В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Создание развивающей среды на уроках в начальных классах средствами системно-деятельностного метода

Создание развивающей среды на уроках в начальных классах средствами системно-деятельностного метода

Лариса Басынина
Тип материала: другое
Рейтинг: 12345 голосов:2просмотров: 7227 комментариев: 1
Краткое описание
В данной статье рассказывается о деятельностном методе обучения на уроках математики в начальных классах
Описание
 Создание развивающей среды на уроках в начальных классах средствами системно-деятельностного метода
 Л. Н. Басынина
 МОУ СОШ №1 г. Бугульмы 
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи» ( И. Г. Песталоцци). Этот принцип я взяла за основу своей педагогической деятельности. Чему должен научиться ребенок? Вспомним старую притчу о том, как пришёл мудрец к бедным и сказал: «Я вижу: вы голодны. Я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод». Притча гласит: не нужно давать рыбу, а нужно научить ловить её. Дидактическая система Л. Занкова и есть та система, которая помогает научить учиться, научить «ловить рыбу», а тем самым овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования. Именно в действии порождается знание. Такой подход обеспечивает возможности обучающемуся самостоятельно действовать при получении образования, обеспечивает целостность личностного, познавательного развития и саморазвития личности, усвоение учебного содержан формирование способностей учащихся.
 Ориентируясь на современные требования к процессу обучения, я часто задумываюсь о том, как построить урок так, чтобы каждый ребёнок продвинулся в развитии. Все уроки, я думаю, должны внести свою частичку в развитие ребёнка, быть очередным шагом вперед. Легко ответить на вопрос: «Какой урок ценнее, современнее: тот, который построен по одному общему сценарию, или урок с гибкой структурой?» Ещё К. Д. Ушинский категорически отвергал уроки, построенные на основе схематизма и трафарета, не побуждающие ребёнка к восприятию и осмыслению изучаемого материала, не создающие условия для развития способности к самообразованию. Поэтому хороший современный урок – это то время, когда ученик познаёт себя, делает открытия, ищет верные решения, сомневается, радуется, это кусочек его жизни, это урок, проводимый по системе Л. Занкова.
 На уроках я решаю с учениками следующие задачи:
  — способствую эффективному накоплению каждым учеником собственного личного опыта;
  — развиваю творческие способности;
 -применяю системно-деятельностный подход;
  — предлагаю разноуровневые учебные задания и формы работы, поощряю к самостоятельному поиску путей решения поставленных проблем;
  — осуществляю личностно-ориентированную направленность;
  — помогаю ученику самостоятельно планировать свою деятельность;
  — побуждаю детей к самооценке, анализу и исправлению ошибок.
 Мои уроки не разворачиваются как хорошо накатанная гладкая дорога, где каждый следующий отрезок плавно вытекает из предыдущего. Это – извивающаяся горная тропа, на которой за каждым поворотом встречается новое, неожиданное. Чем более разнообразна структура урока, тем неожиданнее и удивительнее его начало, тем эффективнее дети включаются в учебную деятельность и тем она результативнее. Познакомлю с несколькими конкретными примерами такой работы:
  1. в начале урока дети знакомятся с темой, записанной на доске, на компьютере; урок заканчивается обсуждением вопроса о том, какие задания относятся к этой теме; выясняется, соответствует ли данная тема содержанию урока, является ли тема основной для урока;
  2. тема урока не сообщается; дети в конце урока получают задание сформулировать его тему;
  3. называю содержание заданий, которые нужно выполнить на уроке, даю возможность самостоятельно предложить порядок их выполнения; в конце урока обсуждается, насколько удачным оказался предложенный порядок выполнения и сам их выбор, предложенный мною.
     
 Один из важнейших моментов – это начало урока, которое выполняет сверхзадачу: концентрацию и развитие внимания, памяти, интереса к уроку, пробуждение жизненных сил ребёнка. Поэтому уроки, проводимые мной подразумевают и валеологически целесообразное включение в урок, то есть создание доминанты. Этого достигаю на уроке четкой постановкой цели и задач урока и усвоение их обучающимися. Кроме того, кратко описываю план занятия, виды учебной деятельности детей, чтобы они чувствовали свою сопричастность к уроку. Помимо создания доминанты на уроке важно быстрое включение в урок за счет определенного действия, носящего характер ритуала. Общепринятым школьным ритуалом является приветствие вошедшего учителя стоя. Однако, я сознательно ввожу ритуал, связанный именно со своим уроком. Мои уроки начинаются с рецитирования, которое пробуждает жизненные силы ребенка, развивает его память и органы речи. Главное назначение рецитирования вижу в том, чтобы организовать классный коллектив на усвоение новой темы, стимулировать учебно-познавательные мотивы без использования педагогических средств принуждения. Эта часть урока проводится стоя: ученики стоят у парт, я здороваюсь с ними, и вместе произносим ритуальное стихотворение, которое звучит на каждом уроке на протяжении года. Вот пример рецитирования:  
 Утром солнышко взошло.
 Новый день нам принесло.
 Сильными и добрыми
 Новый день встречаем мы.
 Вот мои руки, я раскрываю
 Их навстречу солнцу.
 Вот мои ноги, они твердо
 Стоят на земле и ведут
 Меня верной дорогой.
 Вот моя душа, я раскрываю
 Её навстречу людям.
 Наступи, новый день!
 Здравствуй, новый день!
 При планировании уроков я предусматриваю развитие продуктивного мышления и навыков его практического применения, большое внимание уделяю возможности постоянно приобщаться детям к новому, непрерывно развивающемуся потоку информации. На уроках учащиеся обучаются рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и учений как в аналогичные, так и в измененные условия. Приведу пример: на уроке русского языка надо было выполнить логически-поисковое задание, назвав лишнее слово из следующего ряда: Москва, Украина, Арме­ния, Узбекистан. Этот вопрос предполагает однозначный ответ: лишнее сло­во Москва, так как это город, а остальные — государства. Ученики же, уже приученные видеть много аспектов решения одной и той же однозначной задачи, увидели, что лишним может быть и Узбекистан (это существительное 2-го склонения, а остальные — первого), и Москва, так как в этом слове два слога, а в остальных- четыре. На уроке математики предлагаю задания поискового характера, задачи с наращиванием условия. «К Новому году вырезали 102 снежин­ки. 10 мальчиков вырезали по 3 снежинки каждый». Предлагаю дополнить условие и поставить вопрос. 1. «А остальные снежинки вырезали девочки. Сколько снежинок выреза­ли девочки? На сколько больше снежинок вырезали девочки, чем мальчики?» 2. «Сколько снежинок вырезала каждая из девочек?» (Количество девочек может быть разным. Главное, дети должны найти второе число, на которое бы делилось 72. Это может быть и 8, и 9, и 2, и 12, и 6, иЗ). 3. «А 5 девочек вырезали по 12 снежинок каждая. Сколько снежинок вы­резали взрослые?» (Дополненная так задача уже будет решаться четырьмя действиями). Таким образом, дети не только находятся в творческом поиске условия задачи, но усложняют эту задачу. Такая работа позволяет быстрее нау­читься решать любые задачи.
 Урок, направленный на развитие способностей может начаться и с разминки. На этом этапе преобладают репро­дуктивные задачи, хотя доля репродукции снижается за счет ограничения времени на ответ, применения «обманных» заданий. Это придает дух сорев­новательности, контролирует внимание, развивает умение быстро переклю­чаться с одного вида деятельности на другой. Все эти умения в совокупности войдут в структуру заданий творческого характера. Приведу пример простой репродуктивной задачи интенсивного характера. «Прочитать числа, обращая внимание на знаки препинания: 21, 22, 23… 24? 25! 26?! 27, 28, 29. Сосчи­тать их сумму рациональным способом, уменьшить ее на 25 и разделить на 2. Сколько у вас получилось? (100) Как это звучит по-английски? С какими по­стоянными величинами в математике оно у вас ассоциируется? В название каких литературных произведений входит это число?»
 Большинство учащихся на этом этапе стараются работать, используя все свои возможности и способности.
 Деятельностный подход направлен на владение примами поисковой и творческой деятельности, на решение поставленных проблем.. Так, на уроке математики в 3 классе было предложено следующее задание: из квадратного листа бумаги вырезали наибольший круг, радиус которого 137 мм. Найти периметр данного квадрата. Возникает проблема: как найти периметр квадрата, зная радиус круга. Уроки литературного чтения являются простором для творческой деятельности обучающихся. При изучении «Поучения Владимира Мономаха детям» ученики составляли свои поучения: это были поучения сестре, брату, одноклассникам и даже самому себе. ( Поучение мальчика младшей сестре: «Сестрёнка моя, прими в своё сердце моё поучение. В учёбе своей не ленись, будь старательна, дабы все над тобой не смеялись. Не надейся в этой жизни на других, а только на себя. Остерегайся лжи: от неё погибнет душа твоя. Живи так, чтобы потом люди не стали проклинать тебя. Молвив слово, сдержи его. Почитай старших и друзей своих. Приветливым взглядом одари больного, нищего. Добрым словом приветь окружающих. Учись только хорошему, а плохое выброси из головы»)  
 В составлении рассказов — загадок, задач выражается первое пробужде­ние мысли ученика. Это и есть исходное звено познавательного, поискового . и творческого процесса. При этом я обращаю большое внимание на содержа­ние задач, характер и форму вопросов, их место в системе урока. Так, в поне­дельник ученикам делается сообщение о том, что на уроках в пятницу будем говорить о воде и о том, что с ней связано. Дети в течение недели подбирают стихи, песни, загадки, другие сведения, связанные с водой. В четверг мы от­бираем тот материал, который можно использовать на уроке русского языка, математики и окружающего мира. В пятницу почти каждый ученик на уроке активный. Дети ждут этих уроков с нетерпением: ведь какое-то задание при­думано им самим. Это, конечно, для учащихся новая форма работы с мате­риалом, в которой воплощается их активность, тяга к самостоятельности.
 Большой интерес представляют для учащихся наметившиеся формы задавания вопросов на уроке. Вопросов, требующих однозначного ответа, не бывает. Так, при работе над предложением («Зеленеют все опушки, зеленеет старый пруд, а зелёные весёлые лягушки песенки поют».) можно задать та­кой вопрос: «Что вы можете сказать об этом предложении?» Ответы могут быть различными; «Это предложение сложное. Оно состоит из трех частей. В нем есть однородные члены. Есть однокоренные слова. Оно повествователь­ное и невосклицательное. Каждая часть распространена. В нем три глагола и четыре имени существительных». Именно, о падежах имен существительных будет говорится на данном уроке. Дети указывают падеж, но кроме этого по­лучили более полную характеристику этого предложения.
Системно-деятельностный метод направлен на умение продолжить мыслительную деятельность за пределами требуемого. Предлагаю ознакомиться с одним из современных подходов к мыслительной деятельности обучающихся и достаточно простым инструментом, повышающим эффективность этой деятельности во всех направлениях. Таким инструментом являются интеллект-карты, которые мы составляем на уроках математики. Они предназначены для эффективного хранения информации. А эффективное хранение информации означает её усвоение и понимание. И чем больше информации обучающиеся усваивают таким способом, тем сильнее становятся их память и интеллект.
 Интеллект-карты являются формой графического выражения радиантного мышления. Термин «радиантное мышление» относится к ассоциативным мыслительным процессам, отправной точкой которых является центральный объект. Суть заключается в следующем: берется какая-то определенная основная тема, а затем от нее, как лучи от солнца или ветви от ствола дерева, строятся различные идеи, так или иначе связанные с основной темой. Устанавливаются также связи между различными ветвями. Совершенствуйте достигнутое: пересматривайте созданную интеллект-карту, проверяйте свою способность к запоминанию информации.  
Деятельностный подход обеспечивает быстрое усвоение, закрепление и применение на практике знаний, умений и навыков. Быстрое усвоение происходит при прохождении материала быстрыми темпами, с опережением. Такое обучение открывает перспективу: что предстоит учить потом, где и какие трудные и интересные вопросы ждут детей. Ученики включаются на уроке в деятельность, позволяющую «вести» за собой других.
Такое обучение содействует достижению высоких показателей качества знаний обучающихся, способствует прочному овладению учебными умениями, развивает интеллектуальные силы детей, воспитывает в них положительные человеческие качества.
 Одной из форм деятельностного подхода является проектная деятельность обучающихся, которая полностью представляет собой развернутую структуру учебной деятельности. Мои ученики выполняют исследовательские, творческие, межпредметные, информационные проекты, являются дипломантами Всероссийских и республиканских конкурсов, фестивалей. В деятельности по исследованию, решению проблем, самостоятельному добыванию знаний оцениваю только успех.
 Использование деятельностного подхода в обучении младших школьников решает главную задачу – достижение оптимального общего развития каждого учащегося при сохранении здоровья – успешно.
 Использованная литература
  1. Баев Л. Э. Создание развивающей среды на уроках в начальных классах.-«ИДР»,2009
     
 2. Советова Е. В. Эффективные образовательные технологии.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18700 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Статья для публикации Л. Н. Басынина, г. Бугульма.doc Скачать

Создание развивающей среды на уроках в начальных классах средствами системно-деятельностного метода

Л. Н. Басынина

МОУ СОШ №1 г. Бугульмы «Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи» ( И. Г. Песталоцци). Этот принцип я взяла за основу своей педагогической деятельности. Чему должен научиться ребенок? Вспомним старую притчу о том, как пришёл мудрец к бедным и сказал: «Я вижу: вы голодны. Я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод». Притча гласит: не нужно давать рыбу, а нужно научить ловить её. Дидактическая система Л. Занкова и есть та система, которая помогает научить учиться, научить «ловить рыбу», а тем самым овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования. Именно в действии порождается знание. Такой подход обеспечивает возможности обучающемуся самостоятельно действовать при получении образования, обеспечивает целостность личностного, познавательного развития и саморазвития личности, усвоение учебного содержан формирование способностей учащихся.

Ориентируясь на современные требования к процессу обучения, я часто задумываюсь о том, как построить урок так, чтобы каждый ребёнок продвинулся в развитии. Все уроки, я думаю, должны внести свою частичку в развитие ребёнка, быть очередным шагом вперед. Легко ответить на вопрос: «Какой урок ценнее, современнее: тот, который построен по одному общему сценарию, или урок с гибкой структурой?» Ещё К. Д. Ушинский категорически отвергал уроки, построенные на основе схематизма и трафарета, не побуждающие ребёнка к восприятию и осмыслению изучаемого материала, не создающие условия для развития способности к самообразованию. Поэтому хороший современный урок – это то время, когда ученик познаёт себя, делает открытия, ищет верные решения, сомневается, радуется, это кусочек его жизни, это урок, проводимый по системе Л. Занкова.

На уроках я решаю с учениками следующие задачи:

- способствую эффективному накоплению каждым учеником собственного личного опыта;

- развиваю творческие способности;

-применяю системно-деятельностный подход;

- предлагаю разноуровневые учебные задания и формы работы, поощряю к самостоятельному поиску путей решения поставленных проблем;

- осуществляю личностно-ориентированную направленность;

- помогаю ученику самостоятельно планировать свою деятельность;

- побуждаю детей к самооценке, анализу и исправлению ошибок.

Мои уроки не разворачиваются как хорошо накатанная гладкая дорога, где каждый следующий отрезок плавно вытекает из предыдущего. Это – извивающаяся горная тропа, на которой за каждым поворотом встречается новое, неожиданное. Чем более разнообразна структура урока, тем неожиданнее и удивительнее его начало, тем эффективнее дети включаются в учебную деятельность и тем она результативнее. Познакомлю с несколькими конкретными примерами такой работы:

  1. в начале урока дети знакомятся с темой, записанной на доске, на компьютере; урок заканчивается обсуждением вопроса о том, какие задания относятся к этой теме; выясняется, соответствует ли данная тема содержанию урока, является ли тема основной для урока;

  2. тема урока не сообщается; дети в конце урока получают задание сформулировать его тему;

  3. называю содержание заданий, которые нужно выполнить на уроке, даю возможность самостоятельно предложить порядок их выполнения; в конце урока обсуждается, насколько удачным оказался предложенный порядок выполнения и сам их выбор, предложенный мною.

Один из важнейших моментов – это начало урока, которое выполняет сверхзадачу: концентрацию и развитие внимания, памяти, интереса к уроку, пробуждение жизненных сил ребёнка. Поэтому уроки, проводимые мной подразумевают и валеологически целесообразное включение в урок, то есть создание доминанты. Этого достигаю на уроке четкой постановкой цели и задач урока и усвоение их обучающимися. Кроме того, кратко описываю план занятия, виды учебной деятельности детей, чтобы они чувствовали свою сопричастность к уроку. Помимо создания доминанты на уроке важно быстрое включение в урок за счет определенного действия, носящего характер ритуала. Общепринятым школьным ритуалом является приветствие вошедшего учителя стоя. Однако, я сознательно ввожу ритуал, связанный именно со своим уроком. Мои уроки начинаются с рецитирования, которое пробуждает жизненные силы ребенка, развивает его память и органы речи. Главное назначение рецитирования вижу в том, чтобы организовать классный коллектив на усвоение новой темы, стимулировать учебно-познавательные мотивы без использования педагогических средств принуждения. Эта часть урока проводится стоя: ученики стоят у парт, я здороваюсь с ними, и вместе произносим ритуальное стихотворение, которое звучит на каждом уроке на протяжении года. Вот пример рецитирования:

Утром солнышко взошло.

Новый день нам принесло.

Сильными и добрыми

Новый день встречаем мы.

Вот мои руки, я раскрываю

Их навстречу солнцу.

Вот мои ноги, они твердо

Стоят на земле и ведут

Меня верной дорогой.

Вот моя душа, я раскрываю

Её навстречу людям.

Наступи, новый день!

Здравствуй, новый день!

При планировании уроков я предусматриваю развитие продуктивного мышления и навыков его практического применения, большое внимание уделяю возможности постоянно приобщаться детям к новому, непрерывно развивающемуся потоку информации. На уроках учащиеся обучаются рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и учений как в аналогичные, так и в измененные условия. Приведу пример: на уроке русского языка надо было выполнить логически-поисковое задание, назвав лишнее слово из следующего ряда: Москва, Украина, Арме­ния, Узбекистан. Этот вопрос предполагает однозначный ответ: лишнее сло­во Москва, так как это город, а остальные - государства. Ученики же, уже приученные видеть много аспектов решения одной и той же однозначной задачи, увидели, что лишним может быть и Узбекистан (это существительное 2-го склонения, а остальные - первого), и Москва, так как в этом слове два слога, а в остальных- четыре. На уроке математики предлагаю задания поискового характера, задачи с наращиванием условия. «К Новому году вырезали 102 снежин­ки. 10 мальчиков вырезали по 3 снежинки каждый». Предлагаю дополнить условие и поставить вопрос. 1. «А остальные снежинки вырезали девочки. Сколько снежинок выреза­ли девочки? На сколько больше снежинок вырезали девочки, чем мальчики?» 2. «Сколько снежинок вырезала каждая из девочек?» (Количество девочек может быть разным. Главное, дети должны найти второе число, на которое бы делилось 72. Это может быть и 8, и 9, и 2, и 12, и 6,иЗ). 3. «А 5 девочек вырезали по 12 снежинок каждая. Сколько снежинок вы­резали взрослые?» (Дополненная так задача уже будет решаться четырьмя действиями). Таким образом, дети не только находятся в творческом поиске условия задачи, но усложняют эту задачу. Такая работа позволяет быстрее нау­читься решать любые задачи.

Урок, направленный на развитие способностей может начаться и с разминки. На этом этапе преобладают репро­дуктивные задачи, хотя доля репродукции снижается за счет ограничения времени на ответ, применения «обманных» заданий. Это придает дух сорев­новательности, контролирует внимание, развивает умение быстро переклю­чаться с одного вида деятельности на другой. Все эти умения в совокупности войдут в структуру заданий творческого характера. Приведу пример простой репродуктивной задачи интенсивного характера. «Прочитать числа, обращая внимание на знаки препинания: 21, 22, 23 ... 24? 25! 26?! 27, 28, 29. Сосчи­тать их сумму рациональным способом, уменьшить ее на 25 и разделить на 2. Сколько у вас получилось? (100) Как это звучит по-английски? С какими по­стоянными величинами в математике оно у вас ассоциируется? В название каких литературных произведений входит это число?»

Большинство учащихся на этом этапе стараются работать, используя все свои возможности и способности.

Деятельностный подход направлен на владение примами поисковой и творческой деятельности, на решение поставленных проблем.. Так, на уроке математики в 3 классе было предложено следующее задание: из квадратного листа бумаги вырезали наибольший круг, радиус которого 137 мм. Найти периметр данного квадрата. Возникает проблема: как найти периметр квадрата, зная радиус круга. Уроки литературного чтения являются простором для творческой деятельности обучающихся. При изучении «Поучения Владимира Мономаха детям» ученики составляли свои поучения: это были поучения сестре, брату, одноклассникам и даже самому себе. ( Поучение мальчика младшей сестре: «Сестрёнка моя, прими в своё сердце моё поучение. В учёбе своей не ленись, будь старательна, дабы все над тобой не смеялись. Не надейся в этой жизни на других, а только на себя. Остерегайся лжи: от неё погибнет душа твоя. Живи так, чтобы потом люди не стали проклинать тебя. Молвив слово, сдержи его. Почитай старших и друзей своих. Приветливым взглядом одари больного, нищего. Добрым словом приветь окружающих. Учись только хорошему, а плохое выброси из головы»)

В составлении рассказов - загадок, задач выражается первое пробужде­ние мысли ученика. Это и есть исходное звено познавательного, поискового . и творческого процесса. При этом я обращаю большое внимание на содержа­ние задач, характер и форму вопросов, их место в системе урока. Так, в поне­дельник ученикам делается сообщение о том, что на уроках в пятницу будем говорить о воде и о том, что с ней связано. Дети в течение недели подбирают стихи, песни, загадки, другие сведения, связанные с водой. В четверг мы от­бираем тот материал, который можно использовать на уроке русского языка, математики и окружающего мира. В пятницу почти каждый ученик на уроке активный. Дети ждут этих уроков с нетерпением: ведь какое-то задание при­думано им самим. Это, конечно, для учащихся новая форма работы с мате­риалом, в которой воплощается их активность, тяга к самостоятельности.

Большой интерес представляют для учащихся наметившиеся формы задавания вопросов на уроке. Вопросов, требующих однозначного ответа, не бывает. Так, при работе над предложением («Зеленеют все опушки, зеленеет старый пруд, а зелёные весёлые лягушки песенки поют».) можно задать та­кой вопрос: «Что вы можете сказать об этом предложении?» Ответы могут быть различными; «Это предложение сложное. Оно состоит из трех частей. В нем есть однородные члены. Есть однокоренные слова. Оно повествователь­ное и невосклицательное. Каждая часть распространена. В нем три глагола и четыре имени существительных». Именно, о падежах имен существительных будет говорится на данном уроке. Дети указывают падеж, но кроме этого по­лучили более полную характеристику этого предложения.

Системно-деятельностный метод направлен на умение продолжить мыслительную деятельность за пределами требуемого. Предлагаю ознакомиться с одним из современных подходов к мыслительной деятельности обучающихся и достаточно простым инструментом, повышающим эффективность этой деятельности во всех направлениях. Таким инструментом являются интеллект-карты, которые мы составляем на уроках математики. Они предназначены для эффективного хранения информации. А эффективное хранение информации означает её усвоение и понимание. И чем больше информации обучающиеся усваивают таким способом, тем сильнее становятся их память и интеллект.

Интеллект-карты являются формой графического выражения радиантного мышления. Термин «радиантное мышление» относится к ассоциативным мыслительным процессам, отправной точкой которых является центральный объект. Суть заключается в следующем: берется какая-то определенная основная тема, а затем от нее, как лучи от солнца или ветви от ствола дерева, строятся различные идеи, так или иначе связанные с основной темой. Устанавливаются также связи между различными ветвями. Совершенствуйте достигнутое: пересматривайте созданную интеллект-карту, проверяйте свою способность к запоминанию информации.

Деятельностный подход обеспечивает быстрое усвоение, закрепление и применение на практике знаний, умений и навыков. Быстрое усвоение происходит при прохождении материала быстрыми темпами, с опережением. Такое обучение открывает перспективу: что предстоит учить потом, где и какие трудные и интересные вопросы ждут детей. Ученики включаются на уроке в деятельность, позволяющую «вести» за собой других.

Такое обучение содействует достижению высоких показателей качества знаний обучающихся, способствует прочному овладению учебными умениями, развивает интеллектуальные силы детей, воспитывает в них положительные человеческие качества.

Одной из форм деятельностного подхода является проектная деятельность обучающихся, которая полностью представляет собой развернутую структуру учебной деятельности. Мои ученики выполняют исследовательские, творческие, межпредметные, информационные проекты, являются дипломантами Всероссийских и республиканских конкурсов, фестивалей. В деятельности по исследованию, решению проблем, самостоятельному добыванию знаний оцениваю только успех.

Использование деятельностного подхода в обучении младших школьников решает главную задачу – достижение оптимального общего развития каждого учащегося при сохранении здоровья – успешно.

Использованная литература

  1. Баев Л. Э. Создание развивающей среды на уроках в начальных классах.-«ИДР»,2009

2. Советова Е. В. Эффективные образовательные технологии.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007

Обсуждение материала
Марина Гилярова
22.08.2011 17:20
Выбрана очень актуальная тема в свете внедрения новых ФГОС в систему начального школьного образования. Системно – деятельностный подход лежит в основе этих стандартов, так как главным является не информированность и «заполненность» энциклопедическими знаниями учащихся, а способность их использовать, развивать собственную деятельность.
В начале статьи автор перечисляет задачи, решаемые при проведении уроков, но как конкретно применяются некоторые из них далее в статье не прослеживается. Хорошо описаны некоторые приемы работы развивающего обучения, но ни слова не сказано о компетентностном подходе, что является главной составляющей новых ФГОС.
В статье в нескольких местах делается акцент на здоровье школьников, но нигде не пересекаются здоровьесберегающие технологии и развивающие моменты обучения.
Неудачным считаю пример про ловлю рыбы. Получается, что только богатые умеют ловить рыбу, а бедные потому и бедные, что ничего не делают. Выходит больше половины учителей – бездельники, ни на что не способные.
В статье хотелось увидеть анализ развивающих элементов, но представлены только их перечисления с копированием некоторой части из других статей, размещенных в Интернете на других сайтах.
Рекомендую автору доработку статьи.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос