Комментирование проблемы исходного текста
Краткое описание
Цель: подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения по данному тексту
Задачи: развивать умение учащихся комментировать проблему исходного текста;
научить школьников приемам свертывания информации при построении логической схемы текста.
Задачи: развивать умение учащихся комментировать проблему исходного текста;
научить школьников приемам свертывания информации при построении логической схемы текста.
Описание
Методические и дидактические материалы
Участники мероприятия: учащиеся 11б класса МОУ СОШ №2 г. Унеча Брянской области
директор школы Кузовлева А.Я.
Заслуженный учитель России Захарчук А.И.
Ход урока
1.
— Мы научились формулировать проблему исходного текста. Следующий этап работы над сочинением-рассуждением – комментирование проблемы, поднятой автором данного текста.
— Что такое комментарий?
1. Разъяснительные примечания к какому-н. тексту.
2. Рассуждения, пояснительные и критические замечания о чем-н.)
— Что значит прокомментировать?
Вывод: для того чтобы прокомментировать текст, необходимо понимать взаимосвязь всех его частей (в данном случае абзацев) и объяснить результаты вашего исследования уже не себе, а другим.
2.Работа над логической схемой текста.
— Что такое абзац? (Микротекст, связанный с общей темой текста. Он продолжает информацию предыдущего, добавляет что-то новое.)
— Выделяя главную мысль каждого микротекста, можно проследить, как исследуется проблема.
В этом вам поможет логическая схема текста. Создавая логическую схему, надо помнить, что главная мысль может развиваться двумя способами:
А р г у м е н т ы
-Охарактеризуйте каждый из этих способов.
(1 – параллельный способ развития мысли, 2- последовательное развитие мысли)
-Чем логическая схема отличается от плана? (Это фрагменты сжатой информации)
— Наша задача – научиться сжимать информацию, данную в тексте, с тем чтобы использовать её в логической схеме, а затем в комментарии к проблеме.
3. Построение и анализ логической схемы текста.
Задание.
Прочитайте текст и изучите логическую схему к нему.
(1) Землетрясения, цунами, наводнения, извержения вулканов приносят убытки и жертвы, в которых люди не виноваты, — не умеем мы пока регулировать стихию. (2) За что и приходится платить. (3) Однако кое-какие силы природы уже под контролем, и если они всё ещё вредят нам, то только по вине людей.
(4) Гроза. (5) Одно из величественных атмосферных явлений. (6) Напряжение разряда достигает миллиона вольт, ток — сотни тысяч ампер. (7) Но можно уверенно заявить: уже более ста лет ни один объект, оборудованный исправной грозозащитой, не был поражён молнией. (8) Ни один! (9) Природа грозы исследована Ломоносовым и Франклином ещё двести с гаком лет назад, и нынче расчёт грозозащиты любого объекта входит в программы курсовых проектов студентов и считается очень лёгким заданием. (10) Надо только постоянно контролировать исправность этих простейших устройств, как того требуют правила. (11) И совсем уж зря обвиняют небесные «стрелы» в лесных пожарах, хотя в тайге молниеотводов нет. (12) Пожарища полыхают не от небесного огня, а от земного.
(13) Не менее удивительны и «электрические» пожары. (14) Причиной этих пожаров почему-то называют короткие замыкания. (15) Дескать, что поделаешь: провода глупые замкнулись — что с них возьмёшь? (16) Но не было, нет и не будет в мире пожара от короткого замыкания — причиной огня является неисправность защитного прибора.
(17) Зима у нас сопровождается природными явлениями, называемыми морозами. (18) И… авариями водоводов, трубопроводов, системы центрального отопления… (19) Но даже 60-градусный мороз не приводил и не приведёт к разрушению этих коммуникаций — они ломаются ото льда, в который превращается вода при сбое в энергоснабжении. (20) В этих случаях, если подачу тепла быстро восстановить нельзя, полагается слить воду из системы, для чего предусмотрены специальные вентили. (21) Операция простенькая, незамысловатая, не правда ли? (22) Но не сливают. (23) В трубах, радиаторах образуется лёд, его объём чуть- чуть больше, чем у воды, но этого «чуть-чуть» вполне достаточно, чтобы разрушить радиатор. (24) А потом неделями, месяцами на морозе ремонтируют поломанную разгильдяйством систему отопления. (25) И каждый год — одни и те же грабли. (26) Может, не все знают пословицу: «Пожалев копейки, поплатишься рублём»? (27) (27) Все знают. (28) Но зачем суетиться, авось гром и не грянет, а зима будет тёплой (климат-то, говорят, меняется). (29) А уж коли грянет беда, в катастрофе всегда можно обвинить атмосферное явление. (По Г. Черникову)
Логическая схема
1. Какова основная проблема текста?
2. Какие доводы приводит автор, чтобы доказать свою точку зрения? Какие выводы он делает?
3. Каким образом помогает вам в работе схема?
4. В каких (-ом) предложениях (-и) автор, используя иронию, воспроизводит высказывание (-я), противоречащее (-ие) его позиции?
1) 1-3; 2) 11, 12; 3) 14; 4) 28.
5. Определите стиль и тип речи автора:
1) разговорный стиль, рассуждение;
2) официально-деловой стиль, описание;
3) публицистический стиль, рассуждение с элементами описания;
4) художественный стиль, повествование и рассуждение.
6. Устно составьте комментарий к поставленной автором проблеме.
— Что нужно добавить к логической схеме, чтобы получился комментарий, а не сжатый пересказ текста?
— Используя данные формулировки, мы получим текстовый комментарий:
Автор статьи поднимает (затрагивает, формулирует, решает…) интересную (сложную, серьёзную, острую, злободневную…)проблему ….
В статье (тексте, очерке…) раскрывается (анализируется, исследуется…) проблема (тема) …
Самыми убедительными доводами являются …
Также автор отмечает …
Автор исследует …. и на основе этого делает вывод о …
Свои рассуждения о … писатель начинает с замечания о том, что…
Чтобы мы поняли, как это важно, автор рассказывает о том, что …
4. Типы комментария.
- Перед вами сжатая информация, данная в виде схемы. Попробуйте максимально «развернуть» информацию и рассказать о типах комментария к исходному тексту.
5. Практическая работа
Задание. Составьте логическую схему текста, свернув исходную информацию. Воспользуйтесь общими правилами свёртывания информации.
Текст
(1)Компьютеры появились во второй половине XX века. (2)Сначала словом «компьютер» называли вычислительные устройства, выполнявшие самые примитивные интеллектуальные функции. (З)Потом этим словом стали называть вообще всякие устройства, имеющие дело с информацией и имитацией интеллектуальных операций с нею, то есть всякие интеллектуально-информационные устройства. (4)Успех их был умопомрачительным, беспрецедентным. (5)В течение жизни двух-трех поколений они покорили человечество. (6)Они стали всесильными божествами нашего Глобального человейника.
(7)Личные компьютеры, в которые мы «записываем» информацию о нашей индивидуальной жизни, в шутку называют исповедальниками. (8)А всерьез их считают материализацией нашей духовной жизни, наших бестелесных душ. (9)Они прошли три этапа в своем развитии: печатания пальцами, диктовки голосом и думания про себя. (Ю)Появились даже такие исповедальники, которые записывают сны и неосознанные мозговые процессы, то есть подсознание. (11)Уже в XX веке были изобретены миниатюрные устройства, позволяющие пользоваться исповедальниками на любом расстоянии от них.
(12)Точно также в XX веке были изобретены миниатюрные устройства, позволяющие получить справку по любому вопросу из глобальной информационной сети. (13)Современный человек уже немыслим без таких универсальных информаторов, как и без исповедальников. (14)Считается, что благодаря таким универсальным информаторам мы носим с собой (именно с собой, а не в себе!) все богатства познания, накопленного человечеством за всю прошлую историю, — стали сверхлюдьми. (15)Но это ничуть не препятствует тому, что подавляющее большинство таких сверхлюдей является дураками и невеждами. (А.А. Зиновьев)
6.Обобщение и выводы.
— Что такое комментарий к тексту?
— Что такое логическая схема текста? Как она помогает в работе над комментарием?
— Научившись свёртывать информацию, вы легко построите логическую схему текста, а затем, воспользовавшись ею, напишете комментарий к проблеме данного текста.
Д/З. Написать комментарий к проблеме данного текста, воспользовавшись составленной логической схемой.
Материалы | Источник | Для решения каких задач предназначены |
А.И. Гейн «Информационно-методическое обеспечение профессиональной деятельности педагога…» | Дистанционный курс повышения квалификации Лекция №4 «Продуктивные технологии обучения и информационная поддержка их осуществления», видео-лекции | Обучение приемам свёртывания и развёртывания информации в процессе работы с текстом |
А.Г. Нарушевич «Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений» | Дистанционный курс повышения квалификации Лекция №8 «Написание сочинения» | Поэтапный разбор каждого содержательного критерия проверки сочинения-рассуждения по данному тексту |
Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич «Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки» | ЛЕГИОН – М, Ростов-на-Дону, 2010 | Типы комментария исходного текста |
Д.И. Архарова, Т.А. Долинина, А.П. Чудинов «Курс подготовки к написанию сочинения (задания типа С)» | АЙРИС ПРЕСС, Москва, 2008 | Интерпретация и рецензирование научного и публицистического текстов |
Т.А. Долинина «Алгоритм подготовки к части С» | АЙРИС ПРЕСС, Москва, 2008 | Работа над сочинением рассуждением, отвечающим критериям проверки |
«Развёртывание и свёртывание информации» | Технологии e-learning websoft-elearning.blogspot.com/2007/02/2-2_20.html | Общие правила свёртывания информации |
Словопедия | www.slovopedia.com/4/202/652933.html | Инфомационные материалы |
А.Б. Малютин, Г.М. Крамаренко Единый Государственный Экзамен 2077 | Творческий центр «Сфера», М., 2007 | Тексты |
Участники мероприятия: учащиеся 11б класса МОУ СОШ №2 г. Унеча Брянской области
директор школы Кузовлева А.Я.
Заслуженный учитель России Захарчук А.И.
Ход урока
1.
— Мы научились формулировать проблему исходного текста. Следующий этап работы над сочинением-рассуждением – комментирование проблемы, поднятой автором данного текста.
— Что такое комментарий?
1. Разъяснительные примечания к какому-н. тексту.
2. Рассуждения, пояснительные и критические замечания о чем-н.)
— Что значит прокомментировать?
Вывод: для того чтобы прокомментировать текст, необходимо понимать взаимосвязь всех его частей (в данном случае абзацев) и объяснить результаты вашего исследования уже не себе, а другим.
2.Работа над логической схемой текста.
— Что такое абзац? (Микротекст, связанный с общей темой текста. Он продолжает информацию предыдущего, добавляет что-то новое.)
— Выделяя главную мысль каждого микротекста, можно проследить, как исследуется проблема.
В этом вам поможет логическая схема текста. Создавая логическую схему, надо помнить, что главная мысль может развиваться двумя способами:
|
А р г у м е н т ы
-Охарактеризуйте каждый из этих способов.
(1 – параллельный способ развития мысли, 2- последовательное развитие мысли)
-Чем логическая схема отличается от плана? (Это фрагменты сжатой информации)
— Наша задача – научиться сжимать информацию, данную в тексте, с тем чтобы использовать её в логической схеме, а затем в комментарии к проблеме.
3. Построение и анализ логической схемы текста.
Задание.
Прочитайте текст и изучите логическую схему к нему.
(1) Землетрясения, цунами, наводнения, извержения вулканов приносят убытки и жертвы, в которых люди не виноваты, — не умеем мы пока регулировать стихию. (2) За что и приходится платить. (3) Однако кое-какие силы природы уже под контролем, и если они всё ещё вредят нам, то только по вине людей.
(4) Гроза. (5) Одно из величественных атмосферных явлений. (6) Напряжение разряда достигает миллиона вольт, ток — сотни тысяч ампер. (7) Но можно уверенно заявить: уже более ста лет ни один объект, оборудованный исправной грозозащитой, не был поражён молнией. (8) Ни один! (9) Природа грозы исследована Ломоносовым и Франклином ещё двести с гаком лет назад, и нынче расчёт грозозащиты любого объекта входит в программы курсовых проектов студентов и считается очень лёгким заданием. (10) Надо только постоянно контролировать исправность этих простейших устройств, как того требуют правила. (11) И совсем уж зря обвиняют небесные «стрелы» в лесных пожарах, хотя в тайге молниеотводов нет. (12) Пожарища полыхают не от небесного огня, а от земного.
(13) Не менее удивительны и «электрические» пожары. (14) Причиной этих пожаров почему-то называют короткие замыкания. (15) Дескать, что поделаешь: провода глупые замкнулись — что с них возьмёшь? (16) Но не было, нет и не будет в мире пожара от короткого замыкания — причиной огня является неисправность защитного прибора.
(17) Зима у нас сопровождается природными явлениями, называемыми морозами. (18) И… авариями водоводов, трубопроводов, системы центрального отопления… (19) Но даже 60-градусный мороз не приводил и не приведёт к разрушению этих коммуникаций — они ломаются ото льда, в который превращается вода при сбое в энергоснабжении. (20) В этих случаях, если подачу тепла быстро восстановить нельзя, полагается слить воду из системы, для чего предусмотрены специальные вентили. (21) Операция простенькая, незамысловатая, не правда ли? (22) Но не сливают. (23) В трубах, радиаторах образуется лёд, его объём чуть- чуть больше, чем у воды, но этого «чуть-чуть» вполне достаточно, чтобы разрушить радиатор. (24) А потом неделями, месяцами на морозе ремонтируют поломанную разгильдяйством систему отопления. (25) И каждый год — одни и те же грабли. (26) Может, не все знают пословицу: «Пожалев копейки, поплатишься рублём»? (27) (27) Все знают. (28) Но зачем суетиться, авось гром и не грянет, а зима будет тёплой (климат-то, говорят, меняется). (29) А уж коли грянет беда, в катастрофе всегда можно обвинить атмосферное явление. (По Г. Черникову)
Логическая схема
|
1. Какова основная проблема текста?
2. Какие доводы приводит автор, чтобы доказать свою точку зрения? Какие выводы он делает?
3. Каким образом помогает вам в работе схема?
4. В каких (-ом) предложениях (-и) автор, используя иронию, воспроизводит высказывание (-я), противоречащее (-ие) его позиции?
1) 1-3; 2) 11, 12; 3) 14; 4) 28.
5. Определите стиль и тип речи автора:
1) разговорный стиль, рассуждение;
2) официально-деловой стиль, описание;
3) публицистический стиль, рассуждение с элементами описания;
4) художественный стиль, повествование и рассуждение.
6. Устно составьте комментарий к поставленной автором проблеме.
— Что нужно добавить к логической схеме, чтобы получился комментарий, а не сжатый пересказ текста?
— Используя данные формулировки, мы получим текстовый комментарий:
Автор статьи поднимает (затрагивает, формулирует, решает…) интересную (сложную, серьёзную, острую, злободневную…)проблему ….
В статье (тексте, очерке…) раскрывается (анализируется, исследуется…) проблема (тема) …
Самыми убедительными доводами являются …
Также автор отмечает …
Автор исследует …. и на основе этого делает вывод о …
Свои рассуждения о … писатель начинает с замечания о том, что…
Чтобы мы поняли, как это важно, автор рассказывает о том, что …
4. Типы комментария.
- Перед вами сжатая информация, данная в виде схемы. Попробуйте максимально «развернуть» информацию и рассказать о типах комментария к исходному тексту.
5. Практическая работа
Задание. Составьте логическую схему текста, свернув исходную информацию. Воспользуйтесь общими правилами свёртывания информации.
- Сокращайте текст без потери смысла — вот единственная рекомендация, которой следует придерживаться при свертывании информации для учебного курса.
- Важно помнить о том, для кого создается текст, и какие цели он преследует.
- Сокращая текст, важно продолжать писать его как живой человек. Не стоит переходить на телеграфный стиль, жертвуя человеческим отношением ради уменьшения количества слов.
- Привести к потере смысла при свертывании информации может упрощение. Текст должен быть написан просто, но не слишком просто.
Текст
(1)Компьютеры появились во второй половине XX века. (2)Сначала словом «компьютер» называли вычислительные устройства, выполнявшие самые примитивные интеллектуальные функции. (З)Потом этим словом стали называть вообще всякие устройства, имеющие дело с информацией и имитацией интеллектуальных операций с нею, то есть всякие интеллектуально-информационные устройства. (4)Успех их был умопомрачительным, беспрецедентным. (5)В течение жизни двух-трех поколений они покорили человечество. (6)Они стали всесильными божествами нашего Глобального человейника.
(7)Личные компьютеры, в которые мы «записываем» информацию о нашей индивидуальной жизни, в шутку называют исповедальниками. (8)А всерьез их считают материализацией нашей духовной жизни, наших бестелесных душ. (9)Они прошли три этапа в своем развитии: печатания пальцами, диктовки голосом и думания про себя. (Ю)Появились даже такие исповедальники, которые записывают сны и неосознанные мозговые процессы, то есть подсознание. (11)Уже в XX веке были изобретены миниатюрные устройства, позволяющие пользоваться исповедальниками на любом расстоянии от них.
(12)Точно также в XX веке были изобретены миниатюрные устройства, позволяющие получить справку по любому вопросу из глобальной информационной сети. (13)Современный человек уже немыслим без таких универсальных информаторов, как и без исповедальников. (14)Считается, что благодаря таким универсальным информаторам мы носим с собой (именно с собой, а не в себе!) все богатства познания, накопленного человечеством за всю прошлую историю, — стали сверхлюдьми. (15)Но это ничуть не препятствует тому, что подавляющее большинство таких сверхлюдей является дураками и невеждами. (А.А. Зиновьев)
6.Обобщение и выводы.
— Что такое комментарий к тексту?
— Что такое логическая схема текста? Как она помогает в работе над комментарием?
— Научившись свёртывать информацию, вы легко построите логическую схему текста, а затем, воспользовавшись ею, напишете комментарий к проблеме данного текста.
Д/З. Написать комментарий к проблеме данного текста, воспользовавшись составленной логической схемой.
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Технологии, методики, формы работы
Русский язык
11 класс
18 августа 2011
Файлы
svertuvanie inf.DOC
Скачать
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
Схемы никак не отобразить. Лучше, наверное, будет очистить данные места и сослаться на приложенный файл.