Программа воспитательной деятельности отделения подготовки детей к обучению в Детской школе искусств
Воспитание на современном этапе российского образования является решающим фактором развития подрастающего поколения . Одним из главных условий наиболее благоприятного проживания ребенком периода дошкольного возраста является среда, наполненная событиями, эмоциями, людьми, значимыми для него, несущими в себе положительное начало. В связи с этим, целью воспитательной программы является формирование основ базовой культуры личности дошкольника посредством эффективного взаимодействия всех участников педагогического процесса – педагогов, родителей, детей в условиях совместной творческой деятельности. Базовым основанием, на котором строится воспитательная программа отделения , является система коллективных творческих дел, включающая разнообразные функциональные формы.
воспитательной деятельности отделения подготовки детей к обучению в Детской школе искусств
Срок реализации: 2 года
Составитель: Платонова И.М., зав. отделением подготовки детей к обучению в ДШИ
Пояснительная записка.
Воспитание на современном этапе российского образования является решающим фактором развития подрастающего поколения и благополучия страны в целом. Современная система воспитания образовательного учреждения должна базироваться на ценностях, не подвергаемых сомнению и выдержавших многовековое испытание на прочность – семье, здоровье, нравственности, патриотизме, любви, а также на ориентирах нового времени – инициативности, социальной мобильности, толерантности. Актуально это и для системы дополнительного образования, являющейся неотъемлемой частью общего. В соответствии с одной из целей аналитической ведомственной программы «Развитие воспитания в системе образования на 2008-2010 годы», которая определяется как «создание условий, направленных на повышение воспитательного потенциала образовательных учреждений всех типов и видов» (1) определены цели, задачи, содержание воспитательной работы на отделении подготовки детей к обучению в Детской школе искусств. Данный комплекс – уникальная система, в которой процесс обучения неразделим с процессом воспитания, приоритетным и определяющим всю образовательную деятельность школы, в основе которого формирование основ базовой культуры и развитие его способностей. Специфичность воспитательной системы отделения подготовки детей к обучению в ДШИ неразрывно связана с возрастными особенностями детей. Дошкольный возраст – период наиболее интенсивного формирования внутреннего мира ребенка, базовой культуры его личности. В связи с этим, условия отделения — один из вариантов целенаправленного эмоционально-нравственного, эстетического развития ребенка на данном возрастном этапе при активном участии родителей.
Одним из главных условий наиболее благоприятного проживания ребенком периода дошкольного возраста является среда, наполненная событиями, эмоциями, людьми, значимыми для него, несущими в себе положительное начало. В связи с этим, целью воспитательной программы отделения подготовки детей к обучению в ДШИ является формирование основ базовой культуры личности дошкольника посредством эффективного взаимодействия всех участников педагогического процесса – педагогов, родителей, детей в условиях совместной творческой деятельности.
Задачи:
— создать эмоционально-насыщенную досуговую среду, ориентированную на жизненный опыт и потребности воспитанников;
- способствовать проявлению детьми индивидуальных черт и качеств личности в процессе совместной деятельности;
— создать условия для проявления творчества педагогов, повышения их профессионального уровня;
— предоставить возможность родителям воспитанников повышения уровня психолого-педагогической культуры, как условия гармонизации детско-родительских отношений;
— привлечь родителей к совместной творческой деятельности с детьми, деловому сотрудничеству с педагогами.
Базовым основанием, на котором строится воспитательная программа отделения подготовки детей к обучению в ДШИ, является система коллективных творческих дел, включающая такие функциональные формы как:
· утренник – спектакль, представление. Соединяет в себе все виды деятельности отделения. Традиционно на отделении подготовки детей к обучению в ДШИ проводится новогодний утренник, он приносит много ярких впечатлений и радости детям. Это сильное средство формирования нравственно-эстетических чувств.
· конкурс-игра – соревнование, активный отдых, проводится не для выявления лучших из лучших, а для активизации детей и родителей для совместной деятельности. Это конкурсно-игровые программы как «Веселый ералаш», «Формула успеха».
· концерт – публичное исполнение музыкальных произведений (песни, танцы, театрализованные представления и др.). Обычно проводятся концерты, посвященные Международному Женскому Дню, где воспитанники отделения принимают участие и как артисты, и как зрители;
· игра-путешествие представляет собой последовательное посещение различных точек (станций) на ранее приготовленном маршруте. Вымышленное путешествие носит игровой характер. На остановках детям предлагаются различные игры и задания. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Такие игры-путешествия проводятся на отделении подготовки детей к обучению в ДШИ в начале учебного года, для сближения воспитанников и их родителей, могут проводится на День юмора и другие праздники (Пример: «Путешествие в страну Веселых затей», «Час веселья и затей»)
· выпускной вечер – концерт, посвященный окончанию учебного года, выпуску детей и помощь в определении выбора направления дальнейшего обучения. («Встречай нас школа, мы твои ученики!», «Фабрика звезд», «Цирк со звездами» и др.)
· беседы – обсуждение каких-либо явлений, ситуаций.
· развлечение – забава, потеха. В этой форме проходят народные праздники. Они выполняют функцию приобщения детей к богатствам родной культуры. Не обязательно, чтобы празднование имело соответствие традиционным канонам, достаточно организовать знакомство детей с народными культурными традициями в соответствующей их возрасту форме. («Масленичные гуляния», «Раз в крещенский вечерок» и др.)
· открытые занятия – занятия, которые свободно посещают родители и педагоги с целью ознакомления с деятельностью детей по определенным направлениям. На отделении подготовки детей к обучению в ДШИ открытые занятия проводятся в «Неделю открытых дверей», а также существует такая форма как совместные занятия, т.е. родители + дети.
Любое мероприятие оказывает на детей воспитательное воздействие, которое складывается во взаимоотношении взрослого и ребенка. Все взрослые люди – потенциальные или реальные участники воспитательного процесса, взрослый человек воздействует на ребенка уже тем, что живет, действует. Поэтому особенностями всех коллективных творческих дел, являются их театрализация и совместное участие детских и родительских коллективов.
Центральные организационно-педагогические идеи воспитательной системы отделения подготовки детей к обучению в Детской школе искусств направлены на:
— создание предпосылок для удовлетворения запросов родителей, потребностей детей в активности, участия в значимых для них видах деятельности;
— психолого-педагогическое и социальное сопровождение ребёнка, формирование основ его базовой культуры;
— создание эмоционально благополучной обстановки и поиск средств максимального развития личности, организации его воспитания и обучения «ориентированного на завтрашний день развития» (Л.С. Выготский).
Концепция воспитательной системы отделения подготовки детей
к обучению в Детской школе искусств
В основе воспитательной программы отделения подготовки детей к обучению в ДШИ лежит ключевая позиция, основанная на теории А.В.Запорожца. В основе её лежит утверждение, что «дошкольный период жизни человека должен признаваться как самоценный период, а не как подготовка к взрослой жизни».
Согласно данной теории, основной путь развития ребёнка в период дошкольного детства – это амплификация развития, то есть обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребёнка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности. Наиболее близкие и естественные для ребёнка-дошкольника виды деятельности – игра, общение с взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность – занимают особое место в системе и являются одинаково эффективными методами, как для обучения, так и для воспитания. Воспитательная работа на отделении подготовки детей к обучению в ДШИ строится на основополагающих принципах, обеспечивающих всем субъектам образовательного процесса комфортное, результативное взаимодействие:
1. Принцип гуманитаризации рассматривается как усиление влияния всех разделов образовательной программы на эмоциональное и социально-личностное развитие ребёнка, увеличение доли разнообразной творческой деятельности ребёнка, как средства формирования базовой культуры его личности.
2. Принцип целостности образа мира требует отбора такого содержания воспитания и образования, которое поможет ребёнку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями и в то же время сформирует умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет, проявлять свое отношение к нему.
3. Принцип культуросообразности понимается как «открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
4. Принцип преемственности. Преемственность – это связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. На данном принципе построена образовательная программа отделения подготовки детей к обучению в ДШИ.
С учетом цели, задач воспитания и принципов определены основные подходы к воспитательной работе на отделении подготовки детей к обучению в школе:
1. Комплексный подход.
Приобщение детей к добру, красоте, ненасилию, формирование основ базовой культуры через основное направление комплексной программы отделения подготовки детей к обучению в ДШИ — художественно-эстетическое воспитание.
2. Деятельностный подход.
Данный подход заключается в целостном развитии ребёнка в период до школы, как субъекта в посильных для него видах деятельности: игре, общении со взрослыми и сверстниками, экспериментировании, предметной, изобразительной, художественно-театральной, музыкальной, досуговой деятельности. Вся воспитательная система строится на трёх основных компонентах воспитательно-образовательного процесса:
а) Освоение детьми основ различных искусств в процессе занятий.
б) Совместная досуговая деятельность детей и взрослых (педагогов, родителей).
в) Общение со сверстниками.
3. Средовой подход.
Реализация воспитательной системы требует организации на отделении подготовки детей к обучению в ДШИ особого воспитательного пространства. Оно создаётся с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся склонностей и интересов. Большое значение имеет воспитательная система Детской школы искусств в целом, оказывающая значительное влияние и ориентирующая воспитательную работу отделения на решение целей и задач воспитания учреждения. Отделение подготовки детей к обучению в школе поддерживает традиции ДШИ, является участником общих коллективных творческих дел (принимает посильное участие в концертах и выставках). Такое взаимодействие обеспечивает сохранение атмосферы делового сотрудничества, дает возможности общения воспитанников разного возраста.
Воспитательная среда отделения подготовки детей к обучению в школе – постоянно развивающееся, изменяющееся в соответствии с запросом времени пространство. Оно наполняется жизненно важным для воспитанников, родителей и педагогов содержанием. Происходит это посредством согласованной деятельности педагогов и родителей (Схема 1).
Технология реализации воспитательной работы на отделении предусматривает:
1. Личностно-ориентированное взаимодействие детей друг с другом, детей и взрослых, педагогов и родителей.
2. Конструирование воспитательного процесса осуществляется на основе модели субъект субъектного взаимодействия педагога с детьми и их родителями.
3. Реализация модели субъект субъектного взаимодействия основана на способности конструировать педагогический процесс на основе педагогической диагностики.
4. Открытость педагогического процесса, сотрудничество педагогического коллектива школы с родителями, другими учреждениями города и района.
Результативность программы
В ходе реализации программы воспитательной работы на отделении подготовки детей к обучению в ДШИ планируется достижение следующих результатов:
— разработка и реализация плана культурно-досуговых мероприятий, ориентированного на жизненный опыт и потребности конкретных воспитанников;
— овладение детьми основами базовой культуры (знание основных видов искусства, способность эмоционально откликаться на красоту музыки, изобразительного искусства, движения);
— проявление творческой активности воспитанниками, инициативности, стремления проявить себя в процессе творческой деятельности;
— повышение профессионального уровня педагогов в процессе участия в конкурсах профессионального мастерства, аттестации, участия в семинарах и мастер-классах;
— повышение творческой активности родителей в совместной досуговой деятельности, уровня их психолого-педагогической культуры.
Способы отслеживания эффективности воспитательной деятельности.
Изучение и определение эффективности воспитательного процесса относится к числу наиболее сложных педагогических проблем. Под эффективностью процесса воспитания понимается действенность, результативность воспитывающей деятельности, способность обеспечить достижение цели.
Об эффективности воспитательного процесса следует судить в двух планах – результативном и процессуальном. Первое означает, что воспитание тем эффективнее, чем больше результаты совпадают с целями. Результативность проявляется в уровне воспитанности детей, который определяется методами диагностики (см. приложение). Диагностические срезы проводятся два раза в год (входящая и итоговая диагностика) педагогами дополнительного образования по своим дисциплинам. Диагностические методики составлены с учетом специфики образовательного процесса на отделении подготовки детей к обучению в ДШИ и направлены на изучение как сформированности знаний, умений и навыков, так и уровня воспитанности детей.
Процессуальная оценка эффективности воспитательного процесса состоит в установлении того, насколько адекватны цели, содержание работы, выбраны методы, средства и формы её, учтены психологические условия и многое другое. Для выявления этого используются методы наблюдения, беседы, педагогический анализ уроков и внеклассных мероприятий, проводимых на отделении подготовки детей к обучению в школе.
В конце года, по результатам проведенного диагностирования, итогам наблюдения, бесед составляются карты-профили воспитанников, содержащие характеристику развития способностей ребенка, уровня сформированности его базовой культуры.
Модель выпускника отделения подготовки детей к обучению в школе
Модель выпускника выполняет интегрирующую роль по отношению ко всему комплексу целей и задач отделения подготовки детей к обучению в школе, в том числе, и воспитательных и является основой для разработки целевых ориентиров воспитательно-образовательного процесса, позволяющих максимально учитывать особенности окружающей среды, специфику учреждения, своеобразие педагогического коллектива. Также модель выпускника выступает в качестве основного критерия эффективности воспитательно-образовательного процесса, благодаря которому можно соотнести полученные результаты с мнением педагогов и родителей о желаемых результатах.
В соответствии с этим модель выпускника отделения подготовки детей к обучению в школе складывается из описания пяти основных сфер личности ребенка, отражающих в целом базовую культуру:
— познавательная;
— нравственная (ценностная);
— коммуникативная;
— художественно-эстетическая;
— физическая.
Таким образом, модель выпускника может быть представлена следующим образом:
I. Познавательная сфера
— любознательность, наблюдательность;
— развитое мышление (владение операциями синтеза, анализа, обобщения, классификации), устойчивое внимание, развитая речь;
— сформированная мотивация к обучению.
II. Нравственная сфера
- отзывчивость, честность;
- способность к сопереживанию;
— уважение к старшим, доброе отношение к сверстникам;
— тактичность.
III. Коммуникативная сфера
— общительность;
— умение общаться со взрослыми, сверстниками, детьми младшего возраста;
— вежливость;
— умение владеть эмоциями при общении;
— инициативность.
IV. Художественно-эстетическая сфера
— восприимчивость к красоте окружающего мира;
- способность видеть и понимать красоту и гармонию;
— отличать истинные образцы искусства;
— потребность в общении с прекрасным.
V. Физическая сфера
— физическая активность;
— потребность в гармоничном движении.
Механизм реализации
Август | ||
Направления | Функциональные задачи | |
Работа с педагогами | 1. Координация воспитательной деятельности отделения подготовки детей к обучению в школе | Педагогическое консультирование по вопросам составления тематических планов |
Работа с воспитанниками | | |
Работа с родителями | 1. Комплектование групп | Индивидуальные консультации. |
| | Сентябрь |
Работа с педагогами | 1. Корректировка плана воспитательной деятельности отделения подготовки детей к обучению в школе | Заседание отделения по утверждению перспективных планов. Составление расписания. |
1. Подготовка педагогов к презентации своего направления на родительском собрании в младших группах отделения. | | |
1. Обеспечение своевременного проведения диагностических срезов ЗУН и уровня воспитанности | Психолого-педагогическое консультирование по вопросам проведения срезов входящей диагностики. | |
Работа с воспитанниками | 1. Знакомство с педагогами отделения подготовки детей к обучению в школе 2. Содействие безболезненной адаптации детей | |
Работа с родителями | 1. Комплектование групп | Индивидуальные консультации. |
1. Знакомство с деятельностью отделения подготовки детей к обучению в школе, формирование установки на совместную деятельность и общение. 2. Организация работы родительского комитета | Родительское собрание «Программа деятельности отделения подготовки детей к обучению в школе и ее направления» | |
| | Октябрь |
Работа с педагогами | | Заседание отделения подготовки детей к обучению в школе по итогам работы за I четверть. |
1. Организация классных руководителей для проведения внеклассных мероприятий в своих группах. | Заседание отделения по вопросам подготовки к конкурсно-игровой программе во время осенних каникул | |
Работа с воспитанниками | 1. Содействие сплоченности детей, создание дружеской атмосферы в процессе совместной творческой деятельности. | Конкурсно-игровая программа |
Работа с родителями | 1. Обеспечение праздничного настроения детей | Работа с родительским комитетом по вопросу приобретения сладких призов. |
| | Ноябрь |
Работа с педагогами | 1. Определение качества предоставляемых дополнительных образовательных услуг и отношения к ним родителей. | |
Работа с воспитанниками | 1. Организация взаимодействия воспитанников отделения подготовки к обучению в школе с учащимися и коллективами ДШИ | Участие в праздничном концерте ДШИ «Для вас дорогих и любимых», посвященном Дню Матери |
Работа с родителями | 1. Содействие совместной творческой деятельности семей воспитанников | Выставка детских художественных работ «Осень золотая» |
| | Декабрь |
Работа с педагогами | 1. Координация деятельности педагогов в период проведения открытых занятий | Заседание отделения по вопросам подготовки к «Неделе открытых дверей» для родителей |
1. Координация деятельности педагогов в период подготовки к новогоднему утреннику | Заседание отделения по организации новогоднего мероприятия | |
Работа с воспитанниками | 1.1. Помощь в определении выбора направления дополнительного образования на различных отделениях ДШИ. | «Большой концерт для маленьких музыкантов» для воспитанников старших групп |
1. Создание праздничной атмосферы и радостного настроения, реализация творческой активности детей. | Новогоднее развлечение | |
Работа с родителями | 1. Демонстрация методики работы педагогов и достижений детей | «Неделя открытых дверей» |
1. Обеспечение праздничного настроения детей | Работа с родительским комитетом по вопросу приобретения подарков и призов к новогоднему утреннику | |
| | Январь |
Работа с педагогами | 1. Изучение опыта работы коллег. | Взаимопосещение педагогов отделения |
Работа с воспитанниками | 1. Развитие этических и нравственных качеств личности воспитанников. | Выставка детских художественных работ «Новогодние чудеса» |
Работа с родителями | 1. Повышение уровня знаний в области укрепления здоровья детей, развития речи, личностных качеств и др. | Консультация со специалистом (педиатр, логопед, психолог и др.) |
| | Февраль |
Работа с педагогами | 1. Координация деятельности педагогов в период подготовки и проведения масленичных гуляний | Заседание отделения по вопросам организации и проведения масленичных гуляний |
Работа с воспитанниками | 1. Уточнение представления детей о Российской армии, формирование положительного отношения к военнослужащим. | Тематические уроки «Идет солдат по городу…» |
1. Приобщение к традициям народной культуры | Масленичные гуляния | |
Работа с родителями | 1. Содействие совместной творческой деятельности семей воспитанников, соблюдение традиций народного праздника | Работа с родительским комитетом по вопросам организации масленичных гуляний |
| | Март |
Работа с педагогами | 1. Координация деятельности педагогов в период подготовки и проведения конкурсно-игровой программы, посвященной Международному женскому дню | Заседание отделения по вопросам организации и проведения конкурсно-игровой программы, посвященной Международному женскому дню |
Работа с воспитанниками | 1. Создание праздничной атмосферы и радостного настроения, реализация творческой активности детей. | 1. Конкурсно-игровая программа, посвященная Международному женскому дню 2. Выставка художественных работ «Мамочке любимой» |
Работа с родителями | 1. Обеспечение праздничного настроения детей, поощрение творческой активности | Работа с родительским комитетом по вопросу приобретения призов для проведения конкурсно-игровой программы, посвященной Дню смеха во время весенних каникул |
| | Апрель |
Работа с педагогами | 1. Координация деятельности педагогов в период подготовки к выпускному празднику. | Заседание отделения по вопросам организации выпускного праздника. |
1. Подготовка выступлений педагогов о проделанной работе за учебный год. | Оперативное совещание по вопросам подготовки к итоговому родительскому собранию. | |
1. Обеспечение своевременного проведения диагностических срезов ЗУН и уровня воспитанности | Психолого-педагогическое консультирование по вопросам проведения срезов итоговой диагностики. | |
1. Подготовка творческих выступлений воспитанников отделения для отчетного концерта ДШИ | Совещание с педагогами отделения по вопросам подготовки творческих номеров для отчетного концерта ДШИ. | |
Работа с воспитанниками | 1. Развитие чувства юмора детей. | Конкурсно-игровая программа, посвященная Дню смеха. |
1. Приобщение к традициям ДШИ | Участие в отчетном концерте ДШИ | |
Работа с родителями | 1. Содействие укреплению детско-родительских отношений. | Привлечение семей воспитанников для участия в конкурсно-игровой программе, посвященной Дню смеха |
1. Подведение итогов учебного года, подготовка к выпускному вечеру. | Итоговое родительское собрание. | |
| | Май |
Работа с педагогами | 1. Обеспечение своевременного составления карт-профилей воспитанников | Психолого-педагогическое консультирование по вопросам составления карт-профилей воспитанников |
| Подготовка свидетельств об окончании выпускникам отделения | |
Работа с воспитанниками | 1. Демонстрация достижений воспитанников | Выпускной вечер |
Работа с родителями | 1. Поощрение родителей, активно сотрудничающих с отделением подготовки детей к обучению в школе | Вручение благодарственных писем активным родителям |
| | В течение учебного года |
1. Участие в мероприятиях ДШИ | ||
2. Участие в городских, областных, всероссийских, международных конкурсах рисунков | ||
3. Участие педагогов в методической работе учреждения |
Приложение
Глоссарий
Базовая культура личности – культура жизненного самоопределения личности ребенка в важнейших сферах: человек, общество, природа, ноосфера (продукты человеческой деятельности).
Воспитанность – степень сформированности базовых ценностных ориентаций личности, определяющих её направленность и проявляющихся в системе отношений.
Диагностика педагогическая – деятельность, направленная на изучение и распознавание объектов (субъектов) воспитания с целью сотрудничества и управления этим процессом.
Досуг – свободное время для восстановления сил, развлечения, приобщения к культурным ценностям, творчеству.
Досуговая программа – педагогически целенаправленная организация свободного времени детей, совместно детей и родителей педагогом, позволяющая ребенку раскрыть себя, отдохнуть, удовлетворить свои интересы познавательно-развлекательного характера.
Культура образовательного учреждения – уникальная, многослойная система норм, традиций, стилей поведения, способов деятельности и мышления. Её создателями являются все участники жизнедеятельности учреждения: педагоги, дети, их родители, сотрудники и др.
Творческая деятельность – осознанная, активная деятельность человека, направленная на познание и преобразование действительности.
Эстетическое воспитание – целенаправленная педагогическая работа, цель которой – развивать с помощью искусства ценные духовно-нравственные качества у детей.
Литература
1.Аналитическая ведомственная целевая программа. Развитие воспитания в системе образования на 2008-2010 годы. Москва, 2007.
2.Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000.
3.Нечаев М.П. Практика управления воспитанием в школе: Практическое пособие./ Под ред. Л.П.Ильенко. — М.: АРКТИ, 2005. – 152 с.
4.Педагогика дополнительного образования: приоритет духовности, здоровья и творчества/Под ред. В.И. Андреева, А.И. Щетинской. – Казань: Центр инновационных технологий, 2001.
5.Словарь-справочник терминологии в дополнительном образовании детей. Составители: Л.Н. Буйлова, И.А.Дрогов, Л.П.Дуганова, Н.С.Дервоед, И.А.Кашеварова, И.В. Кротов, А.И. Козлов. – М.: ЦРСДОД Мин. Обр. РФ, 2002.
ПРОГРАММА
воспитательной деятельности
отделения подготовки детей к обучению в ДШИ
Срок реализации: 2 года
Составитель: Платонова И.М., зав. отделением подготовки детей к обучению в ДШИ
Воспитание на современном этапе российского образования является решающим фактором развития подрастающего поколения и благополучия страны в целом. Современная система воспитания образовательного учреждения должна базироваться на ценностях, не подвергаемых сомнению и выдержавших многовековое испытание на прочность – семье, здоровье, нравственности, патриотизме, любви, а также на ориентирах нового времени – инициативности, социальной мобильности, толерантности. Актуально это и для системы дополнительного образования, являющейся неотъемлемой частью общего. В соответствии с одной из целей аналитической ведомственной программы «Развитие воспитания в системе образования на 2008-2010 годы», которая определяется как «создание условий, направленных на повышение воспитательного потенциала образовательных учреждений всех типов и видов» (1) определены цели, задачи, содержание воспитательной работы на отделении подготовки детей к обучению в Детской школе искусств. Данный комплекс – уникальная система, в которой процесс обучения неразделим с процессом воспитания, приоритетным и определяющим всю образовательную деятельность школы, в основе которого формирование основ базовой культуры и развитие его способностей. Специфичность воспитательной системы отделения подготовки детей к обучению в ДШИ неразрывно связана с возрастными особенностями детей. Дошкольный возраст – период наиболее интенсивного формирования внутреннего мира ребенка, базовой культуры его личности. В связи с этим, условия отделения - один из вариантов целенаправленного эмоционально-нравственного, эстетического развития ребенка на данном возрастном этапе при активном участии родителей.
Одним из главных условий наиболее благоприятного проживания ребенком периода дошкольного возраста является среда, наполненная событиями, эмоциями, людьми, значимыми для него, несущими в себе положительное начало. В связи с этим, целью воспитательной программы отделения подготовки детей к обучению в ДШИ является формирование основ базовой культуры личности дошкольника посредством эффективного взаимодействия всех участников педагогического процесса – педагогов, родителей, детей в условиях совместной творческой деятельности.
Задачи:
-
создать эмоционально-насыщенную
досуговую среду, ориентированную на
жизненный опыт и потребности воспитанников;
- способствовать
проявлению детьми индивидуальных черт
и качеств личности в процессе совместной
деятельности;
- создать
условия для проявления творчества
педагогов, повышения их профессионального
уровня;
- предоставить возможность
родителям воспитанников повышения
уровня психолого-педагогической
культуры, как условия гармонизации
детско-родительских отношений;
- привлечь родителей к совместной творческой деятельности с детьми, деловому сотрудничеству с педагогами.
Базовым основанием, на котором строится воспитательная программа отделения подготовки детей к обучению в ДШИ, является система коллективных творческих дел, включающая такие функциональные формы как:
-
утренник – спектакль, представление. Соединяет в себе все виды деятельности отделения. Традиционно на отделении подготовки детей к обучению в ДШИ проводится новогодний утренник, он приносит много ярких впечатлений и радости детям. Это сильное средство формирования нравственно-эстетических чувств.
-
конкурс-игра – соревнование, активный отдых, проводится не для выявления лучших из лучших, а для активизации детей и родителей для совместной деятельности. Это конкурсно-игровые программы как «Веселый ералаш», «Формула успеха».
-
концерт – публичное исполнение музыкальных произведений (песни, танцы, театрализованные представления и др.). Обычно проводятся концерты, посвященные Международному Женскому Дню, где воспитанники отделения принимают участие и как артисты, и как зрители;
-
игра-путешествие представляет собой последовательное посещение различных точек (станций) на ранее приготовленном маршруте. Вымышленное путешествие носит игровой характер. На остановках детям предлагаются различные игры и задания. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Такие игры-путешествия проводятся на отделении подготовки детей к обучению в ДШИ в начале учебного года, для сближения воспитанников и их родителей, могут проводится на День юмора и другие праздники (Пример: «Путешествие в страну Веселых затей», «Час веселья и затей»)
-
выпускной вечер – концерт, посвященный окончанию учебного года, выпуску детей и помощь в определении выбора направления дальнейшего обучения. («Встречай нас школа, мы твои ученики!», «Фабрика звезд», «Цирк со звездами» и др.)
-
беседы – обсуждение каких-либо явлений, ситуаций.
-
развлечение – забава, потеха. В этой форме проходят народные праздники. Они выполняют функцию приобщения детей к богатствам родной культуры. Не обязательно, чтобы празднование имело соответствие традиционным канонам, достаточно организовать знакомство детей с народными культурными традициями в соответствующей их возрасту форме. («Масленичные гуляния», «Раз в крещенский вечерок» и др.)
-
открытые занятия – занятия, которые свободно посещают родители и педагоги с целью ознакомления с деятельностью детей по определенным направлениям. На отделении подготовки детей к обучению в ДШИ открытые занятия проводятся в «Неделю открытых дверей», а также существует такая форма как совместные занятия, т.е. родители + дети.
Любое мероприятие оказывает на детей воспитательное воздействие, которое складывается во взаимоотношении взрослого и ребенка. Все взрослые люди – потенциальные или реальные участники воспитательного процесса, взрослый человек воздействует на ребенка уже тем, что живет, действует. Поэтому особенностями всех коллективных творческих дел, являются их театрализация и совместное участие детских и родительских коллективов.
Центральные организационно-педагогические идеи воспитательной системы отделения подготовки детей к обучению в Детской школе искусств направлены на:
- создание предпосылок для удовлетворения запросов родителей, потребностей детей в активности, участия в значимых для них видах деятельности;
- психолого-педагогическое и социальное сопровождение ребёнка, формирование основ его базовой культуры;
- создание эмоционально благополучной обстановки и поиск средств максимального развития личности, организации его воспитания и обучения «ориентированного на завтрашний день развития» (Л.С. Выготский).
Концепция воспитательной системы отделения подготовки детей
к обучению в Детской школе искусств
В основе воспитательной программы отделения подготовки детей к обучению в ДШИ лежит ключевая позиция, основанная на теории А.В.Запорожца. В основе её лежит утверждение, что «дошкольный период жизни человека должен признаваться как самоценный период, а не как подготовка к взрослой жизни».
Согласно данной теории, основной путь развития ребёнка в период дошкольного детства – это амплификация развития, то есть обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребёнка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности. Наиболее близкие и естественные для ребёнка-дошкольника виды деятельности – игра, общение с взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность – занимают особое место в системе и являются одинаково эффективными методами, как для обучения, так и для воспитания. Воспитательная работа на отделении подготовки детей к обучению в ДШИ строится на основополагающих принципах, обеспечивающих всем субъектам образовательного процесса комфортное, результативное взаимодействие:
1. Принцип гуманитаризации рассматривается как усиление влияния всех разделов образовательной программы на эмоциональное и социально-личностное развитие ребёнка, увеличение доли разнообразной творческой деятельности ребёнка, как средства формирования базовой культуры его личности.
2. Принцип целостности образа мира требует отбора такого содержания воспитания и образования, которое поможет ребёнку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями и в то же время сформирует умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет, проявлять свое отношение к нему.
3. Принцип культуросообразности понимается как «открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
4. Принцип преемственности. Преемственность – это связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. На данном принципе построена образовательная программа отделения подготовки детей к обучению в ДШИ.
С учетом цели, задач воспитания и принципов определены основные подходы к воспитательной работе на отделении подготовки детей к обучению в школе:
1. Комплексный подход.
Приобщение детей к добру, красоте, ненасилию, формирование основ базовой культуры через основное направление комплексной программы отделения подготовки детей к обучению в ДШИ - художественно-эстетическое воспитание.
2. Деятельностный подход.
Данный подход заключается в целостном развитии ребёнка в период до школы, как субъекта в посильных для него видах деятельности: игре, общении со взрослыми и сверстниками, экспериментировании, предметной, изобразительной, художественно-театральной, музыкальной, досуговой деятельности. Вся воспитательная система строится на трёх основных компонентах воспитательно-образовательного процесса:
а) Освоение детьми основ различных искусств в процессе занятий.
б) Совместная досуговая деятельность детей и взрослых (педагогов, родителей).
в) Общение со сверстниками.
3. Средовой подход.
Реализация воспитательной системы требует организации на отделении подготовки детей к обучению в ДШИ особого воспитательного пространства. Оно создаётся с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся склонностей и интересов. Большое значение имеет воспитательная система Детской школы искусств в целом, оказывающая значительное влияние и ориентирующая воспитательную работу отделения на решение целей и задач воспитания учреждения. Отделение подготовки детей к обучению в школе поддерживает традиции ДШИ, является участником общих коллективных творческих дел (принимает посильное участие в концертах и выставках). Такое взаимодействие обеспечивает сохранение атмосферы делового сотрудничества, дает возможности общения воспитанников разного возраста.
Воспитательная среда отделения подготовки детей к обучению в школе – постоянно развивающееся, изменяющееся в соответствии с запросом времени пространство. Оно наполняется жизненно важным для воспитанников, родителей и педагогов содержанием. Происходит это посредством согласованной деятельности педагогов и родителей (Схема 1).
Схема 1. Модель взаимодействия субъектов воспитательного процесса отделения подготовки детей к обучению в Детской Школе Искусств
Педагоги
отделения подготовки
Родители
Родители Родители
Родители
Педагоги
отделения подготовки
Технология реализации воспитательной работы на отделении предусматривает:
1. Личностно-ориентированное взаимодействие детей друг с другом, детей и взрослых, педагогов и родителей.
2. Конструирование воспитательного процесса осуществляется на основе модели субъект субъектного взаимодействия педагога с детьми и их родителями.
3. Реализация модели субъект субъектного взаимодействия основана на способности конструировать педагогический процесс на основе педагогической диагностики.
4. Открытость педагогического процесса, сотрудничество педагогического коллектива школы с родителями, другими учреждениями города и района.
Результативность программы
В ходе реализации программы воспитательной работы на отделении подготовки детей к обучению в ДШИ планируется достижение следующих результатов:
- разработка и реализация плана культурно-досуговых мероприятий, ориентированного на жизненный опыт и потребности конкретных воспитанников;
- овладение детьми основами базовой культуры (знание основных видов искусства, способность эмоционально откликаться на красоту музыки, изобразительного искусства, движения);
- проявление творческой активности воспитанниками, инициативности, стремления проявить себя в процессе творческой деятельности;
- повышение профессионального уровня педагогов в процессе участия в конкурсах профессионального мастерства, аттестации, участия в семинарах и мастер-классах;
- повышение творческой активности родителей в совместной досуговой деятельности, уровня их психолого-педагогической культуры.
Способы отслеживания эффективности воспитательной деятельности.
Изучение и определение эффективности воспитательного процесса относится к числу наиболее сложных педагогических проблем. Под эффективностью процесса воспитания понимается действенность, результативность воспитывающей деятельности, способность обеспечить достижение цели.
Об эффективности воспитательного процесса следует судить в двух планах – результативном и процессуальном. Первое означает, что воспитание тем эффективнее, чем больше результаты совпадают с целями. Результативность проявляется в уровне воспитанности детей, который определяется методами диагностики (см. приложение). Диагностические срезы проводятся два раза в год (входящая и итоговая диагностика) педагогами дополнительного образования по своим дисциплинам. Диагностические методики составлены с учетом специфики образовательного процесса на отделении подготовки детей к обучению в ДШИ и направлены на изучение как сформированности знаний, умений и навыков, так и уровня воспитанности детей.
Процессуальная оценка эффективности воспитательного процесса состоит в установлении того, насколько адекватны цели, содержание работы, выбраны методы, средства и формы её, учтены психологические условия и многое другое. Для выявления этого используются методы наблюдения, беседы, педагогический анализ уроков и внеклассных мероприятий, проводимых на отделении подготовки детей к обучению в школе.
В конце года, по результатам проведенного диагностирования, итогам наблюдения, бесед составляются карты-профили воспитанников, содержащие характеристику развития способностей ребенка, уровня сформированности его базовой культуры.
Модель выпускника отделения подготовки детей к обучению в школе
Модель выпускника выполняет интегрирующую роль по отношению ко всему комплексу целей и задач отделения подготовки детей к обучению в школе, в том числе, и воспитательных и является основой для разработки целевых ориентиров воспитательно-образовательного процесса, позволяющих максимально учитывать особенности окружающей среды, специфику учреждения, своеобразие педагогического коллектива. Также модель выпускника выступает в качестве основного критерия эффективности воспитательно-образовательного процесса, благодаря которому можно соотнести полученные результаты с мнением педагогов и родителей о желаемых результатах.
В соответствии с этим модель выпускника отделения подготовки детей к обучению в школе складывается из описания пяти основных сфер личности ребенка, отражающих в целом базовую культуру:
— познавательная;
—
нравственная (ценностная);
—
коммуникативная;
— художественно-эстетическая;
—
физическая.
Таким образом, модель выпускника может быть представлена следующим образом:
-
Познавательная сфера
- любознательность, наблюдательность;
- развитое мышление (владение операциями синтеза, анализа, обобщения, классификации), устойчивое внимание, развитая речь;
- сформированная мотивация к обучению.
II. Нравственная сфера
- отзывчивость, честность;
- способность к сопереживанию;
- уважение к старшим, доброе отношение к сверстникам;
- тактичность.
III. Коммуникативная сфера
- общительность;
- умение общаться со взрослыми, сверстниками, детьми младшего возраста;
- вежливость;
- умение владеть эмоциями при общении;
- инициативность.
IV. Художественно-эстетическая сфера
- восприимчивость к красоте окружающего мира;
- способность видеть и понимать красоту и гармонию;
- отличать истинные образцы искусства;
- потребность в общении с прекрасным.
V. Физическая сфера
- физическая активность;
- потребность в гармоничном движении.
Механизм реализации
Август |
||
Направления |
Функциональные задачи |
|
Работа с педагогами |
1. Координация воспитательной деятельности отделения подготовки детей к обучению в школе |
Педагогическое консультирование по вопросам составления тематических планов |
Работа с воспитанниками |
|
|
Работа с родителями |
1. Комплектование групп |
Индивидуальные консультации. |
|
|
Сентябрь |
Работа с педагогами |
1. Корректировка плана воспитательной деятельности отделения подготовки детей к обучению в школе |
Заседание отделения по утверждению перспективных планов. Составление расписания. |
1. Подготовка педагогов к презентации своего направления на родительском собрании в младших группах отделения. |
|
|
1. Обеспечение своевременного проведения диагностических срезов ЗУН и уровня воспитанности |
Психолого-педагогическое консультирование по вопросам проведения срезов входящей диагностики. |
|
Работа с воспитанниками |
1. Знакомство с педагогами отделения подготовки детей к обучению в школе 2. Содействие безболезненной адаптации детей |
|
Работа с родителями |
1. Комплектование групп |
Индивидуальные консультации. |
1. Знакомство с деятельностью отделения подготовки детей к обучению в школе, формирование установки на совместную деятельность и общение. 2. Организация работы родительского комитета |
Родительское собрание «Программа деятельности отделения подготовки детей к обучению в школе и ее направления» |
|
|
|
Октябрь |
Работа с педагогами |
|
Заседание отделения подготовки детей к обучению в школе по итогам работы за I четверть. |
1. Организация классных руководителей для проведения внеклассных мероприятий в своих группах. |
Заседание отделения по вопросам подготовки к конкурсно-игровой программе во время осенних каникул |
|
Работа с воспитанниками |
1. Содействие сплоченности детей, создание дружеской атмосферы в процессе совместной творческой деятельности. |
Конкурсно-игровая программа |
Работа с родителями |
1. Обеспечение праздничного настроения детей |
Работа с родительским комитетом по вопросу приобретения сладких призов. |
|
|
Ноябрь |
Работа с педагогами |
1. Определение качества предоставляемых дополнительных образовательных услуг и отношения к ним родителей. |
|
Работа с воспитанниками |
1. Организация взаимодействия воспитанников отделения подготовки к обучению в школе с учащимися и коллективами ДШИ |
Участие в праздничном концерте ДШИ «Для вас дорогих и любимых», посвященном Дню Матери |
Работа с родителями |
1. Содействие совместной творческой деятельности семей воспитанников |
Выставка детских художественных работ «Осень золотая» |
|
|
Декабрь |
Работа с педагогами |
1. Координация деятельности педагогов в период проведения открытых занятий |
Заседание отделения по вопросам подготовки к «Неделе открытых дверей» для родителей |
1. Координация деятельности педагогов в период подготовки к новогоднему утреннику |
Заседание отделения по организации новогоднего мероприятия |
|
Работа с воспитанниками |
|
«Большой концерт для маленьких музыкантов» для воспитанников старших групп |
1. Создание праздничной атмосферы и радостного настроения, реализация творческой активности детей. |
Новогоднее развлечение |
|
Работа с родителями |
1. Демонстрация методики работы педагогов и достижений детей |
«Неделя открытых дверей» |
1. Обеспечение праздничного настроения детей |
Работа с родительским комитетом по вопросу приобретения подарков и призов к новогоднему утреннику |
|
|
|
Январь |
Работа с педагогами |
1. Изучение опыта работы коллег. |
Взаимопосещение педагогов отделения |
Работа с воспитанниками |
1. Развитие этических и нравственных качеств личности воспитанников. |
Выставка детских художественных работ «Новогодние чудеса» |
Работа с родителями |
1. Повышение уровня знаний в области укрепления здоровья детей, развития речи, личностных качеств и др. |
Консультация со специалистом (педиатр, логопед, психолог и др.) |
|
|
Февраль |
Работа с педагогами |
1. Координация деятельности педагогов в период подготовки и проведения масленичных гуляний |
Заседание отделения по вопросам организации и проведения масленичных гуляний |
Работа с воспитанниками |
1. Уточнение представления детей о Российской армии, формирование положительного отношения к военнослужащим. |
Тематические уроки «Идет солдат по городу…» |
1. Приобщение к традициям народной культуры |
Масленичные гуляния |
|
Работа с родителями |
1. Содействие совместной творческой деятельности семей воспитанников, соблюдение традиций народного праздника |
Работа с родительским комитетом по вопросам организации масленичных гуляний |
|
|
Март |
Работа с педагогами |
1. Координация деятельности педагогов в период подготовки и проведения конкурсно-игровой программы, посвященной Международному женскому дню |
Заседание отделения по вопросам организации и проведения конкурсно-игровой программы, посвященной Международному женскому дню |
Работа с воспитанниками |
1. Создание праздничной атмосферы и радостного настроения, реализация творческой активности детей. |
1. Конкурсно-игровая программа, посвященная Международному женскому дню 2. Выставка художественных работ «Мамочке любимой» |
Работа с родителями |
1. Обеспечение праздничного настроения детей, поощрение творческой активности |
Работа с родительским комитетом по вопросу приобретения призов для проведения конкурсно-игровой программы, посвященной Дню смеха во время весенних каникул |
|
|
Апрель |
Работа с педагогами |
1. Координация деятельности педагогов в период подготовки к выпускному празднику. |
Заседание отделения по вопросам организации выпускного праздника. |
1. Подготовка выступлений педагогов о проделанной работе за учебный год. |
Оперативное совещание по вопросам подготовки к итоговому родительскому собранию. |
|
1. Обеспечение своевременного проведения диагностических срезов ЗУН и уровня воспитанности |
Психолого-педагогическое консультирование по вопросам проведения срезов итоговой диагностики. |
|
1. Подготовка творческих выступлений воспитанников отделения для отчетного концерта ДШИ |
Совещание с педагогами отделения по вопросам подготовки творческих номеров для отчетного концерта ДШИ. |
|
Работа с воспитанниками |
1. Развитие чувства юмора детей. |
Конкурсно-игровая программа, посвященная Дню смеха. |
1. Приобщение к традициям ДШИ |
Участие в отчетном концерте ДШИ |
|
Работа с родителями |
1. Содействие укреплению детско-родительских отношений. |
Привлечение семей воспитанников для участия в конкурсно-игровой программе, посвященной Дню смеха |
1. Подведение итогов учебного года, подготовка к выпускному вечеру. |
Итоговое родительское собрание. |
|
|
|
Май |
Работа с педагогами |
1. Обеспечение своевременного составления карт-профилей воспитанников |
Психолого-педагогическое консультирование по вопросам составления карт-профилей воспитанников |
|
Подготовка свидетельств об окончании выпускникам отделения |
|
Работа с воспитанниками |
1. Демонстрация достижений воспитанников |
Выпускной вечер |
Работа с родителями |
1. Поощрение родителей, активно сотрудничающих с отделением подготовки детей к обучению в школе |
Вручение благодарственных писем активным родителям |
|
|
В течение учебного года |
1. Участие в мероприятиях ДШИ |
||
2. Участие в городских, областных, всероссийских, международных конкурсах рисунков |
||
3. Участие педагогов в методической работе учреждения |
Приложение
Глоссарий
Базовая культура личности – культура жизненного самоопределения личности ребенка в важнейших сферах: человек, общество, природа, ноосфера (продукты человеческой деятельности).
Воспитанность – степень сформированности базовых ценностных ориентаций личности, определяющих её направленность и проявляющихся в системе отношений.
Диагностика педагогическая – деятельность, направленная на изучение и распознавание объектов (субъектов) воспитания с целью сотрудничества и управления этим процессом.
Досуг – свободное время для восстановления сил, развлечения, приобщения к культурным ценностям, творчеству.
Досуговая программа – педагогически целенаправленная организация свободного времени детей, совместно детей и родителей педагогом, позволяющая ребенку раскрыть себя, отдохнуть, удовлетворить свои интересы познавательно-развлекательного характера.
Культура образовательного учреждения – уникальная, многослойная система норм, традиций, стилей поведения, способов деятельности и мышления. Её создателями являются все участники жизнедеятельности учреждения: педагоги, дети, их родители, сотрудники и др.
Творческая деятельность – осознанная, активная деятельность человека, направленная на познание и преобразование действительности.
Эстетическое воспитание – целенаправленная педагогическая работа, цель которой – развивать с помощью искусства ценные духовно-нравственные качества у детей.
Литература
-
Аналитическая ведомственная целевая программа. Развитие воспитания в системе образования на 2008-2010 годы. Москва, 2007.
-
Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000.
-
Нечаев М.П. Практика управления воспитанием в школе: Практическое пособие./ Под ред. Л.П.Ильенко. - М.: АРКТИ, 2005. – 152 с.
-
Педагогика дополнительного образования: приоритет духовности, здоровья и творчества/Под ред. В.И. Андреева, А.И. Щетинской. – Казань: Центр инновационных технологий, 2001.
-
Словарь-справочник терминологии в дополнительном образовании детей. Составители: Л.Н. Буйлова, И.А.Дрогов, Л.П.Дуганова, Н.С.Дервоед, И.А.Кашеварова, И.В. Кротов, А.И. Козлов. – М.: ЦРСДОД Мин. Обр. РФ, 2002.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей