Факультативное занятие по математике конструированию "Углы"
Тема : «Угол. Сравнение углов. Треугольники.»
Цель: - дать первое понятие о треугольнике;
— научить сравнивать углы и треугольники;
— развивать геометрическую зоркость.
Ход занятий.
- Организация класса.
- Сообщение темы и целей.
А)– Давайте возьмём кусок проволоки до 15 см… Представим, что это прямая линия и согнём её посередине. Что произошло? (Линия стала ломаной, получилось два луча)
У нас получилась фигура, образованная двумя лучами. На что она похожа? (на угол) Давайте вместе сформулируем определение угла. (Угол – геометрическая фигура, образованная двумя лучами). Правильно, дети. А точка, где соединяются лучи называется вершиной.
Глядя на чертёж, сформулируйте: что такое сторона угла. (Сторона угла- это лучи, идущие от вершины)
Б) Попробуйте из палочек, которые лежат у вас на столах выложить разные углы на « глаз»: прямой, тупой, острый.
Практическая работа.
- Сосчитайте, сколько на чертеже углов: прямых, тупых, острых
- Начертите в тетрадях разные углы и разной величины. (Учитель проходит по рядам помогает чертить. Проверяет и хвалит детей)
- Найдите и определите какие углы есть в классе и на рисунке.
В). Знакомство с треугольником как с замкнутой ломаной линией.
Ребята, запомните: в любом треугольнике две стороны вместе длиннее третьей стороны.
— А сейчас выложите из палочек такие же углы. (Учитель ходит, проверяет, помогает)
4) Разместите треугольники так, чтобы в каждой группе были разные треугольники.
5) Сколько треугольников в фигурах?
Итог. Педагог хвалит учащихся за активную работу. Приглашает на следующее занятие.
Список используемой литературы:
- С.И. Волкова, Н.Н. Столярова «Математические задания»
- Н.Г. Уткина, А.М.Пышкало «Сборник упражнений по математике»
- О.Н. Пупышева «Олимпиадные задания»
Ростовская область
г. Донецк
МОУ СОШ №3
Ступаченко Марина
Владимировна
Математика и конструирование. (3 класс)
Тема : «Угол. Сравнение углов. Треугольники.»
Цель: - дать первое понятие о треугольнике;
- научить сравнивать углы и треугольники;
- развивать геометрическую зоркость.
Ход занятий.
-
Организация класса.
-
Сообщение темы и целей.
Сегодня на занятии мы будем говорить об углах, о том как правильно построить треугольники.
А)– Давайте возьмём кусок проволоки до 15 см.. Представим, что это прямая линия и согнём её посередине. Что произошло? (Линия стала ломаной, получилось два луча)
У нас получилась фигура, образованная двумя лучами. На что она похожа? (на угол) Давайте вместе сформулируем определение угла. (Угол – геометрическая фигура, образованная двумя лучами). Правильно, дети. А точка, где соединяются лучи называется вершиной.
сторона сторона
вершина
вершина сторона
сторона
Глядя на чертёж, сформулируйте : что такое сторона угла. (Сторона угла- это лучи, идущие от вершины)
Б) Попробуйте из палочек, которые лежат у вас на столах выложить разные углы на « глаз» : прямой, тупой, острый.
острый тупой
прямой
Практическая работа.
-
Сосчитайте, сколько на чертеже углов: прямых, тупых, острых
Например: 2 тупых,2 острых 1 прямой, 2 тупых, 2 острых
-
Начертите в тетрадях разные углы и разной величины. (Учитель проходит по рядам помогает чертить. Проверяет и хвалит детей)
-
Найдите и определите какие углы есть в классе и на рисунке.
Например:
острый
Прямой
В). Знакомство с треугольником как с замкнутой ломаной линией.
Это незамкнутые ломаные линии.
А это замкнутые ломаные линии
-Что получилось? (Треугольник)
- Докажите . (Три угла)
- Значит можно сделать вывод. Какой? (треугольник- геометрическая фигура у которой 3 угла, 3 вершины, 3 стороны)
Практическая работа.
-
Поставить на клеточной бумаге три точки так:
. . соедините их. Какая фигура получилась? (Треугольник, а углы
все острые)
.
-
А теперь поставьте по-другому три точки. А сейчас какая фигура получилась и какие получились углы?
. (Получился треугольник.: 2 угла острых и
один прямой)
. .
-
Теперь поставьте точки ещё по-другому.
.(Получился треугольник : 2 острых и один тупой )
.
.
Ребята, запомните: в любом треугольнике две стороны вместе длиннее третьей стороны.
- А сейчас выложите из палочек такие же углы. (Учитель ходит, проверяет, помогает)
4) Разместите треугольники так, чтобы в каждой группе были разные треугольники.
НАПРИМЕР:
Или
5) Сколько треугольников в фигурах?
5 2 2 3
Итог. Педагог хвалит учащихся за активную работу. Приглашает на следующее занятие.
Список используемой литературы:
-
С.И. Волкова, Н.Н. Столярова «Математические задания»
Москва «Просвещение» 1994 г.
-
Н.Г. Уткина, А.М.Пышкало «Сборник упражнений по математике»
Москва «Просвещение» 1973г.
-
О.Н. Пупышева «Олимпиадные задания»
Москва «ВАКО» 2008г.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Представленный материал записан в раздел «Другое», но не совсем понятно, почему он не относится к обычным урокам, ведь такая тема предусмотрена в тематическом планировании по математике для 3 класса. Слово «конструирование» в названии материала - это часть названия факультатива или средство дисциплины математика для обучения?
Преподаватель последовательно и логически обоснованно излагает новую тему. После выполнения предложенных практических работ цели занятия должны быть достигнуты. Рациональное зерно в методической разработке есть.
Но, на мой взгляд, не совсем соблюдаются традиционные педагогические приемы, а так как урок, по структуре, - обычный, то просится соблюдение этапов такого урока, в частности, актуализации опорных знаний (повторить, например, определение луча, наверняка найдутся дети, которые не были на занятии при изучении этого термина, им будет сложнее ориентироваться в определении угла и треугольника).
Некоторые предложения по доработке методического «продукта»:
- прописывать подробнее все этапы занятия (в данной работе описание по шагам варьируется, в некоторых местах дословно приводятся слова учителя, но не указано, когда дети начинают вести записи в тетрадях);
- при объяснении геометрических задач использовать примеры из жизни (различных углов вокруг нас большое множество);
- записывать четкие определения (Сторона угла - это лучи, идущие от вершины – некорректная формулировка, а математика – точная наука);
- не допускать ошибок в ответах задач, преподаватель не имеет права на ошибку, тем более публичную;
- делать вывод в конце занятия, привлекая для этого учащихся, то есть проводить рефлексию, задавая наводящие вопросы по новому материалу, это поможет школьникам четко представить и запомнить изученные понятия, а в вашем описании вывод очень короткий;
- не записаны определения углов (хотя бы на интуитивно-бытовом уровне).
Предлагаю преподавателю учесть замечания, в последующих методических разработках использовать накопленный опыт, надеюсь на понимание.