Устный журнал "Птицы осенью"
Ростовская область
г. Донецк
МОУ СОШ №3
Учитель: Ступаченко М.В.
Урок окружающего мира (3 класс)
Устный журнал
Тема: «Птицы осенью»
Цель урока: - познакомить учащихся с условиями жизни птиц осенью;
- воспитывать любовь к природе, внимательное отношение к пернатым;
- усвоить и повторить понятия «перелетные и зимующие птицы», «браконьер»
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Вступительное слово о птицах.
(играет симфоническая музыка «Одинокий пастух»)
Во всём Земном шаре нет такого уголка, куда не залетают птицы. Птицы широко распространены. Человек встречает их и в полярных странах, и на экваторе, на воде, и на вершинах высочайших гор, в плодородных степях, в пустынях, в лесах и безлесных пространствах.
Сегодня наш урок будет необычным. На уроке мы совершим путешествие в страну пернатых в форме устного журнала «Птицы осенью». В нашем журнале несколько страничек.
ИТАК, дети, в путь, успехов вам!
( Аутотренинг)
Закроем глазки и представим себя в лесу. Тихо, только слышим пение птиц. Мы идём по лесу тихо-тихо и наслаждаемся трелью соловья. Нам легко, в душе испытываем радость, наслажденье, мы отдыхаем. Мы входим в птичий мир, заглянем в «кладовую» пернатых.
Смысл птичьей песни разнообразен: обозначение территории, привлечение подруги (друга), кто не умеет петь – кричит. Громкие звуки умудряются издавать даже и те птицы, у которых голос слаб и непевуч, даже сосем безголосые, некоторые исполняют танец перед подругой (другом).
Итак, открывается первая страничка. «Угадай-ка »
- Маленький мальчишка в сером ярмачишке,
По дворам шныряет, крохи собирает?
В полях ночует, коноплю ворует?
(воробей)
-А какие звуки издаёт воробей? (чик-чирик)
- Летом за пахарем ходит
А под зиму с криком уходит?
(грач)
- В лесу ночном кукует птица
Она назвать себя боится…
Не спит опушка, а птицу эту звать ….
(кукушка)
- А какая песенка у этой птицы?
Днём слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот ?
(сова), а звуки издаёт у-у-ух
- Вертится, стрекочет, весь день хлопочет.
(сорока)
- А есть ли песенка у сороки? (нет) Попробуйте издать её звук.
- Каких вы знаете ещё птиц? (соловей, глухарь, перепёлка, снегирь ит.д.)
Давайте послушаем голоса птиц. (Прослушивается аудио запись с голосами птиц)
Открывается 2 страничка «Заботы птиц».
Весной настаёт время птицам петь. И они поют до половины лета, пока не вырастут их птенцы. Три главных, три самые важные заботы летом у птиц – сумочек. В этом деле им помогают самцы. Какие это главные заботы?
- гнездо свить для детей;
- яйца снести и высадить птенцов;
- птенцов вскормить и научит летать, подготовит их полёту.
Вот, наконец, вскормлены птенцы, научились летать и разыскивать себе еду. Пора лететь. А сейчас, выясним: почему же птицы улетают? Давайте вспомним.
- Как изменилась погода по сравнению с летом? (стали дни короче, температура понизилась)
- Как изменилась жизнь цветов? (они уже стали вянуть)
- Повлияло ли это на жизнь насекомых? (да. Они стали прятаться в кору деревьев, в норки ….)
- Повлияет ли это на жизнь птиц? (да, у птиц будет меньше еды)
- Что вынуждены делать птицы? (искать места, где есть корм)
- Так почему же птицы улетают? (ищут тёплые места и корм)
Всё верно. Меньше плодов и ягод, цветов, насекомых – пищи для птиц и многие от бескормилицы улетают в тёплые страны к теплу и корму. Конечно, есть ещё несколько биологических причин отлётов птиц, но главная – недостаток пищи.
Открывается 3 страничка «Перелётные и зимующие птицы»
Жизнь многих птиц словно меняется сезонами. Сюда относится и такое удивительное явление в их жизни, кА осенние перелёты из наших мест в тёплые страны и весеннее возвращение. Птиц, совершающих такие перелёты называют ПЕРЕЛЁТНЫМИ.
- Почему мы их так называем? (птицы перелетают в тёплые края в поисках пищи)
- Каких вы знаете перелётных птиц? (ласточка, жаворонок, скворец…. ) Можно показать картинки птиц.
Птиц, постоянно живущих в данной местности называют ОСЁДЛЫМИ. Их 20% видов от общего числа.
- Почему мы называем птиц осёдлыми? (птицы живут у нас постоянно)
- Каких вы знаете оседлых птиц? (воробей, дятел…..) Можно также показать картинки птиц.
Перелётные Осёдлые
кочующие зимующие
Самая большая группа – это кочующие. Они кочуют, т.е. переходят в разные места в определённой области, не улетают в тёплые края. К нам в гости кочует снегирь. Птиц, которые зимуют в данной местности называют зимующими. (воробьи, голуби, сороки. совы). Отлёт идёт в определённом порядке. Ранее других улетают на юг птицы, питающиеся насекомыми: стрижи, ласточки, пеночки.
- Почему идёт такой порядок? (Не все птицы улетают одновременно. Первыми от нас улетают те птицы, которым не удалось вывести птенцов. За ними молодые, но уже окрепшие птенцы. Через некоторое время самцы, а затем самки. Перед отлётом птицы собираются в стаи. На зимовке птицы не поют. Когда заканчивается отлёт местных пернатых птиц, когда опустеют леса, поля, парки, появляются снегири, чечётки)
Каждый вид улетает своим особым видом:
Клином журавли……
Колонной стрижи…….
Открывается 4 страничка «Опасности»
В пути много бед ждёт перелётных птиц. Ночью лучше лететь: меньше опасности. Тёмной ночью летят стаи мелких птичек, караваны журавлей. И вот начинается дождь. Ничего не видно, мокнут перья, крылья тяжелеют. Лететь дальше становится не под силу. Стая за стаей, караван за караваном опускаются на землю, здесь усталые и обессиленные птицы попадают когти и зубы хищникам. А тут ещё…. (Выходит мальчик в костюме браконьера, имитирует обстрел птиц)
- Ребята, кто это? (браконьер)
- Кто такой браконьер? (браконьер-это человек, незаконным путём обстреливает птиц )
- Правильно ли это он делает?(нет, так как уничтожает живые существа)
_ Давайте послушаем стихотворение «Просьба» Н. А. Заболоцкого.
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивала птица.
Птицы, рыбы, звери в душу людям смотрят.
Вы их жалейте, люди! Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц - не небо,
А море без рыб - не море,
А земля без зверей - не земля.
Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце. Сердце человечье!
Люди-человеки, страны и народы,
Мы теперь навеки должники природы!
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица.
- К чему нас призывает автор? (жалеть птиц, не убивать)
- Нарисуйте запрещающие знаки, которые вы бы поставили в своём городе.
(дети рисуют)
- И наступит весна. И опять запоют в наших лесах, парках, садах птицы. А мы будем наслаждаться х пеним.
Открывается страничка «Итоговая»
Экспресс-опрос +(да), - (нет).
1.Все ли птицы улетают от нас? (-)
2. Рябчик – перелётная птица? (-)
3. Воробей – осёдлая птица (+)
4. Сразу ли все птицы улетают (-)
5. Все ли птицы долетают до зимовки (-)
6. Поют ли птицы во время зимовки (-)
7. Человек помогает птицам зимой (+)
8. Нарушают ли закон браконьеры (+)
Итак. Ребята давайте подведём итоги наших бесед. (Мы познакомились с условиями жизни птиц осенью. Усвоили понятия «перелётные и зимующие птицы» , наша обязанность защищать птиц от браконьеров)
Список используемой литературы:
-
И.В. Цветкова «Экология для начальной школы»
Ярославль «Академия развития» 1997 г.
-
А.А. Плешаков «Экология для младших школьников»
Москва «Просвещение» 1995 г.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Сохранение и укрепление здоровья младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО