тематический классный час "Воспитание казака"
Краткое описание
тематический классный час составлен для учащихся 7 класса. Материал знакомит с обычаями, традициями казачества в воспитании казака.
Описание
Тематический классный час
Тема: ВОСПИТАНИЕ КАЗАКА
ЦЕЛЬ: знакомство с обычаями, традициями казачества в воспитании казака;
воспитание чувства уважения к семейным ценностям, истории и культуре своих предков.
ОФОРМЛЕНИЕ: предметы казачьего быта, слайды,CD с записью казачьих песен
Учитель: Обычаи и обряды, бытовавшие на Дону, уходят своими корнями в те далекие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный характер, уклад жизни Донского казачества.
Большая часть жизни казака проходила в дальних походах, учениях и сражениях. Поэтому воспитание подрастающего казака было делом чести не только отца с матерью, но и всей семьи, всей станицы, всего Воска Донского. В деле воспитания казака складывались свои обычаи, обряды, которым строго следовали.
Посмотрим, как же воспитывали казака.
1.РОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА.
1 ВЕДУЩИЙ
Рождение ребенка всегда радостное событие для родителей и родных. С особой радостью встречали в казачьей семье рождение мальчика. Родился мальчик – прибыток, семья получает земельный надел, а девочка – убыток, разорительница. А вот и первый обычай.
СЦЕНКА « ПРИЗНАНИЕ ОТЦОВСТВА»
Ребенка клали на отцовскую рубаху на порог дома и отец в присутствии членов рода или брал ребенка, как признание отцовства, или перешагивал - отрицал.
КАЗАЧКА: Родные наши, смотрите, казак родился, прибыток в семью.
Отец, посмотри на сына своего, наследника славы и чести твоей.
КАЗАК: (беря ребенка на руки) Посмотрите все, весь род наш, какой красавец родился. Мой сын. Будет наследник, будет, кому передать свою казачью науку, саблю острую и мне от отца доставшуюся, а ему – от его отца. Вырастешь ты храбрым казаком. А пока иди, сынок, на женскую половину, расти, да сил набирайся.
Казачка: Вырастет он здоровым и сильным, как все мужчины нашего рода. Запеленала я его в рубашку отцовскую, как научили меня мать и бабка моя, да убережет это его от зла и бед жизненных.
1ВЕДУЩИЙ: Взял отец ребенка на руки - признал отцовство. И рос мальчик на женской половине до 7 лет.
2 ВЕДУЩИЙ. А вскоре после рождения наступала пора крестин. С этим событием связан целый ряд обычаев. Во время крещения бросали шарик из воска, в который были завернуты волосы ребенка и смотрели в чан с водой: тонет шарик, значит, ребенок долго не проживет, плавает – к долгой жизни. Если при погружении в воду ребенок сжимался, то это признак живучести, если выпрямлялся – не жилец на этом свете. После крещения, выходя из церкви, загадывали, кто первым на выходе встретится: если мужчина, то ребенок будет счастливым, женщина – к несчастью, если какое- нибудь животное, то будет богатым. Крещение отмечалось торжественным обедом, куда приглашались ближайшие родственники. Бабушка – повитуха готовила кашу из риса и кишмиша. Угощала этой кашей гостей, последние клали ей деньги на поднос. Это была своеобразная плата за помощь при родах. Но первым повитуха кормила отца кашей. Одну ложку каши давала пересоленную и переперченную со словами: «Как тебе солоно, так и жене было солоно рожать». Бабка могла дать и вторую ложку, от которой отец мог откупиться. Отец ел кашу и не морщился, чтобы ребенку меньше горького в жизни досталось.
2. В первый год жизни.
1ВЕДУЩИЙ. Когда у младенца прорезывался первый зуб, отец и мать возили его в церковь служить молебен Иоанну Воину, чтобы из сына вырос доблестный и храбрый казак. Крестный сажал мальчика на коня на шелковый платок и провозил вокруг церкви 3 раза. Если ухватился за гриву – быть казаком, расплачется – не быть казаку, а упадет – быть убитому в бою. Эту весть крестный держал втайне.
В годик мальчику первый раз стригли волосы и сжигали их в печи.
3. Воспитание в 3 – 4 года.
УЧИТЕЛЬ: Сохранилось такое предание. Мать выводила ночью 3-х летнего сына в поле и, показывая дланью (ладонью) в небо поучала его.
СЦЕНКА « Воспитание небом».
Мать и сын в поле.
МАТЬ: Смотри сын, ночь сегодня темна, а звезды очень яркие.
СЫН: Яркие, прямо горят на небе.
МАТЬ: А это ведь не простые звезды. Еще моя бабушка мне рассказывала, что души казаков, погибших в боях за землю нашу, народ наш, попадают в «Ирий» (рай). А звезды – это глаза твоих предков, которые с высоты наблюдают за тобой и за всеми нами. Они наблюдают, как казак защищает свой род, свою землю.
СЫН: Они и сейчас за мной наблюдают?
МАТЬ: Да, и сейчас, и когда вырастешь. Расти достойным казаком, чтобы никогда не было стыдно тебе в небо глядеть, в глаза предков твоих.
СЫН: Я вырасту настоящим мужчиной, как мой отец.
Мать: Хорошо, сын, скоро посвящение в казаки мальчиков станицы. Быть тебе казаком.
УЧИТЕЛЬ: Этот мальчик, став воином, не знал страха смерти, ведь случись погибнуть в бою, он попадет в «ИРИЙ» к прадедам своим.
4. Посвящение в казаки.
2 ВЕДУЩИЙ. Посвящение в казаки происходило в 3- 4 года. Собиралась вся родня. Проводился обряд пострижения. Затем отец сажал мальчонку на коня и даже давал в руки шашку. И проводил коня по двору кругом или по улице. Затем верхом везли казачонка в церковь, где служили молебен. С этого времени казачонок мог сам ездить верхом, а пятилетние вовсю скакали по улице.
5. 7 лет.
УЧИТЕЛЬ: Большие перемены происходили в жизни мальчика в 7 лет. Происходил обычай перехода его на мужскую часть дома. Бритоголовым он впервые с мужчинами шел в баню, затем к исповеди. А дома в последний раз ел детские сладости. После этого переходил на мужскую половину, в комнату старших братьев. Они осматривали его одеяло и подушку и выбрасывали их, если оно оказывались слишком теплыми и мягкими. « Учись служить» — говорили ему, — « ты теперь не дите, а пол – казака». С этого времени начиналась подготовка ребенка к суровой мужской жизни. Спать надо было на соломенном матрасе и без подушки.
И еще: наступало время запрета ругать его женщинам. Отец всегда наказывал сыновьям: «Берегите женщин и защищайте дом».
6. 7 – 9 лет. Игры.
1 ВЕДУЩИЙ. В 7 – 9 лет любили поиграть казачата на майдане или за околицей. Одной из любимых игр с древнейших времен была игра в бабки или кости. При игре развивалась такая меткость в бросании камешков в поставленные в ряд кости, что казаки могли убивать ими зайцев и птиц на значительном расстоянии.
2 ВЕДУЩИЙ. За околицей играли в войну, разделившись на две части, устраивали сражения. С игрушечными знаменами казачата сходились в рукопашной и рубились деревянными саблями, кололись камышовыми пиками, не жалея носов отбивали знамена у противника и брали пленных. Победители под звуки дудок и трещеток строем возвращались в станицу. Позади них, опустив головы и размазывая слезы, шли « пленные». Старики, сидя у атаманского правления или на завалинке с одобрительными улыбками любовались войском, и даже сам атаман, выйдя на крыльцо, приветствовал победителей и хвалил выправку и отличившихся, и казачата старались.
УЧИТЕЛЬ: У нас тоже есть казачата. Давайте и мы посоревнуемся.
Проводятся конкурсы.
1 ВЕДУЩИЙ. Посмотрим, какие вы знаете казачьи поговорки. Победит та команда, которая последней назовет поговорку.
2 ВЕДУЩИЙ. А второй конкурс старинных казачьих слов.
— Гутарить – говорить.
— Баз – загон для скота.
— балясы – балкончик вокруг дома.
— чекомас – окунь.
— квелый – слабый.
— банить – мыть, стирать.
— майдан – площадь.
— кохать — заботится
— кочет – петух.
УЧИТЕЛЬ: Играть любят дети всегда. Но в казачьих семьях детей с малолетства приучали к труду и своим отношением ко всему показывали пример.
Слово отца в семье было все равно, что слово атамана для войска, — ему следовали беспрекословно. Каждый казак знал и всем сердцем хранил Божью заповедь: « Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и будеше долголетен на Земли».
7. 12 – 15 лет.
1 ВЕДУЩИЙ. В 12- 15 лет казачата были уже лихими конниками. Могли скакать во весь опор, с ходу преодолевая канавы, заборы. Конем могли загнать зайца и убить его ударом нагайки. Владели уже шашкой и ружьем, и осваивали приемы джигитовки — все это передавали им старшие братья и отцы.
УЧИТЕЛЬ: Интересный факт. В <st1:metricconverter productid=«1888 г» w:st=«on»>1888 г</st1:metricconverter>. в Новочеркасск приехал царь Александр III с семьей. На казачьем смотре приняли участие детские сотни казачат от 12 до 14 лет на конях со своими командирами. После парада и джигитовки взрослых началась детская джигитовка, но вскоре была остановлена. Как оказалось, у императрицы Марии Федоровны не выдержали нервы (она мать) от того, что проделывали юные казачата.
2 ВЕДУЩИЙ. Невозможно себе представить казака без коня. Чем же был конь для казака?
РАССКАЗ КАЗАКА О КОНЕ.
КАЗАК: « Без коня казак сирота». « Казак голоден, а конь его сыт». «Казак без коня, что солдат без ружья». Так у нас на Дону говорят о конях. Казаки всегда любили коней и зачастую сами их выращивали для себя от самых лучших кобылиц и производителей. Ухаживали как за детьми, баловали их. Вырастая, такой конь платил своему хозяину преданностью и любовью, он не давался в руки другим, а за своим хозяином мог ходить как собака. Кони были приучены к походу и бою. В сабельной рубке такие кони кусали и лягали коней противника. Укрытые в лесу, балке, они по свисту хозяина бежали к нему, по команде ложились, вставали и знали много других команд. Конь не отходил от раненого или убитого хозяина, а в случае гибели хозяина долго тосковал, не подпуская чужих, и не брал из их рук пищу, голодая по несколько дней. Конь для казака был больше, чем лошадь и казаки называли их только конями. Кони платили им за это искренней привязанностью и шли в огонь и в воду.
8. 18 – 19 лет.
2 ВЕДУЩИЙ. В 18 лет казачата проходили уже обучение военному делу всерьез под руководством опытных казаков. Совершенствовали боевые приемы, стреляли в цель на ходу, рубили лозу шашками, преодолевали полосу препятствий. Скакали стоя на коне, спрыгивали с коня и снова взлетали в седло. Переходили реки в брод. Словом – учеба всерьез. И когда наступала пора сдачи экзаменов, то принимали их сам атаман и есаулы в присутствии стариков. Отличившимся атаман вручал подарки - богатое оружие, разукрашенные седла, нарядные уздечки. И эти свои первые награды казаки высоко ценили и хранили всю жизнь.
2 ВЕДУЩИЙ. А в 21 год юноша уже зачислялся на военную службу, становившись настоящим казаком.
УЧИТЕЛЬ: Вот так на Дону и проходило воспитание и обучение казачат. В казачьей семье и отец, и дед, и прадед – и далеко в века уходя – все были воины. Служили и старший и младший брат, и от того создавалась традиция службы и уважения к ней.
И очень важно сегодняшнему поколению не забывать эти традиции, Знать их и передавать своим будущим детям.
РЕФЛЕКСИЯ:
— Интересно ли вам было узнать, как воспитывали казачат?
-А хотели ли бы вы следовать казачьим традициям в
воспитании своих детей?
Использованная литература:
1.Сухарев Ю. Лазоревый цвет. Чапаевск. 2007г.
Тема: ВОСПИТАНИЕ КАЗАКА
ЦЕЛЬ: знакомство с обычаями, традициями казачества в воспитании казака;
воспитание чувства уважения к семейным ценностям, истории и культуре своих предков.
ОФОРМЛЕНИЕ: предметы казачьего быта, слайды,CD с записью казачьих песен
Учитель: Обычаи и обряды, бытовавшие на Дону, уходят своими корнями в те далекие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный характер, уклад жизни Донского казачества.
Большая часть жизни казака проходила в дальних походах, учениях и сражениях. Поэтому воспитание подрастающего казака было делом чести не только отца с матерью, но и всей семьи, всей станицы, всего Воска Донского. В деле воспитания казака складывались свои обычаи, обряды, которым строго следовали.
Посмотрим, как же воспитывали казака.
1.РОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА.
1 ВЕДУЩИЙ
Рождение ребенка всегда радостное событие для родителей и родных. С особой радостью встречали в казачьей семье рождение мальчика. Родился мальчик – прибыток, семья получает земельный надел, а девочка – убыток, разорительница. А вот и первый обычай.
СЦЕНКА « ПРИЗНАНИЕ ОТЦОВСТВА»
Ребенка клали на отцовскую рубаху на порог дома и отец в присутствии членов рода или брал ребенка, как признание отцовства, или перешагивал - отрицал.
КАЗАЧКА: Родные наши, смотрите, казак родился, прибыток в семью.
Отец, посмотри на сына своего, наследника славы и чести твоей.
КАЗАК: (беря ребенка на руки) Посмотрите все, весь род наш, какой красавец родился. Мой сын. Будет наследник, будет, кому передать свою казачью науку, саблю острую и мне от отца доставшуюся, а ему – от его отца. Вырастешь ты храбрым казаком. А пока иди, сынок, на женскую половину, расти, да сил набирайся.
Казачка: Вырастет он здоровым и сильным, как все мужчины нашего рода. Запеленала я его в рубашку отцовскую, как научили меня мать и бабка моя, да убережет это его от зла и бед жизненных.
1ВЕДУЩИЙ: Взял отец ребенка на руки - признал отцовство. И рос мальчик на женской половине до 7 лет.
2 ВЕДУЩИЙ. А вскоре после рождения наступала пора крестин. С этим событием связан целый ряд обычаев. Во время крещения бросали шарик из воска, в который были завернуты волосы ребенка и смотрели в чан с водой: тонет шарик, значит, ребенок долго не проживет, плавает – к долгой жизни. Если при погружении в воду ребенок сжимался, то это признак живучести, если выпрямлялся – не жилец на этом свете. После крещения, выходя из церкви, загадывали, кто первым на выходе встретится: если мужчина, то ребенок будет счастливым, женщина – к несчастью, если какое- нибудь животное, то будет богатым. Крещение отмечалось торжественным обедом, куда приглашались ближайшие родственники. Бабушка – повитуха готовила кашу из риса и кишмиша. Угощала этой кашей гостей, последние клали ей деньги на поднос. Это была своеобразная плата за помощь при родах. Но первым повитуха кормила отца кашей. Одну ложку каши давала пересоленную и переперченную со словами: «Как тебе солоно, так и жене было солоно рожать». Бабка могла дать и вторую ложку, от которой отец мог откупиться. Отец ел кашу и не морщился, чтобы ребенку меньше горького в жизни досталось.
2. В первый год жизни.
1ВЕДУЩИЙ. Когда у младенца прорезывался первый зуб, отец и мать возили его в церковь служить молебен Иоанну Воину, чтобы из сына вырос доблестный и храбрый казак. Крестный сажал мальчика на коня на шелковый платок и провозил вокруг церкви 3 раза. Если ухватился за гриву – быть казаком, расплачется – не быть казаку, а упадет – быть убитому в бою. Эту весть крестный держал втайне.
В годик мальчику первый раз стригли волосы и сжигали их в печи.
3. Воспитание в 3 – 4 года.
УЧИТЕЛЬ: Сохранилось такое предание. Мать выводила ночью 3-х летнего сына в поле и, показывая дланью (ладонью) в небо поучала его.
СЦЕНКА « Воспитание небом».
Мать и сын в поле.
МАТЬ: Смотри сын, ночь сегодня темна, а звезды очень яркие.
СЫН: Яркие, прямо горят на небе.
МАТЬ: А это ведь не простые звезды. Еще моя бабушка мне рассказывала, что души казаков, погибших в боях за землю нашу, народ наш, попадают в «Ирий» (рай). А звезды – это глаза твоих предков, которые с высоты наблюдают за тобой и за всеми нами. Они наблюдают, как казак защищает свой род, свою землю.
СЫН: Они и сейчас за мной наблюдают?
МАТЬ: Да, и сейчас, и когда вырастешь. Расти достойным казаком, чтобы никогда не было стыдно тебе в небо глядеть, в глаза предков твоих.
СЫН: Я вырасту настоящим мужчиной, как мой отец.
Мать: Хорошо, сын, скоро посвящение в казаки мальчиков станицы. Быть тебе казаком.
УЧИТЕЛЬ: Этот мальчик, став воином, не знал страха смерти, ведь случись погибнуть в бою, он попадет в «ИРИЙ» к прадедам своим.
4. Посвящение в казаки.
2 ВЕДУЩИЙ. Посвящение в казаки происходило в 3- 4 года. Собиралась вся родня. Проводился обряд пострижения. Затем отец сажал мальчонку на коня и даже давал в руки шашку. И проводил коня по двору кругом или по улице. Затем верхом везли казачонка в церковь, где служили молебен. С этого времени казачонок мог сам ездить верхом, а пятилетние вовсю скакали по улице.
5. 7 лет.
УЧИТЕЛЬ: Большие перемены происходили в жизни мальчика в 7 лет. Происходил обычай перехода его на мужскую часть дома. Бритоголовым он впервые с мужчинами шел в баню, затем к исповеди. А дома в последний раз ел детские сладости. После этого переходил на мужскую половину, в комнату старших братьев. Они осматривали его одеяло и подушку и выбрасывали их, если оно оказывались слишком теплыми и мягкими. « Учись служить» — говорили ему, — « ты теперь не дите, а пол – казака». С этого времени начиналась подготовка ребенка к суровой мужской жизни. Спать надо было на соломенном матрасе и без подушки.
И еще: наступало время запрета ругать его женщинам. Отец всегда наказывал сыновьям: «Берегите женщин и защищайте дом».
6. 7 – 9 лет. Игры.
1 ВЕДУЩИЙ. В 7 – 9 лет любили поиграть казачата на майдане или за околицей. Одной из любимых игр с древнейших времен была игра в бабки или кости. При игре развивалась такая меткость в бросании камешков в поставленные в ряд кости, что казаки могли убивать ими зайцев и птиц на значительном расстоянии.
2 ВЕДУЩИЙ. За околицей играли в войну, разделившись на две части, устраивали сражения. С игрушечными знаменами казачата сходились в рукопашной и рубились деревянными саблями, кололись камышовыми пиками, не жалея носов отбивали знамена у противника и брали пленных. Победители под звуки дудок и трещеток строем возвращались в станицу. Позади них, опустив головы и размазывая слезы, шли « пленные». Старики, сидя у атаманского правления или на завалинке с одобрительными улыбками любовались войском, и даже сам атаман, выйдя на крыльцо, приветствовал победителей и хвалил выправку и отличившихся, и казачата старались.
УЧИТЕЛЬ: У нас тоже есть казачата. Давайте и мы посоревнуемся.
Проводятся конкурсы.
1 ВЕДУЩИЙ. Посмотрим, какие вы знаете казачьи поговорки. Победит та команда, которая последней назовет поговорку.
2 ВЕДУЩИЙ. А второй конкурс старинных казачьих слов.
— Гутарить – говорить.
— Баз – загон для скота.
— балясы – балкончик вокруг дома.
— чекомас – окунь.
— квелый – слабый.
— банить – мыть, стирать.
— майдан – площадь.
— кохать — заботится
— кочет – петух.
УЧИТЕЛЬ: Играть любят дети всегда. Но в казачьих семьях детей с малолетства приучали к труду и своим отношением ко всему показывали пример.
Слово отца в семье было все равно, что слово атамана для войска, — ему следовали беспрекословно. Каждый казак знал и всем сердцем хранил Божью заповедь: « Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и будеше долголетен на Земли».
7. 12 – 15 лет.
1 ВЕДУЩИЙ. В 12- 15 лет казачата были уже лихими конниками. Могли скакать во весь опор, с ходу преодолевая канавы, заборы. Конем могли загнать зайца и убить его ударом нагайки. Владели уже шашкой и ружьем, и осваивали приемы джигитовки — все это передавали им старшие братья и отцы.
УЧИТЕЛЬ: Интересный факт. В <st1:metricconverter productid=«1888 г» w:st=«on»>1888 г</st1:metricconverter>. в Новочеркасск приехал царь Александр III с семьей. На казачьем смотре приняли участие детские сотни казачат от 12 до 14 лет на конях со своими командирами. После парада и джигитовки взрослых началась детская джигитовка, но вскоре была остановлена. Как оказалось, у императрицы Марии Федоровны не выдержали нервы (она мать) от того, что проделывали юные казачата.
2 ВЕДУЩИЙ. Невозможно себе представить казака без коня. Чем же был конь для казака?
РАССКАЗ КАЗАКА О КОНЕ.
КАЗАК: « Без коня казак сирота». « Казак голоден, а конь его сыт». «Казак без коня, что солдат без ружья». Так у нас на Дону говорят о конях. Казаки всегда любили коней и зачастую сами их выращивали для себя от самых лучших кобылиц и производителей. Ухаживали как за детьми, баловали их. Вырастая, такой конь платил своему хозяину преданностью и любовью, он не давался в руки другим, а за своим хозяином мог ходить как собака. Кони были приучены к походу и бою. В сабельной рубке такие кони кусали и лягали коней противника. Укрытые в лесу, балке, они по свисту хозяина бежали к нему, по команде ложились, вставали и знали много других команд. Конь не отходил от раненого или убитого хозяина, а в случае гибели хозяина долго тосковал, не подпуская чужих, и не брал из их рук пищу, голодая по несколько дней. Конь для казака был больше, чем лошадь и казаки называли их только конями. Кони платили им за это искренней привязанностью и шли в огонь и в воду.
8. 18 – 19 лет.
2 ВЕДУЩИЙ. В 18 лет казачата проходили уже обучение военному делу всерьез под руководством опытных казаков. Совершенствовали боевые приемы, стреляли в цель на ходу, рубили лозу шашками, преодолевали полосу препятствий. Скакали стоя на коне, спрыгивали с коня и снова взлетали в седло. Переходили реки в брод. Словом – учеба всерьез. И когда наступала пора сдачи экзаменов, то принимали их сам атаман и есаулы в присутствии стариков. Отличившимся атаман вручал подарки - богатое оружие, разукрашенные седла, нарядные уздечки. И эти свои первые награды казаки высоко ценили и хранили всю жизнь.
2 ВЕДУЩИЙ. А в 21 год юноша уже зачислялся на военную службу, становившись настоящим казаком.
УЧИТЕЛЬ: Вот так на Дону и проходило воспитание и обучение казачат. В казачьей семье и отец, и дед, и прадед – и далеко в века уходя – все были воины. Служили и старший и младший брат, и от того создавалась традиция службы и уважения к ней.
И очень важно сегодняшнему поколению не забывать эти традиции, Знать их и передавать своим будущим детям.
РЕФЛЕКСИЯ:
— Интересно ли вам было узнать, как воспитывали казачат?
-А хотели ли бы вы следовать казачьим традициям в
воспитании своих детей?
Использованная литература:
1.Сухарев Ю. Лазоревый цвет. Чапаевск. 2007г.
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Психолог
Конспекты занятий, сценарии мероприятий
24 июля 2011
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ