Рабочая программа по химии для СПО
Министерство образования и науки Самарской области
ГОУ СПО Самарский техникум сервиса производственного оборудования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплина: ____________ХИМИЯ________________________________
Для специальностей: 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта; 151901 технология машиностроения; 034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение.
Самара
2010
Одобрена Рабочая программа составлена в соответствии
Предметно-цикловой комиссией с Государственными требованиями к минимуму
Естественнонаучного содержания и уровня подготовки выпускника
И математического профиля по специальности СПО
Председатель ПЦК Зам. директора по УПР
____________Карьков А.М. __________ Фомина В.А. «___»_________2010г. «___»__________2010г.
Составитель: Карьков А.М.___________________________________________
Рецензенты:__________________________________________________________
РЕЦЕНЗИЯ
Рабочая программа учебного предмета «химия» составлена на основе Государственного стандарта и содержит в себе весь объём обязательного минимума содержания образования.
В программе четко проработаны последовательность изучения материала, варианты и темы уроков, самостоятельные работы учащихся и зачетная контрольная работа.
Составитель очень подробно расписал основное содержание учебного предмета, выявил общие тенденции в усвоении студентами учебного материала и раскрыл основные умения и навыки, которыми они должны овладеть по окончании курса.
Данная рабочая программа, составленная преподавателем Карьковым А.М., соответствует всем требованиям и полностью готова для внедрения в учебный процесс любого образовательного учреждения.
Рецензент:
Ф.И.О.__________________________должность____________________
«___»_____________201__г.
Подпись________________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана в соответствии с ФГОС (Приказы Зарегистрированные в Минюст России от 25 февраля 2010 г. № 16526 25 января 2010 г.
№ 75 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности
034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение», от 28 апреля 2010 г. №17041 17 марта 2010 г. №184 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» и от 08 декабря 2009 г. № 15446 2 ноября 2009 г.№582 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 151901 Технология машиностроения»), федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования.
Программа базового уровня предмета «Химия» отражает современные тенденции в химическом образовании и является завершающим звеном в системе изучения естественнонаучных дисциплин.
Основной целью курса является повышение интереса к химии за счёт образования межпредметных связей, формирование у обучающихся широких представлений о строении, структуре и свойствах мира, развитие геополитического мышления.
Методологической основой построения учебного предмета «Химия» является приказ Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении обязательного минимума содержания среднего(полного) общего образования» и программно – методические материалы МО РФ.
Данный курс предмета «Химия» предназначен для студентов на базе CПО машиностроительного профиля (1 курс), закончивших основную школу (9 классов).
Курс предмета «Химия» рассчитан на 175 часов ( из них на теоретическое обучение 117 часов и 58 часов на самостоятельную учебную нагрузку студента ) по 7 часов в неделю в течение 1семестра 1 курса.
Текущий контроль над качеством усвоения учебного материала осуществляется с помощью:
-
Периодического тестирования по изученному материалу;
-
Проверки выполнения домашних заданий;
-
Проверки практических работ;
-
Проведения контрольных работ по окончании изучения определённой темы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РАЗДЕЛ 1 ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
ТЕМА 1 СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Д.И.МЕНДЕЛЕЕВА.
Строение атома, структура ядра, изотопы. Электронная оболочка атома и характеристика состояния электрона. Распределение электронов по энергетическим уровням и орбиталям. Зависимость строения атома химического элемента от его положения в периодической системе химических элементов. Особенности заполнения электронной оболочки атомов у элементов побочных подгрупп IY периода.
Виды и механизм образования химической связи. Валентность и валентные возможности атома. Характеристика ковалентной связи. Зависимость физических свойств веществ от типа химической связи.
Агрегатное состояние вещества: газ, жидкость и твердое тело. Аморфное и кристаллическое состояние, виды кристаллических решёток.
Чистые вещества и смеси. Понятие о дисперсных системах. Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов. Теория электролитической диссоциации, электролиты и неэлектролиты.
Учащийся должен знать:
-
Электронное строение атомов химических элементов 1-4 периода;
-
Характеристику агрегатного состояния вещества;
-
Закономерности в расположении и строении атомов химических элементов в периодической системе.
Учащийся должен уметь:
-
Составлять электронную формулу атома;
-
Находить процентную и молярную концентрацию растворов;
-
Определять тип химической реакции по физическим характеристикам вещества.
ТЕМА 2 КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ.
Общее понятие о металлах и неметаллах, как простых веществах. Окислительно-восстановительные свойства металлов и неметаллов. Важнейшие представители, их нахождение в природе, получение, свойства и применение.
Сложные вещества. Оксиды, гидроксиды и соли. Их классификация, нахождение в природе, способы получения свойства и применение важнейших представителей.
Учащийся должен знать:
-
Способы получения металлов восстановлением, оксидов ,гидроксидов и солей;
-
Характерные физические и химические свойства важнейших представителей каждого класса:
-
Принципы и правила составления уравнений химических реакций.
Учащийся должен уметь:
-
Составлять формулы сложных веществ;
-
Решать задачи на нахождение массы, объёма и практического выхода вещества;
-
Называть области применения веществ каждого класса в народном хозяйстве.
ТЕМА 3 ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОТЕКАНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.
Чистые вещества и смеси. Понятие о дисперсных системах. Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов. Теория электролитической диссоциации, электролиты и неэлектролиты.
Классификация химических реакций по количеству и качеству веществ, тепловому эффекту, изменению степени окисления элементов и обратимости процесса.
Скорость химической реакции, её зависимость от внешних факторов. Химическое равновесие и условия его смещения.
Учащийся должен знать:
-
Основные типы химических реакций (соединения, разложения, замещения, обмена);
-
Закономерности изменения скорости реакций от температуры, давления и концентрации вещества.
-
Принцип Ле Шателье.
Учащийся должен уметь:
-
Определять тип химической реакции;
-
Расставлять степени окисления и определять элемент окислитель и восстановитель;
-
Показывать направление смещения химического равновесия при определённых условиях.
-
РАЗДЕЛ 2 ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
ТЕМА 4 ТЕОРИЯ ХИМИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ.
Органическая химия – химия соединений углерода. Становление органической химии как науки, сущность и кризис «витализма». Отличительные свойства органических веществ, их разнообразие и значение в современном мире.
Учащийся должен знать:
-
Качественный состав органических веществ;
-
Роль органической химии в современном мире.
Учащийся должен уметь:
-
Проводить опыты, доказывающие элементарный качественный состав органических веществ;
-
Отличать по характерным свойствам органические и неорганические вещества.
Основные положения теории А.М.Бутлерова, предпосылки создания теории и её современное прочтение. Понятие валентности, углеродный скелет органической молекулы, изомерия и её виды, характеристика химических связей в органических веществах. Принципы классификации органических веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп.
Учащийся должен знать:
-
Четыре положения теории А.М.Бутлерова;
-
Сущность явления изомерии и гомологии;
-
Типы углеродных скелетов;
-
Типы гибридизации атома углерода.
Учащийся должен уметь:
-
Составлять различные типы углеродных цепочек;
-
Определять по структурной формуле вещества его принадлежность к определённому классу;
-
Составлять структурные формулы простейших изомеров.
ТЕМА 5 УГЛЕВОДОРОДЫ.
Гомологический ряд, закономерности в изменении физических свойств, характерные виды изомерии и номенклатуру, получение, особенности химических свойств и основанные на этих свойствах области применения алканов, алкенов, алкинов, алкадиенов, циклопарафинов и ароматических соединений.
Природные источники углеводородов: природный и попутный нефтяной газы, нефть, уголь. Состав и свойства нефти, способы её первичной переработки и крекинг нефтепродуктов.
Учащиеся должны знать:
-
Молекулярные,структурные формулы, названия и изомеры наиболее важных представителей каждого класса углеводородов (метан, этан, пропан, бутан, пентан, этилен и бутилен, ацетилен, циклобутан и циклогексан, бензол и толуол );
-
Характеристику и основные области применения нефтепродуктов, продуктов коксования угля и фракционной переработки попутного нефтяного газа.
Учащиеся должны уметь:
-
Составлять и называть изомеры предложенного вещества;
-
Составлять уравнения химических реакций горения, разложения, замещения и присоединения на примере метана, этилена, ацетилена и бензола;
-
Составлять реакции, характеризующие генетическую связь между классами углеводородов;
-
Решать расчетные задачи на нахождение молекулярной формулы вещества по массовой доли элемента или массам продуктов реакции горения.
ТЕМА 6 КИСЛОРОДОСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА.
Гомологический ряд, закономерности в изменении физических свойств, характерные виды изомерии и номенклатуру, получение, особенности химических свойств и основанные на этих свойствах области применения спиртов, альдегидов, карбоновых кислот, сложных эфиров и жиров, углеводов (моно- и дисахаридов).
Учащиеся должны знать:
-
Молекулярные и структурные формулы важнейших представителей каждого класса ( метанол, этанол, формальдегид, ацетальдегид, муравьиная и уксусная кислота, глюкоза и сахароза);
-
Области применения этих веществ применительно к своей профессии;
-
Способы получения, химические свойства и генетическую связь между спиртами, альдегидами и карбоновыми кислотами.
Учащийся должен уметь:
-
Составлять и называть изомеры предложенного вещества;
-
Составлять уравнения химических реакций горения, окисления, восстановления и присоединения на примере метанола, этанола, формальдегида, уксусной кислоты, сложного эфира и глюкозы;
-
Составлять реакции, характеризующие генетическую связь между классами кислородосодержащих органических веществ;
-
Решать расчетные задачи на нахождение массы или объёма вещества по уравнению химической реакции.
ТЕМА 7 АЗОТОСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА.
Гомологический ряд, закономерности в изменении физических свойств, характерные виды изомерии и номенклатуру, получение, особенности химических свойств и основанные на этих свойствах области применения аминов и аминокислот. Биологическая роль аминокислот.
Учащиеся должны знать:
-
Молекулярные и структурные формулы важнейших представителей каждого класса ( метиламин, этиламин, анилин, аминоуксусны);
-
Области применения этих веществ применительно к своей профессии;
-
Способы получения, химические свойства и биологическое значение аминов и аминокислот.
Учащийся должен уметь:
-
Составлять уравнения реакций получения предложенного вещества по цепочке превращений;
-
Решать задачи на практический выход продукта реакции от теоретически возможного;
-
С помощью характерных реакций распознавать предложенные растворы или
-
образцы органических веществ.
ТЕМА 8 ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ, ПОЛИМЕРЫ.
Общее понятие о ВМС, их классификация на основе происхождения, физических свойств и строения. Общие свойства полимеров, способы их получения на примере полиэтилена и капрона.
Природные полимеры - каучук, крахмал, целлюлоза, белки и нуклеиновые кислоты. Их строение, свойства, применение и биологическая роль.
Синтетические полимеры - пластмассы и волокна, их получение свойства и применение на примере полиэтилена, поливинилхлорида, фенолформальдегидной смолы, лавсана и капрона.
Роль отечественных учёных в создании полимерных материалов.
Учащийся должен знать:
-
Формулы структурных звеньев пластмасс, синтетических и природных волокон, натурального каучука;
-
Отличительные свойства термопластичных и термореактивных пластмасс;
-
Важнейшие области применения полимеров применительно к своей профессии.
Учащийся должен уметь:
-
Составлять уравнения реакций полимеризации и поликонденсации;
-
Определять по характерным свойствам важнейшие полимерные материалы.
ТЕМА 9 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ (Практические работы)
Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами. Проведение химических реакций в растворах. Проведение химических реакций при нагревании.
Качественный и количественный анализ веществ. Определение характера среды. Индикаторы. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений.
Учащийся должен знать:
-
Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами и меры по оказанию первой медицинской помощи;
-
Отличительные свойства основных классов неорганических и органических веществ;
-
Признаки химических реакций.
Учащийся должен уметь:
-
Обращаться с химическим оборудованием и нагревательными приборами;
-
Делать соответствующие выводы и записи в тетради.
ТЕМА 10 ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.
Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов.
Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии.
Химические вещества как строительные и поделочные материалы. Вещества, используемые в полиграфии, живописи, скульптуре, архитектуре.
Общие представления о промышленных способах получения химических веществ (на примере производства серной кислоты).
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Бытовая химическая грамотность.
Учащийся должен знать:
-
Основы безопасного обращения с лекарствами, продуктами бытовой химии и пищевыми продуктами.
Учащийся должен уметь:
-
Ориентироваться в условных обозначениях на этикетках товаров бытовой химии;
-
Показывать роль отдельных химических производств в загрязнении окружающей среды.
Обязательный минимум образования по химии
МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ В ХИМИИ
Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ
Современные представления о строении атома.
Атом. Изотопы. Атомные орбитали. 51-, р-элементы. Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Химическая связь
Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь.
Вещество
Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия.
Явления, происходящие при растворении веществ, - разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация.
Чистые вещества и смеси. Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества. Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты.
Золи, гели, понятие о коллоидах.
Химические реакции
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.
Реакции ионного обмена в водных растворах. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора.
Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз растворов и расплавов. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Катализ. Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения.
НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений.
Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии.
Неметаллы. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Общая характеристика подгруппы галогенов.
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Классификация и номенклатура органических соединений. Химические свойства основных классов органических соединений.
Теория строения органических соединений. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия. Типы химических связей в молекулах органических соединений.
Углеводороды: алканы, алкены и диены, алкины, арены. Природные источники углеводородов: нефть и природный газ.
Кислородсодержащие соединения: одно- и многоатомные спирты, фенол, альдегиды, одноосновные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы.
Азотсодержащие соединения: амины, аминокислоты, белки.
Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ
Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами. Проведение химических реакций в растворах. Проведение химических реакций при нагревании.
Качественный и количественный анализ веществ. Определение характера среды. Индикаторы. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений.
ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.
Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов.
Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии.
Химические вещества как строительные и поделочные материалы. Вещества, используемые в полиграфии, живописи, скульптуре, архитектуре.
Общие представления о промышленных способах получения химических веществ (на примере производства серной кислоты).
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Бытовая химическая грамотность.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
По специальности СПО
190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта;
151901 технология машиностроения.
Наименование разделов и тем
|
Максимальная учебная нагрузка студента |
Самостоятельная работа студента |
Количество аудиторных часов |
||
Всего |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
|||
|
25 |
5 |
20 |
20 |
|
|
34 |
12 |
22 |
22 |
|
|
18 |
6 |
12 |
12 |
|
|
8 |
2 |
6 |
6 |
|
|
22 |
8 |
14 |
14 |
|
|
26 |
12 |
14 |
14 |
|
|
10 |
5 |
5 |
5 |
|
|
15 |
5 |
10 |
10 |
|
|
10 |
|
10 |
|
10 |
|
7 |
3 |
4 |
4 |
|
Всего: |
175 |
58 |
117 |
107 |
10 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
По специальности СПО
034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение.
Наименование разделов и тем
|
Максимальная учебная нагрузка студента |
Самостоятельная работа студента |
Количество аудиторных часов |
||
Всего |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
|||
|
12 |
2 |
10 |
10 |
|
|
18 |
6 |
12 |
12 |
|
|
8 |
2 |
6 |
6 |
|
|
14 |
1 |
4 |
4 |
|
|
36 |
5 |
10 |
10 |
|
|
40 |
5 |
12 |
12 |
|
|
15 |
1 |
4 |
4 |
|
|
25 |
1 |
10 |
10 |
|
|
10 |
|
6 |
|
6 |
|
11 |
1 |
4 |
|
|
Всего: |
102 |
24 |
78 |
72 |
6 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
По специальности СПО
034702 Документальное обеспечение управления и архивоведение.
Тема |
Содержание практического занятия |
Количество часов |
Экспериментальные основы химии. |
Проведение химических реакций в растворах. |
1(1)
|
|
1(2)
|
|
|
1(2)
|
|
|
1(1)
|
|
|
1(2)
|
|
|
1(2)
|
Примечание:
В скобках указано количество часов для специальностей СПО 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта;
151901 технология машиностроения.
ПЕРЕЧЕНЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Номер темы |
Содержание задания |
Количество часов |
Форма отчётности и контроля |
1 |
Решение задач. Составление кроссворда. Реферат. |
5(2) |
Запись в тетради, тестирование, устный отчёт |
2 |
Решение задач. Реферат. |
12(6) |
Запись в тетради, тестирование, устный отчёт |
3 |
Решение задач. Реферат. |
6(2) |
Запись в тетради, тестирование, устный отчёт |
4 |
Решение задач. Реферат. |
2(1) |
Запись в тетради, тестирование, устный отчёт |
5 |
Решение задач. Составление кроссворда. Реферат. |
8(5) |
Запись в тетради, тестирование, устный отчёт |
6 |
Решение задач. Составление кроссворда. Реферат. |
12(5) |
Запись в тетради, тестирование, устный отчёт |
7 |
Решение задач. Составление кроссворда. Реферат. |
5(1) |
Запись в тетради, тестирование, устный отчёт |
8 |
Решение задач. Составление кроссворда. Реферат. |
5(1) |
Запись в тетради, тестирование, устный отчёт |
10 |
Решение задач. Реферат. |
3(1) |
Запись в тетради, устный отчёт |
Примечание:
В скобках указано количество часов для специальностей СПО
034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Организация итогового контроля проводится в виде тестирования, выполнения самостоятельных и практических работ на основании учебного материала после соответствующей изученной темы данной учебной дисциплины.
Примерный вариант контрольной работы:
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1 кабинет - 67,2 м2 ,
15 ученических столов,
30 ученических стульев,
1 доска учебная,
1 вытяжной шкаф,
10 таблиц,
1 модель электрического поля,
1 диапроектор,
1 экран,
1 вентилятор,
1 штатив демонстрационный,
1 воронка,
4 цилиндра,
1 магнитная доска.
Количество учебного
оборудования приводится в требованиях
в расчете на один учебный кабинет. При
этом использование значительной части
указанных технических средств связано
с решением не только внутрипредметных,
но и общеучебных задач. Конкретное
количество указанных средств и объектов
материально-технического обеспечения
учитывает средний расчет наполняемости
класса (25 учащихся).
Д
- демонстрационный экземпляр (1 экз.,
кроме специально оговоренных случаев);
К - полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса);
Ф - комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся);
П - комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.).
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
Д – демонстрационные пособия, приобретаются в одном экземпляре.
Р – раздаточное оборудование, приобретается – 1 экземпляр на 2-х учащихся в основной и старшей школе при базовом изучении предмета и 1 экземпляр на каждого ученика в профильных классах.
Наборы химических реактивов* приобретаются из расчета 1 набор для демонстрационных опытов и ученического эксперимента. Они имеют обозначе6ния Д/Р.
Некоторые пособия используются учащимся поочередно. Они обозначены буквой П.
Количество учебного оборудования (Д – 1 экз; Р – от 12 – 15 до 24 – 30 экз) приводится в рекомендациях в расчете на один учебный кабинет.
Выбор помещения, его рациональная планировка определяется санитарно-эпидемиологическими нормами (СанПиН 2.4.2. 178-02).
№ п/п |
Наименование объектов и средств мто |
Базовый уровень |
Профильный |
Примечания |
|
|
|||
|
Стандарт основного общего образования по химии |
|
|
|
|
Стандарт среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень) |
Д |
|
|
|
Стандарт (полного) общего образования по химии (профильный уровень) |
|
Д |
|
|
Примерная программа основного общего образования по химии |
|
|
|
|
Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень) |
Д |
|
|
|
Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии (профильный уровень) |
|
Д |
|
|
Авторские рабочие программы по разделам химии |
Д |
Д |
|
|
Методические пособия для учителя |
Д |
Д |
|
|
Учебники по химии (базовый уровень) Для 8 класса Для 9 класса |
Р |
|
|
|
Учебники по химии (баз. уровень) Для 10 класса Для 11 класса |
Р Р |
|
|
|
Учебники по химии (профиль) Для 10 класса Для 11 класса |
|
Р |
|
|
Рабочие тетради для учащихся (8, 9, 10, 11 класса) |
Р |
Р |
|
|
Сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля (8, 9, 10, 11 класса) |
Р |
Р |
|
|
Сборник задач по химии |
Р |
Р |
|
|
Руководства для лабораторных опытов и практических занятий по химии (8, 9, 10, 11 класса) |
Р |
Р |
|
|
Справочник по химии |
П |
П |
|
|
Энциклопедия по химии |
П |
П |
|
|
Атлас по химии |
П |
П |
|
|
|
|||
|
Комплект портретов ученых-химиков |
Д |
Д |
Постоянная экспозиция |
|
Серия справочных таблиц по химии («Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Растворимость солей, кислот и оснований в воде», «Электрохимический ряд напряжений металлов», «Окраска индикаторов в различных средах»). |
Д |
Д |
|
|
Серия инструктивных таблиц по химии |
Д |
Д |
Сменная экспозиция |
|
Серия таблиц по неорганической химии |
Д |
Д |
|
|
Серия таблиц по органической химии |
Д |
Д |
|
|
Серия таблиц по химическим производствам |
Д |
Д |
Серия должна содержать таблицы по производству основных продуктов химической промышленности: серной кислоты, аммиака, а также по производству чугуна, стали, алюминия. Сменная экспозиция |
|
|
|||
|
Цифровые компоненты учебно-методических комплексов по всем разделам курса химии, в том числе задачник |
Д |
Д |
Цифровые компоненты учебно-методического комплекса могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, различные формы учебной деятельности (в том числе игровую), носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В любом случае эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля). |
|
Задачник (цифровая база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы). |
Д |
Д |
Цифровой компонент учебно-методического комплекса, включающий обновляемый набор заданий по химии, а также системы комплектования тематических и итоговых работ с учетом вариативности, уровня усвоения знаний и особенностей индивидуальной образовательной траектории учащихся. |
|
Коллекция цифровых образовательных ресурсов по курсу химии. |
Д |
Д |
Коллекция образовательных ресурсов включает комплекс информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав коллекции могут входить тематические базы данных, фрагменты источников и текстов из научных и научно-популярных изданий, фотографии, анимация, таблицы, схемы, диаграммы и графики, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы. Коллекция образовательных ресурсов может размещаться на CD, или создаваться в сетевом варианте (в т.ч. на базе образовательного учреждения). |
|
Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности |
Д |
Д |
К общепользовательским цифровым инструментам учебной деятельности относятся, в частности, текстовый редактор, редактор создания презентаций, система обработки и представления массивов числовых данных |
|
Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности |
Д |
Д |
К специализированным инструментам учебной деятельности, используемыми в курсе химии, относится, в частности, виртуальная лаборатория, являющиеся проектной средой, предназначенной для создания моделей химических явлений, химических реакции, изучения строения молекул |
|
|
|||
|
Комплект видеофильмов по неорганической химии (по всем разделам курса) |
Д |
Д |
|
|
Комплект видеофильмов по органической химии (по всем разделам курса) |
Д |
Д |
|
|
Комплект слайдов (диапозитивов) по неорганической химии (по всем разделам курса) |
Д |
Д |
|
|
Комплект слайдов (диапозитивов по органической химии) |
Д |
Д |
|
|
Комплект транспарантов по неорганической химии: строение атома, строение вещества, химическая связь |
Д |
Д |
Используется метод наложения |
|
Комплект транспарантов по органической химии: строение органических веществ, образование сигма и пи-связей. |
Д |
Д |
Все серии транспарантов подлежат разработке |
|
Комплект транспарантов по химическим производствам |
Д |
Д |
|
|
Комплект фолий (кодопленок) по основным разделам неорганической и органической химии |
Д |
Д |
|
|
|
|||
|
Графопроектор (оверхед-проектор) |
Д |
Д |
|
|
Видеомагнитофон (видеоплеер) |
|
|
|
|
Набор компьютерных датчиков с собственными индикаторами или подключаемые к карманным портативным компьютерам (должен входить в комплект) |
П |
П |
Датчики для измерения физико-химических параметров: температуры, давления, электрической проводимости, рН |
|
Телевизор (с диагональю экрана не менее 72см) |
Д |
Д |
|
|
Мультимедийный компьютер |
Д |
П |
Основные технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет; оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками; в комплект входит пакет прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных). |
|
Сканер с приставкой для сканирования слайдов |
Д |
Д |
Могут входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения |
|
Принтер лазерный |
Д |
Д |
|
|
Цифровая видеокамера |
Д |
Д |
|
|
Цифровая фотокамера |
Д |
Д |
|
|
Слайд-проектор |
Д |
Д |
|
|
Мультимедиа проектор |
Д |
Д |
|
|
Стол для проектора |
Д |
Д |
|
|
Экран (на штативе или навесной) |
Д |
Д |
Минимальные размеры 1,5 × 1,5 м |
|
|
|||
|
Общего назначения |
|
|
|
|
Аппарат (установка) для дистилляции воды |
Д |
Д |
|
|
Весы (до 500кг) |
Д |
Д |
|
|
Нагревательные приборы (электроплитка, спиртовка) |
Д |
Д |
|
|
Доска для сушки посуды |
Д |
Д |
|
|
Комплект электроснабжения кабинета химии |
Д |
Д |
|
|
|
|||
|
Набор посуды и принадлежностей для демонстрационных опытов по химии |
Д |
Д |
Должен содержать готовые узлы для монтажа приборов |
|
Набор деталей для монтажа установок, иллюстрирующих химические производства |
Д |
Р |
|
|
Столик подъемный |
Д |
Д |
|
|
Штатив для демонстрационных пробирок ПХ-21 |
Д |
Д |
|
|
Штатив металлический ШЛБ |
Д |
Д |
|
|
Экран фоновый черно-белый (двусторонний) |
Д |
Д |
Подлежит разработке |
|
Набор флаконов (250 – 300 мл для хранения растворов реактивов) |
Д |
Д |
|
|
|
|||
|
Аппарат (прибор) для получения газов |
Д |
Д |
|
|
Аппарат для проведения химических реакций АПХР |
Д |
Д |
|
|
Горелка универсальная ГУ |
Д |
Д |
|
|
Источник тока высокого напряжения (25 кВ) |
Д |
Д |
|
|
Набор для опытов по химии с электрическим током |
Д |
Д |
|
|
Комплект термометров (0 – 100 0С; 0 – 360 0С) |
Д |
Д |
|
|
Прибор для демонстрации закона сохранения массы веществ |
Д |
Р |
|
|
Прибор для иллюстрации зависимости скорости химической реакции от условий |
Д |
Р |
|
|
Прибор для окисления спирта над медным катализатором |
Д |
Р |
|
|
Прибор для определения состава воздуха |
Д |
Р |
|
|
Прибор для получения галоидоалканов и сложных эфиров |
Д |
Р |
|
|
Прибор для собирания и хранения газов |
Д |
Д/Р |
|
|
Прибор для получения растворимых твердых веществ ПРВ |
Д |
Д |
|
|
Эвдиометр |
Д |
Д |
|
|
Установка для перегонки |
Д |
Р |
|
|
Установка для фильтрования под вакуумом |
|
Р |
На группу 3 – 5 человек |
|
|
|||
|
Весы |
Р |
Р |
|
|
Набор посуды и принадлежностей для ученического эксперимента |
Р |
Р |
|
|
Набор для экологического мониторинга окружающей среды |
|
Р |
1 набор на группу 3 – 5 человек |
|
Набор посуды и принадлежностей для курса «Основы химического анализа» |
|
Р |
|
|
Набор банок для хранения твердых реактивов (30 – 50 мл) |
Р |
Р |
Из расчета 10 банок на 2-х или 1-го учащегося (профиль) |
|
Набор склянок (флаконов) для хранения растворов реактивов |
Р |
Р |
Из расчета 16 флаконов на 2- или 1-го учащегося (профиль) |
|
Набор приборок (ПХ-14, ПХ-16) |
Р |
Р |
Из расчета 10 шт ПХ-14 и 2 шт ПХ-16 на 2-х или 1-го уч-ся (профиль) |
|
Набор по электрохимии лабораторный |
Р |
Р |
Подлежит разработке |
|
Набор по тонкослойной хроматографии |
|
Р |
Подлежит разработке |
|
Нагреватели приборы (электрические 42 В, спиртовки (50 мл) |
Р |
Р |
|
|
Прибор для получения газов |
Р |
Р |
|
|
Прибор для получения галоидоалканов и сложных эфиров |
Р |
Р |
|
|
Штатив лабораторный химический ШЛХ |
Р |
Р |
|
|
|
|||
|
Набор кристаллических решеток: алмаза, графита, диоксида углерода, железа, магния, меди, поваренной соли, йода, льда или конструктор для составления молекул |
Д |
Д |
|
|
Набор для моделирования строения неорганических веществ |
Д/Р |
Р |
|
|
Набор для моделирования строения органических веществ |
Д/Р |
Р |
|
|
Набор для моделирования типов химических реакций (модели-аппликации) |
|
|
Для работы с моделями используется магнитная доска |
|
Набор для моделирования электронного строения атомов |
|
Р |
|
|
Набор для моделирования строения атомов и молекул (в виде кольцегранников) |
|
Д/Р |
|
|
Модели-электронные стенды Справочно-информационный стенд «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева». |
|
Д |
|
|
|
|||
|
Алюминий |
Р |
Р |
|
|
Волокна |
Р |
Р |
|
|
Каменный уголь и продукты его переработки |
Р |
Р |
|
|
Каучук |
|
Р |
|
|
Металлы и сплавы |
Р |
Р |
|
|
Минералы и горные породы |
Р |
Р |
|
|
Набор химических элементов |
|
Р |
|
|
Нефть и важнейшие продукты ее переработки |
Р |
Р |
|
|
Пластмассы |
Р |
Р |
|
|
Стекло и изделия из стекла |
Р |
Р |
|
|
Топливо |
Р |
Р |
|
|
Чугун и сталь |
Р |
Р |
|
|
Шкала твердости |
Р |
Р |
|
|
|
|||
|
Набор № 1 ОС «Кислоты» Кислота серная 4,800 кг Кислота соляная 2,500 кг |
Д/Р |
Д/Р |
Для учащихся только растворы |
|
Набор № 2 ОС «Кислоты» Кислота азотная 0,300 кг Кислота ортофосфорная 0,050 кг |
Д/Р |
Д/Р |
Для учащихся только растворы |
|
Набор № 3 ОС «Гидроксиды» Аммиак 25%-ный 0,500 кг Бария гидроксид 0,050 кг Калия гидроксид 0,200 кг Кальция гидроксид 0,500 кг Натрия гидроксид 0,500 кг |
|
|
Аммиак учащимся выдается 5%-ный раствор |
|
Набор № 4 ОС «Оксиды металлов» Алюминия оксид 0,100 кг Бария оксид 0,100 кг Железа (III) оксид 0,050 кг Кальция оксид 0,100 кг Магния оксид 0,100 кг Меди (II) оксид (гранулы) 0,200 кг Меди (II) оксид (порошок) 0,100 кг Цинка оксид 0,100 кг |
Д/Р |
Д/Р |
|
|
Набор № 5 ОС «Металлы» Алюминий (гранулы) 0,100 кг Алюминий (порошок) 0,050 кг Железо восстановл. (порошок) 0,050 кг Магний (порошок) 0,050 кг Магний (лента) 0,050 кг Медь (гранулы, опилки) 0,050 кг Цинк (гранулы) 0,500 кг Цинк (порошок) 0,050 кг Олово (гранулы) 0,500 кг |
Д/Р |
Д/Р |
Порошки металлов учащимся использовать запрещено |
|
Набор № 6 ОС «Щелочные и щелочноземельные металлы» Кальций 10 ампул Литий 5 ампул Натрий 20 ампул |
Д |
Д |
|
|
Набор № 7 ОС «Огнеопасные вещества» Сера (порошок) 0,050 кг Фосфор красный 0,050 кг Фосфора (V) оксид 0,050 кг |
Д |
Д |
|
|
Набор № 8 ОС «Галогены» Бром 5 ампул Йод 0,100 кг |
Д |
Д |
|
|
Набор № 9 ОС «Галогениды» Алюминия хлорид 0,050 кг Аммония хлорид 0,100 кг Бария хлорид 0,100 кг Железа (III) хлорид 0,100 кг Калия йодид 0,100 кг Калия хлорид 0,050 кг Кальция хлорид 0,100 кг Лития хлорид 0,050 кг Магния хлорид 0,100 кг Меди (II) хлорид 0,100 кг Натрия бромид 0,100 кг Натрия фторид 0,050 кг Натрия хлорид 0,100 кг Цинка хлорид 0,050 кг |
Д/Р |
Д/Р |
|
|
Набор № 10 ОС «Сульфаты. Сульфиты. Сульфиды» Алюминия сульфат 0,100 кг Аммония сульфат 0,100 кг Железа (II) сульфид 0,050 кг Железа (II) сульфат 0,100 кг 7-ми водный Калия сульфат 0,050 кг Кобольта (II) сульфат 0,050 кг Магния сульфат 0,050 кг Меди (II) сульфат безводный 0,050 кг Меди (II) сульфат 5-ти водный 0,100 кг Натрия сульфид 0,050 кг Натрия сульфит 0,050 кг Натрия сульфат 0,050 кг Натрия гидросульфат 0,050 кг Никеля сульфат 0,050 кг Натрия гидрокарбонат 0,100 кг |
Д/Р |
Д/Р |
|
|
Набор № 11 ОС «Карбонаты» Аммония карбонат 0,050 кг Калия карбонат (поташ) 0,050 кг Меди (II) карбонат основной 0,100 кг Натрия карбонат 0,100 кг Натрия гидрокарбонат 0,100 кг |
Д/Р |
Д/Р |
|
|
Набор № 12 ОС «Фосфаты. Силикаты» Калия моногидроортофосфат (калий фосфорнокислый двухзамещенный) 0,050 кг Натрия силикат 9-ти водный 0,050 кг Натрия ортофосфат трехзамещенный 0,100 кг Натрия дигидрофосфат (натрий фосфорнокислый однозамещенный) 0,050 кг |
Д/Р |
Д/Р |
|
|
Набор № 13 ОС «Ацетаты. Роданиды. Соединения железа». Калия ацетат 0,050 кг Калия ферро(II) гексацианид (калий железистосинеродистый) 0,050 кг Калия ферро (III) гексационид (калий железосинеродистый 0,050 кг Калия роданид 0,050 кг Натрия ацетат 0,050 кг Свинца ацетат 0,050 кг |
Д/Р |
Д/Р |
|
|
Набор № 14 ОС «Соединения марганца» Калия перманганат (калий марганцевокислый) 0,500 кг Марганца (IV) оксид 0,050 кг Марганца (II) сульфат 0,050 кг марганца хлорид 0,050 кг |
Д/Р |
Д/Р |
|
|
Набор № 15 ОС «Соединения хрома» Аммония дихромат 0,200 кг Калия дихромат 0,050 кг Калия хромат 0,050 кг Хрома (III) хлорид 6-ти водный 0,050 кг |
Д |
Д |
|
|
Набор № 16 ОС «Нитраты» Алюминия нитрат 0,050 кг Аммония нитрат 0,050 кг Калия нитрат 0,050 кг Кальция нитрат 0,050 кг Меди (II) нитрат 0,050 кг Натрия нитрат 0,050 кг Серебра нитрат 0, 020 кг |
Д |
Д |
|
|
Набор № 17 ОС «Индикаторы» Лакмоид 0,020 кг Метиловый оранжевый 0,020 кг Фенолфталеин 0,020 кг |
Д/Р |
Д/Р |
|
|
Набор № 18 ОС «Минеральные удобрения» Аммофос 0,250 кг Карбамид 0,250 кг Натриевая селитра 0,250 кг Кальциевая селитра 0,250 кг Калийная селитра 0,250 кг Сульфат аммония 0,250 кг Суперфосфат гранулированный 0,250 кг Суперфосфат двойной гранулированный 0,250 кг Фосфоритная мука 0,250 кг |
Д/Р |
Д/Р |
|
|
Набор № 19 ОС «Углеводороды» Бензин 0,100 кг Бензол 0,050 кг Гексан 0,050 кг Нефть 0,050 кг Толуол 0,050 кг Циклогексан 0,050 кг |
Д |
Д |
|
|
Набор № 20 ОС «Кислородсодержащие органические вещества» Ацетон 0,100 кг Глицерин 0,200 кг Диэтиловый эфир 0,100 кг Спирт н-бутиловый 0,100 кг Спирт изоамиловый 0,100 кг Спирт изобутиловый 0,100 кг Спирт этиловый 0,050 кг Фенол 0,050 кг Формалин 0,100 кг Этиленгликоль 0,050 кг Уксусно-этиловый эфир 0,100 кг |
Д |
Д |
|
|
Набор № 21 ОС «Кислоты органические» Кислота аминоуксусная 0,050 кг Кислота бензойная 0,050 кг Кислота масляная 0,050 кг Кислота муравьиная 0,100 кг Кислота олеиновая 0,050 кг Кислота пальмитиновая 0,050 кг Кислота стеариновая 0,050 кг Кислота уксусная 0,200 кг Кислота щавелевая 0,050 кг |
Д/Р |
Д/Р |
|
|
Набор № 22 ОС «Углеводы. Амины» Анилин 0,050 кг Анилин сернокислый 0,050 кг Д-глюкоза 0,050 кг Метиламин гидрохлорид 0,050 кг Сахароза 0,050 кг |
Д |
Д |
|
|
Набор № 23 ОС «Образцы органических веществ» Гексахлорбензол техн. 0,050 кг Метилен хлористый 0,050 кг Углерод четыреххлористый 0,050 кг Хлороформ 0,050 кг |
Д |
Д |
|
|
Набор № 24 ОС «Материалы» Активированный уголь 0,100 кг Вазелин 0,050 кг Кальция карбид 0,200 кг Кальция карбонат (мрамор) 0,500 кг Парафин 0,200 кг. |
Д |
Д |
|
8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
-
Габриелян, Олег Сергеевич. Химия: 11 класс: профильный уровень: учебник для общеобраз. учреждений/О. С. Габриелян, Г. Г.Лысова.-М.: Дрофа, 2010.
-
Габриелян, Олег Сергеевич. Общая химия. 11 класс: профильный уровень: учебник для общеобразоват. учреждений/О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов.-М.: ОЛМА-Учебник: ОЛМА Медиа Групп,2008.
-
Габриелян, Олег Сергеевич. Химия. 10 класс: базовый уровень учебник для общеобраз. учрежд./О. С. Габриелян.-5-е изд., стереотип.-М.:Дрофа,2009.
-
Савинкина, Елена Владимировна. Сборник задач и упражнений по химии: 8 класс: К учебнику О. С. Габриеляна "Химия. 8 класс"/Е. В. Савинкина, Н. Д. Свердлова.-М.:Экзамен,2006.
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
Основная
-
Ерохин Ю.М. Химия.13-издание – М., Академия,2009;
-
Гузей Л.С. химия 10 класс. – М., Дрофа,2007;
-
Гузей Л.С. Химия 11 класс. – М.,Дрофа,2007;
-
Ерохин Ю.М. Сборник задач и упражнений по химии, 4-издание – М., Академия,2007.
Дополнительная
-
Аналитическая химия. Физические и физико-химические методы анализа./ Под ред. О.М.Петрухина. М.; 2001
-
Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия. М.; 2003
-
Биологическая химия./ред.Ю.Б.Филипповича,Н.И.Ковалевская,Г.А.Севастьяновой .М.; 2005
-
Биохимия./Под редакцией В.Г.Щербакова.СПб.; 2003
-
Вольхин В.В. Общая химия. Избранные главы. СПб, М, Краснодар.; 2008
-
Вольхин В.В. Общая химия. Основной курс. СПб, М, Краснодар.; 2008
-
Гельфман М.И., Юстратов В.П. Химия. СПб, М, Краснодар.; 2008
-
Глинка Н.Л. Общая химия. М.; 2005
-
Ипполитов Е.Г., Артемов А.В., Батраков В.В. Физическая химия. М.; 2005
-
Коржуков Н.Г. Общая и неорганическая химия. М.; 2004
-
Семчиков Ю.Д. Высокомолекулярные соединения. М.; 2005
-
Цитович И.К. Курс аналитической химии. М.; 2007
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ
- Международный вебинар «Формирование читательской грамотности младших школьников средствами цифровой образовательной среды»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»