Контроль за усвоением знаний, умений и навыков
Ростовская область
г. Донецк
МОУ СОШ №3
Ступаченко Марина
Владимировна
Тема: «Контроль за усвоением знаний, умений и навыков учащихся по теме «Имя прилагательное»»
Цель: - Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Имя прилагательное»;
- Развивать умение применять полученные теоретические знания в практической работе;
- Выявить пробелы в усвоении данной темы.
ПЛАН
1.Организация класса.
Сообщение темы и целей урока.
-
Ход урока.
а. повторение теоретического материала об имени прилагательном.
- что такое имя прилагательное? (часть речи)
- что оно обозначает и на какие вопросы отвечает? (обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?)
- Какие признаки имеет имя прилагательное? (может иметь род, число, падеж)
- Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи? (наша речь становится более насыщенной, ярче..)
(дети работают по вариантам )
Задание 1.
- Списать текст, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные
1 вариант |
2 вариант |
Зимой. Красив (зимний )лес. Всё засыпано (пушистым)снегом. На деревьях (белые) шапки и шубки. На снегу видны следы (лесных) зверей. |
Заяц. Заяц – (лесной) зверёк. У него (длинные) ушки, ( маленький) хвост. Шерсть у зайчишки (мягкая) и (пушистая). Она защищает его от холода (лютой) зимой. |
Выделенные слова в задании пропущены.
- С какой частью речи связано имя прилагательное? (С именем существительным). Укажите стрелкой связь существительного и прилагательного.
- Разберите по членам последнее предложение. Каким членом предложения является имя прилагательное? (определением)
Составление таблицы
- Как изменяются имена прилагательные? (по числам, родам, падежам)
Грамматические признаки имён прилагательных
род число падеж
- От чего зависят грамматические признаки имени прилагательного? (от существительного, с которым оно связано )
- Как определить род, число и падеж имени прилагательного? (какого рода, числа и падежа имя существительное, такого рода, числа и падежа имя прилагательное)
Задание 2
- Изменить имена прилагательные по числам, выделить окончания.
1 вариант |
2 вариант |
ед.ч. мн.ч. низкий- низкие мягкий- мягкие робкий- робкие гладкий- гладкие |
мн.ч. ед.ч скользкие- скользкий лёгкие- лёгкий узкие- узкий редкие- редкий |
(выделенные буквы в задании пропущены)
- Какого рода могут быть имена прилагательные? (мужского, женского, среднего родов)
- На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского (какая? – ая.-яя), мужского (какой? –ой,-ый,-ий), среднего (какое? –ое,-ее)?
- Как определить род имени прилагательног? (найти существительное, с которым связано имя прилагательное. Какого рода имя существительное, такого рода и имя прилагательное)
- В каком числе род прилагательных нее определяется? (во множественном)
Задание 3.
- Списать, определяя род имён прилагательных и выделяя окончания.
1 вариант |
2 вариант |
Меховая шапка- ж.р. Холодный воздух- м.р. Ночная тишина -ж.р. Звёздное небо- ср.р. Больные руки- нет |
Стальное колечко- ср.р. Морской берег- м.р. Тяжёлая ноша – ж.р. Зелёное растение – ср.р. Красивые цветы- нет |
(выделенные буквы в задании пропущены)
- Как ещё могут изменяться имена прилагательные? (по падежам)
- Как определить падеж имени прилагательного? (какого падежа имя существительное, с которым связано имя прилагательное, такого падежа будет и имя прилагательное)
Задание 4.
- Списать, определяя падеж имён прилагательных.
1 вариант |
2 вариант |
У яркого костра(Р.п.), горячим чаем (Т.п.), о хорошей погоде (П.п.), с громким лаем (Т.п.), по белоствольным березкам (Т.п.) |
Около лесной сторожки (Р.п.), по извилистой тропинке (П.п.), с верным товарищем (Т.п.), о весёлых друзьях(П.п.) |
- Для чего необходимо уметь определять грамматические признаки имени прилагательного? (Для того, чтобы научиться правильно писать безударные окончания)
- Какой самый простой и надёжный способ проверки безударных окончаний имён прилагательных вы знаете? (по вопросу)
Задание 5.
- Списать, вставляя безударные окончания имён прилагательных и определяя их грамматические признаки.
1 вариант |
2 вариант |
Ветерок разносит из поляны сонной (ж.р., ед.ч., Р.п.) скошенного (ср.р., ед.ч. р.п.,) сена запах благовонный (м.р., ед.ч.,В.п.) Всё молчит, всё дремлет,- в утреннем (м.р., ед.ч., П.п.) покое Только ржи мелькает море золотое(ср.р., ед.ч. И.п.) |
Я помню, как детьми, с румяными щеками (мн.ч. Т.п.) По снегу хрупкому(м.р., ед.ч. Д.п.) мы бегали с тобой – Нас добрая (ж.р.,ед.ч.,И.п.) косматыми (мн.ч.,Т.п.) руками Ласкала и к огню сгоняла нас клюкой |
Итог урока.(собрать работы)
Д.з – выписать из любого произведения пять словосочетаний (сущ. + прил.) и определить грамматические признаки имён прилагательных.
Список используемой литературы:
О.Н. Пупышева «Олимпиадные задания».
Москва «ВАКО» 2008г.
Дидактический материал «карточки с заданиями»
Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1990г.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
Марина Владимировна, к сожалению, вы не прокомментировали, какой (по счету) урок вы описываете по данной теме. Судя по цели - это обобщение и систематизация, т.е., как минимум - не первый, а сам урок выстроен с использованием только репродуктивных методов обучения. нет разнообразия приемов и заданий (даже по форме выполнения).
Возможно, если бы были ваши уточнения, такое построение урока было бы оправдано.
С уважением,