Урок физики 7 класс по теме Водный тронспорт
по теме: «Водный транспорт»
Если ты родился моряком,
Ждут тебя моря и океаны,
Станешь настоящим мужиком,
Скоро поплывёшь через туманы!
Цели урока:
- Систематизировать и обобщить знания учащихся об архимедовой силе и условиях плавания тел.
- Рассмотреть физические способы плавания судов.
- Формировать умения делать логические выводы, уметь применять полученные знания для объяснения явлений, происходящих в природе и технике.
- Продолжить формирование познавательного интереса к предмету “Физика”; познакомить учащихся с практическими применениями закона Архимеда в технике.
Форма урока: урок-беседа с элементами поиска.
Оборудование: компьютер,, лист металлической фольги, коробочка из металлической фольги, карточки с заданиями, компьютерная презентация.
Ход урока
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Как называют силу, которая выталкивает тела, погруженные в жидкости и газы?
- Причина возникновения выталкивающей силы?
- Как подсчитать архимедову силу?
- При каком условии тело, находящееся в жидкости, тонет? всплывает? плавает?
- Из какой сказки отрывок?
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет
А.С. Пушкин “Сказка о царе Салтане”)
- При каком условии можно плыть на бревне? (отрывок из стихотворения Н.Некрасова “Дед Мазай и зайцы”)
Сидя, и стоя, и лежа пластом,
Зайцев с десяток спасалось на нем.
“Взял бы я вас — да потопите лодку!”
Жаль их, однако, да жаль и находку –
Я зацепился багром за сучок
И за собою бревно поволок
3.Физический диктант –
Тема: Плавание тел
Как поведут себя разные тела, изготовленные из разных веществ, в воде?
вещества | всплывают | плавают | тонут |
янтарь | | | |
пробка | | | |
олово | | | |
фарфор | | | |
лед | | | |
Вопрос: Где в технике учитываются архимедова сила и условия плавания тел? При постройке кораблей. Раньше делали деревянные корабли и лодки, и они плавали в воде.
Металлические корабли тоже плавают, а ведь куски стали тонут в воде. Почему?
Демонстрация опыта (с листом фольги и коробочкой из фольги)
Вопрос: Почему лист фольги тонет в воде, а коробочка из фольги – нет? Здесь увеличивают объем, и архимедова сила увеличивается.
Итак, в судостроении используется тот факт, что путем изменения объема можно придать плавучесть практически любому телу.
Из истории плавания судов
Термин «Судно» используют в торговом и пассажирском флоте, а «Корабль» — в военном. Рассмотрим виды судов:
1) по району отправления:
- океанские
- каботажные (для прибрежных рейсов в море)
- речные
- озёрные
- торговые
- пассажирские
- военные
- пароходы и паротурбоходы
- теплоходы
- атомоходы
- газотурбоходы
- электроходы и турбоэлектроходы
- Лайнеры – суда пассажирского флота (например, лайнер «Нормандия»).
- Контейнеровозы предназначены для доставки товаров в специальных контейнерах («Сестрорецк»).
- Ролкеры используются для перевозки колёсной техники («Магнитогорск»).
- Лихтеровозы перевозят лихтеры, то есть несамоходные баржи, способные пройти по мелководью («Борис Андреев»).
- Балкеры предназначены для перевозки сыпучих грузов и снабжены наклонными продольными переборками («Зоя Космодемьянская»).
- Танкеры предназначены для транспортировки жидких грузов (нефть) в трюмах, оснащены навигационной системой, спутниковой связью, аппаратурой для поиска судов, терпящих бедствие («Победа»).
- Ледоколы разрушают ледяные покровы, прокладывая путь другим судам («Ленин», «Ермак», «Красин», «Арктика», «Сибирь»).
Все суда обладают достаточно большой массой, а значит, и силой тяжести. Благодаря чему же они держатся на воде и перевозят большие грузы? Мы знаем, что любое тело вытесняет своей подводной частью столько жидкости, что её вес равен весу тела в воздухе. В свою очередь, вес воды, вытесняемой подводной частью судна, равен весу судна с грузом в воздухе или силе тяжести, действующей на судно с грузом. Получается, что судно, погружаясь в воду, находится в равновесии.
Характеристики судна:
- Осадка – это глубина, на которую судно погружается в воду.
- Ватерлиния – красная линия на корпусе судна, показывающая наибольшую допустимую осадку судна.
- Водоизмещение – вес воды, вытесняемой судном при погружении до ватерлинии, равный силе тяжести, действующей на судно с грузом.
- Грузоподъемность – вес полезного груза, перевозимого судном.
2. Рассмотрим простейший пример подводного судна. В стакан со свеженалитой газировкой бросим виноградину. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. На неё начнут садиться пузырьки газа, и когда их станет довольно много, виноградина всплывёт. На поверхности пузырьки лопаются, газ улетает, и отяжелевшая виноградина снова опускается на дно. Так будет продолжаться до тех пор, пока газировка не «выдохнется».
По аналогии плавает подводная лодка. У неё внутри есть специальные балластные цистерны, которые заполняются забортной водой. Если надо опуститься на глубину, то цистерны открываются, в них устремляется забортная вода. Она вытесняет воздух, и лодка опускается. Если же надо снова всплыть, то в цистерны пускают сжатый воздух из специальных баллонов. Он вытесняет воду, и облегчённая лодка всплывает.
6. Закрепление.
- В гавани во время прилива стоит судно, с которого спускается в море лесенка. Ученик, желая определить скорость подъёма воды во время прилива, измерил высоту каждой ступеньки и сел на берегу отсчитывать число ступенек, которые покроет вода за 2 часа. Получит ли он верный результат? (Нет, так как положение корабля относительно поверхности воды не изменяется)
- Почему надувная лодка имеет малую осадку? (Плотность воздуха, которым она надута, во много раз меньше плотности воды, а вес стенок лодки невелик)
- Плот связан из 10 сосновых брёвен. Объём каждого бревна равен 1,6 м3. Можно ли на этом плоту переправить груз массой 10 т? (Нет)
- Площадь поперечного сечения сухогруза на уровне воды равна 2000м2. По окончании погрузки глубина осадки увеличилась на 3м. Определите массу груза, принятого на борт сухогруза. (6 000 т)
- Судно, погруженное в пресную воду до ватерлинии, вытесняет воду объёмом 15000м3. Вес судна без груза равен 5 000 000Н. Чему равен вес груза? (145 000 кН)
- Оценки за урок. Рефлексия.
- Что нового узнали для себя?
§ 51, упр.№26 (2) задание 16
Урок физики 7 класс
по теме : «Водный транспорт»
Если ты
родился моряком,
Ждут тебя моря и
океаны,
Станешь настоящим мужиком,
Скоро
поплывёшь через туманы!
Цели урока:
-
Систематизировать и обобщить знания учащихся об архимедовой силе и условиях плавания тел.
-
Рассмотреть физические способы плавания судов.
-
Формировать умения делать логические выводы, уметь применять полученные знания для объяснения явлений, происходящих в природе и технике.
-
Продолжить формирование познавательного интереса к предмету “Физика”; познакомить учащихся с практическими применениями закона Архимеда в технике.
Дидактический тип урока: изучение нового материала
Форма урока: урок-беседа с элементами поиска.
Оборудование: компьютер, , лист металлической фольги, коробочка из металлической фольги, карточки с заданиями, компьютерная презентация.
Ход урока
-
Организационный момент.
-
Проверка домашнего задания.
-
Как называют силу, которая выталкивает тела, погруженные в жидкости и газы?
-
Причина возникновения выталкивающей силы?
-
Как подсчитать архимедову силу?
-
При каком условии тело, находящееся в жидкости, тонет? всплывает? плавает?
-
Из какой сказки отрывок?
В синем небе
звезды блещут,
В синем море волны
хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по
морю плывет
А.С. Пушкин “Сказка о
царе Салтане”)
-
При каком условии можно плыть на бревне? (отрывок из стихотворения Н.Некрасова “Дед Мазай и зайцы”)
Мимо бревно
суковатое плыло,
Сидя, и стоя, и лежа
пластом,
Зайцев с десяток спасалось
на нем.
“Взял бы я вас - да потопите
лодку!”
Жаль их, однако, да жаль и
находку –
Я зацепился багром за сучок
И
за собою бревно поволок
3.Физический диктант –
Тема: Плавание тел
Как поведут себя разные тела , изготовленные из разных веществ, в воде?
вещества |
всплывают |
плавают |
тонут |
янтарь |
|
|
|
пробка |
|
|
|
олово |
|
|
|
фарфор |
|
|
|
лед |
|
|
|
4. Изучение нового материала.
Вопрос: Где в технике учитываются архимедова сила и условия плавания тел? При постройке кораблей. Раньше делали деревянные корабли и лодки, и они плавали в воде.
Металлические корабли тоже плавают, а ведь куски стали тонут в воде. Почему?
Демонстрация опыта (с листом фольги и коробочкой из фольги)
Вопрос: Почему лист фольги тонет в воде, а коробочка из фольги – нет? Здесь увеличивают объем, и архимедова сила увеличивается.
Итак, в судостроении используется тот факт, что путем изменения объема можно придать плавучесть практически любому телу.
Из истории плавания судов
Термин «Судно» используют в торговом и пассажирском флоте, а «Корабль» - в военном. Рассмотрим виды судов:
1) по району отправления:
-
океанские
-
каботажные (для прибрежных рейсов в море)
-
речные
-
озёрные
2) по назначению:
-
торговые
-
пассажирские
-
военные
3) по типу двигателя:
-
пароходы и паротурбоходы
-
теплоходы
-
атомоходы
-
газотурбоходы
-
электроходы и турбоэлектроходы
4) по назначению:
-
Лайнеры – суда пассажирского флота (например, лайнер «Нормандия»).
-
Контейнеровозы предназначены для доставки товаров в специальных контейнерах («Сестрорецк»).
-
Ролкеры используются для перевозки колёсной техники («Магнитогорск»).
-
Лихтеровозы перевозят лихтеры, то есть несамоходные баржи, способные пройти по мелководью («Борис Андреев»).
-
Балкеры предназначены для перевозки сыпучих грузов и снабжены наклонными продольными переборками («Зоя Космодемьянская»).
-
Танкеры предназначены для транспортировки жидких грузов (нефть) в трюмах, оснащены навигационной системой, спутниковой связью, аппаратурой для поиска судов, терпящих бедствие («Победа»).
-
Ледоколы разрушают ледяные покровы, прокладывая путь другим судам («Ленин», «Ермак», «Красин», «Арктика», «Сибирь»).
Вид парусного судна можно определять по типу парусного вооружения, которое включает в себя рангоут (деревянные или стальные элементы мачт и реев), такелаж (пеньковые или металлические канаты, расположенные на мачтах) и парус.
Все суда обладают достаточно большой массой, а значит, и силой тяжести. Благодаря чему же они держатся на воде и перевозят большие грузы? Мы знаем, что любое тело вытесняет своей подводной частью столько жидкости, что её вес равен весу тела в воздухе. В свою очередь, вес воды, вытесняемой подводной частью судна, равен весу судна с грузом в воздухе или силе тяжести, действующей на судно с грузом. Получается, что судно, погружаясь в воду, находится в равновесии.
Характеристики судна:
-
Осадка – это глубина, на которую судно погружается в воду.
-
Ватерлиния – красная линия на корпусе судна, показывающая наибольшую допустимую осадку судна.
-
Водоизмещение – вес воды, вытесняемой судном при погружении до ватерлинии, равный силе тяжести, действующей на судно с грузом.
-
Грузоподъемность – вес полезного груза, перевозимого судном.
5. Демонстрация опытов.
2. Рассмотрим простейший пример подводного судна. В стакан со свеженалитой газировкой бросим виноградину. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. На неё начнут садиться пузырьки газа, и когда их станет довольно много, виноградина всплывёт. На поверхности пузырьки лопаются, газ улетает, и отяжелевшая виноградина снова опускается на дно. Так будет продолжаться до тех пор, пока газировка не «выдохнется».
По аналогии плавает подводная лодка. У неё внутри есть специальные балластные цистерны, которые заполняются забортной водой. Если надо опуститься на глубину, то цистерны открываются, в них устремляется забортная вода. Она вытесняет воздух, и лодка опускается. Если же надо снова всплыть, то в цистерны пускают сжатый воздух из специальных баллонов. Он вытесняет воду, и облегчённая лодка всплывает.
6. Закрепление.
-
В гавани во время прилива стоит судно, с которого спускается в море лесенка. Ученик, желая определить скорость подъёма воды во время прилива, измерил высоту каждой ступеньки и сел на берегу отсчитывать число ступенек, которые покроет вода за 2 часа. Получит ли он верный результат? (Нет, так как положение корабля относительно поверхности воды не изменяется)
-
Почему надувная лодка имеет малую осадку? (Плотность воздуха, которым она надута, во много раз меньше плотности воды, а вес стенок лодки невелик)
-
Плот связан из 10 сосновых брёвен. Объём каждого бревна равен 1,6 м3. Можно ли на этом плоту переправить груз массой 10 т? (Нет)
-
Площадь поперечного сечения сухогруза на уровне воды равна 2000м2. По окончании погрузки глубина осадки увеличилась на 3м. Определите массу груза, принятого на борт сухогруза. (6 000 т)
-
Судно, погруженное в пресную воду до ватерлинии, вытесняет воду объёмом 15000м3. Вес судна без груза равен 5 000 000Н. Чему равен вес груза? (145 000 кН)
7. Итоги урока.
-
Оценки за урок. Рефлексия.
-
Что нового узнали для себя?
8. Домашнее задание.
§ 51, упр.№26 (2) задание 16
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»