огнева Л.Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.
  3. Доронова Т.Н. и др. – Защита прав и достоинств маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада: пособие для работников дошк. образов. учреждений – М.: Просвещение, 2006. 
  4. Жукова Р.А. Правовое воспитание. Старшая и подготовительная группы. Разработки занятий. — Изд. 2-е переработанное. /Сост. – Волгоград: ИТД «Корифей».
  5. Имя вашего ребенка. – СПб.; ООО «Виктория плюс», 2007
  6. Имена, именины, именинники. – СПб.; ООО «Виктория плюс», 2007. 
  7. Калинина Л.В. Изучаем права вместе с любимыми персонажами. — «Ребенок в детском саду».- №3.- 2008 С.39 – 45.
  8. Копытова Н.Н. Правовое образование в ДОУ — М.: ТЦ Сфера, 2007 (Библиотека руководителя ДОУ).
  9. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина… Практическое пособие для работников ДОУ, — М.: АРКТИ, 2003 (Развитие и воспитание дошкольника).
  10. Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. – М.: РИОР, 2007
  11. Конституция Российской Федерации. Государственный гимн Российской Федерации. – М.: Юрайт-Издат, 2008 (Правовая библиотека).
  12. Круглов Ю.Г.  Русские народные загадки, пословицы, поговорки.  – М.: Просвещение, 1990.
  13. Колокольчик №39 – 2007 («Чудо – осень», «Урок России») — учебно-методический и литературно-музыкальный журнал для педагогов, воспитателей и родителей.
  14. МячинаЛ.К., и др. Маленьким детям – большие права: Учебно-методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
  15. МячинаЛ.К., ЗотоваЛ.М., ДаниловаО.А. Мои права: Рабочая тетрадь у учебно-методическому пособию «Маленьким детям – большие права».
  16. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. Литературный и музыкально-игровой материал: Учеб. – метод. Пособие. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. (Воспитание и доп. Образование детей).
  17. Соловьева Е.В., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Степина Н.М. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. (Развитие и воспитание дошкольника)
  18. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №9 сентябрь – 2008
  19. Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья   — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. (Серия «Малышам о Родине»)
  20.  Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. (Серия «Малышам о Родине»)
  21. Фарафонова И.И., Пасякина Л.В., Сухова Е.Г., Комова Т.М.  Права ребенка (семейные проекты) – журнал «Ребенок в детском саду».- №3.- 2008 С.39 – 45.
  22. Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка. -  Методическое пособие для занятий с детьми 5 – 10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008. 
  23. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008 (вместе с детьми).
  24. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей 3-6 лет). – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров