Образовательная программа "Коллективное музицирование. Оркестр народных инструментов."
Краткое описание
Актуальность данной программы определяется потребностью в возрождении и широком приобщении детей к традициям национальной музыкальной культуры. Педагогическая целесообразность программы связана с направлением образовательного процесса на развитие эстетического вкуса учащихся, на практическое применение навыков игры на инструменте, а так же с обеспечением возможности концертной практики для каждого обучающегося в составе оркестра, что имеет большое воспитательное значение. Данная программа является модифицированной.
Отличительной особенностью данной программы является поступенное двухуровневое вхождение в состав оркестра.
Программа рассчитана на 5 лет обучения и предусматривает две основные ступени её освоения: I ступень – младшая группа оркестра, в задачи которой входит приобретение навыков игры на инструменте и развитие музыкального мышления. Так как в школе отсутствует класс балалайки и число обучающихся на домре невелико, то возникла необходимость привлекать в оркестр русских народных инструментов гитаристов, которые изучают балалайку – приму, балалайку – секунду, балалайку – альт, балалайку – бас, домру – альт в порядке ознакомления с народными щипковыми инструментами.
II ступень включает в себя основной состав оркестра, в задачи которого входит дальнейшее развитие навыков и приемов ансамблевой и оркестровой игры.
Отличительной особенностью данной программы является поступенное двухуровневое вхождение в состав оркестра.
Программа рассчитана на 5 лет обучения и предусматривает две основные ступени её освоения: I ступень – младшая группа оркестра, в задачи которой входит приобретение навыков игры на инструменте и развитие музыкального мышления. Так как в школе отсутствует класс балалайки и число обучающихся на домре невелико, то возникла необходимость привлекать в оркестр русских народных инструментов гитаристов, которые изучают балалайку – приму, балалайку – секунду, балалайку – альт, балалайку – бас, домру – альт в порядке ознакомления с народными щипковыми инструментами.
II ступень включает в себя основной состав оркестра, в задачи которого входит дальнейшее развитие навыков и приемов ансамблевой и оркестровой игры.
Описание
Образовательная программа
КОЛЛЕКТИВНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ
ОРКЕСТР НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
Срок реализации: 5 лет
Возраст обучающихся — 9/11 лет
Составитель: Платонова И.М., преподаватель по классу народных инструментов, руководитель оркестра народных инструментов.
Пояснительная записка
В системе образовательных программ дополнительного образования детей данная программа «Коллективное музицирование. Оркестр народных инструментов» имеет художественно-эстетическую направленность и включает в себя художественное воспитание и общее музыкальное образование, основанные на сложившейся традиционной школе обучения игре на народных инструментах и богатом учебном репертуаре – образцах национальной музыки, отечественной и зарубежной классики. Оркестровый класс — является одной из обязательных учебных дисциплин на отделении музыкального искусства (отдел народных инструментов), входит в систему специальных учебных предметов, способствует формированию навыков коллективного музицирования, развитию природных музыкальных данных и художественно-эстетическому воспитанию учащихся.
Актуальность данной программы определяется с одной стороны, потребностью в возрождении и широком приобщении детей к традициям национальной музыкальной культуры, а с другой стороны, решением в образовательном процессе тех современных задач, которые определены в ФЗ РФ «Об образовании», в Концепции развития художественного образования, в Концепции модернизации дополнительного образования до 2010 года.
Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения музыке – залог интереса ребенка к этому виду искусства. При этом каждый ребенок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей и образования на данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в группе среди учеников. Совместное музицирование способствует созданию мотивации для совершенствования навыков игры на инструменте, развитию таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, коллективизм.
Педагогическая целесообразность программы связана с направлением образовательного процесса на развитие эстетического вкуса учащихся, на практическое применение навыков игры на инструменте, а так же с обеспечением возможности концертной практики для каждого обучающегося в составе оркестра, что имеет большое воспитательное значение.
По предмету «Оркестровый класс» существует программа, рекомендованная МК СССР, сост. Агафонов В.А. и др., М., 1972 г., которая освещает методические аспекты образовательного процесса, имеет обширный репертуарный список трех степеней трудности. Данная программа является модифицированной.
Отличительной особенностью данной программы является включение таких учебных элементов в образовательный процесс как «Работа над пьесами» — в младших классах, «Работа над репертуаром» — в старших, «Концертная деятельность», в подробном изложении содержания этих направлений работы, а так же в поступенном двухуровневом вхождении в состав оркестра.
Реализация данной программы, учитывая единство учебно-воспитательного и творческо-образовательного процесса, осуществляется посредством:
• Постоянного изучения степени интереса к музыке каждого ребенка, развития у него музыкального слуха, формирования устойчивого восприятия музыки, творческого воображения, фантазии, индивидуальных особенностей;
• Создания необходимых условий, предоставляющих возможность приобщения каждого человека к миру музыки, с помощью которых он может ярко проявить разносторонние дарования;
• Постоянных групповых занятий: творческий характер всех выполняемых заданий направлен на развитие активных действий ребенка, на освоение им художественно-эстетических ценностей музыкальной культуры, на воспитание духовно обогащенной личности;
• Межпредметных связей между различными видами искусства, что обеспечивает развитие познавательно-художественной деятельности ребенка, формирование навыка ориентации в художественном освоении мира звуков, ассоциативно-творческого мышления.
Цель - формирование и развитие у учащихся навыков и приемов ансамблевой и оркестровой игры.
Задачи:
1.Обучающие:
· Обучить детей игре на народных инструментах (домра, балалайка);
· Познакомить с классической и современной русской музыкой;
· Научить творчески, эмоционально исполнять репертуар, уметь передать образно-эмоциональный строй музыкального произведения.
2.Развивающие:
· Развить музыкальный слух и чувство ритма;
· Развить память и внимание.
3.Воспитывающие:
· Привить усидчивость и трудолюбие;
· Воспитать собранность и дисциплину;
· Сплотить детей в дружный творческий коллектив;
· Развить коммуникативные способности детей, основы формирования культуры общения;
· Воспитать стремление к саморазвитию.
Программа рассчитана на 5 лет обучения учащихся с 3-го по 7 классы, предполагает занятия: для младшего состава один раз в неделю по 1 часу и один раз в месяц сводная репетиция – 2 часа. Всего 54 часа в год. Для старшего состава один раз в неделю по 2 часа и один раз в месяц сводная репетиция – 2 часа. Всего 90 часов в год.
Программа предусматривает две основные ступени её освоения:
I ступень – учащиеся 3 классов (5 лет обучения) и 3-4 классов (7 лет обучения).
II ступень – основной состав оркестра – 4-5 классы (5 лет обучения) и 5-7 классы (7 лет обучения).
I ступень – младшая группа оркестра, в задачи которой входит приобретение навыков игры на инструменте и развитие музыкального мышления. Так как в школе отсутствует класс балалайки и число обучающихся на домре невелико, то возникла необходимость привлекать в оркестр русских народных инструментов гитаристов, которые изучают балалайку – приму, балалайку – секунду, балалайку – альт, балалайку – бас, домру – альт в порядке ознакомления с народными щипковыми инструментами.
На I ступени обучения происходит общее развитие координации пальцев рук, развитие мелкой моторики. Дети получают и закрепляют навыки игры на инструменте (балалайка, домра) и приобретают много новых практических навыков и приемов ансамблевой и оркестровой игры, а также теоретических знаний.
Программа нацелена на то, чтобы практически на каждом занятии создавалась ситуация успеха, для того, чтобы ребенок несмотря на все трудности верил в свои силы и, таким образом, поддерживалось его желание играть на инструменте. За период обучения каждый учащийся имеет возможность не только научиться правильно играть на том или ином инструменте, но и услышать их в составе оркестра.
II ступень включает в себя основной состав оркестра, в задачи которого входит дальнейшее развитие навыков и приемов ансамблевой и оркестровой игры.
На II ступени обучения воспитывается преемственность в коллективе, ответственность за младших, строгое соблюдение дисциплины и работы на занятиях; продолжается работа по формированию оркестрового коллектива и накоплению концертного репертуара.
Система текущего и итогового контроля успеваемости обеспечивается на занятиях различными способами:
- сдача оркестровых партий (индивидуальное и групповое прослушивание);
- периодическая проверка теоретических знаний (опрос);
- оценивание практической работы в классе;
Методы отслеживания результатов весьма разнообразны. Это и конкурсы на лучшее исполнение партии, быстрое заучивание наизусть определенной цифры, концертные выступления, наблюдение и т.д.
В конце каждого полугодия руководитель оркестрового класса выставляет учащимся оценки за полугодие. При этом учитывается общее развитие ученика, его активность и успехи в освоении навыков оркестровой игры, соблюдение оркестровой дисциплины. Каждое выступление оркестра (отчетный концерт, участие в конкурсе и т.п.) является одновременно зачетом, как для всего оркестра, так и для каждого оркестранта.
Формы подведения итогов:
— участие в концертах разного уровня;
— участие в конкурсах разного уровня;
— проведение отчетного концерта оркестра русских народных инструментов в конце учебного года.
Ожидаемые результаты.
Учащийся, прошедший полный курс обучения по предмету «Коллективное музицирование. Оркестр народных инструментов» должен иметь сформированный комплекс духовно-нравственных, эстетических качеств, высокохудожественный вкус, эстетическое отношение к действительности и к искусству, систему искусствоведческих, эстетических и этических, музыкально-исторических знаний, музыкальных понятий; иметь широкий репертуар, уметь самостоятельно грамотно анализировать и разучивать произведения, выразительно и технически исполнять на инструменте произведения (в объеме репертуара детской школы искусств), читать с листа, подбирать по слуху мелодию и простой аккомпанемент, иметь навыки транспонирования и музицирования в ансамбле.
Учебно-тематический план
I ступень обучения
Содержание программы
1.Вводное занятие. Понятие о народном оркестре, ансамбле, инструментальных группах оркестра. История создания и развития оркестра русских народных инструментов. Состав оркестра. Строение инструментов. Звучание и тембры инструментов. Инструктаж по технике безопасности.
2.Работа над пьесами. Работа над ритмом, единым оркестровым метром. Работа по группам над качеством звукоизвлечения. Исполнение текста без ошибок и остановок. Работа над выразительным исполнением. Работа над формой и стилем исполняемого произведения. Первоначальный навык умения услышать себя в оркестре и исполнить пьесу целиком.
3.Сводный оркестр. Совершенствование оркестровых навыков и умений на художественном и учебно-тренировочном материале. Углубление и дальнейшее развитие специальных навыков игры в коллективе: умение одновременно слушать себя и всего оркестра. Умение свободно исполнять и свободно взаимодействовать со всем коллективом. Понимание жестов дирижера и следование им.
4.Концертная деятельность. Репетиции на сцене. Порядок выхода на сцену и правила поведения на сцене и за кулисами. Первоначальные навыки ансамблевой игры. Закрепление навыка концентрации внимания, слуха. Преодоление сценического волнения. Уверенное понимание жестов дирижера.
5.Итоговое занятие. Участие в концерте отдела народных инструментов перед родителями и учащимися II ступени.
Прогнозируемый результат
В течение обучения по программе «Коллективное музицирование. Оркестр народных инструментов» учащиеся I ступени должны:
— ознакомиться с основными принципами и иметь первоначальные навыки игры на инструменте, позволяющими продолжить дальнейшее обучение уже в основном составе оркестра;
— укрепить навыки чтения нот с листа;
— быть собранными и внимательными на уроках;
— уметь слышать свои ошибки и исправлять их;
— обладать навыками оркестровой игры.
В течение года учащиеся должны разучить 4 произведения. В концертном варианте представить 1-2 номера.
Учебно-тематический план
II ступень обучения
Содержание программы
1.Вводное занятие. Повторение и закрепление знаний, полученных ранее. Состав народного оркестра, его расположение на сцене. Знакомство с репертуарным планом. Обсуждение работы коллектива. Инструктаж по технике безопасности.
2.Работа над репертуаром. Работа над ритмом, единым оркестровым метром. Работа над чистотой исполнения текста, слаженной игрой, отработка штрихов. Осмысленная игра на основе понимания содержания и характера исполняемой музыки. Работа над звуком, способностью «держать» темп во время исполнения. Выработка внимания и понимания жеста дирижера. Воспитание умения слушать исполняемое произведение и оценивать свое исполнение.
3.Сводный оркестр. Подчинение индивидуальной манеры исполнения общеоркестровой. Совершенствование приемов звукоизвлечения, штрихов, работа над качеством звука. Понимание художественной цели. Воспитание чувства единства целого и частей исполняемых пьес. Совершенствование ансамблевых и оркестровых навыков и умений на художественном и учебно-тренировочном материале. Углубление и дальнейшее развитие специальных навыков игры в коллективе: умение одновременно слушать себя и звучание всего оркестра, умение совместно исполнять и свободно взаимодействовать со всем коллективом. Понимание жестов дирижера и следование им.
4.Концертная деятельность. Репетиции на сцене. Выступления на сцене. Уверенное, свободное и выразительное исполнение репертуара, быстрая реакция на жест дирижера. Умение слышать звучание всего оркестра, быть постоянно внимательным и собранным, справляться со сценическим волнением.
5.Итоговое занятие. Отчетный концерт. Исполнение программного репертуара оркестра. Выработка уверенного поведения на сцене. Обсуждение и анализ выступления в коллективе.
Прогнозируемый результат
По окончании обучения учащиеся II ступени должны:
— уметь давать субъективную оценку музыкальному произведению;
— творчески относиться к занятиям музыкой;
— уметь свободно и уверенно держаться на сцене;
— овладеть навыками игры на народных инструментах; уметь самостоятельно и свободно читать нотный текст; просчитывать ритмический рисунок в размерах 2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 6/8; уметь самостоятельно подобрать аппликатуру; владеть качественным звукоизвлечением;
— обладать развитым чувством ритма, музыкальным слухом.
В течение года учащиеся должны разучить 4 произведения. В концертном варианте представить 1-2 номера.
Состав оркестра: домра – прима, домра – альт, домра-бас, балалайка – прима, балалайка – секунда, балалайка – альт, баян, аккордеон, шумовые инструменты (треугольник, бубен, коробочка, трещотка и т.д.)
Подходы к формированию репертуара. Репертуар – основа творческой деятельности любого художественного коллектива. Добротный, высококачественный репертуар оркестра стимулирует рост исполнительского и художественного мастерства оркестрантов и одновременно способствует развитию художественных вкусов публики. Подбирая репертуар для оркестра народных инструментов необходимо учитывать не только учебные задачи, но и представлять конечную цель работы – концертное выступление.
Примерный репертуар оркестра
I ступень обучения:
Белорусская народная песня «Перепелочка»
Белорусский народный танец «Янка» обр. Дорожкина
В.Бухвостов «Маленький триптих»
Русская народная песня «Во саду ли, в огороде» обр. В. Андреева
Украинская народная песня «Ой, джигуне, джигуне»
П.Филипп «Колыбельная»
Ю.Соловьев «Марш»
II ступень обучения:
А. Куклин «Любимая игрушка»
А. Куклин «Диптих»
В.Андреев «Вальс»
В.Лапченко «Танцевальная»
М.Дунаевский «Полька» из к/ф «Кубанские казаки»
В.Ребиков Вальс из сказки «Елка»
Е.Дербенко «В сельском клубе»
Е.Дербенко «Русская песня»
Е.Дербенко «Старый трамвай»
А.Новиков Ариозо матери из кантаты «За мир»
Ю.Шишаков «Во горнице»
В.Лаптев «Липа вековая»
О.Дмитриев «Русское интермеццо»
Русская народная песня «В сыром бору тропина» обр. В.Андреева
Ю.Забутов «Полька»
П. Фроссини «Головокружительный фокстрот»
А. Пьяцолла «Танго»
В. Новиков «Одесская кадриль»
Е. Быков «Регтайм»
Методическое обеспечение программы
Формы и методы обучения
Основной формой занятий является групповой урок, на котором используются разнообразные методы: игровые, наглядные (практический показ), метод поощрения и одобрения, сравнения, словесный метод объяснений. В процессе обучения используются диагностические методы: наблюдения, беседы.
Формы занятий:
1.Практические занятия, где происходит разбор произведений, отрабатываются приемы и навыки ансамблевой и оркестровой игры.
2.Репетиционно-концертные занятия – это подготовка и публичное представление отдельных концертных номеров.
3.Игровые занятия – это игры – конкурсы на лучшее исполнение партии; быстрое заучивание наизусть определенных мест партии.
4.Экскурсионные занятия – посещение концертов профессиональных и любительских ансамблей и оркестров русских народных инструментов.
Одним из важнейших компонентов постепенного и глубокого освоения учащимися приемов и навыков игры в оркестре является занятия с отдельными оркестровыми группами, что помогает сосредоточить внимание на особенностях и специфике конкретной партии в соответствии с её назначением, а также глубже разобраться в исполнительских возможностях каждого учащегося. Хорошее знание партий дает возможность уделять основное время сводных оркестровых занятий работе над художественной стороной исполняемых произведений.
Работа руководителя оркестрового класса осуществляется по следующим этапам:
1.Изучение произведений по партитуре, подготовка партий;
2.Проведение учебных занятий по группам, сводных занятий, а также репетиций и концертов;
3.Составление репертуара для изучения в оркестровом классе, при этом учитываются возможности учеников, т.к. неоправданное завышение программы препятствует прочному усвоению учащимися навыков оркестровой игры, ведет к перегрузке и снижает интерес к занятиям.
Наличие в школе специальных классов трехструнной и четырехструнной домр позволило соединить обе разновидности в оркестре, используя репертуар, учитывая особенности каждого инструмента.
Условия реализации программы
Дидактический материал: фотографии инструментов, баянистов, ансамблей, рисунки и таблицы, набор открыток портретов отечественных и зарубежных композиторов.
Методический материал: образовательная программа, методическая литература, разработки внеклассных мероприятий, бесед о музыке, музыкантах-исполнителях, бесед о творчестве музыкантов, видео- и аудиозаписи, программы городских, зональных, окружных конкурсов и др.
Оборудование класса: музыкальные инструменты, стулья, пульты, методический фонд.
Технические средства обучения: музыкальный центр, фонохрестоматия, записи произведений и программ баянистов- исполнителей, видеоматериал.
Использованная литература:
1. Агаджанов А. Русские народные музыкальные инструменты. — М,, 1962.
2. Алексеев А. Музыка для русских народных инструментов. -М., 1958.
3. Будашкин Н. Народные музыкальные инструменты. — М., 1961.
4. Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах. — М., 1986.
5. Дорожкин А. Оркестры русских народных инструментов: методические рекомендации. — М., 1955.
6. Имханицкий М. У истоков русской народной оркестровой культуры. — М., 1987.
7. Колчева М. Просветительская деятельность В. В. Андреева и его великорусский оркестр. — М., 1976.
8. Комплексная программа обучения в Русском Народном Оркестре. Сост Н.И.Ткачева и др.- СПб ГДТЮ, 2001.
9. Максимов Л. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов. — М., 1983.
10. Методика обучения игре на русских народных инструментах. -Л., 1975.
11. Ощепкова Е.И., Семенова Н.Т. Программа оркестра русских народных инструментов. Пермь.
12. Польшина А. Жанровые особенности оркестра русских народных инструментов и пути его развития. — М., 1974.
13. Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования. — М., 1999.
14. Розанов В. Инструментоведение. — М., 1981.
15. Смирнов A. Программа оркестра русских народных инструментов. Сборник программ.
16. Смирнова Э. Русская музыкальная литература. — М., 1988.
17. Соколов Ф. В. В. Андреев и его оркестр, — Л,, 1962.
18. Тегезунгей М. Оркестры русских народных инструментов. -Иркутск, 1962.
19. Энциклопедический словарь юного музыканта. — М., 1988.
КОЛЛЕКТИВНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ
ОРКЕСТР НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
Срок реализации: 5 лет
Возраст обучающихся — 9/11 лет
Составитель: Платонова И.М., преподаватель по классу народных инструментов, руководитель оркестра народных инструментов.
Пояснительная записка
В системе образовательных программ дополнительного образования детей данная программа «Коллективное музицирование. Оркестр народных инструментов» имеет художественно-эстетическую направленность и включает в себя художественное воспитание и общее музыкальное образование, основанные на сложившейся традиционной школе обучения игре на народных инструментах и богатом учебном репертуаре – образцах национальной музыки, отечественной и зарубежной классики. Оркестровый класс — является одной из обязательных учебных дисциплин на отделении музыкального искусства (отдел народных инструментов), входит в систему специальных учебных предметов, способствует формированию навыков коллективного музицирования, развитию природных музыкальных данных и художественно-эстетическому воспитанию учащихся.
Актуальность данной программы определяется с одной стороны, потребностью в возрождении и широком приобщении детей к традициям национальной музыкальной культуры, а с другой стороны, решением в образовательном процессе тех современных задач, которые определены в ФЗ РФ «Об образовании», в Концепции развития художественного образования, в Концепции модернизации дополнительного образования до 2010 года.
Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения музыке – залог интереса ребенка к этому виду искусства. При этом каждый ребенок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей и образования на данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в группе среди учеников. Совместное музицирование способствует созданию мотивации для совершенствования навыков игры на инструменте, развитию таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, коллективизм.
Педагогическая целесообразность программы связана с направлением образовательного процесса на развитие эстетического вкуса учащихся, на практическое применение навыков игры на инструменте, а так же с обеспечением возможности концертной практики для каждого обучающегося в составе оркестра, что имеет большое воспитательное значение.
По предмету «Оркестровый класс» существует программа, рекомендованная МК СССР, сост. Агафонов В.А. и др., М., 1972 г., которая освещает методические аспекты образовательного процесса, имеет обширный репертуарный список трех степеней трудности. Данная программа является модифицированной.
Отличительной особенностью данной программы является включение таких учебных элементов в образовательный процесс как «Работа над пьесами» — в младших классах, «Работа над репертуаром» — в старших, «Концертная деятельность», в подробном изложении содержания этих направлений работы, а так же в поступенном двухуровневом вхождении в состав оркестра.
Реализация данной программы, учитывая единство учебно-воспитательного и творческо-образовательного процесса, осуществляется посредством:
• Постоянного изучения степени интереса к музыке каждого ребенка, развития у него музыкального слуха, формирования устойчивого восприятия музыки, творческого воображения, фантазии, индивидуальных особенностей;
• Создания необходимых условий, предоставляющих возможность приобщения каждого человека к миру музыки, с помощью которых он может ярко проявить разносторонние дарования;
• Постоянных групповых занятий: творческий характер всех выполняемых заданий направлен на развитие активных действий ребенка, на освоение им художественно-эстетических ценностей музыкальной культуры, на воспитание духовно обогащенной личности;
• Межпредметных связей между различными видами искусства, что обеспечивает развитие познавательно-художественной деятельности ребенка, формирование навыка ориентации в художественном освоении мира звуков, ассоциативно-творческого мышления.
Цель - формирование и развитие у учащихся навыков и приемов ансамблевой и оркестровой игры.
Задачи:
1.Обучающие:
· Обучить детей игре на народных инструментах (домра, балалайка);
· Познакомить с классической и современной русской музыкой;
· Научить творчески, эмоционально исполнять репертуар, уметь передать образно-эмоциональный строй музыкального произведения.
2.Развивающие:
· Развить музыкальный слух и чувство ритма;
· Развить память и внимание.
3.Воспитывающие:
· Привить усидчивость и трудолюбие;
· Воспитать собранность и дисциплину;
· Сплотить детей в дружный творческий коллектив;
· Развить коммуникативные способности детей, основы формирования культуры общения;
· Воспитать стремление к саморазвитию.
Программа рассчитана на 5 лет обучения учащихся с 3-го по 7 классы, предполагает занятия: для младшего состава один раз в неделю по 1 часу и один раз в месяц сводная репетиция – 2 часа. Всего 54 часа в год. Для старшего состава один раз в неделю по 2 часа и один раз в месяц сводная репетиция – 2 часа. Всего 90 часов в год.
Программа предусматривает две основные ступени её освоения:
I ступень – учащиеся 3 классов (5 лет обучения) и 3-4 классов (7 лет обучения).
II ступень – основной состав оркестра – 4-5 классы (5 лет обучения) и 5-7 классы (7 лет обучения).
I ступень – младшая группа оркестра, в задачи которой входит приобретение навыков игры на инструменте и развитие музыкального мышления. Так как в школе отсутствует класс балалайки и число обучающихся на домре невелико, то возникла необходимость привлекать в оркестр русских народных инструментов гитаристов, которые изучают балалайку – приму, балалайку – секунду, балалайку – альт, балалайку – бас, домру – альт в порядке ознакомления с народными щипковыми инструментами.
На I ступени обучения происходит общее развитие координации пальцев рук, развитие мелкой моторики. Дети получают и закрепляют навыки игры на инструменте (балалайка, домра) и приобретают много новых практических навыков и приемов ансамблевой и оркестровой игры, а также теоретических знаний.
Программа нацелена на то, чтобы практически на каждом занятии создавалась ситуация успеха, для того, чтобы ребенок несмотря на все трудности верил в свои силы и, таким образом, поддерживалось его желание играть на инструменте. За период обучения каждый учащийся имеет возможность не только научиться правильно играть на том или ином инструменте, но и услышать их в составе оркестра.
II ступень включает в себя основной состав оркестра, в задачи которого входит дальнейшее развитие навыков и приемов ансамблевой и оркестровой игры.
На II ступени обучения воспитывается преемственность в коллективе, ответственность за младших, строгое соблюдение дисциплины и работы на занятиях; продолжается работа по формированию оркестрового коллектива и накоплению концертного репертуара.
Система текущего и итогового контроля успеваемости обеспечивается на занятиях различными способами:
- сдача оркестровых партий (индивидуальное и групповое прослушивание);
- периодическая проверка теоретических знаний (опрос);
- оценивание практической работы в классе;
Методы отслеживания результатов весьма разнообразны. Это и конкурсы на лучшее исполнение партии, быстрое заучивание наизусть определенной цифры, концертные выступления, наблюдение и т.д.
В конце каждого полугодия руководитель оркестрового класса выставляет учащимся оценки за полугодие. При этом учитывается общее развитие ученика, его активность и успехи в освоении навыков оркестровой игры, соблюдение оркестровой дисциплины. Каждое выступление оркестра (отчетный концерт, участие в конкурсе и т.п.) является одновременно зачетом, как для всего оркестра, так и для каждого оркестранта.
Формы подведения итогов:
— участие в концертах разного уровня;
— участие в конкурсах разного уровня;
— проведение отчетного концерта оркестра русских народных инструментов в конце учебного года.
Ожидаемые результаты.
Учащийся, прошедший полный курс обучения по предмету «Коллективное музицирование. Оркестр народных инструментов» должен иметь сформированный комплекс духовно-нравственных, эстетических качеств, высокохудожественный вкус, эстетическое отношение к действительности и к искусству, систему искусствоведческих, эстетических и этических, музыкально-исторических знаний, музыкальных понятий; иметь широкий репертуар, уметь самостоятельно грамотно анализировать и разучивать произведения, выразительно и технически исполнять на инструменте произведения (в объеме репертуара детской школы искусств), читать с листа, подбирать по слуху мелодию и простой аккомпанемент, иметь навыки транспонирования и музицирования в ансамбле.
Учебно-тематический план
I ступень обучения
№ | Наименование тем, разделов | Количество часов | ||
Теоретич. | Практич. | Всего | ||
1. | Вводное занятие | 2 | - | 2 |
2. | Работа над пьесами | 6 | 22 | 28 |
3. | Сводный оркестр | 1 | 17 | 18 |
4. | Концертная деятельность | - | 2 | 2 |
5. | Итоговое занятие | 2 | 2 | 4 |
| Итого: | 11 | 43 | 54 |
Содержание программы
1.Вводное занятие. Понятие о народном оркестре, ансамбле, инструментальных группах оркестра. История создания и развития оркестра русских народных инструментов. Состав оркестра. Строение инструментов. Звучание и тембры инструментов. Инструктаж по технике безопасности.
2.Работа над пьесами. Работа над ритмом, единым оркестровым метром. Работа по группам над качеством звукоизвлечения. Исполнение текста без ошибок и остановок. Работа над выразительным исполнением. Работа над формой и стилем исполняемого произведения. Первоначальный навык умения услышать себя в оркестре и исполнить пьесу целиком.
3.Сводный оркестр. Совершенствование оркестровых навыков и умений на художественном и учебно-тренировочном материале. Углубление и дальнейшее развитие специальных навыков игры в коллективе: умение одновременно слушать себя и всего оркестра. Умение свободно исполнять и свободно взаимодействовать со всем коллективом. Понимание жестов дирижера и следование им.
4.Концертная деятельность. Репетиции на сцене. Порядок выхода на сцену и правила поведения на сцене и за кулисами. Первоначальные навыки ансамблевой игры. Закрепление навыка концентрации внимания, слуха. Преодоление сценического волнения. Уверенное понимание жестов дирижера.
5.Итоговое занятие. Участие в концерте отдела народных инструментов перед родителями и учащимися II ступени.
Прогнозируемый результат
В течение обучения по программе «Коллективное музицирование. Оркестр народных инструментов» учащиеся I ступени должны:
— ознакомиться с основными принципами и иметь первоначальные навыки игры на инструменте, позволяющими продолжить дальнейшее обучение уже в основном составе оркестра;
— укрепить навыки чтения нот с листа;
— быть собранными и внимательными на уроках;
— уметь слышать свои ошибки и исправлять их;
— обладать навыками оркестровой игры.
В течение года учащиеся должны разучить 4 произведения. В концертном варианте представить 1-2 номера.
Учебно-тематический план
II ступень обучения
№ | Наименование тем, разделов | Количество часов | ||
Теорет. | Практ. | Всего | ||
1. | Вводное занятие | 2 | - | 2 |
2. | Работа над репертуаром | 7 | 55 | 62 |
3. | Сводный оркестр | 1 | 17 | 18 |
4. | Концертная деятельность | 2 | 2 | 4 |
5. | Итоговое занятие | 2 | 2 | 4 |
| Итого: | 14 | 76 | 90 |
Содержание программы
1.Вводное занятие. Повторение и закрепление знаний, полученных ранее. Состав народного оркестра, его расположение на сцене. Знакомство с репертуарным планом. Обсуждение работы коллектива. Инструктаж по технике безопасности.
2.Работа над репертуаром. Работа над ритмом, единым оркестровым метром. Работа над чистотой исполнения текста, слаженной игрой, отработка штрихов. Осмысленная игра на основе понимания содержания и характера исполняемой музыки. Работа над звуком, способностью «держать» темп во время исполнения. Выработка внимания и понимания жеста дирижера. Воспитание умения слушать исполняемое произведение и оценивать свое исполнение.
3.Сводный оркестр. Подчинение индивидуальной манеры исполнения общеоркестровой. Совершенствование приемов звукоизвлечения, штрихов, работа над качеством звука. Понимание художественной цели. Воспитание чувства единства целого и частей исполняемых пьес. Совершенствование ансамблевых и оркестровых навыков и умений на художественном и учебно-тренировочном материале. Углубление и дальнейшее развитие специальных навыков игры в коллективе: умение одновременно слушать себя и звучание всего оркестра, умение совместно исполнять и свободно взаимодействовать со всем коллективом. Понимание жестов дирижера и следование им.
4.Концертная деятельность. Репетиции на сцене. Выступления на сцене. Уверенное, свободное и выразительное исполнение репертуара, быстрая реакция на жест дирижера. Умение слышать звучание всего оркестра, быть постоянно внимательным и собранным, справляться со сценическим волнением.
5.Итоговое занятие. Отчетный концерт. Исполнение программного репертуара оркестра. Выработка уверенного поведения на сцене. Обсуждение и анализ выступления в коллективе.
Прогнозируемый результат
По окончании обучения учащиеся II ступени должны:
— уметь давать субъективную оценку музыкальному произведению;
— творчески относиться к занятиям музыкой;
— уметь свободно и уверенно держаться на сцене;
— овладеть навыками игры на народных инструментах; уметь самостоятельно и свободно читать нотный текст; просчитывать ритмический рисунок в размерах 2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 6/8; уметь самостоятельно подобрать аппликатуру; владеть качественным звукоизвлечением;
— обладать развитым чувством ритма, музыкальным слухом.
В течение года учащиеся должны разучить 4 произведения. В концертном варианте представить 1-2 номера.
Состав оркестра: домра – прима, домра – альт, домра-бас, балалайка – прима, балалайка – секунда, балалайка – альт, баян, аккордеон, шумовые инструменты (треугольник, бубен, коробочка, трещотка и т.д.)
Подходы к формированию репертуара. Репертуар – основа творческой деятельности любого художественного коллектива. Добротный, высококачественный репертуар оркестра стимулирует рост исполнительского и художественного мастерства оркестрантов и одновременно способствует развитию художественных вкусов публики. Подбирая репертуар для оркестра народных инструментов необходимо учитывать не только учебные задачи, но и представлять конечную цель работы – концертное выступление.
Примерный репертуар оркестра
I ступень обучения:
Белорусская народная песня «Перепелочка»
Белорусский народный танец «Янка» обр. Дорожкина
В.Бухвостов «Маленький триптих»
Русская народная песня «Во саду ли, в огороде» обр. В. Андреева
Украинская народная песня «Ой, джигуне, джигуне»
П.Филипп «Колыбельная»
Ю.Соловьев «Марш»
II ступень обучения:
А. Куклин «Любимая игрушка»
А. Куклин «Диптих»
В.Андреев «Вальс»
В.Лапченко «Танцевальная»
М.Дунаевский «Полька» из к/ф «Кубанские казаки»
В.Ребиков Вальс из сказки «Елка»
Е.Дербенко «В сельском клубе»
Е.Дербенко «Русская песня»
Е.Дербенко «Старый трамвай»
А.Новиков Ариозо матери из кантаты «За мир»
Ю.Шишаков «Во горнице»
В.Лаптев «Липа вековая»
О.Дмитриев «Русское интермеццо»
Русская народная песня «В сыром бору тропина» обр. В.Андреева
Ю.Забутов «Полька»
П. Фроссини «Головокружительный фокстрот»
А. Пьяцолла «Танго»
В. Новиков «Одесская кадриль»
Е. Быков «Регтайм»
Методическое обеспечение программы
Формы и методы обучения
Основной формой занятий является групповой урок, на котором используются разнообразные методы: игровые, наглядные (практический показ), метод поощрения и одобрения, сравнения, словесный метод объяснений. В процессе обучения используются диагностические методы: наблюдения, беседы.
Формы занятий:
1.Практические занятия, где происходит разбор произведений, отрабатываются приемы и навыки ансамблевой и оркестровой игры.
2.Репетиционно-концертные занятия – это подготовка и публичное представление отдельных концертных номеров.
3.Игровые занятия – это игры – конкурсы на лучшее исполнение партии; быстрое заучивание наизусть определенных мест партии.
4.Экскурсионные занятия – посещение концертов профессиональных и любительских ансамблей и оркестров русских народных инструментов.
Одним из важнейших компонентов постепенного и глубокого освоения учащимися приемов и навыков игры в оркестре является занятия с отдельными оркестровыми группами, что помогает сосредоточить внимание на особенностях и специфике конкретной партии в соответствии с её назначением, а также глубже разобраться в исполнительских возможностях каждого учащегося. Хорошее знание партий дает возможность уделять основное время сводных оркестровых занятий работе над художественной стороной исполняемых произведений.
Работа руководителя оркестрового класса осуществляется по следующим этапам:
1.Изучение произведений по партитуре, подготовка партий;
2.Проведение учебных занятий по группам, сводных занятий, а также репетиций и концертов;
3.Составление репертуара для изучения в оркестровом классе, при этом учитываются возможности учеников, т.к. неоправданное завышение программы препятствует прочному усвоению учащимися навыков оркестровой игры, ведет к перегрузке и снижает интерес к занятиям.
Наличие в школе специальных классов трехструнной и четырехструнной домр позволило соединить обе разновидности в оркестре, используя репертуар, учитывая особенности каждого инструмента.
Условия реализации программы
Дидактический материал: фотографии инструментов, баянистов, ансамблей, рисунки и таблицы, набор открыток портретов отечественных и зарубежных композиторов.
Методический материал: образовательная программа, методическая литература, разработки внеклассных мероприятий, бесед о музыке, музыкантах-исполнителях, бесед о творчестве музыкантов, видео- и аудиозаписи, программы городских, зональных, окружных конкурсов и др.
Оборудование класса: музыкальные инструменты, стулья, пульты, методический фонд.
Технические средства обучения: музыкальный центр, фонохрестоматия, записи произведений и программ баянистов- исполнителей, видеоматериал.
Использованная литература:
1. Агаджанов А. Русские народные музыкальные инструменты. — М,, 1962.
2. Алексеев А. Музыка для русских народных инструментов. -М., 1958.
3. Будашкин Н. Народные музыкальные инструменты. — М., 1961.
4. Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах. — М., 1986.
5. Дорожкин А. Оркестры русских народных инструментов: методические рекомендации. — М., 1955.
6. Имханицкий М. У истоков русской народной оркестровой культуры. — М., 1987.
7. Колчева М. Просветительская деятельность В. В. Андреева и его великорусский оркестр. — М., 1976.
8. Комплексная программа обучения в Русском Народном Оркестре. Сост Н.И.Ткачева и др.- СПб ГДТЮ, 2001.
9. Максимов Л. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов. — М., 1983.
10. Методика обучения игре на русских народных инструментах. -Л., 1975.
11. Ощепкова Е.И., Семенова Н.Т. Программа оркестра русских народных инструментов. Пермь.
12. Польшина А. Жанровые особенности оркестра русских народных инструментов и пути его развития. — М., 1974.
13. Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования. — М., 1999.
14. Розанов В. Инструментоведение. — М., 1981.
15. Смирнов A. Программа оркестра русских народных инструментов. Сборник программ.
16. Смирнова Э. Русская музыкальная литература. — М., 1988.
17. Соколов Ф. В. В. Андреев и его оркестр, — Л,, 1962.
18. Тегезунгей М. Оркестры русских народных инструментов. -Иркутск, 1962.
19. Энциклопедический словарь юного музыканта. — М., 1988.
Размещено в
разделе:
ОУ дополнительного образования
Педагог дополнительного образования
Познавательная деятельность
Планирование работы, программы
Теги: оу доп. образования, педагог доп. образования, планирование работы, познавательная деятельность
22 июля 2011
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»