Использование мультимедийного продукта «Математический игровой тренажер на уроке математики в первом классе при изучении темы: «Сложение и вычитание в пределах 10».
III ИНФОРМАЦИОННАЯ ЯРМАРКА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА
ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ УЧЕБНЫХ КАБИНЕТОВ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
ГОРОДА ОМСКА
Использование мультимедийного продукта «Математический игровой тренажер на уроке математики в первом классе при изучении темы: «Сложение и вычитание в пределах 10».
Название проекта (программы, опыта)
__Зюзина Наталья Олеговна_________________________
Фамилия Имя Отчество участника,
__учитель начальных классов________________________
должность
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 132»
(Наименование учреждения в соответствии с Уставом)
Город Омск
2010 год
Актуальность темы исследования связана с тем, что сегодня многие педагоги отмечают снижение познавательной активности детей различных возрастных групп. Это связано не только с несформированной учебной мотивацией, но все ещё доминирующими в сегодняшней школе репродуктивными методами обучения. Кроме того, увеличение объема учебного материала приводит к тому, что механического запоминания уже недостаточно, чтобы воспроизвести успешно на уроке все то, что ребенок должен выучить дома.
Компетентностный подход, который активно вытесняет знаниевую парадигму из дидактики, требует не столько усвоения информации о чем-либо, сколько умение эффективно применять полученные знания на практике, оценивая своевременность, уместность, целесообразность, что приведет к формированию информационной компетентности. В связи с этим игровые технологии на базе ИКТ помогают в решении многих из перечисленных выше проблем.
Решение данной проблемы связано с использованием мультимедийных продуктов (ММП) в учебно-воспитательном процессе начальной школы. Использование на уроке игровых технологий на базе ИТК делает учебный процесс более интересным, обеспечивает усвоение учебного материала с помощью современных средств и поэтому повышает эффективность работы на уроке, готовит обучающихся к пониманию необходимости освоения ИКТ и как средства получения информации, и как способа самообучения. Для учителя использование ММП – это способ оптимизации труда. Замена традиционных средств обучения (таблицы, плакаты, мел и доска) на ММП позволяет лучше сохранить информация, представить ее для учащихся таким образом, что количество времени на запоминание информации, отработку учебных умений можно значительно уменьшить. Что позволяет увеличить время на проведение исследовательской, творческой работы, для которой также можно использовать образовательные технологии на базе ИКТ.
Пояснительная записка к мультимедийному продукту.
Преподаватель: Зюзина Наталья Олеговна.
Предмет: математика.
Класс: 1.
Тема: «Сложение и вычитание в пределах 10».
Цель: формировать навыки сложения и вычитания в пределах 10.
Задачи:
Образовательная. Развитие навыков устных вычислений в пределах первого десятка.
Развивающая. Развитие общий интеллектуальных умений (сравнение, анализ, обобщение) и универсальных учебных действий (внутренний план действий, навыки воспроизводящей и преобразующей деятельности, контроль и самоконтроль).
Воспитательная. Воспитывать умственную активность и интерес к математике у детей.
Продолжительность: этап закрепления и обобщения по теме.
Образовательное учреждение: Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 132» города Омска.
Авторский продукт: презентация (анимированные слайды), содержанием которой являются игры-упражнения по теме: «Сложение и вычитание в пределах 10».
Средства обучения: компьютер с программой PowerPoint, мультимедийный проектор, экран, мышь или стилус.
Авторские комментарии:
Характеристики ресурса. Ресурс предназначен для закрепления вычислительных навыков и содержит 12 слайдов, из которых содержанием 9 слайдов являются игровые упражнения. Управление презентацией возможно в двух направлениях:
-
последовательная смена слайдов посредством гиперссылки «Энтер» (операция «Смена слайдов по щелчку» для некоторых слайдов отключена);
-
управление презентацией со второго слайда, где представлен список игровых упражнений. Посредством нажатия на гиперссылку, учитель может сам выбрать последовательность и набор игровых упражнений для их использования их во фронтальной работе на уроке. Каждый слайд также имеет обратную связь со вторым слайдом с помощью гиперссылки «НОМЕ».
Использование триггеров при создании анимации слайдов позволяют ребенку при работе с мультимедийным продуктом осуществлять операции контроля и самоконтроля. Например, ошибочный ответ выделяется анимацией «Качание», «Выделение размером», «Выделение цветом»; правильный ответ приводит к реализации анимации «Путь движения», «Возникновения», «Мигания» и «Исчезновения» и т.д.
Последний слайд содержит список методической литературы по теме.
Дидактические характеристики продукта:
Содержание презентации не привязано к определенному УМК, а структура позволяет использовать ее в различных моделях урока при закреплении учебного материала.
Тип учебных заданий: игры-упражнения по математике.
По характеру учебных действий:
- игры-упражнения, требующие воспроизводящей деятельности: «Математическая рыбалка», «Строим дом», «Метко в цель» и т.д. Эти игры направлены на формирование навыков сложения и вычитания.
- игры-упражнения, в которых запрограммирована преобразующая деятельность детей: «Круговые примеры». С помощью этих игр дети изменяют примеры в другие, логически связанные с ними.
Место применения в системе уроков по теме: закрепление материала, направленное на воспроизведение вычислительных навыков.
Характер деятельности учащихся в игре зависит от места ее на уроке или в системе уроков.
Возможные варианты работы:
-
Самостоятельная работа учащихся на уроке (при наличии достаточного количества ПК). Средством обратной связи при самостоятельной работе служит анимация запрограммированных правильных и ошибочных ответов. В работе не ставится целью оценивание результатов выполненного, а только отработка вычислительных навыков в различных игровых ситуациях.
-
Фронтальная работа на уроке. В работе используется проектор и ПК. В игре участвует каждый ученик класса: одни ученики осуществляют игровую деятельность, другие выполняют роль контролеров, судей, учителя.
-
Внеклассная работа по предмету.
-
Использование ресурса на интерактивной приставке.
Методические рекомендации по использованию игровых упражнений:
1. Название: «На рыбалке».
Дидактическая цель: закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10, воспроизведение их по памяти.
Средство обучения: изображение рыбок.
Характер познавательной деятельности: воспроизводящий.
Содержание игры: Выбираем рыбку, на которой записан пример с ответом 5, щелкаем по ней правой клавишей мыши, если ответ правильный – рыбка оказалась в ведре, если нет – рыбка осталась на месте.
Характер управления: контроль правильности выполнения с помощью анимации слайда.
2. Название: «Игра в кубики» (два слайда).
Дидактическая цель: закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10, воспроизведение их по памяти.
Средство обучения: изображение кубиков с примерами.
Характер познавательной деятельности: воспроизводящий.
Содержание игры: Выбираем кубик, на которой записан пример с ответом 9 (8), щелкаем по нему правой клавишей мыши, если ответ правильный – кубик занимает свое место в пирамиде, если нет – остается на месте.
Характер управления: контроль правильности выполнения с помощью анимации слайда.
Варианты использования задания данного типа: разделите примеры на две группы (примеры на сложения и примеры на вычитание и т.д.). Данный тип заданий позволяет закреплять при его выполнении приемы классификации.
3. Название: «Мыльные пузырьки»
Дидактическая цель: закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10, воспроизведение их по памяти.
Средство обучения: изображение кругов с примерами.
Характер познавательной деятельности: воспроизводящий.
Содержание игры: Выбираем круг, на котором записан пример с ответом 7, щелкаем по нему правой клавишей мыши, если ответ правильный – шарик лопнет, если нет – увеличится в размерах.
Характер управления: контроль правильности выполнения с помощью анимации слайда.
4. Название: «Метко в цель».
Дидактическая цель: закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10, воспроизведение их по памяти.
Средство обучения: изображение примеров и вариантов ответов.
Характер познавательной деятельности: воспроизводящий.
Содержание игры: Выбираем под примером число, которое является ответом примера, щелкаем по нему правой клавишей мыши, если ответ правильный – число занимает свое место в выражении, если нет – выделяется анимацией «Качание» и «Изменение цвета».
Характер управления: контроль правильности выполнения с помощью анимации слайда.
5. Название: «Светофор».
Дидактическая цель: закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10, воспроизведение их по памяти.
Средство обучения: изображение примеров и вариантов ответов.
Характер познавательной деятельности: воспроизводящий.
Содержание игры: Выбираем под примером число, которое является ответом примера, щелкаем по нему правой клавишей мыши, если ответ правильный – загорается зеленый сигнал светофора, если нет – красный. Для отключения светофора используется второй щелчок по числу.
Характер управления: контроль правильности выполнения с помощью анимации слайда.
6. Название: «Строим дом».
Дидактическая цель: закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10, воспроизведение их по памяти.
Средство обучения: изображение примеров и вариантов ответов.
Характер познавательной деятельности: воспроизводящий.
Содержание игры: Выбираем под примером число, которое является ответом примера, щелкаем по нему правой клавишей мыши, если ответ правильный – квадрат заполняется блоком дома, если нет – действия не происходит.
Характер управления: контроль правильности выполнения с помощью анимации слайда. Операция «Смена слайда по щелчку» для данного слайда отсутствует.
7. Название: домино «Кот на отдыхе».
Дидактическая цель: закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10, воспроизведение их по памяти.
Средство обучения: изображение карточек с круговыми примерами.
Характер познавательной деятельности: преобразующий.
Содержание игры: Учащиеся решают пример, затем составляют пример с ответом, равным первому компоненту следующего примера. Учащиеся составляют цепочку примеров по заданному правилу.
Характер управления: щелчок по карточке ставит ее на определенное для нее место в цепочке примеров.
8. Название: круговые примеры «Чертово колесо».
Дидактическая цель: закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10, воспроизведение их по памяти.
Средство обучения: изображение карточек с круговыми примерами.
Характер познавательной деятельности: воспроизводящий.
Содержание игры: Учащиеся решают пример, затем находят карточку с ответом данного примера, затем решают новый пример, записанный на этой карточке. Учащиеся составляют цепочку примеров по заданному правилу.
Характер управления: щелчок по карточке ставит ее на определенное для нее место в цепочке примеров.
Источники информации:
-
Вапняр Н.Ф., Моро М.И. Тетрадь по математике для 1 класса трехлетней начальной школы. В 2 ч. – М., 1992.
-
Волкова С.И. Математика: Тесты: 1-й кл. – Тула, М., 2004.
-
Герман О.И. Математика. 1 класс. Карточки заданий. – Саратов, 2004.
-
Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике для 1 класса четырехлетней начальной школы. – М., 1989.
-
Моро М.И., Вапняр Н.Ф. Карточки с математическими заданиями и играми: 1 кл.: Для четырехлет. нач. шк. – М., 1989.
-
Моро М.И. Математика. Учеб. для 1 кл. нач. шк. В 2 ч. – М., 2007.
Результативность использования мультимедийного продукта проявляется
у обучающихся в
- повышении информационной компетентности;
- развитии навыков самостоятельной работы и самоконтроля;
- развитии вычислительных навыков на уровне автоматизма;
- повышении интереса к учебному предмету;
у учителя в
- повышении информационной компетентности;
- оптимизации труда;
- повышении эффективности урока и качества образования.
Назначение: для самостоятельной (индивидуальной или групповой работы) обучающихся в классе или дома; учащимися может быть использован для тренировки навыков устных вычислений; учителем – для организации устного счета в классной и внеклассной работе, самостоятельной работы, индивидуальных занятий; родителями – для развития навыков устного счета, контроля усвоения учебного материала по математике.
Перспективы и направления реализации:
Направления |
Цель |
Сроки |
Ресурсы |
Отбор и систематизация имеющегося в кабинете информационного обеспечения. |
Повышение эффективности имеющихся информационных ресурсов кабинета. |
2009-10 учебный год |
Собственные силы, силы родителей. |
Разработка нового учебно-методического и информационного обеспечения кабинета. |
Создание новых ресурсов с использованием игровых технологий на базе ИТК, разработка тестовых материалов на базе ИКТ для повышения эффективности урока. |
2010-11 учебный год |
Собственные силы |
Замена устаревшего ТСО современным. |
Повышение эффективности использования ИКТ в УВП. |
2011-2012 учебный год |
Спонсорская помощь |
Трудности реализации связаны с
-
большими финансовыми затратами на оснащение кабинета современным оборудованием для использования ИКТ;
-
с отсутствием систематизированного материала и методических рекомендаций по разработке дидактических игр на базе ИКТ;
-
отсутствием готовых шаблонов анимаций для создания игр, которые позволили бы снизить затраты времени для реализации дидактических задач при создании презентаций с играми.
- Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: «Анализ взаимоотношений в семье в произведениях Л.Н. Толстого. Нравственный смысл поступков героев произведений Л.Н. Толстого»
- Урок литературного чтения во втором классе по теме: Поэтическое изображение осенних листьев в стихотворениях А. Толстого, С. Есенина, В. Брюсова, И. Токмаковой.
- УММ по теме: "Воспитание экологической культуры у младших школьников на уроках окружающего мира в 1 классе".
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
Надеюсь на понимание, с уважением, Ермолаева И.А.
Работа продумана до мелочей, подробно изложена, для каждого игрового момента прописаны дидактическая цель, средство обучения, характер познавательной деятельности, содержание игры, характер управления.
Игровые упражнения подобраны нестандартно с привлекательной графикой и смысловой анимацией. Задания интегрируют не только начальные математические знания, но и необходимые жизненные навыки. Понравилось строительство дома и мигающий светофор. Задания такого типа можно использовать и при составлении программ для интерактивной доски.
Безусловно, преподаватель в своем проекте показал высокий профессионализм, конструктивный педагогический опыт, широкий спектр информационной культуры и образовательной компетентности, готовность совершенствоваться и постигать новые информационные технологии.
Мультимедийный продукт нужно рекомендовать для использования, преподавателю хочется пожелать не останавливаться на достигнутом, в дальнейших разработках проявлять свои неординарные творческие способности.
Но,... учитывая, что данный "тренажёр" предназначен для первоклассников, недопустимо перенасыщение фонового оформления (тем более - не совсем качественного), это отвлекает внимание от сути заданий.
Смущает, что некоторые задания, в принципе, можно выполнить механически, не вдумываясь (если ребенок сам это выполняет) - всё само "встанет на свои места" ("чёртово колесо", "строим дом"), в отличие, от "светофора", где действительно заложена "тренажёрная" основа ( )
Но, конечно, это никоим образом не умаляет достоинств проекта, который с безусловной пользой можно использовать на уроках с комментированием учителя: это зрительно, увлекательно. Спасибо вам, Наталья Олеговна.
PS. Марина Геннадьевна, а почему вы назвали этот проект "конкурсным"?