Муниципальное образование Туапсинский район Краснодарского края
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 5 им. Г.И. Щедрина г.Туапсе
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1
от 31.09.2010 года
Председатель педсовета
Иванников И.В. ___________
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
Ступень обучения (класс) 3 класс
Количество часов 136 ч Уровень базовый
Учителя: Зайковская Татьяна Сергеевна
Акимова Наталья Николаевна
Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы авторской учебной программы: Бунеев Р. Н., Бунеева О. В., соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования и учебнику Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Литературное чтение. 3 класс. - М: Баласс, 2007.
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе:
-
Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.
-
авторской учебной программы «Литературное чтение» для 1–4 кл., авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева Бунеев ОС «Школа 2100»
Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по литературному чтению и возрастных особенностей младших школьников. В программе дается распределение учебных часов по крупным разделам курса.
Программа рассчитана на 4 ч в неделю, предусмотренных Федеральным базисным учебным планом 2004 года.
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.
Цели, задачи и содержание курса литературного чтения в начальной школе
Изучение литературного чтения на ступени начального общего образования обучения направлено на достижение следующих целей:
-
овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
-
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
-
воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Цель уроков чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель– это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1) формирование техники чтения и приемов понимания текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;
3) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;
4) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.
Основные содержательные линии
В программе представлено пять основных содержательных линий.
-
Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе.
-
Вторая содержательная линия – Техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.).
-
Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе.
-
Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.
-
Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии.
№ п/п |
Разделы, темы |
Количество часов |
|
Примерная или авторская программа |
Рабочая программа |
||
1 |
Вводный урок. Знакомство с новым учебником. |
1 ч |
1 |
2 |
Прощание с летом. |
4 ч |
4 |
3 |
Летние путешествия и приключения. |
19ч |
19 |
4 |
Природа летом. |
9 ч |
9 |
5 |
Уроки и переменки. |
13 ч |
13 |
6 |
Глухая пора листопада. |
8 ч |
8 |
7 |
«И кот учёный свои мне сказки говорил…» |
18 ч |
18 |
8 |
«Поёт зима, аукает». |
12 ч |
12 |
9 |
Животные в нашем доме. |
9 ч |
9 |
10 |
Мы с мамой и папой. |
12 ч |
12 |
11 |
«Наполним музыкой сердца…» |
9 ч |
9 |
12 |
День смеха. |
4 ч |
4 |
13 |
«О весна, без конца и без краю…». |
8 ч |
8 |
14 |
День Победы. |
5 ч |
5 |
15 |
Родная земля. |
5 ч |
5 |
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
1. Техника чтения
В
государственных
образовательных
стандартах
указываются
следующие
составляющие
техники чтения
на момент завершения
начального
образования:
1)
способ чтения
– чтение целыми
словами;
2) правильность
чтения – чтение
незнакомого
текста с соблюдением
норм литературного
произношения;
3)
скорость чтения
– установка
на нормальный
для читающего
темп беглости,
позволяющий
ему осознать
текст;
4)
установка на
постепенное
увеличение
скорости
чтения.
Правильное,
осознанное,
достаточно
беглое и выразительное
чтение целыми
словами про
себя и вслух.
Выбор интонации,
соответствующей
строению предложений,
а также тона,
темпа, громкости,
логического
ударения.
2. Формирование приемов понимания прочитанного
Развитие
умения работать
с заглавием
произведения
(осмысление
его прямого
и скрытого
смысла, соотнесение
заглавия с
содержанием,
главной мыслью;
«эксперимент
с заглавиями»:
нахождение
авторского
заглавия в ряду
данных).
Обучение
прогнозированию
содержания
произведения
на основе заглавия,
иллюстрации,
ключевых слов;
самостоятельному
придумыванию
заглавий.
Развитие
умений:
– выделять
ключевые слова
в тексте или
в частях текста,
устанавливать
связь ключевых
слов и главной
мысли;
– самостоятельно
делить текст
на части, озаглавливать
части; выделять
главную мысль
каждой части
и всего произведения
в целом (с помощью
учителя и
самостоятельно);
–
составлять
простой план
(варианты простого
плана: пункты
плана – повествовательные
предложения;
план из вопросов;
план из предложений
текста);
– сопоставлять
структуру
текста с планом,
данным учителем
или составленным
учениками;
–
самостоятельно
составлять
план рассказа
о герое;
– отвечать
на предварительные
вопросы к тексту,
на вопросы
учителя по
содержанию
прочитанного;
–
самостоятельно
формулировать
вопросы к тексту,
прогнозировать
содержание
по ходу чтения;
–
использовать
выборочное
чтение для
подтверждения
какой-либо
мысли, выборочное
чтение по конкретному
заданию.
3. Элементы литературоведческого анализа, эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного
Развитие
умения самостоятельно
находить в
стихотворном
и прозаическом
тексте слова
и выражения,
которые использует
автор для описания
или характеристики.
Обучение
работе над
образом литературного
героя. Что и
как рассказывает
автор о герое:
– портрет;
–
детали биографии
(что известно
о его жизни);
–
черты личности
(какой он?). Как
эти свойства
личности проявляются
в поступках,
мыслях, словах;
–
речь героя как
средство его
характеристики;
–
отношение
автора к герою;
–
собственное
отношение к
герою, его
обоснование.
Развитие
внимательного
отношения к
языку художественных
произведений,
умения понимать
образные выражения,
использованные
в нем, умения
представить
картину, нарисованную
автором.
Высказывание
своего отношения
к написанному
автором (не
только к тому,
что написано,
но и к тому, как
написано).
Высказывание
и аргументирование
своего отношения
к прочитанному.
4. Практическое знакомство с литературоведческими понятиями
На уроках знакомит дети знакомятся со следующими понятиями:
Рассказ.
Расширение
и углубление
понятия о
рассказе.
Соотношение
понятий «герой»
– «рассказчик»
– «автор».
Повесть,
ее отличие от
рассказа.
Пьеса.
Признаки
драматического
произведения.
Сравнение,
олицетворение,
эпитет в художественном
тексте.
Закрепление
на новом литературном
материале
понятий, введенных
во 2-м классе.
5. Развитие устной и письменной речи
Обучение:
–
подробному
и краткому
пересказу
текста по плану;
–
выборочному
пересказу
текста;
– словесному
рисованию
картин к художественным
текстам;
–
составлению
устных рассказов
о героях произведений
с использованием
соответствующей
интонации,
тона, темпа и
громкости речи
и самостоятельно
составленного
плана;
– составлению
устных рассказов
от имени одного
из героев;
–
составлению
устных и письменных
описаний-миниатюр.
Заучивание
наизусть и
выразительное
чтение стихотворений
и небольших
отрывков прозы
с использованием
соответствующей
интонации,
тона, темпа,
громкости речи
и логического
ударения.
Письменные
творческие
работы (сочинения)
по окончании
чтения каждого
раздела. Развитие
умения писать
на тему (этапы
подготовки
к сочинению:
обдумывание
и обсуждение
темы, формулирование
главной мысли
сочинения,
коллективное
и самостоятельное
составление
плана).
Творческие
работы: сочинение
сказок, рассказов,
стихотворений.
|
Учебно –методическое обеспечение
-
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В «В одном счастливом детстве» книга для чтения в 3 кл. М.: Баласс, 2008 г
-
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Тетрадь по чтению к учебнику «В одном счастливом детстве» 3 кл. - М.: Баласс, 2009
Список литературы
Литература, использованная при подготовке программы
-
Стандарт начального общего образования по литературному чтению в образовательных учреждениях с русским языком обучения
-
Школа 2100. Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа Автор: Леонтьев А.А.
Издательство: Баласс, 2008 г -
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В «В одном счастливом детстве» книга для чтения в 3 кл. М.: Баласс, 2008 г
-
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Тетрадь по чтению к учебнику «В одном счастливом детстве» 3 кл. - М.: Баласс, 2009
Литература, рекомендованная для учащихся:
-
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В «В одном счастливом детстве» книга для чтения в 3 кл. М.: Баласс, 2008 г
-
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Тетрадь по чтению к учебнику «В одном счастливом детстве» 3 кл. - М.: Баласс, 2009
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей от «__________» 2010 г. №____ Руководитель МО ОУ
|
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР от «_________» 2010 г. Заляева М.В.
|
- Вебинар «Нейропсихологические методы диагностики и коррекции нарушений в развитии гиперактивных детей»
- Вебинар «Социализация и социальные навыки дошкольников: учимся общаться, договариваться, взаимодействовать»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО