В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Анализ поэтического текста

Анализ поэтического текста

Людмила Имкина
Тип материала: другое
просмотров: 2878
Краткое описание
План анализа поэтического текста
Описание
План анализа поэтического текста в виде таблицы,  используя её учащийся легко может сделать анализ стихотворения. Её можно предложить учащимся 5-х классов и постепенно анализируя по началу с учителем ребёнок научится к 11 классу это делать самостоятельно.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Анализ поэтического текста.doc Скачать


Автор: Имкина Людмила Федоровна

Место работы: МОУ СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов г.Надыма

Должность: учитель русского языка

Дополнительные сведения: Анализ поэтического текста




























Анализ поэтического текста


Название стихотворения, автор

В связи с чем написано

Тема

Идея

Эпиграф

Размер

Рифма

Ритм

Лирический герой

Художественно – изобразительно – выразительные средства языка



Круг жизненных явле

ний, отобранный и освещённый писателем в художествен

ном произведе

нии.

( О чём стихотворение)


Мысль человека о жизненном явлении, о человеке, предмете и т.д., в которой выражено отношение к этим явлениям жизни, представление людей о них. Идея – главная мысль, отражающая отношение автора к действитель

ности.


Связать с идеей.


2-сложный: ямб ударение на 2 слоге; хорей – ударение на 1 слоге.

3-сложные: дактиль – ударение на 1 слоге, амфибрахий – ударение на 2 слоге, анапест ударение на 3 слоге


Парные – аа; перекрёстные – авав; опоясанные – авва.

Бывают двойные, тройные и четверные

( рифмующие одной и той же рифмой 2, 3, 4 строки). Бывают простые

( весна – красна) составные ( на грани я – играния). Соразмерность – совпадающее, созвучное окончание 2-х или нескольких стихотворных строк: мужская ударение на последнем слоге в строке, женская ударение на 2 слоге от конца строки, дактилические – ударение на 3-ем от конца слоге, гипердактилические – на 4-ом от конца. Неполная рифма, когда рифмующихся словах созвучны и повторяются только согласные звуки – диссонанс; ассонанс – созвучие гласных звуков, преимущественно ударных.


Спокойный, торопливый, быстрый, медленный, усиливающийся или угасающий. Настроение, чувства: печаль, грусть, радость и т.д. тон разговорный, книжный. Тональность раздумий, размышлений, волнений, обеспокоенности, поэтому

риторические ? стиль

Стилистические приёмы: риторический ?, восклицание.


Один образ

( автор = лирическому герою); 2 образа ( автор + лирический герой ).

Герой – лицо в лирической поэзии, переживания, мысли и чувства которого выражены в стихотворении, от имени которого оно написано.

Черты лирического героя.

Структура стихотворения:

а) сопоставление и развитие словесных образов: по сходству, по контрасту, по смежности, ассоциативно, по умозаключению: синонимы-слова, близкие по значению. Их роль: уточнять мысль и предавать ее различные смысловые оттенки, выражать оценку обозначаемого и авторское отношение к нему (моя родина, моя родная земля), обозначать интенсивность признака и усиливать экспрессию ( ее каждый раз нужно было очаровывать более глубоко раскрывать тот или иной образ (его щечки горели румянцем смущения, стыдливости, застенчивости); антонимы слова, противоположные по значении. Роль антонимов: уточнить мысль ( богатство и бедность, старость и молодость), дать более полную характеристику какого-либо явления; выразить авторскую оценку обозначаемого ( с одной стороны, половодье глянцевой макулатуры, с другой- ручеек подлинно художественной), усилить передаваемое содержание (то сердце не научится любить, которое устало ненавидеть). На использовании антонимов основан специальный стилистический прием – антитеза.

Омонимы- слова, совпадающие по форме, но имеющие различные значения (брак-изъян- брак – женитьба), омофоны – слова, совпадающие по звучанию, но различные по значению и написанию (компания – кампания), омографы –слова, совпадающие по написанию, но различные по значению и произношению (мука- мУка). Роль омонимов в тексте: используются для усиления выразительности и экспрессии речи,

Паронимы –слова, сходные по звучанию и написанию, но имеющие различные значения (индивидуальность – индивидуализм).

Роль паронимов: используются для достижения большей точности и выразительности(экспрессивности) высказывания ( своей злодольной родины раздольной, в своем кощунстве богомольной), для создания комического (юмористического, иронического, саркастического) эффекта (его называли мэтром, какой же он мэтр, это сантиметр), фразеологизмы как средство языковой выразительности ( попасть впросак, яблоко раздора). Роль фраз-мов: использование их позволяет усилить наглядность и образность текста, более ярко выразить отношение к сообщаемому, передать авторское чувство и оценки.

б основные изобразительные средства: метафора

( перенос свойств одного предмета на другой по принципу сходства или контраста);

метонимия ( замена прямого наименования переносным. Использование метонимии позволяет сделать мысль более яркой, лаконичной, выразительной, придает изображаемому предметную наглядность: не то на серебре – на золоте едал), синекдоха – это разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними: с меньшего на большее: к нему и птица не летит, и зверь нейдет, с части на целое: Борода, ты все молчишь? Роль синекдохи – усиливает выразительность и экспрессию речи сравнение ( сопоставление двух явлений по сходству и различию ( как, словно, будто ); олицетворение ( перенос свойств живого на неживое)

аллегория

(иносказание, изображение отвлечённого через конкретное: весы – символ правосудия); гипербола - намеренное преувеличение; литота преуменьшение (Роль гиперболы и литоты в тексте: позволяют авторам резко усиливать выразительность изображаемого, придавать мыслям необычную форму и яркую эмоциональную окраску, оценочность, эмоциональную убедительность. ; ирония

( отрицание или осмеяние ); сарказм ( откровенно обличительный смех, язвительная насмешка) перифраза (замена прямого наименования описательным оборотом, указывающим на существенные признаки объекта: Петербург- Петра творенье ). Роль перифраз в тексте: помогают выделить и подчеркнуть наиболее существенные признаки изображаемого, избежать тавтологии

Речевые интонационно – синтаксические особенности:

эпитет -

определение, выделяющее, подчёркивающее один из признаков предмета, явления и т.д.; повтор ; антитеза (противопоставление образов, понятий и т.д.);инверсия - нарушение последовательности в речи

Стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления

1) эмоционально-экспрессивная (оценочная) лексика лексика ограниченного употребления

А)слова с положительной эмоционально-экспрессивной оценкой: торжественные, возвышенные (вдохновение, грядущий, отечество), возвышенно-поэтическая лексика ( безмятежный, лучезарный, чары), одобрительная лексика (благородный, выдающийся, изумительный), ласкательная лексика (солнышко, голубчик)

А) слова с отрицательной эмоционально- экспрессивной оценкой: неодобрительные (домыслы, околесица), пренебрежительные (выскочка, деляга), презрительные (балбес, ), бранные

2.) функционально-стилистически окрашенная лексика

а) лексика книжная: научные термины, официально-деловая (докладная), публицистическая (репортаж, интервью), художественно- поэтическая (лазурный, очи)

роль стилистически окрашенной лексики: придать тексту возвышенное или сниженное звучание, служить средством речевых характеристик героев, служить средством передачи авторских эмоций и оценок

А) разговорная лексика: папа, мальчонка

Выразительные средства морфологии и словообразования:

1. употребление каких-либо грамматических форм не в их прямом значении ( употребление форм наст. времени глагола в значении прош. врем. форм глагола сослагательного наклонения в значении повелит.: Только выхожу от мирового, глядь – лошадки мои стоят смирнехонько. И как судьба меня не хлопах, я устремлен душою всей…), 2. преимущественное употребление в тексте слов какой-либо части речи (Шепот, робкое дыханье, трели соловья…), 3. использование выразительных возможностей суффиксов, приставок (в том числе суффиксов субъективной оценки (уменьшительно-ласкательных, увеличительных, пренебрежительных, уничижительных).используются: для усиления образности и изобразительности текста, актуализации действий, выражения авторских оценок и чувств, для создания речевых характеристик героев, для индивидуализации или обобщения, типизации сообщаемого

Выразительные средства синтаксиса: синтаксическая структура предложения и знаки препинания (простое или сложное, двусоставное или односоставное, полное или неполное, осложненное (т.е. содержащее ряд однородных членов, обособленные члены предложения, вводные слова или обращения) или неосложненное ; тип предложения по цеди высказывания (повествоват., вопросит., побудительное); характеристика предложения по эмоциональному окрашиванию: невосклицательное –восклицательное Роль- усиление авторской мысли, выражение позиции, создания образности. Роль знаков препинания передача различных чувств, мыслей (удивление, вопрос, гнев. Восхищение и т.д.).Особую роль играют «авторские» знаки препинания. Служат для усиления смысловой или эмоциональной значимости того или иного его фрагмента, акцентируют внимание читателя на содержании какого-либо понятия, образа и т.д.)

Специальные выразительные средства синтаксиса (фигуры). Фигурами (риторическими фигурами, стилистическими фигурами, фигурами речи) наз. Стилистические приемы, основанные на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного употребления и имеющие целью усиление выразительности и изобразительности текста.

Риторический вопрос- это фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Риторический вопрос не требует ответа, используется, чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи, привлечь читателя к тому или иному явлению: Зачел он руку дал клеветникам ничтожным? Риторическое восклицание – это фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждения. Оно усиливает в сообщении выражение тех или иных чувств: О счастье! О слезы! Риторическое обращение – подчеркнутое обращение к кому-либо ли к чему-нибудь. Выражает отношение к нему. Они создают торжественность и патетичность речи, выражают радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния автора. Повтор -это стилистическая фигура, состоящая в повторении какого-либо члена предложения (слова), части предложения или предложения с целью привлечь к ним особое внимание. Анафора –это повторение слова или группы слов в начале строк, строф или предложений: лениво дышит полдень, лениво катится река. Эпифора – повторение слов или группы слов в конце строк, строф или предложений. Параллелизм (синтаксический параллелизм)- тождественное или сходное построение смежных частей текста: Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской. Эллипсис – стилистический прием, состоящий в намеренном пропуске какого-либо члена предложения: И через минуту капитан Чанги художник уже на улице. Оксюморон – это стилистическая фигура, в которой соединяются несовместимые понятия, противоречащие зачастую друг другу: горькая радость.


Анализ поэтического текста.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос