Диагностика формирования элементарных математических представлений у ребёнка 3-7 лет
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ
ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
У ДОШКОЛЬНИКА 3-7 ЛЕТ
Лист 1 Умение считать.
Лист 2 Порядковый счёт. Обратный счёт.
Лист 3 Порядковый счёт. Обратный счёт.
Количественный счёт.
Лист 4. Цифры. Знаки. Геометрические фигуры.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
0 |
- |
= |
+ |
< |
> |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лист 5. Геометрические тела.
|
|
|
|
|
Много-мало.
Больше-меньше.
Лист 6. Ни одного.
Лист 7. Столько же.
Лист 8. Решение задач.
Один большой снеговик. Один маленький. Сколько всего снеговиков?
3 красных птички летит направо, 4 синих птички летит налево. Сколько всего птичек?
Лист 9. Решение задач.
Девочка собрала 4 гриба, и мальчик собрал 4 гриба. Сколько всего грибов собрали дети?
Лист 10. Размер.
Покажи большой гриб, маленький гриб.
Кто большой, а кто маленький? Покажи.
Лист 11. Размер. Разложи предметы от самого маленького до самого большого.
Лист 12. Размер. Разложи предметы от самого маленького до самого большого.
Лист 13. Длина. Покажи длинный поезд. Покажи короткий поезд.
Какие волосы у Тани – длинные или короткие? Чтобы заплести косички, ей нужны длинные ленточки.
Покажи их.
Лист 14. Длина. Разложи полоски от самой короткой до самой длинной. (Распечатать на цветной бумаге).
Лист 15. Ширина.
У какого медвежонка бантик с широкой ленточкой, а у какого- с узкой?
Покажи сначала узкие листочки, а потом широкие.
Лист 16. Ширина. Разложи полоски от самой узкой до самой широкой.
Лист 17. Высота. Берёзка высокая, а ёлочка – низкая.
Покажи высокую башню, а потом низкую.
Лист 18. Высота. Разложи ёлочки от самой низкой до самой высокой.
Лист 19. Толщина. Покажи грибы с толстой ножкой, а потом с тонкой.
Покажи книги от самой тонкой до самой толстой.
Лист 20. Время. Разложи картинки по порядку, начиная с зимы. Назови времена года.
Разложи картинки по порядку, начиная с утра. Скажи, в какой временной отрезок что происходило
(утро, вечер, день, ночь). Какое сейчас время суток.
Лист 21. Пространственная ориентировка на плоскости по стрелкам – векторам.
Лист 22. Геометрические фигуры. (распечатать на 4 разных цветных листах).
Лист 23. Состав числа.
|
9 |
2 |
|
|
7 |
4 |
|
|
5 |
10
2+1= 2+1=
Лист 24. Состав числа.
1 |
|
|
7 |
3 |
|
|
5 |
9
3+2= 5-2=
3+3= 6-3=
Лист 25. Состав числа.
|
7 |
2 |
|
|
5 |
4 |
|
8
5+2= 7-2=
6+3= 9-3=
Лист 26. Состав числа.
1 |
|
|
5 |
3 |
|
7
5+1= 6-1=
5+5= 10-5=
2+2= 4-2=
Лист 27. Состав числа.
|
5 |
2 |
|
|
3 |
6
1+1= 4-1=
7+1= 8-1=
8+2= 9-2=
Лист 28. Состав числа.
1 |
|
2 |
|
5
|
|
|
|
4
|
3 |
2 |
|
3+3= 6-3=
Лист 29. Состав числа.
1 |
|
3
1 |
|
2
|
1 |
5+4= 9-5=
6+4= 4+6=
8+1= 10-6=
Математические представления ___________________________________________________________(ФИО ребёнка)
Оценка |
Знания, умения и навыки |
Диагностический материал. Инструкция. |
3-4 года |
4-5 лет |
5-6 лет |
6-7 лет |
|||||||||
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
||||||||
5 — ребёнок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы. 4 — допускаются одна – две ошибки, но исправляются самостоятельно после дозированной помощи взрослого 3—задание выполнено на 1\2 самостоятельно, 1\2 выполнена с помощью взрослого 2 — задание не доступно ребёнку, ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого, 1—ребёнок не справился с заданием, неверные ответы, отказ от выполнения.
|
Количество и счёт |
Умение считать |
Лист1 Умеешь ли ты считать? Если умеешь, посчитай котят, щенят, мячи. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Прямой счёт |
Посчитай от 1 до … ( по возрасту) |
|
до 2 |
|
до 4 |
|
до 10 |
|
До 10 |
||||||
Порядковоый счёт |
Лист 2,3 Посчитай предметы по порядку. Сколько предметов ты насчитал? |
|
1,2,много |
|
4пред мета |
|
10 предметов |
|
10 предме тов |
||||||
Обратный счёт |
Лист 2,3 Посчитай в обратном порядке от.. до… (по возрасту) |
- |
- |
- |
- |
|
От5 |
|
От10 |
||||||
Количественный счёт |
Лист 3 Сколько всего матрёшек? Какая по счёту матрёшка в зелёном платочке? В синем платочке? |
- |
- |
|
|
|
|
|
|
||||||
Числа |
Различные предметы. Возьми определённое число предметов (по возрасту) |
|
2 |
|
4 |
|
6 |
|
10 |
||||||
Лист 23 Числовые домики. Из каких чисел состоит число, живущее в домике. Заполни цифрами пустые окошки. |
- |
- |
|
4 |
|
6 |
|
10 |
|||||||
Цифры |
Зритель ный образ |
Лист5 Набор цифр в произвольном порядке. Назови цифры, которые ты знаешь. Разложи цифры по порядку от 0 до..(по возрасту) |
- |
- |
|
0-4 |
|
0-10 |
|
0-10 |
|||||
Письмо |
Напиши цифры, которые ты знаешь. |
- |
- |
|
0-4 |
|
0-10 |
|
0-10 |
||||||
Знаки |
Лист 5 Предъявляется набор знаков. Назови знаки, которые ты знаешь |
- |
- |
|
|
|
|
|
|
||||||
Счётные действия |
Много , мало |
Лист 5 Каких бусинок мало, а каких много? Покажи. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Больше, меньше |
Лист 5 Где больше предметов, а где меньше? Сосчитай и ответь |
- |
- |
|
|
|
|
|
|
||||||
Ни одного |
Лист 6 Сколько шариков у попугая? Сколько шариков у утёнка? |
|
Много, мало, пусто |
|
3, Ни одного |
|
5, Ни одного |
|
10, Ни одного |
||||||
|
Столько же, поровну |
Лист 7 Возьми столько же предметов, сколько ты видишь на картинке. Что можно сказать о количестве предметов? (Поровну) |
|
2 |
|
4 |
|
6 |
|
10 |
|||||
Сложение |
Предметы. Прибавь к предметам, которые у тебя есть ещё 1(см. по возрасту). Сколько предметов стало? |
- |
- |
|
На 1 > |
|
На 2 > |
|
На 3> |
||||||
Вычитание |
Предметы. Отними от предметов, которые у тебя есть 1 предмет (см.по возрасту). Сколько предметов осталось. |
- |
- |
|
На 1 < |
|
На 2 < |
|
На 3 < |
||||||
Решение примеров |
Лист23-29. Примеры на карточках. Реши пример. |
- |
- |
|
2+1=3 2-1=1 |
|
3+2=5 5-2=3 |
|
3+3=6 6-3=3 |
||||||
Решение задач |
Лист 8,9 Послушай и реши задачу. |
- |
- |
|
Один боль шой снего вик и один маленький. Сколь ко всего снеговиков? |
|
Девочка собрала 4 гриба и мальчик собрал 4 гриба. Сколько всего грибов собрали дети? |
|
3 красных птички летит направо, 4 синих птички летит налево. Сколько всего птичек? |
||||||
5 — ребёнок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы. 4 —раскладывает предметы по порядку, но допускаются одна – две ошибки, которые исправляются самостоятельно после дозированной помощи взрослого.
3—ребёнок прикладывает предметы для сравнения, ряд не выкладывает. 2 — ребёнок накладывает предметы друг на друга, ряд не выкладывает. 1—ребёнок не справился с заданием, неверные ответы, отказ от выполнения. |
Величина |
Размер |
Лист 10 Покажи большой гриб, улитку. Покажи маленький гриб, улитку. Лист 11.Предметы разного размера, лежащие произвольно перед ребёнком.. Одинаковые ли предметы по размеру? Разложи их по порядку: от самого маленького до самого большого. |
|
2пред мета |
|
4пред мета |
|
7пред метов |
|
10 пред ме тов |
||||
Длина |
Лист12. Покажи длинные ленточки, короткие ленточки. Какие волосы у Лены? Какие ленточки нужны Лене, чтобы заплести волосы? Лист14. Полоски разной длины (разница 0,5см,) лежащие произвольно перед ребёнком.. Одинаковые ли полоски по длине? Разложи их по порядку: от самой короткой до самой длинной. Назови, какие полоски по длине. |
|
2пред мета |
|
4пред мета |
|
7пред метов |
|
10 пред ме тов |
||||||
Ширина |
Лист 15. У какого медвежонка бантик из широкой ленточки, а у какого – из узкой? Покажи. Лист 16.Полоски разной ширины (разница 0,5см) , лежащие произвольно перед ребёнком.. Одинаковые ли полоски по ширине? Разложи их по порядку: от самой узкой до самой широкой. Назови, какие полоски по ширине. |
- |
- |
|
4пред мета |
|
7пред метов |
|
10 пред ме тов |
||||||
Высота |
Лист17. Покажи высокую башню, низкую башню. Лист18. Ёлки разной высоты, лежащие произвольно перед ребёнком.. Одинаковые ли предметы по высоте? Разложи их по порядку: от самого низкого до свмого высокого. Назови, какие предметы по высоте. |
- |
- |
|
3пред мета |
|
7пред метов |
|
10 пред ме тов |
||||||
Толщина |
Лист19. Покажи грибы с толстыми ножками, с тонкими ножками. Покажи книги от самой тонкой до самой толстой. Предметы разной толщины, лежащие произвольно перед ребёнком.. Одинаковые ли предметы по толщине? Разложи их по порядку: от самого тонкого до свмого толстого. Назови, какие предметы по толщине. |
- |
- |
|
3пред мета |
|
7пред метов |
|
10 пред ме тов |
||||||
5 — ребёнок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы. 4—ребёнок допускает одну – две ошибки, которые исправляет самостоятельно после дозированной помощи взрослого. 3—ребёнок справился с заданием на 1\2 самостоятельно, 1\2 с помощью взрослого
2—задание не доступно ребёноку, но он справляется с заданием с помощью взрослого,
1—ребёнок не справилсяс заданием, неверные ответы, отказ от выполнения. |
Ориентировка в пространстве |
Перемещение предметов |
Относительно себя |
Рядом со мной |
Что находится рядом с тобой? (При отсутствии речи ребёнок показывает ответ на вопрос) |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Надо мной |
Что находится над тобой? |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Подо мной |
Что находится под тобой? |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Впереди |
Что находиться впереди тебя? |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Сзади |
Что находится сзади тебя? |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Слева |
Что находится слева от тебя? |
- |
- |
- |
- |
|
|
|
|
||||||
Справа |
Что находиться справа от тебя? |
- |
- |
- |
- |
|
|
|
|
||||||
Вверх |
Подними руки вверх |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Вниз |
Опусти руки вниз. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Вперёд |
Пройди вперёд. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
Назад |
Пройди назад. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
По кругу |
Пройди по кругу. |
- |
- |
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
Относительно предмета |
Рядом с предметом |
Предметы: мяч, львёнок. Положи мяч рядом с львёнком |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Над предметом |
Положи мяч над львёнком. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Под предметом |
Положи мяч под львёнком. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Слева от предмета |
Положи мяч слева от львёнка. |
- |
- |
- |
- |
|
|
|
|
||||||
Справа от предмета |
Положи мяч справа от львёнка. |
- |
- |
- |
- |
|
|
|
|
||||||
За предметом |
Спрячь мяч за львёнка. |
- |
- |
|
|
|
|
|
|
||||||
Перед предметом |
Положи мяч перед львёнком. |
- |
- |
|
|
|
|
|
|
||||||
Вокруг предмета |
Прокати мяч вокруг львёнка. |
- |
- |
|
|
|
|
|
|
||||||
По стрелкам - векторам |
Лист 21 Разложи фигуры на листе по стрелкам - векторам |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
5 — ребёнок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы. 4 — допускаются одна – две ошибки, но исправляются самостоятельно после дозированной помощи взрослого 3—задание выполнено на 1\2 самостоятельно, 1\2 с помощью взрослого 2 — задание не доступно ребёноку, справляется с заданием с помощью взрослого, 1—ребёнок не справилсяс заданием, неверные ответы, отказ от выполнения. |
Время |
Части суток |
Лист 20 Разложи картинки по порядку, начиная с утра. Скажи, в какой временной отрезок что происходило (утро, вечер, день, ночь). Какое сейчас время суток. |
|
День, ночь |
|
Утро, день, вечер, ночь |
|
|
|
|
||||
Времена года |
Лист 20 Разложи картинки по порядку, начиная с зимы. Назови времена года. |
- |
Зима, лето |
|
Зима, весна, лето, осень |
|
|
|
|
||||||
Месяцы |
Назови месяцы года. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
|
||||||
Дни недели |
Назови дни недели по порядку. Какой день недели сегодня? Какой день недели был вчера? Какой день недели будет завтра? |
- |
- |
- |
- |
|
|
|
|
||||||
Геометрические фигуры |
Круг |
Лист22. Различные по цвету и форме фигуры в произвольном порядке лежат перед ребёнком Отложи круги. Как называется группа фигур? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Квадрат |
Отложи квадраты Как называется группа фигур? |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Треугольник |
Отложи треугольники. Как называется группа фигур? |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Овал |
Отложи овалы. Как называется группа фигур? |
- |
- |
|
|
|
|
|
|
||||||
Прямоугольник |
Отложи прямоугольники. Как называется группа фигур? |
- |
- |
|
|
|
|
|
|
||||||
Многоугольник |
Отложи многоугольники. Как называется группа фигур? |
- |
- |
|
|
|
|
|
|
||||||
Геометрические тела |
Шар |
Различные по цвету и форме геометрические тела лежат перед ребёнком. Отложи шары. Как называется группа фигур? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Куб |
Отложи кубы. Как называется группа фигур? |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Треугольная призма (крыша) |
Отложи треугольные призмы. Как называется группа фигур? |
- |
- |
|
|
|
|
|
|
||||||
Прямоугольная призма (брусок) |
Отложи прямоугольные призмы. Как называется группа фигур? |
- |
- |
|
|
|
|
|
|
||||||
Оценка: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
Уровень: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Баллы:
От 1до 1,9 – низкий уровень
От 2 до 3,9 – средний уровень
От 4 до 5 – высокий уровень
- Тетрадь по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
- Познавательно-игровая форма работы с родителями. Модель родительского собрания на тему "Как, почему, зачем?"
- Перспективное планирование работы учителя-дефектолога, логопеда с родителями детей с ЗПР и ОНР в средней группе ДОУ компенсирующего вида
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»