В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Обобщение опыта "Воспитание творческих способностей посредством театральной педагогики"

Обобщение опыта "Воспитание творческих способностей посредством театральной педагогики"

Елена Тимошенко
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 1 голосов:1просмотров: 5092 комментариев: 1
Краткое описание
Обобщение опыта
Описание
 I. Современные ученые- педагоги ведут неустанный поиск новых воспитательных средств и форм, изучают условия духовного развития подрастающего поколения, исследуют различные технологии воспитания, обеспечивающие гуманизацию педагогического процесса.
 Развитие творческой личности, её самостоятельности и инициативы — одна из актуальных задач современной школы.
 Детское театральное творчество обладает большими резервами воспитательного образовательного воздействия.
 Деятельность школьников в процессе подготовки театрального действа должна быть, прежде всего, эстетической деятельностью. Это предполагает создание у школьников установок на познание действительности, всех сторон жизни в различных её проявлениях, отражение волнующих их нравственных проблем; общение со зрителями через произведение, созданное для театра; формирование интереса к искусству театра; стремление овладеть его выразительным языком, основами актёрского мастерства.
 Эстетическая функция театральной педагогики выражается, прежде всего, в формировании творческого потенциала личности в целом, в развитии способности к творческой деятельности в трудовой, учебной и других сферах.
 II. Проведённая мною диагностика показала, что ребята не умеют декламировать стихотворения, инсценировать отдельные сцены художественных произведений, не могут отличить диалог от монолога. К сожалению, в учебно-методическом комплексе недостаточно разработан аспект, связанный с творческим развитием личности в современных условиях коррекционной школы, где в смешанных классах обучаются дети разного уровня подготовленности и обучаемости по общеобразовательным программам VII и VIII видов. Все выше сказанное определяет актуальность моей темы.
Под творчеством я понимаю деятельность, порождающую нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и культурно- исторической уникальностью. Вопросам развитию творческой личности посвящено много исследований учёных педагогов, психологов (С.И.Ожегов, Л.Л.Шуба, Г.Н.Головина, Л.С.Выготский, Л.М.Фридман, М.Н. Скаткин, К.Д.Ушинский). В работах этих учёных значимыми для меня являются принципы формирования познавательного художественного чтения, развитие монологической и диалогической речи, организация разноуровневых заданий, организация групповой работы.
 В работе над воспитанием творческих способностей у ребят я основывалась на изучении работ Ю.Алянского, А.Розанова, Е. Синицыной, А. Колбовской, Е. Фатеевой. В работе Е.Фатеевой театральное творчество несёт в себе большой коллективообразующий заряд.
Во — первых, театральная постановка «продукт» совместной деятельности, который требует концентрации сил каждого учащегося.
 
Во- вторых, разнообразие поставленных задач (сценических, актёрских, оформительных) даёт возможность каждому участнику максимально реализовать свои возможности и способности.
В- третьих, театральное творчество богато ситуациями совместного переживания, которое способствует эмоциональному сплочению коллектива.
В- четвёртых, в своей работе я основывалась на мнение Л.С.Выготского «детская постановка» даёт повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сочиняют, импровизируют роли…Изготовление бутафории, декорации, костюмов даёт повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, вырезают, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель, как части общего, волнующего замысла. Наконец, игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работу и даёт ей полное и окончательное выражение».
 К.Д.Ушинский был убеждён, что предоставление ребёнку возможности свободного выбора, полной широкой деятельности, поглощающей всю его душу, посильной для него, и является истинной целью жизни.
 III. Мой педагогический замысел заключается в том, чтобы эффективно развивать творческие способности через театрализацию, используя метод драматизации, метод импровизации и перевоплощения.
Свою работу представляю в виде трёх этапов:
1. этап. Создание сценария, распределение ролей,  
прослушивание аудиозаписи, изготовление декораций,  
театрального плаката;
2 этап. Репетиция;
3 этап. Анализ драматической работы.
 В работе я использую свои приёмы адекватные поставленной цели. При этом особый акцент делаю на посещение театра с целью повышения актёрского мастерства, использование ролевых игр и других форм обучения. Преимущественно я отдаю предпочтение таким видам творческой деятельности, которые побуждают к проявлению инициативы, самостоятельности, развивают языковое чутьё, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливают на поиск новых творческих решений, формируют у них элементарный самоконтроль, способность к саморегуляции своих действий.
Эффективна интеграция учебного материала (русский язык, литература, история, музыка, ИЗО). Материал, который я использую в своей работе, берётся из методических пособий, журналов, сочетая их со своими разработками.
 
 
 
 
 
 
VIРезультативность моей разработки выражается в том, что у ребят появился интерес к искусству театра. В процессе работы над спектаклем ребята научились перевоплощаться, импровизировать, свободно двигаться по сцене, приобрели способности наблюдать и оценивать театральное действа, научились использовать полученные знания самостоятельно, передавать свои знания и умения более младшим ребятам.
Проведённая впоследствии диагностика среди детей показала, что ребята научились работать с дополнительным материалом, умеют грамотно задавать вопросы, объяснять, обобщать и выделять главное. Ведь для того, чтобы хорошо поставить спектакль, надо изучить эпоху, соответствующую изображаемым событиям, надо познакомиться с особенностями творчества автора. Однако создание спектакля не есть конечная цель совместной деятельности педагога и детского коллектива. Главное- воспитание человека, его души и чувств.
V Своим опытом я делилась на методическом объединении словесников, давала открытые уроки («Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром»), где использовала инсценирование пословиц, басен, сказок. Изучение литературы совмещала с другими видами искусства.
В общем, мой опыт был оценён положительно. Было отмечено, что позитивное в нем то, что учитель большое внимание уделяет развитию творческих способностей ребят, развитию их потенциала. Для достижения этой цели придерживается следующего правила:
— ребёнок должен сам добывать, осмысливать, перерабатывать и  
использовать знания.
 На своих уроках использую нестандартные формы обучения: «Урок-путешествие», «урок- сказка», «урок-размышление», «урок- игра», «мастерские».
Таким образом, анализ показывает, что мой опыт сочетает в себе различные элементы, соответствует возрасту детей, их индивидуальным способностям и поставленной цели.
В ходе обсуждения моего опыта был сделан вывод о том, что он представляет актуальность для учителей разных школ.
Литература:
 
1. Алянский Ю.Л. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре. Л.: Детская литература, 1990.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. — 245 с.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: уч. пособ. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
4. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. М., 1975.
5. Фридман JI.M., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1995.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18700 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Творческий отчет.doc Скачать







Обобщение опыта


«Воспитание творческих способностей посредством театральной педагогики».







Составитель: учитель русского языка

и литературы

Тимошенко Елена

Анатольевна,

школа 487

г. Санкт- Петербурга













г. Санкт-Петербург, 2011

I. Современные ученые- педагоги ведут неустанный поиск новых воспитательных средств и форм, изучают условия духовного развития подрастающего поколения, исследуют различные технологии воспитания, обеспечивающие гуманизацию педагогического процесса.

Развитие творческой личности, её самостоятельности и инициативы - одна из актуальных задач современной школы.

Детское театральное творчество обладает большими резервами воспитательного образовательного воздействия.

Деятельность школьников в процессе подготовки театрального действа должна быть, прежде всего, эстетической деятельностью. Это предполагает создание у школьников установок на познание действительности, всех сторон жизни в различных её проявлениях, отражение волнующих их нравственных проблем; общение со зрителями через произведение, созданное для театра; формирование интереса к искусству театра; стремление овладеть его выразительным языком, основами актёрского мастерства.

Эстетическая функция театральной педагогики выражается, прежде всего, в формировании творческого потенциала личности в целом, в развитии способности к творческой деятельности в трудовой, учебной и других сферах.

II. Проведённая мною диагностика показала, что ребята не умеют декламировать стихотворения, инсценировать отдельные сцены художественных произведений, не могут отличить диалог от монолога. К сожалению, в учебно-методическом комплексе недостаточно разработан аспект, связанный с творческим развитием личности в современных условиях коррекционной школы, где в смешанных классах обучаются дети разного уровня подготовленности и обучаемости по общеобразовательным программам VII и VIII видов. Все выше сказанное определяет актуальность моей темы.

Под творчеством я понимаю деятельность, порождающую нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и культурно- исторической уникальностью. Вопросам развитию творческой личности посвящено много исследований учёных педагогов, психологов (С.И.Ожегов, Л.Л.Шуба, Г.Н.Головина, Л.С.Выготский, Л.М.Фридман, М.Н. Скаткин, К.Д.Ушинский). В работах этих учёных значимыми для меня являются принципы формирования познавательного художественного чтения, развитие монологической и диалогической речи, организация разноуровневых заданий, организация групповой работы.

В работе над воспитанием творческих способностей у ребят я основывалась на изучении работ Ю.Алянского, А.Розанова, Е. Синицыной, А. Колбовской, Е. Фатеевой. В работе Е.Фатеевой театральное творчество несёт в себе большой коллективообразующий заряд.

Во - первых, театральная постановка «продукт» совместной деятельности, который требует концентрации сил каждого учащегося.


Во- вторых, разнообразие поставленных задач (сценических, актёрских, оформительных) даёт возможность каждому участнику максимально реализовать свои возможности и способности.

В- третьих, театральное творчество богато ситуациями совместного переживания, которое способствует эмоциональному сплочению коллектива.

В- четвёртых, в своей работе я основывалась на мнение Л.С.Выготского «детская постановка» даёт повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сочиняют, импровизируют роли…Изготовление бутафории, декорации, костюмов даёт повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, вырезают, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель, как части общего, волнующего замысла. Наконец, игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работу и даёт ей полное и окончательное выражение».

К.Д.Ушинский был убеждён, что предоставление ребёнку возможности свободного выбора, полной широкой деятельности, поглощающей всю его душу, посильной для него, и является истинной целью жизни.

III. Мой педагогический замысел заключается в том, чтобы эффективно развивать творческие способности через театрализацию, используя метод драматизации, метод импровизации и перевоплощения.

Свою работу представляю в виде трёх этапов:

1. этап. Создание сценария, распределение ролей,

прослушивание аудиозаписи, изготовление декораций,

театрального плаката;

2 этап. Репетиция;

3 этап. Анализ драматической работы.

В работе я использую свои приёмы адекватные поставленной цели. При этом особый акцент делаю на посещение театра с целью повышения актёрского мастерства, использование ролевых игр и других форм обучения. Преимущественно я отдаю предпочтение таким видам творческой деятельности, которые побуждают к проявлению инициативы, самостоятельности, развивают языковое чутьё, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливают на поиск новых творческих решений, формируют у них элементарный самоконтроль, способность к саморегуляции своих действий.

Эффективна интеграция учебного материала (русский язык, литература, история, музыка, ИЗО). Материал, который я использую в своей работе, берётся из методических пособий, журналов, сочетая их со своими разработками.







VI. Результативность моей разработки выражается в том, что у ребят появился интерес к искусству театра. В процессе работы над спектаклем ребята научились перевоплощаться, импровизировать, свободно двигаться по сцене, приобрели способности наблюдать и оценивать театральное действа, научились использовать полученные знания самостоятельно, передавать свои знания и умения более младшим ребятам.

Проведённая впоследствии диагностика среди детей показала, что ребята научились работать с дополнительным материалом, умеют грамотно задавать вопросы, объяснять, обобщать и выделять главное. Ведь для того, чтобы хорошо поставить спектакль, надо изучить эпоху, соответствующую изображаемым событиям, надо познакомиться с особенностями творчества автора. Однако создание спектакля не есть конечная цель совместной деятельности педагога и детского коллектива. Главное- воспитание человека, его души и чувств.

V. Своим опытом я делилась на методическом объединении словесников, давала открытые уроки («Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром»), где использовала инсценирование пословиц, басен, сказок. Изучение литературы совмещала с другими видами искусства.

В общем, мой опыт был оценён положительно. Было отмечено, что позитивное в нем то, что учитель большое внимание уделяет развитию творческих способностей ребят, развитию их потенциала. Для достижения этой цели придерживается следующего правила:

- ребёнок должен сам добывать, осмысливать, перерабатывать и

использовать знания.

На своих уроках использую нестандартные формы обучения: «Урок-путешествие», «урок- сказка», «урок-размышление», «урок- игра», «мастерские».

Таким образом, анализ показывает, что мой опыт сочетает в себе различные элементы, соответствует возрасту детей, их индивидуальным способностям и поставленной цели.

В ходе обсуждения моего опыта был сделан вывод о том, что он представляет актуальность для учителей разных школ.












Литература:


1. Алянский Ю.Л. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре. Л.: Детская литература, 1990.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. - 245 с.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: уч. пособ. М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

4. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. М., 1975.

5. Фридман JI.M., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1995.

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос