Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу
Краткое описание
Тип урока: Усвоение новых знаний.
Цель: Познакомить учащихся с именами прилагательными, близкими и противоположными по смыслу
Цель: Познакомить учащихся с именами прилагательными, близкими и противоположными по смыслу
Описание
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
г. Новочебоксарска Чувашской республики
Конспект урока по русскому языку
в 3 классе
«Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу»
подготовила
учитель начальных классов
Гостюшева Екатерина Юрьевна
г. Новочебоксарск
2011
Тема урока: Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу.
Тип урока: Усвоение новых знаний.
Цель: Познакомить учащихся с именами прилагательными, близкими и противоположными по смыслу
Задачи урока:
1. Формировать умение различать близкие и противоположные по смыслу имена прилагательные, расширять знания детей о тексте – описании.
2. Совершенствовать навыки правописания непроизносимых согласных, закреплять навыки употребления устойчивых выражений в речи, активизировать словарный запас учащихся, формировать навыки озаглавливания текста.
3. Воспитывать чувство товарищества, уважения, ответственности, любви к родине, прививать интерес к русскому языку.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ПК, презентация, выполненная в Power Point, учебник "Русский язык" 3 класс (автор Т. Г. Рамзаева), рисунок «Волшебный магнит», магнитная доска.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
— Давайте улыбнемся и пожелаем друг другу удачи! Тихо сели.
2. Объявление темы урока и постановка цели.
— Ребята, сегодня на уроке я желаю вам хорошо потрудиться, работать с усердием, старательно, с большим интересом, ведь мы продолжаем наше удивительное знакомство с такой необычной частью речи, как «Имя прилагательное». Оказывается, имена прилагательные бывают близкие по
смыслу и противоположные. А какие это прилагательные, мы узнаем чуть позже, а пока давайте откроем тетради, запишем сегодняшнее число. (Слайд1)
3. Каллиграфическая минутка.
— Давайте посмотрим на доску и прочитаем хором, выразительно стихотворение:
Пусть будет солнце ясным
И речка голубой;
А Родина – прекрасной
И вечно молодой!
— Ребята, вам понравилось это стихотворение? Какие чувства, эмоции оно у вас вызвало? А что для вас Родина? (Это место, где человек родился, наша страна, город, село...) А когда Родина может быть молодой? (Когда все живут в мире, согласии, помогают друг другу…Когда не загрязняют природу, берегут её…) Вам бы хотелось жить в такой стране? (Слайд 2)
— Ребята, назовите все прилагательные из этого стихотворения (ясным, голубой, прекрасной, молодой). Спишите так же красиво, как дано на доске слово прекрасный. Кто мне докажет, что в этом слове не надо писать букву т? (красивый, краса)
— Подберите слова, близкие по смыслу к этому слову (красивый, превосходный, великолепный, отличный) и противоположные (безобразный, уродливый, отвратительный). Запишем их. (Слайд 3)
4. Изучение новой темы.
- Давайте откроем учебники на странице 180 и прочитаем сведения о таких непростых прилагательных (Дети читают, анализируют вместе с учителем). Выполним устно упражнение 478 (Сравним по цвету, по вкусу, по ширине…).
- Теперь выполним упражнение 483 письменно. Каждое прилагательное заменим словом, близким по смыслу. Напишем словосочетания. («Преданный друг» — это какой друг? Вспомните пословицы о дружбе. «Известный писатель» — каких писателей вы знаете? «Старательный ученик» — какой это ученик? а вы старательные? почему? Дети отвечают устно).
5. Физкультминутка.
Если вы увидите имя существительное – присед, если имя прилагательное – выпрыгивание (огромный, ласковый, животное, большой, насекомое, широкий, гостиная, веселый, длинный, носорог, золотистый). (Слайд 4)
6. Работа по развитию речи.
- Прочитаем, что такое текст — описание. Выполним упражнение 486 письменно. Озаглавим текст, обозначим имена прилагательные.
7. Закрепление пройденного.
— Ребята, посмотрите на доску. Назовите имя прилагательное, устно подберите к нему противоположное или близкое по смыслу. Объясните смысл высказываний (Доброе слово лечит, а злое – калечит. Верёвка хороша длинная, а речь – короткая. Маленькое дело лучше большого безделья. Родная сторона – мать, а чужая – мачеха. Платье хорошо новое, а друг старый). (Слайд 5)
8. Обобщение пройденного. Игра «Волшебный магнит».
На магнитной доске помещён рисунок магнита, на красной половине которого нарисована лесная поляна, над цветами летают бабочки; на синей половине – небо с чёрными тучами, та же поляна, но идёт дождь. Левая часть «притягивает» добрые слова, правая – слова с противоположным значением. У каждого ученика карточка с именем прилагательным. Дети по очереди
прикрепляют к магнитной доске свои карточки со словами: добрый, злой, грубый, деликатный, отзывчивый, нежный, ласковый, красивый, смелый, трусливый…
9. Подведение итогов урока.
- Вот и подходит к концу наш необычный урок. Что нового и интересного вы сегодня узнали? Давайте ещё раз посмотрим на наш «Волшебный магнит». На какой поляне вы бы хотели жить? (на яркой, солнечной). И я бы хотела, чтобы вы были всегда добрыми, отзывчивыми, смелыми и всегда знали, что имена прилагательные бывают…(дети заканчивают предложение). Молодцы!
10. Домашнее задание.
Упражнение 485.
Список использованной литературы
1. Журжина Ш. В. Дидактические материалы по русскому языку. — М.: ООО «Обучение», 2006.
2. Рамзаева Т. Г. Русский язык. Учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы. Изд.10-е, стереотип. — М.: Дрофа, 2005.
3. Русский язык 3 класс: поурочные разработки к учебнику. Т. Г. Рамзаевой/авт.–сост Лебедев В. А. – М.: Дрофа, 2009.
Список использованных материалов, Интернет-ресурсов:
1. Картинки:
• бабочка www.artsides.ru/big/item_3445.jpg
• клоун xatutik.inf.am/solnet/sol/004/raskraski5/kloun10.gif
2. Фон презентации из шаблонов Microsoft PowerPoint 2003.
«Средняя общеобразовательная школа №19»
г. Новочебоксарска Чувашской республики
Конспект урока по русскому языку
в 3 классе
«Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу»
подготовила
учитель начальных классов
Гостюшева Екатерина Юрьевна
г. Новочебоксарск
2011
Тема урока: Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу.
Тип урока: Усвоение новых знаний.
Цель: Познакомить учащихся с именами прилагательными, близкими и противоположными по смыслу
Задачи урока:
1. Формировать умение различать близкие и противоположные по смыслу имена прилагательные, расширять знания детей о тексте – описании.
2. Совершенствовать навыки правописания непроизносимых согласных, закреплять навыки употребления устойчивых выражений в речи, активизировать словарный запас учащихся, формировать навыки озаглавливания текста.
3. Воспитывать чувство товарищества, уважения, ответственности, любви к родине, прививать интерес к русскому языку.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ПК, презентация, выполненная в Power Point, учебник "Русский язык" 3 класс (автор Т. Г. Рамзаева), рисунок «Волшебный магнит», магнитная доска.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
— Давайте улыбнемся и пожелаем друг другу удачи! Тихо сели.
2. Объявление темы урока и постановка цели.
— Ребята, сегодня на уроке я желаю вам хорошо потрудиться, работать с усердием, старательно, с большим интересом, ведь мы продолжаем наше удивительное знакомство с такой необычной частью речи, как «Имя прилагательное». Оказывается, имена прилагательные бывают близкие по
смыслу и противоположные. А какие это прилагательные, мы узнаем чуть позже, а пока давайте откроем тетради, запишем сегодняшнее число. (Слайд1)
3. Каллиграфическая минутка.
— Давайте посмотрим на доску и прочитаем хором, выразительно стихотворение:
Пусть будет солнце ясным
И речка голубой;
А Родина – прекрасной
И вечно молодой!
— Ребята, вам понравилось это стихотворение? Какие чувства, эмоции оно у вас вызвало? А что для вас Родина? (Это место, где человек родился, наша страна, город, село...) А когда Родина может быть молодой? (Когда все живут в мире, согласии, помогают друг другу…Когда не загрязняют природу, берегут её…) Вам бы хотелось жить в такой стране? (Слайд 2)
— Ребята, назовите все прилагательные из этого стихотворения (ясным, голубой, прекрасной, молодой). Спишите так же красиво, как дано на доске слово прекрасный. Кто мне докажет, что в этом слове не надо писать букву т? (красивый, краса)
— Подберите слова, близкие по смыслу к этому слову (красивый, превосходный, великолепный, отличный) и противоположные (безобразный, уродливый, отвратительный). Запишем их. (Слайд 3)
4. Изучение новой темы.
- Давайте откроем учебники на странице 180 и прочитаем сведения о таких непростых прилагательных (Дети читают, анализируют вместе с учителем). Выполним устно упражнение 478 (Сравним по цвету, по вкусу, по ширине…).
- Теперь выполним упражнение 483 письменно. Каждое прилагательное заменим словом, близким по смыслу. Напишем словосочетания. («Преданный друг» — это какой друг? Вспомните пословицы о дружбе. «Известный писатель» — каких писателей вы знаете? «Старательный ученик» — какой это ученик? а вы старательные? почему? Дети отвечают устно).
5. Физкультминутка.
Если вы увидите имя существительное – присед, если имя прилагательное – выпрыгивание (огромный, ласковый, животное, большой, насекомое, широкий, гостиная, веселый, длинный, носорог, золотистый). (Слайд 4)
6. Работа по развитию речи.
- Прочитаем, что такое текст — описание. Выполним упражнение 486 письменно. Озаглавим текст, обозначим имена прилагательные.
7. Закрепление пройденного.
— Ребята, посмотрите на доску. Назовите имя прилагательное, устно подберите к нему противоположное или близкое по смыслу. Объясните смысл высказываний (Доброе слово лечит, а злое – калечит. Верёвка хороша длинная, а речь – короткая. Маленькое дело лучше большого безделья. Родная сторона – мать, а чужая – мачеха. Платье хорошо новое, а друг старый). (Слайд 5)
8. Обобщение пройденного. Игра «Волшебный магнит».
На магнитной доске помещён рисунок магнита, на красной половине которого нарисована лесная поляна, над цветами летают бабочки; на синей половине – небо с чёрными тучами, та же поляна, но идёт дождь. Левая часть «притягивает» добрые слова, правая – слова с противоположным значением. У каждого ученика карточка с именем прилагательным. Дети по очереди
прикрепляют к магнитной доске свои карточки со словами: добрый, злой, грубый, деликатный, отзывчивый, нежный, ласковый, красивый, смелый, трусливый…
9. Подведение итогов урока.
- Вот и подходит к концу наш необычный урок. Что нового и интересного вы сегодня узнали? Давайте ещё раз посмотрим на наш «Волшебный магнит». На какой поляне вы бы хотели жить? (на яркой, солнечной). И я бы хотела, чтобы вы были всегда добрыми, отзывчивыми, смелыми и всегда знали, что имена прилагательные бывают…(дети заканчивают предложение). Молодцы!
10. Домашнее задание.
Упражнение 485.
Список использованной литературы
1. Журжина Ш. В. Дидактические материалы по русскому языку. — М.: ООО «Обучение», 2006.
2. Рамзаева Т. Г. Русский язык. Учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы. Изд.10-е, стереотип. — М.: Дрофа, 2005.
3. Русский язык 3 класс: поурочные разработки к учебнику. Т. Г. Рамзаевой/авт.–сост Лебедев В. А. – М.: Дрофа, 2009.
Список использованных материалов, Интернет-ресурсов:
1. Картинки:
• бабочка www.artsides.ru/big/item_3445.jpg
• клоун xatutik.inf.am/solnet/sol/004/raskraski5/kloun10.gif
2. Фон презентации из шаблонов Microsoft PowerPoint 2003.
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Рабочие программы, тематическое планирование
Русский язык
3 класс
30 июля 2011
Файлы
русский.pptx
Скачать
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО