урок-практикум по русскому языку во 2 классе по теме "Упражнения в написании слов с парными согласными в корне"
учитель начальных классов высшей квалификационной категории муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 с углубленным изучением отдельных предметов города Бугульмы Республики Татарстан Басынина Лариса Николаевна
Тема « Упражнение в написании слов с парными согласными в корне»
Цели: 1) продолжить отрабатывать способы проверки слов с парными согласными путём изменения формы слова и путём подбора однокоренных слов;
2) способствовать развитию связной речи, внимания, памяти(зрительной, слуховой, ассоциативной), различных форм мышления;
3) воспитывать аккуратность, сосредоточенность, заботу о птицах.
Оборудование: карточки со словарными словами, «бочонки» с названиями этапов урока, тетради на печатной основе, экспозиции с предложениями, карточки с парными согласными, « светофорчик».
Ход урока:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
ПОСТАНОВКА ТЕМЫ И ЦЕЛИ
— Урок наш будет направлен на развитие творческих способностей, на развитие умений проверять слова с парными согласными, на развитие речи. Название каждого из этапов урока написано на «бочонках», на обратной стороне которых есть задания, необходимые для выполнения.
1 ЭТАП « УГАДАЙ-КА»
( учитель показывает словарные слова с пропущенными буквами, обучающиеся «сигналят», затем записывают в тетрадь)
Огород, морковь, арбуз, народ, завод, мороз, салат, вдруг, город, картофель.
— Какое слово «лишнее»? Почему?
— Составить предложение с этим словом и записать.
(самопроверка)
2 ЭТАП « ЧИСТОПИСАЙ-КА»
( на доске)
ое ол ок ох
поезд самолёт самокат пароход
— Что можете сказать об этих словах?
— Какое из них является «лишним»? Почему?
Вывод: в зависимости от того, по какому признаку объединяем, то слово и будет «лишним».
— Какая одинаковая орфограмма во всех словах? Как проверите?
( запись в тетрадь)
3 ЭТАП « ВОССТАНАВЛИВАЙ-КА»
( на мультимедиа)
« Когда с тобою этот друг,
ты можешь без тревог
шагать на север и на ….,
на … и … .»
— Чтобы не нарушить рифму, в загадку нужно вставить слова, называющие стороны горизонта. С какой строчкой рифмуется 1строчка, 2-ая? Прочитайте восстановленную загадку. Назовите отгадку. Есть ли слова с парной согласной, требующей проверки? Какие? Проверьте их. Запишите загадку в тетрадь.
( проверка: один отвечает- остальные «сигналят»)
Фонетический разбор слова ЮГ
4 ЭТАП «ЗАПОМИНАЙ-КА»
— Я буду называть пары чем-то схожих между собой слов, послушайте их внимательно.и постарайтесь запомнить их.
Сестра-брат товарищ-друг
Вагон –рельс бутон-цветок
Песня- частушка писатель-сказка
— Теперь я буду называть только первые слова, а вы постарайтесь вспомнить вторые и запишите их, проверив парные согласные.
(проверка: один говорит-остальные «сигналят»)
ФИЗМИНУТКА
(учитель читает стих, дети имитируют движения, услышав слово с парной согласной, хлопают, после выполнении
я-проверяют)
« У нас славная осанка, мы свели лопатки,
Мы походим на носках, а потом на пятках,
Пойдём мягко, как лисята, ну, а если надоест,
То пойдём все косолапо, как медведи ходят в лес.»
«ЗАПОМИНАЙ-КА»
(экспозиционное письмо: на полосках бумаги написаны предложения, дети смотрят в течении 3-4секунд, запоминают и записывают, указывая при этом, сколько печатных знаков они запомнили)
На опушке зеленеют берёзки. 23 буквы
У крыльца стоит новая повозка. 25 букв
--Какие слова на изучаемое правило встретили? Какие согласные написали?
Разбор слов «опушке и берёзки» по составу.
— Выполнить синтаксический разбор второго предложения.
5 ЭТАП « ОБОБЩАЙ-КА»
— Назови одним словом:
десертная, чайная, столовая ….
Берёзовый, желудочный, яблочный ….
Резиновая, боксёрская, кожаная …
Тройной, затяжной, в высоту …..
Кухонный, разделочный, перочинный ….
— Записать слова, выделить парную согласную и проверить.
6 ЭТАП « ЗАКРЕПЛЯЙ-КА»
( учащиеся выполняют работу в тетрадях на печатной основе за 2 класс на стр.57- вставляют пропущенные парные согласные)
(взаимопроверка)
7 ЭТАП «СОЧИНЯЙ-КА»
( все бочонки перевернули обратной стороной, где записаны слова, из которых нужно составить рассказ)
Снег, крепкий мороз, ребятишки, кормушки, зёрнышки, крошки, холод.
— Что можете сказать про эти слова?
— Составьте устно рассказ по этим словам. О чём он будет?
— Дома запишите его в тетрадь.
8 ЭТАП « ИТОГОВЫЙ»
— Оцените свою работу на уроке при помощи кружков разного цвета.
Использованная литература
- Р. О. Родионова. Занимательный русский язык. – М., АСТ, 2009
- О. В. Узорова. Е. Нефедова. Справочное пособие по русскому языку. 2-3 класс. – М., ВАКО, 2008
УРОК – ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВО 2 КЛАССЕ
учитель начальных классов высшей квалификационной категории муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 с углубленным изучением отдельных предметов города Бугульмы Республики Татарстан Басынина Лариса Николаевна
Тема « Упражнение в написании слов с парными согласными в корне»
Цели: 1) продолжить отрабатывать способы проверки слов с парными согласными путём изменения формы слова и путём подбора однокоренных слов;
2) способствовать развитию связной речи, внимания, памяти(зрительной, слуховой, ассоциативной), различных форм мышления;
3) воспитывать аккуратность, сосредоточенность, заботу о птицах.
Оборудование: карточки со словарными словами, «бочонки» с названиями этапов урока, тетради на печатной основе, экспозиции с предложениями, карточки с парными согласными, « светофорчик».
Ход урока:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
ПОСТАНОВКА ТЕМЫ И ЦЕЛИ
-- Урок наш будет направлен на развитие творческих способностей, на развитие умений проверять слова с парными согласными , на развитие речи. Название каждого из этапов урока написано на «бочонках», на обратной стороне которых есть задания, необходимые для выполнения.
1 ЭТАП « УГАДАЙ-КА»
( учитель показывает словарные слова с пропущенными буквами, обучающиеся «сигналят», затем записывают в тетрадь)
Огород, морковь, арбуз, народ, завод, мороз, салат, вдруг, город, картофель.
-- Какое слово «лишнее»? Почему?
-- Составить предложение с этим словом и записать.
(самопроверка)
2 ЭТАП « ЧИСТОПИСАЙ-КА»
( на доске)
ое ол ок ох
поезд самолёт самокат пароход
-- Что можете сказать об этих словах?
-- Какое из них является «лишним»? Почему?
Вывод: в зависимости от того, по какому признаку объединяем, то слово и будет «лишним».
-- Какая одинаковая орфограмма во всех словах? Как проверите?
( запись в тетрадь)
3 ЭТАП « ВОССТАНАВЛИВАЙ-КА»
( на мультимедиа)
« Когда с тобою этот друг,
ты можешь без тревог
шагать на север и на ….,
на … и … .»
-- Чтобы не нарушить рифму, в загадку нужно вставить слова, называющие стороны горизонта. С какой строчкой рифмуется 1строчка, 2-ая? Прочитайте восстановленную загадку. Назовите отгадку. Есть ли слова с парной согласной, требующей проверки? Какие? Проверьте их. Запишите загадку в тетрадь.
( проверка: один отвечает- остальные «сигналят»)
Фонетический разбор слова ЮГ
4 ЭТАП «ЗАПОМИНАЙ-КА»
-- Я буду называть пары чем-то схожих между собой слов, послушайте их внимательно.и постарайтесь запомнить их.
Сестра-брат товарищ-друг
Вагон –рельс бутон-цветок
Песня- частушка писатель-сказка
-- Теперь я буду называть только первые слова, а вы постарайтесь вспомнить вторые и запишите их ,проверив парные согласные.
(проверка: один говорит-остальные «сигналят»)
ФИЗМИНУТКА
(учитель читает стих, дети имитируют движения, услышав слово с парной согласной, хлопают, после выполнении
я-проверяют)
« У нас славная осанка, мы свели лопатки,
Мы походим на носках, а потом на пятках,
Пойдём мягко,как лисята, ну, а если надоест,
То пойдём все косолапо, как медведи ходят в лес.»
«ЗАПОМИНАЙ-КА»
(экспозиционное письмо: на полосках бумаги написаны предложения, дети смотрят в течении 3-4секунд, запоминают и записывают, указывая при этом, сколько печатных знаков они запомнили)
На опушке зеленеют берёзки. 23 буквы
У крыльца стоит новая повозка. 25 букв
--Какие слова на изучаемое правило встретили? Какие согласные написали?
Разбор слов «опушке и берёзки» по составу.
-- Выполнить синтаксический разбор второго предложения.
5 ЭТАП « ОБОБЩАЙ-КА»
-- Назови одним словом:
десертная, чайная, столовая ….
Берёзовый, желудочный, яблочный ….
Резиновая, боксёрская, кожаная …
Тройной, затяжной, в высоту …..
Кухонный, разделочный, перочинный ….
-- Записать слова, выделить парную согласную и проверить.
6 ЭТАП « ЗАКРЕПЛЯЙ-КА»
( учащиеся выполняют работу в тетрадях на печатной основе за 2 класс на стр.57- вставляют пропущенные парные согласные)
(взаимопроверка)
7 ЭТАП «СОЧИНЯЙ-КА»
( все бочонки перевернули обратной стороной, где записаны слова, из которых нужно составить рассказ)
Снег, крепкий мороз, ребятишки, кормушки, зёрнышки, крошки, холод.
-- Что можете сказать про эти слова?
-- Составьте устно рассказ по этим словам. О чём он будет?
-- Дома запишите его в тетрадь.
8 ЭТАП « ИТОГОВЫЙ»
-- Оцените свою работу на уроке при помощи кружков разного цвета.
Использованная литература
-
Р. О. Родионова. Занимательный русский язык. – М., АСТ, 2009
-
О. В. Узорова. Е. Нефедова. Справочное пособие по русскому языку. 2-3 класс. – М., ВАКО, 2008
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО