Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественная студия"
Приоритетными направлениями в содержании курса выступают:
- Знакомство ребенка с миром искусства, с основами изобразительной грамоты;
- Использование арт-терапевтических техник и терапевтических игр на занятиях;
- Знакомство с подлинниками изобразительного искусства.
Программа разработана на основе программы Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. Автор С.К. Кожохина. (Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. – М.: ТЦ Сфера, 2002.)
Содержание программы «Путешествие в мир искусства» в 4 классе не распределено на темы, автор также не указывает точного количества часов. Новым в содержании 4 класса является творческий проект, для выполнения которого учащиеся должны владеть всеми техниками, изученными в предыдущих классах. Количество проектов за год автором также не оговаривается, предлагаются лишь примерные темы для осуществления проектов. Ниже приводится таблица распределения часов и тем по годам обучения.
Цели курса:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков coтрудничества в художественной деятельности;
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
— совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира (за счет задействования на занятиях пяти сенсорных систем ребенка);
— развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
— формирование навыков работы с различными художественными материалами.
В учебном плане на изучение программы художественной студии отводится 4 ч в неделю, всего 540 часов (в 1 классе 132 часа, во 2-4 классах по 136 часов).
Таблица распределения количества часов по годам обучения
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | ||||
Авторская программа | Рабочая программа по классам | |||||
1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. | |||
1 | Вводное занятие | 8 | 2 | 2 | 2 | 2 |
2 | Пейзаж | 16 | 16 | | 6 | |
3 | Цветоделение | 2 | 2 | | | |
4 | Портрет | 8 | 8 | | | |
5 | Натюрморт | 16 | 8 | 8 | | |
6 | Батик | 40 | 18 | 8 | 12 | |
7 | Холодный батик | 2 | 2 | | | |
8 | Зима | 16 | 8 | 8 | | |
9 | Монотипия | 6 | 2 | 4 | | |
10 | Симультанное восприятие | 14 | 6 | | 8 | |
11 | Тактильные ощущения | 2 | 2 | 2 | | |
12 | Обонятельные ощущения | 2 | 2 | 2 | | |
13 | Вкусовые ощущения | 2 | 2 | 2 | | |
14 | Ощущение от прикосновения | 2 | 2 | 2 | | |
15 | Иллюстрация сказки «Колобок» | 10 | 10 | | | |
16 | Цветы | 16 | 2 | 6 | 8 | |
17 | Папье-маше | 12 | 12 | | | |
18 | Арт-терапевтическая техника | 56 | 6 | 18 | 32 | 22 |
19 | Кошки | 18 | 8 | 10 | | |
20 | Узоры | 4 | 4 | | | |
21 | Бабочки | 8 | 8 | | | |
22 | Море | 10 | | 10 | | |
23 | Животные | 10 | | 10 | | |
24 | Автопортрет | 20 | | 10 | 10 | |
25 | Работа с тестом | 4 | | 4 | 4 | |
26 | Насекомые | 10 | | 10 | | |
27 | Транспорт | 8 | | 8 | | |
28 | Птицы | 10 | | 10 | | |
29 | Травы | 8 | | | 10 | |
30 | Природа | 8 | | | 10 | |
31 | Работа краской и клеем | 8 | | | 8 | |
32 | Семья | 10 | | | 10 | |
33 | Свадьба | 14 | | | 14 | |
34 | Творческие проекты | Часы не указаны | | | | 110 |
35 | Итоги года | 8 | 2 | 2 | 2 | 2 |
36 | | | | | | |
| Всего | 130+128+122 | 132 | 136 | 136 | 136 |
Программа рассчитана на детей 6-10 лет (1 класс – 6-7 лет, 2 класс – 7-8 лет, 3 класс — 8-9 лет, 4 класс — 9-10 лет).
Занятия проводятся как в форме аудиторных учебных часов (живопись, обучение техническим приемам рисования), так и в форме творческих выставок, арт-терапевтических занятий, игр с материалами и инструментами, творческих изобразительных проектов, экскурсий на природу, посещения художественных выставок и др.
Арт-терапевтические техники, психотерапевтические игры и творческие изобразительные проекты в течение курса чередуются в зависимости от педагогических задач, личностных потребностей детей.
- Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов, тем | Всего, час | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся | |||||||
Ауди-тор-ные | Вне-ауди-тор-ные | ||||||||||
1 год обучения | |||||||||||
1 | Вводное занятие | 2 | | 2 | Использовать свои наблюдения за природными явлениями в художественно-творческой деятельности. Использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы. Передавать характер природных явлений выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, форма, объём). Определять и характеризовать эмоции, которые вызывают цвет в живописи, звуки в музыке, слова в стихах. Образно воспринимать искусство и окружающую действительность. Находить ассоциации природных форм, предметов быта, состояний природы, произведений различных видов искусства и т. д. Создавать простые художественные изделия Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, пластилин, бумага и др.). Различать и использовать основные и составные, теплые и холодные цвета Продумывать композицию рисунка, аппликации. | ||||||
2 | Пейзаж | 16 | 10 | 6 | |||||||
3 | Цветоделение | 2 | 2 | | |||||||
4 | Портрет | 8 | 4 | 4 | |||||||
5 | Натюрморт | 8 | 8 | | |||||||
6 | Батик | 18 | 12 | 6 | |||||||
7 | Холодный батик | 2 | 2 | | |||||||
8 | Зима | 8 | 4 | 4 | |||||||
9 | Монотипия | 2 | | 2 | |||||||
10 | Симультанное восприятие | 6 | 6 | | |||||||
11 | Тактильные ощущения | 2 | | 2 | |||||||
12 | Обонятельные ощущения | 2 | | 2 | |||||||
13 | Вкусовые ощущения | 2 | | 2 | |||||||
14 | Ощущение от прикосновения | 2 | | 2 | |||||||
15 | Иллюстрация сказки «Колобок» | 10 | 6 | 4 | |||||||
16 | Цветы | 2 | 2 | | |||||||
17 | Папье-маше | 12 | 12 | | |||||||
18 | Арт-терапевтическая техника | 6 | | 6 | |||||||
19 | Кошки | 8 | 2 | 6 | |||||||
20 | Узоры | 4 | 2 | 2 | |||||||
21 | Бабочки | 8 | 6 | 2 | |||||||
22 | Итоги года | 2 | | 2 | |||||||
| Итого: | 132 | 78 | 54 | |||||||
2 год обучения | |||||||||||
1 | Вводное занятие | 2 | | 2 | Использовать свои наблюдения за природными явлениями в художественно-творческой деятельности. Создавать простые художественные изделия Передавать характер природных явлений выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, форма, объём). Выражать собственное мнение при посещении художественных музеев и выставок. Передавать характер природных явлений выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, объём, композиция). Иметь представление о различных видах и жанрах пластических искусств. Выполнять композицию на обозначенные темы живописными средствами. Сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство). Определять основные виды и жанры пластических искусств. Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, пластилин, бумага и др.). Различать и использовать основные и составные, теплые и холодные цвета, составлять разнообразные оттенки цвета. Продумывать и выстраивать композицию рисунка, аппликации. Вычленять основные формы и использовать их в рисунке, лепке и бумажной пластике. | ||||||
2 | Натюрморт | 8 | 4 | 4 | |||||||
3 | Батик | 8 | 8 | | |||||||
4 | Зима | 8 | 4 | 4 | |||||||
5 | Монотипия | 4 | 4 | | |||||||
6 | Тактильные ощущения | 2 | | 2 | |||||||
7 | Обонятельные ощущения | 2 | | 2 | |||||||
8 | Вкусовые ощущения | 2 | | 2 | |||||||
9 | Ощущение от прикосновения | 2 | | 2 | |||||||
10 | Цветы | 6 | 4 | 2 | |||||||
11 | Арт-терапевтическая техника | 18 | | 18 | |||||||
12 | Кошки | 10 | 6 | 4 | |||||||
13 | Море | 10 | 8 | 2 | |||||||
14 | Животные | 10 | 4 | 6 | |||||||
15 | Автопортрет | 10 | 10 | | |||||||
16 | Работа с тестом | 4 | 4 | | |||||||
17 | Насекомые | 10 | 8 | 2 | |||||||
18 | Транспорт | 8 | 4 | 4 | |||||||
19 | Птицы | 10 | 6 | 4 | |||||||
20 | Итоги года | 2 | | 2 | |||||||
| Итого: | 136 | 74 | 62 | |||||||
3 год обучения | |||||||||||
1 | Вводное занятие | 2 | | 2 | Иметь представление о различных видах и жанрах пластических искусств. Выполнять композицию по представлению на обозначенные темы графическими и живописными средствами. Понимать и самостоятельно оценивать замысел художника, воплощённый в картине или скульптуре. Выражать собственное мнение при посещении художественных музеев и выставок. Сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство). Создавать сюжетные композиции на основе произведений искусства разных исторических эпох в технике аппликации, коллажа, батика, объёмно-пространственных коллективных композиций. Определять основные виды и жанры пластических искусств. Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, пластилин, глина, бумага и др.). Применять средства художественной выразительности в рисунке и живописи, декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки. Различать и использовать основные и составные, теплые и холодные цвета, контрастные и нюансные цветовые отношения, составлять разнообразные оттенки цвета. Продумывать и выстраивать композицию рисунка, аппликации. Вычленять основные формы и использовать их в рисунке, лепке и бумажной пластике. | ||||||
2 | Пейзаж | 6 | 2 | 4 | |||||||
3 | Батик | 12 | 12 | | |||||||
4 | Симультанное восприятие | 8 | 8 | | |||||||
5 | Цветы | 8 | 2 | 6 | |||||||
6 | Арт-терапевтическая техника | 32 | | 32 | |||||||
| Автопортрет | 10 | 10 | | |||||||
29 | Работа с тестом | 4 | 4 | | |||||||
30 | Травы | 10 | 6 | 4 | |||||||
31 | Природа | 10 | 4 | 6 | |||||||
32 | Работа краской и клеем | 8 | 8 | | |||||||
33 | Семья | 10 | 4 | 6 | |||||||
34 | Свадьба | 14 | 10 | 4 | |||||||
35 | Итоги года | 2 | | 2 | |||||||
| Итого: | 136 | 70 | 66 | |||||||
4 год обучения | |||||||||||
1 | Вводное занятие | 2 | | 2 | |||||||
2 | Арт-терапевтическая техника | 22 | | 22 | |||||||
3 | Творческие проекты | 110 | 60 | 40 | |||||||
4 | Итоги года | 2 | | 2 | |||||||
| Итого: | 136 | 60 | 66 |
- Содержание обучения
Вводное занятие (2 ч)
Пейзаж (16 ч) Путешествие по горам. Горные породы. Волшебные цвета. Основные и дополнительные. Сказочный лес. Краски леса. Чудеса с цветом.
Цветоделение (2 ч) Теплое и холодное царства.
Портрет (8 ч) Смешинки и злючки. Зеркало души. Как рассардить (развеселить) цвет. Маска, я тебя знаю. Ожившие маски.
Натюрморт (8 ч) Натюрморт с рыбками. Разноцветный натюрморт. Золотая рыбка. Настоящая картина.
Батик (18 ч) Подводное царство. Путешествие на морское дно. Цветные брызги, или Водолей. Ожившая ткань. Сказочная плица. Я — птица. Разные птицы. Волшебное перышко. Вот какие птицы.
Холодный батик (2 ч) Танец снежинок под зимними деревьями.
Зима (8 ч) Здравствуй, красавица-зима. Путешествие на Северный полюс. Зимние узоры. Моя зима.
Монотипия (2 ч) Чудесные превращения
Симультанное восприятие (6 ч) Дострой изображение. Сказка оживает в рамке. Волшебная рамка.
Тактильные ощущения. (2 ч) А что там в мешочке?
Обонятельные ощущения (2 ч) Что нам подскажет запах
Вкусовые ощущения (2 ч) Нарисуй вкус …
Ощущение от прикосновения (2 ч) Потрогай и нарисуй.
Иллюстрация сказки «Колобок» (10 ч) Волшебные советы. Мы артисты и живописцы. Мы фантазеры. Волшебные цвета. Мы сказочники.
Волшебные цветы на лугу (2 ч) Коллективная работа.
Папье-маше (12 ч) Авторская тарелка на стену. Липкие бумажки. Целиковая тарелка. Волшебные цветы на тарелке. Мы – волшебники. Оригинальная тарелка.
Арт-терапевтическая техника (6 ч) Песочные замки. Волшебница голубая глина.
Кошки (8 ч) Нарисуй себя в образе кота. Я маленький котик. Как много кошек на земле. Вот такой получается кот.
Узоры (4 ч) Волшебные камушки. Теплая душа камней.
Бабочки (8 ч) Красавица – бабочка (композиция). Я – бабочка. Утро в лесу. Бабочки на весеннем лугу (коллективная работа)
Итоги года (2 ч) Совместное занятие детей и родителей «Мир, в котором я живу».
2 класс (136 ч)
Вводное занятие (2 ч) Мои летние впечатления.
Море (10 ч) Волшебство уходящего дня на море (реке). Море волнуется раз, море волнуется два… морские истории. Путешествие на морские дно. На море полный штиль.
Цветы (6 ч) Чудо – цветок. Озорные цветы. Цветочный хоровод.
Животные (10 ч) Звериная семейка. Зверье мое. Праздник зверей. Зверинец. Голоса животных.
Монотипия (4 ч) Волшебные картинки.
Автопортрет (10 ч) Я дома. Вот такой я человек (8 ч)
Батик (8 ч) Сказочный зимний лес.
Арт-терапевтическая техника (18 ч) Карнавальная маска (работа с гримом). Предметная скульптура. Музыка и живопись мой страх. Мои ощущения. Музыка нам нарисует. Волшебница глина. Золотой песок.
Работа с тестом (4 ч) Образ природы.
Натюрморт (8 ч) Разговор разных сосудов.
Зимний город (8 ч) Как красив наш город зимой.
Тактильные ощущения. (2 ч) А что там в мешочке?
Обонятельные ощущения (2 ч) Что нам подскажет запах
Вкусовые ощущения (2 ч) Нарисуй вкус …
Ощущение от прикосновения (2 ч) Потрогай и нарисуй.
Насекомые (10 ч) Букашки – таракашки (иллюстрации к сказкам «Муха – Цокотуза», «Тараканище»).
Транспорт (8 ч) Фантастический транспорт (работа рельефной краской).
Кошки (10 ч) Наша любимица кошка (коллаж).
Птицы (10 ч) Синяя птица (работа в технике батика).
Итоговое занятие (2 ч) «Путешествие» (совместное с родителями).
3 класс (136 ч)
Вводное занятие (2 ч) Мои наблюдения за лето.
Травы (10 ч) Травка – муравка зелененькая (работа гелевымы ручками и пастельными карандашами).
Природа (10 ч) Капризы природы (работа гуашью).
Арт-терапевтическая техника (32 ч) Музыка природы. Мандала. Волшебный сад (коллективная работа). Маска: мое животное (работа с гримом). Веселые игры (тренинг). Путешествие на ковре – самолете. Монотипия. Противоположные цвета. Хоровод крылатых (коллективная работа). Чернильные пятна и бабочки. Большая семья (работа с глиной). Мои желания. Путешествие на полянку. Нарисуй свои ощущения. Медитативная техника. Техника каракулей.
Автопортрет (10 ч) Авангардный автопортрет (коллаж).
Работа краской и клеем (8 ч) Волшебный замок.
Батик. Лубок (12 ч) Птицы Сирин и Алконост (техника батик по мотивам лубочных картинок).
Семья (10 ч) Моя семья (пастельные карандаши, карандаши).
Пейзаж (6 ч)
Цветы (8 ч) Праздник цветов (техника граттаж)
Симультанное восприятие (8 ч) Дострой изображение.
Свадьба (14 ч) Свадьба (работа гуашью).
Работа с тестом (4 ч) Образ природы
Итоговое занятие (2 ч) разноцветный мир. Совместное занятие детей и родителей.
4 класс (136 ч)
Вводное занятие (2 ч) Летние фантазии.
Арт-терапевтическая техника (22ч) Музыка ветра. Музыка дождя. Волшебный круг (коллективная работа). Веселые игры (тренинг). Монотипия. Магия цвета. Маска, снова маска (работа с гримом). Семейный портрет (работа с глиной). Мои желания. Путешествие на весенний луг. Нарисуй свои ощущения. Медитативная техника. Творческие проекты (110 ч), по 8-12 ч на каждый проект:
Полет Синей птицы. Я и моя душа. Тайны детской души. Сновидения. Мои мечты. В поход за Синей птицей. Я и мои друзья. Такие мы на самом деле. Я и мой город. Любовь. Полет на ковре-самолете.
Итоговое занятие (2 ч) Как прекрасен этот мир. Совместное занятие детей и родителей.
- Предполагаемые результаты реализации программы
1-2 класс: 1 уровень результатов внеурочной деятельности (приобретение социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни)
Личностные результаты:
— эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе);
— приобретение опыта эмоционально-чувственного восприятия цвета, формы,
— приобретение опыта взаимодействия друг с другом и с педагогом;
— первоначальные навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках;
Метапредметные результаты:
— формирование умения видеть и воспринимать явления художественной культуры в окружающей жизни;
— формирование мотивации художественно-творческой деятельности,
— формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности.
Предметные результаты:
- понимание значения искусства в жизни человека и общества;
- формирование интереса к художественным традициям своего народа.
- умение использовать некоторые материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности;
3 класс: 2 уровень результатов внеурочной деятельности (формирование позитивного отношения школьника к основным ценностям нашего общества и к социальной реальности в нем)
Личностные результаты:
— эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям)
— приобретение опыта эмоционально-чувственного восприятия цвета, формы, пространства музыки, мимики и движения;
— приобретение опыта взаимодействия друг с другом и с педагогом;
— способность нестандартно мыслить, работая с разными материалами, выстраивая творческие замыслы и реализуя их;
— навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках, стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения;
— владение изобразительной терминологией: пространство, форма, цвет, перспектива,
Метапредметные результаты:
— умение видеть и воспринимать явления художественной культуры в окружающей жизни;
— использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (русский язык, литература, окружающий мир);
— формирование мотивации и умения организовывать художественно-творческую деятельность, выбирая средства для реализации художественного замысла (с помощью педагога);
— формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
- понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства;
- умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу;
- проявление интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
- способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
- умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности;
4 класс: 3 уровень результатов внеурочной деятельности (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия)
Личностные результаты:
— эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям)
— приобретение опыта эмоционально-чувственного восприятия цвета, формы, пространства музыки, мимики и движения;
— умение свободно выражать свое «Я» с помощью цвета, линии, звука, мимики, пластики движений;
— приобретение опыта взаимодействия друг с другом и с педагогом;
— способность нестандартно мыслить, работая с разными материалами, выстраивая творческие замыслы и реализуя их;
— художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства;
— способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
— сформированное представление о жанрах в живописи — натюрморте, портрете, автопортрете, пейзаже;
— навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках, стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения;
— владение изобразительной терминологией: пространство, форма, цвет, перспектива, гармония, колорит и др.
Метапредметные результаты:
— умение видеть и воспринимать явления художественной культуры в окружающей жизни;
— активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (русский язык, литература, окружающий мир);
— формирование мотивации и умения организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирая средства для реализации художественного замысла;
— формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
- понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику;
- умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу;
— осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности;
- проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
- способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
- умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных
- Формы и виды контроля
В 3 классе выставки проводятся на школьном уровне, учащиеся активно участвуют в различных художественно-эстетических конкурсах. Продолжается работа по созданию «Альбома».
В 4 классе учащиеся приобретают опыт самостоятельного социального действия. Формой отчетности являются защита творческих проектов, выполнение декораций к школьному спектаклю, оформление клумбы в подшефном детском саду.
- Методические рекомендации
На первой ступени образовательного уровня ребенок
В 1 классе ребенок знакомится с реальным миром природы, окружающей средой, а также фантастическим миром сказки; персонажем его произведений является герой сказки или истории, придуманной им самим, На этой ступени особенно важны некоторые понятия и объекты детского взаимодействия.
Материал — взаимодействие с материалами разной фактуры и происхождения, выявление их внешних признаков, умение проводить ассоциации и аналогии при тактильных ощущениях с завязанными глазами.
Цвет — понятие основных и дополнительных, умение из основных получить составные: оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый, а также светлые и темные оттенки, различать холодные и теплые цвета, умение передавать их характер с помощью движений тела и звуков, учиться эмоциональности проявления чувств при взаимодействии с цветом.
Музыка— ее взаимодействие со звуками живой природы, заучивание и исполнение песен, умение видеть в музыке образы и цвет, различать характер звуков и передавать их с помощью движений тела и мимики, по музыкальному произведению сочинять истории, с помощью окружающих предметов сочинять мелодию, создавать «шумовой оркестр».
Эмоции — знакомство с мимикой, умение с ее помощью, а также пластикой движений передавать различные эмоции, изображать портрет злого и доброго, веселого и сердитого человека (персонажа сказки), прислушиваться к своим чувствам и говорить о них.
Чувства— расширение эмоционально-чувственного мира детей, их умение чувствовать себя и окружающих, движения, взгляд, мимику, цвет, линию, музыку, сказку и другие объекты искусства и нашего окружения.
Движения — развитие подвижности в играх, упражнениях и техниках; овладение навыками передавать характер персонажа пластикой движения.
Линия — использование линии для передачи движения и характера персонажа: добрая линия, злая, колючая, тихая, спокойная; умение с помощью нити из клубка рисовать на полу разные
изображения.
Форма — знакомство с простыми геометрическими формами (прямоугольная, квадратная, круглая, овальная, треугольная), умение проводить аналогии и ассоциации образов из жизни с формами: голова — овальная, стол — прямоугольный, тарелка —
круглая и т.д.
Фактура — накопление ощущений от тактильных взаимодействий, их материализация в зарисовках и т.д.
Пространство — передний и дальний план, линия горизонта, равномерное заполнение всего пространства на листе.
Персонаж:— герой сказки истории или придуманный герой. Взаимодействие — друг с другом, с педагогом и с любым другим человеком; практика общения на занятиях; навыки передачи характера персонажа с помощью пространства.
Во 2 классе ребенок уже может анализировать и описывать свойства объектов и явлений. Дети совершают устные путешествия по картинам художников. Игра насыщается элементами искусства. Ребята находят в любом изображении и репродукции цветовое пятно, характерную линию, передний и дальний план, линию горизонта, мелодию и звук, движение и т.п. На этом этапе развивается ассоциативно-образное и абстрактное мышления. Дети могут передать пластикой движений, интонацией голоса рисуемый персонаж, инсценировать любую картинку, взаимодействовать друг с другом, угадать настроение друг друга и настроение музыки. Они знакомятся с симметрией в природе и учатся передавать ее в изображаемых объектах.
В 3 классе дети уже более осмысленно взаимодействуют с миром искусства. Они способны улавливать тонкие переходы одного цвета в другой, нюансы характера звука и формы, чувственно воспринимать окружающий мир и явления природы, что очень важно для личностного и творческого роста ребенка. Чувство помогает полноте самовыражения в создаваемых произведениях и взаимодействия ребенка с миром.
Расширяются старые понятия, появляются новые. Дети уже способны уловить периодику ритма в жизни, ритмичность в музыке и звуке, движении, умеют строить
Основной целью обучения в 4 классе является предоставление детям средств, обеспечивающих их личностное саморазвитие, понимание самих себя и своего места в мире других людей, а также закономерностей мира, в котором они живут, понимание перспектив будущего, которые затронут их самих.
Арт-терапевтические техники, психотерапевтические игры и творческие изобразительные проекты в течение курса чередуются в зависимости от педагогических задач, личностных потребностей детей.
Основным творческим проектом может выступить тематическая выставка детских работ в технике батика с применением многообразных технологий.
- Материально-техническое обеспечение
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Кол-во |
| | |
1. | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция): Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. – М.: ТЦ Сфера, 2002. | 1 шт. |
| | |
1. 2. 3. 4. | Портреты русских художников Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента. Схемы по правилам рисования предметов, растений, животных, птиц, человека. Таблицы по народным промыслам, декоративно-прикладному искусству. | 1 комплект 4 шт. 7 шт. 5 шт. |
3.Технические средства обучения: | | |
1. 2. 3. | Магнитная доска ПК Мультимедийное оборудование | 1 на класс 1на класс 1на класс |
4.Экранно-звуковые пособия: | | |
1. 2. 3. | Электронная библиотека по искусству. Презентации по памятникам архитектуры, художественным музеям, видам и жанрам изобразительного искусства, художественным промыслам Аудиозаписи музыки «Музыка для души», «Музыка для релаксации» | 1 шт. 6 шт. 2 шт. |
5. Игры и игрушки: | | |
1. 2. 3. 4. 5. | Набор матрешек Набор посуды расписанной «Хохлома» Образцы дымковской игрушки Образцы детских мягких, пластмассовых игрушек Муляжи овощей, фруктов | 1 набор 1 набор 3 шт. 4 шт. 1 набор |
6. Оборудование класса: | | |
1. 2. 3. 4. | Ученические столы с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенная доска для вывешивания иллюстративного материала. | По количеству учащихся в классе |
Согласовано
заместитель директора по УМР
____________ В.В. Коробейко
«31» августа 2010 года
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(внеурочная деятельность (общекультурное направление)
Художественная студия
Класс 1 В (1 – 4 классы)
Учитель: Карпинская Е.В.
Количество часов: всего 132 часа; в неделю 4 часа.
Планирование составлено на основе рабочей программы художественной студии, составленной Карпинской Е.В., утвержденной решением педсовета протокол № 1 от 30.08.2010 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Художественная студия
Разделы программы
№ |
Раздел программы Кол-во часов |
Номер урока |
Содержание |
Форма проведения (аудит. или внеаудит. занятие) |
Дата проведения |
Оборудование урока |
1 |
Вводное занятие (2 ч) |
1-2 |
Вводное занятие. Знакомство со студией. |
Игра – экспромт |
|
Альбом для рисования, краски акварельные, гуашь, кисти для работы с клеем и с красками, инструменты для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач (ножницы школьные со скруглёнными концами, канцелярский нож с выдвижным лезвием, линейка обычная, линейка с бортиком (для работ с ножом), угольник, простой и цветные карандаши, циркуль, шило, иглы в игольнице, дощечка для выполнения работ с ножом и с шилом, дощечка для лепки подставка для кистей, коробочки для мелочи; материалы для изготовления изделий: бумага (писчая, альбомная, цветная для аппликаций и оригами, крепированная), картон (обычный, гофрированный, цветной), пластилин, , солёное тесто), фольга, калька, клей ПВА; мучной клейстер |
2 |
Пейзаж (16 ч) |
3-4 |
Путешествие по горам. |
Заочное путешествие |
|
|
5-6 |
Горные породы. |
Практическая работа |
|
|||
7-10 |
Волшебные цвета. Основные и дополнительные |
1.Экскурсия-наблюдение 2. Практическая работа |
|
|||
11-12 |
Сказочный лес. |
Практическая работа |
|
|||
13-16 |
Краски леса. |
1.Экскурсия, сбор осенних листьев 2. Практическая работа |
|
|||
17-18 |
Чудеса с цветом. |
Практическая работа |
|
|||
3 |
Цветоделение (2 ч) |
19-20 |
Теплое и холодное царства |
Практическая работа |
|
|
4 |
Портрет (8 ч) |
21-22 |
Смешинки и злючки. |
Игры- театрализации |
|
|
23-24 |
Зеркало души. |
Практическая работа |
|
|||
25-26 |
Как рассердить (развеселить) цвет. |
Игры- театрализации |
|
|||
27-28 |
Маска, я тебя знаю. Ожившие маски |
Практическая работа |
|
|||
5 |
Натюрморт (8 ч) |
29-30 |
Натюрморт с рыбками. |
Практическая работа |
|
|
31-32 |
Разноцветный натюрморт. |
Практическая работа |
|
|||
33-34 |
Золотая рыбка. |
Практическая работа |
|
|||
35-36 |
Настоящая картина. |
Практическая работа |
|
|||
6 |
Батик (18 ч) |
37-38 |
Подводное царство. |
Практическая работа |
|
|
39-40 |
Путешествие на морское дно. |
Заочное путешествие |
|
|||
41-42 |
Цветные брызги, или Водолей |
Практическая работа |
|
|||
43-44 |
Ожившая ткань. |
Практическая работа |
|
|||
45-46 |
Сказочная птица. |
Коллективные игры |
|
|||
47-48 |
Я - птица. |
Коллективные игры |
|
|||
49-50 |
Разные птицы |
Практическая работа |
|
|||
51-52 |
Волшебное перышко |
Практическая работа |
|
|||
53-54 |
Вот какие птицы. |
Практическая работа |
|
|||
7 |
Холодный батик (2 ч) |
55-56 |
Танец снежинок под зимними деревьями. |
Практическая работа |
|
|
8 |
Зима (8 ч) |
57-58 |
Здравствуй, красавица-зима. |
Игра –путешествие |
|
|
59-60 |
Путешествие на Северный полюс. |
Экскурсия- наблюдение |
|
|||
61-62 |
Зимние узоры. |
Практическая работа |
|
|||
63-64 |
Моя зима. |
Практическая работа |
|
|||
9 |
Монотипия (2 ч) |
65-66 |
Чудесные превращения |
Коллективные игры |
|
|
10 |
Симультанное восприятие (6 ч) |
67-68 |
Дострой изображение.. |
Практическая работа |
|
|
69-70 |
Сказка оживает в рамке. |
Практическая работа |
|
|||
71-72 |
Волшебная рамка. |
Практическая работа |
|
|||
11 |
Тактильные ощущения (2 ч) |
73-74 |
А что там в мешочке? |
Тренинговое занятие |
|
|
12 |
Обонятельные ощущения (2 ч) |
75-76 |
Что нам подскажет запах |
Тренинговое занятие |
|
|
13 |
Вкусовые ощущения (2 ч) |
77-78 |
Нарисуй вкус … |
Тренинговое занятие |
|
|
14 |
Ощущение от прикосновения (2 ч) |
79-80 |
Потрогай и нарисуй |
Тренинговое занятие |
|
|
15 |
Иллюстрация сказки «Колобок» (10 ч) |
81-82 |
Волшебные советы. |
Коллективные игры |
|
|
83-84 |
Мы артисты и живописцы. |
Практическая работа |
|
|||
85-86 |
Мы фантазеры. |
Практическая работа |
|
|||
87-88 |
Волшебные цвета. |
Практическая работа |
|
|||
89-90 |
Мы сказочники. |
Игра -театрализация |
|
|||
16 |
Цветы (2 ч) |
91-92 |
Волшебные цветы на лугу. Коллективная работа. |
Практическая работа |
|
|
17 |
Папье-маше (12 ч) |
93-94 |
Авторская тарелка на стену. |
Практическая работа |
|
|
95-96 |
Липкие бумажки. |
Практическая работа |
|
|||
97-98 |
Целиковая тарелка. |
Практическая работа |
|
|||
99-100 |
Волшебные цветы на тарелке |
Практическая работа |
|
|||
101-102 |
Мы – волшебники. |
Практическая работа |
|
|||
103-104 |
Оригинальная тарелка. |
Практическая работа |
|
|||
18 |
Арт-терапевтическая техника (6 ч) |
105-106 |
Песочные замки. |
Арт-терапевтическая |
|
|
107-108 |
Волшебница голубая глина. |
Арт-терапевтическая |
|
|||
109-110 |
Волшебница голубая глина. |
Арт-терапевтическая |
|
|||
19 |
Кошки (8 ч) |
111-112 |
Нарисуй себя в образе кота. |
Практическая работа |
|
|
113-114 |
Я маленький котик. |
Игра -театрализация |
|
|||
115-116 |
Как много кошек на земле. |
Практическая работа |
|
|||
117-118 |
Вот такой получается кот. |
Практическая работа |
|
|||
20 |
Узоры (4 ч) |
119-120 |
Камушки. |
Экскурсия |
|
|
121-122 |
Теплая душа камней |
Практическая работа |
|
|||
21 |
Бабочки (8 ч) |
123-1243 |
Красавица – бабочка (композиция). |
Практическая работа |
|
|
125-126 |
Я – бабочка. |
Практическая работа |
|
|||
127-128 |
Утро в лесу. |
Экскурсия |
|
|||
129-130 |
Бабочки на весеннем лугу (коллективная работа) |
Практическая работа |
|
|||
22 |
Итоги года (2 ч) |
131-132 |
Совместное занятие детей и родителей «Мир, в котором я живу». |
Праздник |
|
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18
УТВЕРЖДЕНО
решением педсовета
протокол №1от 30.08.2010 года
Директор МОУ-СОШ № 18
_____________ М.М. Татаренко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочная деятельность (общекультурное направление)
Художественная студия
Ступень обучения (класс) начальное общее образование / 1-4 классы
Количество часов 540 ч.
Учитель Карпинская Е.В.
Программа разработана на основе
программы Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. Автор С.К. Кожохина. (Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. – М.: ТЦ Сфера, 2002.)
-
Пояснительная записка.
Работа художественной студии в начальной школе является значимой, поскольку по сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Приоритетными направлениями в содержании курса выступают:
-
Знакомство ребенка с миром искусства, с основами изобразительной грамоты;
-
Использование арт-терапевтических техник и терапевтических игр на занятиях;
-
Знакомство с подлинниками изобразительного искусства.
Знакомясь с произведениями изобразительного искусства, pебенок постепенно начинает взаимодействовать с абстрактным материалом: владеть терминологией, восхищаться цветовыми пятнами, различать теплые и холодные цвета, уметь по звукам живой природы представлять образы и цвета. Педагог, играя вместе с ребенком, использует элементы языка искусства. Во взаимодействии с педагогом и искусством происходит формирование у ребенка восприятия звука, цвета и формы как игрового материала. С помощью этих средств можно нарисовать портрет и пейзаж, передать свое настроение, придумать историю или сказку.
Программа разработана на основе программы Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. Автор С.К. Кожохина. (Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. – М.: ТЦ Сфера, 2002.)
Содержание программы «Путешествие в мир искусства» в 4 классе не распределено на темы, автор также не указывает точного количества часов. Новым в содержании 4 класса является творческий проект, для выполнения которого учащиеся должны владеть всеми техниками, изученными в предыдущих классах. Количество проектов за год автором также не оговаривается, предлагаются лишь примерные темы для осуществления проектов. Ниже приводится таблица распределения часов и тем по годам обучения.
Цели курса:
-
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
-
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков coтрудничества в художественной деятельности;
-
овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира (за счет задействования на занятиях пяти сенсорных систем ребенка);
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- формирование навыков работы с различными художественными материалами.
В учебном плане на изучение программы художественной студии отводится 4 ч в неделю, всего 540 часов (в 1 классе 132 часа, во 2-4 классах по 136 часов).
Таблица распределения количества часов по годам обучения
№ п/п |
Разделы, темы |
Количество часов |
||||
Авторская программа |
Рабочая программа по классам |
|||||
1 кл. |
2 кл. |
3 кл. |
4 кл. |
|||
1 |
Вводное занятие |
8 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Пейзаж |
16 |
16 |
|
6 |
|
3 |
Цветоделение |
2 |
2 |
|
|
|
4 |
Портрет |
8 |
8 |
|
|
|
5 |
Натюрморт |
16 |
8 |
8 |
|
|
6 |
Батик |
40 |
18 |
8 |
12 |
|
7 |
Холодный батик |
2 |
2 |
|
|
|
8 |
Зима |
16 |
8 |
8 |
|
|
9 |
Монотипия |
6 |
2 |
4 |
|
|
10 |
Симультанное восприятие |
14 |
6 |
|
8 |
|
11 |
Тактильные ощущения |
2 |
2 |
2 |
|
|
12 |
Обонятельные ощущения |
2 |
2 |
2 |
|
|
13 |
Вкусовые ощущения |
2 |
2 |
2 |
|
|
14 |
Ощущение от прикосновения |
2 |
2 |
2 |
|
|
15 |
Иллюстрация сказки «Колобок» |
10 |
10 |
|
|
|
16 |
Цветы |
16 |
2 |
6 |
8 |
|
17 |
Папье-маше |
12 |
12 |
|
|
|
18 |
Арт-терапевтическая техника |
56 |
6 |
18 |
32 |
22 |
19 |
Кошки |
18 |
8 |
10 |
|
|
20 |
Узоры |
4 |
4 |
|
|
|
21 |
Бабочки |
8 |
8 |
|
|
|
22 |
Море |
10 |
|
10 |
|
|
23 |
Животные |
10 |
|
10 |
|
|
24 |
Автопортрет |
20 |
|
10 |
10 |
|
25 |
Работа с тестом |
4 |
|
4 |
4 |
|
26 |
Насекомые |
10 |
|
10 |
|
|
27 |
Транспорт |
8 |
|
8 |
|
|
28 |
Птицы |
10 |
|
10 |
|
|
29 |
Травы |
8 |
|
|
10 |
|
30 |
Природа |
8 |
|
|
10 |
|
31 |
Работа краской и клеем |
8 |
|
|
8 |
|
32 |
Семья |
10 |
|
|
10 |
|
33 |
Свадьба |
14 |
|
|
14 |
|
34 |
Творческие проекты |
Часы не указаны |
|
|
|
110 |
35 |
Итоги года |
8 |
2 |
2 |
2 |
2 |
36 |
|
|
|
|
|
|
|
Всего |
130+128+122 |
132 |
136 |
136 |
136 |
Программа рассчитана на детей 6-10 лет (1 класс – 6-7 лет, 2 класс – 7-8 лет, 3 класс - 8-9 лет, 4 класс - 9-10 лет).
Занятия проводятся как в форме аудиторных учебных часов (живопись, обучение техническим приемам рисования), так и в форме творческих выставок, арт-терапевтических занятий, игр с материалами и инструментами, творческих изобразительных проектов, экскурсий на природу, посещения художественных выставок и др.
Арт-терапевтические техники, психотерапевтические игры и творческие изобразительные проекты в течение курса чередуются в зависимости от педагогических задач, личностных потребностей детей.
-
Учебно-тематический план
№ |
Наименование разделов, тем |
Всего, час |
Количество часов |
Характеристика деятельности учащихся |
|||||||
Ауди-тор-ные |
Вне-ауди-тор-ные |
||||||||||
1 год обучения |
|||||||||||
1 |
Вводное занятие |
2 |
|
2 |
Использовать свои наблюдения за природными явлениями в художественно-творческой деятельности. Использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы. Передавать характер природных явлений выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, форма, объём). Определять и характеризовать эмоции, которые вызывают цвет в живописи, звуки в музыке, слова в стихах. Образно воспринимать искусство и окружающую действительность. Находить ассоциации природных форм, предметов быта, состояний природы, произведений различных видов искусства и т. д. Создавать простые художественные изделия Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, пластилин, бумага и др.). Различать и использовать основные и составные, теплые и холодные цвета Продумывать композицию рисунка, аппликации. |
||||||
2 |
Пейзаж |
16 |
10 |
6 |
|||||||
3 |
Цветоделение |
2 |
2 |
|
|||||||
4 |
Портрет |
8 |
4 |
4 |
|||||||
5 |
Натюрморт |
8 |
8 |
|
|||||||
6 |
Батик |
18 |
12 |
6 |
|||||||
7 |
Холодный батик |
2 |
2 |
|
|||||||
8 |
Зима |
8 |
4 |
4 |
|||||||
9 |
Монотипия |
2 |
|
2 |
|||||||
10 |
Симультанное восприятие |
6 |
6 |
|
|||||||
11 |
Тактильные ощущения |
2 |
|
2 |
|||||||
12 |
Обонятельные ощущения |
2 |
|
2 |
|||||||
13 |
Вкусовые ощущения |
2 |
|
2 |
|||||||
14 |
Ощущение от прикосновения |
2 |
|
2 |
|||||||
15 |
Иллюстрация сказки «Колобок» |
10 |
6 |
4 |
|||||||
16 |
Цветы |
2 |
2 |
|
|||||||
17 |
Папье-маше |
12 |
12 |
|
|||||||
18 |
Арт-терапевтическая техника |
6 |
|
6 |
|||||||
19 |
Кошки |
8 |
2 |
6 |
|||||||
20 |
Узоры |
4 |
2 |
2 |
|||||||
21 |
Бабочки |
8 |
6 |
2 |
|||||||
22 |
Итоги года |
2 |
|
2 |
|||||||
|
Итого: |
132 |
78 |
54 |
|||||||
2 год обучения |
|||||||||||
1 |
Вводное занятие |
2 |
|
2 |
Использовать свои наблюдения за природными явлениями в художественно-творческой деятельности. Создавать простые художественные изделия Передавать характер природных явлений выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, форма, объём).
Выражать собственное мнение при посещении художественных музеев и выставок. Передавать характер природных явлений выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, объём, композиция). Иметь представление о различных видах и жанрах пластических искусств. Выполнять композицию на обозначенные темы живописными средствами. Сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство). Определять основные виды и жанры пластических искусств. Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, пластилин, бумага и др.). Различать и использовать основные и составные, теплые и холодные цвета, составлять разнообразные оттенки цвета. Продумывать и выстраивать композицию рисунка, аппликации. Вычленять основные формы и использовать их в рисунке, лепке и бумажной пластике. |
||||||
2 |
Натюрморт |
8 |
4 |
4 |
|||||||
3 |
Батик |
8 |
8 |
|
|||||||
4 |
Зима |
8 |
4 |
4 |
|||||||
5 |
Монотипия |
4 |
4 |
|
|||||||
6 |
Тактильные ощущения |
2 |
|
2 |
|||||||
7 |
Обонятельные ощущения |
2 |
|
2 |
|||||||
8 |
Вкусовые ощущения |
2 |
|
2 |
|||||||
9 |
Ощущение от прикосновения |
2 |
|
2 |
|||||||
10 |
Цветы |
6 |
4 |
2 |
|||||||
11 |
Арт-терапевтическая техника |
18 |
|
18 |
|||||||
12 |
Кошки |
10 |
6 |
4 |
|||||||
13 |
Море |
10 |
8 |
2 |
|||||||
14 |
Животные |
10 |
4 |
6 |
|||||||
15 |
Автопортрет |
10 |
10 |
|
|||||||
16 |
Работа с тестом |
4 |
4 |
|
|||||||
17 |
Насекомые |
10 |
8 |
2 |
|||||||
18 |
Транспорт |
8 |
4 |
4 |
|||||||
19 |
Птицы |
10 |
6 |
4 |
|||||||
20 |
Итоги года |
2 |
|
2 |
|||||||
|
Итого: |
136 |
74 |
62 |
|||||||
3 год обучения |
|||||||||||
1 |
Вводное занятие |
2 |
|
2 |
Иметь представление о различных видах и жанрах пластических искусств. Выполнять композицию по представлению на обозначенные темы графическими и живописными средствами. Понимать и самостоятельно оценивать замысел художника, воплощённый в картине или скульптуре. Выражать собственное мнение при посещении художественных музеев и выставок. Сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство). Создавать сюжетные композиции на основе произведений искусства разных исторических эпох в технике аппликации, коллажа, батика, объёмно-пространственных коллективных композиций. Определять основные виды и жанры пластических искусств. Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, пластилин, глина, бумага и др.). Применять средства художественной выразительности в рисунке и живописи, декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки. Различать и использовать основные и составные, теплые и холодные цвета, контрастные и нюансные цветовые отношения, составлять разнообразные оттенки цвета. Продумывать и выстраивать композицию рисунка, аппликации. Вычленять основные формы и использовать их в рисунке, лепке и бумажной пластике. |
||||||
2 |
Пейзаж |
6 |
2 |
4 |
|||||||
3 |
Батик |
12 |
12 |
|
|||||||
4 |
Симультанное восприятие |
8 |
8 |
|
|||||||
5 |
Цветы |
8 |
2 |
6 |
|||||||
6 |
Арт-терапевтическая техника |
32 |
|
32 |
|||||||
|
Автопортрет |
10 |
10 |
|
|||||||
29 |
Работа с тестом |
4 |
4 |
|
|||||||
30 |
Травы |
10 |
6 |
4 |
|||||||
31 |
Природа |
10 |
4 |
6 |
|||||||
32 |
Работа краской и клеем |
8 |
8 |
|
|||||||
33 |
Семья |
10 |
4 |
6 |
|||||||
34 |
Свадьба |
14 |
10 |
4 |
|||||||
35 |
Итоги года |
2 |
|
2 |
|||||||
|
Итого: |
136 |
70 |
66 |
|||||||
4 год обучения |
|||||||||||
1 |
Вводное занятие |
2 |
|
2 |
|||||||
2 |
Арт-терапевтическая техника |
22 |
|
22 |
|||||||
3 |
Творческие проекты |
110 |
60 |
40 |
|||||||
4 |
Итоги года |
2 |
|
2 |
|||||||
|
Итого: |
136 |
60 |
66 |
-
Содержание обучения
1 класс (132 ч)
Вводное занятие (2 ч)
Пейзаж (16 ч) Путешествие по горам. Горные породы. Волшебные цвета. Основные и дополнительные. Сказочный лес. Краски леса. Чудеса с цветом.
Цветоделение (2 ч) Теплое и холодное царства.
Портрет (8 ч) Смешинки и злючки. Зеркало души. Как рассардить (развеселить) цвет. Маска, я тебя знаю. Ожившие маски.
Натюрморт (8 ч) Натюрморт с рыбками. Разноцветный натюрморт. Золотая рыбка. Настоящая картина.
Батик (18 ч) Подводное царство. Путешествие на морское дно. Цветные брызги, или Водолей. Ожившая ткань. Сказочная плица. Я - птица. Разные птицы. Волшебное перышко. Вот какие птицы.
Холодный батик (2 ч) Танец снежинок под зимними деревьями.
Зима (8 ч) Здравствуй, красавица-зима. Путешествие на Северный полюс. Зимние узоры. Моя зима.
Монотипия (2 ч) Чудесные превращения
Симультанное восприятие (6 ч) Дострой изображение. Сказка оживает в рамке. Волшебная рамка.
Тактильные ощущения. (2 ч) А что там в мешочке?
Обонятельные ощущения (2 ч) Что нам подскажет запах
Вкусовые ощущения (2 ч) Нарисуй вкус …
Ощущение от прикосновения (2 ч) Потрогай и нарисуй.
Иллюстрация сказки «Колобок» (10 ч) Волшебные советы. Мы артисты и живописцы. Мы фантазеры. Волшебные цвета. Мы сказочники.
Волшебные цветы на лугу (2 ч) Коллективная работа.
Папье-маше (12 ч) Авторская тарелка на стену. Липкие бумажки. Целиковая тарелка. Волшебные цветы на тарелке. Мы – волшебники. Оригинальная тарелка.
Арт-терапевтическая техника (6 ч) Песочные замки. Волшебница голубая глина.
Кошки (8 ч) Нарисуй себя в образе кота. Я маленький котик. Как много кошек на земле. Вот такой получается кот.
Узоры (4 ч) Волшебные камушки. Теплая душа камней.
Бабочки (8 ч) Красавица – бабочка (композиция). Я – бабочка. Утро в лесу. Бабочки на весеннем лугу (коллективная работа)
Итоги года (2 ч) Совместное занятие детей и родителей «Мир, в котором я живу».
2 класс (136 ч)
Вводное занятие (2 ч) Мои летние впечатления.
Море (10 ч) Волшебство уходящего дня на море (реке). Море волнуется раз, море волнуется два… морские истории. Путешествие на морские дно. На море полный штиль.
Цветы (6 ч) Чудо – цветок. Озорные цветы. Цветочный хоровод.
Животные (10 ч) Звериная семейка. Зверье мое. Праздник зверей. Зверинец. Голоса животных.
Монотипия (4 ч) Волшебные картинки.
Автопортрет (10 ч) Я дома. Вот такой я человек (8 ч)
Батик (8 ч) Сказочный зимний лес.
Арт-терапевтическая техника (18 ч) Карнавальная маска (работа с гримом). Предметная скульптура. Музыка и живопись мой страх. Мои ощущения. Музыка нам нарисует. Волшебница глина. Золотой песок.
Работа с тестом (4 ч) Образ природы.
Натюрморт (8 ч) Разговор разных сосудов.
Зимний город (8 ч) Как красив наш город зимой.
Тактильные ощущения. (2 ч) А что там в мешочке?
Обонятельные ощущения (2 ч) Что нам подскажет запах
Вкусовые ощущения (2 ч) Нарисуй вкус …
Ощущение от прикосновения (2 ч) Потрогай и нарисуй.
Насекомые (10 ч) Букашки – таракашки (иллюстрации к сказкам «Муха – Цокотуза», «Тараканище»).
Транспорт (8 ч) Фантастический транспорт (работа рельефной краской).
Кошки (10 ч) Наша любимица кошка (коллаж).
Птицы (10 ч) Синяя птица (работа в технике батика).
Итоговое занятие (2 ч) «Путешествие» (совместное с родителями).
3 класс (136 ч)
Вводное занятие (2 ч) Мои наблюдения за лето.
Травы (10 ч) Травка – муравка зелененькая (работа гелевымы ручками и пастельными карандашами).
Природа (10 ч) Капризы природы (работа гуашью).
Арт-терапевтическая техника (32 ч) Музыка природы. Мандала. Волшебный сад (коллективная работа). Маска: мое животное (работа с гримом). Веселые игры (тренинг). Путешествие на ковре – самолете. Монотипия. Противоположные цвета. Хоровод крылатых (коллективная работа). Чернильные пятна и бабочки. Большая семья (работа с глиной). Мои желания. Путешествие на полянку. Нарисуй свои ощущения. Медитативная техника. Техника каракулей.
Автопортрет (10 ч) Авангардный автопортрет (коллаж).
Работа краской и клеем (8 ч) Волшебный замок.
Батик. Лубок (12 ч) Птицы Сирин и Алконост (техника батик по мотивам лубочных картинок).
Семья (10 ч) Моя семья (пастельные карандаши, карандаши).
Пейзаж (6 ч)
Цветы (8 ч) Праздник цветов (техника граттаж)
Симультанное восприятие (8 ч) Дострой изображение.
Свадьба (14 ч) Свадьба (работа гуашью).
Работа с тестом (4 ч) Образ природы
Итоговое занятие (2 ч) разноцветный мир. Совместное занятие детей и родителей.
4 класс (136 ч)
Вводное занятие (2 ч) Летние фантазии.
Арт-терапевтическая техника (22ч) Музыка ветра. Музыка дождя. Волшебный круг (коллективная работа). Веселые игры (тренинг). Монотипия. Магия цвета. Маска, снова маска (работа с гримом). Семейный портрет (работа с глиной). Мои желания. Путешествие на весенний луг. Нарисуй свои ощущения. Медитативная техника. Творческие проекты (110 ч), по 8-12 ч на каждый проект:
Полет Синей птицы. Я и моя душа. Тайны детской души. Сновидения. Мои мечты. В поход за Синей птицей. Я и мои друзья. Такие мы на самом деле. Я и мой город. Любовь. Полет на ковре-самолете.
Итоговое занятие (2 ч) Как прекрасен этот мир. Совместное занятие детей и родителей.
-
Предполагаемые результаты реализации программы
1-2 класс: 1 уровень результатов внеурочной деятельности (приобретение социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни)
Личностные результаты:
- эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе);
- приобретение опыта эмоционально-чувственного восприятия цвета, формы,
- приобретение опыта взаимодействия друг с другом и с педагогом;
- первоначальные навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках;
Метапредметные результаты:
- формирование умения видеть и воспринимать явления художественной культуры в окружающей жизни;
- формирование мотивации художественно-творческой деятельности,
- формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности.
Предметные результаты:
- понимание значения искусства в жизни человека и общества;
- формирование интереса к художественным традициям своего народа.
- умение использовать некоторые материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности;
3 класс: 2 уровень результатов внеурочной деятельности (формирование позитивного отношения школьника к основным ценностям нашего общества и к социальной реальности в нем)
Личностные результаты:
- эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям)
- приобретение опыта эмоционально-чувственного восприятия цвета, формы, пространства музыки, мимики и движения;
- приобретение опыта взаимодействия друг с другом и с педагогом;
- способность нестандартно мыслить, работая с разными материалами, выстраивая творческие замыслы и реализуя их;
- навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках, стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения;
- владение изобразительной терминологией: пространство, форма, цвет, перспектива,
Метапредметные результаты:
- умение видеть и воспринимать явления художественной культуры в окружающей жизни;
- использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (русский язык, литература, окружающий мир);
- формирование мотивации и умения организовывать художественно-творческую деятельность, выбирая средства для реализации художественного замысла (с помощью педагога);
- формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
- понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства;
- умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу;
- проявление интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
- способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
- умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности;
4 класс: 3 уровень результатов внеурочной деятельности (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия)
Личностные результаты:
- эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям)
- приобретение опыта эмоционально-чувственного восприятия цвета, формы, пространства музыки, мимики и движения;
- умение свободно выражать свое «Я» с помощью цвета, линии, звука, мимики, пластики движений;
- приобретение опыта взаимодействия друг с другом и с педагогом;
- способность нестандартно мыслить, работая с разными материалами, выстраивая творческие замыслы и реализуя их;
- художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства;
- способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
- сформированное представление о жанрах в живописи — натюрморте, портрете, автопортрете, пейзаже;
- навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках, стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения;
- владение изобразительной терминологией: пространство, форма, цвет, перспектива, гармония, колорит и др.
Метапредметные результаты:
- умение видеть и воспринимать явления художественной культуры в окружающей жизни;
- активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (русский язык, литература, окружающий мир);
- формирование мотивации и умения организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирая средства для реализации художественного замысла;
- формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
- понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику;
- умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу;
- осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности;
- проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
- способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
- умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных
-
Формы и виды контроля
В 1-2 классах проводятся выставки работ в классе после завершения каждой темы, проходит обсуждение и анализ работ, создается «Альбом наших достижений».
В 3 классе выставки проводятся на школьном уровне, учащиеся активно участвуют в различных художественно-эстетических конкурсах. Продолжается работа по созданию «Альбома».
В 4 классе учащиеся приобретают опыт самостоятельного социального действия. Формой отчетности являются защита творческих проектов, выполнение декораций к школьному спектаклю, оформление клумбы в подшефном детском саду.
-
Методические рекомендации
На первой ступени образовательного уровня ребенок
В 1 классе ребенок знакомится с реальным миром природы, окружающей средой, а также фантастическим миром сказки; персонажем его произведений является герой сказки или истории, придуманной им самим, На этой ступени особенно важны некоторые понятия и объекты детского взаимодействия.
Материал — взаимодействие с материалами разной фактуры и происхождения, выявление их внешних признаков, умение проводить ассоциации и аналогии при тактильных ощущениях с завязанными глазами.
Цвет — понятие основных и дополнительных, умение из основных получить составные: оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый, а также светлые и темные оттенки, различать холодные и теплые цвета, умение передавать их характер с помощью движений тела и звуков, учиться эмоциональности проявления чувств при взаимодействии с цветом.
Музыка— ее взаимодействие со звуками живой природы, заучивание и исполнение песен, умение видеть в музыке образы и цвет, различать характер звуков и передавать их с помощью движений тела и мимики, по музыкальному произведению сочинять истории, с помощью окружающих предметов сочинять мелодию, создавать «шумовой оркестр».
Эмоции — знакомство с мимикой, умение с ее помощью, а также пластикой движений передавать различные эмоции, изображать портрет злого и доброго, веселого и сердитого человека (персонажа сказки), прислушиваться к своим чувствам и говорить о них.
Чувства— расширение эмоционально-чувственного мира детей, их умение чувствовать себя и окружающих, движения, взгляд, мимику, цвет, линию, музыку, сказку и другие объекты искусства и нашего окружения.
Движения — развитие подвижности в играх, упражнениях и техниках; овладение навыками передавать характер персонажа пластикой движения.
Линия — использование линии для передачи движения и характера персонажа: добрая линия, злая, колючая, тихая, спокойная; умение с помощью нити из клубка рисовать на полу разные
изображения.
Форма — знакомство с простыми геометрическими формами (прямоугольная, квадратная, круглая, овальная, треугольная), умение проводить аналогии и ассоциации образов из жизни с формами: голова — овальная, стол — прямоугольный, тарелка —
круглая и т.д.
Фактура — накопление ощущений от тактильных взаимодействий, их материализация в зарисовках и т.д.
Пространство — передний и дальний план, линия горизонта, равномерное заполнение всего пространства на листе.
Персонаж:— герой сказки истории или придуманный герой. Взаимодействие — друг с другом, с педагогом и с любым другим человеком; практика общения на занятиях; навыки передачи характера персонажа с помощью пространства.
Во 2 классе ребенок уже может анализировать и описывать свойства объектов и явлений. Дети совершают устные путешествия по картинам художников. Игра насыщается элементами искусства. Ребята находят в любом изображении и репродукции цветовое пятно, характерную линию, передний и дальний план, линию горизонта, мелодию и звук, движение и т.п. На этом этапе развивается ассоциативно-образное и абстрактное мышления. Дети могут передать пластикой движений, интонацией голоса рисуемый персонаж, инсценировать любую картинку, взаимодействовать друг с другом, угадать настроение друг друга и настроение музыки. Они знакомятся с симметрией в природе и учатся передавать ее в изображаемых объектах.
В 3 классе дети уже более осмысленно взаимодействуют с миром искусства. Они способны улавливать тонкие переходы одного цвета в другой, нюансы характера звука и формы, чувственно воспринимать окружающий мир и явления природы, что очень важно для личностного и творческого роста ребенка. Чувство помогает полноте самовыражения в создаваемых произведениях и взаимодействия ребенка с миром.
Расширяются старые понятия, появляются новые. Дети уже способны уловить периодику ритма в жизни, ритмичность в музыке и звуке, движении, умеют строить
Основной целью обучения в 4 классе является предоставление детям средств, обеспечивающих их личностное саморазвитие, понимание самих себя и своего места в мире других людей, а также закономерностей мира, в котором они живут, понимание перспектив будущего, которые затронут их самих.
Арт-терапевтические техники, психотерапевтические игры и творческие изобразительные проекты в течение курса чередуются в зависимости от педагогических задач, личностных потребностей детей.
Основным творческим проектом может выступить тематическая выставка детских работ в технике батика с применением многообразных технологий.
-
Материально-техническое обеспечение
№ |
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Кол-во |
|
|
|
1.
|
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция): Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. – М.: ТЦ Сфера, 2002. |
1 шт. |
|
|
|
1. 2. 3.
4. |
Портреты русских художников Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента. Схемы по правилам рисования предметов, растений, животных, птиц, человека. Таблицы по народным промыслам, декоративно-прикладному искусству. |
1 комплект 4 шт. 7 шт.
5 шт. |
3.Технические средства обучения: |
|
|
1. 2. 3. |
Магнитная доска ПК Мультимедийное оборудование |
1 на класс 1на класс 1на класс |
4.Экранно-звуковые пособия: |
|
|
1. 2.
3. |
Электронная библиотека по искусству. Презентации по памятникам архитектуры, художественным музеям, видам и жанрам изобразительного искусства, художественным промыслам Аудиозаписи музыки «Музыка для души», «Музыка для релаксации» |
1 шт. 6 шт.
2 шт. |
5. Игры и игрушки: |
|
|
1. 2. 3. 4. 5. |
Набор матрешек Набор посуды расписанной «Хохлома» Образцы дымковской игрушки Образцы детских мягких, пластмассовых игрушек Муляжи овощей, фруктов |
1 набор 1 набор 3 шт. 4 шт. 1 набор |
6. Оборудование класса: |
|
|
1. 2. 3.
4. |
Ученические столы с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенная доска для вывешивания иллюстративного материала. |
По количеству учащихся в классе |
Согласовано Согласовано
Протокол заседания Заместитель директора по УМР
методического объединения учителей № 1 _____________ В.В..Коробейко
от 26.08.2010 г. 30.08.2010 г.
Руководитель МО ________ И.А.Мкртычан
- Методика обучения окружающему миру, технологии и изобразительному искусству (ФГОС)
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»