В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Факультативное занятие в 11 классе "Цветопись в поэтическом творчестве С.Есенина"

Факультативное занятие в 11 классе "Цветопись в поэтическом творчестве С.Есенина"

Валентина Олюнина
Тип материала: Мероприятие
просмотров: 12545 комментариев: 1
Краткое описание
Цвет в творчестве С.Есенина стоит наравне с другими важными средствами выражения сложной, напряженной и стремительной мысли.  Есенинская палитра широка и разнообразна, Он активно использовал цветовую лексику в своих произведениях и создал  собственную картину мира, яркого, красочного, поэтичного.
Описание
Факультативное занятие в 11 классе
Цветопись в поэтическом творчестве С.Есенина
Составитель: Олюнина Валентина Саввична, 
учитель русского языка и литературы Олюнина В.С.
МБОУ «Школа № 17» г.Ачинска Красноярского края
    
 
 У каждого поэта есть свой общий 
 

 тон красок, свой ларец слов и образов. 
 

 С.Есенин
 

  
Цели и задачи: 
1.  Введение учащихся в яркий по своей образности, но внутренне сложный мир С.Есенина.
2.  Наглядно показать, что цвет – важное составляющее поэзии С.Есенина.
3.  Овладение художественными образами, выразительными свойствами языка.
4.  Воспитывать у учащихся любовь к родине, природе, эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость.
Оборудование: выставка книг С. Есенина, мультимедийная система, видео и аудио сопровождение.
    
 

 Лекция учителя с элементами беседы.
 

Мы живём в мире цвета. Именно поэтому у нас складываются яркие, выразительные, самобытные образы. Было бы странно, если бы богатейшая палитра мира не нашла бы отражения в литературе (как в прозе, так и в поэзии). И весьма не бесполезно проследить, какое место занимает цвет среди множества словесно-изобразительных приёмов, используемых автором для воплощения своего видения в произведениях. Многие русские поэты сумели придать поэтическому слову многозначность, научили открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. По словам Г.Р.Державина, поэзия – “ говорящая живопись”.  Именно он помогает раскрыть символику каждого цвета:
 Лист желтый, например, надменность
 

 Явит, что гордо ты жила;
 

 На синем — скупость вскрикнет, ревность,
 

 Что ты соперниц враг была;
 

 На серебряном — вструбит богатство,
 

 Что ты в свой век прельщалась им;
 

 На темном – зашипит лукавств,
 

 Что в грудь вилась друзьям твоим;
 

 На алом – засмеется радость,
 

 Что весело любила жить;
 

 На розовом – воспляшет младость,
 

 Что с ней хотела век свой длить;
 

 Надежда на листах зелёных
 

 Шепнет о всех твоих мечтах;
 

 На сереньких листах смиренных
 

 Печаль завоет во слезах.
 

 Но гений, благ твоих свидетель,
 

 На белых листьях в блеске слов
 

 Покажет веру, добродетель
 

 И беспорочную любовь.
 

  Из Википедии узнаём, что «цветопись  — искусство передачи цветов, красок окружающего мира языком художественного произведения. С помощью цветописи писатель может передать чувства не напрямую, а как бы мелкими штрихами, наполняя своё художественное произведение. Обычно цветопись выражается с помощью прилагательных, однако  может выражаться и в существительных, и в других частях речи».   В 1905 году Блок написал статью «Краски и слова», где сетовал, что современные писатели не обращают внимания на зрительное восприятие. Он предсказывал появление поэта, который принесёт в поэзию русскую природу со всеми её «далями» и «красками». Этим поэтом стал Сергей Есенин. 
Просмотр видеоклипа «С добрым утром!»[3].
 
 
И сегодня мы поговорим о том, какую роль цветопись играет в поэтическом творчестве Сергея Есенина. Все его лучшие произведения посвящены именно России. Не удивительно, что в лирике очень значимое место занимают пейзажи, различные картины любимой им страны.  Создавая произведения, автор вкладывает в них оттенки настроения своей души,  которые “выливаются” в стихотворениях в виде какого-либо цвета.  
 Тяжко и горько мне ...
 

 Кровью поют уста ...
 

 … О красная вечерняя заря!
 

 Прости мне крик мой ...
 

 О звезды, звезды,
 

 Восковые тонкие свечи,
 

 Капающие красным воском
 

  На молитвенник зари... 
 

Цвет в творчестве С.Есенина стоит наравне с другими важными средствами выражения сложной, напряженной и стремительной мысли. 
Есенинская палитра широка и разнообразна, но мне хотелось бы остановиться на красном цвете.
 Вопрос учащимся
Какое значение красного цвета вы знаете? (Красный цвет и его модификации означают цвет жизни в ее высшем проявлении. Синонимический ряд с общим значением красного цвета: красный, пурпурный, алый, рдяный, розовый, румяный, багровый, багряный, червленый, кровавый, огненный, пламенный — имеет такую основную семантику: собственно красный цвет; цвет крови; цвет зари; цвет горения и т.п. Красный цвет символизирует могущество, опасность, страсть, мощную созидательную силу, лидерство, упорство, динамичность, насилие, нетерпимость, бесстыдство).
Действительно, красный цвет  не только ярок, красив, притягателен, но и глубоко противоречив сам по себе. Олицетворяя одновременно богатство, силу, лидерство и хаос, разрушение, кровь, каждый человек по-своему воспринимает этот цвет. Его возбуждающий, агрессивный характер благодаря мастерству поэта становится мягким и спокойным. С помощью этого цвета Есенин часто описывает закат:
 … Плещет рдяный мак заката
 

 На озерное стекло...
 

 Выткался на озере алый цвет зари ...
 

 … В багровом зареве закат шипуч и пенен...
 

 … По пруду лебедем красным
 

 Плавает тихий закат...
 

 Есенинская заря — это смена цветов неба, сопровождающая как заход, так и восход солнца.
 Из-за леса, леса темного, 
 

 Подымается красна зорюшка ... 
 

 А кругом роса жемчужная
 

  Отливала блестки алые ...
 

 Мы вместе с лирическим героем любуемся восходом солнца, а порой разделяем его веру в счастье:
 Заря молитвенником красным 
 

 Пророчит благостную весть. 
 

 О верю, верю, счастье есть ...
 

Но иногда рассвет воспринимается как символ тревоги:
 А с запада, как лента широкая,
 

  Подымается заря кровавая ...
 

  Сказали ангелы солнышку: 
 

 "Разбуди поди мужика, красное,
 

  Потрепи его за головушку, 
 

 Дескать, беда для тебя опасная".
 

 Постоянный эпитет "красное" (солнце), входящий в состав олицетворения, придает стихотворению сказочное звучание.
А иногда Есенин "изображает" солнце на воде. И тогда красный цвет становится приглушенным и не таким ярким:
 Качают лужи солнца рдяный лик ... 
 

Есенинский предметный мир не может обойтись без красного цвета и его оттенков:
 Заиграй, сыграй, тальяночка малиновы меха, 
 

 Выходи встречать к околице, красотка, жениха ...
 

  … Белая свитка и алый кушак, 
 

 Рву я на грядке зардевшийся мак ... 
 

 … Хороша была Танюша, краше не было в селе, 
 

 Красной рюшкою по белу сарафан на подоле ...
 

 А сколько страсти передают постоянные эпитеты, когда поэт описывает женские губы, с которых лирический герой хочет сорвать поцелуй:  
 Мне хотелось в мерцании пенистых струй
 

 С алых губ твоих с болью сорвать поцелуй...
 

  … У ней губы краснее малины...
 

  … Красной розой поцелуи веют,
 

  Лепестками тая на губах ... 
 

Иногда мы видим, что алый цвет "оживляет" женское лицо, придавая ему прелесть:
 С алым соком ягоды на коже, 
 

 Нежная, красивая была 
 

 На закат ты розовый похожа ... 
 

В цветописи Сергея Есенина красный цвет используется разнопланово, но всё-таки чаще встречается в пейзажных зарисовках. В одном из стихотворений поэт сам будто задается вопросом:
 Ты ли, Русь, тропой — дорогой 
 

 Разметала ал наряд?
 

Здесь можно  заметить и образ — символ, так как алый цвет характерен для русского народного костюма, и личное восприятие поэта. То, что Россию он видит именно в красном цвете, доказывают многие его стихотворения:
 Уж давно мне стала сниться
 

 Полей малиновая ширь…
И в то же время  для своей родины у Сергей Есенина  было множество красок, поэтому его мир так живописен, ярок, прекрасен.
 Вопросы учащимся: 
К какому цвету после красного мы перейдем? (К черному).
Почему?  (Символизм красного и черного восходит к первобытно-ритуальной христианской традиции; это цвета жизни и смерти, их борения. Очень часто красный цвет торжествует над черным, как свет над тьмою. Однако символизм красного и черного может быть связан и со смертью через образы крови и разрушительного огня).
Какое значение чёрного цвета вы знаете?(Черный цвет имеет много значений как позитивных ( мотивированное применение силы, создание, обучение, способность к предвидению, содержательность, скрытые сокровища), так и негативных (разрушительность, использование силы как проявление слабости и эгоизма, подавление, депрессия, пустота, воздержание, ограничения). Черный цвет скрывает то, чем обладает. Человек, предпочитающий его, стремится скрыть свой внутренний мир от окружающих. Черный   символизирует конец).
Мы говорили  уже о том, что цветовая палитра Есенина очень насыщенна и разнообразна. Но  иногда поэт тяготеет к черно-белому видению природно-предметного мира:
 Вечер, как сажа,
 

 Льется в окно.
 

 Белая пряжа
 

 Ткет полотно.
 

 … Липнет к окошку
 

 Черная гать.
 

 
Лирика Есенина, какой бы "легкой" она не казалась на первый взгляд, несет в себе глубокий философский смысл. Часто взгляд поэта направлен  на пространство между небом и землей, т.е. в поднебесье.
 Алый мрак в небесной черни
 

 Начертил пожаром грань.
 

 … За окошком полночь чертит свой узор ...
 

  Траурные косы тучи разметали...
 

 … А вдали, чернея, выползают тучи, 
 

 И ревет сердито грозная река.
 

 … Колесом на черную дорогу
 

  Выкатился месяц из-за гор.
 

 Ахроматический цвет, который Есенин использовал не только в стихотворениях, написанных в последние  годы жизни, но еще и в "Радунице", актуализируется в восприятии человека в случае созерцания природы, когда тот всматривается в пейзажные зарисовки.
При помощи цветописи поэт передает свои впечатления от окружающего мира, но мы  можем еще наблюдать, как "краски" используются в качестве эпитетов ("на чёрную  дорогу", "в небесной черни"), входят в состав метафор и олицетворений ("чернея, выползают тучи", "траурные косы тучи pазметали") и других выразительных средств языка.
У Есенина, пожалуй, нет разделения на значения собственно цветовые и чисто символические. Условны лишь цветообозначения, идущие от фольклорной традиции. В стихотворении "Русь" (1914 г.) мы встречаемся с народнопоэтическим эпитетом "чёрные вороны":
 Понакаркали черные вороны:  
 

 Грозным бедам широкий простор.
 

  Кружит вихрь леса во все стороны, 
 

 Машет саваном пена с озер. 
 

Черные вороны -  символы беды, предвещающие войну, которая нависла над любимой родной землей поэта. В старину говорили: "Ворон крылом накрыл", т.е. пришла страшная беда.
Фольклорная метафора ("надвигалась туча черная") встречается в стихотворении "Лебедушка" (1915г.), которая вместе со сравнением ("орел, как точка черная"), передает тревожное чувство приближающейся опасности:
  Но не чуяла лебедушка, 
 

 Не видала оком доблестным, 
 

 Что от солнца золотистого
 

  Надвигалась туча черная ... 
 

 … И орел, как точка черная, 
 

 Стал к земле спускаться кольцами...
 

Черный цвет появляется в есенинской палитре, когда он с болью пишет об обнищании русских деревень:
 Черная, потом пропахшая выть!
 

  Как мне тебя не ласкать, не любить?
 

 И читатель не может оставаться равнодушным, безучастным. Родная деревня, милые, знакомые с детства поля и луга, что может быть дороже?! Но и что может быть тяжелее, чем смотреть на нищету и страдания своей родины?
В 20-е годы черный и серый цвета все чаще появляются в стихах Сергея Есенина. Каким-то чувством тоски, безвозвратности веет от них.
 Вижу сон. Дорога черная. 
 

 Белый конь. Стопа упорная...
 

Контраст белого и черного цвета в этом стихотворении служит предвестником какой-то трагедии, которая уже витает в воздухе.
 Здравствуй ты, моя черная гибель,
 

  Я навстречу тебе выхожу! 
 

"Черная гибель" и "черный человек" — вот последние траурные образы, которые слово тени прошлого появляются в сознании лирического героя и поэта, подталкивая к последнему рубежу Сергея Есенина.
 И березы в белом плачут по лесам. 
 

 Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?
 

Грустно, не правда ли? 
 Вопрос учащимся: 
Как вы думаете, какому цвету Сергей Есенин отдавал своё предпочтение? (синий, голубой).
А знаете ли вы, что синий — цвет печали, "вдовий цвет", близкий к траурному? Он же символизирует организованность, силу духа, непреклонность, послушание, фанатизм, подчинение, силу и мощь; очищает и преобразует. Цвет космоса и религиозности; таинственности и непознанности.
Словарное значение слова "синий" четко определено (оно стилистически нейтрально, не рождает эмоционального отклика).
Но вот мы смотрим на зеркальную гладь моря, в котором отражается яркое голубое небо, и происходит чудо. Обычное слово "синий" наполняется сокровенным смыслом, связанным с нашим восприятием и настроением. Так и в поэтическом тексте оно способно обрести новую жизнь. И Сергей Есенин, непревзойденный мастер поэтического слова, простое превращал в необычное.
Литературный критик Р. Гуль писал:«… сине-голубой — любимый есенинский цвет. Цвет русского неба, деревенской тоски от окружающей бескрайности. Без этого цвета у него нет почти ни одного стихотворения… Синим цветом залито все. И всегда он в отделке с золотом звезд, зорь, заката, золотых осин… У Есенина на "цвете" построено все. Часто "цветом", а не музыкой стиха достигает он изумительных эффектов»[2].
Давайте вместе вчитаемся  и всмотримся  в есенинские краски, пойдём  за ним, потому что синий цвет успокаивает,  даёт наслаждение  взору, дарит уравновешенность душе и уверенность разуму, а порой неожиданно заставляет испытывать глубокую печаль.
Вот "Радуница" Сергея Есенина. В строках стихотворений этого цикла свежим, молодым вихрем сквозит неповторимый, самобытный русский дух. Синева усиливает ощущение необъятности и религиозности загадочной Родины:
 … с утра над церковными главами 
 

 Голубеет небесный песок ...
 

  Каждый вечер, как синь, затуманится ... 
 

 Ты идешь, моя бедная странница, 
 

 Поклониться любви и кресту ...
 

 
или
 Опять предо мною голубое поле, 
 

 Качают лужи солнца рдяный лик ...
 

  … Брожу по синим селам, 
 

 Такая Благодать ... 
 

Русь… Она скрывает добрую, волшебную тайну, узнать ее под силу не каждому. Счастлив тот, кто сумел. Счастлив Сергей Есенин, с детства знакомый с самой глубиной исконно-русской национальной жизни.
"Любовь к родному краю, меня томила, мучила и жгла", — скажет Есенин. Он смог принести в поэзию русскую природу со всеми ее далями и красками:
  Не видать конца и края –
 

 Только синь сосет глаза. 
 

"Тих мой край после бурь, после гроз", — говорит поэт восторженно. И здесь для синего цвета предназначена иная роль, нежели восхищение первозданной тайной. Он очищает и преобразует все, "что случилось в стране". Как воздух, очищенный после грозы, успокаивает душу есенинское "несказанное, синее, нежное", приятно согревает его "синий май, заревая теплынь", освежает угнетенные чувства "голубая прохлада", навевает сокровенные воспоминания "синий туман, снеговое раздолье", и "сотворяет" тонкую, легкую и такую хрупкую печаль "вечером синим, вечером лунным" память о "синем счастье".
Творчество поэта одухотворено красотой "голубого" края, не случайно "голубой", "синий" цвета — постоянные эпитеты есенинской Руси, а иногда в них воплощается представление о молодости, о лучших годах жизни: 
 Пройдут голубые года ... 
 

В некоторых стихотворениях  голубой цвет — это как бы дымка воспоминаний о прошлом:
 Все истлело в дыму голубом ... 
 

или, реже, воплощение мечты поэта:
 Звенит голубая звезда ... 
 

В ряде стихотворений образ "голубой Руси" резко противопоставлен городу, "Москве кабацкой":
 Что-то всеми навек утрачено. 
 

 Май мой синий! Июнь голубой! 
 

 Не с того ль так чадит мертвечиной
 

  Над пропащею этой гульбой. 
 

В таком городе лирическому герою нужна защита: 
 Защити меня, влага нежная. 
 

 Май мой синий, июнь голубой ... 
 

Эпитеты "голубой" и "синий" как лейтмотивы проходят через все творчество поэта, и мы видим, что обычно они у Есенина рисуют картины родной природы, которые в свою очередь служат лирическим аккомпанементом к рассказу о душевном состоянии поэта:
 Вечером синим, вечером лунным
 

 Был я когда-то красивым и юным.
 

 В некоторых стихотворениях  эти эпитеты получают обобщенное, символическое значение, — в них олицетворяется дорогая сердцу поэта Россия:
 Я покинул родимый дом,
 

 Голубую оставил Русь. 
 

Так появляется ведущий в поэзии Есенина мотив покинутого отчего дома, а лирический герой — это "вечно странствующий странник", "в лазурь уходящий":
 Воздух прозрачный и синий, 
 

 Выйду в цветочные чащи. 
 

 Путник, в лазурь уходящий,
 

 Ты не дойдешь до пустыни. 
 

 Воздух прозрачный и синий. 
 

Попадая в поэтический мир "Персидских мотивов", мы видим, что роль сине-голубого цвета несколько изменяется. Он создает атмосферу таинственности и привлекательности не родного "далекого синего края", а чужой земли. Но вновь поэт покорен красотой "голубой и ласковой страны", "синими цветами Тегерана", "голубой родиной Фирдоуси". Он восхищается глазами женщины, "полыхающими голубым огнем".
Сергей Есенин наполнил обычные слова (синий и голубой) своим сокровенным смыслом и передал нам свое настроение. 
 
Проанализировав стихотворную речь С.Есенина, можно отметить, что он активно использовал цветовую лексику в своих произведениях и создал  собственную картину мира, яркого, красочного, поэтичного.
В этом имени – 
  свет России –
 Голубые её глаза,
Зеркала озёр её синих,
Спелой ржи золотая краса.
 

  
 

Просмотр видеоклипа «Край родимый»[3].
  
 

 Домашнее задание: Написать эссе на темы «В пряже солнечных дней время выткало нить…»; «Хорошо бы, как ветками ива, опрокинуться в розовость вод…», «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных…», в основе которых анализ золотого(жёлтого), розового и зелёного цветов в стихотворениях С.Есенина.
 
Литература
1. Блок А.А. Краски и слова. /Статья 1906 года/."Золотое руно", 1906, N 1.
2. Гуль Р.Б. Газета «Накануне», 1923, 21 октября, №466, Берлин.
3. Православный медиапортал ТВСПАС.Ru — Видео раздел 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18700 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Обсуждение материала
Татьяна Дубина
26.08.2011 22:45
Хорошее занятие. Помогает глубже понять творчество поэта.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров