Конспект урока по русскому языку в 3 классе «3-е склонение имён существительных»
Задачи урока:
1. Дать первоначальные представления о 3-м склонении имён существительных, расширить знания детей о 1 и 2 склонениях имён существительных.
2. Формировать навыки нахождения слов в именительном и винительном падежах, развивать связную речь учащихся, логическое мышление.
3. Воспитывать чувство бережного отношения к растениям
«Средняя общеобразовательная школа №19»
г. Новочебоксарска Чувашской республики
Конспект урока по русскому языку
в 3 классе
«3-е склонение имён существительных»
подготовила
учитель начальных классов
Гостюшева Екатерина Юрьевна
г. Новочебоксарск
2011
Тема урока: 3 склонение имен существительных.
Тип урока: Усвоение новых знаний.
Цель: Познакомить учащихся с 3-м склонением имён существительных.
Задачи урока:
1. Дать первоначальные представления о 3-м склонении имён существительных, расширить знания детей о 1 и 2 склонениях имён существительных.
2. Формировать навыки нахождения слов в именительном и винительном падежах, развивать связную речь учащихся, логическое мышление.
3. Воспитывать чувство бережного отношения к растениям.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ПК, презентация, выполненная в Power Point, учебник "Русский язык" 3 класс, часть 2 (автор Полякова А. В.), гербарий растений.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
— Давайте улыбнемся и пожелаем друг другу удачи! Тихо сели.
2. Объявление темы урока и постановка цели.
— Сегодня на уроке мы познакомимся с 3-м склонением имён существительных, узнаем, какие слова относятся к этому склонению, научимся находить их в предложениях и, конечно же, вспомним 1 и 2 склонения (Слайд 2,3).
3. Каллиграфическая минутка.
— Ребята! Начинается минутка чистописания. Разгадав мою загадку, вы узнаете, какая буква пришла сегодня к нам в гости.
Лист бумаги по утрам
На квартиру носит нам,
На одном таком листе
Много разных новостей. (газета) (Слайд 4).
— Письмо какой буквы мы будем сегодня тренировать? Составьте свои росчерки со строчной буквой «г», соблюдая наклон вправо, высоту букв, соединение и оригинальность. Поменяйтесь тетрадями и оцените работу соседа карандашом по данным критериям.
4. Словарно-орфографическая работа.
- Наше словарное слово на этом уроке – гарнир.
- Что вы можете сказать об этом слове? (имя существительное 2 склонения мужского рода, нарицательное, неодушевлённое).
— Подберите однокоренные слова (гарнирный, гарнирчик). Какой части речи эти слова? С помощью чего образовались?
- Чтобы узнать лексическое значение слова, обратимся к нашей волшебной книге – Толковый словарь С. И. Ожегова. Лексическое значение слова — овощи, каша и другие добавления к мясным и рыбным блюдам.
— А теперь познакомимся со словом гербарий. Сделаем транскрипцию (1 ученик возле доски).
- Лексическое значение слова – коллекция засушенных растений.
— Составим предложение с этим словом (Катя принесла красивый гербарий). Запишем предложение в тетрадь и выделим грамматическую основу
предложения (Слайд 5).
— Ребята! Я тоже для вас принесла удивительный гербарий (демонстрация гербария): земляника, хвощ, осина, полынь. Давайте определим склонение этих слов и узнаем, какое слово лишнее (1 ученик возле доски, остальные вспоминают 1 и 2 склонения). Слово полынь не относится ни к 1 склонению, ни ко 2. Значит, это слово 3-го склонения. (Микровывод делают сами учащиеся) (Слайд 6,7).
Микровывод: К 3 склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием и ь на конце. Ь в окончание не входит.
5. Физкультминутка.
Если слово мужского рода — прыжок, если женского рода – хлопок (конь, пень, мама, тетрадь, каша, стол, полынь, метель, труба, зонт, ствол) (Слайд 8).
6. Закрепление. Работа с учебником.
— Выполним упражнение 292 (письменно с комментированием). Сделаем вывод. Далее упражнение 294 (самостоятельно). Взаимопроверка.
7. Обобщение.
Игра «Подбери слова». За 3 минуты 1 ряд подбирает имена существительные 1 склонения, 2 ряд – 2 склонения, 3 ряд – 3 склонения (Слайд 9).
8. Подведение итогов.
— Урок подходит к концу! Что вы расскажете своим родителям про наш сегодняшний урок русского языка дома? Что нового узнали? Что необычного? Молодцы! (Слайд 10)
9. Домашняя работа.
Упражнение 295, 296.
Список использованной литературы
•Журжина Ш. В. Дидактические материалы по русскому языку. — М.: ООО «Обучение», 2006.
•Полякова А. В. Русский язык. 3 класс. В 2 частях. Часть 2 — М.: Просвещение, 2010.
•Русский язык 3 класс: поурочные разработки к учебнику. А. В. Поляковой/авт. –сост. Дмитриева О.– М.: Вако, 2004.
Список использованных материалов, Интернет-ресурсов:
1. Картинки:
газета http://www.it-world.ru/upload/iblock/9a6/images_70701.jpg
буква г http://animo2.ucoz.ru/_ph/70/2/711327395.gif,http://animo2.ucoz.ru/_ph/70/2/711327395.gif
гарнир upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/bd/Kotlet.jpg/220px-Kotlet.jpg, http://i018.radikal.ru/0805/c2/a13562d66901.jpg
гербарий http://herbalogya.ru/Gerbary/korosta.gif
земляника http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/60/217/60217405_1276339464_1236702963_4.jpg
хвощ
http://labelme.csail.mit.edu/Images/static_web_tinyimagesdataset/e/equisetum_sylvaticum/equisetum_sylvaticum_000002.jpg
осина http://stat17.privet.ru/lr/0a0717088e9edbf1c1544f48ee180ef3
полынь http://en.academic.ru/pictures/enwiki/65/Artemisia_absinthium_P1210748.jpg
смайл donbazar.ru/img_adverts/284833_010311.jpg
2. Фон презентации из шаблонов Microsoft PowerPoint 2003.
3. Цитата из толкового словаря С. И. Ожегова ozhegov-online.ru/slovar-ozhegova/garnir/5332/, www.ozhegov.ru/slovo/7774.html
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
г. Новочебоксарска Чувашской республики
Конспект
урока по русскому языку
в 3 классе
«3-е
склонение имён существительных»
подготовила
учитель начальных классов
Гостюшева Екатерина Юрьевна
г. Новочебоксарск
2011
Тема урока: 3 склонение имен существительных.
Тип урока: Усвоение новых знаний.
Цель: Познакомить учащихся с 3-м склонением имён существительных.
Задачи урока:
1. Дать
первоначальные представления о 3-м
склонении имён существительных, расширить
знания детей о 1 и 2 склонениях имён
существительных.
2. Формировать навыки
нахождения слов в именительном и
винительном падежах, развивать связную
речь учащихся, логическое мышление.
3. Воспитывать чувство бережного отношения к растениям.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ПК, презентация, выполненная в Power Point, учебник "Русский язык" 3 класс, часть 2 (автор Полякова А. В.), гербарий растений.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
- Давайте улыбнемся и пожелаем друг другу удачи! Тихо сели.
2. Объявление темы урока и постановка цели.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с 3-м склонением имён существительных, узнаем, какие слова относятся к этому склонению, научимся находить их в предложениях и, конечно же, вспомним 1 и 2 склонения (Слайд 2,3).
3. Каллиграфическая минутка.
- Ребята! Начинается минутка чистописания. Разгадав мою загадку, вы узнаете, какая буква пришла сегодня к нам в гости.
Лист бумаги по утрам
На квартиру носит нам,
На одном таком листе
Много разных новостей. (газета) (Слайд 4).
- Письмо какой буквы мы будем сегодня тренировать? Составьте свои росчерки со строчной буквой «г», соблюдая наклон вправо, высоту букв, соединение и оригинальность. Поменяйтесь тетрадями и оцените работу соседа карандашом по данным критериям.
4. Словарно-орфографическая работа.
- Наше словарное слово на этом уроке – гарнир.
- Что вы можете сказать об этом слове? (имя существительное 2 склонения мужского рода, нарицательное, неодушевлённое).
- Подберите однокоренные слова (гарнирный, гарнирчик). Какой части речи эти слова? С помощью чего образовались?
- Чтобы узнать лексическое значение слова, обратимся к нашей волшебной книге – Толковый словарь С. И. Ожегова. Лексическое значение слова - овощи, каша и другие добавления к мясным и рыбным блюдам.
- А теперь познакомимся со словом гербарий. Сделаем транскрипцию (1 ученик возле доски).
- Лексическое значение слова – коллекция засушенных растений.
- Составим предложение с этим словом (Катя принесла красивый гербарий). Запишем предложение в тетрадь и выделим грамматическую основу
предложения (Слайд 5).
- Ребята! Я тоже для вас принесла удивительный гербарий (демонстрация гербария): земляника, хвощ, осина, полынь. Давайте определим склонение этих слов и узнаем, какое слово лишнее (1 ученик возле доски, остальные вспоминают 1 и 2 склонения). Слово полынь не относится ни к 1 склонению, ни ко 2. Значит, это слово 3-го склонения. (Микровывод делают сами учащиеся) (Слайд 6,7).
Микровывод: К 3 склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием и ь на конце. Ь в окончание не входит.
5. Физкультминутка.
Если слово мужского рода - прыжок, если женского рода – хлопок (конь, пень, мама, тетрадь, каша, стол, полынь, метель, труба, зонт, ствол) (Слайд 8).
6. Закрепление. Работа с учебником.
- Выполним упражнение 292 (письменно с комментированием). Сделаем вывод. Далее упражнение 294 (самостоятельно). Взаимопроверка.
7. Обобщение.
Игра «Подбери слова». За 3 минуты 1 ряд подбирает имена существительные 1 склонения, 2 ряд – 2 склонения, 3 ряд – 3 склонения (Слайд 9).
8. Подведение итогов.
- Урок подходит к концу! Что вы расскажете своим родителям про наш сегодняшний урок русского языка дома? Что нового узнали? Что необычного? Молодцы! (Слайд 10)
9. Домашняя работа.
Упражнение 295, 296.
Список использованной литературы
-
Журжина Ш. В. Дидактические материалы по русскому языку. - М.: ООО «Обучение», 2006.
-
Полякова А. В. Русский язык. 3 класс. В 2 частях. Часть 2 - М.: Просвещение, 2010.
-
Русский язык 3 класс: поурочные разработки к учебнику. А. В. Поляковой/авт. –сост. Дмитриева О.– М.: Вако, 2004.
Список использованных материалов, Интернет-ресурсов:
1. Картинки:
газета http://www.it-world.ru/upload/iblock/9a6/images_70701.jpg
буква г http://animo2.ucoz.ru/_ph/70/2/711327395.gif,http://animo2.ucoz.ru/_ph/70/2/711327395.gif
гарнир http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/bd/Kotlet.jpg/220px-Kotlet.jpg, http://i018.radikal.ru/0805/c2/a13562d66901.jpg
гербарий http://herbalogya.ru/Gerbary/korosta.gif
земляника http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/60/217/60217405_1276339464_1236702963_4.jpg
хвощ
осина http://stat17.privet.ru/lr/0a0717088e9edbf1c1544f48ee180ef3
полынь http://en.academic.ru/pictures/enwiki/65/Artemisia_absinthium_P1210748.jpg
смайл http://donbazar.ru/img_adverts/284833_010311.jpg
2. Фон презентации из шаблонов Microsoft PowerPoint 2003.
3. Цитата из толкового словаря С. И. Ожегова http://ozhegov-online.ru/slovar-ozhegova/garnir/5332/, http://www.ozhegov.ru/slovo/7774.html
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО