Обобщение опыта "Воспитание творческих способностей посредством театральной педагогики"
Развитие творческой личности, её самостоятельности и инициативы — одна из актуальных задач современной школы.
Детское театральное творчество обладает большими резервами воспитательного образовательного воздействия.
Деятельность школьников в процессе подготовки театрального действа должна быть, прежде всего, эстетической деятельностью. Это предполагает создание у школьников установок на познание действительности, всех сторон жизни в различных её проявлениях, отражение волнующих их нравственных проблем; общение со зрителями через произведение, созданное для театра; формирование интереса к искусству театра; стремление овладеть его выразительным языком, основами актёрского мастерства.
Эстетическая функция театральной педагогики выражается, прежде всего, в формировании творческого потенциала личности в целом, в развитии способности к творческой деятельности в трудовой, учебной и других сферах.
II. Проведённая мною диагностика показала, что ребята не умеют декламировать стихотворения, инсценировать отдельные сцены художественных произведений, не могут отличить диалог от монолога. К сожалению, в учебно-методическом комплексе недостаточно разработан аспект, связанный с творческим развитием личности в современных условиях коррекционной школы, где в смешанных классах обучаются дети разного уровня подготовленности и обучаемости по общеобразовательным программам VII и VIII видов. Все выше сказанное определяет актуальность моей темы.
Под творчеством я понимаю деятельность, порождающую нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и культурно- исторической уникальностью. Вопросам развитию творческой личности посвящено много исследований учёных педагогов, психологов (С.И.Ожегов, Л.Л.Шуба, Г.Н.Головина, Л.С.Выготский, Л.М.Фридман, М.Н. Скаткин, К.Д.Ушинский). В работах этих учёных значимыми для меня являются принципы формирования познавательного художественного чтения, развитие монологической и диалогической речи, организация разноуровневых заданий, организация групповой работы.
В работе над воспитанием творческих способностей у ребят я основывалась на изучении работ Ю.Алянского, А.Розанова, Е. Синицыной, А. Колбовской, Е. Фатеевой. В работе Е.Фатеевой театральное творчество несёт в себе большой коллективообразующий заряд.
Во — первых, театральная постановка «продукт» совместной деятельности, который требует концентрации сил каждого учащегося.
Во- вторых, разнообразие поставленных задач (сценических, актёрских, оформительных) даёт возможность каждому участнику максимально реализовать свои возможности и способности.
В- третьих, театральное творчество богато ситуациями совместного переживания, которое способствует эмоциональному сплочению коллектива.
В- четвёртых, в своей работе я основывалась на мнение Л.С.Выготского «детская постановка» даёт повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сочиняют, импровизируют роли…Изготовление бутафории, декорации, костюмов даёт повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, вырезают, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель, как части общего, волнующего замысла. Наконец, игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работу и даёт ей полное и окончательное выражение».
К.Д.Ушинский был убеждён, что предоставление ребёнку возможности свободного выбора, полной широкой деятельности, поглощающей всю его душу, посильной для него, и является истинной целью жизни.
III. Мой педагогический замысел заключается в том, чтобы эффективно развивать творческие способности через театрализацию, используя метод драматизации, метод импровизации и перевоплощения.
Свою работу представляю в виде трёх этапов:
1. этап. Создание сценария, распределение ролей,
прослушивание аудиозаписи, изготовление декораций,
театрального плаката;
2 этап. Репетиция;
3 этап. Анализ драматической работы.
В работе я использую свои приёмы адекватные поставленной цели. При этом особый акцент делаю на посещение театра с целью повышения актёрского мастерства, использование ролевых игр и других форм обучения. Преимущественно я отдаю предпочтение таким видам творческой деятельности, которые побуждают к проявлению инициативы, самостоятельности, развивают языковое чутьё, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливают на поиск новых творческих решений, формируют у них элементарный самоконтроль, способность к саморегуляции своих действий.
Эффективна интеграция учебного материала (русский язык, литература, история, музыка, ИЗО). Материал, который я использую в своей работе, берётся из методических пособий, журналов, сочетая их со своими разработками.
VI. Результативность моей разработки выражается в том, что у ребят появился интерес к искусству театра. В процессе работы над спектаклем ребята научились перевоплощаться, импровизировать, свободно двигаться по сцене, приобрели способности наблюдать и оценивать театральное действа, научились использовать полученные знания самостоятельно, передавать свои знания и умения более младшим ребятам.
Проведённая впоследствии диагностика среди детей показала, что ребята научились работать с дополнительным материалом, умеют грамотно задавать вопросы, объяснять, обобщать и выделять главное. Ведь для того, чтобы хорошо поставить спектакль, надо изучить эпоху, соответствующую изображаемым событиям, надо познакомиться с особенностями творчества автора. Однако создание спектакля не есть конечная цель совместной деятельности педагога и детского коллектива. Главное- воспитание человека, его души и чувств.
V. Своим опытом я делилась на методическом объединении словесников, давала открытые уроки («Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром»), где использовала инсценирование пословиц, басен, сказок. Изучение литературы совмещала с другими видами искусства.
В общем, мой опыт был оценён положительно. Было отмечено, что позитивное в нем то, что учитель большое внимание уделяет развитию творческих способностей ребят, развитию их потенциала. Для достижения этой цели придерживается следующего правила:
— ребёнок должен сам добывать, осмысливать, перерабатывать и
использовать знания.
На своих уроках использую нестандартные формы обучения: «Урок-путешествие», «урок- сказка», «урок-размышление», «урок- игра», «мастерские».
Таким образом, анализ показывает, что мой опыт сочетает в себе различные элементы, соответствует возрасту детей, их индивидуальным способностям и поставленной цели.
В ходе обсуждения моего опыта был сделан вывод о том, что он представляет актуальность для учителей разных школ.
Литература:
1. Алянский Ю.Л. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре. Л.: Детская литература, 1990.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. — 245 с.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: уч. пособ. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
4. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. М., 1975.
5. Фридман JI.M., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1995.
Обобщение опыта
«Воспитание творческих способностей посредством театральной педагогики».
Составитель: учитель русского языка
и литературы
Тимошенко Елена
Анатольевна,
школа 487
г. Санкт- Петербурга
г. Санкт-Петербург, 2011
I. Современные ученые- педагоги ведут неустанный поиск новых воспитательных средств и форм, изучают условия духовного развития подрастающего поколения, исследуют различные технологии воспитания, обеспечивающие гуманизацию педагогического процесса.
Развитие творческой личности, её самостоятельности и инициативы - одна из актуальных задач современной школы.
Детское театральное творчество обладает большими резервами воспитательного образовательного воздействия.
Деятельность школьников в процессе подготовки театрального действа должна быть, прежде всего, эстетической деятельностью. Это предполагает создание у школьников установок на познание действительности, всех сторон жизни в различных её проявлениях, отражение волнующих их нравственных проблем; общение со зрителями через произведение, созданное для театра; формирование интереса к искусству театра; стремление овладеть его выразительным языком, основами актёрского мастерства.
Эстетическая функция театральной педагогики выражается, прежде всего, в формировании творческого потенциала личности в целом, в развитии способности к творческой деятельности в трудовой, учебной и других сферах.
II. Проведённая мною диагностика показала, что ребята не умеют декламировать стихотворения, инсценировать отдельные сцены художественных произведений, не могут отличить диалог от монолога. К сожалению, в учебно-методическом комплексе недостаточно разработан аспект, связанный с творческим развитием личности в современных условиях коррекционной школы, где в смешанных классах обучаются дети разного уровня подготовленности и обучаемости по общеобразовательным программам VII и VIII видов. Все выше сказанное определяет актуальность моей темы.
Под творчеством я понимаю деятельность, порождающую нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и культурно- исторической уникальностью. Вопросам развитию творческой личности посвящено много исследований учёных педагогов, психологов (С.И.Ожегов, Л.Л.Шуба, Г.Н.Головина, Л.С.Выготский, Л.М.Фридман, М.Н. Скаткин, К.Д.Ушинский). В работах этих учёных значимыми для меня являются принципы формирования познавательного художественного чтения, развитие монологической и диалогической речи, организация разноуровневых заданий, организация групповой работы.
В работе над воспитанием творческих способностей у ребят я основывалась на изучении работ Ю.Алянского, А.Розанова, Е. Синицыной, А. Колбовской, Е. Фатеевой. В работе Е.Фатеевой театральное творчество несёт в себе большой коллективообразующий заряд.
Во - первых, театральная постановка «продукт» совместной деятельности, который требует концентрации сил каждого учащегося.
Во- вторых, разнообразие поставленных задач (сценических, актёрских, оформительных) даёт возможность каждому участнику максимально реализовать свои возможности и способности.
В- третьих, театральное творчество богато ситуациями совместного переживания, которое способствует эмоциональному сплочению коллектива.
В- четвёртых, в своей работе я основывалась на мнение Л.С.Выготского «детская постановка» даёт повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сочиняют, импровизируют роли…Изготовление бутафории, декорации, костюмов даёт повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, вырезают, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель, как части общего, волнующего замысла. Наконец, игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работу и даёт ей полное и окончательное выражение».
К.Д.Ушинский был убеждён, что предоставление ребёнку возможности свободного выбора, полной широкой деятельности, поглощающей всю его душу, посильной для него, и является истинной целью жизни.
III. Мой педагогический замысел заключается в том, чтобы эффективно развивать творческие способности через театрализацию, используя метод драматизации, метод импровизации и перевоплощения.
Свою работу представляю в виде трёх этапов:
1. этап. Создание сценария, распределение ролей,
прослушивание аудиозаписи, изготовление декораций,
театрального плаката;
2 этап. Репетиция;
3 этап. Анализ драматической работы.
В работе я использую свои приёмы адекватные поставленной цели. При этом особый акцент делаю на посещение театра с целью повышения актёрского мастерства, использование ролевых игр и других форм обучения. Преимущественно я отдаю предпочтение таким видам творческой деятельности, которые побуждают к проявлению инициативы, самостоятельности, развивают языковое чутьё, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливают на поиск новых творческих решений, формируют у них элементарный самоконтроль, способность к саморегуляции своих действий.
Эффективна интеграция учебного материала (русский язык, литература, история, музыка, ИЗО). Материал, который я использую в своей работе, берётся из методических пособий, журналов, сочетая их со своими разработками.
VI. Результативность моей разработки выражается в том, что у ребят появился интерес к искусству театра. В процессе работы над спектаклем ребята научились перевоплощаться, импровизировать, свободно двигаться по сцене, приобрели способности наблюдать и оценивать театральное действа, научились использовать полученные знания самостоятельно, передавать свои знания и умения более младшим ребятам.
Проведённая впоследствии диагностика среди детей показала, что ребята научились работать с дополнительным материалом, умеют грамотно задавать вопросы, объяснять, обобщать и выделять главное. Ведь для того, чтобы хорошо поставить спектакль, надо изучить эпоху, соответствующую изображаемым событиям, надо познакомиться с особенностями творчества автора. Однако создание спектакля не есть конечная цель совместной деятельности педагога и детского коллектива. Главное- воспитание человека, его души и чувств.
V. Своим опытом я делилась на методическом объединении словесников, давала открытые уроки («Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром»), где использовала инсценирование пословиц, басен, сказок. Изучение литературы совмещала с другими видами искусства.
В общем, мой опыт был оценён положительно. Было отмечено, что позитивное в нем то, что учитель большое внимание уделяет развитию творческих способностей ребят, развитию их потенциала. Для достижения этой цели придерживается следующего правила:
- ребёнок должен сам добывать, осмысливать, перерабатывать и
использовать знания.
На своих уроках использую нестандартные формы обучения: «Урок-путешествие», «урок- сказка», «урок-размышление», «урок- игра», «мастерские».
Таким образом, анализ показывает, что мой опыт сочетает в себе различные элементы, соответствует возрасту детей, их индивидуальным способностям и поставленной цели.
В ходе обсуждения моего опыта был сделан вывод о том, что он представляет актуальность для учителей разных школ.
Литература:
1. Алянский Ю.Л. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре. Л.: Детская литература, 1990.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. - 245 с.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: уч. пособ. М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
4. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. М., 1975.
5. Фридман JI.M., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1995.
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Российское общество «Знание» (РОЗ): реализация государственной политики в области воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных организаций и людей пожилого возраста»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»