Факультативное занятие в 11 классе "Цветопись в поэтическом творчестве С.Есенина"
Краткое описание
Цвет в творчестве С.Есенина стоит наравне с другими важными средствами выражения сложной, напряженной и стремительной мысли. Есенинская палитра широка и разнообразна, Он активно использовал цветовую лексику в своих произведениях и создал собственную картину мира, яркого, красочного, поэтичного.
Описание
Факультативное занятие в 11 классе
Цветопись в поэтическом творчестве С.Есенина
Составитель: Олюнина Валентина Саввична,
учитель русского языка и литературы Олюнина В.С.
МБОУ «Школа № 17» г.Ачинска Красноярского края
У каждого поэта есть свой общий
тон красок, свой ларец слов и образов.
С.Есенин
Цели и задачи:
1. Введение учащихся в яркий по своей образности, но внутренне сложный мир С.Есенина.
2. Наглядно показать, что цвет – важное составляющее поэзии С.Есенина.
3. Овладение художественными образами, выразительными свойствами языка.
4. Воспитывать у учащихся любовь к родине, природе, эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость.
Оборудование: выставка книг С. Есенина, мультимедийная система, видео и аудио сопровождение.
Лекция учителя с элементами беседы.
Мы живём в мире цвета. Именно поэтому у нас складываются яркие, выразительные, самобытные образы. Было бы странно, если бы богатейшая палитра мира не нашла бы отражения в литературе (как в прозе, так и в поэзии). И весьма не бесполезно проследить, какое место занимает цвет среди множества словесно-изобразительных приёмов, используемых автором для воплощения своего видения в произведениях. Многие русские поэты сумели придать поэтическому слову многозначность, научили открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. По словам Г.Р.Державина, поэзия – “ говорящая живопись”. Именно он помогает раскрыть символику каждого цвета:
Лист желтый, например, надменность
Явит, что гордо ты жила;
На синем — скупость вскрикнет, ревность,
Что ты соперниц враг была;
На серебряном — вструбит богатство,
Что ты в свой век прельщалась им;
На темном – зашипит лукавств,
Что в грудь вилась друзьям твоим;
На алом – засмеется радость,
Что весело любила жить;
На розовом – воспляшет младость,
Что с ней хотела век свой длить;
Надежда на листах зелёных
Шепнет о всех твоих мечтах;
На сереньких листах смиренных
Печаль завоет во слезах.
Но гений, благ твоих свидетель,
На белых листьях в блеске слов
Покажет веру, добродетель
И беспорочную любовь.
Из Википедии узнаём, что «цветопись — искусство передачи цветов, красок окружающего мира языком художественного произведения. С помощью цветописи писатель может передать чувства не напрямую, а как бы мелкими штрихами, наполняя своё художественное произведение. Обычно цветопись выражается с помощью прилагательных, однако может выражаться и в существительных, и в других частях речи». В 1905 году Блок написал статью «Краски и слова», где сетовал, что современные писатели не обращают внимания на зрительное восприятие. Он предсказывал появление поэта, который принесёт в поэзию русскую природу со всеми её «далями» и «красками». Этим поэтом стал Сергей Есенин.
Просмотр видеоклипа «С добрым утром!»[3].
И сегодня мы поговорим о том, какую роль цветопись играет в поэтическом творчестве Сергея Есенина. Все его лучшие произведения посвящены именно России. Не удивительно, что в лирике очень значимое место занимают пейзажи, различные картины любимой им страны. Создавая произведения, автор вкладывает в них оттенки настроения своей души, которые “выливаются” в стихотворениях в виде какого-либо цвета.
Тяжко и горько мне ...
Кровью поют уста ...
… О красная вечерняя заря!
Прости мне крик мой ...
О звезды, звезды,
Восковые тонкие свечи,
Капающие красным воском
На молитвенник зари...
Цвет в творчестве С.Есенина стоит наравне с другими важными средствами выражения сложной, напряженной и стремительной мысли.
Есенинская палитра широка и разнообразна, но мне хотелось бы остановиться на красном цвете.
Вопрос учащимся:
- Какое значение красного цвета вы знаете? (Красный цвет и его модификации означают цвет жизни в ее высшем проявлении. Синонимический ряд с общим значением красного цвета: красный, пурпурный, алый, рдяный, розовый, румяный, багровый, багряный, червленый, кровавый, огненный, пламенный — имеет такую основную семантику: собственно красный цвет; цвет крови; цвет зари; цвет горения и т.п. Красный цвет символизирует могущество, опасность, страсть, мощную созидательную силу, лидерство, упорство, динамичность, насилие, нетерпимость, бесстыдство).
Действительно, красный цвет не только ярок, красив, притягателен, но и глубоко противоречив сам по себе. Олицетворяя одновременно богатство, силу, лидерство и хаос, разрушение, кровь, каждый человек по-своему воспринимает этот цвет. Его возбуждающий, агрессивный характер благодаря мастерству поэта становится мягким и спокойным. С помощью этого цвета Есенин часто описывает закат:
… Плещет рдяный мак заката
На озерное стекло...
Выткался на озере алый цвет зари ...
… В багровом зареве закат шипуч и пенен...
… По пруду лебедем красным
Плавает тихий закат...
Есенинская заря — это смена цветов неба, сопровождающая как заход, так и восход солнца.
Из-за леса, леса темного,
Подымается красна зорюшка ...
А кругом роса жемчужная
Отливала блестки алые ...
Мы вместе с лирическим героем любуемся восходом солнца, а порой разделяем его веру в счастье:
Заря молитвенником красным
Пророчит благостную весть.
О верю, верю, счастье есть ...
Но иногда рассвет воспринимается как символ тревоги:
А с запада, как лента широкая,
Подымается заря кровавая ...
Сказали ангелы солнышку:
"Разбуди поди мужика, красное,
Потрепи его за головушку,
Дескать, беда для тебя опасная".
Постоянный эпитет "красное" (солнце), входящий в состав олицетворения, придает стихотворению сказочное звучание.
А иногда Есенин "изображает" солнце на воде. И тогда красный цвет становится приглушенным и не таким ярким:
Качают лужи солнца рдяный лик ...
Есенинский предметный мир не может обойтись без красного цвета и его оттенков:
Заиграй, сыграй, тальяночка малиновы меха,
Выходи встречать к околице, красотка, жениха ...
… Белая свитка и алый кушак,
Рву я на грядке зардевшийся мак ...
… Хороша была Танюша, краше не было в селе,
Красной рюшкою по белу сарафан на подоле ...
А сколько страсти передают постоянные эпитеты, когда поэт описывает женские губы, с которых лирический герой хочет сорвать поцелуй:
Мне хотелось в мерцании пенистых струй
С алых губ твоих с болью сорвать поцелуй...
… У ней губы краснее малины...
… Красной розой поцелуи веют,
Лепестками тая на губах ...
Иногда мы видим, что алый цвет "оживляет" женское лицо, придавая ему прелесть:
С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая была
На закат ты розовый похожа ...
В цветописи Сергея Есенина красный цвет используется разнопланово, но всё-таки чаще встречается в пейзажных зарисовках. В одном из стихотворений поэт сам будто задается вопросом:
Ты ли, Русь, тропой — дорогой
Разметала ал наряд?
Здесь можно заметить и образ — символ, так как алый цвет характерен для русского народного костюма, и личное восприятие поэта. То, что Россию он видит именно в красном цвете, доказывают многие его стихотворения:
Уж давно мне стала сниться
Полей малиновая ширь…
И в то же время для своей родины у Сергей Есенина было множество красок, поэтому его мир так живописен, ярок, прекрасен.
Вопросы учащимся:
- К какому цвету после красного мы перейдем? (К черному).
- Почему? (Символизм красного и черного восходит к первобытно-ритуальной христианской традиции; это цвета жизни и смерти, их борения. Очень часто красный цвет торжествует над черным, как свет над тьмою. Однако символизм красного и черного может быть связан и со смертью через образы крови и разрушительного огня).
- Какое значение чёрного цвета вы знаете?(Черный цвет имеет много значений как позитивных ( мотивированное применение силы, создание, обучение, способность к предвидению, содержательность, скрытые сокровища), так и негативных (разрушительность, использование силы как проявление слабости и эгоизма, подавление, депрессия, пустота, воздержание, ограничения). Черный цвет скрывает то, чем обладает. Человек, предпочитающий его, стремится скрыть свой внутренний мир от окружающих. Черный символизирует конец).
Мы говорили уже о том, что цветовая палитра Есенина очень насыщенна и разнообразна. Но иногда поэт тяготеет к черно-белому видению природно-предметного мира:
Вечер, как сажа,
Льется в окно.
Белая пряжа
Ткет полотно.
… Липнет к окошку
Черная гать.
Лирика Есенина, какой бы "легкой" она не казалась на первый взгляд, несет в себе глубокий философский смысл. Часто взгляд поэта направлен на пространство между небом и землей, т.е. в поднебесье.
Алый мрак в небесной черни
Начертил пожаром грань.
… За окошком полночь чертит свой узор ...
Траурные косы тучи разметали...
… А вдали, чернея, выползают тучи,
И ревет сердито грозная река.
… Колесом на черную дорогу
Выкатился месяц из-за гор.
Ахроматический цвет, который Есенин использовал не только в стихотворениях, написанных в последние годы жизни, но еще и в "Радунице", актуализируется в восприятии человека в случае созерцания природы, когда тот всматривается в пейзажные зарисовки.
При помощи цветописи поэт передает свои впечатления от окружающего мира, но мы можем еще наблюдать, как "краски" используются в качестве эпитетов ("на чёрную дорогу", "в небесной черни"), входят в состав метафор и олицетворений ("чернея, выползают тучи", "траурные косы тучи pазметали") и других выразительных средств языка.
У Есенина, пожалуй, нет разделения на значения собственно цветовые и чисто символические. Условны лишь цветообозначения, идущие от фольклорной традиции. В стихотворении "Русь" (1914 г.) мы встречаемся с народнопоэтическим эпитетом "чёрные вороны":
Понакаркали черные вороны:
Грозным бедам широкий простор.
Кружит вихрь леса во все стороны,
Машет саваном пена с озер.
Черные вороны - символы беды, предвещающие войну, которая нависла над любимой родной землей поэта. В старину говорили: "Ворон крылом накрыл", т.е. пришла страшная беда.
Фольклорная метафора ("надвигалась туча черная") встречается в стихотворении "Лебедушка" (1915г.), которая вместе со сравнением ("орел, как точка черная"), передает тревожное чувство приближающейся опасности:
Но не чуяла лебедушка,
Не видала оком доблестным,
Что от солнца золотистого
Надвигалась туча черная ...
… И орел, как точка черная,
Стал к земле спускаться кольцами...
Черный цвет появляется в есенинской палитре, когда он с болью пишет об обнищании русских деревень:
Черная, потом пропахшая выть!
Как мне тебя не ласкать, не любить?
И читатель не может оставаться равнодушным, безучастным. Родная деревня, милые, знакомые с детства поля и луга, что может быть дороже?! Но и что может быть тяжелее, чем смотреть на нищету и страдания своей родины?
В 20-е годы черный и серый цвета все чаще появляются в стихах Сергея Есенина. Каким-то чувством тоски, безвозвратности веет от них.
Вижу сон. Дорога черная.
Белый конь. Стопа упорная...
Контраст белого и черного цвета в этом стихотворении служит предвестником какой-то трагедии, которая уже витает в воздухе.
Здравствуй ты, моя черная гибель,
Я навстречу тебе выхожу!
"Черная гибель" и "черный человек" — вот последние траурные образы, которые слово тени прошлого появляются в сознании лирического героя и поэта, подталкивая к последнему рубежу Сергея Есенина.
И березы в белом плачут по лесам.
Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?
Грустно, не правда ли?
Вопрос учащимся:
- Как вы думаете, какому цвету Сергей Есенин отдавал своё предпочтение? (синий, голубой).
А знаете ли вы, что синий — цвет печали, "вдовий цвет", близкий к траурному? Он же символизирует организованность, силу духа, непреклонность, послушание, фанатизм, подчинение, силу и мощь; очищает и преобразует. Цвет космоса и религиозности; таинственности и непознанности.
Словарное значение слова "синий" четко определено (оно стилистически нейтрально, не рождает эмоционального отклика).
Но вот мы смотрим на зеркальную гладь моря, в котором отражается яркое голубое небо, и происходит чудо. Обычное слово "синий" наполняется сокровенным смыслом, связанным с нашим восприятием и настроением. Так и в поэтическом тексте оно способно обрести новую жизнь. И Сергей Есенин, непревзойденный мастер поэтического слова, простое превращал в необычное.
Литературный критик Р. Гуль писал:«… сине-голубой — любимый есенинский цвет. Цвет русского неба, деревенской тоски от окружающей бескрайности. Без этого цвета у него нет почти ни одного стихотворения… Синим цветом залито все. И всегда он в отделке с золотом звезд, зорь, заката, золотых осин… У Есенина на "цвете" построено все. Часто "цветом", а не музыкой стиха достигает он изумительных эффектов»[2].
Давайте вместе вчитаемся и всмотримся в есенинские краски, пойдём за ним, потому что синий цвет успокаивает, даёт наслаждение взору, дарит уравновешенность душе и уверенность разуму, а порой неожиданно заставляет испытывать глубокую печаль.
Вот "Радуница" Сергея Есенина. В строках стихотворений этого цикла свежим, молодым вихрем сквозит неповторимый, самобытный русский дух. Синева усиливает ощущение необъятности и религиозности загадочной Родины:
… с утра над церковными главами
Голубеет небесный песок ...
Каждый вечер, как синь, затуманится ...
Ты идешь, моя бедная странница,
Поклониться любви и кресту ...
или
Опять предо мною голубое поле,
Качают лужи солнца рдяный лик ...
… Брожу по синим селам,
Такая Благодать ...
Русь… Она скрывает добрую, волшебную тайну, узнать ее под силу не каждому. Счастлив тот, кто сумел. Счастлив Сергей Есенин, с детства знакомый с самой глубиной исконно-русской национальной жизни.
"Любовь к родному краю, меня томила, мучила и жгла", — скажет Есенин. Он смог принести в поэзию русскую природу со всеми ее далями и красками:
Не видать конца и края –
Только синь сосет глаза.
"Тих мой край после бурь, после гроз", — говорит поэт восторженно. И здесь для синего цвета предназначена иная роль, нежели восхищение первозданной тайной. Он очищает и преобразует все, "что случилось в стране". Как воздух, очищенный после грозы, успокаивает душу есенинское "несказанное, синее, нежное", приятно согревает его "синий май, заревая теплынь", освежает угнетенные чувства "голубая прохлада", навевает сокровенные воспоминания "синий туман, снеговое раздолье", и "сотворяет" тонкую, легкую и такую хрупкую печаль "вечером синим, вечером лунным" память о "синем счастье".
Творчество поэта одухотворено красотой "голубого" края, не случайно "голубой", "синий" цвета — постоянные эпитеты есенинской Руси, а иногда в них воплощается представление о молодости, о лучших годах жизни:
Пройдут голубые года ...
В некоторых стихотворениях голубой цвет — это как бы дымка воспоминаний о прошлом:
Все истлело в дыму голубом ...
или, реже, воплощение мечты поэта:
Звенит голубая звезда ...
В ряде стихотворений образ "голубой Руси" резко противопоставлен городу, "Москве кабацкой":
Что-то всеми навек утрачено.
Май мой синий! Июнь голубой!
Не с того ль так чадит мертвечиной
Над пропащею этой гульбой.
В таком городе лирическому герою нужна защита:
Защити меня, влага нежная.
Май мой синий, июнь голубой ...
Эпитеты "голубой" и "синий" как лейтмотивы проходят через все творчество поэта, и мы видим, что обычно они у Есенина рисуют картины родной природы, которые в свою очередь служат лирическим аккомпанементом к рассказу о душевном состоянии поэта:
Вечером синим, вечером лунным
Был я когда-то красивым и юным.
В некоторых стихотворениях эти эпитеты получают обобщенное, символическое значение, — в них олицетворяется дорогая сердцу поэта Россия:
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
Так появляется ведущий в поэзии Есенина мотив покинутого отчего дома, а лирический герой — это "вечно странствующий странник", "в лазурь уходящий":
Воздух прозрачный и синий,
Выйду в цветочные чащи.
Путник, в лазурь уходящий,
Ты не дойдешь до пустыни.
Воздух прозрачный и синий.
Попадая в поэтический мир "Персидских мотивов", мы видим, что роль сине-голубого цвета несколько изменяется. Он создает атмосферу таинственности и привлекательности не родного "далекого синего края", а чужой земли. Но вновь поэт покорен красотой "голубой и ласковой страны", "синими цветами Тегерана", "голубой родиной Фирдоуси". Он восхищается глазами женщины, "полыхающими голубым огнем".
Сергей Есенин наполнил обычные слова (синий и голубой) своим сокровенным смыслом и передал нам свое настроение.
Проанализировав стихотворную речь С.Есенина, можно отметить, что он активно использовал цветовую лексику в своих произведениях и создал собственную картину мира, яркого, красочного, поэтичного.
В этом имени –
свет России –
Голубые её глаза,
Зеркала озёр её синих,
Спелой ржи золотая краса.
Просмотр видеоклипа «Край родимый»[3].
Домашнее задание: Написать эссе на темы «В пряже солнечных дней время выткало нить…»; «Хорошо бы, как ветками ива, опрокинуться в розовость вод…», «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных…», в основе которых анализ золотого(жёлтого), розового и зелёного цветов в стихотворениях С.Есенина.
Литература
1. Блок А.А. Краски и слова. /Статья 1906 года/."Золотое руно", 1906, N 1.
2. Гуль Р.Б. Газета «Накануне», 1923, 21 октября, №466, Берлин.
3. Православный медиапортал ТВСПАС.Ru — Видео раздел
Цветопись в поэтическом творчестве С.Есенина
Составитель: Олюнина Валентина Саввична,
учитель русского языка и литературы Олюнина В.С.
МБОУ «Школа № 17» г.Ачинска Красноярского края
У каждого поэта есть свой общий
тон красок, свой ларец слов и образов.
С.Есенин
Цели и задачи:
1. Введение учащихся в яркий по своей образности, но внутренне сложный мир С.Есенина.
2. Наглядно показать, что цвет – важное составляющее поэзии С.Есенина.
3. Овладение художественными образами, выразительными свойствами языка.
4. Воспитывать у учащихся любовь к родине, природе, эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость.
Оборудование: выставка книг С. Есенина, мультимедийная система, видео и аудио сопровождение.
Лекция учителя с элементами беседы.
Мы живём в мире цвета. Именно поэтому у нас складываются яркие, выразительные, самобытные образы. Было бы странно, если бы богатейшая палитра мира не нашла бы отражения в литературе (как в прозе, так и в поэзии). И весьма не бесполезно проследить, какое место занимает цвет среди множества словесно-изобразительных приёмов, используемых автором для воплощения своего видения в произведениях. Многие русские поэты сумели придать поэтическому слову многозначность, научили открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. По словам Г.Р.Державина, поэзия – “ говорящая живопись”. Именно он помогает раскрыть символику каждого цвета:
Лист желтый, например, надменность
Явит, что гордо ты жила;
На синем — скупость вскрикнет, ревность,
Что ты соперниц враг была;
На серебряном — вструбит богатство,
Что ты в свой век прельщалась им;
На темном – зашипит лукавств,
Что в грудь вилась друзьям твоим;
На алом – засмеется радость,
Что весело любила жить;
На розовом – воспляшет младость,
Что с ней хотела век свой длить;
Надежда на листах зелёных
Шепнет о всех твоих мечтах;
На сереньких листах смиренных
Печаль завоет во слезах.
Но гений, благ твоих свидетель,
На белых листьях в блеске слов
Покажет веру, добродетель
И беспорочную любовь.
Из Википедии узнаём, что «цветопись — искусство передачи цветов, красок окружающего мира языком художественного произведения. С помощью цветописи писатель может передать чувства не напрямую, а как бы мелкими штрихами, наполняя своё художественное произведение. Обычно цветопись выражается с помощью прилагательных, однако может выражаться и в существительных, и в других частях речи». В 1905 году Блок написал статью «Краски и слова», где сетовал, что современные писатели не обращают внимания на зрительное восприятие. Он предсказывал появление поэта, который принесёт в поэзию русскую природу со всеми её «далями» и «красками». Этим поэтом стал Сергей Есенин.
Просмотр видеоклипа «С добрым утром!»[3].
И сегодня мы поговорим о том, какую роль цветопись играет в поэтическом творчестве Сергея Есенина. Все его лучшие произведения посвящены именно России. Не удивительно, что в лирике очень значимое место занимают пейзажи, различные картины любимой им страны. Создавая произведения, автор вкладывает в них оттенки настроения своей души, которые “выливаются” в стихотворениях в виде какого-либо цвета.
Тяжко и горько мне ...
Кровью поют уста ...
… О красная вечерняя заря!
Прости мне крик мой ...
О звезды, звезды,
Восковые тонкие свечи,
Капающие красным воском
На молитвенник зари...
Цвет в творчестве С.Есенина стоит наравне с другими важными средствами выражения сложной, напряженной и стремительной мысли.
Есенинская палитра широка и разнообразна, но мне хотелось бы остановиться на красном цвете.
Вопрос учащимся:
- Какое значение красного цвета вы знаете? (Красный цвет и его модификации означают цвет жизни в ее высшем проявлении. Синонимический ряд с общим значением красного цвета: красный, пурпурный, алый, рдяный, розовый, румяный, багровый, багряный, червленый, кровавый, огненный, пламенный — имеет такую основную семантику: собственно красный цвет; цвет крови; цвет зари; цвет горения и т.п. Красный цвет символизирует могущество, опасность, страсть, мощную созидательную силу, лидерство, упорство, динамичность, насилие, нетерпимость, бесстыдство).
Действительно, красный цвет не только ярок, красив, притягателен, но и глубоко противоречив сам по себе. Олицетворяя одновременно богатство, силу, лидерство и хаос, разрушение, кровь, каждый человек по-своему воспринимает этот цвет. Его возбуждающий, агрессивный характер благодаря мастерству поэта становится мягким и спокойным. С помощью этого цвета Есенин часто описывает закат:
… Плещет рдяный мак заката
На озерное стекло...
Выткался на озере алый цвет зари ...
… В багровом зареве закат шипуч и пенен...
… По пруду лебедем красным
Плавает тихий закат...
Есенинская заря — это смена цветов неба, сопровождающая как заход, так и восход солнца.
Из-за леса, леса темного,
Подымается красна зорюшка ...
А кругом роса жемчужная
Отливала блестки алые ...
Мы вместе с лирическим героем любуемся восходом солнца, а порой разделяем его веру в счастье:
Заря молитвенником красным
Пророчит благостную весть.
О верю, верю, счастье есть ...
Но иногда рассвет воспринимается как символ тревоги:
А с запада, как лента широкая,
Подымается заря кровавая ...
Сказали ангелы солнышку:
"Разбуди поди мужика, красное,
Потрепи его за головушку,
Дескать, беда для тебя опасная".
Постоянный эпитет "красное" (солнце), входящий в состав олицетворения, придает стихотворению сказочное звучание.
А иногда Есенин "изображает" солнце на воде. И тогда красный цвет становится приглушенным и не таким ярким:
Качают лужи солнца рдяный лик ...
Есенинский предметный мир не может обойтись без красного цвета и его оттенков:
Заиграй, сыграй, тальяночка малиновы меха,
Выходи встречать к околице, красотка, жениха ...
… Белая свитка и алый кушак,
Рву я на грядке зардевшийся мак ...
… Хороша была Танюша, краше не было в селе,
Красной рюшкою по белу сарафан на подоле ...
А сколько страсти передают постоянные эпитеты, когда поэт описывает женские губы, с которых лирический герой хочет сорвать поцелуй:
Мне хотелось в мерцании пенистых струй
С алых губ твоих с болью сорвать поцелуй...
… У ней губы краснее малины...
… Красной розой поцелуи веют,
Лепестками тая на губах ...
Иногда мы видим, что алый цвет "оживляет" женское лицо, придавая ему прелесть:
С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая была
На закат ты розовый похожа ...
В цветописи Сергея Есенина красный цвет используется разнопланово, но всё-таки чаще встречается в пейзажных зарисовках. В одном из стихотворений поэт сам будто задается вопросом:
Ты ли, Русь, тропой — дорогой
Разметала ал наряд?
Здесь можно заметить и образ — символ, так как алый цвет характерен для русского народного костюма, и личное восприятие поэта. То, что Россию он видит именно в красном цвете, доказывают многие его стихотворения:
Уж давно мне стала сниться
Полей малиновая ширь…
И в то же время для своей родины у Сергей Есенина было множество красок, поэтому его мир так живописен, ярок, прекрасен.
Вопросы учащимся:
- К какому цвету после красного мы перейдем? (К черному).
- Почему? (Символизм красного и черного восходит к первобытно-ритуальной христианской традиции; это цвета жизни и смерти, их борения. Очень часто красный цвет торжествует над черным, как свет над тьмою. Однако символизм красного и черного может быть связан и со смертью через образы крови и разрушительного огня).
- Какое значение чёрного цвета вы знаете?(Черный цвет имеет много значений как позитивных ( мотивированное применение силы, создание, обучение, способность к предвидению, содержательность, скрытые сокровища), так и негативных (разрушительность, использование силы как проявление слабости и эгоизма, подавление, депрессия, пустота, воздержание, ограничения). Черный цвет скрывает то, чем обладает. Человек, предпочитающий его, стремится скрыть свой внутренний мир от окружающих. Черный символизирует конец).
Мы говорили уже о том, что цветовая палитра Есенина очень насыщенна и разнообразна. Но иногда поэт тяготеет к черно-белому видению природно-предметного мира:
Вечер, как сажа,
Льется в окно.
Белая пряжа
Ткет полотно.
… Липнет к окошку
Черная гать.
Лирика Есенина, какой бы "легкой" она не казалась на первый взгляд, несет в себе глубокий философский смысл. Часто взгляд поэта направлен на пространство между небом и землей, т.е. в поднебесье.
Алый мрак в небесной черни
Начертил пожаром грань.
… За окошком полночь чертит свой узор ...
Траурные косы тучи разметали...
… А вдали, чернея, выползают тучи,
И ревет сердито грозная река.
… Колесом на черную дорогу
Выкатился месяц из-за гор.
Ахроматический цвет, который Есенин использовал не только в стихотворениях, написанных в последние годы жизни, но еще и в "Радунице", актуализируется в восприятии человека в случае созерцания природы, когда тот всматривается в пейзажные зарисовки.
При помощи цветописи поэт передает свои впечатления от окружающего мира, но мы можем еще наблюдать, как "краски" используются в качестве эпитетов ("на чёрную дорогу", "в небесной черни"), входят в состав метафор и олицетворений ("чернея, выползают тучи", "траурные косы тучи pазметали") и других выразительных средств языка.
У Есенина, пожалуй, нет разделения на значения собственно цветовые и чисто символические. Условны лишь цветообозначения, идущие от фольклорной традиции. В стихотворении "Русь" (1914 г.) мы встречаемся с народнопоэтическим эпитетом "чёрные вороны":
Понакаркали черные вороны:
Грозным бедам широкий простор.
Кружит вихрь леса во все стороны,
Машет саваном пена с озер.
Черные вороны - символы беды, предвещающие войну, которая нависла над любимой родной землей поэта. В старину говорили: "Ворон крылом накрыл", т.е. пришла страшная беда.
Фольклорная метафора ("надвигалась туча черная") встречается в стихотворении "Лебедушка" (1915г.), которая вместе со сравнением ("орел, как точка черная"), передает тревожное чувство приближающейся опасности:
Но не чуяла лебедушка,
Не видала оком доблестным,
Что от солнца золотистого
Надвигалась туча черная ...
… И орел, как точка черная,
Стал к земле спускаться кольцами...
Черный цвет появляется в есенинской палитре, когда он с болью пишет об обнищании русских деревень:
Черная, потом пропахшая выть!
Как мне тебя не ласкать, не любить?
И читатель не может оставаться равнодушным, безучастным. Родная деревня, милые, знакомые с детства поля и луга, что может быть дороже?! Но и что может быть тяжелее, чем смотреть на нищету и страдания своей родины?
В 20-е годы черный и серый цвета все чаще появляются в стихах Сергея Есенина. Каким-то чувством тоски, безвозвратности веет от них.
Вижу сон. Дорога черная.
Белый конь. Стопа упорная...
Контраст белого и черного цвета в этом стихотворении служит предвестником какой-то трагедии, которая уже витает в воздухе.
Здравствуй ты, моя черная гибель,
Я навстречу тебе выхожу!
"Черная гибель" и "черный человек" — вот последние траурные образы, которые слово тени прошлого появляются в сознании лирического героя и поэта, подталкивая к последнему рубежу Сергея Есенина.
И березы в белом плачут по лесам.
Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?
Грустно, не правда ли?
Вопрос учащимся:
- Как вы думаете, какому цвету Сергей Есенин отдавал своё предпочтение? (синий, голубой).
А знаете ли вы, что синий — цвет печали, "вдовий цвет", близкий к траурному? Он же символизирует организованность, силу духа, непреклонность, послушание, фанатизм, подчинение, силу и мощь; очищает и преобразует. Цвет космоса и религиозности; таинственности и непознанности.
Словарное значение слова "синий" четко определено (оно стилистически нейтрально, не рождает эмоционального отклика).
Но вот мы смотрим на зеркальную гладь моря, в котором отражается яркое голубое небо, и происходит чудо. Обычное слово "синий" наполняется сокровенным смыслом, связанным с нашим восприятием и настроением. Так и в поэтическом тексте оно способно обрести новую жизнь. И Сергей Есенин, непревзойденный мастер поэтического слова, простое превращал в необычное.
Литературный критик Р. Гуль писал:«… сине-голубой — любимый есенинский цвет. Цвет русского неба, деревенской тоски от окружающей бескрайности. Без этого цвета у него нет почти ни одного стихотворения… Синим цветом залито все. И всегда он в отделке с золотом звезд, зорь, заката, золотых осин… У Есенина на "цвете" построено все. Часто "цветом", а не музыкой стиха достигает он изумительных эффектов»[2].
Давайте вместе вчитаемся и всмотримся в есенинские краски, пойдём за ним, потому что синий цвет успокаивает, даёт наслаждение взору, дарит уравновешенность душе и уверенность разуму, а порой неожиданно заставляет испытывать глубокую печаль.
Вот "Радуница" Сергея Есенина. В строках стихотворений этого цикла свежим, молодым вихрем сквозит неповторимый, самобытный русский дух. Синева усиливает ощущение необъятности и религиозности загадочной Родины:
… с утра над церковными главами
Голубеет небесный песок ...
Каждый вечер, как синь, затуманится ...
Ты идешь, моя бедная странница,
Поклониться любви и кресту ...
или
Опять предо мною голубое поле,
Качают лужи солнца рдяный лик ...
… Брожу по синим селам,
Такая Благодать ...
Русь… Она скрывает добрую, волшебную тайну, узнать ее под силу не каждому. Счастлив тот, кто сумел. Счастлив Сергей Есенин, с детства знакомый с самой глубиной исконно-русской национальной жизни.
"Любовь к родному краю, меня томила, мучила и жгла", — скажет Есенин. Он смог принести в поэзию русскую природу со всеми ее далями и красками:
Не видать конца и края –
Только синь сосет глаза.
"Тих мой край после бурь, после гроз", — говорит поэт восторженно. И здесь для синего цвета предназначена иная роль, нежели восхищение первозданной тайной. Он очищает и преобразует все, "что случилось в стране". Как воздух, очищенный после грозы, успокаивает душу есенинское "несказанное, синее, нежное", приятно согревает его "синий май, заревая теплынь", освежает угнетенные чувства "голубая прохлада", навевает сокровенные воспоминания "синий туман, снеговое раздолье", и "сотворяет" тонкую, легкую и такую хрупкую печаль "вечером синим, вечером лунным" память о "синем счастье".
Творчество поэта одухотворено красотой "голубого" края, не случайно "голубой", "синий" цвета — постоянные эпитеты есенинской Руси, а иногда в них воплощается представление о молодости, о лучших годах жизни:
Пройдут голубые года ...
В некоторых стихотворениях голубой цвет — это как бы дымка воспоминаний о прошлом:
Все истлело в дыму голубом ...
или, реже, воплощение мечты поэта:
Звенит голубая звезда ...
В ряде стихотворений образ "голубой Руси" резко противопоставлен городу, "Москве кабацкой":
Что-то всеми навек утрачено.
Май мой синий! Июнь голубой!
Не с того ль так чадит мертвечиной
Над пропащею этой гульбой.
В таком городе лирическому герою нужна защита:
Защити меня, влага нежная.
Май мой синий, июнь голубой ...
Эпитеты "голубой" и "синий" как лейтмотивы проходят через все творчество поэта, и мы видим, что обычно они у Есенина рисуют картины родной природы, которые в свою очередь служат лирическим аккомпанементом к рассказу о душевном состоянии поэта:
Вечером синим, вечером лунным
Был я когда-то красивым и юным.
В некоторых стихотворениях эти эпитеты получают обобщенное, символическое значение, — в них олицетворяется дорогая сердцу поэта Россия:
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
Так появляется ведущий в поэзии Есенина мотив покинутого отчего дома, а лирический герой — это "вечно странствующий странник", "в лазурь уходящий":
Воздух прозрачный и синий,
Выйду в цветочные чащи.
Путник, в лазурь уходящий,
Ты не дойдешь до пустыни.
Воздух прозрачный и синий.
Попадая в поэтический мир "Персидских мотивов", мы видим, что роль сине-голубого цвета несколько изменяется. Он создает атмосферу таинственности и привлекательности не родного "далекого синего края", а чужой земли. Но вновь поэт покорен красотой "голубой и ласковой страны", "синими цветами Тегерана", "голубой родиной Фирдоуси". Он восхищается глазами женщины, "полыхающими голубым огнем".
Сергей Есенин наполнил обычные слова (синий и голубой) своим сокровенным смыслом и передал нам свое настроение.
Проанализировав стихотворную речь С.Есенина, можно отметить, что он активно использовал цветовую лексику в своих произведениях и создал собственную картину мира, яркого, красочного, поэтичного.
В этом имени –
свет России –
Голубые её глаза,
Зеркала озёр её синих,
Спелой ржи золотая краса.
Просмотр видеоклипа «Край родимый»[3].
Домашнее задание: Написать эссе на темы «В пряже солнечных дней время выткало нить…»; «Хорошо бы, как ветками ива, опрокинуться в розовость вод…», «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных…», в основе которых анализ золотого(жёлтого), розового и зелёного цветов в стихотворениях С.Есенина.
Литература
1. Блок А.А. Краски и слова. /Статья 1906 года/."Золотое руно", 1906, N 1.
2. Гуль Р.Б. Газета «Накануне», 1923, 21 октября, №466, Берлин.
3. Православный медиапортал ТВСПАС.Ru — Видео раздел
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Рабочие программы, тематическое планирование
Литература
11 класс
21 августа 2011
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Психология профессионального образования: общая характеристика
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»