Урок внеклассного чтения по зарубежной литературе в 10 классе
(над страницами Омара Хайяма)
Урок внеклассного чтения по зарубежной литературе
в 10 классе (2 часа)
Тема урока: « Я познание сделал своим ремеслом…» (над страницами Омара Хайяма)
Оборудование:
книжная выставка по теме, раздаточный материал, компьютер, проектор, интерактивная доска, слайды – иллюстрации «Рубаи» О.Хайяма., видеофильм «Художественная культура исламского Востока», СD — диск (восточная музыка)
Цели урока:
1. Познакомить обучающихся с поэтом, учёным, философом О.Хайяма, его поэтическим наследием. Дать представление о древней форме персидской поэзии – рубаи.
2. Способствовать формированию навыка работы с литературоведческими терминами, умения анализировать поэтические произведения, отличающиеся от традиционной литературы, наблюдать и обобщать, давать точный и аргументированный ответ на поставленный вопрос.
3. Воспитывать любовь и уважение к культурному наследию человека.
Задачи:
создание условий развития познавательного интереса, опираясь на прежний опыт и знания обучающихся; формирования коммуникативных и исследовательских компетенций, отношения к литературе как источнику духовного и нравственного совершенствования человека; сохранения уникального культурного наследия человечества.
Используемые методы:
частично – поисковый, эвристический.
Форма:
интегрированный урок .
Формы учебной деятельности обучающихся:
коллективная, групповая.
Виды контроля:
— составление таблицы по биографии поэта;
— конструирование предложений;
— восстановление и осмысление художественных текстов;
— выразительное чтение;
— работа с интерактивной доской; и др.
— создание обложки для сборника стихов Омара Хайяма; (домашнее задание)
— творческая работа по рубаи; (домашнее задание)
— заучивание наизусть понравившихся рубаи. (домашнее задание)
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Подготовка к восприятию материала.
Звучит восточная музыка. На экран проецируются слайды – иллюстрации «Рубаи» О.Хайяма художника Е.Ененко. На фоне музыки к каждому слайду учитель читает рубаи. ( Приложение 1.)
3.Работа по теме.
Слово учителя.
Вы удивлены? Необычная поэзия, музыка? Сразу возникает вопрос: что это? Кто автор всего этого необычного звучания?
Это персидский философ Омар Хайям. Сегодня на уроке он предстанет перед вами как ученый, философ, поэт. Мы погрузимся в мир чарующей персидской поэзии — рубаи.
(На экране: тема, эпиграф) Слайд № 1
Попробуем «найти ту дверь, что к вечности ведёт»
А помогут нам в этом ваши товарищи, которые подготовили сообщения по теме. Каждый из них выступит от 1 –го лица, представив себя на месте поэта. Вы в это время заполните таблицу (Приложение 2)
4.Выступления заранее подготовленных учащихся. На груди каждого из них своя табличка. Сообщения ребят сопровождаются презентацией.
1ученик (табличка — Омар Хайям.)
Я родился в 1028 году в городе Нишапур области Хорасан (север Ирана) в семье ремесленника. Полное имя ГИЯС АД ДИН АБУЛЬ ФАТХ ОМАР ИБН ИБРАХИМ ХАЙЯМ НИШАПУРИ. Хайям по – персидски буквально – делающий палатки. Детство провёл в Балхе. Потеряв отца в 18 лет, был вынужден прервать учение и зарабатывать на жизнь. Около 1097 года работал врачом при наместнике Хорасана. При жизни занимался углублённо алгеброй, астрономией, философией, правоведением, историей, литературой, физикой. Меня часто приглашали ко двору властители Востока, а правитель Бухары в знак наивысшего уважения сажал рядом с собой на престол. Я был приближённым султана, но отказался принять власть над родным городом, потому что не люблю управлять и командовать людьми, а хочу посвятить себя науке и людям. Слайды №№ 2-7
2 ученик (табличка – Омар Хайям – математик) Слайд № 8
Я сыграл большую роль в создании и развитии алгебры. В своё время написал трактат «Трудности арифметики». Считается, что именно я открыл формулу возведения двучлена a+b степень n. Дал полную классификацию кубических уравнений. Доказал на примерах взаимосвязь арифметики и геометрии. «Геометрия
нуждается в числах» огромный вклад внёс в решение квадратных уравнений. Лозунгом всей моей научной деятельности можно считать слова:
«…Я познание сделал своим ремеслом»
3 ученик (табличка – Омар Хайям – астроном) Слайд № 9
Я всегда считал, что Вселенная никогда не была создана – она существовала вечно.
Работал над реформой иранского солнечного календаря. Реформа календаря была осуществлена в 1079 году, он действовал в Иране почти 900 лет, был отменён только в 1976 году. В моём распоряжении была обсерватория в Исфахане.
4 ученик (табличка – Омар Хайям – поэт и философ) Слайды № 10 — 12
Параллельно с занятиями наукой создавал бессмертные стихотворения, известные всему миру. Мои излюбленные темы: любовь, дружба, поиск смысла жизни. Оптимистические и скорбные, практические и возвышенные, но всегда наполненные глубоким смыслом. Мои идеалы в стихах – справедливость, доброта, свобода, честность. Меня часто обвиняли в бунте против догм официальной религии, за это подвергался гонениям. Сохранил свою жизнь только благодаря покровительству высоких правителей. На самом деле был глубоко верующим человеком.
1 ученик (Омар Хайям) Слайд № 15
В последние 10 – 15 лет жизни провёл в уединении, испытывал нужду. Дружил только с книгой. В последние часы жизни читал «Книгу исцеления» В какой – то момент захотелось взглянуть на закат солнца. Подошёл к окну, помолился и умер. Это был 1123 год. Сейчас среди грушевых и абрикосовых деревьев в Нишапуре стоит прекрасный Мавзолей, и жители города часто приходят сюда подумать о жизни.
4. Знакомство с новым жанром. Слайды № 13, 14
Работа с толковым словарём.
Рубаи – философские сентенции. Сентенции ( лат.яз.- мнение, суждение) 1)Изречение морального характера, нравоучение.
2)Юридический приговор
Рубаи называли самой летучей формой персидской поэзии. Представляя собой одну из древнейших форм персидской поэзии, четверостишие пришло в письменную литературу из устного народного творчества.
В фольклоре четверостишие — это, как правило, любовный куплет, исполняемый от лица юноши или девушки. К примеру, одно из четверостиший, записанных в Ширазе.
5. Задания классу по анализу рубаи.
— работа с использованием интерактивной доски. (Приложение 3)
Восстановить четверостишие, записанное в Ширазе, переместив на доске строки по порядку.
— составьте предложения из «разбросанных» слов и получится известный афоризм (используется функция «Затемнение») Приложение 4
— сформулируйте основную идею, заключённую в следующих высказываниях. Какая тема объединяет все эти высказывания? (Тема мудрости)
(Учитель читает рубаи, дети рассуждают ) Приложение 5
6. Беседа с классом по вопросам.
— Каждое такое стихотворение – маленькая волшебная картинка. С чем бы вы могли её сравнить? Какая цветовая палитра возникает в вашем воображении?
Попробуйте передать цветом ваше настроение после прослушанных стихов. (Обучающиеся выходят к доске и «выражают свои мысли» цветом (используется функция «Палитра»)
— Какой род литературы использует омар Хайям в своих стихах: эпос, лирика или драма? (Лирика)
- Попробуйте сопоставить необычные стихи и стихотворение В.А.Жуковского .
Свои размышления оформите в виде таблицы. Объясните ( устно )знаки препинания в стихотворении В.А.Жуковского. Приложение 6.
7. Проба пера.
Судьба произведений Омара Хайяма в Европе и России сложна. Мир узнал стихи великого поэта только спустя 700 лет после их создания. Английский поэт и переводчик Эдвард Фицджеральд(1809-1883), любитель персидской классической поэзии, познакомившись с подлинниками произведений, переводит их и издаёт маленькую книжечку под названием «Рубайят Омара Хайяма. Почти два года никто не обращал на неё внимание, и вдруг… К 1930 году-130 изданий. Необыкновенная популярность во всей Европе и США (и, что поразительно, особенно в промежуток между двумя мировыми войнами).
Николай II читал рубаи на немецком языке (книга с пометками императора находится в Екатерининском дворце в Павловске).
На пресс – конференции в феврале 2007 года В.В.Путин отметил великую силу творчества О.Хайяма в решении вопросов плохого настроения. « А что касается плохого настроения, то оно, конечно, бывает, как у каждого человека. Но я в этих случаях стараюсь проконсультироваться со своей собакой КОНИ, она мне даёт хорошие советы. А недавно жена мне сделала замечательный подарок - подарила хорошую книгу Омара Хайяма. Настоятельно рекомендую»
У поэта было много подражателей среди его современников и потомков. Известные поэты XIII в. и XX в. пытались облечь свои мысли в форму рубаи. Да и наши современники не оказались в стороне. Слайд № 18
Рубаи О. Хайяма представляют собой яркое явление в культуре мусульманского Востока. Они поражают своей мудростью и стремлением к гармонии, которую великий мастер умел видеть в мире. Многое в творчестве великого гения еще не понято до конца и не оценено по достоинству, загадкой остается его личность.
Этот урок — только "глазок" в мир одного из титанов удивительной эпохи. Я желаю вам распахнуть "двери" во Вселенную, имя которой — Омар Хайям.
8.Итоги урока.
— Составить синквейн (Приложение 7)
9.Домашнее задание: (для выполнения обучающийся выбирает одно на выбор)
— создание обложки для сборника стихов поэта. (проиллюстрировать понравившееся стихотворение)
— выучить наизусть любые стихотворения (не менее 3)
— написать небольшое эссе по заданию: «Сформулируйте философию жизни, высказанную в стихотворении»
Других не зли и сам не злись
Мы гости в этом бренном мире
И если что не так – смирись,
Умнее будь и улыбнись.
Холодной думай головой
Ведь в мире всё закономерно.
Зло, излучённое тобой,
К тебе вернётся, непременно.
Омар Хайям.
9.Рефлексия.
Оставить на интерактивной доске «отзыв» об уроке: (работают стилусом)
«5» -отличный урок
«4» -нормальный урок
«3» -так себе
«2» -вообще не люблю такие уроки
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Смотри документ Word
1. Мы цель созданья, смысл его отменный,
Взор божества и сущность зрящих глаз.
Окружность мира — перстень драгоценный,
А мы в том перстне — вправленный алмаз.
2. Здесь владыки блистали в парче и шелку,
К ним гонцы подлетали на полном скаку.
Где все это? В зубчатых развалинах башни
Сиротливо кукует кукушка: " Ку-ку…"
Где Бахрам отдыхал, осушая бокал,
Там теперь обитают лиса и шакал.
Видел ты, как охотник, расставив капканы,
Сам, бедняга, в глубокую яму попал?
3. Жизнь — пустыня, по ней мы бредем нагишом.
Смертный, полный гордыни, как ты смешон!
Ты для каждого шага находишь причину -
Между тем он давно в небесах предрешен.
Под этим небом жизнь — терзаний череда.
О, нерожденные! Когда б о наших муках
Вам довелось узнать, не шли бы вы сюда.
Этот мир — эти горы, долины, моря -
Как волшебный фонарь. Словно лампа — заря,
Жизнь твоя — на стекле нанесенный рисунок,
Неподвижно застывший внутри фонаря.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
И сияние рая, и ада огни,-
Мне мерещились на небе в давние дни.
Но Учитель сказал: " Ты в себя загляни -
Ад и рай, не всегда ли с тобою они?"
Я страдать обречен до конца своих дней,
Ты же день ото дня веселишься сильней.
Берегись! На судьбу полагаться не вздумай:
Много хитрых уловок в запасе у ней.
Знай в любовном жару — ледяным надо быть.
На сановном пиру — не хмельным надо быть.
Чтобы уши, глаза и язык были целы, -
Тугоухим, незрячим, немым надо быть.
Знайся только с достойными дружбы людьми,
С подлецами не знайся, себя не срами,
Если подлый лекарство нальет тебе — вылей!
Если мудрый подаст тебе яду — прими!
4.Этот ценный рубин из особого здесь рудника,
Этот жемчуг единственный светит особой печатью,
И загадка любви непонятной полна благодатью,
И она для разгадки особого ждет языка.
Каждый розовый, взоры ласкающий куст
Рос из праха красавиц, из розовых уст
Каждый стебель, который мы топчем ногами,
Рос из сердца, вчера еще полного чувств.
Словно ветер в степи, словно в речке вода,
День прошел — и назад не придет никогда.
Будем жить, о. подруга моя, настоящим!
Сожалеть о минувшем — не стоит труда.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
По ходу работы подготовленных обучающихся и просмотра презентации заполнить таблицу.
Годы жизни | Значение фамилии | В каких науках прославился? Чем? | В каких литературных формах работал? Основные темы | Последние годы жизни |
| | | | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Работа с использованием интерактивной доски.
Восстановите четверостишие, записанное в Ширазе, переместив на доске строки по порядку.
Два яблока, два апельсина пошлю тебе,
И сердце собственное выну, пошлю тебе…
А если буду знать наверно, что держишь слово,
И два граната в цвет рубина пошлю тебе,
Правильный вариант
Два яблока, два апельсина пошлю тебе,
И два граната в цвет рубина пошлю тебе,
А если буду знать наверно, что держишь слово,
И сердце собственное выну, пошлю тебе…
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Составьте предложения из « разбросанных» слов и у вас получится известное стихотворение
О.Хайяма.
У обучающихся слова на столе.
Правильный вариант.
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.
Две главных истины запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что – попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем – попало.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Сформулируйте идеи, заключённые в следующих рубаи.
Какая тема их объединяет? (тема мудрости)
***
Тот, кто с юности верует в собственный ум,
Стал в погоне за истиной сух и угрюм.
Притязающий с детства на знание жизни,
Виноградом не став, превратился в изюм.
***
Жизнь пронесется, как одно мгновение,
Ее цени, в ней черпай наслажденье.
Как проведешь ее — так и пройдет,
Не забывай, она — твое творенье.
***
Непостоянно все, что в мире есть,
К тому ж изъянов в том, что есть, не счесть.
Поверь же в то. что сущее незримо
И призрачно все то, что зримо здесь.
***
Пусть буду я сто лет гореть в огне,
Не страшен ад, приснившийся во сне:
Мне страшен хор невежд неблагородных, -
Беседа с ними хуже смерти мне.
***
Для достойного — нету достойных наград,
Я живот положить за достойного рад.
Хочешь знать, существуют ли адские муки?
Жить среди недостойных — вот истинный ад!
***
"Надо жить, — нам внушают, — в постах и труде,
Как живете — так и воскреснете-де!"
Я с подругой и с чашей вина неразлучен -
Чтобы так и проснуться на Страшном суде.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Сравнительная таблица
В.А.Жуковский, стихи | О.Хайям, рубаи |
Есть понятие строфы, легко определить стихотворный размер – хорей; Довольно легко выделяем тему и идею стихотворения (приход весны) | Четыре полустишия, рифмующихся по типу: ааба (предыдущие рифмовались по типу аааа); лаконичны, афористичны; смысл как бы зашифрован, за строками рубаи скрывается какой-то дополнительный смысл |
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Составить синквейн
Омар Хайям
Мудрый, пытливый
Ищет, пишет, наблюдает, учится
Этот человек заставляет думать.
Мысль.
« Я ПОЗНАНИЕ СДЕЛАЛ СВОИМ РЕМЕСЛОМ…»
(над страницами Омара Хайяма)
Урок внеклассного чтения по зарубежной литературе
в 10 классе
(2 часа)
Тема урока: « Я познание сделал своим ремеслом…» (над страницами Омара Хайяма)
Оборудование:
книжная выставка по теме, раздаточный материал, компьютер, проектор, интерактивная доска, слайды – иллюстрации «Рубаи» О.Хайяма., видеофильм «Художественная культура исламского Востока», СD - диск (восточная музыка)
Цели урока:
-
Познакомить обучающихся с поэтом, учёным, философом О.Хайяма, его поэтическим наследием. Дать представление о древней форме персидской поэзии – рубаи.
-
Способствовать формированию навыка работы с литературоведческими терминами, умения анализировать поэтические произведения, отличающиеся от традиционной литературы, наблюдать и обобщать, давать точный и аргументированный ответ на поставленный вопрос.
-
Воспитывать любовь и уважение к культурному наследию человека.
Задачи:
создание условий развития познавательного интереса, опираясь на прежний опыт и знания обучающихся; формирования коммуникативных и исследовательских компетенций, отношения к литературе как источнику духовного и нравственного совершенствования человека; сохранения уникального культурного наследия человечества.
Используемые методы:
частично – поисковый, эвристический.
Форма:
интегрированный урок .
Формы учебной деятельности обучающихся:
коллективная, групповая.
Виды контроля:
- составление таблицы по биографии поэта;
- конструирование предложений;
- восстановление и осмысление художественных текстов;
- выразительное чтение;
- работа с интерактивной доской; и др.
- создание обложки для сборника стихов Омара Хайяма; (домашнее задание)
- творческая работа по рубаи; (домашнее задание)
- заучивание наизусть понравившихся рубаи. (домашнее задание)
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Подготовка к восприятию материала.
Звучит восточная музыка. На экран проецируются слайды – иллюстрации «Рубаи» О.Хайяма художника Е.Ененко. На фоне музыки к каждому слайду учитель читает рубаи. ( Приложение 1.)
3.Работа по теме.
Слово учителя.
Вы
удивлены? Необычная поэзия, музыка?
Сразу возникает вопрос: что это? Кто
автор всего этого необычного звучания?
Это
персидский философ Омар Хайям. Сегодня
на уроке он предстанет перед вами как
ученый, философ, поэт. Мы погрузимся в
мир чарующей персидской поэзии - рубаи.
(На экране: тема, эпиграф) Слайд № 1
Попробуем «найти ту дверь, что к вечности ведёт»
А помогут нам в этом ваши товарищи, которые подготовили сообщения по теме. Каждый из них выступит от 1 –го лица, представив себя на месте поэта. Вы в это время заполните таблицу (Приложение 2)
4.Выступления заранее подготовленных учащихся. На груди каждого из них своя табличка. Сообщения ребят сопровождаются презентацией.
1ученик (табличка - Омар Хайям.)
Я родился в 1028 году в городе Нишапур области Хорасан (север Ирана) в семье ремесленника. Полное имя ГИЯС АД ДИН АБУЛЬ ФАТХ ОМАР ИБН ИБРАХИМ ХАЙЯМ НИШАПУРИ. Хайям по – персидски буквально – делающий палатки. Детство провёл в Балхе. Потеряв отца в 18 лет, был вынужден прервать учение и зарабатывать на жизнь. Около 1097 года работал врачом при наместнике Хорасана. При жизни занимался углублённо алгеброй, астрономией, философией, правоведением, историей, литературой, физикой. Меня часто приглашали ко двору властители Востока, а правитель Бухары в знак наивысшего уважения сажал рядом с собой на престол. Я был приближённым султана, но отказался принять власть над родным городом, потому что не люблю управлять и командовать людьми, а хочу посвятить себя науке и людям. Слайды №№ 2-7
2 ученик (табличка – Омар Хайям – математик) Слайд № 8
Я сыграл большую роль в создании и развитии алгебры. В своё время написал трактат «Трудности арифметики». Считается, что именно я открыл формулу возведения двучлена a+b степень n. Дал полную классификацию кубических уравнений. Доказал на примерах взаимосвязь арифметики и геометрии. «Геометрия
нуждается в числах» огромный вклад внёс в решение квадратных уравнений. Лозунгом всей моей научной деятельности можно считать слова:
«…Я познание сделал своим ремеслом»
3 ученик (табличка – Омар Хайям – астроном) Слайд № 9
Я всегда считал, что Вселенная никогда не была создана – она существовала вечно.
Работал над реформой иранского солнечного календаря. Реформа календаря была осуществлена в 1079 году, он действовал в Иране почти 900 лет, был отменён только в 1976 году. В моём распоряжении была обсерватория в Исфахане.
4 ученик (табличка – Омар Хайям – поэт и философ) Слайды № 10 - 12
Параллельно с занятиями наукой создавал бессмертные стихотворения, известные всему миру. Мои излюбленные темы: любовь, дружба, поиск смысла жизни. Оптимистические и скорбные, практические и возвышенные, но всегда наполненные глубоким смыслом. Мои идеалы в стихах – справедливость, доброта, свобода, честность. Меня часто обвиняли в бунте против догм официальной религии, за это подвергался гонениям. Сохранил свою жизнь только благодаря покровительству высоких правителей. На самом деле был глубоко верующим человеком.
1 ученик (Омар Хайям) Слайд № 15
В последние 10 – 15 лет жизни провёл в уединении, испытывал нужду. Дружил только с книгой. В последние часы жизни читал «Книгу исцеления» В какой – то момент захотелось взглянуть на закат солнца. Подошёл к окну, помолился и умер. Это был 1123 год. Сейчас среди грушевых и абрикосовых деревьев в Нишапуре стоит прекрасный Мавзолей, и жители города часто приходят сюда подумать о жизни.
-
Знакомство с новым жанром. Слайды № 13, 14
Работа с толковым словарём.
Рубаи – философские сентенции. Сентенции ( лат.яз.- мнение, суждение) 1)Изречение морального характера, нравоучение.
2)Юридический приговор
Рубаи
называли самой летучей формой персидской
поэзии. Представляя собой одну из
древнейших форм персидской поэзии,
четверостишие пришло в письменную
литературу из устного народного
творчества.
В фольклоре четверостишие
- это, как правило, любовный куплет,
исполняемый от лица юноши или девушки.
К примеру, одно из четверостиший,
записанных в Ширазе.
-
Задания классу по анализу рубаи.
- работа с использованием интерактивной доски. (Приложение 3)
Восстановить четверостишие, записанное в Ширазе, переместив на доске строки по порядку.
- составьте предложения из «разбросанных» слов и получится известный афоризм (используется функция «Затемнение») Приложение 4
- сформулируйте основную идею, заключённую в следующих высказываниях. Какая тема объединяет все эти высказывания? (Тема мудрости)
(Учитель читает рубаи, дети рассуждают ) Приложение 5
-
Беседа с классом по вопросам.
- Каждое такое стихотворение – маленькая волшебная картинка. С чем бы вы могли её сравнить? Какая цветовая палитра возникает в вашем воображении?
Попробуйте передать цветом ваше настроение после прослушанных стихов. (Обучающиеся выходят к доске и «выражают свои мысли» цветом (используется функция «Палитра»)
- Какой род литературы использует омар Хайям в своих стихах: эпос, лирика или драма? (Лирика)
- Попробуйте сопоставить необычные стихи и стихотворение В.А.Жуковского .
«Приход весны» В.А.Жуковский |
О.Хайям, рубаи |
Зелень нивы, рощи лепет, В небе жаворонка трепет, Тёплый дождь, сверканье вод – Вас назвавши, что прибавить? Чем иным тебя прославить? Жизнь души, весны приход? |
Для того, что за внешностью видит нутро, Зло с добром – словно золото и серебро. Ибо то и другое – даются на время, Ибо кончится скоро и зло и добро. |
Свои размышления оформите в виде таблицы. Объясните ( устно )знаки препинания в стихотворении В.А.Жуковского. Приложение 6.
-
Проба пера.
Судьба произведений Омара Хайяма в Европе и России сложна. Мир узнал стихи великого поэта только спустя 700 лет после их создания. Английский поэт и переводчик Эдвард Фицджеральд(1809-1883), любитель персидской классической поэзии, познакомившись с подлинниками произведений, переводит их и издаёт маленькую книжечку под названием «Рубайят Омара Хайяма. Почти два года никто не обращал на неё внимание, и вдруг… К 1930 году-130 изданий. Необыкновенная популярность во всей Европе и США (и, что поразительно, особенно в промежуток между двумя мировыми войнами).
Николай II читал рубаи на немецком языке (книга с пометками императора находится в Екатерининском дворце в Павловске).
На пресс – конференции в феврале 2007 года В.В.Путин отметил великую силу творчества О.Хайяма в решении вопросов плохого настроения. « А что касается плохого настроения, то оно, конечно, бывает, как у каждого человека. Но я в этих случаях стараюсь проконсультироваться со своей собакой КОНИ, она мне даёт хорошие советы. А недавно жена мне сделала замечательный подарок - подарила хорошую книгу Омара Хайяма. Настоятельно рекомендую»
У поэта было много подражателей среди его современников и потомков. Известные поэты XIII в. и XX в. пытались облечь свои мысли в форму рубаи. Да и наши современники не оказались в стороне. Слайд № 18
Рубаи О.
Хайяма представляют собой яркое явление
в культуре мусульманского Востока. Они
поражают своей мудростью и стремлением
к гармонии, которую великий мастер умел
видеть в мире. Многое в творчестве
великого гения еще не понято до конца
и не оценено по достоинству, загадкой
остается его личность.
Этот урок -
только "глазок" в мир одного из
титанов удивительной эпохи. Я желаю вам
распахнуть "двери" во Вселенную,
имя которой - Омар Хайям.
8.Итоги урока.
- Составить синквейн (Приложение 7)
9.Домашнее задание: (для выполнения обучающийся выбирает одно на выбор)
- создание обложки для сборника стихов поэта. (проиллюстрировать понравившееся стихотворение)
- выучить наизусть любые стихотворения (не менее 3)
- написать небольшое эссе по заданию: «Сформулируйте философию жизни, высказанную в стихотворении»
Других не зли и сам не злись
Мы гости в этом бренном мире
И если что не так – смирись,
Умнее будь и улыбнись.
Холодной думай головой
Ведь в мире всё закономерно.
Зло, излучённое тобой,
К тебе вернётся, непременно.
Омар Хайям.
9.Рефлексия.
Оставить на интерактивной доске «отзыв» об уроке: (работают стилусом)
«5» -отличный урок
«4» -нормальный урок
«3» -так себе
«2» -вообще не люблю такие уроки
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
1. Мы цель
созданья, смысл его отменный,
Взор
божества и сущность зрящих глаз.
Окружность
мира - перстень драгоценный,
А мы в том
перстне - вправленный алмаз.
2. Здесь
владыки блистали в парче и шелку,
К
ним гонцы подлетали на полном скаку.
Где
все это? В зубчатых развалинах
башни
Сиротливо кукует кукушка: "
Ку-ку…"
Где Бахрам
отдыхал, осушая бокал,
Там теперь
обитают лиса и шакал.
Видел ты, как
охотник, расставив капканы,
Сам,
бедняга, в глубокую яму попал?
3. Жизнь -
пустыня, по ней мы бредем нагишом.
Смертный,
полный гордыни, как ты смешон!
Ты для
каждого шага находишь причину -
Между
тем он давно в небесах предрешен.
Под этим
небом жизнь - терзаний череда.
О,
нерожденные! Когда б о наших муках
Вам
довелось узнать, не шли бы вы сюда.
Этот
мир - эти горы, долины, моря -
Как
волшебный фонарь. Словно лампа -
заря,
Жизнь твоя - на стекле нанесенный
рисунок,
Неподвижно застывший внутри
фонаря.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
И сияние рая,
и ада огни,-
Мне мерещились на небе в
давние дни.
Но Учитель сказал: " Ты
в себя загляни -
Ад и рай, не всегда ли
с тобою они?"
Я страдать
обречен до конца своих дней,
Ты же день
ото дня веселишься сильней.
Берегись!
На судьбу полагаться не вздумай:
Много
хитрых уловок в запасе у ней.
Знай в любовном
жару - ледяным надо быть.
На сановном
пиру - не хмельным надо быть.
Чтобы
уши, глаза и язык были целы, -
Тугоухим,
незрячим, немым надо быть.
Знайся только
с достойными дружбы людьми,
С подлецами
не знайся, себя не срами,
Если подлый
лекарство нальет тебе - вылей!
Если
мудрый подаст тебе яду - прими!
4.Этот ценный
рубин из особого здесь рудника,
Этот
жемчуг единственный светит особой
печатью,
И загадка любви непонятной
полна благодатью,
И она для разгадки
особого ждет языка.
Каждый
розовый, взоры ласкающий куст
Рос из
праха красавиц, из розовых уст
Каждый
стебель, который мы топчем ногами,
Рос
из сердца, вчера еще полного чувств.
Словно ветер
в степи, словно в речке вода,
День
прошел - и назад не придет никогда.
Будем
жить, о. подруга моя, настоящим!
Сожалеть
о минувшем - не стоит труда.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
По ходу работы подготовленных обучающихся и просмотра презентации заполнить таблицу.
Годы жизни |
Значение фамилии |
В каких науках прославился? Чем? |
В каких литературных формах работал? Основные темы |
Последние годы жизни |
|
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Работа с использованием интерактивной доски.
Восстановите четверостишие, записанное в Ширазе, переместив на доске строки по порядку.
Два яблока, два апельсина пошлю тебе,
И сердце собственное выну, пошлю тебе…
А если буду знать наверно, что держишь слово,
И два граната в цвет рубина пошлю тебе,
Правильный вариант
Два яблока, два апельсина пошлю тебе,
И два граната в цвет рубина пошлю тебе,
А если буду знать наверно, что держишь слово,
И сердце собственное выну, пошлю тебе…
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Составьте предложения из « разбросанных» слов и у вас получится известное стихотворение
О.Хайяма.
У обучающихся слова на столе.
Правильный вариант.
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.
Две главных истины запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что – попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем – попало.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Сформулируйте идеи, заключённые в следующих рубаи.
Какая тема их объединяет? (тема мудрости)
***
Тот,
кто с юности верует в собственный ум,
Стал в погоне за истиной сух и угрюм.
Притязающий с детства на знание жизни,
Виноградом не став, превратился в
изюм.
***
Жизнь
пронесется, как одно мгновение,
Ее
цени, в ней черпай наслажденье.
Как
проведешь ее - так и пройдет,
Не забывай,
она - твое творенье.
***
Непостоянно
все, что в мире есть,
К тому ж изъянов
в том, что есть, не счесть.
Поверь же
в то. что сущее незримо
И призрачно
все то, что зримо здесь.
***
Пусть
буду я сто лет гореть в огне,
Не страшен
ад, приснившийся во сне:
Мне страшен
хор невежд неблагородных, -
Беседа с
ними хуже смерти мне.
***
Для
достойного - нету достойных наград,
Я
живот положить за достойного рад.
Хочешь
знать, существуют ли адские муки?
Жить
среди недостойных - вот истинный ад!
***
"Надо
жить, - нам внушают, - в постах и труде,
Как
живете - так и воскреснете-де!"
Я с
подругой и с чашей вина неразлучен
-
Чтобы так и проснуться на Страшном
суде.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Сравнительная таблица
В.А.Жуковский, стихи |
О.Хайям, рубаи |
Есть понятие строфы, легко определить стихотворный размер – хорей; Довольно легко выделяем тему и идею стихотворения (приход весны) |
Четыре полустишия, рифмующихся по типу: ааба (предыдущие рифмовались по типу аааа); лаконичны, афористичны; смысл как бы зашифрован, за строками рубаи скрывается какой-то дополнительный смысл |
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Составить синквейн
Омар Хайям
Мудрый, пытливый
Ищет, пишет, наблюдает, учится
Этот человек заставляет думать.
Мысль.
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Интернет-технологии предоставления услуг в сфере туризма»