Кубизм. Мир Пабло Пикассо
«Кубизм. Мир Пабло Пикассо»
Кудрявых Елена Леонидовна,
учитель МХК высшей категории
Тип урока: комплексный урок.
Вид урока: лекция с элементами исследования.
Цель и задачи:
· дать представление о кубизме и его специфике;
· формировать представления учащихся, как идеи кубизма раскрылись в искусстве Пабло Пикассо;
· показать, как происходила эволюция творчества художника от «голубого» к «розовому» периоду;
· познакомить с биографией творца, раскрыть значимость его искусства в жизни людей;
· формировать понимание особенности художественных приёмов, адекватно воспринимать и оценивать произведения;
· расширить кругозор учащихся, активизировать их познавательную активность в области мирового искусства.
«Кубизм. Мир Пабло Пикассо»
Кудрявых Елена Леонидовна,
учитель МХК высшей категории
Тип урока: комплексный урок.
Вид урока: лекция с элементами исследования.
Цель и задачи:
-
дать представление о кубизме и его специфике;
-
формировать представления учащихся, как идеи кубизма раскрылись в искусстве Пабло Пикассо;
-
показать, как происходила эволюция творчества художника от «голубого» к «розовому» периоду;
-
познакомить с биографией творца, раскрыть значимость его искусства в жизни людей;
-
формировать понимание особенности художественных приёмов, адекватно воспринимать и оценивать произведения;
-
расширить кругозор учащихся, активизировать их познавательную активность в области мирового искусства.
Оборудование урока:
-
компьютер;
-
мультимедийный проектор;
-
экран;
-
мобильный компьютерный класс;
-
репродукции картин «Старый нищий с мальчиком», «Девочка на шаре», «Авиньонские девицы», «Герника».
ХОД УРОКА.
Кубизм не «зерно» и не «зародыш», а искусство, для которого прежде всего важна форма... Форма и цвет приобретают у нас собственное значение.
П. Пикассо
I. Вступительное слово учителя: Мы с вами несколько уроков говорим о так называемом мире «новой реальности». Стили, направления, становящиеся всё сложнее и сложнее для понимания и восприятия. Мир становился сложнее, уходила гармония из душ людей, их взаимоотношений. А искусство, как зеркало, отражало дисгармонию и диспропорцию окружающей жизни. В большой мере отошёл от традиционных форм искусства кубизм. Современники видели в кубизме революционный отказ от реализма в угоду новому художественному видению действительности сквозь призму геометрических фигур (куб, конус, цилиндр). Творцом кубизма стал Пабло Пикассо. В начале XX
века он пришел к мысли, что живопись не способна разрешить проблемы эпохи. Искусство может лишь интерпретировать, анализировать, создавать пластические формы - и не более того. Мы сегодня с вами попытаемся понять специфику кубизма, как идеи кубизма раскрылись в искусстве Пабло Пикассо. Некоторые из вас получили индивидуальные задания опережающего характера. Мы послушаем выступления ребят и попробуем проанализировать с моей помощью наиболее известные работы Пикассо.
(Слайды с портретом художника, определением кубизма, его характерных особенностей).
II. Выступает ученик с кратким биографическим календарём Пикассо. Затем следует сообщение о «голубом» и «розовом» периоде творчества художника. Демонстрируются слайды, класс вместе с учителем отмечает характерные особенности направления.
Далее следует сообщение об одном из самых значительных произведений художника – картине «Герника», истории её создания. Учитель предлагает вместе проанализировать картину – её композицию и символику.
III. (Учащиеся смотрят изображения на индивидуальных компьютерах.).
Следует процесс анализирования:
«Герника» представляет собой полотно-фреску, написанную маслом в чёрно-белых тонах, 3,5 м высотой и 7,8 м длиной. Это огромное полотно было написано с невероятной скоростью — всего за месяц.
«Герника» представляет сцены смерти, насилия, зверства, страдания и беспомощности, без указания их непосредственных причин. Выбор черно-белой палитры, с одной стороны, передает хронологическую близость к газетной фотографии того времени, с другой — отражает безжизненный характер войны.
«Герника» изображает страдающих людей, животных, и здания, трансформированные под воздействием насилия и хаоса.
-
Все сцены разворачиваются в пределах комнаты, в левой открытой части которой над женщиной, оплакивающей мёртвого ребенка в её руках, стоит бык с широко открытыми глазами.
-
Центральный план занят лошадью, падающей в агонии, как будто бы она только что была пронзена копьем или дротиком. Нос лошади и верхние зубы образованы формой человеческого черепа.
-
Под лошадью — мёртвый, по-видимому, расчлененный солдат, чья отрубленная рука все ещё сжимает обломок меча, из которого растет цветок.
-
Прозрачная лампочка в форме глаза горит над головой страдающей лошади (лампа из камеры пыток).
-
Справа вверху от лошади, античная маска, которая кажется свидетельницей происходящих перед нею сцен, как бы вплывает в комнату через окно. Её рука, также вплывающая в комнату, держит зажжённую лампу.
-
Непосредственно справа, чуть ниже вплывающей женской фигуры, преисполненная благоговейного страха женщина подалась к центру. Её безучастный взгляд направлен на сверкающую лампочку.
-
Кинжалы, олицетворяющие пронзительный крик, заменяют языки быка, скорбящей женщины, и лошади.
-
За быком, на полке — птица в панике, по-видимому, голубь.
-
На правом краю расположена фигура с поднятыми от ужаса руками, попавшая в ловушку из огня сверху и снизу.
-
Тёмная стена с открытой дверью завершает правый конец фрески.
-
На руках мёртвого солдата видны стигматы (болезненные кровоточащие раны, открывающиеся на теле некоторых глубоко религиозных людей — тех, кто «пострадал как Иисус»). Пикассо не был религиозен. Хотя его личность сформировалась под воздействием культуры преобладающе католической Испании, эти символы не должны интерпретироваться как христианская идентификация художника. В действительности, это отражает идею, что все мы часто вынуждены страдать безо всякой на то причины. Пикассо использует хорошо опознаваемый образ, чтобы продемонстрировать, как все мы схожи с Христом, в котором все мы страдаем и в конечном счёте умираем.
Символика изображённого на картине.
-
Изображённая в левом верхнем углу картины голова быка — это персонаж, который смотрит на всё происходящее вокруг абсолютно безразлично, его взгляд устремлён в никуда. Он не сочувствует участникам картины, не может понять всего ужаса происходящего.
-
Искусствоведы считают, что это олицетворение фашизма и всего мирового зла. Именно быку лошадь, находящаяся в центре, адресует свои последние «проклятья», но бык не замечает её, как и не замечает всего, что происходит вокруг.
-
Бык — символ глухоты, непонимания, неведения.
IV. Заключение. (Преполагаемые выводы учащихся).
В сознании многих поколений эта великая картина навсегда останется символом протеста против фашизма, который калечил людей физически и нравственно.
И кубизм как творческий метод совершенно не помешал большому художнику создать такое произведение, которое стало явлением в искусстве и переживет века.
V. Домашнее задание.
Мини-сообщения о Сальвадоре Дали и его картинах.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»