В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Урок развития речи в 4 классе по теме: "Подробное обучающее изложение текста-рассуждения с элементами повествования".

Урок развития речи в 4 классе по теме: "Подробное обучающее изложение текста-рассуждения с элементами повествования".

Наталья Зюзина
Тип материала: Урок
просмотров: 33687
Краткое описание
В конспекте представлена работа по обучению написанию младших школьников текста-рассуждения с элементами повествовнаия.
Описание
Организационная форма: урок развития речи.
Класс: 4.
Тема урока: Подробное обучающее изложение текста-рассуждения с элементами повествования.
Цель: учить детей приёмам работы над подробным изложением текста-рассуждения с элементами повествования; формировать умение определять основную мысль, структуру, делить текст на части и озаглавливать их; развивать умение записывать текст соответственно данному плану.
Задачи: обогащать знания о причинах возникновения пожаров и о вреде, которые приносят лесные пожары природе; развивать наблюдательность, логическое мышление; совершенствовать умение строить текст-повествование с элементами рассуждения, обогащать словарь детей; развивать устную и письменную речь; воспитывать бережное отношение к природе.
 
Автор работы: учитель начальных классов, МОУ СОШ № 132, города Омска, Зюзина Наталья Олеговна
Ход занятия.
  1. Актуализация знаний по теме «Пожар»:
     
  — Что такое пожар?
— Какие виды пожаров вы знаете?
— Каковы причины пожаров?
— Чем опасны пожары?
 
  1. Знакомство с содержанием текста:
     
 Учитель читает текст, текст в распечатанном виде лежит у каждого ученика на столе.
Текст изложения.
 Пожары в лесу.
Лесные пожары возникают от небрежного обращения с огнем. Бросят окурок, горящую спичку, оставят тлеющие угли костра.
Набежал ветерок, раздул пламя. Синий огонек лизнул сухую ветку, зажег и бежит по высохшей траве, прошлогодним листьям. Занялись ближайшие кусты и деревья. Бушует пламя. Густой дым ползет в небо. Начался лесной пожар.
Сколько деревьев уничтожит он! Сколько погибнет лесных жителей! Мечутся по лесу белки и зайцы. Лосенок прижался к матери. От хищного зверя защищает она его острыми копытами сильных ног. Против огня она бессильна. А какое жуткое, тоскливое зрелище – выгоревшие участки! Много лет пройдет, пока снова вырастет живой лес.
 
  1. Содержательно-композиционный и стилистический анализ текста:
     
 Беседа с учащимися.
-Какое настроение вызвал текст? Почему? (Настроение текста выражается в словах автора: «жуткое, тоскливое зрелище – выгоревшие участки)
— Каково ваше отношение к происходящему? (Дети высказывают первые впечатления об услышанном.)
-Определим тему текста. (Пожары в лесу.) Отражена ли тема в заглавии? (Да. Рассказ имеет такое же название.)
— Почему рассказ назван «Пожары в лесу»? Какие ещё названия вы могли бы предложить? («К чему приводят лесные пожары?»; «Берегите лес от пожаров!»)
-Какова основная мысль рассказа? (Лес нужно беречь от огня).
-Определите стиль текста. (Текст относится к художественному стилю. Автор при помощи слов создаёт картину, которую мы можем представить. Он передает свои чувства, вызванные зрелищем лесного пожара: «жуткое, тоскливое зрелище», эмоции, которые передаются в восклицательных предложениях, оценивает последствия того, что произошло: «много лет пройдет, пока снова вырастит живой лес». Выразительными средства языка являются эпитеты, метафоры, олицетворения. Например, огонек лизнул ветку, бушует пламя, дым ползет в небо, живой лес.)
 
4. Композиционно-типологический анализ текста. Составление плана.
— К какому типу относится текст? (Это текст-рассуждение. Он отвечает на вопрос «почему?», содержит тезис, аргументы, вывод)
— На сколько частей можно разделить текст? (Текст можно разделить на три части: 1 – тезис; 2 – основная часть (доказательства); 3 – заключение (вывод)).
— На какой вопрос отвечает текст? (Почему возникают лесные пожары?) В какой части текста содержится ответ на этот вопрос? Прочитайте ее. (Дети читают первую часть рассказа). Это тезис данного текста, который мы и должны доказать.
— Определите тему первой части, озаглавьте ее. (Причины пожаров)
— Какие аргументы, доказательства, факты приводит автор, доказывая вред лесных пожаров? (1. Пожар развивается без участия человека. Ветер может стать виновником пожара в лесу. 2. В лесных пожарах гибнут растения и животные. 3. Лес после пожара – жуткое зрелище. 4. Много лет пройдет, пока вырастет живой лес.) Это основная часть рассказа.
— На сколько частей, по количеству приведенных автором фактов, аргументов, доказательств можно разделить вторую часть? (вторую часть можно разделить на 4 части)  
— К какому типу речи относится вторая часть? (Вторая часть рассказа – это повествование. Он отвечает на вопрос: как это происходит? В нем говорится о развитии действия: что было вначале (завязка), развитие действия, кульминация (гибель растений и животных), развязка (гибель леса).
— О чем говорится в первой части основной части рассказа, определите ее тему и озаглавьте? (В первой части говорится о том, как пожар развивается и превращается из синего огонька в бушующее пламя. Это завязка. Мы озаглавим часть — «Начало пожара».)
— О чем говорится во второй части основной части рассказа? Определите его тему и озаглавьте. (В второй части говорится о последствиях лесных пожаров. Одно из них – гибель растений и животных. Это кульминация. Мы озаглавим часть — «Гибель растений и животных.».)
— К каким еще последствиям приводят лесные пожары? Прочитайте третий аргумент автора. Определите его тему и озаглавьте третью часть основной части. (Лес после пожара – жуткое зрелище. Третью часть можно назвать – «Жуткое зрелище»)  
— Прочитайте четвертый аргумент автора. Определите его тему и озаглавьте третью часть основной части. (Много лет пройдет, пока вырастет живой лес. Также можно назвать четвертую часть основной части.)
— К какому выводу приходим, когда читаем рассказ? Сравните тезис и вывод. (Лес нужно беречь от лесных пожаров. Вывод соответствует тезису, потому что, если человек будет бережно относиться к лесу, он будет более ответственно относится к своему поведению в лесу и не будет оставлять в лесу тлеющий костер, бросать окурки и т.д.)  
— Озаглавьте заключительную часть. (Берегите лес.)
На доске в процессе работы появляется следующий план:
1. Вступление. Причины пожаров. (тезис)
2. Основная часть: (доказательства, аргументы)
а.) Начался пожар.
б.) Гибель растений и животных.  
в.) Жуткое зрелище!
г.) Много лет пройдет, пока вырастет живой лес.
3. Заключение. Берегите лес! (вывод)
 
5. Языковой анализ текста.
— Языковой анализ текста нам необходим для того, чтобы научиться более точно отбирать слова, выражения, словосочетания для написания текста.
— Прочитайте первое предложение. О чем узнали из этого предложения? На что указывает слово «лесные», в словосочетании «лесные пожары»? (Из предложения мы узнали о причине возникновения пожаров. Слово «лесные» указывает на то, что пожары возникают в лесу.)
— С какой целью дано второе предложение в этом же абзаце? (Оно поясняет, уточняет, объясняет первое предложение: что значит «небрежное обращение с огнём».)
— Замените слово «небрежный» синонимами (пользуемся словарем синонимов). (Небрежный – несерьёзный, неаккуратный, неряшливый, невнимательный, недобросовестный, нерадивый, нерачительный, наплевательский, халатный.) Слова записаны на доске. Какие синонимы к слову «небрежный» относятся к словосочетанию «небрежное отношение»? (наплевательский, халатный, несерьезный) Как эти синонимы поясняют, дополняют, объясняют то, о чем говорится в первом абзаце? (Люди часто не задумываются о последствиях своих действий и поступков.)
— Прочитайте второй абзац. Какие метафоры использует автор? Для чего автор использует метафоры? (Ветерок набежал, раздул; огонёк лизнул, зажег, бежит; дым ползет. Автор использует метафоры для того, чтобы мы могли ярче, нагляднее представить лесной пожар.)
— Что значит «набежал»? (Набежал – появился внезапно, неожиданно, когда этого никто не ожидал.) Это еще раз подтверждает то, что пожар возникает не по умыслу или желанию человека, а в силу сложившихся обстоятельств, например, когда «набежал ветер», но вина человека очевидна, ведь он оставил источник пожара, например, окурок.
— Какое слово в тексте говорит о силе лесного пожара? Как вы понимаете значение этого слова? («пламя бушует»; бушует – значит неистовствует, бесчинствует, буйствует, его невозможно остановить никакими силами)
— Как вы понимаете слово «занялись»? Замените синонимами. (Занялись – начали гореть, загорелись, воспламенились.)
— Прочитайте третий абзац. О чем в нем говорится?  
— Прочитайте восклицательные предложения. Для чего использует автор данные предложения в рассказе? (Автор с помощью восклицательных предложений передают своё отношение к происходящему. Автор не равнодушен, его волнует происходящее в лесу во время пожара. Его волнует также то, как выглядит лес после пожара.)
— Какие слова показывают бедственное положение животных во время лесного пожара? (мечутся белки и зайцы; лосёнок прижался к матери (пытается у нее найти защиту от огня); против огня она (лосиха) бессильна) Какие чувства передает автор в этих словах? (страх, беспомощность, бессилие, тревогу за судьбу зверей, жалость)
— Какие слова показывают то, что происходит с деревьями в лесу? («выгоревшие участки леса», «тоскливое зрелище»)
— Автор противопоставляет в конце рассказа выгоревшие участки леса живому лесу. Как вы понимаете выражение «живой лес»? (Живой лес – лес, в котором много деревьев, кустарников, трав, животных. Сейчас ничего этого нет: выгоревший лес – мертвый лес.)
 
  1. Определение способов и средств связи предложений в тексте.
     
  — Какой тип связи предложений используется в данном тексте? (Автор использует смешанный тип связи. 1-ый абзац – параллельная связь, но предложения связаны между собой по смыслу. 2-ой абзац — цепная связь: используются синонимы и местоимения: пламя, огонек, пожар, он; однородные члены предложения, которые передают последовательность развития событий. 3-ий абзац – цепная связь: используются синонимы и местоимения: лесные жители — белки и зайцы, мать – она.
— Назовите средства связи предложений в тексте. (слова синонимы и местоимения, некоторые предложения связаны друг с другом по смыслу). Есть ли в тексте опорные слова, которые встречаются в тексте рассуждении? (Опорных слов «потому что», «во-первых», «значит» и т.д. нет, структурные части текста-рассуждения отделены друг от друга абзацами).  
 
  1. Наблюдение за временным планом текста:
     
  — Соблюдается ли в тексте единый временной план? (В первой части используются глаголы настоящего времени; во второй части – прошедшего; в третьей части – будущего и настоящего).
— Как вы думаете, для чего автор использует настоящее время в тезисе и прошедшее и будущее в последующих частях. Понаблюдайте, в каком случае какое время глаголов используется, и сделайте выводы. (Возможно, автор использует настоящее время потому, что хотел бы показать факты из жизни, которые происходят сейчас и ежедневно; прошедшее время используется, чтобы показать, что происходит в лесу после того, как человек ушел и леса и забыл потушить костер, а будущее время используется для того, чтобы показать последствия лесных пожаров). Значит, передача временного плана текста очень важна при передаче содержания.
 
  1. Анализ орфографии и пунктуации текста.
     
  — Для того, чтобы текст изложения написать без ошибок, вспомним правописание некоторых орфограмм.
Слова из текста выписаны на доске и разбиты на группы.
Л.знул меч.тся хищ.ный
Л.сёнок горящ.ю лист.ями
Н.б.жал защ.щ.ет занялис.
Л.сные уч.стки дерев.я
В.зн.кают ж.вой скол.ко
Бл.жайш.й сил.ный
Ог.нёк
— По какому принципу слова с пропущенными орфограммами разбиты на 3 столбика? (В первом столбике – слова с безударной гласной, проверяемой ударением, и с безударной гласной в приставке, во втором – слова с гласной после шипящей, в третьем – слова, в которых пишется или не пишется мягкий знак). Объясните написание данных слов.
— В каких словах две орфограммы? Объясните написание этих слов. (возникает, ближайший, защищает)
— Назовите слово с непроизносимой согласной, подберите проверочное слово для его проверки. (учасТки – участок)
— Назовите слово с соединительной гласной. Объясните написание слова. (прошлОгодний – соединительная гласная О.)
— В каком слове есть удвоенная согласная? Разберите слово по составу и объясните, почему в слове необходимо писать две буквы «с». (бессильный – бес-силь-н-ый; первая согласная является часть приставки, вторая – частью корня «силь» от слова «сила».)  
 
— Прочитайте предложения с однородными членами. (Дети читают предложения второго абзаца.) Что передают однородные сказуемые в предложении? (Однородные сказуемые передают, каким образом происходит распространение пожара в лесу.) Вспомните, каким образом обозначаются однородные члены предложения в письменной речи. (Однородные члены предложения в письменной речи обозначаются запятыми.)
  1. Самостоятельное написание изложения. Редактирование текста.
     
  1. Подведение итогов урока.
     
  — Что, как вам кажется, получилось и что не получилось при написании изложения?
Чтение нескольких изложений вслух, при необходимости даются комментарии: что получилось, над чем еще необходимо поработать.
— Объясните, почему лес – наше богатство. Какие бы еще вы могли бы дать советы о бережном отношении к лесу.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
конспект урока развития речи.doc Скачать


Организационная форма: урок развития речи.

Класс: 4.

Тема урока: Подробное обучающее изложение текста-рассуждения с элементами повествования.

Цель: учить детей приёмам работы над подробным изложением текста-рассуждения с элементами повествования; формировать умение определять основную мысль, структуру, делить текст на части и озаглавливать их; развивать умение записывать текст соответственно данному плану.

Задачи: обогащать знания о причинах возникновения пожаров и о вреде, которые приносят лесные пожары природе; развивать наблюдательность, логическое мышление; совершенствовать умение строить текст-повествование с элементами рассуждения, обогащать словарь детей; развивать устную и письменную речь; воспитывать бережное отношение к природе.


Автор работы: учитель начальных классов, МОУ СОШ № 132, города Омска, Зюзина Наталья Олеговна




























Ход занятия.

  1. Актуализация знаний по теме «Пожар»:

- Что такое пожар?

- Какие виды пожаров вы знаете?

- Каковы причины пожаров?

- Чем опасны пожары?


  1. Знакомство с содержанием текста:

Учитель читает текст, текст в распечатанном виде лежит у каждого ученика на столе.

Текст изложения.

Пожары в лесу.

Лесные пожары возникают от небрежного обращения с огнем. Бросят окурок, горящую спичку, оставят тлеющие угли костра.

Набежал ветерок, раздул пламя. Синий огонек лизнул сухую ветку, зажег и бежит по высохшей траве, прошлогодним листьям. Занялись ближайшие кусты и деревья. Бушует пламя. Густой дым ползет в небо. Начался лесной пожар.

Сколько деревьев уничтожит он! Сколько погибнет лесных жителей! Мечутся по лесу белки и зайцы. Лосенок прижался к матери. От хищного зверя защищает она его острыми копытами сильных ног. Против огня она бессильна. А какое жуткое, тоскливое зрелище – выгоревшие участки! Много лет пройдет, пока снова вырастет живой лес.


  1. Содержательно-композиционный и стилистический анализ текста:

Беседа с учащимися.

-Какое настроение вызвал текст? Почему? (Настроение текста выражается в словах автора: «жуткое, тоскливое зрелище – выгоревшие участки)

- Каково ваше отношение к происходящему? (Дети высказывают первые впечатления об услышанном.)

-Определим тему текста. (Пожары в лесу.) Отражена ли тема в заглавии? (Да. Рассказ имеет такое же название.)

- Почему рассказ назван «Пожары в лесу»? Какие ещё названия вы могли бы предложить? («К чему приводят лесные пожары?»; «Берегите лес от пожаров!»)

-Какова основная мысль рассказа? (Лес нужно беречь от огня).

-Определите стиль текста. (Текст относится к художественному стилю. Автор при помощи слов создаёт картину, которую мы можем представить. Он передает свои чувства, вызванные зрелищем лесного пожара: «жуткое, тоскливое зрелище», эмоции, которые передаются в восклицательных предложениях, оценивает последствия того, что произошло: «много лет пройдет, пока снова вырастит живой лес». Выразительными средства языка являются эпитеты, метафоры, олицетворения. Например, огонек лизнул ветку, бушует пламя, дым ползет в небо, живой лес.)


4. Композиционно-типологический анализ текста. Составление плана.

- К какому типу относится текст? (Это текст-рассуждение. Он отвечает на вопрос «почему?», содержит тезис, аргументы, вывод)

- На сколько частей можно разделить текст? (Текст можно разделить на три части: 1 – тезис; 2 – основная часть (доказательства); 3 – заключение (вывод)).

- На какой вопрос отвечает текст? (Почему возникают лесные пожары?) В какой части текста содержится ответ на этот вопрос? Прочитайте ее. (Дети читают первую часть рассказа). Это тезис данного текста, который мы и должны доказать.

- Определите тему первой части, озаглавьте ее. (Причины пожаров)

- Какие аргументы, доказательства, факты приводит автор, доказывая вред лесных пожаров? (1. Пожар развивается без участия человека. Ветер может стать виновником пожара в лесу. 2. В лесных пожарах гибнут растения и животные. 3. Лес после пожара – жуткое зрелище. 4. Много лет пройдет, пока вырастет живой лес.) Это основная часть рассказа.

- На сколько частей, по количеству приведенных автором фактов, аргументов, доказательств можно разделить вторую часть? (вторую часть можно разделить на 4 части)

- К какому типу речи относится вторая часть? (Вторая часть рассказа – это повествование. Он отвечает на вопрос: как это происходит? В нем говорится о развитии действия: что было вначале (завязка), развитие действия, кульминация (гибель растений и животных), развязка (гибель леса).

- О чем говорится в первой части основной части рассказа, определите ее тему и озаглавьте? (В первой части говорится о том, как пожар развивается и превращается из синего огонька в бушующее пламя. Это завязка. Мы озаглавим часть - «Начало пожара».)

- О чем говорится во второй части основной части рассказа? Определите его тему и озаглавьте. (В второй части говорится о последствиях лесных пожаров. Одно из них – гибель растений и животных. Это кульминация. Мы озаглавим часть - «Гибель растений и животных.».)

- К каким еще последствиям приводят лесные пожары? Прочитайте третий аргумент автора. Определите его тему и озаглавьте третью часть основной части. (Лес после пожара – жуткое зрелище. Третью часть можно назвать – «Жуткое зрелище»)

- Прочитайте четвертый аргумент автора. Определите его тему и озаглавьте третью часть основной части. (Много лет пройдет, пока вырастет живой лес. Также можно назвать четвертую часть основной части.)

- К какому выводу приходим, когда читаем рассказ? Сравните тезис и вывод. (Лес нужно беречь от лесных пожаров. Вывод соответствует тезису, потому что, если человек будет бережно относиться к лесу, он будет более ответственно относится к своему поведению в лесу и не будет оставлять в лесу тлеющий костер, бросать окурки и т.д.)

- Озаглавьте заключительную часть. (Берегите лес.)

На доске в процессе работы появляется следующий план:

1. Вступление. Причины пожаров. (тезис)

2. Основная часть: (доказательства, аргументы)

а.) Начался пожар.

б.) Гибель растений и животных.

в.) Жуткое зрелище!

г.) Много лет пройдет, пока вырастет живой лес.

3. Заключение. Берегите лес! (вывод)


5. Языковой анализ текста.

- Языковой анализ текста нам необходим для того, чтобы научиться более точно отбирать слова, выражения, словосочетания для написания текста.

- Прочитайте первое предложение. О чем узнали из этого предложения? На что указывает слово «лесные», в словосочетании «лесные пожары»? (Из предложения мы узнали о причине возникновения пожаров. Слово «лесные» указывает на то, что пожары возникают в лесу.)

- С какой целью дано второе предложение в этом же абзаце? (Оно поясняет, уточняет, объясняет первое предложение: что значит «небрежное обращение с огнём».)

- Замените слово «небрежный» синонимами (пользуемся словарем синонимов). (Небрежный – несерьёзный, неаккуратный, неряшливый, невнимательный, недобросовестный, нерадивый, нерачительный, наплевательский, халатный.) Слова записаны на доске. Какие синонимы к слову «небрежный» относятся к словосочетанию «небрежное отношение»? (наплевательский, халатный, несерьезный) Как эти синонимы поясняют, дополняют, объясняют то, о чем говорится в первом абзаце? (Люди часто не задумываются о последствиях своих действий и поступков.)

- Прочитайте второй абзац. Какие метафоры использует автор? Для чего автор использует метафоры? (Ветерок набежал, раздул; огонёк лизнул, зажег, бежит; дым ползет. Автор использует метафоры для того, чтобы мы могли ярче, нагляднее представить лесной пожар.)

- Что значит «набежал»? (Набежал – появился внезапно, неожиданно, когда этого никто не ожидал.) Это еще раз подтверждает то, что пожар возникает не по умыслу или желанию человека, а в силу сложившихся обстоятельств, например, когда «набежал ветер», но вина человека очевидна, ведь он оставил источник пожара, например, окурок.

- Какое слово в тексте говорит о силе лесного пожара? Как вы понимаете значение этого слова? («пламя бушует»; бушует – значит неистовствует, бесчинствует, буйствует, его невозможно остановить никакими силами)

- Как вы понимаете слово «занялись»? Замените синонимами. (Занялись – начали гореть, загорелись, воспламенились.)

- Прочитайте третий абзац. О чем в нем говорится?

- Прочитайте восклицательные предложения. Для чего использует автор данные предложения в рассказе? (Автор с помощью восклицательных предложений передают своё отношение к происходящему. Автор не равнодушен, его волнует происходящее в лесу во время пожара. Его волнует также то, как выглядит лес после пожара.)

- Какие слова показывают бедственное положение животных во время лесного пожара? (мечутся белки и зайцы; лосёнок прижался к матери (пытается у нее найти защиту от огня); против огня она (лосиха) бессильна) Какие чувства передает автор в этих словах? (страх, беспомощность, бессилие, тревогу за судьбу зверей, жалость)

- Какие слова показывают то, что происходит с деревьями в лесу? («выгоревшие участки леса», «тоскливое зрелище»)

- Автор противопоставляет в конце рассказа выгоревшие участки леса живому лесу. Как вы понимаете выражение «живой лес»? (Живой лес – лес, в котором много деревьев, кустарников, трав, животных. Сейчас ничего этого нет: выгоревший лес – мертвый лес.)


  1. Определение способов и средств связи предложений в тексте.

- Какой тип связи предложений используется в данном тексте? (Автор использует смешанный тип связи. 1-ый абзац – параллельная связь, но предложения связаны между собой по смыслу. 2-ой абзац - цепная связь: используются синонимы и местоимения: пламя, огонек, пожар, он; однородные члены предложения, которые передают последовательность развития событий. 3-ий абзац – цепная связь: используются синонимы и местоимения: лесные жители - белки и зайцы, мать – она.

- Назовите средства связи предложений в тексте. (слова синонимы и местоимения, некоторые предложения связаны друг с другом по смыслу). Есть ли в тексте опорные слова, которые встречаются в тексте рассуждении? (Опорных слов «потому что», «во-первых», «значит» и т.д. нет, структурные части текста-рассуждения отделены друг от друга абзацами).


  1. Наблюдение за временным планом текста:

- Соблюдается ли в тексте единый временной план? (В первой части используются глаголы настоящего времени; во второй части – прошедшего; в третьей части – будущего и настоящего).

- Как вы думаете, для чего автор использует настоящее время в тезисе и прошедшее и будущее в последующих частях. Понаблюдайте, в каком случае какое время глаголов используется, и сделайте выводы. (Возможно, автор использует настоящее время потому, что хотел бы показать факты из жизни, которые происходят сейчас и ежедневно; прошедшее время используется, чтобы показать, что происходит в лесу после того, как человек ушел и леса и забыл потушить костер, а будущее время используется для того, чтобы показать последствия лесных пожаров). Значит, передача временного плана текста очень важна при передаче содержания.


  1. Анализ орфографии и пунктуации текста.

- Для того, чтобы текст изложения написать без ошибок, вспомним правописание некоторых орфограмм.

Слова из текста выписаны на доске и разбиты на группы.

Л.знул меч.тся хищ.ный

Л.сёнок горящ.ю лист.ями

Н.б.жал защ.щ.ет занялис.

Л.сные уч.стки дерев.я

В.зн.кают ж.вой скол.ко

Бл.жайш.й сил.ный

Ог.нёк

- По какому принципу слова с пропущенными орфограммами разбиты на 3 столбика? (В первом столбике – слова с безударной гласной, проверяемой ударением, и с безударной гласной в приставке, во втором – слова с гласной после шипящей, в третьем – слова, в которых пишется или не пишется мягкий знак). Объясните написание данных слов.

- В каких словах две орфограммы? Объясните написание этих слов. (возникает, ближайший, защищает)

- Назовите слово с непроизносимой согласной, подберите проверочное слово для его проверки. (учасТки – участок)

- Назовите слово с соединительной гласной. Объясните написание слова. (прошлОгодний – соединительная гласная О.)

- В каком слове есть удвоенная согласная? Разберите слово по составу и объясните, почему в слове необходимо писать две буквы «с». (бессильный – бес-силь-н-ый; первая согласная является часть приставки, вторая – частью корня «силь» от слова «сила».)


- Прочитайте предложения с однородными членами. (Дети читают предложения второго абзаца.) Что передают однородные сказуемые в предложении? (Однородные сказуемые передают, каким образом происходит распространение пожара в лесу.) Вспомните, каким образом обозначаются однородные члены предложения в письменной речи. (Однородные члены предложения в письменной речи обозначаются запятыми.)


  1. Самостоятельное написание изложения. Редактирование текста.


  1. Подведение итогов урока.

- Что, как вам кажется, получилось и что не получилось при написании изложения?

Чтение нескольких изложений вслух, при необходимости даются комментарии: что получилось, над чем еще необходимо поработать.

- Объясните, почему лес – наше богатство. Какие бы еще вы могли бы дать советы о бережном отношении к лесу.





Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос